СУ УМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
УДК 378
Н. Ф. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается зависимость эффективности реформ современного профессионального образования от уровня развития личности. Кроме того, отмечается несоответствие требований к специалисту и его потенциальным возможностям, что, в свою очередь, сказывается на профессиональной компетенции. В статье приведены исследования, которые показывают взаимосвязь учебных успехов личности в вузе и её становление как специалиста. Наряду с этим, рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения личности в вузе, что требует целенаправленной деятельности, которая способствовала бы формированию недостающего развития студентов и успешному обучению. Фактор здоровья, интеллектуальный потенциал влияют на успешное обучение и на уровень профессионального развития личности. Решение вопроса связывается с современными технологиями развития и совершенствования учебно-творческого потенциала личности. Вариативность используемых средств обучения студентов обеспечивает эффективность учебной деятельности при условии интенсивного введения личности в профессию, что связывается с периодом до третьего курса и дальнейшим её самосовершенствованием на основе полученных знаний и сформированных умений. Вариативность средств и методов обучения подкрепляется психологическим стимулированием мотивации и успешности личности в образовательной деятельности.
В статье подчёркивается необходимость корректировки процесса обучения в соответствии с возможностями и интеллектуальными способностями личности в профессиональном развитии.
Ключевые слова: учебная деятельность вуза, стратегические задачи, реформы профессионального образования, личность будущего специалиста, успешность обучения и профессионального развития, психологическая готовность.
N. F. Spinzhar
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
HUMANIZATION OF EDUCATION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE UNIVERSITY
In article the interrelation of efficiency of reforms of modern professional education from a level of development of the personality is considered. Besides, discrepancy of requirements to the expert and his potential opportunities is noted that in turn, affects professional competence. Researches which show
СПИНЖАР НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
SPINZHAR NATAL'IA FEDOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of pedagogics and psychology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Спинжар Н. Ф., 2014
interrelation of educational progress of the personality in higher education institution and her formation as the expert are given in article. Along with it, the factors influencing learning efficiency of the personality in higher education institution are considered that on objectively demands purposeful activity which would promote formation of missing development of students and successful training. The health factor, intellectual potential influence successful training and level of professional development of the personality. The solution of a question contacts modern technologies of development and improvement of educational and creative potential of the personality. variability of used tutorials of students provides efficiency of educational activity on condition of intensive introduction of the personality in a profession that contacts the period to a third year and further its self-improvement on the basis of the gained knowledge and the created abilities. variability of means and methods of training is supported with psychological stimulation of motivation and success of the personality in educational activity.
Keywords: educational activity of higher education institution, strategic tasks, reforms of professional education, identity of future expert, success of training and professional development, psychological readiness.
Реформы современного общества приводят к обновлению процесса подготовки специалиста на основе гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования. Данные трансформации отражаются на повышении внимания к развитию личности и внесении изменений по данным вопросам в содержание профессионального образования. Совершенно очевидно, что эффективность преобразований в вузе связана с решением стоящих перед вузом задач подготовки специалиста для новых условий трудовой деятельности.
Современный вуз находится в процессе преобразований, которые вызывают определённые трудности, связанные с недооценкой указанных тенденций в решении важных стратегических задач. В большей степени имеет место необходимость уточнения ряда факторов, влияющих на возникновение учебных и профессиональных трудностей развития будущего специалиста.
Прежде всего, следует сказать об объективных факторах, которые связаны с процессами неустойчивого развития общества и, как следствие этого, профессионального образования, а также о факторе индивидуально-профессионального развития будущего специалиста — уровне сформирован-ности личности, готовности к обучению в вузе и др. Все это влияет на успешное обучение личности, на её активность и результаты профессионального развития. Наряду с этим, сдерживающим фактором выступа-
ют противоречия, связанные с неравномерностью индивидуально-профессионального развития, что проявляется, с одной стороны, в недостаточной ориентированности вуза на проблемы личности и возникающие проблемы профессионализации, а с другой, в социальной незрелости личности будущего специалиста — недостаточном уровне самоорганизации, саморазвития, самообразования. По мнению А. В. Троицкой, успешность овладения профессией тесно связана с успешностью обучения личности в вузе. Соответственно качество общего образования и профессионального развития личности в вузе представляются единой проблемой современной высшей школы. Вместе с тем (как мы уже отмечали) ключевым моментом решения проблем профессиональной подготовки выступает уровень развития личности, способной всесторонне эффективно осуществлять учебную деятельность, стремящейся к достижению высоких результатов [6]. Вопросы понимания студентом содержания учебных курсов напрямую связаны с его интеллектуальным потенциалом, актуализацией имеющегося у личности опыта учебной деятельности.
Среди факторов, влияющих на эффективность обучения в высшем учебном заведении, С. Д. Смирнов в своей работе выделил следующие: материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и
контроля своей деятельности (в данном случае учебной), мотивы выбора вуза, адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения, форма обучения, наличие платы за обучение и её величина, организация учебного процесса в вузе, материальная база вуза, уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала, престижность вуза и наряду с этим — индивидуально-психологические особенности личности студентов [5, с. 341].
Рассмотрим некоторые из перечисленных факторов, которые наиболее значимы для решения задач подготовки современных специалистов. Несомненно, на успешное обучение в вузе и индивидуально-профессиональное развитие личности влияет фактор здоровья, который отражается на её активности, на возможностях преодолевать большие нагрузки и быстро ориентироваться в возрастающих требованиях учебной деятельности и т.д. Поддержание здоровья и психического равновесия обеспечивается умениями равномерного распределения учебной нагрузки, личного времени, отдыха, досуговых занятий и т.д.
Состояние здоровья студентов и его поддержание связаны с организацией занятий по физической культуре. Посещение физкультуры, спортивная активность студентов вуза в значительной степени снижена — нет мотивации к сохранению здорового образа жизни, только 3% студентов считают, что необходимо поддерживать физическую форму. Не случайно В. А. Бодров подчеркнул совпадение психофизического прогноза с оценкой успешности профессионального обучения [1, с. 53]. Очевидно, что это наиболее существенный фактор развития личности в вузе.
Таким образом, фактор здоровья наиболее актуален для успешного развития личности, поскольку выпускнику вуза предстоит осуществлять свою деятельность по специальности в условиях высоких технологических нагрузок, доказывать свою компетентность и значимость для своего работодателя.
Образовательный процесс, как фактор,
тоже влияет на успешное обучение личности посредством своей технологичности, вариативности, через систему активных методов обучения, практико-ориентированных подходов, способствующих активизации учебно-творческого потенциала личности, решению учебных задач, расширению самостоятельных видов работы студентов, творческим разработкам проектов и т.д. Поиск наиболее действенных средств и методов активизации личностных ресурсов будущих специалистов обеспечивает формирование у студентов компетенций, позволяющих им быстро адаптироваться к учебным и профессиональным требованиям от курса к курсу.
Фактор довузовской подготовки влияет на эффективность учебной деятельности студента. Его знания, полученные до вуза, выступают фундаментов успешного продвижения студента по карьерной лестнице, его участия в различные общественных проектах уже на этапе обучения в вузе. Наблюдаемая в практике инертность в студенческой среде чаще всего связана с недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых фундаментальных знаний, которые в вузе могли способствовать развитию интеллектуального потенциала. Отсюда трудности, которые сдерживают индивидуально-профессиональное развитие личности, влияют на качественные показатели освоения профессии, на её ценность для будущего специалиста.
Возрастной фактор, включающий индивидуально-психологические особенности личности, подчёркивает динамику профессионального развития в студенческом возрасте (17—30 лет). В данный период отмечаются высокая мотивация на профессиональное развитие и вместе с тем большие сомнения в правильности выбора профессии и персональными способностями достичь в ней высоких результатов. Более того, если ситуация подкрепляется возникающими учебными трудностями, то студент может не всегда объективно оценить свои силы, и здесь ему способна помочь своевременная помощь преподавателя, понимающего весь спектр про-
блем, возникающих на первых курсах обучения в вузе.
Выход из создавшей ситуации связан с неравномерностью профессионального развития студента. Так, к третьему году обучения происходит снижение мотивации к обучению, интереса к выбранной профессии и т.д. В связи с этим А. В. Троицкая подчёркивает необходимость максимального психологического стимулирования студентов, которые, по её мнению, готовы к интенсивному профессиональному развитию, так как имеют для этого необходимые качества. Опираясь на проведённое психодиагностическое исследование уровня развития личности, автор считает, что профессионально значимые качества формируются у студента только до четвёртого курса, а в дальнейшем они или не формируются, или снижаются. До третьего курса происходит интенсивное профессиональное развитие студента, а к четвертому-пятому (поскольку написание диплома актуализирует систему иных умений и навыков) снижение происходит из-за психологического состояния, а в некоторых случаях из-за утраты смысла обучения и потере интереса к профессии. Данные обстоятельства приводят к неравномерности профессионального развития студента на четвертом-пятом курсах и снижают его показатели обучения. Написание диплома и преддипломная практика — важный этап профессионального развития личности, как и другие, однако возникающие противоречия мешают успешному развитию студента, так как отсутствуют значимые для личности смыслы, которые бы поддерживали интерес к успешному обучению и профессиональному развитию.
Исследование А. В. Троицкой показало следующие результаты психодиагностических методик: у 57% студентов четвёртого года обучения выражена автономность, самостоятельность; у 63% были выявлены высокие показатели гибкого поведения; 65% студентов четвёртого курса могли налаживать контакты с другими людьми [6].
Полученные уровни профессиональной
подготовки студентов (умения принимать самостоятельные решения, устанавливать межличностные связи и т.д.), которые проявились на четвёртом курсе, не изменяются на пятом. Отсутствие тенденций формирования у студентов профессионально значимых качеств на четвёртом и пятом курсе обучения в вузе, позволяет предположить необходимость в дополнительных мотиваторах развития студентов.
Каждый курс играет важную роль в общем процессе формирования специалиста, поэтому учёт выявленных состояний развития личности ещё раз показывает на необходимость последовательной организации от курса к курсу деятельности, направленной на создание новых смыслов для её развития. Перечисленные факторы, несомненно, влияют на эффективность обучения студента, но, вместе с тем, в данном контексте, следует также отметить роль образовательного учреждения и его влияние на формирование личности будущего профессионала, на педагогическую поддержку профессионального развития специалиста в вузе. Речь идёт:
• о специально организованной деятельности, которая будет компенсировать недостающее развитие студентов для успешного обучения;
• о корректировке учебного процесса под влиянием индивидуальных потребностей личности в профессиональном развитии и др.
Одним из важных факторов профессионального образования выступает деятельность преподавателя, который определяет стратегию личностного развития в рамках учебного предмета через все формы и методы учебной деятельности. Однако принимаемые преподавателем меры индивидуально-профессионального развития личности, без опоры на общие требования к специалисту, носят локальный характер активизации ресурсов студента в рамках одного предмета, а по отношению к общему развитию носят обезличенный характер и не интересны для личности.
Данная ситуация существенно изменяет подход к постановке учебных и профессиональных задач в период обучения личности в вузе. Среди перечисленных С. Д. Смирновым факторов не обозначены новые социально-культурные смыслы, расставляющие новые акценты на содержании образования через систему учебных курсов, которые способны поддержать интерес личности для их изучения. Каждый из студентов проявляет свой индивидуальный интерес в выбранной профессии и стремится его развивать имеющимся у личности потенциалом. Однако этот ресурс развития остаётся незамеченным и предпринятые попытки не всегда находят интерес у руководителей курсовых проектов, что, несомненно, отчуждает личность от активного участия в учебной деятельности и в дальнейшем к проявлению инициативы. Повышение интереса личности к обучению связано с использованием активных методов обучения, с которыми тесно связана теория проблемного обучения, система инвариантов, когда знание методов решения задач приводит к независимому (при внешнем кажущемся различии задач) нахождению пути анализа и решения; игры (имитационной, деловой и др.), позволяющей всесторонне развивать профессиональные качества будущего специалиста, расширять систему знаний и умений, деловых качеств и коммуникативных умений (А. В. Троицкая). Наиболее эффективным методом, влияющим на поиск значимых смыслов личности и успешность обучения на старших курсах, является тренинг. Его эффективность объясняется психологическим воздействием на понимание значимых смыслов личностью и трудностей, которые возникают в процессе освоения программы профессиональной и общей подготовки. Тренинг эмоционально положительно воспринимается студентами и не отторгается ими, как другие способы воздействия, а спектр используемых тем, связанных с личностными затруднениями, решается посредством постановки обезличенных задач, что даёт личности возможность наблюдать за их
решением другими участниками тренинга, не озвучивая и не затрагивая болезненные для неё аспекты. Преодоление трудностей — это важный этап, который позволяет студенту выйти из создавшейся ситуации не успешной учёбы, преодолеть не уверенность в себе и увидеть пути эффективного развития.
Таким образом, тренинг, посредством адресного воздействия на проблемы личности в условиях учебной группы, остаётся на сегодняшний день наиболее действенным способом влияния на активизацию интереса личности к успешному обучению и профессиональному развитию. В ходе тренинга у студента формируется объективная оценка понимания трудностей, осознаются сильные и слабые стороны развития, а также раскрываются способности. Познание себя даёт личности уверенность в преодолении трудностей в обучении и профессиональной подготовке. Кроме того, имеют значение разнообразные виды учебной деятельности, в которые включается личность в процессе обучения, поскольку они затрагивают различные сферы её развития, формируют индивидуально-психологические качества. Включённость студента в различные виды учебной деятельности определяется их ценностью для его успешного индивидуально-профессионального развития. Наряду с этим, важным направлением в деятельности вуза является целенаправленное изучение предпочтений студентов в профессиональном образовании и создании свободного поля для инициатив и творчества.
Современная практика образовательной деятельности вуза не в полной мере решает гуманитарные проблемы и, соответственно, не учитывает имеющийся потенциал личности, который бы мог способствовать успешному обучению. Наряду с этим, вуз не даёт никаких гарантий успешности в дальнейшем развитии специалиста, что также влияет на учебную деятельность и усугубляет проблемы адаптации и профессионализации.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что возрастающие требования к лич-
ности современного специалиста, к его про- содержании образования профессионально
фессиональной компетентности, психологи- значимых для студента смыслов. Гуманитар-
ческой устойчивости становятся одним из ные процессы в профессиональном образова-
показателей успешной деятельности вуза в нии приводят к предупреждению деструктив-
условиях развития рынка труда. Кроме того, ных процессов, формированию новых задач
грамотность специалиста, его квалификация деятельности вуза, касающихся педагогиче-
и высокая гражданская зрелость напрямую ской поддержки личности и регулирования
связаны с деятельностью педагогического процесса её успешного обучения. Минимиза-
коллектива вуза, с системой организации ция воздействия неблагоприятных факторов
образовательного процесса на каждом кур- на процесс обучения положительно влияет
се обучения. на успехи личности в индивидуально-про-
Опираясь на новые исследования в облас- фессиональном развитии в вузе, расширяет
ти профессионального развития личности, интересы, способствует активному самораз-
создаются возможности акцентирования в витию и самореализации личности.
Примечания
1. Бодров В. А. Психологические проблемы профессионализации // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. Москва : Институт психологии АН ССР, 1991. С. 3—26.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. 3-е., стер. Москва : Академия, 2007. 304 с.
3. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда : учебное пособие. Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
4. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности : дис. на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук. Москва, 1992. 386 с.
5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., стер. Москва : Академия, 2010. 400 с.
6. Троицкая А. В. Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе // Психология: проблемы практического применения: материалы международной научной конф. Чита: Молодой ученый, 2011. С. 58—63.
References
1. Bodrov V. A. Psikhologicheskie problemy professionalizatsii [Psychological problems of professionalizing]. Psikhologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala [Psychological researches of a problem of formation of the identity of the professional]. Moscow Publishing house of Institute of psychology of the Academy of Sciences SSR, 1991. Pp 3—26.
2. Klimov E. A. Psikhologiya professionaVnogo samoopredeleniya [Psikhologiya of professional self-determination]. Moscow, Publishing House Of The Academy, 2007. 304 p.
3. Pryazhnikov N. S. Psikhologicheskiy smysl truda [Psikhologichesky sense of work]. Moscow, Institut of practical psychology, Voronezh, NPO MODEK, 1997. 352 p.
4. Romanova E. S. Psikhologiya professionaVnogo stanovleniya lichnosti. Diss. dokt. psikhol. nauk. [Psikhologiya of professional formation of the personality. Doct. Psych. sci. diss.]. Moscow, 1992. 386 p.
5. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: Ot deyateVnosti k lichnosti [Pedagogika and psychology of the higher education: From activity to the personality: studies, the settlement for the student, highest studies. Precept]. Moscow Publishing House Of The Academy, 2010. 400 p.
6. Troitsky A. V. Voprosy professional'nogo stanovleniya budushchikh spetsialistov kommunikativnykh professiy v protsesse obucheniya v VUZe [Questions of professional formation of future experts of communicative professions in the course of training in HIGHER EDUCATION INSTITUTION]. Psikhologiya: problemy prakticheskogo primeneniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konf [Psychology: problems of practical application: materials international scientific conference]. Chita, Publishing house Young scientist, 2011. Pp. 58—63.