Научная статья на тему 'Роль учебного материала в процессе формирования профессиональной готовности судентов-музыкантов'

Роль учебного материала в процессе формирования профессиональной готовности судентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутько Ю. В.

«Носителем» содержания образования является учебный материал, выступающий в обучении студентов-музыкантов как учебный музыкальный материал. Музыкальный материал является ядром содержания исполнительского обучения и средством формирования профессиональной готовности широкоэрудированного специалиста-просветителя к исполнительской, культурно-просветительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности, что позволяет максимально реализовать творческий потенциал каждого студента-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебного материала в процессе формирования профессиональной готовности судентов-музыкантов»

Список литературы:

1. Гурська Л.1., Гурська Л.В. Етнонацюнальний чинник як домшанта укрансько! моделi освгти // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому закладi освгги: Матерiали п'яти Iрпiнських м1жнародних науко-во-педагогiчних читань. - Iрпiнь: Нацюнальна академiя ДПС Укра!ни, 2007. - 472 с.

2. Рябошнь М.В. Фшософсько-теоретичш основи гуманоцентрично! освiти // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому заклащ освiти: Матерiали п'яти Iрпiнських мiжнародних науково-педагогiчних читань. - 1ртнь: Нацiональна академiя ДПС Укра!ни, 2007. - 472 с.

3. Стельмахович М.Г. Народна педагопка. - К.: Рад. шк., 1985. - 312 с.

4. Трачук В.О. Гумашзм як парадигма сучасно! освiти // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому заклащ освгга: Матерiали п'яти Iрпiнських м1жнародних науково-педагогiчних читань. - Iрпiнь: Нацюнальна академiя ДПС Укра!ни, 2007. - 472 с.

РОЛЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

© Крутько Ю.В/

Российский государственный социальный университет, г. Москва

«Носителем» содержания образования является учебный материал, выступающий в обучении студентов-музыкантов как учебный музыкальный материал.

Музыкальный материал является ядром содержания исполнительского обучения и средством формирования профессиональной готовности широкоэрудированного специалиста-просветителя к исполнительской, культурно-просветительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности, что позволяет максимально реализовать творческий потенциал каждого студента-музыканта.

Одной из важнейших задач высшего образования на современном этапе является подготовка будущего специалиста, чутко реагирующего на изменения на рынке труда и отвечающего потребностям общества. Инно-

♦ Заместитель декана по работе со студентами и организации производственной практики факультета музыкального образования и социокультурной деятельности, преподаватель кафедры Социологии и философии культуры

вационная парадигма образования обуславливает поиск путей обновления образования в соответствии с требованием времени и запросами общества

- в результате профессиональной подготовки, в социум должны прийти подготовленные специалисты и принести с собой новые передовые методики. Современный педагог - это человек высокой культуры, интеллектуал с широкой эрудицией, умеющий ориентироваться в инновационных преобразованиях в области педагогики, педагогической науки, владеющий технологией воспитания нестандартной, творческой личности, готовой к конкурентоспособной трудовой деятельности.

Проблема профессиональной готовности к практической деятельности педагога в различных аспектах отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых. Профессиональная готовность как сложное, многоуровневое понятие рассматривается с функциональной, личностной и функционально-личностной позиций. Сторонники первого подхода -Е.С. Кузьмин, В.Н. Мясищев - ориентируются на функциональное состояние психической готовности, связанное с установкой к деятельности. Работы М.И. Дьяченко, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, В.А. Сластенина дают возможность уточнить личностный подход к пониманию готовности, а именно, что готовность не является врожденным качеством, а является целью и результатом профессиональной подготовки. Третий подход

- функционально-личностный, показателен на примере работ Л.К. Вере-тенниковой, Е.А. Орловой, Т.А. Ратт, где готовность понимается как ин-тегративное образование, включающее в себя ряд профессионально значимых качеств будущего педагога, совокупность необходимых знаний, умений и навыков, а также потребности в осуществлении данного вида деятельности. Требования к личностным качествам (в трудах К. Д. Ушин-ского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского); к профессиональной деятельности педагога (в работах Ю.П. Азарова, В.А. Сластенина, В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова); подходы к оптимизации образовательной деятельности, понимания обучения в контексте задач педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина) раскрывают сущность профессиональной подготовки. Н.Д. Хмель полагает, что готовность к педагогической деятельности - это сложное образование, формирующееся под влиянием специального обучения и собственного опыта деятельности, по своему состоянию состоящее из ряда элементов, включающих как профессионально значимые качества личности педагога, так и определенные знания и умения. По мнению С. И. Архангельского, готовность педагога отражается «в умении хорошо, мастерски преподать свой предмет, доступно, глубоко излагать учебную информацию, увлекать... потребностью знаний, возбуждать в них (учащихся) трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их

взглядов и гибкость мышления» [16, С. 330]. Готовность к педагогическому труду заключается в познавательной направленности и умении по собственной инициативе ставить перед собой и находить способы решения познавательно-поисковых задач, применять приобретенные знания и навыки в новых ситуациях, в практической деятельности.

Сластенин В. А. определяет совокупность профессионально обусловленных требований к учителю как профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ее составе он выделяет, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. Профессиональные требования к учителю объединены в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Профессиональная готовность студентов к педагогической деятельности рассматривается нами как интегративное целостное свойство лично -сти, структуру которой составляет совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационно-ценностного, информационно-содержательного, организационно-деятельностного и креативного. Мотиваци-онно-ценностный компонент составляют социальные и личностные мотивы студентов, показателями которого являются осознанность выбора студентом будущей профессии, устойчивый интерес, потребность в стремлении к личностному росту, самосовершенствованию. Информационно-содержательный компонент образуют три группы знаний: теоретические, методические и технологические. Организационно-деятельностный компонент определяют следующие группы знаний: когнитивные, коммуникативные, конструктивные и организаторские. Креативный компонент составляют готовность к творчеству и наличие опыта творческой деятельности.

Современные тенденции обновления различных сфер жизни общества с объективной необходимостью проявляют себя в области образования. Обеспечение нового качества образования предусматривает, прежде всего, обновление его содержания. Содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

«Носителем» содержания образования является учебный материал, в обучении студентов-музыкантов выступающий как учебный музыкальный материал, являющийся ядром содержания исполнительского обучения и средством формирования профессиональной готовности широкоэрудированного специалиста-просветителя к исполнительской, культурно-просве-

тительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности для успешной самореализации в профессиональном пространстве.

В исполнительских классах под учебным материалом традиционно понимался репертуар, а точнее нотный текст, в работе над которым учащиеся получали знания, умения, навыки и опыт той деятельности, которая необходима в первую для музыканта-исполнителя. Сегодня ситуация изменилась. Такой подход недостаточен на современном этапе в силу ряда условий.

Во-первых, изменились цели и задачи подготовки специалистов, обусловленные требованиями, предъявляемыми к выпускнику современным обществом. Обучение музыкальному исполнительству ведётся не только в консерваториях, готовящих музыкантов-исполнителей, но и в учебных заведениях, которые согласно готовят в первую очередь профессионалов-просветителей и педагогов-музыкантов. Ставятся иные задачи - формирование не узконаправленного музыканта-исполнителя, а широкоэрудированного музыканта-просветителя; профессионала, подготовленного к успешной реализации во всех сферах социокультурного пространства.

Во-вторых, появились новые источники информации. Расширение информационного пространства облегчило доступ к различным источникам информации, необходимой для подготовки широкоэрудированного специалиста. Это условие должно способствовать созданию комплексов учебного материала, т.к. лишь комплексное использование учебного материала даёт максимальный эффект при подготовке не узконаправленного музыканта-исполнителя, а широкоэрудированного специалиста-просветителя.

Учитывая все эти факторы, содержание учебного материала в современных условиях музыкально-исполнительского обучения не может быть сведено исключительно к осваиваемому репертуару и возникает необходимость расширить само понятие «учебный материал».

Под «учебным материалом» мы понимаем весь не только собственно репертуар, на котором традиционно воспитывается учащийся, но и целый комплекс дополнительных материалов, направленных на формирование художественного сознания, мышления, вкуса, кругозора и всего комплекса музыкальных способностей.

Таким образом, учебный материал в исполнительских классах должен включать в себя целый комплекс компонентов учебного материала - основного и дополнительного: собственно музыкальный репертуар (нотный текст); музыковедческие источники - теоретические и исторические; различные редакции и уртекст; аудио- и видеоматериалы (информационно-обучающие и контролирующие); материал, привлекаемый с помощью мультимедийных ресурсов сети Интернет (информационно-обучающий и

дистанционно-контролирующий); иллюстративный материал из других областей искусства; впечатления от современной музыкальной жизни, ведущие к накоплению необходимого профессионального опыта.

Необходимость привлечения целого комплекса учебного материала в учебный процесс обусловлена тем, что обучение студентов-музыкантов предполагает прохождение просветительской исполнительской и педагогической практики, следовательно, студент должен владеть информацией не только о «строении» произведения и раз и навсегда механически заученно исполнять заученные произведения, но и владеть информацией об эпохе, стиле, жанре, общественной ситуации в период создания произведения, мировоззрении композитора.

Материалы из других областей науки и искусства необходимы для формирования кругозора, развития профессионального интеллекта и широкой эрудиции специалиста и способствуют лучшей подготовке к просветительской деятельности в социокультурной действительности. В дидактическом плане привлечение материалов из других областей продиктовано общей тенденцией современной науки, искусства, образования -тенденцией к интеграции и синтезу.

Все компоненты учебного материала взаимосвязаны и использование всего комплекса является предпосылкой создания максимальных условий для формирования и развития всего комплекса общих и музыкальных способностей, сознания, мышления, кругозора и должно послужить максимально большим импульсом к развитию стойкой профессиональной мотивации высокообразованного, широкоэрудированного специалиста-просветителя, готового к успешной самореализации в социокультурной действительности.

Проверку эффективности усвоения всего комплекса учебного материала в современном образовательном процессе даёт возможность проведение мастер-классов. Такая форма работы активно использовалась выдающимися педагогами-музыкантами прошлого (Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер) и приносили колоссальные результаты. В современных условиях такие уроки приведут к накоплению необходимого опыта, пополнению знаний и будут способствовать формированию новых навыков и умений, интереса и, как следствие, устойчивой мотивации на учебную и профессиональную деятельность. В процессе привлечения большего количества учебного материала (основного и дополнительного) овладение студентами всем комплексом музыкальных способностей и формирование их художественного сознания, профессионального мышления, вкуса, кругозора будет происходить гораздо продуктивнее. Лишь такие специалисты могут рассчитывать на успешную профессиональную самореализацию в современном социокультурном пространстве.

Список литературы:

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004.

3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

4. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. - М: Академия, 2004.

5. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания. Дневники. Избранные статьи. - М.: Советский композитор, 1975.

6. Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы

A.Б. Гольденвейзера. В кн.: Мастера советской пианистической школы. -М.: Музгиз, 1954.

7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.

B. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Учебное пособие в 2-х книгах. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2008.

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИНЦИПУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СРЕДНИХ ПРОФЕСИИОНАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (КОЛЛЕДЖ-ВУЗ)

© Лаптева Н.В/

Самарский государственный университет, г.о. Самара

В статье рассмотрены краткий исторический экскурс развития непрерывного образования, принцип преемственности, проанализированы уровни профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования (колледж-вуз).

Все более возрастающий и беспрецедентный спрос не только в России, но и во всем мире уделяется на разработку новых систем профессионального образования, обеспечивающих повышения качества подготовки специалистов.

Повсюду в мире система профессионального образования сталкивается с серьезными проблемами и трудностями, которые характерны для большинства стран, независимо от уровня их развития. Основные из них;

♦ Аспирант кафедры Педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.