Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование процессов интеграции в непрерывном профессиональном образовании'

Теоретико-методологическое обоснование процессов интеграции в непрерывном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SYSTEMATIC APPROACH / INTEGRATION / CONTINUOUS EDUCATION / METHODOLOGY / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Владимир Витальевич

В статье исследована грань понятия «непрерывное профессиональное образование», раскрываемая в процессе интеграции педагогики с другими гуманитарными науками. Основное внимание уделено обоснованию системы интегративных понятий и теоретических принципов как научно-методологических основ исследования. На основе практических результатов исследования представлена логика построения системы понятий непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological substantiation of integration processes in continuous vocational education

The article analyzes the concept of “continuous vocational education” that is revealed during integration process between Education Science and other Humanities. The author focuses on justifying the system of integrative concepts and theoretical principles as a scientific and methodological basis for the study. Based on practical results of the research, the paper provides an option to build a logic paradigm of continuing vocational education.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование процессов интеграции в непрерывном профессиональном образовании»

УДК s77

https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.14

Голуб Владимир Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Южного университета (Института управления, бизнеса и права)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Golub Vladimir Vitalyevich

PhD in Pedagogics, Assistant Professor, Management Department, Southern University (Institute of Management, Business and Law)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF INTEGRATION PROCESSES IN CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация:

В статье исследована грань понятия «непрерывное профессиональное образование», раскрываемая в процессе интеграции педагогики с другими гуманитарными науками. Основное внимание уделено обоснованию системы интегративных понятий и теоретических принципов как научно-методологических основ исследования. На основе практических результатов исследования представлена логика построения системы понятий непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова:

системный подход, интеграция, непрерывное образование, методология, научно-педагогическое исследование.

Summary:

The article analyzes the concept of "continuous vocational education" that is revealed during integration process between Education Science and other Humanities. The author focuses on justifying the system of in-tegrative concepts and theoretical principles as a scientific and methodological basis for the study. Based on practical results of the research, the paper provides an option to build a logic paradigm of continuing vocational education.

Keywords:

systematic approach, integration, continuous education, methodology, scientific and pedagogical research.

Сегодня активно развивается новая парадигма образования - методологическая или инновационная, в рамках которой происходят объединение и осмысление российского и зарубежного опыта становления теории и практики непрерывного профессионального образования, его инновационного развития и интеграции. К. Ангеловски считает, что инновации в образовании -это внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение предшествующего; характеристика образования, вытекающая из его основного смысла, сущности и значения [1].

Научно-педагогическая общественность и практики профессионального образования все отчетливее осознают, что именно целостная вариативная инновационная система непрерывного профессионального образования может создать инновационно ориентированное поле, благодаря которому личность сможет выстраивать индивидуальную непрерывную траекторию получения профессионального образования различного уровня и направления. Развитие теории и практики непрерывного профессионального образования является сутью создания вариативных моделей его организации, интеграции содержания и методического оснащения его реализации.

Непрерывное образование исторически рассматривается исследователями с разных позиций: как идея (Г.П. Зинченко), система (Б.С. Гершунский, А.В. Даринский), деятельность (А.П. Владиславлев), принцип преобразования и реформирования всей системы образования (А.В. Даринский, В.Н. Турченко). Но при этом конечной целью всегда является повышение качества образования и становление личностно-развивающей системы обучающегося, включающей психолого-педагогический (продуктивное творческое мышление, ценностные установки, рефлексия и личностный смысл в профессиональном образовании) и инновационный (стремление обучающегося к восхождению на более высокий уровень своего развития) компоненты.

В ситуации происходящих динамичных изменений актуализировались проблемы поиска продуктивных научных подходов к выстраиванию методологии непрерывного образования. Это требует объединения всех знаний о человеке на основе интеграции с другими научными теориями, отработки научного аппарата, способного к описанию многоплановых социокультурных явлений, и формирования междисциплинарного пространства по развитию педагогических знаний. Теория и практика интеграции педагогики с другими научными направлениями исследуется достаточно широко. Впервые попытка обобщить подходы к непрерывному образованию предпринята Р. Дейвом в монографии «Основы непрерывного образования», где синтезированы результаты исследований, проведенных в различных странах специалистами в области философии, истории, психологии, педагогики, антропологии, экономики и социологии образования [2]. Отече-

ственные исследователи Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий разработали основы объединения педагогики и логики. И.С. Ладенко предложил теорию развития интеллекта и процесса мышления. Ж. Пиаже провел междисциплинарные исследования по логике и психологии. Используя синер-гетический подход, Э.Н. Гусинский, С.П. Курдюмов и др. произвели интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания. Общая теория систем Л. Берталанфи [3], У. Эшби дала начало разработкам по оптимизации образовательного процесса, которые в дальнейшем были представлены Ю.К. Бабанским в виде концептуальной схемы управления образованием.

Зарубежные (С. Бартлетт [4], Р. Давс, К. Дьюк, М. Дюрке, А.Л. Корреа, А. Кропли [5], П. Лан-гран, П. Шукла) и российские (Н.Х. Байчекуева, Е.В. Бондаревская, А.А. Греков, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин [6], Л.Л. Редько, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Б. Суходольский, В.Т. Фоменко, К.М. Хо-руженко, Р.М. Чумичева) ученые, а также международные организации (ОЭСР, Европейский совет, ЮНЕСКО) стремились всесторонне описать феномен непрерывного профессионального образования. Х. Гуммель, Д. Карелли, Ф. Кумбс, Т. Ла Белль, В. Митгер, В.Г. Осипов, Г. Паркин и др. описывали пути и способы интеграции, факторы организации и координации звеньев системы непрерывного профессионального образования. В трудах и документах зарубежных исследователей возникали новые характеристики непрерывного образования: продолжающееся образование (continuing education), пожизненное образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), возобновляющееся образование (recurrent education), образование взрослых (adult education), дальнейшее (продвинутое) образование (further education), последипломное обучение (postgraduate education), компенсаторное обучение (remedial education) [7].

В теории и практике профессионального образования актуализировались проблемы создания научно обоснованной возможности опережающего получения профессиональных знаний и адекватных форм его организации. В целом вторая половина XX столетия была периодом беспрецедентного по масштабам развития образования в мире и растущего осознания жизненно важной роли непрерывного профессионального образования в обеспечении безопасности и устойчивого экономического и социального развития общества.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить достаточно широкий спектр дефиниций понятийного аппарата. Рассмотрение инновационной педагогической практики непрерывного профессионального образования, порой опережающей теоретическую базу, актуализировало необходимость обновления и обогащения понятийного аппарата, создания новых теоретических положений и концепций, выполняющих методологическую функцию, на основе исследования новых стратегических направлений структуры и содержания непрерывного профессионального образования. В связи с этим актуальными теоретико-методологическими проблемами явились выбор и обоснование системы понятий и теоретических принципов, определение концептуальных основ проектируемых структур и моделей непрерывного образования, системы методов и технологий научно-педагогической деятельности, определение содержания преемственных образовательных программ и возможностей их интеграции.

Основными методологическими подходами, избранными для проведения настоящего исследования, являются культурологический, личностно ориентированный, акмеологический, системно-прогностический и интегративный. В качестве организующего научно-теоретического принципа принят принцип интеграции, дающий возможность реализации непрерывности по вариативным векторам движения, как сложившимся в практике (горизонтальный и вертикальный), так и предложенным автором (параллельное обучение). В результате проведенных исследований принцип интеграции в комплексе с принципами непрерывности, целостности, преемственности, открытости, гибкости и доступности был окончательно утвержден в качестве теоретико-методологической основы исследования проблем непрерывного профессионального образования. Интегрированным был определен не только процесс, но и главный результат непрерывного образования - личность, которая рассматривалась как интегративное социальное качество человека. С позиций личности освоение избранной траектории непрерывного получения профессионального образования определялось как процесс выявления личностью собственных способностей, овладения механизмами саморегуляции и саморазвития, формирования индивидуального уникального интегративного опыта и их интеграции.

Одним из методов освоения нового содержания и создания новых (обновленных) форм организации непрерывного профессионального образования стал метод педагогического моделирования, являющийся по сути интегративным, позволяющим объединить эмпирическое и теоретическое начало в педагогическом исследовании.

Педагогическое моделирование, интегративный, системный и личностно ориентированный подходы стали базовыми научно-методологическими основами социально-педагогической практики непрерывного образования. Происходили переосмысление философских основ профессионального образования и формирование нового мышления и ценностных ориентаций личности. На основе избранных теоретических принципов, научных подходов и образовательной практики автором

принято следующее определение сущности непрерывного образования. В целом непрерывное профессиональное образование, выстроенное на основе принципов интеграции, маневренности, доступности и открытости, понимается как специально моделируемая целостная полиструктурная достаточно автономная педагогическая система, развивающаяся в соответствии с общими целями, интегративным содержанием и технологиями его реализации, конечным результатом которой является личность профессионала нового уровня, готового к решению нестандартных профессиональных задач и способного преодолеть возникающие профессиональные и личностные риски.

Исследование непрерывного профессионального образования как системы способствует созданию целостности содержания и механизмов, обеспечивающих сведение многообразных типов связей в единую теоретическую картину - методологию непрерывного профессионального образования. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности, выявление многообразных внутренних типов связей структур непрерывного профессионального образования и сведение их в целостное теоретическое обоснование. Практика проведения научного исследования на основе научного знания о системе непрерывного образования показывает, что исследуемые понятия связаны между собой. Анализ имеющихся классификаций показал, что внутри системы они строятся по принципу от общего к частному.

В современных условиях развития профессионального образования в педагогической науке зарождаются новые понятия, пополняются новым содержанием существующие, устаревают невостребованные практикой. Это объясняется тем, что профессиональная педагогика -комплексная наука, которая не только генерирует новые понятия педагогики, но и синтезирует понятийный аппарат смежных наук, таких как социология, экономика, культурология, психология, физиология, этика, право и др. [8]. Существенное влияние на развитие понятийного аппарата оказывают интеграционные процессы, свойственные как теории, так и практике профессионального образования. Неопределенность и неоднозначность интегративных понятий основана на полисемии терминов и разработке механизмов их проектирования в практику. В процессе интеграции понятий профессиональной педагогики с понятиями в сфере культуры, социологии, экономики, производства проявляется взаимопроникновение собственно педагогических, культурологических, социологических, экономических и других знаний.

Проведенный историко-педагогический анализ развития теории и практики непрерывного образования позволяет рубрицировать сопряженный понятийный аппарат различных наук и его интегративное содержание [9]. Понятийный аппарат непрерывного профессионального образования условно отнесен к следующим категориям понятий.

Философские и общенаучные концептуально-методологические понятия - отражают процессы, которые лежат в основе разработки концептуальных основ теории непрерывного профессионального образования и помогают выбрать методологию стратегии его развития. Философские понятия отражают познавательную, методологическую и проектно-акмеологическую функции образования и гуманитарную и социокультурную направленность исследования [10].

Изучение основных тенденций, закономерностей и противоречий процесса непрерывного профессионального образования строилось на основе философских категорий теории познания и общенаучных понятий, таких как «познание», «развитие», «мышление», «система», «процесс», «структура», «принцип», «метод», «критерий», «модель», «моделирование», «непрерывность», «интеграция». Непрерывность профессионального образования рассматривается как целостность процесса, состоящего из последовательных (параллельных) ступеней специально организованной учебно-научно-исследовательской деятельности, дающей человеку право и возможность изменения (расширения, углубления) профессионального, социального и личностного статуса, обеспечивает свободу выбора видов профессиональной деятельности посредством использования возможностей формального и неформального образования [11].

Научно-теоретические понятия профессионального образования содержат понятия конкретных научных дисциплин: педагогики общеобразовательной, высшей школы, профессиональной педагогики, социологии, психологии, физиологии, экономических и технических наук. Они определяют закономерности и принципы технологии взаимодействия всех компонентов процесса обучения, параметры и условия конструирования и функционирования интенсивных технологий обучения («обучение», «преподавание», «учение», «квалификация», «технология», «личность», «специальность» и др.). Осуществляется расширение ключевого понятия «образование» на основе современных тенденций развития: массовости и доступности, интегративности, поликультурности, регионализации, стандартизации, гуманизации, демократизации и т. д.

Понятие «образование» как целостная открытая система имеет целью изменить установки и модели профессионального образования путем подачи новых знаний, развития новых умений и навыков, способности постоянно перестраиваться во времени и адаптироваться в конкретных историко-национальных условиях. Многие тенденции уже обеспечены концептуальным и прикладным уровнем исследований и частичным внедрением в практику. Постепенно они обретают

статус методологических принципов создания, управления и функционирования системы профессионального образования и свидетельствуют о формировании новых теоретико-методологических основ педагогической науки и необходимости разработки принципиально новых концепций обновляемых систем профессионального образования.

Понятия, относящиеся к частным теориям проектирования интенсивных систем (интегративных, дистанционных, модульных, сетевых и пр.), составили методы, способы, средства и приемы внедрения их в педагогическую практику.

Формирование понятийного аппарата исследования было направлено на уточнение и формулирование ведущих понятий исследования, таких как «система непрерывного образования», «интегративная система», «индивидуальная образовательная траектория», «интегративная педагогическая система».

Таким образом, работа с понятийным аппаратом позволила определить основные концептуальные положения в системе научного знания о непрерывном профессиональном образовании как объекте и предмете исследования и создать необходимую методологическую базу исследования.

Основными проблемами развития системы непрерывного профессионального образования являлись:

- обоснование системы новых (обновленных) понятий, разработка методологии исследования;

- сравнительный анализ концепций и моделей развития профессиональной школы;

- определение типологических основ структурно-функциональной модели непрерывного профессионального образования;

- обоснование содержания подготовки по интегрированным образовательным программам и укрупненным группам сопряженных специальностей.

В результате становления новой парадигмы образования идея непрерывного профессионального образования включает концептуальное, организационное и методологическое значение, которое в процессе исторического развития претерпело ряд модификаций. Непрерывное профессиональное образование - многомерное и многозначное понятие, рассматриваемое как:

- социально-педагогическая категория, выражающая идею поступательного эволюционно-исторического и конкретного социально-педагогического процесса развития образовательных потребностей человека;

- моделируемая система, связывающая звенья по вертикали (от низших ступеней к высшим) и горизонтали (от институциональных форм образования к общественным, неформальным);

- научно-педагогический принцип, отражающий новый методологический подход, направленный на развитие преемственности его институциональных и неформальных форм образования и самообразования личности;

- направление интеграционных процессов, результатом которых является новое качество преемственности между уровнями профессионального образования.

А.М. Новиков относит понятие непрерывности образования к трем объектам (субъектам):

- к личности - человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов в образовательных организациях или занимается самообразованием;

- к образовательным процессам (образовательным программам), в которых непрерывность выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс и обозначает преемственность образовательной деятельности при движении по уровням (специальностям, направлениям) образования;

- к организационной структуре образования - моделирование сети взаимосвязанных образовательных организаций и преемственных (интегрированных, сопряженных) образовательных программ, которые с необходимостью и достаточностью создают интегративное образовательное пространство, способное удовлетворить множество образовательных потребностей общества, региона, каждого человека [12].

В результате непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в культурно-образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, глубокая интеграция всех подсистем и процессов в образовании. Понятие «непрерывное образование» отражает идею о способе изменения сложившейся образовательной практики, повышения ее социальной эффективности, соответствии логике развития человека и его интересам на различных стадиях жизненного цикла.

На основе анализа существующей практики прослеживается развитие внутреннего потенциала непрерывного профессионального образования: растет количество новых педагогических концепций, разрабатываются и издаются новые учебники, формируются и отрабатываются новые модели образовательных организаций и вариативных структур, интенсивно движется процесс переосмысления ценностных ориентаций в образовании. Выявлено стремление решить по-

ставленные задачи с учетом имеющегося опыта профессионально-педагогической преобразующей деятельности в создании программ целенаправленного развития вариативных моделей непрерывного профессионального образования, которые начинают выступать как средство изменения социальной жизни.

Основой развития системы непрерывного профессионального образования определен инновационный и интегративный характер, который обеспечивает социальную защищенность человека за счет создания возможности для постоянного совершенствования его профессиональных знаний и квалификации. Понятия интегративности и интеграции рассматриваются как процесс взаимопроникновения науки и практики, обеспечивающий непрерывность и целостность теоретической и практической подготовки, личностного и профессионального становления обучающегося и формирование комплекса личностно и профессионально значимых компетенций специалиста. Определения интеграции и интегративности являются авторскими и не претендуют на исчерпывающее раскрытие сути понятия непрерывного профессионального образования.

Опираясь на избранные научно-теоретические понятия, получаемые практические результаты, заключаем, что непрерывность, основанная на интегративном подходе, ведет к расширению спектра специальностей, возникновению укрупненных групп специальностей. Исходя из результатов моделирования и реализации вариативных моделей и систем непрерывного профессионального образования могут быть выделены следующие типологические функции системы непрерывного профессионального образования:

- Интегративная функция заключается в объединении структуры, содержания и технологий реализации в целостную педагогическую систему.

- Социальная функция способствует формированию ценностных ориентаций, социального успеха и профессиональных перспектив, так как непрерывное профессиональное образование обладает потенциальной возможностью наиболее разносторонне удовлетворять многообразные потребности и интересы молодежи (общественные, материальные и моральные, коллективные и личные, профессиональные, познавательные), которые выступают в качестве движущих сил развития общества.

- Прогностическая функция позволяет определить долгосрочные перспективы и обеспечивает использование прогностической информации для построения вариативных структур непрерывного профессионального образования [13].

- Системная функция обеспечивает «опережающее моделирование», целостность профессионального образования и оптимизирует взаимосвязь его отдельных структур.

Обобщая результаты исследования, определяем непрерывное профессиональное образование как целостную педагогическую систему, в которой инновации являются движущей силой развития, подъема его на качественно новый уровень за счет внедрения открытий фундаментальных наук в преемственную образовательную практику, отражая закономерности развития системы. Проведенное исследование позволяет обосновать следующую сущностную характеристику целостной системы непрерывного профессионального образования:

1. Интегративная общенаучная база непрерывного профессионального образования и общая структура модели интегративного содержания образования строятся на основе единства социальных, экономических, педагогических, психологических, культурологических, физиологических и научно-технических знаний.

2. Моделирование вариативных систем непрерывного профессионального образования осуществляется на основе интеграции содержания образования.

3. Содержание непрерывного профессионального образования, выстроенное на основе вышеназванных подходов и принципов, выступает научным обоснованием конструирования учебно-программной документации (учебных планов, программ, учебников и пособий) как механизма и результата интеграции.

4. Результаты исследования подтверждают, что создание новых моделей и структур, обеспечивающих непрерывность и преемственность, не может быть спонтанным. Оно должно опираться на проводимые исследования и подкрепляться результатами прогностического моделирования на основе интеграции. Вместе с тем методологическая база для решения их на инновационном уровне сформирована еще недостаточно.

5. В системе инновационного развития доминирующее положение принадлежит моделям и системам (комплексам и кластерам), обеспечивающим создание нового знания, формирующим потенциал инновационного развития.

Автором подробно исследованы моделирование и реализация региональных, субрегиональных, локальных моделей, комплексов, кластеров непрерывного профессионального образования, действовавших на базе вузов и колледжей Ростовской области в период с 1989 по 2015 г. Выявлено, что их развитие в парадигме непрерывного образования достигло поставленных целей и результата, стратегия оказалась верной, они стали крупными научно-образовательными и научно-исследовательскими центрами [14].

Представленные в статье результаты научного исследования отражают научную позицию и взгляды автора на перспективность дальнейшей разработки методологии непрерывного профессионального образования, обеспечивающей концентрацию научно-педагогического потенциала, объединение учебно-материальных условий обучения, интеграцию основ наук и профессиональной культуры специалистов.

Ссылки:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя / пер. с макед. В.П. Диденко. М., 1991. 156 с.

2. Dave R. Lifelong Education and School Curriculum. Hamburg, 1973.

3. Bertalanffy L. von. General System Theory: Foundations, Development, Application. N. Y., 1968. 289 p.

4. Bartlett S. Education for Lifelong Learning // Education Studies: Essential Issues / ed. by S. Bartlett, D. Burton. L. ; Thousand Oaks ; New Delhi, 2003.

5. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Советская педагогика. 1989. № 2. С. 86-91.

6. Cropley A., Dave R. Lifelong Education and the Training of Teachers. Hamburg ; Oxford, 1978.

7. Janne H. Permanent Education. An Agent of Change in the Present Education System : information bulletin / Counsil of Europe. Strasbourg, 1969. 38 p. ; Learning to Be. The World of Education Today and Tomorrow. P. ; L., 1972 ; Lifelong Learning. A Symposium on Continuing Education / ed. by F. Jessup. Oxford, 1969.

8. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М., 1998. 174 с.

9. Голуб В.В. Моделирование процесса дистанционного обучения курсантов военных вузов при освоении второй специальности : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 247 с.

10. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов н/Д., 1997. 80 с.

11. Голуб В.В., Голуб Л.В. История и современность в науке и практике непрерывного профессионального образования. Теоретический аспект. Ч. 1. Ростов н/Д., 2014. 186 с.

12. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 488 с.

13. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Указ. соч.

14. Голуб В.В. Моделирование процесса ... ; Голуб В.В., Голуб Л.В. История и современность ... ; Их же. Наука и практика: опыт инновационного развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2014. № 11. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.