английского языка факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ (зав. кафедрой И.А. Мазаева) был осуществлен опыт практической реализации инноваций в образовательную программу [1, 5].
Все существующие направления, формы, средства реализации инновационного подхода в настоящее время могут рассматриваться как действенные попытки нахождения путей повышения качества образования и совершенствования всего комплекса психолого-педагогических наук.
Литература_
1. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова H.A. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под ред. И.А. Зимней. М., 2008.
2. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / Автор обзора В.Я. Ляудис / Под ред. Р.В. Герф. М., 1992.
3. Княженко Л.П. Инновационный стиль преподавателя. Условие его формирования // Высшее образование сегодня. 2007. №5.
4. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. №4. С. 11—21.
5. Программа дисциплины «Английский язык (основной). Специальность 020200 «Политология». Квалификация — бакалавр политологии. Авторский коллектив: М.В. Ермакова, к.пед.н. И.А. Мазаева (руководитель), Б.А. Осокин, к. филос.н. С.К.Павликова, к. филос. н. Н.Н.Павлова, Е.И.Почкаева, И.Б.Слабакова, к.филос.н. Н.А.Чес. М., 2008.
6. Точки над «и» (Выступление Д.А. Медведева на V Экономическом форуме в Красноярске) // Российская газета. Федеральный выпуск № 4591. 16 февраля 2008 г.
7. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
8. Щедровицкий П.Г. Новшества и инновации // Учительская газета. 1995. № 22.
© Зимняя И.А., Лаптева М.Д., 2009
И.Н. Титова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПОРТФОЛИО
Ключевые слова: акмеологический подход, акме учебной деятельности, активизация учебной деятельности, метод портфолио Keywords: acmeological approach, acme of studying activity, studying activation, portfolio method
Ведущей тенденцией современного образования является его личностная ориентация, которая требует, чтобы школьник включался в социальные процессы как самоорганизующаяся, социально устойчивая, мобильная, стремящаяся к успеху, умеющая самостоятельно строить свою индивидуальную траекторию развития и в то же время ответственная, творческая личность. Данные личностные качества становятся своего рода теми вершинами, которых необходимо достичь каждому ученику. Мы считаем, что в данном направлении перспективным становится акмеологический подход, сущность которого заключается в том, чтобы помочь каждому подняться до своих высот.
«Акме» (в переводе с греческого означающее высшую ступень чего-либо, цветущую силу, расцвет) означает пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добился в ней наивысших результатов. [1, с. 60]. На наш взгляд, по отношению к школьнику будет уместным говорить об акме учебной деятельности, то есть тех вершинах, которые следует достичь ученику. Поэтому актуальной зада-
чей учителя становится активизация учебной деятельности для организации движения школьников к своему «акме».
Рассмотрим основные понятия, относящиеся к активизации учебной деятельности.
В психологии и педагогике деятельность определяется как основной путь, способ быть личностью. Деятельность всегда предполагает активное состояние человека как личности. Такая взаимозависимость понятий «активность» и «деятельность» дает возможность сделать вывод об их взаимосвязи и взаимообусловленности. Следовательно, опираясь на вышеизложенное понимание деятельности, под активностью школьника мы понимаем способ проявления совершенствования личности в учебной деятельности.
В исследованиях И.А. Зимней показано, что учебная деятельность направлена на самого обучающегося как ее субъекта, на совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности [2, с. 95].
Продуктом деятельности учения является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Когда учащийся сам сознательно ставит цель развить в себе какое-либо качество (способности, волю, умения), такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать ученика как субъекта этой деятельности.
Учебная деятельность в отличие от обучения всегда целенаправлена и мотивирована и может быть активизирована различными способами. В нашем исследовании основным способом активизации учебной деятельности школьника является метод портфолио.
«Портфолио» в педагогике в широком смысле слова рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определенный период его обучения.
Понятие «портфолио», пришедшее с Запада, является достаточно новым для российского образования. Поэтому в настоящее время портфолио находятся в стадии теоретического осмысления, что порождает различные толкования данного понятия и приводит к разнообразию применения его на практике. Различные авторы характеризуют портфолио ученика как:
— коллекцию работ, всесторонне демонстрирующую не только учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;
— выставку учебных достижений ученика по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
— форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов;
— антологию работ ученика, предполагающей его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку [3, 4]. В школьной практике учебное портфолио представляет собой материализованную форму демонстрации учебных достижений ребенка.
Особый интерес для нас представляет портфолио как способ организации учебной деятельности учащихся и его возможности в достижении акме. Для этого выясним, какие принципы лежат в основе организации учебной деятельности школьников с применением метода портфолио.
При реализации метода портфолио как способа активизации учебной деятельности мы следовали принципам личностно-ориентированного обучения: 1. Принцип личностного целеполагания ученика реализуется на основе и с учетом его личных учебных целей.
Работа учащихся с портфолио предполагает подготовительную работу, которая заключается в постановке личных целей каждым учеником в необходимости создания своего портфеля.
Школьники также принимают участие в формировании своего портфеля. После коллективного обсуждения определяются его разделы, обозначаются наиболее интересные темы по учебному предмету. Так, например, в практике изучения учебного предмета «Английский язык» учащимися 5-х классов были сформулированы названия разделов: «Мой паспорт», «Мой выбор», «Мой путь к звездам», «Мои творения», «Мои успехи», «Мои размышления». Из предложенных тем дети заинтересовались следующими: «Спорт», «Школа», «Животные», «Хобби», «Друзья», «Каникулы».
2. Принцип продуктивности обучения ориентирован на личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности. В процессе создания внешнего образовательного продукта — учебного портфеля у ученика происходит развитие его личностных качеств, учебных мотивов (эмпирические данные будут приведены в статье далее).
3. Принцип «развивающей помощи» состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что выполнять, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них [5, с. 13]. Так, в практике изучения предмета дети имеют право выбрать один из уровней: репродуктивный (перечисли известных спортсменов; выпиши животных Африки; переведи текст и др.), и продуктивный (сравни школу прошлого века со школой XXI века; найди информацию о популярных видах спорта в Великобритании, напиши письмо известному футболисту, создай свой сайт в защиту животных, сочини рассказ и др.).
Также этот принцип реализуется в том, что при ведении учащимися портфо-лио прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным (учитель периодически контролирует учебные материалы ученика, объясняя ту или иную отметку), учение все более принимает форму самообразования.
4. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории заключается в построении единственного в своем роде, уникального для ребенка пути. Поэтому раздел портфеля «Мой путь» в полной мере отражает движение ученика по своей выбранной образовательной траектории.
5. Принцип образовательной рефлексии раскрывается через организацию самоанализа учебной деятельности школьниками, поэтому данному принципу мы уделяем особое место: он отражается и в самопрезентации, и на заключительной странице портфолио, где учащиеся анализируют свою учебную деятельность после изучения определенной темы.
Таким образом, реализация комплекса вышеизложенных принципов с помощью метода портфолио позволяет:
— поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Таким образом, выявленные нами принципы и функции метода портфолио
позволяют реализовать акмеологический подход в активизации учебной деятельности школьников.
Также нами выявлены условия реализации акмеологического подхода в практике активизации учебной деятельности учащихся:
— содержание портфолио составляют задания, которые имеют разноуровневый характер по степени самостоятельности и уровню развития учебной мотивации;
— материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников;
— в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.
В ходе экспериментальной работы в школе мы выявили те организационно-педагогические формы учебной деятельности, при которых реализация метода портфолио осуществляется наиболее успешно. Перечислим некоторые из них.
1. «Переписка друзей».
Эта форма осуществляется посредством написания детьми друг другу писем по определенной теме. Так, дети писали друг другу письма по темам: «Мой день», «Мое хобби», «Мои родители», «Мой лето».
Таким образом, с помощью писем дети имеют возможность получить представление о достижениях своих друзей. После прочтения этих писем учителем организует предметный разговор о вершинах развития ребенка в той или иной области (в области спорта, хобби и др.).
2. «Мой выбор».
В такой форме организации учебной деятельности учащимся предлагается выбрать тот уровень выполнения задания, с которым по их мнению, они справятся. После осуществленного выбора и соответствующего ему учебного задания учитель вместе с учеником анализирует следующую вершину в организации учебной деятельности.
3. «Самооценка».
В организации данной формы учитель предлагает учащимся критерии для оценивания учебного задания. Ученик после выполнения задания самостоятельно его оценивает и фиксирует свою оценку в разделе портфолио «Мои успехи». Таким образом, каждый ученик получает возможность оценить свои достижения как субъекта учебной деятельности.
4. «Творческая лаборатория».
Организация данной педагогической формы подразумевает выход за рамки образовательного стандарта по предмету посредством организации творческих исследований школьников в виде проектов. То есть каждый ребенок по тому или иному блоку темы пишет творческий проект, который предполагает выражение его личного отношения к какому-либо поставленному вопросу, способов решения проблемы, заключенной в этой теме и др.
5. «Контрольная на 5»
Данная педагогическая форма предполагает создание условий для успешного выполнения ребенком контрольной работы. По нашим наблюдениям некоторые учащиеся боятся и переживают по поводу выполнения тестов и контрольных работ. В результате некомфортного эмоционального состояния, нервного напряжения они выполняют контрольную работу менее успешно, чем могли бы. Но если ребенку дать шанс, он может раскрыть свои возможности. Для этого мы используем форму разрезной контрольной работы, когда неправильные ответы вырезаются, и ученик имеет право написать правильный вариант. На наш взгляд, замена традиционной формы контрольной работы на нетрадиционную позволяет открыть у школьника горизонт его акме.
Эффективность реализации акмеологического подхода в активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио докажем эксперименталь-
ными данными. За трехлетний период нами получены экспериментальные данные по следующим показателям: учебная мотивация и уровень активности. В качестве средств педагогической диагностики были использованы: диагностика структуры учебной мотивации школьника Г.М. Мануйлова, В.В. Козлова, Н.П. Фетискина и диагностика уровней активности Г.И. Щукиной.
По показателю мотивация на констатирующем этапе выявлено, что до реализации метода портфолио учащиеся высказывались, что не хотят изучать некоторые темы из учебника; уклонялись от выполнения домашнего задания, аргументируя, что они неинтересны; не соглашались с выставленной учителем отметкой.
С началом реализации метода портфолио учащиеся выполняли только те задания, которые предлагал им учитель. Некоторые учащиеся выбирали задания на сложный уровень С, чтобы только получить «5», другие не хотели затрачивать своих усилий и выполняли задания на более легкий уровень. Переписка между детьми осуществлялась без энтузиазма. Письма очень часто оформляли неаккуратно. Таким образом, уровень мотивации соответствовал внешним мотивам (учусь, чтобы меня похвалили за хорошую оценку) и уровню позиции школьника (то есть учусь, потому что надо учиться).
Но в процессе реализации метода портфолио процент детей, имеющих внешние мотивы и уровень мотивации позиции школьника, изменился с 72,4 % до 56,4 % и с 90,2 % до 72,8 % . При сравнительном анализе данных констатирующего и контрольного эксперимента по статистическому критерию Ж (Вилкоксона) были получены следующие показатели: позиция школьника — 8,12 уменьшилась
- 6,56 (на уровне статистической значимости при р<0,001); внешние мотивы изменились с 6,52 до 5,08 (на уровне статистической значимости при р<0,001). Сравнительный анализ показал, что качественный сдвиг произошел, и развитие мотивации детей с помощью портфолио состоялось.
По показателю активность на констатирующем этапе был зафиксирован репродуктивный уровень активности у 55% детей, продуктивный уровень у 45% детей. На контрольном этапе репродуктивный уровень активности проявился у 38% детей, а продуктивный — у 62% детей. Этот качественный сдвиг проявился в таких формах поведения детей:
- учащиеся стали интересоваться содержанием заданий, которые получали их одноклассники;
- в анкете, проводимой перед изучением той или иной темы стали указывать какие задания им бы хотелось выполнить (особенно творческого характера);
- некоторые учащиеся выполняли все задания на следующий урок (несмотря на то, что было задано только одно);
- после обсуждения с учителем выборов учеником уровней выполнения заданий, намечался такой путь движения, который приводил бы учащегося к реальным достижениям в изучении учебного предмета.
Также активность учащихся проявилась в предложении организовать встречу с друзьями по переписке. Поддержав инициативу школьников, такие встречи были проведены. Возможность реального общения позволила детям раскрыть новые стороны своих друзей по переписке.
Таким образом, все экспериментальные данные по указанным показателям (мотивация и активность) подтверждают эффективность акмеологического подхода в активизации учебной деятельности школьников на основе метода порт-фолио.
Проблема активизации учебной деятельности младших школьников может быть решена акмеопедагогическими способами, одним из которых является метод портфолио. Данная тема себя не исчерпывает. Перспективы ее исследования намечаются в разработке методических рекомендаций по использованию метода портфо-лио как способа активизации учебной деятельности.
Литература
1. Бодалев A.A., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 1999.
3. Новикова Т.Г., Федотова Е.Е. Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2005. №5. С.10-14.
4. Портфолио в школе (на примере изучения английского языка): Методическое пособие / Сост. И.Н. Титова, А.Д. Орлова, Е.В. Бояринцева. Ижевск, 2008.
5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. ред. Л. И. Семиной. М., 2002.
© Титова И.Н., 2009
А.А.Скрипкин
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: самореализация, смысл жизни, эффективность, оптимальность, удовлетворенность.
Keywords: self-realisation, meaning of the life, efficiency, an optimality, satisfaction self-realisation.
Одной из глубинных потребностей человека, являющейся источником его целенаправленной личностно и социально продуктивной активности, является потребность в самореализации.
В самом общем виде самореализация рассматривается как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени [4]. В ходе самореализации человек воплощает в жизнь свои внутренние возможности и способности.
С позиций гуманистического и экзистенциального подхода проблему самореализации следует анализировать через призму уникальности и неповторимости личности. По мнению А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма природно заложенный потенциал в личности раскрывается по мере ее включения в различные аспекты жизнедеятельности, при этом личности присуща свобода творчества, познания, саморазвертывания внутренних возможностей [9].
Отечественные философы и психологи связывают идеи самореализации с проблемами творчества, саморазвития и самоосуществления. Кроме того, подчеркивается, что в процессе самореализации саморазвитие личности гармонично сочетается с ее преобразующим влиянием на обстоятельства и окружающих людей [9].
Если во внешнем плане самореализация выступает как стремление осуществить свои личные цели и интересы в непосредственном соприкосновении с миром [2], то во внутреннем плане самореализация выступает как процесс опредмечивания сущностных сил человека, трансляция его индивидуальности через результаты труда, а также через изменения в себе самом и в других людях [3, 6]. При этом с точки зрения интересов общества о самореализации конкретного человека можно говорить, если его планы и результаты деятельности имеют общественно полезную направленность, но, в то же время, сам человек ощущает себя реализованным в жизни, только если ощущает удовлетворенность достигнутыми результатами и признает соответствие этих результатов своим устремлениям.