УДК 371.315.5
Асакаева Дана Саламатовна
КГКП «Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области», Республика Казахстан, г.Караганда Аспирант, Омский государственный педагогический университет
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрена категория «инновации в внутришкольном дополнительном образовании» на примере обобщения практики развития системы общего образования Республики Казахстан. В частности, работе обоснована необходимость систематического осуществления инновационной деятельности в школе, а также определены концептуальные основы ее проектирования во внутришкольных процессах, используя интеграцию базового и дополнительного образования.
Ключевые слова: инновация, внутришкольное дополнительное образование, инновационный процесс, инновационная деятельность; инновационное управление.
Dana Assakayeva
«Regional educational-methodical center of development formation of
Karaganda» (Republic of Kazakhstan, Karaganda) Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF INTRA ADDITIONAL
EDUCATION
The article considers the category of "innovations in school-based further education" on the example of generalization of practice of development of the system of General education of the Republic of Kazakhstan. In particular, the work suggests the need for systematic implementation of innovation in the school as well as established the conceptual basis of its design in school processes, using the integration of basic and further education.
Keywords: innovation; additional school education; the innovation process; innovation; innovative management.
Ключевым направлением экономического развития любой страны и повышения уровня жизни населения является развитие инновационной деятельности и прежде всего в образовании.
Ввиду того, что страны СНГ, в частности Казахстан и Россия, 25 лет назад вошли на новый уровень развития общественного строя и практически все системы государственности претерпели изменения. При этом процесс модернизации затронул все направления развития общества, особенно данный процесс оказал влияние на образование. Поэтому говоря инновационная цивилизация является новой парадигмой развития общества.
Инновационные процессы наблюдаются во всех сферах деятельности, даже в традиционных областях применяются новые знания, воплощаемые в инновационные технологии и методы. В данной статье будут рассмотрены подходы к формированию и реализации инновационной деятельности в сфере общего образования.
Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация» научно обоснованы и введены в понятийный аппарат педагогики в работах Н.Р. Юсуфбековой. В частности, в исследованиях ученого обосновано положение, что инноватика рассматривается особой самостоятельной отраслью педагогических наук, имеющей собственный объект, предмет и методы исследования.
В самом общем смысле понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, нововведение. По отношению в сфере образования можно сказать, что педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
Однозначно утверждать, что системы образования до 1990-х не использования инновационные технологии невозможно, однако их количество
согласно значительному ряду исследований было незначительно, так как на всем пространстве СССР действовала традиционная система образования и воспитания. Дальнейшие изменения в политическом, экономическом и социальном статусе стран бывшего СССР, перемена образовательной парадигмы привела к внедрению значительного количества новшеств. При этом полученное в результате изменений проблемное поле требовало действий, которое сопровождалось хаотичным введения новшеств, неумением управлять данным процессом, отсутствием целостности в развитии.
Одна из главных проблем — переход от стихийно управляемого применения учительством достижений педагогической науки и педагогического опыта к внедрению инноваций в образовании как управляемому процессу. [1, с.53]
Поэтому для диффузии педагогических инноваций в рамках образовательного учреждения требуется реализация управленческой технологии нововведения, аналогичные выводы содержатся в исследованиях Прикотт и Виноградовой. [2, с.30]
Таким образом, необходимость введения новшеств требует целостного подхода и, следовательно, формирования и внедрения управленческой технологии реализации инновационного процесса в педагогике.
По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Согласно анализа современных исследований в данной области, существуют два подхода к понятию «инновация»:
- инновация как процесс, такой подход обосновывается в работах А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики);
- инновация как само новшество, как показано в работах К. Ангеловски, А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова.
По мнению автора, для формирования концептуальных основ управленческой технологии внедрения инноваций в образовательных учреждениях необходимо определить следующие категории:
- «инновационная деятельность»;
- «инновационный процесс»;
- «инновационное управление»
Согласно определению, данному Н. Р. Юсуфбековой деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.[1]
Согласно более полному определению инновационная деятельность — комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [4]. По мнению автора, она включает в себя новшества в взаимодействии учащихся, педагогических кадров, родителей и социума; совершенствование условий материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения, что подразумевает достижение более эффективных результатов деятельности.
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научная идея превращается в образовательное нововведение. Особенность инновационного процесса — его циклический характер, выражающийся в следующей последовательности этапов, которое проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш. [2, с.30] После получения определенных результатов, проведенных анализов этап «финиш» будет являться окончанием инновационного процесса.
По отношению к системе образования формальное описание содержания
данных этапов должно являться предметом дальнейших исследований. По
отношению к формам ее реализации по мнению автора одной из основных форм
253
ее реализации должно быть повсеместная реализация педагогических инноваций посредством внутришкольного дополнительного образования, осуществляемого посредством двух форм ее организации:
- кружки, клубы и секции за счет имеющихся кадров педагогов-предметников;
- открытие филиалов внешкольных организаций дополнительного образования.
В проведенном нами исследовании по организации внутришкольного дополнительного образования мы предложили еще одну форму организации дополнительного образования в школе, реализуемого за счет вариативного компонента и дополнительных часов в специализированных школах.
Рассмотрение вариативного компонента в школе как дополнительное образование с применением ее принципов — инновационный взгляд на организацию учебно-воспитательного процесса. Данный подход обладает всеми признаками педагогической инновации как процесса, согласно совокупности признаков инновации, определенной в работах Сластенина В.А. Так, в исследованиях данного автора показано, что применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося. [3 с.233-234.]
В нашем случае цель вариативных часов меняется с «углубления академических знаний» на «расширение потенциала для освоения академических знаний». В соответствии с этим содержание будет направлено на овладение новыми знаниями, которые будут помогать в освоении основного образования.
Формы организации дополнительного образования — индивидуальные и групповые — могут быть применены на уроках вариативной части. Также, данные формы могут быть реализованы посредством таких мероприятий как экскурсия, поход, семинар, тренинг и др.
Методы обучения также могут быть применены разнообразные, в том числе такое как метод проблемных изложений, эвристический метод, метод исследований. В комплексе с обучающими методами применяются методы воспитания, такие как метод формирования сознания личности, методы стимулирования и мотивации и методы контроля, самоконтроля, самооценки.
Элементы дополнительного образования уже внедряются в школах через интеграцию базового и дополнительного образования. Но не везде оно приобрело целостный характер. Т.е. в основном это разовые уроки, разовые мероприятия. Для того, чтобы данная деятельность была инновационной необходимо педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса в школе, объединяя базовое и дополнительное образование в единый процесс. Таким образом, модернизация системы образования выражается в целостном подходе проектирования инновационных процессов, основанного на интеграции базового и дополнительного образования.
Литература
1. Общие основы педагогической инноватики : Опыт разраб. теории инновац. процессов в образовании : (Метод. пособие) / Н. Р. Юсуфбекова ; Пед. о-во РСФСР, Центр. совет, АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 91 с., М. ЦСПО РСФСР 1991
2. Прикот О.Г., Виноградов В.Н./ Проектное управление развитием образовательной организации. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 160с. — (Библиотека журнала «Директор школы»)
3. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч. 2. — 480с.
4. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997,- 308 с.
References
1. Obshhie osnovy pedagogicheskoj innovatiki : Opyt razrab. teorii innovac. processov v obrazovanii : (Metod. posobie) / N. R. Jusufbekova ; Ped. o-vo RSFSR, Centr. sovet, APN SSSR, NII teorii i istorii pedagogiki, 91 s., M. CSPO RSFSR 1991
(in Russian)
2. Prikot O.G., Vinogradov V.N./ Proektnoe upravlenie razvitiem obrazovatel'noj organizacii. — M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, IF «Sentjabr'», 2015. — 160s. — (Biblioteka zhurnala «Direktor shkoly») (in Russian)
3. Slastenin, V.A. Obshhaja pedagogika: Uchebnoe posobie dlja vysshih uchebnyh zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenina: V 2-h ch. — M.: VLADOS, 2003. — Ch. 2. — 480 p. (in Russian)
4. Slastenin V.A. Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost'.-M.: Magistr, 1997,- 308 p. (in Russian)