Научная статья на тему 'Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе'

Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ) / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACTIVITY OF THE PERSONALITY (INFORMATIVE / CREATIVE) / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL AND PERSONAL / INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / SELF-REALIZATION / THE PERSONAL FOCUSED APPROACH / TRADITIONAL APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спинжар Наталья Федоровна

В статье речь идёт о наиболее актуальных задачах развития личности в условиях современного профессионального образования. определены факторы, влияющие на активность и профессиональное развитие личности в вузе. среди них внешние и внутренние факторы, раскрывающие противоречия психолого-педагогического порядка. Рассмотрены важные показатели индивидуально-профессионального развития, связанные с активностью личности в учебной деятельности, профессиональном самоопределении и социально-культурном творчестве, влияющей на выбор подхода и задач самореализации личности. Будущему специалисту предстоит обрести необходимые качества личности для эффективной деятельности в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственного выбора и профессионально зрелого поведения на практике, а затем в самостоятельной работе по специальности. следовательно, практика профессионального образования должна учитывать как требования работодателей, так и потребности личности посредством гуманитарной подготовки и условий для самореализации студентов. В каждом подходе содержатся возможности оптимизации активности личности и раскрытия ею своих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLICATION OF HUMANITARIAN PREPARATION wITH PROBLEMS OF SELF-REALIzATION OF THE IDENTITY OF FUTURE EXPERT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article it is about the most actual problems of development of the personality in the conditions of modern professional education. The factors influencing activity and professional development of the personality in higher education institution are given. Among them the external and internal factors opening contradictions of a psychology and pedagogical order. The important indicators of individual and professional development connected with activity of the personality in the educational activity, professional self-determination and welfare creativity influencing a choice of approach and problems of self-realization of the personality are considered. Future expert should find necessary qualities of the personality for effective activity in difficult sociocultural circumstances, a responsible choice and professionally mature decision in practice, and then in independent work in the specialty. Therefore, practice of professional education has to consider both requirements of employers, and need of the personality by means of humanitarian preparation and conditions for self-realization of students. Each approach contains possibilities of optimization of activity of the personality and disclosure of the resources by it.

Текст научной работы на тему «Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе»

Вопросы ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ и САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

УДК 37.01

Н. Ф. Спинжар

Московский государственный институт культуры

В статье речь идёт о наиболее актуальных задачах развития личности в условиях современного профессионального образования. Определены факторы, влияющие на активность и профессиональное развитие личности в вузе. Среди них — внешние и внутренние факторы, раскрывающие противоречия психолого-педагогического порядка. Рассмотрены важные показатели индивидуально-профессионального развития, связанные с активностью личности в учебной деятельности, профессиональном самоопределении и социально-культурном творчестве, влияющей на выбор подхода и задач самореализации личности. Будущему специалисту предстоит обрести необходимые качества личности для эффективной деятельности в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственного выбора и профессионально зрелого поведения на практике, а затем в самостоятельной работе по специальности. Следовательно, практика профессионального образования должна учитывать как требования работодателей, так и потребности личности посредством гуманитарной подготовки и условий для самореализации студентов. В каждом подходе содержатся возможности оптимизации активности личности и раскрытия ею своих ресурсов.

Ключевые слова: активность личности (познавательная, творческая), учебная деятельность, профессионально-личностное, индивидуально-профессиональное развитие личности, самореализация, личностно-ориентированный подход, традиционный подход, аксиологический подход.

N. F. Spinzhar

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

IMPLICATION OF HUMANITARIAN PREPARATION WITH PROBLEMS OF SELF-REALIZATION OF THE IDENTITY OF FUTURE EXPERT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article it is about the most actual problems of development of the personality in the conditions of modern professional education. The factors influencing activity and professional development of the personality in higher education institution are given. Among them — the external and internal factors opening contradictions of a psychology and pedagogical order. The important indicators of individual and professional development connected with activity of the personality in the educational activity, professional self-determination and welfare creativity influencing a choice of approach and problems of self-realization of the personality are considered. Future expert should find necessary qualities of the personality for effective activity in difficult sociocultural circumstances, a responsible choice and professionally mature decision in practice, and then in independent work in the specialty. Therefore, practice of professional education has to consider both requirements of employers, and need of the personality by means of humanitarian preparation and conditions for self-realization of students. Each approach contains possibilities of optimization of activity of the personality and disclosure of the resources by it.

Keywords: activity of the personality (informative, creative), educational activity, professional and personal, individual and professional development of the personality, self-realization, the personal focused approach, traditional approach, axiological approach.

СПИНЖАР НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и

психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института 211

культуры

SPINZHAR NATAL'IA FEDOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: spinjar@post.ru © Спинжар Н. Ф., 2015

Современный студент стремится к максимальной эффективности в профессиональном и индивидуальном развитии. Для него одной из важных задач остаётся задача получения реальных достижений в процессе профессиональной подготовки в вузе. Решение таких вопросов чаще всего связывается с творческой и познавательной активностью личности в вузе, что позволяет выделить ряд факторов, раскрывающих противоречия практики профессиональной подготовки. Прежде всего — это ориентация студента на результат индивидуального развития, недостаточная востребованность в процессе обучения (по общепрофессиональным дисциплинам образовательного стандарта) личностного опыта студента (практико-ориентированного подход) и однообразие средств обучения (недостаточное использование активных методов обучения — проблемных лекций, дискуссий, игровых методов). Выделяются факторы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса и индивидуально-профессиональной активности личности, недооценка которых отчуждает студента от учебной деятельности в вузе. Не случайно основной стратегией высшего образования, по мнению В. В. Бондаревой, является профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста. Его образ представлен в целях профессионального образования, выступает моделью конечного результата деятельности — специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач, а в последующем и специальных. В контексте заданной обществом стратегии гуманитарной подготовки студентов личностно-профессио-нальное развитие специалиста представляется как обретение студентом индивидуальности, неповторимости, духовности, субъектности. последовательное раскрытие ресурсов личности будущего специалиста предполагает наличие следующих компонентов (по В. В. Бондаревой): способностей к самостоятельному

осмыслению профессиональных процессов; целесообразности, обоснованности, свободы действий и др. [1].

Новые требования общества к подготовке кадров, цели и задачи нового стандарта образования приводят к последовательному осуществлению гуманитарной подготовки в вузе. Политика и реформы в области образования (В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев) на основе достижений наук о человеке и обществе решают поставленные задачи через сосредоточение не на содержании образования, а на личности и её образовательных потребностях, что инициирует высокую активность во всех направлениях постижения выбранной профессии. Человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества (В. П. Борисен-ков). Объективный характер поставленных задач связывается с растущей интеллектуализацией производства, с переходом к экономике, основанной на знаниях, с необходимостью системного использования научных достижений в процессах экономического и социального развития. При этом личность, как носитель определённых представлений о своём индивидуально-профессиональном развитии, учится жить, и умение ясить — это искусство, которому нужно учить. Жизнь — это творчество, поэтому и формировать надо человека — творца, архитектора своей собственной судьбы (Т. Ф. Яркина). Вуз, наряду с развитием познавательной активности студентов, призван «поддержать и помочь реализовать себя», раскрыть внутренний потенциал, способности, таланты, что отмечалось в выступлении ректора МГУ В. А. Садовни-чего на Х съезде Российского союза ректоров, проходившего в Москве 30 октября 2014 года. сегодня образование рассматривается как ценность, а человек — как стратегический ресурс, определяющий эффективность всех реформ в обществе. Для студентов реализовать себя — одна из важнейших составляющих их профессиональной подготовки. само-

реализация в структуре потребностей понимается как высшее желание человека реализовать свои способности (А. Маслоу). Ценность данного стремления человека связывается с тем, что, добиваясь совершенства и реализации своих потенций, он живёт в постоянном движении вперёд, тем самым он активно изучает окружающий мир и себя в этом мире. Соответственно, самореализация выступает одним из двигателей преобразования не только человека, но и окружающего его мира. В этом смысле позитивная психология, исследуя механизмы развития человека, даёт нам убедительные основания считать, что такое развитие наиболее актуально для современной системы образования на всех этапах его реформирования. Гуманистический подход, приоритетом которого выступает развитие личности, подкрепляет данную идею. Но смысл модернизации профессионального образования как любой динамической системы — обновление и приведение в соответствие с требованиями современного общества всех ресурсов, одним из которых является человек. Известные образовательные стратегии развития человека строятся на поиске дидактических концепций, главная идея которых — образование должно перестать готовить человека для внешних нужд (производства, экономики, науки, политики и т.д.), оно должно обеспечить выживание самого человека, то есть обратиться к проблеме становления человеческого в человеке. Человек изначально должен стать человеком, а потом уже профессионалом, специалистом [3, с. 5]. Идея диверсификации (Е. Л. Кудрина) предполагает направить вектор развития высшего образования на потребности самой личности. существует мнение, что имеющаяся парадигма высшего образования реализует большей частью механистическую (линейную, упрощённо-однозначную, предопределённую) модель развития науки и общества (В. В. Грачева). Доминирующее в образовании технократическое сознание оставляет в стороне эмоционально-чувственную, нравственную сторону структуры личности.

не случайно основной вектор развития науки и образования видится многим учёным прежде всего в гуманизации новых возможных образовательных парадигм, в центре которых — человек в его полномасштабном измерении (тело, ум, эмоции, душа), а также окружающая его среда, как природная, так и созданная самим человеком — вещная и социальная [3, с. 7]. В исследованиях В. В. Грачева подчёркивается необходимость комплексного изучения феноменологии личностного становления человека в пространстве высшего образования на основе интегрирования социально-гуманитарных знаний в общее поле науки. Этот исследователь понятие «персонализация образовательного процесса» определяет как целостный образ-проект функционирования и строительства, складывающийся под знаком перевода обучаемого в личностную позицию, то есть в позицию субъекта учебной деятельности и сопряжённых с ней ведущих сфер жизнедеятельности (познавательной, информационной, научно-инновационной, социальной, культурной, управленческой, досуговой и т.д.) [3, с. 9].

Подготовка компетентной личности будущего специалиста любого профиля, согласно Государственному образовательному стандарту, должна опираться на компетентност-ный подход. Данный подход в образовании рассматривается как ценность (В. с. Гершун-ский, Н. С. Розов), которая отражает всё многообразие подготовки будущего специалиста. Наряду с этим традиционный подход, преобладающий в образовательной практике профессиональной подготовки студентов, акцентирует внимание на содержательной стороне образования, но не достаточно рассматривает аспекты самореализации будущих специалистов в условиях свободного саморазвития, что для творческих вузов особенно плачевно.

Болонская декларация по высшему образованию, принятая 19 июня 1999 года, содержит ряд задач по «гармонизации ... системы высшего образования» через предоставление академических свобод. Это значит, что студент имеет право получать знания согласно своим

склонностям и потребностям [4, с. 3]. Кроме того, переход к новым, более привлекательным условиям получения профессионального образования гражданами различных стран становится важным условием обмена студентами и обеспечения потребности стран в объединении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала, о чём также говорится в Болонской декларации и документах, её сопровождающих [4]. решение задач, поставленных сообществом европейских стран, предопределяет актуализацию личностно-ориентированного подхода в условиях высшего профессионального образования (Е. В. Бондаревская, В. В. сериков, И. С. Якиманская). Учёт личностного потенциала и направленности студентов в профессиональной подготовке позволяет расширить их квалификацию и ресурсы, которые способствуют развитию умений быстро приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям и условиям рынка труда. Высокие профессиональные достижения в выбранной профессии значимы, и зависят они от компетентности, конкурентоспособности и психологической устойчивости специалистов.

В связи с многообразием подходов в современном образовании самореализация личности представляется как важная задача обновления высшего образования, решение которой необходимо для переоценки подходов, поиска новых инновационных образовательных систем, так как прогрессивная педагогическая мысль во все времена стремилась к тому, чтобы человек в этих системах стал той основой, вокруг которой выстраивался бы весь педагогический процесс. Мнения студентов по данному вопросу расходятся. Студенты первых курсов считают, что профессиональное образование должно развивать индивидуальность личности, поскольку в процессе обучения в вузе осуществляется взаимодействие студента с преподавателями посредством трансляции опыта, которая организуется преподавателем и интериоризируется студентом в собственной деятельности. В данном случае возможности усвоения и трансляции опыта

обусловлены, с одной стороны, уровнем организации данного процесса, а с другой — деятельностью студента, который в соответствии с индивидуальными возможностями выбирает из всего социального опыта более интересное, значимое для него. показателем самостоятельности и активности студента может выступать степень вовлечённости его в учебную деятельность наряду с заранее спланированным педагогическим взаимодействием. преподавателю для решения данной задачи при реализации программы учебного предмета важно гибко, на основе творческого подхода выстраивать межпредметные связи и компенсировать отсутствие необходимых знаний и умений творческого развития (связь теории с практикой профессиональной деятельности будущих специалистов).

развитию личности студента вуза также будет способствовать профессиональная самореализация, которая подразумевает учёт при обучении будущего специалиста его потребностей и жизненных установок. Для достижения определённых целей и для реализации программы индивидуального развития важны знания, умения и ориентиры движения. Умение свободно ориентироваться в данных условиях, быть деловым, инициативным, предприимчивым, ищущим возможности реализовать собственный творческий потенциал — важные составляющие данного процесса (В. М. Ананишев, С. И. Сергейчик, Т. Н. Денисова). Очевидно, что формирование у студента тех или иных качеств, подготовка его к профессиональной деятельности рассматривается как подготовительные мероприятия в процессе реализации общей стратегии образования (Б. С. Гершунский, В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев).

профессиональная самореализация начинается с целеполагания и планирования значимых для личности достижений в период обучения в вузе. Студенты III и IV курсов вузов культуры показали различный уровень готовности к профессиональной самореализации (720 респондентов): 12,9% студентов смогли определить цели и перспективы раз-

вития, но их реализация вызвала затруднения, около 11,9% смогли сформулировать ответ на вопрос, для чего нужна им получаемая профессия. Понимание студентом цели профессиональной подготовки напрямую сказывается на динамике профессионального развития. Оставляя без ответа вопросы: «Для чего учусь?», «Почему я выбрал данную профессию?», «В чём для меня ценность профессии?», личность тем самым демонстрирует незаинтересованность и формальное отношение к учёбе и выбранной профессии. Студенту важно понять, что чёткое представление социальной роли выбранной профессии и осознание задач, которые предстоит решать специалисту, способствуют его учебно-творческой деятельности и саморазвитию личности. Около 36,9% опрошенных описывали картины будущего в ярких красках, создавали образы будущей успешной деятельности, но не могли чётко определить, как они это воплотят в жизнь и что для этого уже сделано в настоящий момент. Очевидно, что, с одной стороны, результативность профессиональной самореализации зависит от активности личности и её усилий, прилагаемых для того, чтобы приблизиться к значимой цели, желаемому образу жизни, идеалу развития. С другой стороны, учебный процесс должен базироваться на основе последовательной гуманитарной подготовки и вариативности подходов, усилий в поиске форм, методов как воплотить в жизнь, как достичь намеченных результатов. Многообразие видов деятельности, в которые может быть включён студент, определяется в большей степени личностным потенциалом студента, способного самостоятельно формулировать и решать многочисленные задачи деятельности. В ситуации неподготовленности системы вуза к потребностям практики, к её динамично меняющимся требованиям к личности будущего специалиста стоит задача самоактуализации личностной модели профессионального роста в условиях гармоничного расширения образовательной среды вуза. Самореализация личности будущего специалиста осуществляется в процессе ре-

шения ею учебных задач, включения её в различные виды деятельности. В такой ситуации индивидуально-профессиональное развитие связано с показателями конкурентоспособности будущего специалиста, профессиональной пригодности специалиста.

Исследования проблем самореализации студентов в условиях профессиональной подготовки в вузе показали, что включение в образовательный процесс подготовки будущего специалиста системы разнонаправленных заданий, проектов позволяет инициировать самостоятельность студентов в учебной деятельности.

Организация профессионального образования, с учётом требований к личности будущего специалиста, ориентирует не только на традиционный подход — «дать знания», а в большей степени на инновационный — «найти требуемое знание». Преобладание второго подхода проявлялось в оценке студентами содержания изучаемых предметных дисциплин: это «сложный материал», «материал, расширяющий представления о профессиональной деятельности», «материал, рассматривающий традиционные, инновационные приёмы в профессиональной деятельности» или «интересно — неинтересно» и т.д.

Практика решения стоящих перед профессиональным образованием задач связана с оптимизацией содержания подходов, позволяющих увидеть устойчивые и изменяющиеся условия, необходимые для их решения. Формирование иных подходов и требований, предъявляемых к специалисту и к его возможностям осуществлять профессиональную деятельность на основе личностного, индивидуального развития в профессии, приобретает существенное значение в свете вышеуказанных обстоятельств.

Параметры соответствия личности видам профессиональной деятельности, обеспечивающим её эффективность, проявляются также в системе межличностных связей. на Всероссийском совещании по вопросам формирования социально-психологического портрета будущего специалиста, проходив-

шем в декабре 2003 года в Ульяновске, рас- симость от социально-психологических ка-сматривались, наряду с другими вопросами, честв выпускника вуза [2, с. 5]. актуальные на сегодняшний день проблемы Таким образом, можно заключить, что тес-моделирования и прогнозирования личности ная взаимосвязь гуманитарной подготовки и будущего специалиста. Кроме того, уделялось самореализации личности определяется со-большое внимание формированию личност- вокупностью индивидуально-профессиональных качеств будущих специалистов, а успеш- ных задач, которые должны быть решены в ность их работы напрямую ставилась в зави- процессе обучения в вузе.

Примечания

1. Бондарева В. В. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 /Бондарева Вера Владимировна. Волгоград, 2002. 202 с.

2. Всероссийское совещание по вопросам формирования социально-психологического портрета будущего специалиста. Ульяновск, 2003.

3. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе : дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Грачев Владимир Викторович ; Московский гуманитарный университет. Москва, 2007. 464 с.

4. Зона Европейского высшего образования // Болонская декларация совместного заявления европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2007.

6. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для вузов / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд. Москва : Академия, 2008.

7. Спинжар Н. Ф. Технология педагогической коррекции. Практикум. Москва : МГУКИ, 2005.

8. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Москва : Юркнига, 2007.

References

1. Bondareva V. V. Tekhnologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya tvorcheskogo pedagoga na materiale integrativnogo kursa "Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvennyi trud". Diss. cand. ped. nauk [Technology of personal and professional development of the creative teacher on material of the integrative course "Fine Arts and Art Work". Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd, 2002. 202 p.

2. All-Russian meeting on questions of formation of a social and psychological portrait of future expert. Ulyanovsk, 2003. (in Russian)

3. Grachev V. V. Teoreticheskie osnovy personalizatsii obrazovatelnogo protsessa v vysshei shkole. Diss. dok. ped. nauk [Theoretical bases of personalisation of educational process at the higher school. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2007. 464 p.

4. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Signed in Bologna, 19 June 1999.

5. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Academia Publ., 2007.

6. Belozertsev E. P., Goneev A. D., Pashkov A. G., etc. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional education]. Moscow, Academia publ., 2008.

7. Spinzhar N. F. Tekhnologiya pedagogicheskoi korrektsii. Praktikum [Technology of pedagogical correction. Practical work]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts,, 2005.

8. The federal law "About the higher and postgraduate professional education" of August 22, 1996 N 125-FZ. Moscow, 2007. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.