Научная статья на тему 'Гуманитарная культура в системе аграрного образования Украины'

Гуманитарная культура в системе аграрного образования Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кострица Н. Н.

Автор акцентирует внимание на совершенствовании гуманитарной культуры в системе аграрного образования Украины, которая является для подрастающего поколения основой их национального воспитания и мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная культура в системе аграрного образования Украины»

сионально-ориентированных дисциплин, параллельно, теоретических и практических. Модуль 3. «Kultur / Literatur / Mass media»: применение средств, в соответствии с определенными кандидатом профессионально-ориентированными курсами. Оценка. По окончании модулей проводятся экзамены и анализ самостоятельного проектирования учебного плана и дидактики обучения профессионально-ориентированных дисциплин, выбранных кандидатом. Литература выдается на первом занятии.

Следовательно, в связи с проблемой увеличения численности и категорий студентов, лица, разрабатывающие политику, и учебные заведения стран ЕС пришли к очевидному решению: диверсифицировать программы и квалификации, и создать, в рамках непрерывного процесса высшего образования, ряд уровней, постигши которые, можно вступать в высшие учебные заведения, ориентированные на подготовку преподавателей-аграрников.

Список литературы:

1. http: // www.media.educatio n.gouv.fr.

2. http://www.bristol.ac.uk/ education /programmes.

3. http: // wiwi.uni-paderborn.de/.

4. www.esu.pd.it.

5. http://www.wageningenuniversiteit.nl/UK/.

6. http: // www. UGent. be/p eople?ugentid=801000456765.

7. http://wwwd e.uni.lu/format ions/ flsh ase /formation_continue_ letze-buerg esch_als_friemspr ooch/p rogramme.

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

© Кострица Н.Н/

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,

Украина, г. Киев

Автор акцентирует внимание на совершенствовании гуманитарной культуры в системе аграрного образования Украины, которая является для подрастающего поколения основой их национального воспитания и мировоззрения.

Сегодня, как никогда общество испытывает дефицит гуманитарной культуры, который, прежде всего, связанный с изменением духовных

♦ Доцент кафедры Украинского языка, кандидат педагогических наук, доцент, докторант

152

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ценностей человека и рождением новых социокультурных идеалов в системе образования. Конфликт ценностей является бесспорным компонентом развития общества переходного периода. «Вернуть смысл и стабильность бытия человеку и человечеству может только гуманитарная культура» [2, С. 99].

Культура является мощным фактором развития человека. Для техногенного типа культуры характерный дефицит гуманитарной культуры и рационального научного мышления.

Поэтому развитие современного аграрного образования должно быть направлено на переход от образовательной парадигмы к культурологической, целью которого является воспитание «человека культурного», а не «человека образованного». Позиция человека по отношению к культуре (потребительская, креативная, новаторская, гуманитарная) зависит от уровня культурности самого человека.

Гарантом выживания украинского общества, на наш взгляд, является усвоение человеком ценностей культуры, которые составляют ядро ее национального мировоззрения. Мировоззрение украинцев их национальное сознание, этнические ориентации, верования, правовые нормы отображаются в культуре народа, которая должна подтверждать свое присутствие в европейском культурном пространстве.

Гурская Л.И., Гурская Л.В. отмечают, что становление национальной системы образования и воспитания должно происходить на основе украинской мировоззренческо-философской ментальности, которая имеет свои специфические черты: 1) направленность на внутренний эмоционально-чувственный мир человека, в котором главенствует не холодный рациональный толк, а страстный призыв «сердца» (кордоценризм); 2) глубоко личностный подход к толкованию реальности; 3) «антеизм» - единство человека с природой, что так выразительно проявляется в фольклоре [1, С. 48-49].

Сложным фольклорным комплексом украинцев являются народные традиции, обряды, мораль, которые складывались на протяжении веков и подальше активнее входят в систему современной культуры. Они удовлетворяли духовные и эстетические потребности народа, в них проявлялись их чувства, таланты, способности.

Неоценимым наследством и животворным источником национального духа в воспитании и обучении специалистов-аграриев являются календарные праздники, обряды и обычаи, которые являются распорядком жизни хлебороба. Природа в символах выступала основным выразительным средством украинской обрядности. Мотив земли является ценнейшим из всех природных богатств, которыми дано владеть человеку. широко представлен в украинском фольклоре. Ведь самое ценное, что имеет человек -жизнь, счастье, здоровье, вера и любовь, духовные и материальные блага,

идет от земли. Она наша кормилица, именно поэтому украинцы вложили в первооснову крылатых высказываний слово «земля», например: «оторваться от земли», «втоптать в землю», «смести с лица земли», «лечь в землю», не «слышать земли под собой», «ударить бедой об землю», «соль земли», «не слышать земли под собой».

Растительные мотивы и образы хлебороба всегда были связаны с хлебом. Всех членов крестьянской семьи всегда волновали заботы об урожае. Народная мудрость о выращивании хлеба отображена в многочисленных афоризмах, которые передавались из поколения в поколение («Гром гремит - хлеб будет родить», «Брось ячмень в болото - оденет тебя в золото», «Посей впору, будешь иметь зерна гору», «Ранний пар родил пшеничку, а поздний - метелку», «На черной земле белый хлеб родит»).

Уважительное отношение к хлебу утверждали на праздниках и родственных торжествах, которые сопровождались обрядами его чествования. Хлебом-солью как символом достатка и искренности встречают гостей. Тот, кто заходил в избу - сосед, родственник или знакомый, имел в кармане кусок хлеба, чтоб угостить детей [3, С. 186-190].

Именно календарная обрядность украинского хлебороба, в которой соединяются рациональный опыт, религиозно-магические верования, высоко эстетические традиции, должны стать духовным источником обогащения при преподавании предметов гуманитарно-естественного цикла специалистам-аграриям. Необходимо помнить, что функция преподавания заключается в том, что использование данных из одних наук является предпосылкой для использования материалов с других. Достаточно важным является учет синергетического принципа, взаимопроникновения и взаимосвязи разных отраслей: научного значения, что позволит актуализировать и оптимизировать мировоззренческую составляющую смысловых единиц и блоков образовательных дисциплин, сформировать целостную полезную современность многомерного мира.

Трачук В.О. считает, что образование должно стать не просто средством познания мира, а средством его понимания, что позволит учитывать уникальность каждого отдельного личного подхода в процессе познания, осуществлять преподавание на основах общечеловеческих ценностей, позволит наполнить значение этическим смыслом [4, С. 110].

Следовательно, изменения парадигмы в аграрном образовании связаны с совершенствованием ее гуманитарной составляющей, взаимопроникновением природных, технических и общественных наук, возрождении гуманитарной культуры, культуры общения, культуры труда и обучения, что поможет раскрыть творческие способности и талант каждого студента, повысить его интеллектуальный уровень и развить личные качества будущего специалиста.

154

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Гурська Л.1., Гурська Л.В. Етнонацюнальний чинник як домшанта укрансько! моделi освгга // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому закладi освгга: Матерiали п'яти Iрпiнських м1жнародних науко-во-педагогiчних читань. - Iрпiнь: Нацюнальна академiя ДПС Укра!ни, 2007. - 472 с.

2. Рябошнь М.В. Фшософсько-теоретичш основи гуманоцентрично! освiти // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому закладi освiти: Матерiали п'яти Iрпiнських мiжнародних науково-педагогiчних читань. - 1ртнь: Нацiональна академiя ДПС Укра!ни, 2007. - 472 с.

3. Стельмахович М.Г. Народна педагопка. - К.: Рад. шк., 1985. - 312 с.

4. Трачук В.О. Гумашзм як парадигма сучасно! освiти // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому закладi освгга: Матерiали п'яти Iрпiнських м1жнародних науково-педагогiчних читань. - Iрпiнь: Нацюнальна академiя ДПС Укра1ни, 2007. - 472 с.

РОЛЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

© Крутько Ю.В/

Российский государственный социальный университет, г. Москва

«Носителем» содержания образования является учебный материал, выступающий в обучении студентов-музыкантов как учебный музыкальный материал.

Музыкальный материал является ядром содержания исполнительского обучения и средством формирования профессиональной готовности широкоэрудированного специалиста-просветителя к исполнительской, культурно-просветительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности, что позволяет максимально реализовать творческий потенциал каждого студента-музыканта.

Одной из важнейших задач высшего образования на современном этапе является подготовка будущего специалиста, чутко реагирующего на изменения на рынке труда и отвечающего потребностям общества. Инно-

♦ Заместитель декана по работе со студентами и организации производственной практики факультета музыкального образования и социокультурной деятельности, преподаватель кафедры Социологии и философии культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.