Научная статья на тему 'Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы'

Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА / ОФИЦЕРЫ / КУРСАНТЫ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER MILITARY SCHOOL / OFFICERS / CADETS / HUMANITARIAN TRAINING / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гожиков Василий Яковлевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы гуманитарной подготовки курсантов военных вузов. Приведены результаты исследования зависимости образовательного процесса от общего состояния модернизации системы высшего профессионального образования и иных обстоятельств социальной и военной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian training of future officers in the context of modern transformation of the higher military schools

The article deals with topical issues of training of students in military schools. The results of investigation of the educational process depends on the overall state modernization of higher education and other circumstances of social and military practice.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы»

Гожиков В.Я.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

В современных условиях гуманитарное развитие, духовно-нравственное воспитание вступающего в самостоятельную жизнь нового поколения российских офицеров предстает как важнейший императив модернизации высшей военной школы.

Вместе с тем, анализ научной литературы [1; 3; 4; 9] показывает, что особенности модернизационных преобразований в системе гуманитарной подготовки курсантов определяются общими проблемами модернизации современной России (когда средняя школа, не справляется с качественным массовым образованием и воспитанием, высшая школа - с подготовкой востребованных обществом категорий профессионалов, армия - с воспроизводством офицерского корпуса должного профессионального и этического уровня).

Гуманитарная подготовка специалистов в высшей школе находится на недостаточном высоком уровне в силу ряда «объективных» и «субъективных» причин, в числе которых:

- раздробленность и низкий уровень научного осмысления социального опыта человечества, страны, общества, личности;

- отсутствие должной связи с собственно человеческими проблемами, с поиском личностных смыслов и развитием внутренней духовной культуры;

- реализация цикла гуманитарных дисциплин в вузах вне единого культурного поля, традиций мировой и отечественной культуры;

- искажение смысла понятия «образованный человек» (подмена понятия «культурный» понятием «информированный»);

- утрата критериев нравственности, духовности и снижение этических представлений в сознании и поведении людей;

- развитие псевдокультурных и антикультурных тенденций;

- недостаточность сведения гуманитаризации к дополнению учебных планов новыми предметами (опасности ущемления одних дисциплин в пользу других).

Исходя из этого, гуманитарная подготовка курсантов должна модернизироваться, саморазвиваться и видоизменяться в зависимости от условий развития системы государственно-патриотических и духовных ценностей в обществе и Вооруженных Силах, а также обстоятельств формирования гуманистических смыслов предметной и мыслительной деятельности обучающихся (отрефлексированных ими «идеальных» норм подготовки себя к будущей профессии руководителя-гуманиста).

Под модернизацией системы гуманитарной подготовки курсантов автор предлагает понимать целенаправленную совместную деятельность ее субъектов (взаимодействующих с российскими социокультурными институтами) по внесению инновационных изменений в содержание гуманитарной составляющей высшего военного образования и созданию организационно-педагогических условий личностного развития выпускников военных вузов как патриотов своего Отечества и носителей современной гуманитарной культуры.

Следовательно, в цели модернизации высшей военной школы должна быть заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений, возвышения социального интеллекта и др. Только с учетом данного принципа цели будут принадлежать к кругу гуманистических педагогических и являться доминирующими по отношению к управленческим, организационным, информационным и пр.) [2; 5; 6; 8; 9].

Пути решения данных вопросов определены в «Стратегическом плане совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года» [7], выдвинувшего на первый план задачи модернизации военного образования: обеспечение его на качественно ином уровне (соответствие актуальным и перспективным потребностям личности) при условии сохранения фундаментальности; подготовка офицеров (с учетом современных требований к образованию), которые должны:

а) обладать повышенным чувством ответственности за вверенных им подчиненных и судьбу Отечества;

б) самостоятельно принимать ответственные решения (в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия);

в) отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью; г) быть готовыми и способными успешно решать гуманитарно-профессиональные задачи в войсках.

В этой связи социальные и личностные факторы модернизации системы гуманитарной подготовки курсантов (см. рис. 1) предстают в опосредованном виде через: а) стратегии личностного развития будущих офицеров (как основные направления педагогического процесса в военных вузах); б) модели и приоритеты образовательной политики государства.

Проведенное автором исследование показало, что гуманитарная подготовка курсантов (формирование таких компетенций и такого особого способа мышления, которые обеспечивают общее видение мира и понимание личности как высшей ценности) не может противопоставляться профессиональной (формированию профессиональных компетенций и достижению конкретных знаний, навыков и умений в узкой военной специальности).

Таким образом, речь идет о гармоничном балансе гуманитарного и профессионального как основе подготовки современного офицера.

Формирование будущего офицера в военном вузе, по мнению автора, не может быть направлено только на формирование специалиста узкого профиля (ограничиваться «формальной образованностью вне веры, чести и совести»), а должно быть подчинено «глобальной», «стратегической» цели подготовки военного профессионала, «впитавшего» в себя образцы отечественной и мировой культуры, лучшие традиции офицерского корпуса и обладающего чувством ответственности за результаты своей деятельности, за судьбу Отечества.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, в современных условиях речь идет о соответствии модели модернизации гуманитарной подготовки будущих офицеров комплексу объективных и субъективных требований. Подобная модель

\л кОНТеКС^

Профессиональный

Рис. 1. Взаимосвязь социокультурных и профессиональных компонентов гуманитарной подготовки курсантов

должна «вписываться» в общий контекст процесса модернизации высшей военной школы. Детерминантный анализ содержания данного процесса представлен на рис. 2.

Детерминантный анализ содержания модернизационных преобразований в

подготовке курсантов

Переход Вооруженных сил Российской Федерации к новому облику

Применение новых форм и способов ведения боевых действий, в том числе разнородными и межвидовыми группировками войск и сил

Пересмотр организации и содержания обучения курсантов

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения

Разработка проектов ФГОС ВПО (бакалавриат, специалитет)

Разработка новых образовательных программ

квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников

дополнение базовой и определение вариативной составляющих учебный план, программы учебных дисциплин (курсов и модулей), программы практики, стажировок; методические материалы , обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной / технологии

соответствующего ФГОС

Рис. 2. Детерминантный анализ содержания модернизационных Преобразований в подготовке курсантов.

Данные исследования свидетельствуют о том, что социально-гуманитарные факторы личностного развития курсантов имеют различную «векторную направленность». Результаты экспертной оценки, сделанной представителями руководящего и научно-педагогического состава военных вузов по данной проблеме, приведены в таблицах 1 и 2.

Факторы (позитивного характера) Экспертная оценка (% от числа респондентов)

Широта социализации; профессиональное самосознание (патриотизм, офицерская честь и воинский долг, благородство и др.) 35

Стремление к профессиональной компетентности, к гуманитарному самообразованию 29

Мотивационная готовность к военной службе 17

Целеустремленность, инициативность, способность объективировать собственные психические процессы и осмысливать способы своей деятельности 14

Другие 5

Табл. 1. Результаты экспертной оценки социально-гуманитарных факторов личностного развития курсантов (позитивного характера).

Факторы (негативного характера) Экспертная оценка (% от числа респондентов)

Вариативность гуманитарных способностей курсантов (низкие когнитивные и другие потенциалы) 41

Инъектирование в процесс обучения и воспитания негативных компонентов современного социума, «рыночного» сознания и т.п. 22

«Узость» профессионализации (консолидация сил только на профессиональном направлении) 19

Личностный диссонанс из-за «несовпадения» гуманистических требований и сформировавшихся взглядов, убеждений, нравственноэтических качеств 11

Другие 7

Табл. 2. Результаты экспертной оценки социально-гуманитарных факторов личностного развития курсантов (негативного характера).

Таким образом, возможность и действительность субъектного преобразования в социально-гуманитарном контексте личностного становления будущих офицеров в военных вузах, ориентирует на:

а) обеспечение психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации курсантов, актуализации развития их духовных начал, эмоциональноволевой стабильности, психолого-педагогических условий «разумного» сочетания существующего «информационного прессинга» и организованной системы образования;

б) помощь при выработке у них избирательного отношения к молодежным субкультурам, умении ранжировать информацию в целях интенсивного развития своих гуманитарных качеств активных субъектов познания и общения, в том числе, оптимального использования компьютеризации обучения (чтобы работа с компьютером не снижала инициативности мысли, не обедняла творческое воображение и не уводила от реального мира);

в) реализацию механизмов формирования ценностной базы, нравственных установок и достойной ориентации при нивелировании квазипотребностей и квазиинтересов (преодоление инфантилизма и духовной опустошенности) [2; 5; 6; 8; 9].

Следует подчеркнуть, что в узком психолого-педагогическом, субъективном смысле гуманитарная подготовка будущих офицеров заключается в тесном единстве гуманитарных знаний и гуманистического поведения, стремлении и умении сообразовывать свои служебные и личные интересы с гуманистическими нормами. В

более широком смысле, в гуманитарной подготовке объединяются задачи образования, самообразования, воспитания и самовоспитания курсантов.

Таким образом, гуманитарная подготовка:

- предназначена для того, чтобы помочь человеку, целостному субъекту культуры и деятельности (в его экзистенциальной и онтологической полноте) построить образы мира, сформировать ценностное отношение к нему;

- не существует в виде учебников и учебных пособий - настолько сложен ее предмет - человек;

- являясь частью знаниевой парадигмы различных наук, отличается тем не менее по функциональной направленности, предполагающей своей целью раскрытие гуманных, мировоззренческих основ современной военно-профессиональной деятельности;

- детерминирована спецификой «национально-культурного мира», обусловленного историей, языком, философией, литературой, традициями и психологией;

- представляет идеалы, сформированные в недрах культуры, и прежде всего, в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях;

- выполняет важнейшие функции трансляции и воспроизводства культурных ценностей и смыслов жизни;

- может возникнуть лишь в сознании при обязательном осваивании целостного гуманитарного курса, состоящего из нескольких учебных дисциплин.

Основная (генеральная) цель гуманитарной подготовки курсантов определяется как гармоничное развитие профессиональных и нравственных качеств, основанное на усвоении социокультурных ценностей, сформированных умениях обучаемых самостоятельно вырабатывать руководящие принципы своей профессиональной деятельности и социального поведения с позиций гуманизма, а также воспитанных стремлений к проявлению социально-значимой, творческой активности.

Следовательно, гуманитарная подготовка в военных вузах не может быть сведена только к объему гуманитарных знаний. Она аккумулирует направленность личности курсанта (как систему ее ценностей и отношений) и предстает как совокупность (синтез) вариативно устойчивых компонентов:

• аксиологического, отражающего уважение курсантов к системе гумани-

стических ценностей и жизненных смыслов на их основе;

• интеллектуального (когнитивного), отражающего определенный тип мыслительной деятельности, принципы понимания действительности, осмысления проблем, принятия решений;

• эмоционального, отражающего преобладающие позитивные эмоции;

• характерологического, объединяющего устойчивые, типообразующие гуманистические индивидуальные черты (в том числе, приобретенные в результате обучения и воспитания);

• коннотативного, отражающего гуманистические поступки, моральные убеждения и поведение.

Таким образом, модернизационные преобразования в подготовке будущих офицеров на основе принципов гуманизма, духовности, культуросообразности, диалогичности, фундаментальности, интегративности, вариативности и преемственности в настоящее время являются насущной необходимостью и потребностью государства, общества и Вооруженных Сил РФ.

Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны быть обращены к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие курсантов. В этой связи модернизация системы гуманитарной подготовки курсантов предстает как совокупность концептуально выраженных гуманистических целей и задач развития гуманитарной образовательной среды, научных гуманитарных знаний, ценностных ориентиров, содержания и способов совместной деятельности субъектов высшей военной школы, обеспечивающих гуманитарно-профессиональную подготовленность, развитие творческих сил и способностей выпускников военных вузов.

* * *

1. Байденко В.И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2004.

2. Белошицкий А.В. Личностно-профессиональное становление офицеров в военном вузе. Воронеж, 2007.

3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 19-27.

4. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 8-й Всероссийской научно-практ. конференции: в 6 ч. М., Челябинск, 2009. Ч. 3.

5. Попов В.А. К вопросу о процессе формирования мировоззренческой составляющей личности у курсантов высших военных учебных заведений // Современные проблемы психо-

логии развития и образования человека: сб. материалов I Всероссийской конференции с международным участием: в 2 т. СПб., 2009. Т. 2.

6. Реализация гуманитарной составляющей подготовки офицеров в военных вузах: концептуальные подходы и опыт проведения всех видов учебных занятий. М.: Воен. ун-т, 2006.

7. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года. М., 2008.

8. Ульянова В.Г. Формирование гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. Машинопись.

9. Уткин В.Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих: дис. . д-ра пед. наук. Казань, 2010. Машинопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.