Научная статья на тему 'Гуманистическое просвещение детей дошкольного возраста'

Гуманистическое просвещение детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ / ПОНЯТИЕ "ЧЕЛОВЕК" / CONCEPT "HUMAN BEING " / HUMANISTIC PEDAGOGICS / PRE-SCHOOL EDUCATION / TOPICAL PERIODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеичева Г. Г.

В статье рассматривается специфика гуманистического просвещения детей, методика работы с понятием «человек». Автор обращает внимание на потенциал детских праздников, игры, свободных бесед, раскрывает возможности тематический периодов, посвященных неживой природе, растительному, животному миру, человеку и обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC EDUCATION OF CHILDREN UNDER S

The specific character of humanistic education of children and methods of operating with the concept "human being" are considered in the article. The author pays attention to the potential of children festivals, games and free talks, she reveals the opportunities of topical periods devoted to unviable nature, flora, fauna, human being and society.

Текст научной работы на тему «Гуманистическое просвещение детей дошкольного возраста»

УДК

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сергеичева Г.Г.

В статье рассматривается специфика гуманистического просвещения детей, методика работы с понятием «человек». Автор обращает внимание на потенциал детских праздников, игры, свободных бесед, раскрывает возможности тематический периодов, посвященных неживой природе, растительному, животному миру, человеку и обществу. Ключевые слова: гуманистическая педагогика, дошкольное воспитание, тематические периоды, понятие "человек".

Теоретические основы современного дошкольного воспитания, основой которых являются принципы гуманистической педагогики, ориентирует работников детских дошкольных учреждений на необходимость формирования базиса личностной культуры, углубленного ознакомления с окружающей действительностью.

Гуманистическое просвещение детей, прежде всего, ориентировано на изучение человека, его различных характеристик, отношений с окружающим миром и другими людьми. Такой клеточкой углубленных знаний об окружающем мире, вокруг которой группировалось бы всё остальное, является понятие "человек": гуманистическая направленность подразумевает, что познание осуществляется для человека и во благо человека.

С точки зрения философии, гуманизация образовательного процесса достигается путем включения в арсенал познающего субъекта как самого центрального понятия "человек", так и понятий, связанных с его непосредственной деятельностью (неживая природа, растительный, животный мир, общество).

Изучение связи с неживой и живой природой необходимо для осознания им (познающим субъектом) своей зависимости от окружающего мира. Не менее важно рассмотреть отличия человека, его своеобразие, что в совокупности со знанием связей его с природой позволяет понять его место в мироздании и тем самым сформировать предпосылки в становлении личности.

Неживая природа, растительный и животный мир познаются детьми в процессе ознакомления с системой элементарных научных представлений о человеке и его отношении к этим сторонам действительности. Систематическое и целенаправленное ознакомление детей с ростом и развитием живых существ, сезонными явлениями в природе способствует развитию познавательно-мировоззренческой сферы их личности. Необходимо научить ребенка любить родную природу, гуманно и бережно к ней относиться, защищать все живое, - оно должно быть неприкосновенно во благо всего человечества.

Вопрос о том, как строить систему гуманистического просвещения детей раннего и дошкольного возраста, требует своей разработки в педагогике, теоретического осмысления и практической апробации. В связи с этим автор сделал попытку разработать такую систему, опираясь на достижения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук. В основе методики гуманистического просвещения детей 3-7 лет жизни лежит следующая цепочка рассуждений.

Понятие о человеке складывается из знаний о существенных отношениях между отдельными сторонами личности. Следовательно, для формирования понятия необходимо, прежде всего, определить эти стороны. Анализ психолого-педагогической литературы дает основание считать наиболее существенными характеристиками человека следующие составляющие: интеллектуальное развитие; духовную, героико-патриотическую, трудовую характеристики, культуру отношений в близком окружении. Эти характеристики являются традиционными для национальной русской культуры.

Они не даны в непосредственном восприятии. Поэтому для их постижения нужно осуществить определенные действия в предметной и социальной сферах. Такие действия, которые бы создали условия для проявления этих характеристик. В исследованиях психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.) подчеркивается необходимость обучения дошкольников способам обработки информации.

Педагогическая наука, и в частности, исследования И.П. Иванова, В.А. Караковского и других, в качестве необходимой деятельности предлагают праздники, детский труд, общение, игры и т.д.

Праздники, как свидетельствуют исследования Д.М. Генкина, А.И. Мазаева, К. Жигульского, имеют следующие специфические социально-культурные свойства:

- на протяжении веков праздник органически связан с объективной действительностью; выступает как существенный постоянный фактор в истории человечества;

- праздник представляет особый тип социального действия людей, утверждающий мировоззрение данного общества, его идеалы, синтезирующий политическую, эстетическую ценностноориентационную, познавательную, компенсаторно-рекреационную деятельность человека;

- своеобразие праздника как вида человеческой деятельности состоит в том, что социальное в

нем тесно сливается с эстетическим, ибо жизненные факты, лежащие в его основе, важны для праздника не сами по себе, а взятые в их эстетической ценности. Праздник синтезирует различные формы профессионального и самодеятельного творчества людей, является одной из форм общения и коммуникативной деятельности людей;

- являясь частью социальной жизни общества, праздник выступает как средоточие свободной жизнедеятельности людей, обеспечивающей по отношению к отдельно взятой личности функцию физической разрядки, снятия эмоциональной напряженности, отдыха. В сфере праздника зарождается эстетическое сознание, умение ценить красивое, способность радоваться, смеяться.

В русской народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее явственно ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива.

Ведущие ученые системы дошкольной педагогики считают, это обосновывается и экспериментальными данными, что детей в современных дошкольных образовательных учреждениях целесообразно углубленно готовить к следующим современным праздникам, которые открывают существенные свойства современного светского человека, россиянина: к международным (Новый год), к всеобщим (8 Марта, День защитников Отечества, День Победы, День Согласия, День Знаний), а с сущностью народно-национальных праздников, таких как колядки, масленица и другие, знакомить детей вкупе с международными или с так называемыми сезонными (маленькими) праздниками.

Важнейшей особенностью усвоения элементарных научных представлений является то, что их нельзя заучить. Понятие надо сформировать, и сформировать его ребенок должен под руководством воспитателя. Содержание системы элементарных научных представлений о человеке для усвоения детьми определяется в соответствии со следующими принципами: научность, гуманистическая направленность, связь с окружающей жизнью, связь с содержанием литературного произведения, по мотивам которого организуется игра, доступность. Просветительская работа проводится в рамках тематических периодов в соответствии со структурой учебного года.

В тематических периодах дети знакомятся с основными (стержневыми) характеристиками гуманистически направленной личности: интеллектуальной, духовной, героико-патриотической, трудовой, культурой отношений в близком окружении. Наиболее адекватно они проявляются в процессе длительной углубленной подготовки к праздникам.

Тематический период - это определенный отрезок времени, заполненный подготовкой к центральному событию (или событиям) данного периода. В течение года проводится пять тематических периодов, главным содержанием которых является углубленная подготовка к праздникам: Согласия (1 четверть), Нового года (2 четверть), День защитников Отечества, Международный женский день (3 четверть), День Победы (4 четверть), День Знаний (5 четверть).

Эти праздники в их хронологическом порядке представляют для работы над понятием "человек" хороший исходный материал. Праздник как воплощение памяти народа, его истории, наивысших проявлений народного духа и радостное событие в жизни людей придает каждому тематическому периоду высокое идейно-нравственное звучание: интеллектуальное, духовное, трудовое, героикопатриотическое. Мерилом этих нравственных проявлений является герой, гражданин, патриот. Тематические периоды служат тем фоном, который демонстрирует определенную личностную характеристику Человека.

Первая тема: "Ценность человека". В.Н. Мясищев писал: "В основе всех отношений человека лежат его трудовые отношения. Сознание объективной общественной значимости труда определяет в первую очередь отношение к процессу трудовой деятельности".

Дети должны усвоить, что труд - основа человеческого бытия. Он является основным видом практической деятельности человека. Он наиболее полно характеризует человека. О моральном облике человека судят по его отношению к труду. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду, отличает его от животного, выражает его природную сущность.

Знакомство с трудовой характеристикой человека будет еще более убедительным, если будет организован детский труд, ибо он является важнейшим средством приобщения детского коллектива к жизни общества, особенно если он станет средством развития творческих способностей ребенка, плодом его инициативы. Наиболее полезен в этом отношении труд на пользу и радость окружающим людям.

При ознакомлении с трудовой характеристикой, человека дети приобретают также представления о ценности знаний, учения, о том, что человек должен учиться, потому что он человек.

Вторая тема: "Планета Земля - наш общий дом". Цели этой темы - убедить детей в том, что

успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех народов; Земля - общий дом человечества, а главным условием существования Земли и человечества является мир - покой и согласие между людьми, народами, государствами. Знакомство с историей цивилизации способствует воспитанию миролюбия, уважения к общему труду, объединяющему людей разных народов. Детей можно знакомить с достижениями мировой цивилизации через доступные для них продукты духовной деятельности людей: сказки, игры и т.д. Так, дети видят, что игровые интересы их сверстников из других стран очень сходны с их собственными. А некоторые игры, несмотря на другое название и небольшие детали, почти полностью совпадают.

Третья тема: "Забота о будущем Отечества". Цель этой темы - подвести детей к пониманию того, что Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками; семья - структурная начальная единица общества, закладывающая основы личности; о детях заботится семья, государство, общество. В семье дети знакомятся с культурой отношения к близким людям. Они повседневно являются не только наблюдателями, но и активными участниками жизни своей семьи, самых близких и дорогих им людей. Дети должны проявлять заботу о близких и дальних людях своего Отечества, заниматься самовоспитанием.

Четвертая и пятая темы выделяют наиболее существенные интегрированные характеристики человека. Четвертая тема - "Подвиг в жизни человека". Ее цель - познакомить детей с людьми подвига, подвести к пониманию сущности подвига; учить осознавать необходимость упорного каждодневного физического и умственного труда, учить участвовать в нем.

Пятая тема: "Мысли о человечестве". Цель этой темы - убедить детей в том, что человек сознательно стремится принести пользу наибольшему числу людей, понимая, что его благополучие, благополучие его детей, внуков зависит от благополучия всех. Человек также понимает, что, проявляя разумную заботу о близких, он тем самым способствует всеобщему благу.

В данном тематическом периоде у детей закрепляется представление о планетарной общности и зависимости людей друг от друга, о необходимости каждому использовать свой интеллектуальный потенциал. При этом каждый последующий цикл познавательной деятельности тесно связан с предыдущим и создает предпосылки для успешного протекания последующего цикла.

Просветительская работа в рамках тематического периода осуществляется в следующей последовательности: неживая природа, растительный, животный мир, человек и общество, так как цель просветительской работы - сформировать правильный и широкий взгляд на природу, на положение и значение в ней человека.

Просветительская работа реализуется в форме различных видов игр, чтения познавательных и детских художественных произведений, свободных бесед и т.д. Цель свободных бесед - выявить, уточнить, систематизировать и пополнить представления детей об окружающем мире. В каждой последующей беседе закрепляется материал предыдущей. В процессе бесед широко используется наглядность, игры. Беседы преимущественно проводятся в виде игр-диалогов, игр-загадок, игр-путешествий, игр-предположений (классификация А.И. Сорокиной). Беседы называются свободными от того, что осуществляются в виде свободного, неформального общения всех ее участников.

Просвещение детей проходит в совместном поиске. Ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает раскрыться его потенциальным возможностям, воспитать веру в свои силы.

Свободные беседы с детьми носят эвристический характер. Воспитатель, создавая в ходе занятия проблемную ситуацию, побуждает детей к поиску решения познавательной задачи. При помощи наводящих вопросов воспитатель привлекает к решению имеющиеся у детей знания, их жизненный опыт. С целью активизации поиска, сообщения новых фактов, требующих сравнения, сопоставления с имеющимися представлениями, используется словесная и зрительная наглядность. В ходе этих бесед дети открывают для себя разнообразные проявления интеллектуальной, трудовой, духовной, героикопатриотической и других нравственных характеристик человека. Программа бесед находит отражение в дидактических, подвижных играх, проводимых с детьми, в детских художественных произведениях, малых формах фольклора, используемых воспитателем. Каждый цикл бесед делится на пять подциклов: неживая природа, растительный мир, животный мир, человек, общество. Содержание понятия "человек" в упорядоченном и связном виде раскрывается в системе суждений об окружающем мире, о человеке.

Конкретное тематическое и информационное содержание циклов свободных бесед строится на основе учета возрастных и психологических возможностей детей. Характеристика содержания тематических периодов в просветительской работе с детьми 3 - 7-го годов жизни дана в работах авторов.

В первой младшей группе проводятся циклы: неживая природа, животный мир, общество.

Во второй младшей группе проводятся все пять циклов, соответственно учебным четвертям. Это обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, их жизненным опытом и, в первую очередь, динамикой становления у детей образной (чувственной) и словесной (внечувствен-ной) формы отражения действительности.

Познавательная деятельность строится на действенно-практической основе: "к заданному в социальной ситуации развития историко-культурному материалу ребенок приобщается через совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, когда сама деятельность заинтересовывает ребенка" (В.В. Абраменкова).

Тематические периоды помогают установить тесную связь системы гуманистического просвещения с реальной действительностью, с жизнью общества. Тематические периоды помогают углубить представления о человеке, стимулировать общественные поступки.

В целях повышения эффективности педагогической работы каждый тематический период целесообразно (о чем говорит имеющийся опыт работы И.П. Иванова, Н.П. Царевой, Л.С. Нагавкиной и др.) условно делить на стадии общей творческой жизни коллектива. А именно: подготовка к тематическому периоду; постановка перспективы; углубленная подготовка к празднику; непосредственная подготовка к празднику; проведение праздничного утренника; обобщающие беседы по всему циклу бесед; проведение промежуточных итогов деятельности; коррекция.

Система гуманистического просвещения детей находит отражение в перспективном плане формирования элементарных научных представлений. В нем отражаются все вышеперечисленное: этапы работы над понятием "человек", тематические периоды, этапы общей творческой жизни, структура учебного года.

Диагностика реализации программы гуманистического просвещения детей происходит в процессе проводимых с ними бесед по тематическим циклам и в различных жизненных ситуациях. Показатели степени усвоения программы раскрыты (опосредованно) в стандартизированных характеристиках уровней гуманистического развития.

The specific character of humanistic education of children and methods of operating with the concept "human being" are considered in the article. The author pays attention to the potential of children festivals, games and free talks, she reveals the opportunities of topical periods devoted to unviable nature, flora, fauna, human being and society.

The key words: humanistic pedagogics, pre-school education, topical periods, concept "human being ".

Об авторе

Сергеичева Галина Гавриловна -доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

HUMANISTIC EDUCATION OF CHILDREN UNDER SCTOOL AGE Sergeicheva G.G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.