Научная статья на тему 'Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем»'

Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова Г.В.

Опираясь на лучшие традиции педагогического прошлого России, авторы программы посчитали целесообразным для ее реализации активно использовать средства и методы народной педагогики. Ее воспитательные возможности и содержание богаты и разнообразны, позволяют воспитать личность, сознающую свою причастность к истории Родины, умеющую ценить и беречь духовное богатство народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрякова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем»»

Г. В. Серебрякова, председатель совета заведующих ДОУ г. Йошкар-Олы, заслуженный работник образования Республики Марий Эл, заведующая МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58 «Золотой ключик», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опираясь на лучшие традиции педагогического прошлого России, авторы программы посчитали целесообразным для ее реализации активно использовать средства и методы народной педагогики. Ее воспитательные возможности и содержание богаты и разнообразны, позволяют воспитать личность, сознающую свою причастность к истории Родины, умеющую ценить и беречь духовное богатство народа.

Основная цель создания программы:

Повышение качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи программы:

• развитие интереса и любви к своему краю, его истории и культуре;

• воспитание патриотических чувств и потребности в их реализации (гордости за труд земляков, прославляющих свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);

• передача детям знаний о прошлом и настоящем родного края.

Характерная особенность.

Принцип построения содержания образовательного процесса:

• тематическое планирование;

• поэтапность обогащения знаний и формирования эмоций детей (знаний о том, к чему ребенок уже успел привязаться, полюбить: о его собственном доме, детском саде, улице, на которой живет, микрорайоне и городе, стране);

• спиралеобразная, а не линейная подача сведений о родном крае (темы повторяются в каждой возрастной группе с расширением программных задач).

Необходимо подчеркнуть, что не следует ждать от детей дошкольного возраста «взрослых» форм проявления любви к Родине. В результате целенаправленной педагогической работы ребенок должен:

• располагать знаниями о родном крае, стране, их географии, природе, символике;

• знать имена земляков, прославивших родной край;

• проявлять интерес к приобретенным знаниям;

• иметь желание отражать свои впечатления в деятельности творческого характера.

Формы занятий с детьми: познавательные эвристические беседы, игры, экскурсии, представления дидактического «исторического театра», развлечения, различные виды детской деятельности:

• в том числе деятельности творческого характера;

• чтение художественной литературы.

Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет. Продолжительность образовательного процесса - 2 года.

Общие рекомендации

• Соблюдайте так называемый «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если воспитать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

• Создайте соответствующую предметно-развивающую среду: оборудование, пособия, литература, иллюстрационный материал.

я

• Шире используйте ТСО: видеотехнику, телевизор, магнитофон, проектор.

• Творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.

• Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Пусть дети не только узнают о традициях, но и участвуют в них, принимают их, привыкают к ним.

Успешной реализации программы способствуют следующие методы:

• формирование нравственных представлений, суждений, оценок;

• организация практического опыта поведения;

• стимулирование.

Классификация методов основана на активизации механизма нравственного воспитания.

Средства нравственно-патриотического воспитания

В первую группу средств нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с родным городом, способствующую эмоциональной окраске полученных знаний, входят художественные средства:

• художественная литература;

• изобразительное искусство;

• музыка; диафильмы.

Они наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Вторую группу составляют:

• игра;

• художественная деятельность;

• труд; учение, то есть собственная деятельность детей.

Целенаправленная педагогическая работа с детьми осуществляется в процессе организации комплексных и интегрированных занятий,

игр-путешествий, представлений дидактического «исторического театра», игровых обучающих ситуаций, сюжетно-ролевых игр, экскурсий.

Для реализации воспитательно-образовательных задач широко используются технические средства обучения, дидактические игры, иллюстрационный материал, наглядные пособия.

Формы подведения итогов работы с детьми:

• Итоговые занятия.

• Комплексные и интегрированные занятия.

• Викторины.

• Конкурсы детского рассказа.

• Выставки-конкурсы детского творчества.

• Конкурсы художественной самодеятельности.

Памятка педагогу

• Сопровождайте рассказ наглядным материалом - фотографиями, репродукциями, слайдами.

• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.

• Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или «Это было очень давно, когда ваших бабушек и дедушек еще не было».

• Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов.

• Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.

Первый год обучения I. Тема «История родного города»

На занятиях, в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, педагог дает сведения,

когда и как возник город, рассказывает об истории его развития и становления.

Особое место отводится рассказу о том, чем славен город, о знаменательных событиях, связанных с ним.

В процессе целенаправленной работы дети знакомятся с символикой города, ее назначением.

Организуются беседы об известных деятелях культуры прошлого и настоящего, бывавших и творивших в городе, о людях, прославивших его. Очень эффективны в воспитательном значении встречи с интересными людьми - прославленными земляками.

Закрепление знаний детей происходит через различные виды творческой деятельности.

Завершают тему: викторина «Знаем и любим свой родной край» и итоговое занятие «Мой любимый город».

II. Тема «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

Педагог проводит тематические занятия о земляках, воевавших и погибших в годы Великой Отечественной войны, экскурсии по улицам, носящим имена героев Советского Союза, к Вечному огню с возложением цветов. Организует встречи с современниками - героями России, рассказывает об их подвигах.

С целью эмоциональной окраски знаний и представлений детей широко используется художественное слово, иллюстративный материал, закрепление знаний происходит через различные виды художественного творчества.

Завершают тему: беседа «Нам нужен мир», конкурс детских рисунков «Памяти павших будем достойны», «Миру - мир».

III. Тема «Трудовые будни наших земляков»

Рассматривание тематических альбомов, буклетов о труде взрослых в различных сферах производственной деятельности; экскурсии на почту, в магазин, библиотеку, на стройку и т. д. Даются знания о современных профессиях, их значимости в жизни общества.

Целесообразна беседа о народных промыслах, развитых в данной местности, экскурсии на современные фабрики и заводы,

в музеи и т. д. Особое внимание обращается на сохранение традиций местных промыслов.

Знания детей закрепляются через различные виды творческой деятельности.

Комплексное занятие «Город мастеров» завершает тему.

Второй год обучения

I. Тема «История родного города»

Знания детей о городе, его истории и культуре, достопримечательностях города расширяются и обогащаются посредством введения в курс цикла занятий: «Архитектура, исторические памятники», «Литературное прошлое города», «Город глазами художников».

Педагог знакомит детей с историческими вехами развития родного края, расширяя знания детей о мужестве защитников Земли Русской, организует экскурсии к памятникам, в музеи, художественные салоны.

Закрепляются знания о гербе, флаге и гимне города. Происходит знакомство с символикой России; дети учат гимны города и России.

Большое внимание уделяется знакомству детей с творчеством художников, писателей, поэтов, творивших в городе. Проводятся встречи с интересными земляками.

Знания детей закрепляются через различные виды творческой деятельности: рисование, аппликацию, ручной труд, конструирование.

Тему завершают: итоговое занятие «Мой город славный» и викторина «Исторические памятники».

II. Тема «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

Целесообразно, закрепив знания, полученные на 1-ом году обучения, провести занятие «Земляки - труженики тыла»; беседу «Дети в годы войны»; рассказы о земляках, погибших в годы ВОВ; экскурсии по улицам, носящим имена героев Советского Союза, сопровождаемые рассказами о подвигах героев; экскурсию к Вечному огню с возложением цветов.

Знания детей, их эмоциональное отношение к данной теме выражаются в процессе художественного творчества.

Тему завершают: конкурс детских рассказов «Памяти павших будем достойны», комплексное занятие «Дети мира за мир», конкурс детских рисунков «Пусть всегда будет солнце».

III. Тема «Трудовые будни наших земляков»

В тему входят беседы, рассказы воспитателей, родителей о различных профессиях, специфичных для региона; даются знания о современных профессиях, актуальных на данном этапе развития общества (менеджер, рекламный агент, экономист, программист, дилер и т. п.). Рассматриваются тематические альбомы, буклеты.

Во время экскурсий на почту, в магазин, библиотеку, на стройку дети получают наглядные представления о специфике и значимости каждой профессии.

Особое внимание уделяется знакомству детей с производством народных промыслов района. Встречи с мастерами позволяют дать детям представление о промыслах, их характерных особенностях.

Целесообразны беседы о крупных промышленных предприятиях, продукция которых известна за пределами родного края.

С целью закрепления знаний детей проводятся экскурсии.

Тему завершают: беседа о производстве народных промыслов, выставка детских работ, комплексное занятие «Ярмарка талантов».

IV. Тема «Отдых жителей нашего города»

Педагог проводит экскурсии, целевые прогулки в парки, культурно-просветительные учреждения; беседы о тружениках сферы обслу-

живания. Большое воспитательное значение имеют встречи с художниками и писателями, художественными коллективами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью сохранения народных традиций и воспитания бережного отношения к русской истории и культуре проводятся народные праздники и развлечения.

Знания детей закрепляются через различные виды творчества: лепка, конструирование, аппликация, рисование, изготовление объемных игрушек на центральную городскую новогоднюю елку.

Тему завершают: представления исторического театра «Как жили люди на Руси»; концерт - подарок ко дню города.

V. Тема «Родная природа»

Педагог проводит экологические праздники, экскурсии, целевые прогулки к водоему, в парк, на смотровую площадку в разное время года с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе; тематические занятия о временах года и природных явлениях.

Педагог широко использует экологические дидактические игры: «Наши друзья - животные», «Зеленое чудо», «Путешествие по экологической тропе» и другие.

Знания закрепляются через труд детей в природе, различные виды творчества.

Завершают тему: итоговые тематические занятия; конкурсы и выставки детского творчества; природоохранные акции: «Раз березка, два березка - будет рощица», «Брошу в землю зернышко», выставка детских работ.

Литература

1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: «Просвещение». -1998.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. «ACADEM А». - 1998.

3. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - М.: «Просвещение». - 1978.

4. Хрестоматия для дошкольников. - М.: Изд. «АСТ». - 1999.

5. Энциклопедия народной мудрости. -СПб., 1997.

6. Энциклопедия русских обычаев. - М., 2001.

7. Мой родной дом. Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.