Научная статья на тему 'Гуманитаризация школьного математического образования'

Гуманитаризация школьного математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безенкова Е.В.

Дано понятие гуманитаризации школьного образования и математического, в частности. Проанализированы исторический процесс его развития в России и основные предпосылки. Раскрыты гуманитарная направленность и потенциал математического образования. Рассмотрена концепция гуманитаризации общего математического образования. Перечислены знаменитые отечественные ученые, работавшие над этой темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация школьного математического образования»

УДК 51(091)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Безенкова Е.В.,, 2017 Гимназия № 17, учитель математики, Пермь

Аннотация: дано понятие гуманитаризации школьного образования и математического, в частности. Проанализированы исторический процесс его развития в России и основные предпосылки. Раскрыты гуманитарная направленность и потенциал математического образования. Рассмотрена концепция гуманитаризации общего математического образования. Перечислены знаменитые отечественные ученые, работавшие над этой темой.

Ключевые слова: гуманитаризация школьного математического образования; процесс развития; гуманитарная направленность; концепция.

HUMANITARIZATION OF SCHOOL MATHEMATICAL EDUCATION

BezenkovaE.V., 2017 Gymnasium No. 17, math teacher, Perm

Abstract: the notion of the humanitarization of school education and the mathematical, in particular, is given. The historical process of its development in Russia and the main prerequisites are analyzed. The humanitarian orientation and potential of mathematical education are revealed. The concept of humanitarization of general mathematical education is considered. Famous domestic scientists who worked on this topic are listed. Key words: humanitarization of school mathematics education; development process; humanitarian orientation; concept.

Происходящая в мире научно-техническая революция, небывалые достижения наук, появление новой техники, внедрение современных технологий в различных сферах производства создали предпосылки технократизации, бездуховности, дегуманизации жизни, порабощения человека машиной, превращение его в некий побочный продукт или деталь механизма производственных отношений. Этот процесс особенно пагубно отражается на детях и молодежи. Мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные навыки на практике. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер.

Воспрепятствовать этому могут и должны усилия, направленные на гуманитаризацию образования. Под которой понимаем систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, соответственно, на формирование личностной зрелости обучаемых.

В современной ситуации структурной перестройки образования гуманитаризация является одним из важнейших условий реального пути возвращения к истокам педагогической науки и традициям российского образования, основанного на представлениях о доминировании целей развития свободной, гуманной, духовной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. Именно в наши дни образование должно стать особым социальным институтом, транслирующим базовые приоритеты российской культуры, воспитывая у подрастающего поколения уважение к истинным общечеловеческим ценностям, формируя когнитивные функции и развивая необходимые социокультурные компетенции, умение креативно функционировать в различных ситуациях. сформированность практических и эстетических качеств ребенка, развитие речи, пространственного и логического мышления, интуиции, положительного отношения к искусству.

Истоки идей гуманитаризации лежат в теоретических трудах таких великих педагогов, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Б.П. Юсов; философов и культурологов - М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и других ученых.

Понятие «гуманитаризация образования» не было однозначным. В 90-х годах прошлого века гуманитаризацию образования понимали, как склонность к увеличению в нем доли гуманитарных дисциплин (В.И. Игошин, А.А. Столяр и др.), что привело к вытеснению точных наук в должном объеме, их место заняли дополнительные часы по русскому языку, обществознанию, литературе, иностранному языку и, как следствие, переизбыток на рынке труда специалистов гуманитарной направленности, дефицит строительных, инженерных, медицинских кадров. Позднее процесс гуманитаризации образования определялся как поиск и выделение в каждом учебном предмете проявлений общечеловеческой культуры (Т.А. Иванова, В.В. Краевский, В.С. Корнилов, Т.Н. Миракова и др.). В частности, Т.А. Иванова говорила: «В этом случае любой предмет, в том числе физика, математика, химия, будет реализовывать также и функцию формирования творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и ценностных, по определению гуманистических, ориентаций» [7, с. 35].

Гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким школьнику, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного. Гуманитаризация современного образования была введена для того, чтобы отойти от устаревших стандартов первого поколения, осуществить постепенный переход к новым федеральным образовательным стандартам. Гуманитаризация образования - это в первую очередь возможность полноценного развития для каждого отдельного ученика.

Дифференцированный подход позволяет подразделять программы по предметам на несколько уровней. Базовый вариант предлагается школьникам, которые не заинтересованы в получении по этой дисциплине углубленных знаний, и хотят ограничиться только программным минимумом. Профильный уровень направлен на школьников, планирующих после окончания учебного заведения продолжить учебу по профилю в высших образовательных заведениях. Основной принцип гуманитаризации образования - возможность выбора учеником личной образовательной траектории.

Современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). Образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.

Рассуждая над тем, что такое гуманитаризация, ведущие педагоги страны, выделяют именно поиск смысла существования для будущих поколений. Новая система должна вернуть школьникам желание учиться, помочь им в постановке жизненных целей, выделении приоритетов.

Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта. П.А. Флоренский считал, что "культура есть среда, растящая и питающая личность" [10, с. 57]. Именно культура, а не общество и коллектив определяет формирование личности. Важнейшее значение таким образом, имеют характер и направленность деятельности учебных заведений, где формируется будущий гражданин.

Воспитательная роль преподавания математики не перестает быть актуальной с конца XIX в. Такие ученые математики, педагоги, методисты, как, Н.И. Лобачевский, П.С. Гурьев, Ф.И. Буссе, А.Н. Остороградский и др. руководствовались принципами сознательного обучения, самодеятельности и активности учащихся, жизненности материала, воспитывающего характера обучения. В частности, С.И. Шохор-Троцкий предлагал для качественного обучения ставить ученика в условия, при которых он был бы активным участником изобретения. Мысль, о том, что изучение математических наук в

школе имеет огромное значение для развития духовных и материальных успехов человечества получила подтверждение на Всероссийских съездах учителей математики, состоявшихся в 1911-1912 и 1913-1914 годах.

В середине XX в. вопросы воспитания школьников на уроках математики вновь стали темой для обсуждения. А.Я. Хинчин, В.В. Репин, а позднее, А.Н. Колмогоров, Б.В. Гнеденко, А.Д. Александров, А.А Столяр, Г.Д. Глейзер, В.Г. Болтянский и многие другие ученые уделяли большое внимание в своих работах вопросам формирования у учащихся культуры мысли, научного мировоззрения, моральных качеств и эстетического воспитания. Таким образом, видим, что хотя термин «гуманитаризация» не употреблялся, отдельные вопросы гуманитарного потенциала всегда были предметом обсуждений и исследований.

В опубликованной в 1990 году концепции развития школьного математического образования не затрагивался вопрос гуманитаризации, но он имел широкое обсуждение в статьях А.А. Столяра, А.В. Дорофеевой, Г.Д. Глейзера, Р.С. Черкасова, Г.В. Дорофеева и др.

Так, А.А. Столяр считал, что главной задачей в обучении математике является обучение детей умению рассуждать и мыслить. А.В. Дорофеева делала упор на формировании научного мировоззрения посредством истории математики. Г.В. Дорофеев раскрывал гуманитарную направленность математического образования в таких целях обучения, как

• овладение комплексом знаний, умений и навыков;

• формирование и развитие мышления, в том числе эвристического, алгоритмического и абстрактного, математического языка;

• реализацию возможностей математики в формировании научного мировоззрения;

• ознакомление с природой научного математического знания;

• формирование и развитие морально-этических качеств личности;

• знакомство с ролью математики в развитии цивилизации.

Г.Д. Глейзер выделял следующие свойства интеллекта, формируемые посредством геометрии: геометрическая интуиция, пространственное и логическое мышление, способность к конструктивно-геометрической деятельности, владение символическим языком геометрии. Он считал, что геометрическое образование важно с различных точек зрения: логической, познавательной (школьник познает пространственные и количественные отношения окружающего мира), прикладной, исторической (на примере развития геометрии можно проследить развитие человеческой культуры), философской. В.М. Тихомиров разделял эти взгляды на роль геометрии в гуманитаризации математического образования, но добавлял единство логического и интуитивного мышления и эстетическое развитие школьников (удовлетворение от успешной интеллектуальной деятельности).

Заметный вклад в решение проблемы гуманитаризации математического образования внес XV Всероссийский семинар преподавателей педвузов (научный руководитель профессор, доктор педагогических наук А.Г. Мордкович). Выполнив обзор докладов, можно определить гуманитарный потенциал математики следующим образом:

математика как метод познания природы и общества; природа математического знания;

связь математики с другими науками и производством; формирование научной картины мира, гуманистического мировоззрения; развитие мышления, нравственное и эстетическое воспитание; история математики, как часть общечеловеческой культуры.

Интересен взгляд Г.И. Саранцева на проблему гуманитаризации, которую он предлагал решать на основе концепции развития личности.

Т.А. Иванова, которая основываясь на сущность современного образования и его глобальной цели, теорию о психологической структуре личности, концепцию о гуманитарном знании и гуманитарной культуре определяла концепцию гуманитаризации общего математического образования как:

• гуманитарный потенциал математического образования определять исходя из психологической структуры личности;

• выявлять его с позиций философии, методологии научного поиска и истории математики, которые включают в себя предмет и методы математики, математический язык, ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой, математическое моделирование, процесс познания, практика творческой деятельности, методы научного познания, культура и стиль мышления, история математики и отражают основной гуманитарный потенциал математики;

• гуманитарную направленность содержания образования отразить как знания о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.

• сформировать у учащихся потребность в усвоении гуманитарного потенциала математики, используя технологию личностно-ориентированного обучения;

• применять системный подход, основным элементом которого является психологическая структура личности и закономерности её развития.

Заметим, что требования последних образовательных стандартов частично отражают гуманитарный потенциал математического образования, но существует противоречие между направленностью обучения на гармоничное развитие личности и набором типовых задач, которые проверяют достигнута ли эта цель. Гуманитарная направленность математического образования также начала находить отражение и в последних поколениях учебников, например, учебники по геометрии, созданные под руководством А.Д. Александрова.

Таким образом, видим, что самая «негуманитарная» наука - математика, обладает огромным гуманитарным потенциалом, раскрывая который, при грамотном, системном его использовании, можно усилить развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, соответственно, формирование личностной зрелости обучаемых.

Список литературы:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58-59

2. Глейзер Г.Д. Цели общего образования в современном мире // Инновации и традиции в образовании. Белград, 1996. С. 93-104.

3. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982

4. Гуманизация науки и гуманитаризация образования: Научно-аналитический обзор. М., 1995. 82 с.

5. Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // в ж. «Математика в школе». 1997. № 4. С. 59-66.

6. Жохов, А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе. - М., 1999. - 479 с.

7. Иванова, Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования. -Нижний Новгород, 1998. - 338 с.

8. Миракова, Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования. - М., 2001. - 465 с.

9. Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования // В ж. «Математика в школе», 1990. №1. С. 5-7.

10. Успенский, В.А. Апология математики, или о математике как части духовной культуры // в ж. «Новый мир». 2007, № 12. C. 127-149.

11. Combs A.W. Humanistic Education: Too Tender For a Tough world? // Phi Delta Kappan. - 1981. - Vol. 62. - P. 448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.