Научная статья на тему 'Грузинский монастырь в Византии'

Грузинский монастырь в Византии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грузинский монастырь в Византии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Грузинский монастырь в Византии

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 10. С. 570-583.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Грузинскій монастырь въ Византіи ).

/ Историческій этюдъ.

Уставъ Ііакуріана содержитъ предписанія монахамъ и относительно соблюденія постовъ. Въ продолженіе трехъ святыхъ четыредесятницъ монахи не должны вкушать пн вина, ни масла, кромѣ субботъ и воскресныхъ дней, въ которые они всѣ пьютъ ради призванія къ единой чашѣ. Во всѣ посты ежедневно въ притворѣ монастыря слѣдуетъ раздавать пишу братьямъ о Христѣ, т. е. бѣднымъ: вѣдь они суть виновники нашего спасенія и участники будущихъ благъ. ІІо субботамъ и воскреснымъ днямъ великой четырсдесятницы монахамъ предлагается пища по уставу, а равно псопустительно дается н но красовулѣ вина, въ остальные же пять дней они не должны вкушать вареной пищи и пользоваться масломъ, только во вторникъ и четверть они пьютъ вино но одной красовулѣ. Въ четыредесятшщу предъ Рождествомъ Христовымъ монахи должны вкушать пищу одинъ разъ въ день и при томъ въ девятомъ часу, кромѣ тѣхъ дней, въ которые поется «Богъ Господь» и up.: имъ предлагается н по двѣ красовули вина; въ теченіе трехъ дней каждой недѣли этого поста монахи воздерживаются и отъ масла. Въ четыредесятшщу святыхъ Апостоловъ монахи также воздерживаются отъ масла въ теченіе трехъ дней каждой недѣли, всѣ вмѣстѣ принимаютъ пищу одинъ разъ въ день— въ девятомъ часу, пыотъ вино по двѣ красовули и вечеромъ но одной красовулѣ <!1). *)

*) Окончаніе. См. апрѣль.

€') Т о тс ! у. о ѵ, у.. о. 17.

Монастырскій праздникъ въ постъ Успеніи Богоматери (1 Г, августа) слѣдуетъ проводить, по предписанію устава, самымъ торжественнымъ образомъ. ■Желаемъ, пишетъ ІІакуріанъ, чтобы всемірный праздникъ Успенія Богоматери со страхомъ, торжествомъ и весело праздновался въ монастырѣ, какъ онъ проводится и въ знаменитыхъ и величайшихъ церквахъ. Разумѣется, духовное торжество никоимъ образомъ не должно оскудѣвать въ дни памяти святыхъ мучениковъ н всѣхъ остальныхъ святыхъ, равно нельзя забывать и о раздачѣ милостивы бѣднымъ въ праздники и дни поминовенія усопшихъ, но праздникъ честнаго Успенія Пресвятой Богородицы долженъ почитаться больше всѣхъ церковныхъ торжествъ, поэтому я, пишетъ ІІакуріанъ, заклинаю будущихъ своихъ преемниковъ—ничего не уменьшать изъ назначеннаго, по, если возможно, праздновать этотъ праздникъ еще болѣе торжественнымъ образомъ, ибо весело празднующіе достигнутъ великихъ благъ, удостоятся вѣчныхъ даровъ и сдѣлаются участниками Божественной благодати. II остальные праздники монахи должны проводитъ торжественнымъ образомъ |і4).

Бъ уставѣ Пакуріана подробно указывается, предъ какими иконами монастырскаго храма и сколько лампадъ и восковыхъ свѣчей слѣдуетъ возжигать въ простые и праздничные дни во время п послѣ богослуженій •*). А въ святой праздникъ честной церкви монастыря должно быть самое большое н исключительное освѣщеніе, пишетъ ІІакуріанъ, и праздникъ пусть будетъ знаменитымъ п великимъ по пѣснопѣніямъ, славословіямъ н обильной трапезѣ., украшенной всѣми благими, которыя человѣколюбіе Божіе даровало намъ. Затѣмъ всѣ преданія, узаконенныя и установленныя во славу Божію, должны неизбѣжно и безъ измѣненій исполняться п совершаться, а также всегда слѣдуетъ въ точности соблюдать заповѣди Божіи, такъ что онѣ, передаваясь преемственно и переходя отъ однихъ къ другимъ, преимущественно предъ всѣми установленіями должны возвѣщать прославленіе Бога, согласно преданному правилу и законоположенію, которое честнѣйшіе братія монастыря Пресвятой Богородицы соблюдаютъ на утрени, въ повседневныхъ пѣснопѣніяхъ, въ мирныхъ молитвах ъ повечерія и во всѣ ночныя славословія и пѣснопѣнія, слѣдуя своему обычному уставу. Равнымъ образомъ долженъ соблюдаться и порядокъ въ совер-

fv) 'Г и 7z і у, і. ѵ */.. гі, з. 27— 2$.

с:’) */.. z. 2S.

теніи Божественныхъ таинствъ. Кромѣ того, при пѣніи стихиръ хоры пѣвчихъ не должны соревновать другъ съ другомъ въ поспѣшности, но одинъ пусть начинаетъ свой стихъ тогда, когда другой исполнитъ начатое имъ пѣснопѣніе, и при такомъ исполненіи пѣснопѣніе будетъ совершаться прилично и бого-любезно. Посему нарушитель заповѣди пусть знаетъ, что онъ подлежитъ отеческому проклятію, какъ презрѣвшій угрозу Божію, не исполнившій нашу заповѣдь и уклонившійся отъ завѣтовъ Божіихъ. Но это относится не къ тѣмъ, кто обнаруживаетъ небрежность вслѣдствіе временной невозможности исполнить уставь, или запять какимъ-либо порученіемъ и службой въ пользу братства, принимаетъ пришельцевъ или заботится о бѣдныхъ, тю къ тѣмъ, кто проявляетъ добровольную небрежность и имѣетъ въ виду явное нарушеніе монашескаго закона. Монахи, исполняя этотъ законъ, всегда должны проводить время въ благопристойномъ молчаніи, особенно же во время божественнаго собранія, когда по необходимости должно соблюдаться молчаніе, при чемъ никто не можетъ— благовременію или неблаговремепно—бесѣдовать другъ съ другомъ, допускать смѣхъ или простую улыбку или обращаться къ кому-лнбо съ вопросомъ и этимъ препятствовать священному богослуженію, вносить смятеніе п содѣйствовать лукавымъ демонамъ, которымъ п свойственно такое дѣло: равнымъ образомъ пикто не долженъ., вслѣдствіе небрежности и разсѣянности, постоянно переставлять ноги, но всѣ должны возносить Богу хвалы въ приличномъ и спокойномъ стояніи. А кто станетъ нарушать указанныя предписанія, тотъ подлежитъ епитиміямъ, установленнымъ отцами. Наконецъ, наканунѣ воскресныхъ дней слѣдуетъ совершать всенощное бдѣніе до разсвѣта и).

Монастырь можетъ принимать отъ мірянъ дары и приношенія съ цѣлью поминовенія усопшихъ, по только такія, которыя не могутъ послужить поводомъ для вреда обители или предлогомъ для какого-либо нововведенія, а лишь еще больше будутъ содѣйствовать задачѣ монастыря, усилятъ послушаніе вѣрѣ п послужатъ для спасенія души жертвователей и ихъ родственниковъ. Вѣдь Богу угодна жертва отъ чистаго сердца, за которую и будетъ воздаяніе ®5)

Въ уставѣ ІІакуріана много говорится и о поминовеніи

01) Ibid., -3', г. Д!)—30.

I5) Ibid., х. -з. 40.

усопшихъ. Такъ, церковное поминовеніе брата ктитора, магистра Апасія, должно совершаться 20 сентября, въ день кончины его и памяти великомученика Евстаоія съ синодіей. Въ этотъ день должна быть устроена прекрасная и обильная трапеза и, сверхъ всего того, что каждый брать получитъ согласно обычаю, всѣмъ выдается и но двѣ красовѵли вина. А всѣ священнослужители монастыря, нсихастирій и всѣхъ методовъ обители должны въ этотъ день принести за него дары Богу. Кромѣ того, братьямъ о Христѣ въ этотъ день раздаются семьдесятъ двѣ помисмы, да послѣ утрени и литургіи имъ и случайно отсхавшпмся въ монастырѣ, странникамъ раздаются двадцать четыре помисмы, въ память объ умершемъ. О поминовеніи самого Григорія ІГакѵріана въ уставѣ ведется особая рѣчь. Вы хорошо знаете, говоритъ онъ монахамъ, мой трудъ, подвигъ, усилія и даръ Божій, дѣйствовавшій вр мнѣ, а я знаю вашу любовь ко мнѣ и то, что вы и безъ моего указанія н напоминанія не забудете и не откажетесь для моего поминовенія совершить все положенное п необходимое. Но всегда поминайте меня съ честію, готовностью п вѣрой іі никогда не забывайте обо мнѣ, отцы и братія, — прошу васъ. Совершайте мое поминовеніе, братія, взпрая па эту красоту дома Божія, который есть святая церковь, и имѣя въ виду остальныя пріобрѣтенія и удобства, такъ какъ виновниками всего, послѣ Бога, были мы. Въ день, въ который, по волѣ Божіей, совершится моя кончина, продолжаетъ Григорій, должно происходить и мое поминовеніе, а братьямъ слѣдуетъ раздать семьдесятъ двѣ помисмы и утѣшеніе должно имъ быть въ обильнѣйшей трапезѣ, всѣмъ же прибывшимъ на поминовеніе слѣдуетъ раздать двадцать четыре золотыя помисмы послѣ утрени іі литургіи. Если въ этотъ день не придется раздать всѣ деньги или не устранена будетъ какая-либо иная потребность, то нужно раздать деньги бѣднымъ или исправить недостатокъ — въ другой разъ. Кромѣ того, половина всякаго излишка въ доходахъ монастыря въ день поминовенія должна быть роздана о спасеніи души моей благочестивымъ братіямъ о Христѣ, бѣднымъ, служащимъ въ монастырѣ за плату и парикамъ, причемъ каѳигумены и экономы должны раздавать это со страхомъ Божіимъ, по чистой совѣсти п нелицепріятно, зная, что всякій сребролюбецъ, укрыватель и нарушитель вѣрности подлежатъ осужденію и наказанію. Все указанное должно соблюдаться неизмѣнно и правильно и ничто ни подъ

какимъ предлогомъ не можетъ быть оставлено. Ктиторъ добавляетъ. что въ день его поминовенія бѣднымъ раздается излишекъ изъ доходовъ монастыря, а никакъ пс пріобрѣтенія братства. Затѣмъ, въ теченіе цѣлаго года ежедневно слѣдуетъ совершать божественное таинство о душевномъ спасеніи ктитора. при чемъ изъ трехъ приношеній (аѵогіьрА) два должны раздаваться внѣ монастыря больнымъ и бѣднымъ, изъ нпхъ одна часть будетъ за душу Григорія, а другая—за его брата, третья же должна быть отдана братіямъ. Если же случайно оба приношенія будутъ совершены за Григорія, то онъ съ осужденіемъ относится къ такому дѣйствію п предписываетъ совершить въ такомъ случаѣ двѣ литургіи, причемъ должны быть три приношенія о спасеніи—ктитора, его отца н брата; и во всѣхъ церквахъ безъ всякаго колебанія слѣдуетъ совершатъ возношенія въ память и о спасеніи ктитора, и тогда монахи обрѣтутъ милость. А въ день храмового праздника (15 августа) всѣ священники должны совершить святыя литургіи о ктиторѣ, его братѣ и родственникахъ. Поминовенія ктитора должны быть въ праздники Воскресенія Христова, Вознесенія и въ Св. Пятидесятницу, въ дни Благовѣщенія. Рождества Христова и Крещенія и въ остальные господскіе праздники, а также всегда въ субботу — но очереди: въ одну богослуженіе совершается за Григорія, а въ другую за его брата. И ежедневно священникъ, послѣ совершенія таинства и перенесенія св. даровъ па жертвенникъ, поминаетъ меня и брата, прося прощенія многихъ моихъ грѣховъ, причемъ свидѣтелями являются п остальные братія. При отпускѣ же утрени н вечерняго богослуженія братія опять поминаютъ по имени меня и брата, говоря: «Боже, прости прегрѣшенія ктиторовъ нашихъ». А в'ь великій четвергъ должна совершаться память отца ктитора—Пакѵріаііа. архонта архонтовъ, причемъ служится торжественное богослуженіе, предлагается праздничная трапеза и бѣднымъ раздаются двадцать четыре номисмы. Помните же, заключаетъ Григорій свое наставленіе, тяготу моего чрезмѣрнаго труда, который я понесъ ради любви кт. вамъ и награду, за которой мы получимъ отъ Бога, поминая и поминаемые о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ в,!).

Когда умретъ игуменъ монастыря, то всѣ братія должны достойно почтить его съ оиміамами п свѣчами, совершая по

' ) Т •) Я ! X. V. ;Л. 7. 40 - 43.

псалмахъ п пѣснопѣніяхъ обычный над'Ь нимъ чинъ, надъ іереемч,—іерейскій, а надъ монахомъ—соотвѣтствующее послѣдованіе; въ память его слѣдуетъ раздать двѣнадцать помнемъ: въ ототь день п братіямъ предлагается утѣшеніе въ трапезѣ, а всѣ священники должны совершить о немъ литургіи. На третій день должна бытъ панихида, и опять совершаются литургіи за него. Тоже самое бываетъ на сороковой день и въ годовщину смерти. А если умретъ какой-либо братъ, то и его хоронятъ съ пѣснопѣніями и молитвами, а на третій день совершаются литургіи за него, равно и по исполненіи года ,п). Въ частности, поминовеніе перваго игумена монастыря, монаха Григорія, должно происходить іп, праздникъ Григорія Богослова, когда братіи монастыря предлагается ираздиичная трапеза, а бѣднымъ слѣдуетъ раздать шесть номисмъ. Въ донъ смерти Григорія и послѣ нея—на третій и сороковой дни. а также вт> годовщину должно совершаться именно то. что ктиторомъ опредѣлено относительно каждаго игумена, если, конечно. игуменъ Григорій останется вѣренъ уставу и будетъ исполнять всѣ его предписанія, въ противномъ же случаѣ онъ станетъ чуждымъ н для монастыря, и для братства І1Ь).

Наконецъ, ГІакуріанъ предписалъ, чтобы иноки монастыря со всѣмч, усердіемъ и аккуратностью всегда совершали таинство божественной литургіи для поминовенія усопшихъ, какъ ото п было заведено въ монастырѣ. Вѣдч, поминовеніе умершихъ. говоритъ онъ, составляетъ долгъ іі всѣхъ вѣрующихъ, а тѣмъ болѣе ‘оно относится къ обязанностямъ монашествующихъ. Въ одномъ изъ храмовъ обители постоянно долженъ находиться священникъ, обязанный всегда и иеонуститслыіо совершать поминовеніе умершихъ. Кромѣ того, въ память всѣх'ь братьею, должны совершаться всенощныя пѣснопѣнія іі божественныя лптургіи. И если кто либо изъ лицъ постороннихъ съ вѣрою принесетъ монастырю даръ для поминовенія— время отъ времени—умершихъ родственниковъ, то н о шіхъ слѣдуетъ установленнымъ образомъ молиться. Вообще всѣ преемники по игуменству и иноки монастыря должны неоііѵ-стителыю и всегда исполнять предписаніе ктитора о поминовеніи усопшихъ в").

ІІо уставу ІІакуріана, вч, его монастырѣ нѣтъ мѣста для

*;5‘) Т у - t у. о ѵ, а. 5. 4()—47..

) ІЬьІ., ■/.. . z. 4,5.

: s) Ibid., х. /.'. о. 49—50.

евнуховъ и безбородыхъ юношей, такъ какъ святые отцы запретили имъ доступъ, во избѣжаніе соблазна. Слѣдуя ихъ мѵдрому распоряженію, и Пакуріанъ предписалъ не принимать евнуховъ и безбородыхъ въ братство или на мѣсто слугъ, дабы не вызвать основанія къ порицанію, не дать пути злу и не создать предлога для соблазна, и грѣха. Проистамены и ени-тропы подвергнутся осужденію и божественному наказанію, если нарушатъ это требованіе устава "°).

Пакуріанъ запретилъ доступъ въ монастырь и женщинамъ. Я не желаю, пишетъ онъ, чтобы замужняя женщина входила въ нерковъ мою или въ монастырь подъ какимъ либо предлогомъ и чтобы1 какое-либо семейство съ дѣтьми жило въ предѣлахъ его, дабы не было соблазна, но гдѣ либо вдали, въ селахъ и поляхъ. Я запрещаю, продолжаетъ онъ, и строить женскій монастырь въ предѣлахъ нашей обители, хотя бы для матери Іовапё или сестры Ефрема, но лучше пусть эти двѣ. женщины переселятся оттуда. Я заповѣдую и прошу васъ, обращается ктиторъ къ монахамъ, чтобы святой нашъ монастырь всегда былъ н оставался недоступнымъ всякой женщинѣ, какъ и прежде мы эго установили. Только въ праздникъ святой нашей церкви желающая придти сюда для молитвы не должна встрѣчать препятствія до времени святой литургіи, а потомъ немедленно должна удаляться. Въ остальное же время пребываніе женщинъ въ монастырѣ не допускается и осуждается ).

Пакуріанъ предписалъ оказывать особое вниманіе старымъ н больнымъ. Тѣ изъ братьевъ, пишетъ онъ, которые находятся въ несчастій и нуждѣ, удручены старостью, болѣзнью и какимъ-либо страданіемъ, должны быть предметомъ преимущественной заботы, попеченія и утѣшенія. Они должны терпѣливо переносить страданія, не сѣтовать и не роптать, а равно п прислуживающіе имъ должны исполнять свой долгъ съ терпѣніемъ, такъ какъ всѣ получатъ свою награду отъ Бога, но волѣ Котораго одни являютъ любовь и пользу другимъ. Предстоятелю же монастыря слѣдуетъ заботиться не только о тѣлѣ, но и о душѣ призрѣваемыхъ, которыхъ онъ долженъ поучать и этимъ врачевать ихъ душу. Ибо нѣтъ ничего иного столь пріятнаго Господу, какъ неразумныхъ приводить въ разумъ истины, склонныхъ къ вину дѣлать воздержными, гнѣвныхъ—

'J “ X Q V, '/.. Х‘/ .

7U) Ibid., -а.

з. 35—36.

7‘) Т

j. A4.

кроткими и терпѣливыми, гордыхъ—смиренными. Въ этомъ заключается первая мудрость, это есть образъ и подобіе Бога, взявшаго наши помощи и носящаго наши болѣзни. Поступающій указаннымъ образомъ человѣкъ будетъ какъ бы устами Бога, по слову пророка (Іер. XV, 19) "2).

Кромѣ убѣжища для престарѣлыхъ, ІІакуріанъ учредилъ при своемъ монастырѣ три страннопріимныхъ дома ('svoSo/гіз). Первый изъ нихъ былъ устроенъ ниже села Стенимаха. повыше двухъ идущихъ здѣсь дорогъ. Изъ доходовъ этого села ктиторъ предписалъ давать для странниковъ и бѣдныхъ ежедневно—два модія хлѣба (въ зернѣ), двѣ мѣры (рітро) вина и необходимые съѣстные припасы. На мельницѣ, существовавшей при селѣ, надлежало молоть муку для потребностей этой стран-попріпмницы, а одинъ мѣстный парикъ, освобожденный отъ всякой работы при селѣ, долженъ былъ прислуживать въ ксено-дохін—носитъ дрова и воду и оказывать необходимыя услуги странникамъ и бѣднымъ. Онъ долженъ былъ добросовѣстно исполнять свои обязанности и получалъ, наравнѣ съ остальными братьями, ругу отъ монастыря, по третьему разряду тв). Въ ксенодохіи должны быть поставлены кровати (-/ра^ато'.) и устроена печь, дабы странникъ, если придетъ сюда въ холодные дни, могъ согрѣться здѣсь, укрыться и отдохнуть. А если кто либо изъ странниковъ и знакомыхъ заболѣетъ, то слѣдуетъ ему оставаться въ ксенодохіи три дпя, по минованіи которыхъ онъ и удаляется. Если же болѣзнь будетъ сильная, такъ что больной не можетъ продолжать свой путь, то его слѣдуетъ оставить здѣсь до выздоровленія. Близъ страннопріим-

72) Ibid., х. щ, с. 47.

73) Въ текстѣ устава, касающемся страннопріимнаго дома близъ Стенимаха vlV, а. 48 ю—so), замѣчается иеполпота сравнительно съ оші-еаніемъ устройства двухъ другихъ етранпонріимницъ (41 1—3,5—7.11—із). Тогда какъ въ страннопріимницахъ Мармаріонъ и св. Николая для служенія странникамъ и бѣднымъ были назначены монахи, по одному для каждаго учрежденія, и, кромѣ того, въ каждой страннопріимницѣ состоялъ парикъ для ношенія воды, дровъ и т. п.,—въ ксендохіи близъ Стеии-маха, по предписанію устава, долженъ былъ находиться только одинъ парикъ, который служилъ странникамъ и бѣднымъ, носилъ дрова и воду и исполнялъ другія работы. Между тѣмъ Стевимахская ксеиодохія была главная: Пакуріанъ ведетъ о ней рѣчь раньше другихъ, описываетъ подробнѣе и указываетъ назначеніе болѣе широкое. Надо полагать, что завѣдываніе и этимъ страннопріимнымъ домомъ должно было принадлежатъ монаху, какъ и двухъ другихъ ксенодохіи, а никакъ не одному парику. Затѣмъ, тогда какъ въ страннопріимницахъ Мармаріонъ и он.

ницы па холмѣ слѣдуетъ построить башню, въ которой н станутъ находить себѣ убѣжище странники, когда подвергнуться нападенію со стороны злыхъ людей. Двѣ другія страннонріим-шщы—одна близъ моста, называемая Мармаріонъ. другая возлѣ моря и монастыря св. Николая—были построены ради спасенія души Лпасія, брата Григорія. Въ той и другой для услугъ странникамъ и бѣднымъ были избранные изъ иноковъ, по одному въ каждомъ учрежденіи, получавшіе, но примѣру степимахита, ругу. Страннопріішницѣ Мармарія изъ доходовъ села ІІравикія ежедневно слѣдовало давать одинъ модій хлѣба и одну мѣру (рітроѵ) вина; кромѣ того, одинъ свободный парикъ долженъ былъ молоть муку, носить дрова и исполнять здѣсь всякую другую необходимую службу. Равнымъ образомъ въ ксеподохію св. Николая изъ доходовъ села ІІрнлонга ежедневно должны были поступать одинъ модій хлѣба, одна мѣра вина п все необходимое для кѵхнм—овощи и пр.. п одинъ парикъ изъ этого села долженъ быть освобожденъ для несенія необходимой службы, какъ п въ остальныхъ страннопрімпи-цахъ. Заклинаю каѳигумеповъ монастыря, пишетъ Григорій, никогда не лишать страннопріимные дома всего необходимаго для нихъ, но частимъ или въ цѣломъ, и вѣрую, что по благости Божіей и предстательству святыхъ и ради этихъ страннопріимныхъ домовъ’всѣ уставы и законоположеніи всегда въ будущемъ сохранятся въ цѣлости отъ всякаго вреда и непорядка. Если же, по милости Божіей, доходъ нашего монастыря увеличится и улучшится, то и способъ страішонрііім-ства также долженъ сдѣлаться совершеннѣе и выше. Если же

Николая ругу получали монахи, ими навѣдывавшіе (ГУ г —з),—въ сгран-ноиріимницѣ Сгенимахской она выдавалась, но уставу (iS ш—2о), тому парику, который исполнялъ здѣсь черныя работы. Но ивъ того же устава (и. О', о. 26 I»—2s), извѣстно, что руга была назначена однимъ только монахамъ. Поэтому о ругѣ для париковъ странноиріимницъ Марманіонъ и св. Николая въ уставѣ нѣтъ рѣчи, а съ другой стороны выраженіе о парикѣ Стенемахской ксенодохіи—Хзиуіх-Птш т ö ѵ і X /, ш ѵ üs/.^iv -ш'< ’а-6 -г(; |іочг(; ті)ѵ Хяууаѵолззу а 6 т ф рОузѵ ш; г I; а о т у; ; -. о !;■(]; тя|еш; aoeXsös (48 i«—20) является пе сообразнымъ въ отношеніи къ парику и можетъ имѣть приложеніе только къ монаху. Наконецъ, въ текстѣ о первой страннопріимницѣ встрѣчается и такая фраза: 7 г ѵ г rf0 ш а з ѵ (?) о5ѵ гѵ яаЧяря уѵйцір у.зІ ѲгуО ѵ.'ѵ. 3 ’. а ѵ г ji z ~ о)

r>’)-cv.pizw; TVjV то!ос6ту]х -уро/уу ~пу> ypzimy у.al X а и. ,3 у ѵ і ~ со у.тА. (4S і—is). Нсе это приводить къ заключенію, что текстъ 29-й главы устава испорченъ. О. Petit, однако, не отмѣтилъ итого.

улучшенія въ доходахъ не произойдетъ, то всѣ потребности страннопріимныхъ домовъ должны устраняться, какъ опредѣлено въ уставѣ.. Если, наконецъ, кто-либо пожелаетъ устранитъ или сократить установленное нами странпопріимство, тотъ впадетъ въ великій грѣхъ и сдѣлается виновникомъ и нашыхъ грѣховъ 7І).

Крупною особенностью устава Григорія ІІакуріана нужно признать предписаніе «воспитывать молодыхъ юношей и учить священнымъ паукамъ». Иначе сказать, Григорій учредилъ и духовную школу. Такъ какъ входъ юношамъ былъ запрещенъ въ центральный его монастырь съ храмомъ Успенія, то Григорій основалъ школу въ сосѣднемъ монастырѣ св. Николая. Въ монастыръ св. Николая близъ крѣпости, пишетъ онъ, нами опредѣлены молодые юноши для того, чтобы жить здѣсь, воспитываться и учиться. Сюда слѣдуетъ назначить какого либо старца священника, исполненнаго добродѣтели и знаній, дабы онъ быль ихъ епистатомъ, обучалъ священнымъ наукамъ и, кромѣ того, священнодѣйствовалъ въ храмѣ св. Николая. Онъ долженъ неопустительно получать изъ большого монастыря ругѵ п все необходимое, по примѣру братьевъ его разряда. Въ теченіе трехъ дней каждой недѣли онъ долженъ совершать и божественную литургію и въ одинъ день поминать отца нашего Пакуріана, въ другой—брата его Хосріаиа п въ третій—сына его и моего брата ІТакѵріана. Для совершенія богослуженія въ монастырѣ св. Николая изъ большого монастыря слѣдуетъ выдавать оиміамъ, масло, восковыя свѣчи, просфоры н все необходимое. Изъ живущихъ въ монастырѣ св. Николая юношей шесть человѣкъ должно учиться у указаннаго престарѣлаго іерея, причемъ опн получаютъ изъ большого монастыря пищу и различныя одежды и остаются здѣсь до тѣхъ поръ, пока закончатъ обученіе и достигнутъ іерейскаго чина. II вотъ тогда, когда они отпустятъ бороды п примутъ священный санъ, онн принимаются въ большой монастырь для священнодѣйствія наравнѣ съ остальными іереями, хотя бы н не было недостатка въ священникахъ. Онн должны получать отъ монастыря тоже, что дается и остальнымъ монастырскимъ іереям ъ. Л тѣ, которые окажутся недостойными священства, должны совершенно удаляться изъ монастыря, какъ сдѣлавшіеся виновниками собственнаго изгнанія. Кромѣ того, намѣченное число

7l) Т •_> - і у. о ■*, у.Ч\ а. 4S---49.

(шесть) обучающихся в'ь храмѣ св. Николая никогда нс должно оскѵдѣвать Такимъ образомъ, Григорій ІІакуріанъ учредилъ спеціальную священническую школу, конечно, для грузинскихъ юношей, съ тѣмъ, чтобы его монастырь никогда не нуждался въ образованныхъ іереяхъ. Вмѣстѣ съ филонтронической дѣятельностью монастыря, священническая его школа служила показателемъ высокой его внутренней организаціи.

ІІакуріанъ подарилъ Банковскому монастырю много педви-жпмыхъ владѣній, которыя и были утверждены за нимъ царскими хрисовѵлами. Въ оемѣ Фплшшопольской монастырю принадлежало, прежде всего, укрѣпленіе ІІетриносъ, иначе— Васнликисъ, съ лежащими близъ него деревнями и полевыми участками, въ числѣ которыхъ находились — Янова, гдѣ и былъ устроенъ монастырь, Бачкова, Добролонкъ, Добростанъ, Бурцево, Лалкува и Яврова со всѣми ихъ окрестностями. Затѣмъ, монастырь владѣлъ здѣсь и мѣстностью Стенимахъ съ построенными на немъ двумя укрѣпленіями, съ деревнями — Липица, св. Варвары близъ ІІренезы и съ исиха-сшріями—св. Николая, св. Иліи и св. Георгія съ ихъ окрестностями. Кромѣ того, ІІакуріанъ подарилъ монастырю укрѣпленіе Баница съ источникомъ и всѣми мѣстностями, полями, оврагами и окрестностями, а въ Тополиницѣ — село Гелова со всею окрестностью. Въ оемѣ Волеру, въ предѣлахъ Моси-нополя, ІІакуріанъ далъ въ собственность монастырю пригородъ Зауца со всею окрестностью и владѣніями, въ крѣпости Мосинополѣ—купленные имъ участки земли для зданій, построенные на собственныя средства дома, пріобрѣтенныя покупкой отъ нѣкоего Вардана, приближеннаго къ ІІакуріану человѣка, зданія въ Мосинополѣ, вмѣстѣ съ монастыремъ св. Григорія у горы ІІапикія, съ виноградниками, садами, методомъ внутри крѣпости и всею недвижимостью. Въ той же оемѣ, въ предѣлахъ ІІериѳеорія, Пакуріанъ подарилъ монастырю пригородъ Мина съ окружающими его мѣстностями, а въ крѣпости Периоеорія—помѣстье Агіасія, одного изъ родственниковъ Пакуріана. Все это, повторяется въ уставѣ, ІІакуріанъ подарилъ храму Богородицы ІІетрицоіштиссы въ Иверскомъ монастырѣ, дабы опъ владѣлъ всѣми мѣстностями, участками и пр. со всѣми ихъ правами 1'1). 75

75) Т и т. і х о ѵ. ѵс. Х%\ о. 50—51. 7(;) Т J 7. I А 6 ѵ, х. о. 10—11.

58.1

Далѣе, братъ ІІакуріана магистръ Ацасій въ своемъ завѣщаніи написалъ: «гдѣ братъ мой Григорій построитъ церковь и монастырь и устроитъ склепъ, въ которомъ и будетъ положенъ (по смерти), тамъ должно быть погребено и мое тѣло», причемъ добавилъ, что, какъ свой даръ за .поминовеніе, онъ, Айасій, приноситъ въ даръ монастырской церкви сг.ое; помѣстье ЕГри-лонкіонъ въ ѳемѣ Ѳессалоники,.;называемое также Стефадіана, подаренное ему по царскому хрисовулу , вмѣсто• его собственности въ великой Антіохіи. Исполняй,, волю брата, Григорій Пакѵріанъ и присоединилъ къ владѣніямъ, обители помѣстье Апасія со всѣми укрѣпленіями,, полями,. етраннопріимнодами и окрестностями. Въ монастырскую усыпальницу. Григорій перенесъ и прахъ своего шй.чившаго брата, і Кромѣ того, Григорій приписалъ къ монастырю и оставленныя ому братомъ но завѣщанію владѣнія Сравикіонъ и .Гелавонъ въ ѳемѣ Серрской.—-Всѣ перечисленныя владѣнія гь париками, хозяйственнымъ инвентаремъ, виноградниками, мельницами, разно-, образными постройками...землей: и- цр. . должны; составлять, hq предписанію устава Пакуріана, неотъемлемую, собственность грузинскаго монастыря. Богородицы ., Цехриноцитиссы. Монастырю должны также принадлежать—иконы Христа Спасителя и всѣхъ святыхъ, честцыв; ъ'рестыі .СЪ:..частиками,. Животворящаго Креста Христова, св. .евангелій: на:,, языкахъ . греческомъ и иверскомъ съ украшеніями - изъ, жемчусаі'М! драгоцѣнныхъ камней, священные фсудн^гг,чаши,:■ серебряныя дьоліікандила и различныя кадильницыг царскія одежды, ііодарениыя; Григорію Пакуріану императоромъ Алексѣемъ і Комннномъ., за .побѣды надъ печенѣгами (Пооѵак?і) и, команами , (К^аѵи), щ другія церковные предметы . : ;і, , •

Церковная утварь и принадлежности,: храма . Богородицы Нетрицонитиссы перечисляются, ІІакуріапомъ и особо:—въ концѣ устава. Здѣсь указаны—драгоцѣнныя иконы (74*28 на деревѣ) и кресты, священные сосуды,, кадильницы, ковчежецъ съ св. мощами, священныя одежды (ждя пресвитеровъ, омофоры, покровы для престола), церковныя книги. Въ числѣ послѣднихъ отмѣчаются: евангелія (числамъ, шесть), книга съ толкованіями евангелія отъ .Іоанна, книга твореній Григорія Богослова, нравственныя творенія св. . Василія, чудеса св. Симеона, двѣ книги св. Максима, двѣ книги Лѣствицы, двѣ

) Т и - : у. о рі'. э. 12—Н.

апокрифическія книги Богородицы, книга Ѳеодора Студита, три минеи, три октоиха, синаксарь, два евхолоія, два апостола, псалтирь, параклисисъ, чотверогласникъ, книга св. Исаака и другія ,8).

На всѣ недвижимыя владѣнія монастыря Пакуріанъ оставилъ оффиціальные документы въ видѣ царскихъ хрисовѵловъ, питтакіевъ, описей и т. п., часть которыхъ была положена на храненіе въ храмъ св. Софіи въ Константинополѣ, а другая находилась въ монастырѣ ІІетрицонитиссы. Въ уставѣ всѣ они подробно указываются ’9).

Пакуріанъ пріобрѣлъ для монастыря и много скота — рабочихъ муловъ, быковъ, овецъ, коровъ, козъ и пр. 80).

Въ заключительной главѣ (XXXIII) устава Пакуріанъ горячо убѣждаетъ игуменовъ и всѣхъ братьевъ монастыря, чтобы они не рѣшались ничего измѣнять въ его постановленіяхъ, ни прибавляли ничего и не убавляли, не толковали неправильно, его распоряженій, чтобы ввести въ заблужденіе другихъ: а кто осмѣлится измѣнить и одну букву устава и нарушить его предписанія, тотъ подлежитъ суду Господа Вседержителя, отлученію всѣхъ святыхъ Его и наказанію 81).

Съ цѣлью .сохранить уставъ неизмѣннымъ, Пакуріанъ написалъ его на трехъ языкахъ — греческомъ, грузинскомъ и армянскомъ. Одинъ экземпляръ устава долженъ былъ находится въ монастырѣ Петрицонитиссы, а другой (на греческомъ языкѣ) былъ положенъ въ столичномъ монастырѣ Всѳсвятого, дабы всегда здѣсь хранился; при этомъ, если въ монастырѣ Петрицонитиссы будетъ допущено игуменомъ или монахами какое-либо измѣненіе въ уставѣ, то въ такомъ случаѣ необходимо провѣрить его текстъ съ оригиналомъ въ монастырѣ Всесвятого, погрѣшности исправить, виновныхъ изгнать изъ монастыря, а оригиналъ типика опять хранить въ константинопольскомъ монастырѣ. Пакуріанъ выразилъ желаніе, чтобы оригиналъ его устава никогда не выносился изъ монастыря Всесвятого или, по крайней мѣрѣ, изъ города и просилъ игуменовъ и монаховъ этого монастыря въ точности исполнить его волю; если же представится необходимость провѣрить по этому экземпляру тотъ его оригиналъ, который находился въ обители Петрицонитиссы, то слѣдовало лишь снять съ перваго

7Й) Ibid., 54—5в.

S1) T-j-ixöv, 51 —52.

,s) Ibid., 53—5T. 8n) Ibid., 54.

копію и послать въ эту обитель. Уставы были подписаны самимъ Григоріемъ Пакуріаномъ и іерусалимскимъ патріархомъ Евѳиміемъ. Послѣдній, проживая въ Византіи, былъ отправленъ императоромъ Алексѣемъ Комниномъ въ Оессалоникѵ для заключенія мира съ Боэмупдомъ, а на обратномъ пути былъ задержанъ Григоріемъ Пакуріаномъ въ Ѳессалоникѣ, гдѣ въ декабрѣ 6592 (1084) года (индиктъ седьмой) и подписалъ составленный послѣднимъ уставъ s'* 2 *).—Таково содержаніе примѣчательнаго 83) устава Григорія ІІакуріана, даннаго Банковскому монастырю *4).

И. Соколовъ.

■и) Ibid., 56—57.

8:і) Первая половина настоящаго нашего этюда уже переведена на болгарскій языкъ и напечатана въ журналѣ Родопски Нащпъдъкъ за 1906 г., кн. II (мартъ и апрѣль), стр. 59—70, кн. III (май и іюнь), стр. 105—116, кн. IV (іюль и августъ), причемъ редакція заявляетъ, что въ уставъ ІІакуріана »содержатся цѣнныя историческія данныя о І’одоіі-скомъ- Банковскомъ монастырѣ“ (II, 59, примѣчаніе).

SJ) Имѣя въ виду въ дальнѣйшихъ своихъ работахъ сопоставить уставъ Пакуріана съ другими ктиторскими типиками византійскихъ монастырей, а также съ нѣкоторыми иверскими уставами, появившимися въ предѣлахъ Грузіи, мы въ заключеніе настоящаго очерка отмѣтимъ немногія errata въ греческомъ текстѣ типика, изданномъ о. Petit. На стр.

2 8 вмѣсто xoü pef'310'-1 ’Акяо(оѵ) слѣдуетъ читать той р я у і з т р su (срав. 11 ЗГ)—j,., ДО 34), на стр. 7 57 вм. слѣдуетъ зм»ез9я!, на стр. 19.и

слѣдуетъ Hebr. 4,12 (вм. 4.92), на стр. 40 ,г вм. лрозжугсѵ слѣдуетъ тірояяугіѵ ИЛИ т: р С/ 3 а Y а Y £ L V, на Стр. 43 ,3 вм. Пааоріяѵѵои надо И а х о и р і -і о и (срав. Inder, стр. 59), на стр. 44 3,—3., вм. ятгз'-гатяіяѵ слѣдуетъ аяеохтятяѵ. на стр. 49 въ уставѣ имѣется пропускъ, какъ и показано нами выше—вт> примѣчаніи 73; на стр. 49 ._,.2 вм. е! V ослѣ-

дуетъ »I !! а ѵ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.