Научная статья на тему 'Гуманитаризация технического образования как педагогическая проблема'

Гуманитаризация технического образования как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITARIZATION / HUMANITARIAN ENVIRONMENT / LIFELONG EDUCATION / HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна, Трубникова Элеонора Игоревна, Trubnikova Eleonora I.

Подчеркивается необходимость гуманитаризации высшего технического образования. Обосновывается роль гуманитарных наук в создании гуманитарной среды в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization of higher technical education as a pedagogical problem

The necessity of humanitarization of higher technical education is emphasized in the article. The role of the humanities and the conditions promoting the realization of higher technical education are described in it.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация технического образования как педагогическая проблема»

ПЕДАГОГИКА, АКМЕОЛОГИЯ

УДК 15993

Е. Я. Городецкая, Э. И. Трубникова

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Подчеркивается необходимость гуманитаризации высшего технического образования. Обосновывается роль гуманитарных наук в создании гуманитарной среды в техническом вузе.

Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарная среда, всестороннее развитие личности, гуманитарные науки.

Humanitarization of higher technical education as a pedagogical problem. ELENA Ya. GORODETSKAYA, ELEONORA I. TRUBNIKOVA (Far-Eastern National Technical University, Vladivostok).

The necessity of humanitarization of higher technical education is emphasized in the article. The role of the humanities and the conditions promoting the realization of higher technical education are described in it. Key words: humanitarization, humanitarian environment, lifelong education, humanities.

Отрадно отметить, что в последние десятилетия на смену технолого-технократической модели, которая лежала в основе традиционного образования в течение первой половины ХХ века, приходит модель, ориентированная на развитие личности и полное раскрытие ее индивидуальности. Это вызвано переменами, происходящими в нашем обществе, демократизацией всех сторон жизни, глубокими трансформациями на мировой политической арене. Изменился характер труда, в котором все большая доля приходится на умственную составляющую; меняются условия экономической деятельности, техническая база и организационные формы, ее структура и требования, которые в целях обеспечения нормального функционирования экономики предъявляются к уровню знаний и квалификации ее главного действующего лица - человека. Эти перемены привели к повышению востребованности квалифицированных специалистов - социально мобильных, стремящихся к непрерывному самообразованию, личностному и профессиональному совершенствованию.

Впечатляющее развитие образования во второй половине ХХ и начале XXI века, заметное повышение его среднего уровня среди населения планеты представляют собой одну из крупнейших перемен общемирового значения. Воздействие системы образования на экономические, политические, социальные и культурные процессы, происходящие в обществе, невозможно переоценить. Именно образование выполняет одновременно культурные, общественные, экономические и этические

функции. Оно обеспечивает и преемственность поколений в обществе, поскольку передает знания, теории, концепции, технологии и этические нормы поведения, эстетические ценности, а также опыт, накопленный человечеством за всю его историю. Образование воспроизводит и развивает потенциал, который позволяет человечеству двигаться вперед, обновляться, меняться, совершенствоваться, что, несомненно, отражается на любом виде человеческой деятельности.

Таким образом, можно выделить три общие цели высшего образования.

Первая - создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации и (при необходимости) переквалификации для включения человека в общественно полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. При этом для каждой отдельной личности образование выступает в двух ипостасях: а) как средство ее самореализации, самовыражения и самоутверждения, поскольку наиболее оптимально человек раскрывает свои способности в труде, в первую очередь связанном с профессией; б) как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, интеллектуальный капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда.

Вторая цель образования - воспитание граждан, социально активных, творческих, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и

ГОРОДЕЦКАЯ Елена Яковлевна кандидат филологических наук, профессор, директор Гуманитарного института, e-mail: elena.gorodetskaya@gmail.com , ТРУБНИКОВА Элеонора Игоревна, кандидат педагогических наук, директор Евроазиатского лицея (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: trubnikova@mail.ru © Городецкая Е.Я., Трубникова Э.И., 2010

ПЕДАГОГИКА, АКМЕОЛОГИЯ

идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за охрану природы, судьбы страны и мира.

Третья цель - удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства (в экономической, социальной и культурной сферах) в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.

До настоящего времени вся постановка обучения и воспитания в высшей профессиональной школе исходила из необходимости сформировать специалиста, в наибольшей степени отвечающего требованиям производства, которое было как бы первичным (причиной), а образование его субъектов - вторичным (следствием). Однако поворот общества в сторону гуманизации, признание значимости личности ведет к тому, что человек начинает предъявлять все большие требования к интеллектуальному и творческому содержанию производства.

Основа понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» общая - человек, но понятие «гуманизация» шире понятия «гуманитаризация». Гуманитарная направленность образования в вузе возможна только при создании гуманитарной среды, т.е. определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического и психологического характера, обеспечивающей формирование единой гуманитарной культуры с целью стимулирования гуманитарного мышления у обучающихся. Гуманитарная среда предполагает создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура, методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом, что предусматривает использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой культуры и техники.

К сожалению, ученые, занимающиеся проблемами педагогики высшей школы и теоретическими проблемами высшего образования, вынуждены констатировать, что гуманитарная среда в техническом вузе в настоящее время не сформирована в достаточной степени. Среди причин такого положения можно выделить следующие: преподаватели технических вузов осознают актуальность гуманитаризации, но не владеют путями (методами, средствами) ее осуществления; гуманитарные науки изучаются, но в них не всегда четко выделены гуманитарные цели; технические дисциплины, формирующие профессиональную компетентность будущих специалистов, читаются без учета социокультурного контекста профессиональной деятельности, поэтому выпускник технического вуза очень часто не может разобраться в сложных профессиональных ситуациях, требующих применения таких критериев, как красота, добро, зло, польза, безвредность, т.е. подойти к решению профес-

сиональной проблемы с гуманистических позиций. По мнению А.В. Толстых, из технического образования выхолощен аффекто-эмоциональный запал детства, что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида [3]. Речь необходимо вести не о противопоставлении гуманитарного, естественно-материального и технического образования, не о приоритете одного перед другим, а о поисках путей улучшения того и другого в их единстве и взаимосвязи. Но если гуманитарное и техническое (естественно-научное) образование не антиподы, а две стороны единого процесса, то в чем же тогда будет заключаться гуманитаризация технического образования?

Гуманитарный (Ьитапш, Иишапказ) означает «свойственный человеческой природе». Следовательно, гуманитаризацию образования следует рассматривать не в узком смысле - лишь как усиление и увеличение числа гуманитарных дисциплин в учебных планах подготовки специалистов технического профиля, а в самом широком - как формирование у человека особой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем. Применительно к профессиональному образованию гуманитаризация означает утверждение сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле) и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства [2]. В последнее время в стратегии развития высшего образования все более укрепляется концепция гуманитаризации как процесса, направленного на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарного потенциала каждой области знаний, на присвоение (интериоризацию) личностью общественно значимых ценностей. Если исходить из этой концепции, то гуманитаризация профессиональной подготовки предполагает две цели: во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, т. е. развитие его общей и профессиональной культуры; во-вторых, его личностное развитие путем самоактуализации и самореализации в различных видах профессиональной, социальной, творческой деятельности (Р. Бернс, А.Комбс, А. Маслоу, М. Надеева, Г Чистяков и др.)

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день единая стратегия гуманитаризации образования отсутствует. Можно лишь выделить отдельные положения в толковании этого понятия, которые общепризнаны. Среди них - признание необходимости формирования целостной личности обучающегося, признание ее/его прав на свободу и развитие, гуманистическая направленность образования, а также совершенствование процесса его гуманитаризации и увеличение доли гуманитарных дисциплин в образовательных программах. Однако все эти постулаты должны найти конкретные методы и формы реализации в учебно-воспитательном процессе. Методология гуманитаризации образования - одна из ключевых проблем педагогики высшей школы. Гуманитаризация образования невозможна без принципиального пересмотра всей системы обучения, начиная с изменения целей и заканчивая конкретными формами и методами

Гуманитаризация технического образования.

Е.Я. ГОРОДЕЦКАЯ, Э.И. ТРУБНИКОВА

обучения. Речь идет не о частных методиках преподавания тех или иных дисциплин, а об общей методологии или философии гуманитаризации образования. Выделим три наиболее общих положения этой методологии: 1) личностно-ориентированный подход к процессу обучения; 2) всемерное формирование свободомыслия и широты стратегий мышления; 3) интенсивное использование активных и поисковых методов обучения.

В педагогике смысл личностно-ориентированного подхода означает становление человека, обретение себя, своего образа неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. «Образовать человека значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизне-творчеству» [1, с. 5]. Личностно-ориентированный подход заключается и в научении студентов общаться друг с другом, с преподавателями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса, видеть в них уникальных и свободных личностей, какими являются и они сами. В умении сопереживать другому видится залог развития лучших человеческих качеств личности, ее нравственности и милосердия. Через общение человек входит в общество, и умение общаться - главный залог социализации личности.

Формирование свободомыслия и широты мышления тесно связано с развитием у учащихся культуры мышления. Преподаватели должны акцентировать внимание на проблемах, связанных с гносеологией, т. е. не только знакомить учащихся с тем или иным научным достижением, но и с тем, как, посредством какой стратегии мышления, борьбы концепций то или иное открытие стало возможным.

С развитием широты мышления непосредственно связана культура (стиль) выражения мыслей. В этом плане правильное овладение языком (родным и иностранным) оказывается значимым фактором в осуществлении гуманитаризации технического образования, поскольку язык как средство общения позволяет осуществлять взаимодействие членов коллектива, доступно излагать определенные суждения, мысли, мнения, точки зрения. Именно с культурой языка и речи непосредственно связана культура общения и поведения. Эти задачи реализуются посредством как изучения родного языка, так и углубленного изучения иностранных языков, которое должно быть связано со страноведением. Следует подчеркнуть, что формирование широты взглядов и общекультурного кругозора предусматривает не только приобретение энциклопедических знаний, но, прежде всего, терпимость к идейному, религиозному и методологическому разнообразию знаний и теоретических подходов к трактовке различных явлений.

Поскольку доминирующей целью гуманитаризации является всеобъемлющее стимулирование творческой активности учащихся, то в обучении должны широко применяться активные и поисковые формы и методы обучения, предполагающие сотрудничество между учащимися, развивающие навыки делового общения, умение работать в команде, нести ответственность, быть лидером или исполнителем. Знания, полученные

в результате активной поисковой деятельности (учебно-научная деятельность, дипломное проектирование и т. д.), являются наиболее ценными, поэтому различные задания поискового характера (написание рефератов, статей, отчетов, докладов и т.д.) должны только приветствоваться. Такие виды работы стимулируют самостоятельную творческую активность обучающихся. В этом плане особенно продуктивны деловые и ситуационные игры, которые позволяют студентам не только усвоить определенные знания и приобрести профессиональные умения в конкретных ситуациях решения профессиональных проблем, но и развивать такие личностные качества, как умение работать в коллективе, способность принимать решения, учитывая мнение всех членов коллектива. Преимущество деловой игры состоит в том, что в ходе ее проведения происходит интеграция содержания целого ряда дисциплин - так, как это происходит в реальной профессиональной деятельности при решении профессиональных задач. Использование в учебно-воспитательном процессе нетрадиционных форм обучения, к числу которых можно отнести лекции-диалоги, круглые столы, дискуссии, конкурсы-викторины и т. д., а также раннее включение студентов в научно-исследовательскую работу оказываются наиболее эффективными формами самореализации и актуализации творческого потенциала студентов.

Процесс гуманитаризации высшего образования на современном этапе невозможен без активного использования современных информационных технологий, потому что они позволяют создавать необходимую информационную среду гуманитарного знания, постоянно обновляя его и способствуя лучшему усвоению.

Поскольку главным принципом гуманитарного знания является принцип целостности, предусматривающий интеграцию знаний из различных областей науки и техники, их взаимодействие и взаимопроникновение, то в этом плане информационные технологии оказывают неоценимую помощь благодаря созданию новых средств и методов обработки и распространения информации, что несомненно способствует личностному, профессиональному, культурному развитию обучающихся.

Итак, умелое использование всего потенциала учебно-воспитательного процесса, продуманное построение программ всех дисциплин, применение неформальных, творческих средств и методов приобщения студентов к культурным ценностям делает гуманитарную подготовку перспективной формой развития личности будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностноориентированное обучение: учеб. пособие. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 144 с.

2. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. № 9. С. 3-11.

3. Толстых А.В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. № 4. С. 9-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.