Научная статья на тему 'Прогнозирование динамики формирования ценностных представлений студентов о профессии в вузе'

Прогнозирование динамики формирования ценностных представлений студентов о профессии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СИСТЕМА МОТИВОВ И ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF MOTIVES AND VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGIC VALUES / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / VIEWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спинжар Нина Сергеевна

В статье подчёркивается влияние реформы образования на процесс профессиональной подготовки и развития личности специалиста, делается акцент на индивидуально-профессиональный опыт, приобретённый до поступления в вуз, отражающийся на системе ценностных представлений о профессии и понимании социальной её миссии. Даётся понимание «профессиональным ценностям» как ориентирам, помогающим человеку выбирать и осваивать профессию. Кроме того, рассматриваются проблемы формирования ценностных представлений о профессии у студентов в вузе, которые связаны с переносом индивидуально личностных нерешённых противоречий на принятие студентом основ профессии. Приводятся результаты исследования, указывающие на эффективность учебных занятий и используемой системы упражнений и подтверждающие динамику формирования ценностных представлений студентов о профессии, прогнозируемую на цикл психолого-педагогического воздействия. Показана необходимость прогнозирования динамики формирования ценностных представлений студентов о своей профессии посредством целенаправленного их разрешения в рамках учебной деятельности по предметам психолого-педагогического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спинжар Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF DYNAMICS OF FORMATION OF THE VALUES OF THE PROFESSION IN THE UNIVERSITY

In article influence of an education reform on process of vocational training and development of the identity of the expert is emphasized, the emphasis on the individual professional experience gained before receipt in higher education institution, being reflected in system of valuable ideas of a profession and understanding of its social mission is placed. The understanding is given to «professional values» as to the reference points helping the person to choose and master a profession. Besides, problems of formation of valuable ideas of a profession at students in higher education institution which are connected with transfer of individually personal unresolved contradictions on acceptance by the student of bases of a profession are considered. The results of research indicating efficiency of studies and used system of exercises and confirming dynamics of formation of valuable ideas of students about a profession, predicted on a cycle of psychology and pedagogical influence are given. Need of forecasting of dynamics of formation of valuable representations of students about the profession by means of their purposeful permission within educational activities for subjects of a psychology and pedagogical cycle is shown.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование динамики формирования ценностных представлений студентов о профессии в вузе»

3. Либерман М. Б., Берлянчик М. М. Культура звука скрипача. Москва : Музыка, 1985. 160 с.

4. Оленчик И. Ф. Обучение и исполнительство на кларнете. Москва : Современная музыка, 2013. 160 с.

5. Пушечников И. Ф. Искусство игры на гобое. Санкт-Петербург : Композитор, 2005. 312 с. References

1. Dikov B. A. Metodika obuchenija igre na klarnete [Technique of learning to play the clarinet]. Moscow, Muzyka Publ., [Music Publ.], 1983. 192 p.

2. Kirillov S. V. Tehnika igry na saksofone i problemy intepretacii original'nyh proizvedenij. Diss. kand. iskusstvovedenija [The technique of playing the saxophone and problems interpretation could original works. Cand. History of Arts sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2010. 166 p.

3. Liberman M. B., Berljanchik M. M. KuPtura zvuka skripacha [Culture violinist sound]. Moscow, Muzyka Publ., [Music Publ.], 1985. 160 p.

4. Olenchik I. F. Obuchenie i ispolniteVstvo na klarnete [Training and performing on clarinet]. Moscow, Sovremennaja muzyka Publ. [Contemporary Publ.], 2013. 160 p.

5. Pushechnikov I. F. Iskusstvo igry na goboe [The Art of Playing the oboe]. St. Petersburg, Kompozitor Publ. [Composer Publ.], 2005. 312 p.

сСПрогнозирование динамики

формирования ценностных представлений

студентов о профессии в вузе

УДК 378.147

Н. С. Спинжар

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье подчёркивается влияние реформы образования на процесс профессиональной подготовки и развития личности специалиста, делается акцент на индивидуально-профессиональный опыт, приобретённый до поступления в вуз, отражающийся на системе ценностных представлений о профессии и понимании социальной её миссии. Даётся понимание «профессиональным ценностям» как ориентирам, помогающим человеку выбирать и осваивать профессию.

Кроме того, рассматриваются проблемы формирования ценностных представлений о профессии у студентов в вузе, которые связаны с переносом индивидуально личностных нерешённых противоречий на принятие студентом основ профессии. Приводятся результаты исследования, указывающие на эффективность учебных занятий и используемой системы упражнений и подтверждающие динамику формирования ценностных представлений студентов о профессии, прогнозируемую на цикл психолого-педагогического воздействия.

Показана необходимость прогнозирования динамики формирования ценностных представлений студентов о своей профессии посредством целенаправленного их разрешения в рамках учебной деятельности по предметам психолого-педагогического цикла.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, система мотивов и ценностей, профессиональные ценности, педагогические ценности, представления.

СПИНЖАР НИНА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств

SPINZHAR NINA SERGEEVNA — doctoral student of Department of pedagogy and psychology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: spinjar@post.ru

204 © Спинжар Н. С., 2014

N. S. Spinzhar

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

FORECASTING OF DYNAMICS OF FORMATION OF THE VALUES OF THE PROFESSION IN THE UNIVERSITY

In article influence of an education reform on process of vocational training and development of the identity of the expert is emphasized, the emphasis on the individual professional experience gained before receipt in higher education institution, being reflected in system of valuable ideas of a profession and understanding of its social mission is placed. The understanding is given to «professional values» as to the reference points helping the person to choose and master a profession.

Besides, problems of formation of valuable ideas of a profession at students in higher education institution which are connected with transfer of individually personal unresolved contradictions on acceptance by the student of bases of a profession are considered. The results of research indicating efficiency of studies and used system of exercises and confirming dynamics of formation of valuable ideas of students about a profession, predicted on a cycle of psychology and pedagogical influence are given.

Need of forecasting of dynamics of formation of valuable representations of students about the profession by means of their purposeful permission within educational activities for subjects of a psychology and pedagogical cycle is shown.

Keywords: personality-professional development, system of motives and values, professional values, pedagogic values, views.

Реформы профессионального образования определяют новые требования к личности будущих специалистов любой сферы, которые обусловлены социальными реалиями, ориентированными на более высокие достижения и качественные преобразования. Развитие производственной сферы ставит перед выпускником вуза всё более усложняющиеся задачи, которые предстоит решать и которые связаны с индивидуально-профессиональной позицией, системой ценностных представлений, личностного смысла, где центральной является мотивационная сфера. От того, какое значение имеет для человека профессия и профессиональная деятельность, зависит эффективность обучения в вузе. При этом мотивы, наряду с интересами, потребностями и идеалами, ценностными представлениями, обусловлены ситуацией социального развития личности.

Развитие личности будущего специалиста-профессионала начинается задолго до поступления в вуз. Накопленный в инди-

видуальном развитии опыт приобретает особое значение, так как в нём отражаются ценностные приобретения личности, понимание добра и зла, нравственных основ жизни и профессиональной деятельности, что, по мнению Л. С. Зориловой, является главным условием формирования современного специалиста [2].

Модель психолого-акмеологического и личностно-профессионального развития строится на двух подструктурах — это «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. М. Дьяченко и др. подчёркивают значимость именно первого основания данной модели — это «развитие профессионализма личности». В указанную подструктуру включаются — освоение новых технологий, новый алгоритм решения профессионально значимых задач, развитие личностных качеств, позволяющих студенту раскрывать индивидуальный потенциал в процессе учебных занятий,

и, наконец, изменение системы мотивов и ценностей. Согласно второй подструктуре — «развитие профессионализма деятельности», акцент делается на повышении профессиональной компетенции — знаю, умею, владею. Данная модель позволяет реализовать компетенции в учебном процессе на основе интеграции личностного и деятельно-стного компонентов.

Подготовка бакалавров по программе «Психолого-педагогического образования» связывается с широким кругом вопросов — общей и специальной профессиональной подготовки. Профессиональные ценности, на которые опирается личность будущего выпускника, трактуются некоторыми авторами как «...ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Профессиональные ценности — это также средство, обеспечивающее личностный социально значимый результат любой профессиональной деятельности» [3, с. 13]. Кроме того, Е. В. Каратаева, Е. Н. Матвейчук рассматривают педагогические ценности в контексте следующего психологического содержания: «педагогические ценности — это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности» [3, с. 13].

Ресурсы личности в профессиональном развитии — это, прежде всего, её социально-культурный опыт, умение учиться и готовность совершенствоваться в выбранном направлении. Поэтому молено высказать предположение, что эффективность профессионального развития личности будет на высоком уровне, если в учебной деятельности прогнозируется определённая динамика актуализации ценностных представлений студентов. Для проведения экспериментальной работы были выбраны такие учебные предметы, которые напрямую связаны с вхождением студентов в профессию

— «Введение в психолого-педагогическую деятельность» и «Тренинг личностного роста». Цель первого этапа экспериментальной работы заключалась в определении факторов, влияющих на динамику формирования ценностных представлений о профессии у студентов. В задачи входило: определение влияния внешних условий на обучение студентов в вузе, выявление предыдущего опыта, полученного личностью (неправильного или недостаточного), и её индивидуальных возможностей. В решении задач мы опирались на следующие положения:

1. Представление — это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом [1, с. 282].

2. Опыт, приобретённый личностью, показывающий на степень её интеллектуальных возможностей в обучении и образовании.

3. Профессиональное мышление, тесно связанное с эмоциями, чувственным опытом человека. Мышление является частью самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание своего отношения к проблеме и др. [1, с. 337].

Прогнозирование динамики формирования ценностных представлений о профессии в научной литературе рассматривается на основе различных подходов и классификаций ценностей личности. Так, у В. Франк-ла, в рамках концепции личности, даётся следующая классификация ценностей, представленная в форме трёх групп — ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Каждая группа ценностей имеет значение для профессионального развития и личностного роста. Так, ценности творчества — важные, но не необходимые, так как основным путём их реализации является труд. Ценности переживания — это переживаемые личностью состояния любви — тоже не необходимые, но в то же время данный опыт позволяет лич-

ности понять другого человека «в глубочайшей сути его личности». Ценности отношения проявляются в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь,

— это, по мнению В. Франкла, боль, вина, смерть [4, с. 56—58]. Согласно В. Франклу, смысл жизни является ценностным моти-вационным основанием для прогнозирования динамики процесса формирования личности. Для этого в экспериментальной работе использовался приём «персональное осмысление жизни», позволяющий осознать свои потребности, интересы и т.д. Для нашего исследования валено предположение, как относится к выявленному смыслу сам человек, что для него важно: собственные проблемы или помощь другому человеку. Указанные выше факторы оказывают влияние на динамику формирования ценностных представлений студентов о профессии, что определило тематику и содержание работы со студентами III курса. Были разработаны занятия по актуальным темам профессионального развития, которые связаны с миссией специалиста — педагога-психолога в обществе в конкретных социальных реалиях. Занятия строились в определённой последовательности, связанной с логикой учебного процесса в вузе,

— лекции, семинары, тренинги, промежуточный контроль и др. — основные формы педагогической деятельности. В ходе проведения занятий были выявлены проблемы межличностного взаимодействия студентов третьего курса на учебных занятиях. Для коррекции противоречий был проведён тренинг для создания благоприятного психологического климата в учебной группе

— тренинг «Межличностные взаимодействия», который включал упражнения: «Комплимент», «Кто он», «Отгадай чувство», «Только вместе», «Дрессировка», «Защитная речь» и т.д. Было выявлено, что студенты воспринимали занятия с позиций собственного развития, но не как опыта для дальнейшей профессиональной деятельности. Мы получили следующие ответы:

• 30,8% респондентов экспериментальной группы высказали суждения, что тренинг нужен для «эмоциональной разрядки», что подтвердило наше предположение о не-сформированности представлений о профессии у студентов на первоначальном этапе экспериментальной деятельности;

• 46,1% респондентов связывали занятия с «познавательностью и интересом»;

• для 23,1% респондентов занятия показали, «как можно помогать людям» в реальной практике самостоятельной профессиональной деятельности.

Поскольку к третьему курсу обучения в вузе у студентов должны быть сформированы основные профессиональные компетенции, то проведённые занятия позволили увидеть, что для них ценностные представления о профессии остаются значимыми лишь в плоскости личностных интересов и проблем. Исходя из создавшей ситуации, для следующего этапа экспериментальной деятельности были сформулированы задачи, связанные с углублением запланированных занятий в проблематику личности, так как нерешённые противоречия индивидуального развития сдерживают профессиональное.

Очевидно, формирование ценностных представлений личности о профессии в период обучения в вузе связано с решением проблемы самой личности и в последующем экстраполяцией их на решение проблем других людей (молодёжи, мужчин и женщин и т.д.). Для этого были разработаны занятия, которые были нацелены на расширение ценностных представлений студентов о профессии и включали следующие упражнения: «Как у меня это здорово удаётся», «Ты и я», «Взаимные презентации», «Сценарии и роли», «Чемодан» и т.д. В конце второго этапа экспериментальной деятельности отмечалась устойчивая, хотя и незначительная динамика изменений в ценностных представлениях о профессии, показателями которых послужили следующие:

• изменились межличностные отношения

в группе, «больше ориентированы на типичные проблемы человека в разном возрасте и в меньшей степени на свои проблемы»;

• повысилась активность каждого участника учебной группы в решении психолого-педагогических задач, «общение стало больше дискуссионным, направленным на всестороннее рассмотрение и решение учебных задач».

Рассматривая полученный опыт как промежуточный в ходе экспериментальной деятельности, молено резюмировать, что на формирование ценностных представлений о профессии у студентов в вузе влияют нерешённые личностные проблемы, од-

нако решение этих личностных проблем в процессе актуализации и создания условий в учебной деятельности позволит сформировать у будущего специалиста социально значимый уровень понимания профессии обществе.

Таким образом, динамика формирования ценностных представлений студентов о своей профессии достигается пололси-тельными изменениями в процессе целенаправленной организации занятий в учебном коллективе, при соответствующем со-дерлсании учебной деятельности и последовательном расширении представлений о профессии и самом себе.

Примечания

1. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / под ред. проф. А. В. Петровского. Москва : Просвещение, 1993. 288 с.

2. Зорилова А. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве : монография. Москва : Академический проект — Альма Матер, 2008. 253 с.

3. Каратаева Е. В., Матвейчук Е. Н. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 11—14.

4. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие для студентов вузов. Москва : ТЦ Сфера, 2008. 512 с.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия / под ред. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2005. 720 с.

References

1. Petrovskiy A. V., ed. Vozrastnaia i pedagogicheskaia psikhologiia [Age and pedagogical psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1993. 288 p.

2. Zorilova L. S. Poisk dukhovnykh idealov lichnosti v nauke, kuVture i muzykal'nom iskusstve [Search of spiritual ideals of personality in science, culture and musical art]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic project Publ.], Al'ma Mater Publ., 2008. 253 p.

3. Karataeva E. V., Matveichuk E. N. Professional'nye tsennosti professii pedagoga: poniatiia i klassifikatsii [Professional values of the teaching profession: concepts and classification ]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2012, № 3, pp. 11—14.

4. Osipova A. A. Obshchaia psikhokorrektsiia [General psycho-correction]. Moscow, 2008. 512 p.

5. Rapatsevich E. S., ed. Pedagogika: boVshaia sovremennaia entsiklopediia [Pedagogy: large modern encyclopedia ]. Minsk, Sovremennoe slovo Publ. [The modern word Publ.], 2005. 720 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.