УДК 378:004
С. Н. Силина, В. В. Тимофеева
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлен инновационный образовательный процесс (активное проектирование), используемый как базовый в системе непрерывного профессионального образования. Применяются компетентностный и акмеологический подходы.
This article presents an innovative educational process — active design, which is used as a basic educational process in the system of continuous professional education. The organization of the continuous professional education system requires the application of competence and acmeological approaches.
Ключевые слова: система непрерывного профессионального образования, активное проектирование, компетентностный и акмеологический подходы.
Key words: system of continuous professional education, active design, competence and acmeological approaches.
В настоящее время наблюдается переход от постиндустриального к инновационному креативному обществу. Современное профессиональное образование ориентировано на применение инновационных технологий, а суть его можно обозначить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее» [3, с. 35].
Педагогические инновации реализуют такие приоритеты профессионального образования, как доступность, качество, эффективность, сформулированные в концепции модернизации образования в России [6].
Также инновации подразумевают использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения социально и рыночно востребованных услуг [3].
Необходимо отметить следующие преимущества использования инновационных технологий:
• изменение функциональных ролей студента и преподавателя; теперь преподаватель — это консультант-координатор, а студент сам может определиться в выборе путей усвоения материала;
• обеспечение широких возможностей дифференциации и индивидуализации учебной деятельности;
• повышение результативности образовательного процесса.
© Силина С. Н., Тимофеева В. В., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 25—32.
Основная цель применения инновационных технологий — это подготовка компетентных профессионалов, имеющих теоретические и практические знания предметных и управленческих областей, позволяющие эффективно реагировать на нестандартные ситуации.
Одной из важнейших проблем в профессиональной педагогике, на наш взгляд, является содержание методов обучения как в теоретическом, так и практическом плане, от решения которой зависит образовательный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а также результат обучения.
Успех его определяется в основном направленностью и внутренней активностью учащихся, характером их деятельности, степенью самостоятельности, проявлением творческих способностей; и все это должно служить критерием для выбора метода. Ведущие специалисты российской педагогики И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют пять методов обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский [10].
У всех них есть как сильные, так и слабые стороны, которые необходимо оптимально сочетать в зависимости от требуемых факторов. При этом образовательный процесс может быть активным (где студент выступает как субъект собственного обучения) или пассивным (где он играет роль объекта воздействия).
Для повышения качества обучения применяются различные формы, к которым относятся: ролевые игры, деловые игры, семинары, повторительно-обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения, тестирование, программированный контроль, исследовательская деятельность и др.
Компетентностный подход, ставший одной из главных парадигм современного профессионального образования, является центром, который интегрирует не только привычные знания, умения и навыки, но и ценности, нормы и образцы профессиональной деятельности, требования к развитию индивидуальных и личностных качеств, готовность принимать решения и действовать в неопределенной ситуации.
Главные отличия компетентностного подхода от традиционного:
— ориентация на удовлетворение потребностей родителей и работодателей, учет мнения экспертного сообщества о главных тенденциях и перспективах развития профессии;
— смещение акцента в подготовке с исследовательского на деятельностный подход;
— моделирование профессиональной деятельности на базе различных дисциплин [4].
По нашему мнению, наиболее эффективно на развитие компетентности обучающихся влияют активные игровые технологии, имеющие следующие характеристики:
— психологическая привлекательность, обеспечиваемая гибкой персонифицированной учебной среды;
— повышение у студентов интереса к моделируемым или проектируемым проблемам;
— улучшение связей между всеми участниками;
— повышение самооценки;
— изменение отношения к внешней среде (преодоление страха перед неизвестностью);
— рост познавательной активности;
— возможность освоения опыта реальной деятельности;
— приобретение навыков проблематизации;
— возможность переноса в реальную ситуацию знаний из учебной деятельности;
— приобретение опыта принятия ответственных решений.
Содержательно востребованный выбор игр осуществляется на основе выделенных компонентов модели профессиональной компетентности.
Активные игровые образовательные технологии представляют интенсивно развивающееся самостоятельное направление в обучении.
К основным разновидностям активно-игровых технологий относятся: исследовательские, дидактические, рефлексивно-оценочные, диагностические, мотивационно-побудительные, психотехнические [7].
Основными принципами подобных технологий являются следующие: активность, самостоятельность, коллективность, моделирование, проблемность, результативность, структурная системность, динамичность, соревновательность, новизна и обратная связь. Благодаря им применение игровых технологий в рамках учебного процесса в системе высшего образования позволяет осуществлять развитие, оценку и коррекцию социально-профессиональной компетентности личности.
Термин «инновация» подразумевает нововведение — создание того, чего не было ранее. Инновационность образовательных технологий может выражаться в использовании особых методов и средств в процессе учебной деятельности или в специфичности полученных результатов.
Значимым является развивающий образовательный процесс, поэтому нас интересует такая категория, как акмеология (учение о природе высшей степени чего-либо, вершине развития).
Ведущие специалисты в данной области А. М. Князев и И. В. Одинцова вводят следующие 12 критериев, характеризующих степень ак-меологичности образовательных технологий:
1) активизация комплекса личностных ресурсов (максимально возможное их количество);
2) обеспечение деятельностного подхода;
3) учет индивидуальных особенностей личности;
4) оптимизация развития нескольких психических свойств личности;
5) развитие личности в духовном, профессиональном и жизнедеятельностном контекстах;
6) субъект-субъектные отношения системы «преподаватель-обу-чающийся»;
7) способствование социальной и профессиональной самоактуализации;
8) реализация социальных ролей человека;
9) соответствие методологическим принципам акмеологии;
10) ориентация на прослеживание в деятельности факторов, характеризующих ступени развития и акме;
11) способствование формированию самостоятельности в созидательной деятельности;
12) обеспечение получению социально-значимого продукта [7].
По мнению А. М. Князева и И. В. Одинцовой, все образовательные технологии делятся по уровням акмеологичности. Чем больше указанных критериев учтено, а следовательно, чем выше значение коэффициента акмеологичности, тем больше ее инновационная значимость.
Отмечается три уровня акмеологичности. К третьему (низшему, с коэффициентами 0,17—0,24) относятся лекции, консультации, пресс-конференции, выездные тематические занятия. Второй уровень (коэффициенты — 0,38 — 0,48) занимают кейс-стади, анализ трудных ситуаций, проблемные лекции, круглые столы, мозговые атаки и т. д. К первому же (высшему, с коэффициентами — 0,49—0,69) — игры, тренинги, выступление обучающегося в роли преподавателя [7].
В рамках акмеологического подхода мы используем активное проектирование как базовый метод для профессионального обучения. Сущность подобной деятельности в умении создавать новые проекты с учетом социально-экономических требований общества, направленных на развитие у студентов логического анализа, синтеза, творческого мышления и личностных качеств.
Проект является стратегическим механизмом осуществления основных нововведений благодаря направленности на будущее, на реализацию актуальных и перспективных образовательных потребностей.
Наибольшей конкурентоспособности добиваются организации, максимально использующие данный вид деятельности, который позволяет сочетать два основных процесса (функционирование и развитие), а также предусматривает адаптируемость к изменениям внешней среды. Академик А. М. Новиков охарактеризовал современное общество как общество «проектно-технологического» типа [8].
Часто проектирование рассматривается как линейно-логический процесс. Вся литература по управлению проектами отображает линейно-логическое мышление, главной задачей которого является анализ причинно-следственных связей и планирование, а также разработка пошаговых технологий и инструкций. Этот стиль связан с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления. Однако именно он обеспечивает способность принимать ответственные решения и осуществлять их безотносительно к проявлениям внешнего мира, создавая в нем изменения [9].
Используемый в нашем исследовании нелинейный (квантовый) стиль мышления основан на периферийном, расфокусированном внимании, обеспечивающем эмоциональное и чувственное восприятие мира. Этому стилю, по мнению М. Пальчика, свойственны спонтанность, непредсказуемость, отсутствие внешней логики [9].
Понятие «активное проектирование» было предложено С. Цымба-лом и А. Кабицыным в 2002 г. для социально-экономических систем в условиях нестабильной среды и рассматривалось в контексте теории активных систем [5].
Мы считаем целесообразным применение данной идеи в образовательном процессе [11; 12]. В таком случае все участники учебного процесса осуществляют выбор своего состояния целенаправленно (с учетом личных целей) и действуют в условиях квантового мышления, в режиме Flow-менеджмента [11].
Основная идея активного проектирования — управление изменениями, приводящими к развитию системы. Она заключается в оценке теоретически поставленных целей и стимулировании деятельности.
Применение методологии активного проектирования на всех уровнях системы непрерывного профессионального образования позволяет нам сравнить ее с традиционными разделами теории обучения, такими как андрагогика и педагогика (табл. 1).
Применение активного проектирования в учебном процессе отводит нас от традиционного образования к управленческому. Разница между ними приводится в таблице 2. Управленческое образование применимо на всех этапах системы непрерывного профессионального образования.
Таблица 1
Сравнение педагогики, андрагогики и активного проектирования
Критерий Педагогика Андрагогика Активное проектирование
Знания обучающегося Знания, предлагаемые учителем Востребованные знания (осознанная необходимость) Дисквалификация — осознанная некомпетентность (запрос на новые знания)
«Я-концепция» обучающегося Зависимая роль Самостоятельная позиция в обучении Сотрудничество учителя с учениками
Роль собственного опыта обучающегося Метод передачи знаний Метод обмена опытом Распредмечивание (избавление от имеющихся стереотипов), содействие постановке целей
Готовность к обучению Создается учителем Осознание востребованности Создание ситуации интереса (запроса)
Ориентация процесса обучения Содержание знаний конкретной дисциплины Получение полезного жизненного опыта Деятельностный подход (что я завтра буду делать)
Мотивация Внешние мотивирующие факторы (оценка, одобрение, порицание) Внутренние источники мотивации (стремление к росту и развитию) Видение стратегии развития и создание позитивного настроя по ее достижению
Таблица 2
Традиционное и управленческое образование
Критерий Традиционное образование Управленческое образование
Ориентированность Изучение «чего-то» (определенной темы) Научение «чему-то» (что получают)
Основной упор Анализ причинно-следственных связей Развитие способности воображения и результата
Направленность В прошлое В будущее
Содержание Обучение «правильным» знаниям и действиям Процесс выявления и устранения проблем
Установка Ошибка наказуема; жесткое расписание На ошибках учатся; гибкий подход
Результат подготовки Знающий человек Думающий человек
Если на предприятии для решения одной конкретной проблемы возможно применение чистого процесса активного проектирования, то там, где имеются цели профессионального образования, он модифицируется в инновационный образовательный маршрут, интегрируемый с процессом обучения [12].
Этапы активного проектирования, реализующие целостный педагогический процесс, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Этапы активного проектирования
31
Этап Содержательное наполнение
Постановка целей (целеполага-ние) Цель образовательного процесса Цель развития Цель проекта Овладение целями (обучающиеся рассматривают задачи группы или организации как свои собственные) Рефлексия
Проблемный анализ (пробле-матизация) Осознание логической модели дерева проблем «Корни-Крона» Фокусирование внимания на первостепенных проблемах Детальное описание ситуации Рефлексия
Самоопределение, уточнение целей В вопросах: «Кто я?», «Где я?», «Куда я иду?»
Разработка стратегии Осознание изменения картины мира Решение проблем (структурирование) Выбор стратегии Принятие решений
Разработка проекта Категории проектирования Матрицы планирования: инструмент для управления и оценки проекта Управление рисками Рефлексия
Представленная в данной статье авторская технология активного проектирования реализует все представленные 12 критериев ак-меологичности и может быть отнесена в первую (наивысшую) ее группу.
Опыт использования данного проектирования в образовательном процессе на всех уровнях СНПО позволил убедиться в его эффективности для развития такого качества, как креативность. Деятельностный подход, обеспечиваемый активным проектированием в форме инновационных образовательных маршрутов, позволяет успешно реализовать формирование профессиональной компетентности обучающихся.
Список литературы
32
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
2. Беляев М. И. Основы милогии. Краснознаменск, 1999.
3. Васильева Е. Н. Инновационность в обучении будущего специалиста // Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2004. № 2. С. 35 — 36.
4. Вербицкий А. А., Юрисов В. А., Нечаев Н. И. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989. С. 37—40.
5. Кацыбин А., Цымбал С. Социальные вопросы активного проектирования // Управление компанией. М., 2002. № 7.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-Р (п. 2) / Министерство образования РФ. М., 2002.
7. Князев А. М., Одинцова И. В. Системные деловые игры в образовании. М., 2006.
8. Новиков А. М. Методология образования. М., 2006.
9. Пальчик М. Квантовая модель целостного (системного) мышления. ЦКЬ: http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post189173292 (дата обращения: 29.03.2013).
10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика М., 2002.
11. Тимофеева В. В. Роль преподавателя в инновационном образовательном процессе — активном проектировании // «Преподаватель XXI века». М., 2009. № 3. С. 116 — 124.
12. Тимофеева В. В., Трифонова С. Д. Инновационный образовательный маршрут // Высшее образование в России. М., 2008. № 3. С. 155 — 158.
13. Трифонова С. Д. Исследование процесса современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного, экономического, организационно-экономического : монография. Калининград, 2003.
Об авторах
Светлана Николаевна Силина — д-р пед. наук, проф., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Калининград.
E-mail: [email protected]
Валентина Владимировна Тимофеева — канд. техн. наук, доц., Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the authors
Prof. Svetlana Silina, Head of the Department of Public and Municipal Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
E-mail [email protected]
Dr Valentina Timofeeva, Associate Professor, Department of Management, Institute of Applied Economics and Management.
E-mail [email protected]