Научная статья на тему 'Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека'

Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3739
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭСТЕТИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / SPORT / PHYSICAL CULTURE / HUMANISM / VALUE / EDUCATION / MORALITY / AESTHETICS PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пристинский В. Н., Курысько Н. А., Пристинская Т. Н., Нотченко В. Д.

Представлены аргументы о значимости гуманистической направленности и социальных ценностей физической культуры и спорта, которые определяют воспитательный потенциал в формировании нравственной и эстетической культуры личности современного человека. Эффективно организованная и научно обоснованная система учебно-тренировочного процесса и соревнований должна способствовать достижению высоких спортивных результатов, значительному укреплению и сохранению здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic value of physical culture and sport as facility of the shaping moral and aesthetic culture of the person

The presented arguments about value of the humanistic directivity and social value of the physical culture and sport, which define education potential in shaping moral and aesthetic culture to personalities of the modern person. Effectively organized and scientifically justified system of training process and competitions should promote reaching of tall sports results, appreciable hardening and conservation of health of the person.

Текст научной работы на тему «Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека»

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫЧЕЛОВЕКА

Пристинский В.Н., Курысько Н.А., Пристинская Т.Н., Нотченко В.Д.

Славянский государственныйпедагогический университет

Аннотация. Представлены аргументы о значимости гуманистической направленности и социальных ценностей физической культурыи спорта, которые определяют воспитательный потенциал в формировании нравственной и эстетической культурыличности современного человека. Эффективно организованная и научно обоснованная система учебно-тренировочного процесса и соревнований должна способствовать достижению высоких спортивных результатов значительному укреплению и сохранению здоровья человека

Ключевые слова: спорт, физическая культура гуманизм, ценности, воспитание, нравственность, эстетичность, человек.

Анотація. Пристинський В.М., Курисько Н.О., Пристинська Т.М., Нотченко В.Д. Гуманістичні цінності фізичної культури і спорту як засіб формування моральної й естетичної культури людини. Наведені аргументи про значущість гуманістичної спрямованості та соціальних цінностей фізичної культуриі спорту, які визначають виховний потенціал у формуванні моральної й естетичної культури людини Ефективно організована й науково обґрунтована система учбово-тренувального процесу й змагань повинна сприяти досягненню високих спортивних результатів, значному зміцненню й збереженню здоров'я людини Ключові слова: спорт, фізична культура гуманізм, цінності, виховання, моральність, естетичність, людина. Annotation. Pristinskii V.N., Kurysko N-А., Pristinskaya T.N., Notchenko V.D. Humanistic value of physical culture and sport as facility of the shaping moral and aesthetic culture of the person. The presented arguments about value of the humanistic directivity and social value of the physical culture and sport, which define education potential in shaping moral and aesthetic culture to personalities of the modern person. Effectively organized and scientifically justified system of training process and competitions should promote reaching of tall sports results, appreciable hardening and conservation of health of the person.

Key words: sport, physical culture, humanism, value, education, morality, aesthetics person.

Введение.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит уже в том, что сегодня спорт получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает внимание миллионов людей нашей планеты. Однако до сих пор бытует достаточно много противоречивых точек зрения в общественном мнении по поводу оценки его гуманистической направленности. Для сторонников спорта он выступает в качестве средства проявления высоких человеческих достоинств, таких как: мир, дружба, взаимопонимание и культурноевзаимообогащение народов, всестороннее и гармоничное развитие личности и ее культуры[1, 2, 6, 9].

В тоже время, в средствах массовой информации иногда приходится наблюдать негативную оценку роли спорта в современном обществе. Так, наряду с развитием современного профессионального спорта все чаще говорят о его дегуманизации, о предательстве в спорте самых элементарных гуманистических принципов и ценностей, о проявлении жестокого поведения в спортивных поединках. Со спортом часто связывают такие негативные проявления как чрезмерная коммерциализация, ранняя и «узкая» специализация, погоня за медалями и рекордами, стремление спортсменов добиться победы любой ценой, что толкает их на применение запрещенных фармакологических средств, а в последствии пагубно отражаются на здоровье [3, 4, 5, 7, 8, 11].

Таким образом, сопоставляя обозначенные точки зрения и позиции на проявление гуманизма в современном спорте, выявляются весьма существенные противоречия в них, а также необходимость углублениянаших знаний в разрешении этих проблем.

Работа выполнена в соответствии с комплексной темой НИР кафедры теоретических, методических основ физического воспитания и реабилитации Славянского государственногопедагогическогоуниверситета

Формулирование целей работы.

Целью данной работы является углублениезнаний и расширение понимания гуманистических ценностей физической культурыи спорта в современном обществе.

Задачи исследования:

1. Анализ состояния разработки данной проблемы на основе изучения литературных источников

2. Обобщение представлений и дальнейшая популяризация спорта как важного средства воспитания нравственной и эстетической культурычеловека

Результаты исследо вания.

Обобщив данные многочисленных литературных источников мнения авторитетных ученых и специалистов, мы пришли к заключению о необходимости углубления некоторых представлений по данной проблеме.

Так, безусловно, важным представляется аргумент, что гуманизм и спорт уже давно рассматриваются обществом как неразрывно связанные между собой понятия. Г уманизм (от латинского humanus - человеческий, человечный) - это исторически меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми, заботу о человеке, заботу о достоинстве и качестве жизни каждого

индивида. Гуманистическое воззрение подразумевает веру в достоинство и ценность индивида, способности человека, связанные с его разумом, воображением, творчеством. В идеях гуманизма признается все то, что в деятельности общества и личности действует во благо человеку - на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье [3, 10, 14].

Спорт - составная часть физической культуры которая представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, создающихся и использующихся обществом в целях игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку. Это занятия разнообразными видами двигательной деятельности в соревновательных условиях для совершенствования своих морфофункциональных и психических возможностей, конкретизированных в достижении высоких и максимальных результатов.

Термин “спорт" употребляется авторами в несколько различном понимании в зависимости от того, какие цели ставит занимающийся в тех или иных спортивных занятиях или соревнованиях Преодоление трудностейв достижении спортсменом наилучшего результата - является одной из главных социальных сущностей спорта [3, 7, 12].

Известно, что спорт и физическая культура по своему внутреннему содержанию, выступают средством удовлетворения многообразных развивающихся потребностей человека. Оказывая широкое воздействие на многие сферы жизнедеятельности общества, спорт укрепляет межнациональные отношения, влияет на деловую жизнь, формирует моду, изменяет образ жизни людей. Обладая огромным гуманистическим потенциалом, спорт может оказывать мощное влияние, как на физический облик человека, так и на его духовный мир, морально-этические нормы и человеческие ценности

Во многих литературных источниках указывается на то, что исторически в спорте выступала на первый план идея его «полезности», посредством чего вырабатывалась стойкость и выносливость организма человека Спорт способствовал подготовке к преодолению трудностей к борьбе со стихиями, к реализации своих физических и духовных возможностей и др. [4, 6, 7, 12, 13].

Среди разнообразных форм проявления спортивной деятельности выделяют две его основные разновидности, которые характеризуются общепринятыми терминами: "массовый спорт" ("спорт для всех") и "спорт высших достижений" ("большой", "рекордный' спорт).

Характеризуя предназначение массового спорта, ряд авторов отмечают, что активное его развитие и рост популярности во многих странах началось в середине 60-х годов ХХ ст. Важным, на наш взгляд, является констатация факта, что каждый живущий на планете человек хотя бы раз в жизни, занимался тем или иным видом «массового» спорта. Благодаря массовому спорту, люди, независимо от возраста и пола, во всём мире обретают возможность улучшить свои физические и двигательные кондиции, укрепить здоровье и продлить творческое долголетие а, следовательно противостоять негативному воздействию на организм современной экологии и иных негативных факторов окружающей среды.

Организация массового спорта направлена на содействие основных видов жизнедеятельности общества: общеобразовательной профессионально-образовательной и профессионально-трудовой! Деятельность человека в рамках «спорта для всех» способствует не только развитию двигательной активности, ориентированной на достижение определенного для каждого индивида индивидуального уровня физического и психического развития. Он также выступает как эффективное средство для рекреации, разнообразных видов развлечения и общения с другими людьми. Массовый спорт оказывает позитивное воздействие на культуру человека, моральные принципы и эстетические вкусы [11, 12, 13].

По мнению ряда авторов, определенные гуманистические ценности представляет для человека также «спорт высших достижений». Однако, в отличие от массового спорта, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. Главной его целью является достижение максимально высоких спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях и соревнованиях. Высокие достижения играют важную роль не только для личного самоутверждения спортсмена, но и становятся общенациональным достоянием, т.к. рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят неоценимый вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене, что в очередной раз продемонстрировали, в том числе, и украинские спортсмены на Олимпийских играх в Пекине.

Отмечается также высокая познавательная ценность спорта высших достижений, которая заключается, прежде всего, в том, что это, наверное, пока единственная сфера деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы функционируют в области абсолютных физиологических и психологических пределов организма, позволяющие в полной мере раскрыть возможности физического совершенства человека, выяснить допустимые его пределы на основе использования специфических средств [3, 4, 5, 7, 12].

Таким образом, раскрытие индивидуальных физических и психических особенностей и максимальных возможностей человека в определённом виде спорта в аспекте спорта высших достижений, позволяет на основе выявленных закономерностей, разрабатывать специальные системы упражнений и подготовки, при оптимальной реализации которых возможны достижения максимальных рекордных результатов. Благодаря этому спорт внедряет в массовую практику физического воспитания наиболее эффективные средства и методы физического совершенствования человека Рекорды в международных и национальных соревнованиях создают моральный стимул к развитию массового спорта и занятий физической культурой[7, 9, 12, 13].

Спорт высших достижений обладает высокими потенциальными воспитательными ценностями Ставя человека в экстремальные ситуации, требующие максимального проявления как физических, так и духовных

сил, позволяет формировать такие качества как воля, терпение, настойчивость, содействует проявлению творческих способностей, воспитывает нравственность и культуру Спорт высших достижений в современном мире должен выступать как одна из важных специфических форм самоактуализации и самоутверждения личности.

Однако, наряду с изложенным выше, следует отметить, что за последние годы спорт претерпевает, к сожалению, существенные изменения в том, что его первоначальные гуманистические ценности в процессе реализации воспитательного потенциала начали терять свою педагогически и социально направленную сущность.

По убеждению некоторых авторов, рост агрессии в молодёжной среде связан с уменьшением гуманистической составляющей в практике современного физического воспитания, деятельность которой, ввиду применения разного рода «боёв» и «жёстких» игровых видов спорта, не ориентирована на нравственные общечеловеческие идеалы и ценности у подрастающего поколения К сожалению, спорт все больше становится самоцелью, а принципы гуманности в нем отодвинуты на второстепенный план. Спорт высших достижений в некоторых своих проявлениях принимает антигуманные формы [3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 14].

Данная проблема проявлялась и ранее. Так, начиная с конца 40-х годов ХХ ст. спортивные арены захлестнула волна рекордомании и погоня за медалями. Середина 60-х - охарактеризовала себя как период активизации процессов коммерциализации и профессионализации спорта, который имел в то время много как сторонников, так и противников. Проникновение коммерческих интересов в соревновательный спорт в начале 70-х годов, начал вызывать серьезный повод для беспокойства В конце 80-х годов предвиденные опасения угрозы «меркантилизма» в спорте приобрели реальный статус. Это привело к тому, что привлекательность олимпийских идеалов начали терять свое первоначальное значение. В 90-е годы спорт стал все чаще восприниматься не как феномен культуры а как обыкновенная услуга, "товар", т.е. как бизнес [4, 5, 14].

Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, таковы, что для современного общества на первый план выступают ценности, связанные с целью достижения материальных благ, славы, превосходства одного человека над другим, одной нации над другой Погоня за высокими результатами, рекордами, победами в спорте высших достижений, поддерживается не только морально, но и материально. Сегодня спорт высших достижений вовлечен в достаточно и без того сложные противоречия, политические, экономические и социальные проблемы. Руководители спортивных организаций, а иногда и государственныедеятели, все чаще используют спорт в коммерческих и политических интересах. Зачастую такая обстановка вынуждает спортсменов «впрягаясь в непосильное ярмо», рисковать своим здоровьем, стремясь добиться победы любой ценой [7, 12, 13].

По мнению многих специалистов в области медицины современный «спорт высших достижений» все больше выходит за рамки пределов возможностей человеческого организма. Последствия чрезмерных нагрузок, выведение организма человека и его психики на критические режимы функционирования нередко приводят к неоправданному травматизму спортсменов, иногда к инвалидности, а в отдельных случаях - и к трагическому смертельному исходу [9, 10, 12, 14].

Проблема применения допинга, разрушающего как физическое, так и психическое здоровье спортсменов в соревновательной деятельности, в настоящее время приняла глобальный размах. Сегодня к группе допингов отнесено более 10 тысяч препаратов, и каждый год этот список растет так же, как увеличиваются и затраты антидопинговой службы [1, 7, 14].

В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специализации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали вовлекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения [2,

3, 4, 7, 13].

Ведущим фактором в спортивных соревнованиях и поединках для многих, еще совсем юных спортсменов, выступает на первый план иногда не проявление нравственной и эстетической культурычеловека, а в первую очередь результат. Такой подход приводит к возрастанию физического насилия, проявлению жестокости и «грубой игры» в спорте, как среди участников соревнований, так и болельщиков По телевидению и в печатных изданиях все чаще появляется информация о бесконтрольном и антиобщественном поведении болельщиков Злость и ненависть к сопернику выплескивается со спортивных арен на трибуны Тысячи футбольных фанатов нарушают правила общественного порядка, улицы городов, в которых проходят матчи профессиональных команд, превращаются в настоящее поле боя, происходят кровавые стычки между болельщиками команд-соперникоц заканчивающиеся иногда трагическими последствиями

Однако следует отметить, что в последнее время в современном обществе все же активизируется осмысление роли гуманистических ценностей физической культурыи спорта. Изучению и осмыслению путей разрешения данной проблемы уже достаточно длительное время уделяется пристальное внимание специалистов Все же и в настоящее время гуманистический и культурныйпотенциал спорта, реализация его духовно-нравственных ценностей не используются еще в достаточно полной мере. В связи с этим, отечественными и зарубежными учеными, специалистами-практиками продолжается разработка программ и проектов, которые бы более эффективно содействовали реализации проблемы гуманизации современного спорта, в т. ч. и спорта высших достижений.

Выводы.

Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования показали, что достаточно актуальным представляется мнение о том, что спорт по своей сути гуманен, однако реализация гуманистическогопотенциала в полной мере не может происходить, образно говоря сама по себе, а во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт. Известно, что формирование нравственного облика спортсменов, зависит не столько от самого спорта, сколько от конкретной системы нравственного воспитания, сопутствовавшего в процессе спортивной деятельности, а также от сознательной, целенаправленной деятельности личностей, от их поведенческой модели, и от того, какие цели и задачи они ставят перед собой, на что ориентируются что для них является наиболее первостепенным, в процессе подготовки и при участии в спортивных соревнованиях.

Эффективно организованная и научно обоснованная система учебно-тренировочного процесса и соревнований должна способствовать не только достижению высоких спортивных результатов но и значительному укреплению и сохранению здоровья человека. Моральная и профессиональная ответственность при этом, лежит на совести каждого, кто включен в сферу спорта, на самом атлете, на тренерах, врачах, чиновниках, политических руководителя?.

Проявление миротворческих функций соревнований, особенно международных, зависит от сознательной и целенаправленной деятельности их организаторов и должны быть направлены на установление тесных дружеских контактов и сохранение первоначальной гуманистической идеи спорта. Преследование же выраженного коммерческого успеха, либо собственно корыстных целей, «подогревание) и без того напряженной психоэмоциональной обстановки в соревновательной деятельности, не будет способствовать дальнейшему развитию гуманистической концепции, основу которой составляют принципы равенства и справедливости, человечности - желаемой нормы отношений между людьми.

Перспективами дальнейших исследований в данном направлении считаем необходимость разработки научных концепций, которые бы способствовали дальнейшему разрешению противоречий социальных проблем спорта высших достижений с нравственно-этическими нормами цивилизованного общества

Литература

1. Апанасенко, Г. Олимпийский спорт, рассвет или кризис /Г. Апанасенко //Медицинская газета «Здоровье Украины». - 2003. - № 73.

2. Бальсевич, В.К. Гуманистический вектор спорта высших достижений /В.К. Бальсевич //Спорт, духовные ценности, культура - М., 1997. - Вып. 3. - С. 287 - 291.

3. Волошин, С. Спасем гуманистические ценности спорта!: (Спорт и воспитание) /С. Волошин; пер. В.И. Столярова [Let's Save Humanistic Sports Values: Sports and Education] //Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 14 - 19.

4. Гуськов С.И. Гуманизм и современный спорт /С.И. Гуськов //Теория и практика физической культуры -1989. - № 1. - С. 2 - 5.

5. Деминський, О.Ц. Бутя фізичної культури/О.Ц. Деминський. - Донецьк: Донбас, 1997. - 232 с. - ISBN 5-7740-0б9З-х.

6. Егоров, А.Г. Физическое воспитание и спорт: проблемы гуманизации /А.Г. Егоров, В. А. Пегов //Теория и практика физической культуры - 1994. - № 3-4. - С. 33 - 35.

7. Інноваційні технології оздоровчо-рекреаційної фізичної культуриу діяльності центрів «Спорт для всіх»: навч.-мет. посіб. /І.В. Макущенко, В.М. Пристинський, Л.О. Демінська, Т.М. Пристинська - Донецьк-Слов’янськ: ДДІЗФВС; СДПУ, 2008. - 82 с., іл.

8. Клемент, М. Синтетический характер проблемы гуманизации спорта /М. Клемент, А. Егоров //Спорт, духовные ценности, культура - М., 1997. - Вып. 3. - С. 51 - 53.

9. Красильникова, Н. Гуманистическая составляющая современного физического воспитания /Н. Красильникова //Гуманистическая педагогика - 2006. - №3. - С. 40.

10. Мазур, Л.А. Онтологические основания существования спорта и гуманистические ценности культуры/Л.А. Мазур //Спорт, духовные ценности, культура - М., 1997. - Вып. 3. - С. 49 - 50.

11. Матвеев, Л.П. Этот многоликий, восхищающий и возмущающий спорт /Л.П. Матвеев //Физическая культурав школе - 1999. - № 1. - С. 40 - 45.

12. Пристинський, В.М. Історичні та філософсько-гуманістичні аспекти формування валеологічного світогляду в навчально-виховному процесі /В.М. Пристинський, І.В. Макущенко, Т.М. Пристинська, А.В. Осіпцов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук мон. за ред. проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - № 11. - С. 246 - 249.

13. Финдер, Й.О. Гуманизация спорта высших достижений /Й.О. Финдер //Спорт, духовные ценности, культура - М., 1997. - Вып. 3. - С. 40 - 41.

14. Эллисон, М.Т. Новый гуманизм в международном аспекте: Наука и спорт как формы культурногообмена /М.Т. Эллисон; пер. В.И. Столярова [Humanism and International Discourse: Sport and Science as Forms of Cultural Exchange] // Спорт, духовные ценности, культура - М., 1997. - Вып. 3. - С. 20 - 31.

Поступила в редакцию 03.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.