СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИИ
З. Г. Найдёнова
(Санкт-Петербург)
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрыты методологические основания реализации парадигмы социальной культу-росообразности в построении инновационных систем регионального образования, показаны возможности и модели гуманизации инновационных процессов в едином образовательном пространстве Ленинградской области
В современных условиях педагогическая наука и практика не укладываются в рамки одной парадигмы, определяющей методологический фундамент образования и представляющей сложную совокупность многообразных связей и отношений. На смену предшествующей парадигме рационализма утверждается личностно ориентированная парадигма социальной культуро-сообразности - во всем ее смысловом многообразии, являющаяся наиболее общим, мировоззренческим подходом [4, 10]. В рамках данного методологического фундамента происходит моделирование регионального образования и инновационных его форм. Понятие «регион» рассматривается нами как культурно-историческая целостность, открытая развивающаяся социальная среда (общность), как потенциал национально-культурной энергии сообщества людей, накопленный веками, как возвращение к духовным истокам народа, как уникальный социокультурный, научно-экономический и педагогический потенциал.
Регионализация образования - это стратегия и практика возрождения и развития образования как социокультурного института самоопределения личности, культуры, регионального сообщества лю-
дей, народа (этноса) в конкретных регионально-демографических условиях. Теоретические подходы к развитию регионального компонента образования не должны противоречить общим методологическим принципам - открытости, проблемности, историзма, сочетания антропоцентризма с полицентризмом; методико-дидактиче-ским принципам - развивающего обучения, научности, преемственности и перспективности, взаимосвязи общего, дополнительного и профессионального образования; организационно-педагогическим принципам - вариативности, непрерывности, демократизации, модульности построения образовательных систем [3, 7, 9].
Принципы полицентризма и интеграции позволяют отобрать образовательные области, курсы, модули, например, экологокраеведческий, духовно-культуроведче-ский и др.
Вместе с тем ясно вырисовываются тенденции изменений в содержании регионального образования. Они определяют следующие направления его развития:
- усиление общекультурной и гуманитарной направленности, преодоление технократического подхода;
- интеграция образования в общество,
повышение его социальной востребованности;
- углубление коммуникативной функции образования и роли культуры общения как образовательного аспекта:
- возрождение требований к социальной мобильности личности и к гражданским функциям образования человека [8,
9].
От научной разработки и практической поддержки этих тенденций зависит решение проблем обновления и совершенствования содержания, а значит, и методов образования.
На наш взгляд, способствуют решению первоочередных региональных проблем стремление к органическому единству естественного и гуманитарного знания; многообразие образовательных программ, в том числе и многоуровневых; формирование установок и ориентация на взаимосвязь развития общества, образования и личности, утверждение личностно-ориентированных программ; становление содержания образования, выделение в нем пси-холого-педагогических аспектов, обладающих глобальным гуманистическим потенциалом; переориентация познавательного процесса на овладение учащимися различными способами освоения культуры; развитие умений и навыков самостоятельной и творческой проработки учебного материала, подготовка к самообразованию и самовоспитанию.
Ключевой задачей управления является раскрытие современного понимания инновационного развития в образовании, рассмотрение его региональных особенностей. Подчеркнем, что при этом инновации в контексте управления качеством образования приобретают смысл инноваций качества в динамике качества образования [5, 6].
Рассмотрение структуры, типологии и содержания инновационного педагогического процесса предполагает использование идей общей методологии педагогических нововведений и педагогических инноваций (К. Ангеловски, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Е. И. Казакова, В. А. Кан-Калик. Г. Д. Кириллова, М. М. Поташник, А. П. Тряпи-цына. Я. С. Турбовской и др.).
Анализ инновационных процессов в образовании может быть осуществлен в русле различных концептуальных подходов - гуманистического, историко-культурологического, социально-педагогического, технологического, психологического.
Выделяют такие педагогические инновации, как:
1) образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее неизвестные;
2) адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в данной региональной среде;
3) педагогические инновации, возникающие в ситуации, когда, в связи с постановкой целей в измененных условиях, оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют успех определенных положительных идей [6].
Социально-педагогические аспекты раскрытия понятия «инновация» состоят в том, что инновация - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического опыта для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и профессиональной среде.
По своему основному замыслу «инновация» относится не только к созданию и распространению нововведений, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Рассматривая новые модели обучения, мы тем самым обращаемся к развитию инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса.
Теоретическое содержание педагогической инноватики включает три блока понятий: в первом блоке раскрываются особенности создания педагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны; во втором - исследуются проблемы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств и в третьем - обобщаются данные о применении нового в образовании. С этими
понятиями соотносятся понятия о педагогической аксиологии и праксиологии.
Инновацию можно охарактеризовать как процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое, а «жизненный цикл» инновационного опыта включает следующие стадии развития:
- зарождение опыта (осознание потребностей, возможности изменений);
- освоение опыта и его изучение (эксперимент, внедрение на практике);
- диффузия (многократное повторение нововведения на других объектах);
- рутинизация (реализация новшеств в стабильных постоянно действующих объектах).
Интеллектуально-инновационная революция в основаниях бытия человека и общества в XXI веке сопровождается ростом динамики и экспансией инновационных процессов на все сферы человеческой деятельности, в том числе на образовательную сферу. «Инновация качества» определяется «глубиной инновации» (опережае-мостью), интенсивной и экстенсивной характеристиками инноваций. Управление инновациями в образовании предстает как управление развитием образования на основе улучшений его качества.
Инновационные процессы складываются в циклы развития:
- становление, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, нового понимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и моделирование экспериментальных систем;
- активное формирование, включающее целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов;
- трансформирующий цикл, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности [5, 6].
В условиях инновационных изменений в системе образования и интеграции образовательных учреждений и непрерывного образования особенно актуальными становятся педагогические проблемы взаимодействия социальных, естественных и технических дисциплин. Необходимость их решения обусловлена множеством социально
значимых, и в первую очередь экономических, факторов, задачами адаптации учебных заведений к рыночным отношениям.
Интегративная ситуация в науке, обусловленная объективными закономерностями ее развития, создает благоприятную теоретико-методологическую платформу для инновационных преобразований в региональном образовании. Комплексность и многофакторность проблем, возникающих на различных уровнях и в различных формах организации познавательной деятельности, побуждает педагогов выходить за тесные рамки своей специальности при отборе не только содержания образования, но и методов обучения.
Важнейшей проблемой регионального образования является разработка методологии интеграционных процессов на основе инновационных технологий. Инновационная деятельность в современных социально-экономических условиях является необходимой организационной ценностью и означает проявление инициативы, новаторства, творчества. В контексте рыночных отношений у учебных заведений есть настоятельная потребность в нововведениях: во внедрении новых педагогических технологий в содержание образования и методы обучения и воспитания, в перестройке соответствующих учебных заведений и структуры образования в целом.
В работах В. П. Беспалько, Д. Г. Левита-са, М. С. Пак, Г. К. Селевко сделана попытка проанализировать современное понимание технологий образования.
Термин «инновационная образовательная технология» может употребляться в различных, но важных по смыслу значениях - как процедурное воплощение новых компонентов образовательного процесса в виде системы новых действий; как циклический алгоритм, реализующий новшества в действиях учителя и учащихся; как построение образовательной системы на основе определенного набора педагогических приемов-инноваций; как редукция целей от общих традиционных к новым поведенческим; как научное проектирование и реализация результатов этого творческого процесса на практике; как описание инновационной образовательной системы; как спо-
соб реализации конкретного инновационного образовательного процесса путем расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных новых процедур и операций, которые выполняются однозначно [2, 8].
Любые инновационные технологии обычно рассматриваются как фактор повышения мотивации учения и развития личности. К ним относят: игровую технологию в форме деловой игры, технологию проблемного обучения, технологию коллективных способов обучения, диалоговую технологию, технологию обучения в микрогруппах, тестовую технологию. Кроме того, имеют место технология формирования мировоззренческой позиции, социальноперспективных умений, компьютерные технологии обучения, технологии контекстного; инновационного, модульного, интегративно-модульного, дистанционного обучения, аксиологические технологии.
В педагогической литературе освещены такие аспекты обучающих технологий, как научные основы, классификация, вариативность, условия, оценка качества, внедрение в учебно-воспитательный процесс, подготовка учителей к их применению, повышение уровня технологической культуры педагогов.
В данном случае под образовательной технологией понимается процесс проектирования и поэтапной реализации мобильно управляемой образовательной системы, включающей современную технику, педагогические идеи, методы, формы и действия, ориентированные на достижение запланированных результатов.
Под инновационной образовательной технологией понимается система реализации новшеств (идеи, действия, формы, техники) с целью получения запланированных и гарантированных образовательных результатов. Ее структура включает следующие компоненты:
1) цель как новое качество, достигаемое данной технологией;
2) обновленная структура как функциональное единство компонентов технологий;
3) технологический процесс как дина-
мическая целостность традиционных и новых технологических составляющих;
4) субъекты (преподаватель, учащиеся и др.), включенные в инновационный технологический процесс;
5) образовательная среда как совокупность относительно устойчивых - неизме-няющихся - и новых внешних факторов;
6) инновационные образовательнотехнологические условия как комплекс управляемых факторов (методов, способов, средств, форм организации - учебно-материальных, психолого-педагогических, эргономических, экономических, валеологиче-ских);
7) гарантированный результат как показатель, достигнутый в свойствах личности (знания, умения, опыт творческой деятельности, ценностные отношения).
Функционально-динамические компоненты данной технологической структуры: целевой, содержательный, операционнодеятельностный, мотивационно-стимули-рующий, коммуникативный, организационно-управленческий и результативно-оценочный.
Основными закономерностями функционирования инновационных образовательных технологий в системе образования в регионе являются: обусловленность инноваций в образовательном процессе дестабилизирующими причинами (социальноэкономическими, психолого-педагогиче-скими, организационно-управленческими); стихийная или осознанная реализация жизнеспособных новшеств, адекватных современному состоянию и перспективам развития профессионально-педагогического образования; «циклизация», повторяемость, возвращаемость педагогических новшеств (возрождение старого в новых условиях); стереотипизация инноваций, их обреченность на рутинизацию на пути и в процессе реализации других новшеств; единство и целостность традиционного и инновационного, инвариантного и вариативного компонентов.
При построении модели гуманизации инноваций в региональном образовании и структурно-функционального механизма ее реализации выделяются следующие компоненты:
- целеполагание в инновационной системе регионального образования;
- инновационные пути развития региональной системы образования;
- инновационное структурирование системы образования в регионе [7].
Безусловно, гуманизация качества образования немыслима без учета демографических, территориальных, экономических, национально-культурных и других региональных особенностей, так как они позволяют определить актуальные направления преобразований в системе качества образования и таким путем органично включить региональное содержание в федеральное образовательное пространство.
Для достижения качества образования следует решить следующие основные социально-педагогические задачи развития регионального образования, определяющие ценностно-гуманистические аспекты повышения его социальной эффективности:
- создание условий для достижения уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу учащегося, для развития его индивидуальности и творческих способностей, а также социально-педагогической защиты каждого ребенка в изменяющемся социуме:
- обеспечение многопрофильной разноуровневой и вариативной системы непрерывного образования в целях максимального и всестороннего удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения области;
- использование в процессе образования и воспитания культурно-исторического наследия каждого района области и преимуществ близости С.-Петербурга как крупного культурно-исторического и научного центра;
- интеграция общего и профессионального образования в единую образовательную систему области в целях предупреждения отсева и безнадзорности детей и обеспечение производственно-экономической сферы кадрами разного уровня допрофес-сиональной и начальной профессиональной подготовки;
- обеспечение образовательной системы области педагогическими кадрами вы-
сокой квалификации, необходимой для практики специализации, стимулирование творческой активности практических работников;
- осмысление и определение идеологии и стратегии развития образования на встречных уровнях: школа ^ муниципальные, региональные методические центры ^ институт развития образования ^ областной комитет образования.
Средством решения этих задач стала работа учреждений образования в инновационном режиме, стабилизирующем функционирование системы образования в условиях нестабильного общества, что позволило противопоставить стихийно возникающим инновационным преобразованиям последовательную научно обоснованную, гуманистически ориентированную инновационную систему регионального образования, построенную на основе учета образовательных потребностей и ожиданий всех слоев населения.
Инновационная деятельность педагогических коллективов создает ориентационно-ценностное поле поиска вариативных управленческих решений, обновления содержания образования посредством создания новых образовательных программ и перевода учебных учреждений в новый статус.
Учеными Северо-Западного региона России и специалистами Комитета общего и профессионального образования разработан система оригинальных специальных проектов областного уровня по наиболее значимым для области приоритетным направлениям социокультурной политики региона, которые составили основу программы, ее основные структурные элементы, содержащие описание целей, основных позиций их реализации, исполнителей, конкретные планы мероприятий, финансовые ресурсы и ожидаемые результаты.
На этой основе разрабатывались районные и городские программы развития образования, охватившие все территории Ленинградской области [9].
Для объединения образовательного пространства области была сформирована «площадка» для проведения большого многоаспектного социально-педагогического
эксперимента, отвечающего требованиям населения осуществлять региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно- образовательной системы области как наиболее развитой части Северо-Западного региона России. Образование при этом рассматривалось как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы, включая духовную и производственную сферы жизнедеятельности населения с учетом его многонационального состава, миграции и общих демографических тенденций.
Система образования как сложный социальный объект представлена совокупностью всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, обеспечивающих непрерывность образования и воспитания в едином образовательном пространстве.
Понятие «единое образовательное пространство» предполагает не только географическое единство, но и внутреннюю логику развития системы образования, связанную с непрерывностью содержания образования, преемственностью между различными уровнями, системностью предъявляемых к нему общих требований и механизмов развития. Единое образовательное пространство является по существу новым качеством инновационной системы образования, которому свойственна высокая гуманная сущность творческая целеустремленность педагогических и ученических коллективов к повышению результатов образованности и воспитанности личности,
способности ее к самообразованию и самовоспитанию, исполнению гражданского долга.
Гибкое взаимодействие разных образовательных систем, типов учреждений, уровней образования, управления и т.д., формирующих целостность образовательного пространства региона призвано обеспечить гуманизацию инновационной и вариативной деятельности педагогических коллективов.
Таким образом, региональное образование выполняет гуманистическую функцию и призвано сохранять, передавать и развивать накопленный исторический разум и культуру в совокупности ее материальных и духовных ценностей, чтобы каждое следующее поколение могло адаптироваться в социальной и природной среде. Региональное образование обладает признаками целенаправленности, структурности, целостности, открытости взаимодействия с социальной средой, социальными институтами, экологической, экономической и другими системами. Региональное образование - абсолютная национальная ценность, это педагогическая система, в центре которой - Человек, качество его жизни. Эта система направлена на передачу социального опыта, на социализацию личности, позволяющую ей самоидентифицироваться как представителю определенной социальной общности и национальной культуры, войти в реальную жизнь, в конкретные структуры, организации и коллективы, в общественные отношения: нравственно-эстетические, производственные, правовые и др.
Литература
1. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М., 1991. - 142 с.
2. Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - №2. - С.18.
3. Битянова М., Беглова Т. Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической) модели образовательной системы // Управление школой. - 2006. - № 17-24.
4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика. - 1993. - №5. -С.11-17.
5. Каплунович Т. А., Гусев А. Г. и др. Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта : монография. -В. Новгород: Изд-во НРЦРО, 2001. - 152 с.
6. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. -2003. - №3. - С.17-25.
7. Лебедев О. Е. Развитие региональной образовательной системы как управляемый процесс. // Современная развивающая школа : сб. науч. практико-ориентир. ст. / под ред. З. И. Васильевой - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. - С.5-12.
8. Лобок А. И. Рекомендации авторским коллективам по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности. - М.: Ин-т образоват. политики «Эврика», 2002.
9. Найденова З. Г. Стратегия развития региональной системы образования Ленинградской области // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях. - СПб.: ЛОИРО, 2005. - С.11-16.
10. Штурбина Н. А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность. - М., 2006. (Библиотека «Первого сентября»].