Научная статья на тему 'ГУДВИЛЛ И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА'

ГУДВИЛЛ И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ГУДВИЛЛ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД / ПОЛНЫЙ МЕТОД / ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лем П. А.

В статье рассматривается понятие гудвилла, методы расчета гудвилла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУДВИЛЛ И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА»

352-355

2. Анализ финансового состояния предприятия как основа формулирования перспектив его развития (на примере оао «уссурийский бальзам») даниловских т.е. фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 16. С. 194-200.

3. Анализ финансовых результатов коммерческой организации. Некрасов с.о., кузьмичева и.а. экономические науки в россии и за рубежом. 2014. № XV. С. 75-77.

4. Селезнева н.н., финансовый анализ. Управление финансами: учебное Пособие для вузов / н.н. селезнева. - м.: юнити - дана, 2006. - 374 с.

5. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы. Ворожбит о.ю., зубова н.в., корень а.в. вестник тихоокеанского государственного университета. 2010. № 4. С. 121-128.

6. Финансовые аспекты обеспечения информационной безопасности предприятия. Даниловских а.а., конвисарова е.в. международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 398-399.

Лем П.А. бакалавр 4го курса ФГБОУВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел

ГУДВИЛЛ И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА

Аннотация: в статье рассматривается понятие гудвилла, методы расчета гудвилла.

Ключевые слова: деловая репутация, гудвилл, пропорциональный метод, полный метод, обесценивание.

Вместе со стабилизацией и развитием рыночных и деловых отношений в России, понятие «деловая репутация» приобрело одно из важнейших значений для любого, уважающего себя предприятия. Её влияние распространяется на стоимость компании при её покупки или слиянии. Хорошая деловая репутация - это заветная цель всех предприятий и организаций.

Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов

наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала [2].

Деловая репутация организации имеет два аспекта: качественный и количественный. Количественный аспект деловой репутации определяют понятием «гудвилл» (внутренний и внешний) [3].

Гудвилл (англ. Goodwill) - экономический термин, используемый в бухгалтерском учёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.

Гудвилл возникает из-за того, что при приобретении инвестиций может возникать положительная разница между себестоимостью инвестиций и чистой справедливой стоимостью активов и обязательств ассоциированного предприятия. Такая разница и называется гудвилл. Гудвилл равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств. Положительный гудвилл в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а негативный гудвилл (или бэдвилл, от англ. - badwill) сразу списывается на прибыли и убытки [1].

Традиционно гудвилл, возникающий в момент приобретения дочерней компании, рассматривается (и рассчитывается) как превышение справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, над его долей в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании.

Упрощенно такой метод расчета можно представить в виде следующей формулы:

Гудвилл = сумма инвестиции - сумма чистых активов дочерней компании Х процент владения.

Такой метод расчета гудвилла принято называть пропорциональным.

Новый метод расчета гудвилла состоит в сравнении справедливой стоимости дочерней компании со всей суммой ее чистых активов, а не только ее частью, приходящейся на долю контролирующего акционера. При этом, справедливая стоимость дочерней компании приравнивается к сумме

1) справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, и

2) справедливой стоимости доли неконтролирующих акционеров (далее ДНА).

Упрощенно такой метод расчета можно представить в виде следующей формулы:

Гудвилл = (инвестиция контролирующего акционера + ДНА) - чистые активы дочерней компании.

Такой метод расчета гудвилла называют полным.

Возможна ситуация, когда при покупке организации выявляется ее отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» - бэдвилл. Она учитывается у покупателя как доходы

будущих периодов и отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов».

Гудвилл как актив в консолидированной отчетности не может существовать отдельно от чистых активов приобретенного дочернего предприятия. Поэтому проверка на обесценение гудвилла проводится на уровне генерирующей единицы, т.е. группы активов, которые создают независимый приток денежных средств. Обычно дочернее предприятие признают генерирующей единицей. В этом случае, при проведении проверки на обесценение, необходимо сравнить балансовую стоимость чистых активов и гудвилла дочернего предприятия и возмещаемую стоимость дочернего предприятия. При распределении убытка от обесценения на определенные активы в составе генерирующей единицы, сначала списываются активы, по которым точно известно обесценение, затем гудвилл, отнесенный на генерирующую единицу, и потом другие активы генерирующей единицы пропорционально балансовой стоимости каждого актива в генерирующей единице. Гудвилл, возникающий при приобретении дочернего предприятия, должен тестироваться на обесценение ежегодно. Это требование гарантирует, что гудвилл как актив в консолидированной отчетности не будет иметь завышенную оценку. Гудвилл представляет собой особый актив, по которому не может быть проведена дооценка.

При расчете гудвилла пропорциональным методом для целей проведения проверки на обесценение величину гудвилла увеличивают на сумму непризнанного расчетного гудвилла доли неконтролирующих акционеров. Убыток от обесценения сначала распределяется на общий гудвилл, признанный и непризнанный, пропорционально долям материнского предприятия и неконтролирующих акционеров в прибыли и убытках дочернего предприятия. Сумма убытка от обесценения, распределенного на непризнанный гудвилл, не влияет на консолидированную отчетность и величину доли неконтролирующих акционеров. Сумма убытка от обесценения, распределенного на признанный гудвилл, относится только к материнскому предприятию и не влияет на доли неконтролирующих акционеров. Если сумма убытка от обесценения превышает величину признанного и непризнанного гудвилла, то такое превышение распределяется на другие активы генерирующей единицы пропорционально балансовой стоимости каждого актива в генерирующей единице. Убыток в сумме такого превышения делится между материнским предприятием и неконтролирующими акционерами пропорционально их долям в прибыли и убытках дочернего предприятия.

Если гудвилл был рассчитан методом полного гудвилла, то все компоненты, необходимые для проведения проверки на обесценения, уже присутствуют на счетах учета. Убыток от обесценения (относится ли он на гудвилл или на иные активы) будет распределен пропорционально долям материнского предприятия и неконтролирующих акционеров в прибыли и убытках дочернего предприятия [5].

Использованные источники:

1. Аверичев И.В. МСФО: 1000 примеров применения.- М.: Рид Групп.-2011.- с. 523.

2. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Проблемы учета деловой репутации организации // Экономика и предпринимательство.- 2014.- № 6 (47).- С. 484486.

3. Пономарева Н.В. Современные теоретические концепции и международная практика учета деловой репутации, возможность их адаптации в России // Экономика и предпринимательство.- 2014.- № 12-3 (53-3).- С. 540-544.

4. Шегурова В. П. Анализ деловой репутации РСБУ и МСФО [Текст] / В. П. Шегурова, В. В. Начаркин // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 542-545.

5. http://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_National/russia/qualifications/ articles/25Aug_RUS.pdf.

Лещева Д. В. студент 2ого курса Кузина Э.А. студент 2ого курса ПГУТИ Россия, г. Самара СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ OLAP Аннотация: в статье представлены основные особенности и возможности системы OLAP.

Ключевые слова: Кодд, аналитические системы, базы данных, программные модули.

В наше время сложно встретить человека, который в жизни ни разу не слышал о базах данных. Но в отличии от стандартных СУБД, идея OLAP не так широко известна.

OLAP (On-Line Analytical Processing) - не просто конкретный конечный программный продукт, а целая технология, которая содержит методы и средства, упрощающие аналитикам доступ к данным.

Аналитики - специалисты, которые работают с аналитическими исследованиями и обобщениями в какой-то конкретной сфере, владеющие методами анализа, способные прогнозировать многие процессы. Их задача находить закономерности в больших объемах данных, следовательно, им приходится пересматривать огромное количество информации.

Но группировка и подходящая структуризация хранимых данных компании - далеко не все, что необходимо грамотному аналитику. Ему также понадобится некое приспособление для просмотра и отображения хранимой информации. Стандартные отчеты, основанные на понятии единого хранилища, обладают одним минусом — отсутствием гибкости. Их нельзя видоизменять («развернуть», «свернуть» и т.д.), фильтровать, дабы получить желаемое представление данных. В наше время при ведении бизнеса это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.