Научная статья на тему 'Об инновациях в образовательном процессе (на примере компетентностно-ориентированной образовательной программы)'

Об инновациях в образовательном процессе (на примере компетентностно-ориентированной образовательной программы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / НОВОВВЕДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIONS / AN EDUCATIONAL PARADIGM / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимняя Ирина Алексеевна, Лаптева Марина Дмитриевна

Проблема повышения качества образовательного процесса, что связывается в настоящее время с внедрением компетентностного подхода, остро ставит вопрос об инновациях в организации этого процесса. В частности, это нововведения в образовательную программу, которая в настоящее время признана в качестве основного средства управления образовательным процессом. Предлагаемая инновационная компетентностно-ориентированная образовательная программа рассматривается в широком контексте как интерпретации самих педагогических инноваций, так и существующих подходов к их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимняя Ирина Алексеевна, Лаптева Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INNOVATION IN EDUCATIONAL PROCESS (FOCUS ON COMPETENCE-ORIENTED CURRICULUM)

The problem of educational process quality is at present closely associated with the introduction of competence-based approach and, consequently, innovations in the educational process organization are required. Being the main instrument of the educational process regulation, curriculum is viewed in the article as the primary target of innovation. А competence-oriented curriculum is suggested and discussed in two contexts the one of the essence of educational innovations in general, the other of their possible implementations.

Текст научной работы на тему «Об инновациях в образовательном процессе (на примере компетентностно-ориентированной образовательной программы)»

воспитание и образование

И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева об инновациях в образовательном процессе

(НА ПРИМЕРЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)

Ключевые слова: образовательный процесс, инновации, нововведения, образовательная парадигма, инновационная деятельность Keywords: educational process, innovations, innovations, an educational paradigm, innovative activity

В общем контексте современной ориентации государства на инновационные процессы в обществе, производстве, во всех сферах и областях науки, что находит свое отражение в последних докладах, выступлениях первых лиц государства (см., например, [6]), актуальна постановка вопроса об инновациях как движителях (катализаторах) повышения качества проводимых исследований и результативности их внедрения в образовательную практику в психологической, психолого-педагогической, акмеологической науках, где последняя, являясь новой отраслью научного знания, чрезвычайно восприимчива к новым методам, приемам и т.д.

В общенаучном смысле «понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы» [7, с. 23]. В предпринимательстве, благодаря развитию которого произошло становление специальной дисциплины инноватики, инновации — это новые образцы, технологии, методы, запланированные к внедрению. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам не только в профильной (производственное, образовательной) сфере, но и в организационной, финансовой, научноисследовательской и др.; этим термином описываются «любые усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат или даже создающие условия для такой экономии» [там же].

Исходным считается определение инновации (нововведения) как аргументированного, теоретически обоснованного введения в существующую теорию (концепцию, систему теоретических положений) нового подхода, принципа, способа решения научной проблемы — ее содержания, методов, форм, способов анализа и путей практической реализации.

Например, в области содержания образования инновационным является открытие новых закономерностей, связей, принципов его организации и представления: психофизиологически обоснованные с позиции возможности и эффективности освоения новые структуры учебного материала в школьных учебниках — вместо существующего предметно ориентированного содержания учебников; новое, смыслоцентрированное содержание русского языка и литературы в широком культурно-историческом контексте в интегрированном филологическом курсе (Г.Г. Граник).

По формулировке автора одной из первых работ по педагогическим инновациям, опубликованной на русском языке, К. Ангеловски, педагогическая инновация — это «изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения» [цит. по: 7, с. 28].

Важно, что в настоящее время инновационные процессы в системе образования исследователи характеризуют тремя основными законами: законом необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, законом стереотипизации педагогических инноваций и законом цикловой повторяемости. Как показала Л.П. Княженко [3], сущность первого закона состоит в том, что инновационные процессы в системе образования неизбежно оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-педагогическую среду, в которой они осуществляются, в связи с тем, что определенные педагогические представления подвергаются разрушению, что, в свою очередь, приводит к поляризации отношений к реализуемому инновационному процессу. При этом, чем значительней инновация, тем большее сопротивление она встречает, что не может не приводить к дестабилизации психологической, социально-экономической и организационно-управленческой сфер образовательной системы. Закон стереотипизации описывает закономерность превращения инновации в стереотип действий, который, в свою очередь, начинает вставать на пути новых преобразований педагогической теории и практики. В соответствии с третьим законом, существует цикличность инноваций, их повторяемость в новых условиях, в связи с чем, при их принципиальной новизне в изменившихся педагогических условиях, они не воспринимаются педагогическим сообществом как новшество и вызывают сильное противодействие [3, с. 71].

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян [4] подчеркивают, что создание, распространение и освоение новшества — это этапы циклического инновационного процесса. При этом данные авторы различают новшество (новацию) как потенциально возможное изменение, находящееся одновременно на границе множества образовательных систем, «как бы предлагающее им себя», и нововведение (инновацию) как освоенное новшество, реализованное изменение, ставшее из возможного действительным и существующее внутри конкретной образовательной системы. Таким образом, согласно данной трактовке, инновационный процесс шире, чем нововведение (инновация), которое является одной из его стадий. Нововведению в цикле инновационного процесса предшествуют следующие стадии:

— выявление потребности в изменении (выявление проблемы);

— разработка идеи решения проблемы;

— разработка способа решения проблемы (новшества);

— апробирование и экспертиза новшества;

— распространение новшества.

За стадией освоения новшества (нововведения) следует стадия институционализации нововведения, то есть перехода из экспериментального режима в режим постоянного применения.

Разные стадии инновационного процесса могут осуществляться как внутри конкретной образовательной системы, так и быть распределены между различными инстанциями в общей системе образования. Например, выявлением проблемы и разработкой идеи занимаются научные организации, распространением новшества — консультационные, внедренческие центры и т.д. В последнем случае образовательная система, принимающая новшество к основанию, должна провести его внутреннюю экспертизу (поскольку не все новшества, пригодные в одном учреждении, могут быть использованы в другом; некоторые могут оказаться несовместимыми, даже будучи по отдельности оценены положительно; может быть недостаточно сил и средств для параллельного внедрения нескольких новшеств) [7, с. 16].

Применительно к процессу обучения важна высказанная В.Я. Ляудис мысль о необходимости различать инновации в системе образования и инновационное обучение, которое, во-первых, есть «целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний», а во-вторых, «это специально организованная социальная ситуация развития личности, способной принять

вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении» [2, с. 9—10].

Анализ работ по проблеме [3, 4, 7, 8] показал, что понятие «инновация» многозначно. Под инновациями понимаются:

— как изменения в основной, профильной деятельности организации, так и создание условий для этой деятельности;

— как создание абсолютно нового, так и внесение частичных изменений в существующую практику или внедрение в данном образовательном учреждении новшеств, уже действующих в другой образовательной системе;

— как отдельные изменения, так и комбинации взаимосвязанных изменений. Любую инновацию можно охарактеризовать по этим достаточно формальным

показателям.

В настоящее время исследователи [7] различают следующие виды нововведений, инновационных явлений:

— нововведения-продукты;

— нововведения-процессы (например, связанные с применением здоровье- и ресурсосберегающих педагогических технологий, компьютеризации обучения; повышение качества обучения при использовании прогрессивных форм и методов обучения и т.д.);

— модификация продуктов (некоторые изменения в структуре и содержании образования, в стандартах, вносимые с целью большего соответствия требованиям времени и продления жизненного цикла существующего типа образования).

Рассматривая еще в 1995 году изменения в отечественном образовании, определяемые в литературе как «инновации», Г.П. Щедровицкий [8] включил в их круг следующие:

— изменение психологического климата в образовательном учреждении под влиянием новых идей и ценностей образования, характерных для 80-х годов XX века, когда возникло движение педагогов-новаторов;

— внедрение и распространение давно разработанных педагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, системы развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др.);

— разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в самих образовательных учреждениях для преодоления вновь возникающих противоречий;

— втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов;

— приобретение педагогической деятельностью характера устойчивой творческой деятельности, что «оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса» [8]. Это относится как к продукту, так и к процессу.

Все выделенные П.Г. Щедровицким инновации предполагают необходимость организации и управления инновационной деятельностью. В плане управления образовательными системами интерес представляет предлагаемое А.В. Хуторским различение инновационных проектов и инновационных программ по основанию масштаба вносимых изменений, где инновационная программа — это комбинация нескольких проектов, связанных между собой функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Примеры инновационных программ: «технологический прорыв в заданном направлении, например, в компьютеризации образования, повышение престижа или конкурентоспособности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.». Соответственно, «сформировать и реализовать инновационную программу в силах только крупное объединение организаций» [7, с. 27].

В настоящее время, когда управление образовательным процессом, по мнению многих исследователей, осуществляется через образовательные программы, особенно важны инновации именно в них, и в частности, инновации, связанные с построением программ на компетентностной основе, которые, в терминах А.В. Хуторского, можно рассматривать как инновационные проекты.

Все рассмотренное выше позволяет зафиксировать нижеследующие5 возможные инновации в образовательной программе высшего профессионального образования и, прежде всего в образовательной программе дисциплины (эта программа рассматривается как морфологическая единица образовательной программы по направлению):

— профессионально-значимую компетентностно-направленную организацию содержания профессиональной компетентности, то есть ее предметного плана;

— усиление акцента на опыт, практику применения знаний в форме фиксации обязательных специально ориентированных на это тренингов, практических заданий, примерный перечень которых может быть дан в тексте программы;

— специальную фиксацию формирования в образовательном процессе таких социально-личностных компетентностей как гражданственность, здоровьесбе-режение, коммуникативная, информационно-технологическая, социального взаимодействия;

— специальную фиксацию формирования каждого из пяти выделенных для компетентности компонентов (знание, умение (опыт применения), ценностносмысловое отношение, саморегуляция, готовность) для предметно-профессиональных и социальных компетентностей;

— обозначение основных форм, методов, способов формирования парциальных (социальных и профессиональных) компетентностей и целенаправленно планируемого развития, поддержания уровня сформированности интеллектуальных и личностных качеств студента;

— введение дескрипторов, инвариантных для всех компетентностей и вариативных для предметно-профессиональных и социальных как системы оцениваемых требований;

— фиксацию характера, методов и вида оценки формируемых компетентностей. Другими словами, применительно к образовательной программе дисциплины

можно говорить о следующих пяти линиях инноваций:

— компетентностная направленность подлежащих освоению знаний и формируемых на этой основе социально-профессиональных умений, что должно фиксироваться в целях и задачах образовательной программы;

— компетентностная направленность предметного содержания изучаемой дисциплины, ее тем (модулей);

— фиксация адекватных социально-профессиональным компетентностям форм аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

— изменение характера педагогического взаимодействия на основе личностнодеятельностного подхода, по И.А. Зимней, с фиксацией субъектно-субъектного диалогического взаимодействия преподавателя и студентов между собой в методическом разделе образовательной программы;

— введение компетентностно-ориентированных технологий оценивания (ролевые игры с фиксацией предметно-социального контекста, портфолио, выполнение профессионально-направленных проектных работ и др.).

Все вышеизложенное применительно к проекту образовательной программы по дисциплине предполагает как предварительное исходное определение самой образовательной программы по дисциплине, так и теоретическое обоснование выбора учебной дисциплины, наиболее полно раскрывающей суть инновационно-компетентностного моделирования. В качестве такой дисциплины для проектирования модели был выбран «Иностранный язык» и коллективом авторов кафедры

английского языка факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ (зав. кафедрой И.А. Мазаева) был осуществлен опыт практической реализации инноваций в образовательную программу [1, 5].

Все существующие направления, формы, средства реализации инновационного подхода в настоящее время могут рассматриваться как действенные попытки нахождения путей повышения качества образования и совершенствования всего комплекса психолого-педагогических наук.

Литература______________________________________________________________________

1. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под ред.

И.А. Зимней. М., 2008.

2. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / Автор обзора В.Я. Ляудис / Под ред. Р.В. Герф. М., 1992.

3. Княженко Л.П. Инновационный стиль преподавателя. Условие его формирования // Высшее образование сегодня. 2007. №5.

4. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. №4. С. 11—21.

5. Программа дисциплины «Английский язык (основной). Специальность 020200 «Политология». Квалификация — бакалавр политологии. Авторский коллектив: М.В. Ермакова, к.пед.н. И.А. Мазаева (руководитель), Б.А. Осокин, к. филос.н. С.К.Павликова, к. филос. н. Н.Н.Павлова, Е.И.Почкаева, И.Б.Слабакова, к.филос.н. Н.А.Чес. М., 2008.

6. Точки над «и» (Выступление Д.А. Медведева на V Экономическом форуме в Красноярске) // Российская газета. Федеральный выпуск № 4591. 16 февраля 2008 г.

7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.

8. Щедровицкий П.Г. Новшества и инновации // Учительская газета. 1995. № 22.

© Зимняя И.А., Лаптева М.Д., 2009

И.Н. Титова

акмеологический подход в активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио

Ключевые слова: акмеологический подход, акме учебной деятельности, активизация учебной деятельности, метод портфолио Keywords: acmeological approach, acme of studying activity, studying activation, portfolio method

Ведущей тенденцией современного образования является его личностная ориентация, которая требует, чтобы школьник включался в социальные процессы как самоорганизующаяся, социально устойчивая, мобильная, стремящаяся к успеху, умеющая самостоятельно строить свою индивидуальную траекторию развития и в то же время ответственная, творческая личность. Данные личностные качества становятся своего рода теми вершинами, которых необходимо достичь каждому ученику. Мы считаем, что в данном направлении перспективным становится акмеологический подход, сущность которого заключается в том, чтобы помочь каждому подняться до своих высот.

«Акме» (в переводе с греческого означающее высшую ступень чего-либо, цветущую силу, расцвет) означает пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добился в ней наивысших результатов. [1, с. 60]. На наш взгляд, по отношению к школьнику будет уместным говорить об акме учебной деятельности, то есть тех вершинах, которые следует достичь ученику. Поэтому актуальной зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.