СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫКАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Квилория Е.И.
Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. Развитие спорта и моральных отношений находят свои новые формы и методы, способные выразить новые гуманистические и эстетические идеалы общества, а также могут стать вследствие этого системообразующими компонентами культуры нового общества Физическая культура и спорт возникают и развиваются вследствие осознания самоценности человеческой индивидуальности. Она является системой методов воспроизводства и совершенствования человеческих способностей. Физическая культура возникает как один из существенных способов социализации.
Ключевые слова: спорт, моральные отношения, формы, методы
Анотація. Квілорія О.І. Становлення фізичної культури як важливіший компонент у
експериментальному розвитку особистості. Розвиток спорту і моральних відносин знаходять свої нові форми і методи, здатні виразити нові гуманістичні і естетичні ідеали суспільства, а також можуть стати внаслідок цього системоутворюючимикомпонентами культуринового суспільства Фізична культурай спорт виникають і розвиваються внаслідок усвідомлення самоцінності людської індивідуальності. Вона є системою методів відтворення й удосконалюваннялюдських здатностей. Фізична культуравиникає як один з істотних способів соціалізації.
Ключові слова: спорт, моральні відносини, форми, методи.
Annotation. Kviloriya E.I. Becoming of physical culture as a major component in experimental development of personality. Development of sport and moral relationships have their new humanism and aesthetic ideals of society, and also can become the formative the system components of culture of a new society hereupon. The physical training and sports originate and educe owing to comprehension of self-worth of human individuality. It is system of methods of reproduction and perfecting of human abilities. The physical training originates as one of essential methods socialization.
Keywords: sport, moral relations, forms, methods.
Введение.
Вопрос о возникновении спорта и его влияние на экспериментальное развитие личности остается весьма дискуссионным, и решать его тем более трудно, что нынешние, далеко не однозначные, понимания спорта волей или неволей переносятся на минувшие времена. К тому же трактовки генезиса спорта обычно зависят от используемых философских концепций культурыи человека.
Так, испанский философ Ortega-y-Gasset, к работам которого постоянно обращаются теоретики спорта, первенствующую роль в жизни человека и общества отводил игре, считая, что все виды деятельности, связанные с достижением каких-либо практических, утилитарных целей, - это жизнь второго порядка. Игровая же деятельность имеет для человека сущностный смысл и значение, ибо в ее бесцельности изначальная жизненная активность проявляется органично и непринужденно, имеет творческий характер.
Лучший пример такого бесцельного напряжения сил и творчества Ortega-y-Gasset видел в спорте, который он относил к категории высших форм деятельности В работе "О спортивно-праздничном смысле жизни" он выдвинул тезис о том, что именно спорт является основой культурыи цивилизации, что культура-дочь не природы, а спорта [Ortega-y-Gasset, 1963]. Правда, позднее, когда в 20-30-е прошлого столетия спортивные отношения обнаружили достаточно жесткую зависимость целей и ценностей современного спорта от политики и экономики, Ortega-y-Gasset подверг его резкой критике и вообще отлучил от культуры Он сделал вывод, что в XX веке спорт утратил свою "первичную витальность".
Весьма близкую позицию занимает и известный немецкий социальный философ Huizinga J., работа которого "Социология игры" оказала сильное влияние на современные философские и социологические концепции спорта. Этот философ понимает спорт как одну из форм игровой деятельности и считает, что по мере того, как спорт утрачивает чистоту игры, он перестает быть фундаментальной компонентой культуры, уходит на ее периферию. Особенно негативно в этом плане Huizinga J. оценивал современный спорт, поскольку здесь все более расширяется сфера необходимой профессиональной подготовленности и тем самым его изначальное игровое содержание вытесняется обычным производительным трудом [Huizinga, 1958].
Иногда возникновение спорта связывают с религиозными обрядами. В древности это были специальные формы подготовкии проведения инициаций, т.е. посвящения юношей во взрослые. В современном обществе, по мнению сторонников этой точки зрения, спорт возник и сформировался как аналог религии, точнее как ее замена. Поскольку в XIX-XX веках религии значительно ослабли, а потребность в тех формах и действиях, которые они наполняли содержанием, осталась, спорт принял на себя эту функцию Он создал новый культ со своими кумирами и служителями, с почитателями и приверженцами. Он создал новые ритуалы и обряды, новые формы массового действия.
Один из известных западных социологов спорта Г.Люшен ставит вопрос о том, что может быть современный спорт следует рассматривать как явление протестантской культуры. Он опирается при этом на идею М.Вебера о связи протестантской этики с духом капитализма. Люди, придерживавшиеся протестантской веры, всегда отличались стремлением к образованию, к занятиям торговлей и промышленностью, стремлением
к жизненному успеху. Веря в то, что успех - знак божественной благодати, они сделали достижение цели культом, и спорт предоставил для этого широкие возможности [3].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Цель работы - анализ форм и методов развития спорта и моральных отношений, способных выразить новые гуманистические и эстетические идеалы общества
Результаты исследо вания.
Сравнительные исторические и культурологические исследования показывают, однако, что в родоплеменном обществе состязания спортивного характера не составляли обязательной или существенной компоненты культовой обрядности, но всегда были частью праздника, когда племя собиралось вместе. Исследователи древних культур связывают состязания с дуальностью племенной организации. Тайные юношеские и мужские союзы, обряды посвящения в эти союзы формировались в эпоху перехода от матриархата к патриархату, а в состязаниях одна фратрия выступала против другой, причем, состязания всегда носили коллективистскийхарактер.
Правда, позднее, в рабовладельческом обществе, состязания уже сопрягаются с погребальными культовымидействиями Так, у славян и германцев они устраивались в честь героев. В античной Г реции они посвящались Зевсу, Посейдону, Аполлону, богам-покровителям полисов
Об античном спорте написано много и интересно. Мы обращаемся к нему потому, что материал античности хорошо иллюстрирует наш тезис об эстетическом как необходимомкомпоненте спорта, когда он выступает в качестве одного из институтов гуманистической культуры, и о размывании, ослаблении эстетической компоненты спорта в случае затухания принципа гуманизма в социальном развитии.
История культуры древней Греции показывает нам зарождение, расцвет и разложение спорта. Если вспомнить, что искусство в первоначальном значении - это «техне», т.е. мастерство, то спорт предшествовал искусству как специфической области художественноготворчества. Во всяком случае, по своей социальной значимости в античной культуре (для периода архаики и классической эпохи) он стоял впереди искусства давая ему материал и содержание.
Что касается раннего христианства, оно резко отрицательно относилось к античной культуре как к языческой и потому выступало с осуждением спортивных состязаний и зрелищ, составлявших ее важнейшую часть. Один из отцов церкви Тертуллиан (II - III в.н.э.) писал в своем "Трактате о зрелищах": "Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие действия, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию. Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска, равно как и других движений одно другого сумасброднейших Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет и к унижению тех, против кого они направлены. Нет, люди, занимающиеся подобными делами, заслуживают только одного нашего осуждения. Вообще борьба есть изобретение сатаны. Он начал ее с тех пор, как искусством своим поверг наших прародителей Движения борцов - не что иное, как увертки, похожие на извивания адской змеи" [4].
Заметим, однако, что к этому времени спорт уже утратил то высокое гуманистическое содержание, которое было присуще ему в классическую эпоху
В научных работах, ориентированных на материалистическую философию, возникновение спорта выводится из развития трудовой деятельности, а также из общественной потребности в эффективных способах формирования и развития у людей необходимых физических и духовных качеств.
Я считаю эту позицию наиболее обоснованной Вместе с тем я полагаю, что и другие, указанные выше точки зрения, также нужно принимать во внимание, так как они, во-первых, связывают происхождение спорта с важными компонентами культуры, а во-вторых, в разные эпохи спорт имел различный характер и тип связи с этими компонентами, а, следовательно, мог иметь и имел иное, чем для нашего времени, культурноезначение.
Однако можно выявить и постоянную, универсальную характеристику спорта, определяющую его содержание в любую эпоху и в любом типе культуры Таковой является эстетическое отношение человека к собственной телесности, а значит, и к формам своей двигательной деятельности. В этом отношении спорт и искусство имеют общие генетические корни, хотя их функции в системе культурыи их исторические судьбы различны.
Содержанием культурыявляется "возделывание", формирование человека, а значит, и таких социальных отношений и форм, в которых и только в которых он человеком становится. Поэтому только те виды деятельности и те институты имеют подлинно культурное значение, относятся к культуре, которые имеют своей целью саморазвитие человека. А формирование человека, выделение его из природы, его самоосознание - это, прежде всего, преобразование его телесности, равно как и всякое воспитание человека в первую очередь является формированием его тела и его двигательных способностей (природной материальной основы его субъективности как человеческого тела и как человеческого движения.
На эту сторону дела, к сожалению, удивительно мало обращают внимание теоретики культуры хотя философская антропология имеет здесь глубокие традиции и богатый материал. Правда, в последние годы в отечественной философской и культурологическойлитературе эта тема стала находить свое выражение [1, 2, 6].
По мере развития социальной практики человек стал замечать зависимость результатов своей
деятельности от способа и формы ее выполнения, а самих этих способов и форм - от строения своего тела. Формы целесообразного движения и формы разрешающей это движение телесной организации стали предметом специальной целенаправленной деятельности - физического воспитания, тренировки, физического совершенствования Тем самым цель этой деятельности оказалась отделенной от утилитарной цели. Внимание человека было перенесено с внешнего объекта на самого себя, на собственное преобразование в соответствии с представлением о цели и смысле человеческой жизни. И что, возможно, самое главное - эта деятельность, имеющая цель в самой себе, вызывала благоприятное эмоционально-чувственное состояние, а следовательно и стремление к созданию таких ситуаций, в которых человек был бы способен осознанно переживать свое человеческое качество.
Тем самым я хочу подчеркнуть, что становление физической культуры этой важнейшей сферы воспроизводства человека, совершенствования человеческих форм и способностей как таковых, было сопряжено с развитием эстетического отношения к миру.
Поскольку же в процессе физического совершенствования субъект и объект практики во многом не совпадают, а ее целесообразность и эффективность не подтверждаются, не проверяются изменениями внешнего предмета или удовлетворением каких-либо утилитарных потребностей, то сложилась специальная искусственная система проверки этой целесообразности и эффективности - состязания как сопоставление, соизмерение человеческих качеств вне их утилитарного применения.
Важно подчеркнуть, что в этом плане состязание совсем не то же самое, что игра, хотя у них достаточно много сходных и совпадающих черт. Игра тоже включает в себя состязательность и также служит развитию и совершенствованию индивида. Однако эти характеристики игры являются лишь ее условием и непроизвольным результатом; цель игры - в ней самой, т.е. в удовольствии в радости от участия в ней.
Состязание также сопровождается и удовольствием от участия и игровым характером, но цель его все же иная - сопоставление физических, психических, интеллектуальных способностей, достигнутых на основе целенаправленных упражнений, проверка степени достигнутого телесного совершенства Партнер выполняет здесь функцию измерительного инструмента Играть можно и с ребенком, но состязаться можно только с равным или сильнейшим. Результат состязания и дает ту наглядность образца, без которой не может формироваться идеал, образ цели. Состязание - наиболее ясная, хотя и не единственная, форма сопоставления
Поэтому, когда теоретики спорта [2, 5] включают в его определение состязательность
(соревновательность), они правы лишь отчасти. Это определение соответствует укоренившемуся в нашей стране разделению спорта и физической культуры В большинстве стран мира такого разделения нет, и спортом называют всякую форму физической активности и физического совершенствования
По моему мнению, соревновательность важная, но не единственная характеристика спорта. Существует и несоревновательный спорт, в котором сопоставление, непосредственное или опосредованное тем не менее, сохраняет свое значение. Это могут быть и столь развитые виды спорта, как альпинизм, одиночное плавание и т.п.; это могут быть и формы рекреации - массовый туризм, пляжный волейбол Дело, однако, в том, что несоревновательный спорт возникает и развивается на несколько иной социальной базе и определяется иными ценностными ориентациями. Если в соревновании измерительным инструментом служит партнер (противник, соперник), то в несоревновательном спорте - спортсмен сам для себя.
В разных цивилизациях эти две тенденции физического совершенствования выполняли различную роль в системе культуры На Западе доминантное значение получила соревновательность победа над противником, а на Востоке - самосовершенствование, сопряженное с духовным и нравственным очищением (йога, дзен и т.п.).
Но в любом случае в основе этой деятельности лежит эстетическое отношение человека к себе, к миру в целом, поскольку речь идет о человеческом совершенстве и о человеческом мире, а также об их мере. Г лавное, что в этой деятельности формируется конкретно-чувственный, наглядный образ совершенства в непосредственных формах жизни. И еще, вероятно, для спорта как части культуры наиболее благоприятны периоды относительной социальной стабильности и спокойной но уверенной тенденции социального подъема, прогресса.
Кризис спорта - это всегда признак кризиса всей культурыданного времени. Первоначальные признаки кризиса проявляются в том, что акцент в спортивной деятельности переносится с интересов человека на технический результат, на победу, а спортсмен и сами соревнования становятся в общем лишь необходимым или удобным средством ее добывания. И хотя пагубность этого процесса видна достаточно ясно, его все же считают всего лишь отклонением, искажением, аномалией самого по себе прекрасного мира спорта. Это -распространенная ошибка общественного сознания и методологическогоподхода к спорту.
В этом отношении спорт становится важной сферой деятельности, формирующей индивидуальность и ее самосознание. Поэтому институт спорта возникает лишь в ту историческую эпоху, когда стала осознаваться самоценность человеческой индивидуальности и воспитание этой индивидуальности стало делом первостепенного социального значения, вопросом сохранения и развития социума, когда совершенство - как личностная характеристика - стало играть авангардную роль в культуре т. е. роль образца, эталона. Принцип гуманизма означает признание человека в качестве самодовлеющей ценности. Спорт стал выражением гуманистической тенденции в развитии культуры и, возможно, даже кладет начало этой тенденции Он становится одной из первых форм человеческой свободы, неутилитарной деятельностью, которая мотивирована собственной целью и приобретает высшее общественное признание.
Если гуманистические ценности утрачивают свое приоритетное значение в культуре, первой жертвой становится спорт, поскольку его сущностным моментом является проверяемое прямым непосредственным сопоставлением отношение к партнеру именно как к человеку, как к мере своей собственной человеческой значимости [1].
Спорт развивается как элемент культуры поскольку и до тех пор, пока отношения свободного сопоставления физических качеств человека составляют его собственную цель и пока эта цель поддерживается и ориентируется общесоциальной гуманистической практикой - в масштабе полиса, страны или всего мира.
Естественно, что спорт при всем коллективизме всегда выдвигает на первый план индивидуальность, характер, личность, предъявляя к ней высокие требования физического, функционального совершенства с позиции общественной морали. Любые же формы обезличивания, вносимые в спорт, быстро его разрушают.
Вместе с утратой этического содержания спорт теряет и красоту, которая замещается зрелищностью, развлекательностью Утрачивая и способность спорта к воспроизводству своих сущностных форм и отношений. Выводы.
Физическая культура и спорт возникают и развиваются вследствие осознания самоценности человеческой индивидуальности и как система методов воспроизводства и совершенствования человеческих способностей. Физическая культура возникает как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт - как средство и форма выявления, социального признания высших способностей человека. Другими словами, спорт, имея генетически высокий гуманистический потенциал, способен раскрывать и реализовывать его в относительно узких социальных условиях и исторических границах. Это справедливо и для античного спорта, и для спорта прошлого века, когда он, собственно, и сформировался как спорт в его современном содержании и значении, и для нынешнего спорта, хотя последний имеет в этом плане существенные отличия.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем становления физической культурыкак важнейший компонент в совершенствовании развития личности.
Литература
1. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. - Кишенев: Штиинца, 1982.
2. Визитей Н.Н. Сущность и социальные функции современного спорта. - М.: Сов. Россия, 1988.
3. Люшен Г. Взаимодействие между спортом и культурой// Спорт и образ жизни: Сб. ст./Сост. В.И. Столяров, З.Кравчик. - М.: ФиС, 1979.
4. Малеев С. Физическая культураи религия. - М.-Л., 1932.
5. Матвеев Л.П. Теория спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.
6. Столяров В.И. Спартанская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты,
программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность Спорт. Культура Выпуск пятый, часть I): Сборник. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГ АФК Смоленская олимпийская академия, 1997. - С. 9-127.
Поступила в редакцию 08.04.2008г.