Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.И. Соколов
Грузинский монастырь в Византии
Опубликовано:
Христианское чтение. 1906. № 4. С. 552-579.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Грузинскій монастырь въ Византіи.
Историческій этюдъ.
ЖСТОРІЯ православнаго грузинскаго монашества весьма мало разработана въ наукѣ,—какъ и вообще вся исторія грузинской церкви. Изслѣдователю исторіи монашества $ предстоитъ тяжелый и кропотливый трудъ разысканія, у критики и анализа рукописныхъ и печатныхъ грузинскихъ матеріаловъ разнаго рода, въ которыхъ содержатся данныя относительно этого весьма интереснаго вопроса. Грузинскіе кодексы въ рукописныхъ собраніяхъ Тифлиса, Петербурга, Москвы, Аѳона, Іерусалима и Синая еще ждутъ спеціалиста по вопросамъ изъ • исторіи иверскаго иіючества. А затѣмъ, пресловутая грузинская лѣтопись Картлисъ Цховреба съ ея источниками общими и частными, мѣстныя хроники и историческіе памятники позднѣйшаго происхожденія, житія грузинскихъ святыхъ, паломническая литература, постановленія грузинскихъ церковныхъ соборовъ касательно монашества, многочисленные гуджары и сигели, немногіе сохранившіеся уставы грузинскихъ монастырей и описи монастырскаго инвентаря, нѣкоторые памятники грузинскаго права, небогатый эпиграфическій матеріалъ—вотъ группа печатныхъ источниковъ для ознакомленія съ прошлою судьбою грузинскаго монашества. Въ научный оборотъ необходимо привлечь и иностранные источники, въ которыхъ сохранились слѣды былого величія Грузіи и международныхъ ея сношеній съ византійцами, армянами, сирійцами, арабами, персами, русскими... Особенно тѣсныя историческія связи Грузія имѣла съ Византіей, которая по своей
культурѣ занимала въ средневѣковую эпоху центральное положеніе среди государствъ всего міра. Подпавши просвѣтительному воздѣйствію мощной Византіи, Грузія и въ церковной, и въ гражданской своей жизни воспроизвела многіе элементы византинизма, претворивъ ихъ, силою національнаго генія, въ своеобразную культурную систему съ явно опредѣлившимися признаками иверизма. Въ частности, для характеристики грузинскаго монашества существенную услугу можетъ оказать исторія иночества византійско-восточнаго, идеалы котораго въ полнотѣ были восприняты грузинскими подвижни-никами и пересажены на родную почву. Аѳонъ, Константинополь, Сирія, Іерусалимъ и Синай—вотъ главныя византійсковосточныя школы для иверскихъ монаховъ, которые жили здѣсь въ своихъ или греческихъ монастыряхъ, руководясь мѣстными иноческими уставами, внимали поученіямъ и наставленіямъ византійско-восточныхъ аскетовъ, воспринимали ихъ идеи о значеніи подвижничества, его видахъ и реальныхъ способахъ проявленія, а потомъ и распространяли уроки церковнаго византинизма въ предѣлахъ Иверіи.
О состояніи иверскаго монашества внѣ Грузіи, именно въ Святой Землѣ, ■ на Аѳонѣ и Синаѣ, въ русской литературѣ уже извѣстны нѣкоторыя свѣдѣнія 1). Существеннымъ къ нпмъ дополненіемъ слѣдуетъ, по нашему мнѣнію, признать недавно опубликованный на греческомъ языкѣ уставъ Григорія Паку-ріана или Бакуріана, данный въ 1084 году основанному имъ грузинскому мопастырю Богородицы Петрицонитиссы или Банковскому, близъ Стенимаха въ Болгаріи 2). Правда, уставъ этотъ
О А. А, Цагарели, Памятники грузинской старины въ Святой Землѣ и на Синаѣ (Православный Палестинскій Сборникъ, выпускъ X). Спб. 1888; М. Джанашвили, Грузинскія обители внѣ Грузіи. Тифлисъ. 1899; Епископъ Порфирій Успенскій, Исторія Аѳона. Часть III. Аѳонъ монашескій. Отдѣленіе 1. Кіевъ, 1877. Отдѣленіе 2. С.-Петербургъ. 1892; Епископъ Еиріонъ, Иверійцы, какъ пилигримы и основатели обителей во святыхъ мѣстахъ востока. Спб. 1905 (и въ „Сообщеніяхъ Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества за 1905 г., выпускъ 2).
2) To TuiTixov то ехтеЧ^ѵ гсзрз той psyciXou äop-sarixoo T?js Дбзеш; хорой Грг)уоріои той Пзчоорізѵой лрй; х/)ѵ язр’ айтой хтізѣеіазѵ p.ovYjv nrj; Гкграуіз; Ѳеотохоо Tvjt; lU-.pix^o'imoorjz.—Typikon de Gregoire Pacourianos pour le mo-nastere de Petritzos (Backovo) en Bulgarie. Texte original puble par le K. P. Louis Petit. Спб. 1904 (и въ приложеніи къ „Византійскому Временнику“, т. XI—1904).—Уставъ изданъ по рукописи XYIII в. изъ библіотеки Бухарестской семинаріи. Онъ состоитъ изъ предисловія, инвентарнаго каталога и 33-хъ главъ. <
былъ извѣстенъ и раньше 8), но въ сокращенномъ переложеніи на новогреческій языкъ, съ существенными дефектами, сравнительно съ оригиналомъ, которые неизбѣжно были привнесены и въ русскій анализъ этого устава 3 4). Въ виду того, что въ распоряженіи грузинологовъ имѣются лишь конспективные типики монастырей Иверскаго на Аѳонѣ и Шатбердскаго и уставы Шіо-Мгвимской лавры и Ваганскаго монастыря въ Грузіи, представляется задачей весьма интересной подвергнуть анализу оригинальный и полный уставъ знаменитаго въ Византіи грузинскаго монастыря Петрицонитиссы, обстоятельно знакомящій съ его внутреннимъ устройствомъ, съ бытомъ и жизнью иверскихъ монаховъ внѣ Грузіи, могущій пролить свѣтъ на положеніе монашества и въ предѣлахъ этой страны.
Ктиторъ монастыря Петрицонитиссы Григорій. Пакуріанъ былъ извѣстнымъ въ исторій Византіи дѣятелемъ XI вѣка. Анна Комнина, между прочимъ, говоритъ, что онъ происходилъ изъ знатнаго армянскаго рода 5 * 7). Это свидѣтельство можно признать справедливымъ въ томъ смыслѣ, что Пакуріанъ происходилъ изъ огрузинившихся армянъ-халкидонитовъ Тао-Кларджетіи 5а), хотя самъ онъ въ монастырскомъ уставѣ прямо называетъ себя грузиномъ, да и монастырь въ честь Богородицы Петрицонитиссы основали исключительно для грузинскихъ монаховъ ’), поэтому и именуетъ его монастыремъ иверовъ (}j.ov7] тйѵ ІЗт^сиѵ)8). Пакуріанъ хорошо зналъ
3) Гр-fjföpios Пахооріаѵо; ;іёуа; йорёатіхос —yjs Дис£ш; хаі то бтс’ айтоЗ тітхоѵ tijj fiovfjs Tvjs Osotöxoo тт,{ Петріт£оѵітіавг]{.—Dissertatio philologica, quam scripsit ad summos in philosophia honores ab amplissimo philosophorum Ienensium ordine rite impetrandos Georgius Musaeus. Lipsiae. 1888.
4) И. Соколовъ, Состояніе монашества въ византійской церкви съ половины IX до начала XIII вѣка. Опытъ церковно-историческаго изслѣдованія, стр. 174—175, 318 и др. Казань, 1894.
5) 'Avrjp оито? (Пяхборіаѵ6{) pitxpös Ijv оёр.ат хата т6ѵ коіу|тг(ѵ, тсХ'і]ѵ аХАа jj.a7.-<]TYj{, YC40UJ Харттроо і\ ’App.svt(ov 6рр.шр.еѵо5.—Anna, Comnena, Alexias, lib. II с. 4, p. 96. Bonnal. 1839.
5a) Проф. H. Марръ, Аркаунъ, монгольское названіе христіанъ, въ связи съ вопросомъ объ армянахъ-халкидонитахъ, стр. 17—24. Спб. 1905; срав. проф. А. А. Цагарели, Свѣдѣнія о памятникахъ грузинской письменности, т. I, в. 3, стр. XII примѣчаніе. СПБ. 1894.
e) т^ѵ Y®vv'lotv Ёх тшѵ еіІкв'і Г/.O'/TOS ёх X7)j тйѵ ’Ißijpwv 7сарсраеотатт,; ipuXfj;.
To-ixdv, 2 i—а. Срав. 8 іо—и.
7) Totiixöv 1 ,5—п; 2 27—so, 44—45; 56 20—21.
8) Ibid., 3 12; 7 17.
и армянскій языкъ: уставъ монастыря былъ имъ написанъ въ трёхъ редакціяхъ—греческой, грузинской и армянской, дабы подлинный его текстъ сохранился въ точности, не подвергся нежелательнымъ для ктитора измѣненіямъ и былъ понятенъ и тѣмъ грузинскимъ монахамъ, котовые были знакомы болѣе съ армянскимъ языкомъ, чѣмъ съ греческимъ; затѣмъ, самъ Пакуріанъ подписалъ подлинникъ устава по-армянски 8); наконецъ, среди его родственниковъ были и армяне 10). Отецъ ктитора Пакуріанъ достигъ почетнаго и виднаго положенія при византій скомъ дворѣ, удостоившись титула архонта архонтовъ “). Онъ скончался въ старости, оставивъ двухъ несовершенно-лѣтнихъ сыновей — Григорія и Апасія и нѣсколько дочерей 12). Мать ктитора, по женскому обыкновенію (ѵ.сх-а ■рѵаітяѵ e£tv), все имущество, оставшееся послѣ мужа, истратила на содержаніе и воспитаніе дѣтей, а также' на приданое дочерямъ. Сестры Григорія своевременно вышли въ замужество за лицъ, жившихъ въ различныхъ мѣстностяхъ (ёѵ омкрброіс -/сироц), а братьямъ предоставлено было самимъ устраивать свою судьбу 13). Апасій получилъ при византійскомъ дворѣ чинъ магистра: въ моментъ составленія Григоріемъ устава для монастыря Петри-цонитиссы его уже не было въ' живыхъ 14), но по своему завѣщанію, составленному въ пользу брата, онъ оставилъ нѣсколько селъ и угодій 1Б), которыя Григорій потомъ и отдалъ йъ число метОховъ основаннаго имъ монастыря. Что касается Григорія, то карьера его была блестяща. Человѣкъ образованный, .энергичный и умный, онъ искалъ счастья въ Арменіи, Грузіи и Сиріи, потомъ явился въ Византію и путемъ большихъ и продолжительныхъ личныхъ трудовъ и усилій, безъ всякаго посторонняго содѣйствія и посредничества, лишь при помощи Божіей и по молитвамъ родителей и своимъ, достигъ почетнаго положенія и богатства 1,і). При византійскихъ императорахъ Михаилѣ YII Дукѣ (1071—1078 г.) и Никифорѣ Вотаніатѣ (1078—1081 г.) онъ былъ дукою Карса въ Арменіи, ѲеодосіополяІ^Эрзерума) и правителемъ Смолены въ Македоніи. А когда Пакуріанъ оказалъ существенную помощь Але-
”9) Т о it tx о ч 56 ' 10) Ibid. 55 2о—it.
*’) тоО йрХоѵто; тшѵ арХоотюѵ бѵто; хаі Ьтт.ріг.оч-оі. — Ibid. 1 so — si. Срав. 43 іа—із.
'-) Ibid., 38. '») Ibid., 38 so—а».
Ibid., 2 7-9) 11 85“— 2oJ 40 38 — 35.
,b) Toni 7 h Introduction, p. VII.
ie) Ibid., 38 30— зе).
ксѣю Комнину въ занятіи византійскаго престола (1081 г.), то новый императоръ назначилъ его на должность великаго доместика западныхъ школъ (рёуас Sopianxo; ~ffi Süoscos), на обязанности котораго лежало высшее завѣдываніе византійскимъ войскомъ въ европейскихъ ѳемахъ имперіи. Въ этой должности Пакуріанъ оказалъ Алексѣю много важныхъ услугъ и немало содѣйствовалъ военнымъ успѣхамъ императора ”). Пакуріанъ и палъ смертью героя на полѣ брани съ печенѣгами близь Веліатовы въ 1086 году. Императоръ горько оплакалъ смерть Пакуріана. котораго онъ горячо любилъ 17 І8).
Пакуріанъ устроилъ свой монастырь въ то время, когда состоялъ уже великимъ доместикомъ запада. Такъ какъ уставъ для монастыря былъ написанъ въ 1084 (6592) году 19), вскорѣ послѣ его основанія 20), то самую постройку - обители можно относить къ 1083 году, когда Пакуріанъ, по обязанности великаго доместика запада, жилъ въ Адріанополѣ. Мотивы, устройства монастыря разъясняются Пакуріаномъ отчасти въ предисловіи, главнымъ же образомъ въ первой главѣ типика. Они заключались въ его искренней и глубокой религіозности и въ желаніи имѣть усыпальницу для своихъ бренныхъ останковъ. Всякому христіанину, пишетъ Пакуріанъ въ своемъ уставѣ, и православно вѣрующему, крещенному во имя Пресвятой Троицы, Отг(а и Сына и Св. Духа, полезно и необходимо всегда помышлять объ общей со всѣми кончинѣ, забо» титься о днѣ смерти своей, ожидать своего и всѣхъ осталь-нѣхъ воскресенія изъ мертвыхъ, думать о страшномъ и грозномъ испытаніи на праведномъ судѣ Христа Бога нашего и Спасителя и о справедливомъ воздаяніи каждому по дѣламъ,— объ этомъ необходимо во всей силѣ помышлять и заботиться, пока мы находимся въ настоящей жизни, всецѣло стараться жить благоразумно и спасать себя отъ страшнаго и вѣчнаго никазанія и отъ геенны огненной, о которой говоритъ Евангеліе. Посему каждому необходимо представить Богу какъ бы
17) Anna Comnena, Alexias, 1. II, cap. 4, p. 96; 1. IV, cap. 6, p. 209; 1. Y. c. 3, p. 232, c. 4, p. 239, e. 5, p. 243.
18) sxi тф той SopsoTtxou (rfj; eoitspa; Пау.ооріачоо 6 айтохратіор) xai päXXov axsvdti/uv, xpoovou; ^cpiu Saxpumv £<р'.ш y-xp £?oXu>; тby avSpa,.. Anna Comnena, Alexias, 1. VI, c. 14, p, 325.
19) T о я t x 6 v, 56 9—11. ' ~
20) dpgö(J.s6y ліуеі'і у.яі tpitpsiv jtepi... Tljj ousriae<u; tyjj т.зр' fju.cov ч s ш a т I Wpupevvj: u.oviji. Ibid., 1 ю—is. Срав. 2 »e—
выкупъ за душу свою и принести какъ бы искупленіе безконечной благости Божественной и человѣколюбію, дабы достигнуть избавленія отъ наказанія,—необходимо каждому совершать добро по своей силѣ, путемъ подвиговъ освободиться отъ ничтожныхъ сѣтей мамоны и пріобрѣсти разумныхъ друзей для жизни въ будущемъ вѣкѣ. Поступая такимъ образомъ, мы удостоимся быть сонаслѣдниками достигшихъ вѣчнаго блаженства вмѣстѣ со Христомъ и получить отпущеніе грѣховъ. Ради всего этого, и я, продолжаетъ Пакуріанъ, многогрѣшный и недостойный отъ юности моей и до настоящаго времени старости рабъ Христовъ, свободный и праздный отъ всякаго дѣла благого, имѣющій только одинъ залогъ жизни въ истинной и православной вѣрѣ христіанской, которой я удостоился по преданію одноязычнаго со мною народа иверскаго, согласнаго въ догматическомъ ученіи съ православнѣйшимъ народомъ ромеевъ и примыкающаго къ его великой церкви Божіей,—я издавна старался, когда еще былъ на востокѣ, а потомъ, проникнутый тѣмъ жо самымъ желаніемъ, прибылъ на западъ, словомъ до послѣдняго времени стремился создать прекрасный храмъ, при немъ убѣжище монаховъ и въ немъ усыпальницу для грѣшнаго тѣла моего; но вслѣдствіе многочисленности совершенныхъ мною гнусныхъ грѣховъ, мірской суеты и перемѣнъ, вслѣдствіе моего переселенія съ мѣста на мѣсто и привязанности къ жизненнымъ удобствамъ, я не могъ осуществить желаніе сердца моего. А теперь, во время старости моей, не по моему разумѣнію или знанію, но по неизреченному человѣколюбію и благости Бога нашего, но безмѣрному Его милосердію ко мнѣ недостойному, совершенно ничтожному и послѣднему рабу Его царства, Господь удостоилъ меня воспрянуть отъ глубочайшаго сна и разслабляющей безпечности жизни, вспомнить о днѣ моего отшествія отсюда, проникнуться неизбѣжнымъ страхомъ за совершенныя мною постыднѣйшія дѣла и увидѣть себя своими внутренними очами пустымъ и безучастнымъ для всякаго богоугоднаго дѣла Божія. Это, наконецъ, и побудило Пакуріана осуществить свое давнее желаніе и построить монастырь 21). Въ другомъ мѣстѣ устава 22) ГІакуріанъ говоритъ, что построенный' имъ монастырь будетъ служить усыпальницей для него, а равно сдѣлается въ очахъ Божіихъ защитой, избавленіемъ и спасе-
") Ibid., 2 3-----4, 7---8,
2І) Т и 71 ! У '• V, 7-----8.
ніемъ его и родного брата, почившаго Апасія, который также пожертвовалъ въ пользу обители принадлежащія ему владѣнія. Апасій въ завѣщаніи, оставленномъ брату, писалъ: «гдѣ брату моему угодно будетъ устроить церковь и монастырь, а при немъ и усыпальницу, въ которой онъ будетъ погребенъ, тамъ пусть будетъ положено и мое тѣло». Исполняя волю брата, который умеръ въ Антіохіи до постройки монастыря Петри-цоннтиссы, Григорій перенесъ сюда его тѣло со всею почестью и сдѣлалъ распоряженія относительно церковнаго поминовенія почившаго, выразивъ этимъ свою преданность и печаль по поводу его кончины *•) Такимъ образомъ, Григорій Пакуріанъ былъ сыномъ своего времени и общества, среди котораго жилъ: устройство монастырей по мотивамъ религіознымъ и съ прямымъ назначеніемъ фамильной усыпальницы было характернымъ явленіемъ въ церковной жизни средневѣковой Византіи * 24).
Пакуріанъ построилъ свой монастырь близъ города Филип-пополя, въ селѣ Петрицосъ или Василикисъ, лежащемъ къ сѣверу отъ него, на берегу стремительнаго потока («Чепеляр-ска рѣка»), среди Банковскаго поля 25). Эта мѣстность была подарена Пакуріану хрисовулими византійскихъ императоровъ за многіе и великіе его подвиги и труды, которые онъ несъ отъ юности вплоть до старости, никогда не щадя крови ни своей, ни своихъ ближпихъ воиновъ и рабовъ, раздѣлявшихъ съ нимъ бѣдствія военнаго времени, при защитѣ ромейской имперіи и на востокѣ, и на западѣ, причемъ неоднократно ему и его сподвижникамъ грозилъ ужасный варварскій плѣнъ. Я не солгу, пишетъ Пакуріанъ, если скажу, что рѣдко кто изъ моихъ соотечественниковъ, служившихъ съ воодушевленіемъ и любовью, скончался естественною смертью на своемъ ложѣ, потому что почти всѣ пролили кровь свою отъ меча и руки враговъ креста Божественнаго и Византіи. И теперь, когда Богъ удостоилъ меня исполнить желаніе моего сердца, и на мои очень большія и различныя средства и расходы устроены святыя церкви съ монастыремъ близъ нихъ, окруженнымъ стѣною, и съ келліями въ немъ, я смѣло говорю, что все это возникло не на чужія деньги и не на средства, до-
2S) Ibid., 11-12.
24) И. Соколовъ, Состояніе монашества въ византійской церкви, стр. 34—37.
“) О мѣстоположеніи монастыря, сохранившагося и въ настоящее время, подробно говоритъ о. Louis Petit. Introduction, XI—ХШ.
бытыя несправедливымъ путемъ, напримѣръ, посредствомъ ямской повинности (’аѵуарзіа), или насильственнаго привлеченія париковъ къ работамъ сверхъ положенной мѣры, вынужденныхъ при постройкѣ церквей и монастырей испытывать различныя бѣдствія,—нѣтъ, все это устроено моими собственными трудами и работами и на принадлежавшія мнѣ средства 26).
Главный храмъ монастыря ІІетрицониссы былъ посвященъ Успенію Богоматери, и два другіе—во имя-Іоанна Предтечи и св. великомученника Георгія Побѣдоносца, причемъ ктиторъ не щадилъ средствъ на ихъ украшеніе 27). Монастырямъ и церквамъ были пожертвованы большія недвижимыя владѣнія 28).
Для вновь основаннаго монастыря Григорій Пакуріанъ, слѣдуя установившемуся въ Византіи обычаю, написалъ свой уставъ, относящійся къ разряду такъ наз. ктиторскихъ типи-ковъ (толг/а '/TTjTopixä) 29j.
Уставъ Пакуріана не представляетъ произведенія оригинальнаго, но составленъ по образцу типика константинопольскаго монастыря Всесвятого (роѵт) Паѵа-^оо), въ своемъ подлинникѣ наукѣ неизвѣстнаго. Съ иноками этого замѣчательнаго монастыря Пакуріанъ былъ связанъ тѣсными узами братства и любви, а затѣмъ его внутренное устройство и иноческая жизнь представлялись ктитору - грузину образцомъ совершенства, не смотря на то, что оботель находилась въ столицѣ византійской имперіи, а иноки подвергались соблазнамъ мірской обстановки и житейской суеты. Виновникомъ замѣчательнаго благоустройства монастыря Всесвятого былъ «блаженный и равноангельскій» его ктиторъ и каѳигѵменъ, давшій ему прекрасный уставъ, который монахи твердо и хранили въ совершенной непоколебимости 30). Этотъ каѳигуменъ былъ весьма мудръ въ божественныхъ дѣлахъ и заповѣдалъ своимъ ученикамъ идти въ подвижничествѣ «по среднему и самому царственному пути—хата тт)ѵ ріот|ѵ хаі (ЗааіХіхштатфі 68оѵ», устранивъ въ
26) Tontxdv, 9.
27) Титихоѵ, 8 28—35, 9 1—5. 28) Ibid., 10—14.
29) Свѣдѣнія о ктиторскихъ уставахъ средневѣковой Византіи сооб-
щаютъ: Проф. А. А. Дмитріевскій, Описаніе литургическихъ рукописей, хранящихся въ библіотекахъ православнаго востока. Т. I. Тиш х і. Ч. 1, отр. ХХХШ и д. Кіевъ. 1895; W. Nissen, Die Diataxis des Michael Attaleia-tes von 1077. Iena. 1894; И. Соколовъ, Состояніе монашества въ византійской церкви и пр., стр. 317—319.
3,1 Тошшіѵ, 2 9-15.
своемъ уставѣ' крайности въ ту или другую сторону иноческой ЖИЗНИ (tj итар[ЗоЛ7] хаі 7) ’ёХЛеіфі; rijc ßio-soosco;), ВЪ виду ТОГО, что уклоненія всегда вредны и весьма опасны. Между про чимъ, онъ допускалъ возможность и выхода изъ монастыря, если кто-либо изъ монаховъ желалъ этого и искалъ покоя внѣ его обители. Во время составленія Пакуріаномъ своего устава, Всесвятого уже не было въ живыхъ 31 *). Мѣстоположеніе его знаменитой обители неизвѣстно 82), но о самомъ блаженнопочившемъ ктиторѣ сохранилось краткое сообщеніе и въ историческомъ трудѣ Іонна Скилицы. Здѣсь разсказывается, что когда императоръ Никифоръ Вотаніатъ (1078—81 г.) захотѣлъ жениться на бывшей императрицѣ Евдокіи, вдовѣ Константина Дуки и Романа Діогена, и послѣдняя съ радостью приняла предложеніе, то противъ третьяго, ея брата возсталъ «знаменитый по добродѣтели монахъ, котораго, вмѣсто всякаго.другого имени, называли Всесвятымъ (Паѵауюс), и всякимъ способомъ постарался помѣшать этому неразумному поступку, напомнивъ ей многое изъ того, что могло послужить препятствіемъ для намѣренія» 33). Повидимому, этотъ «Всесвятой» подвижникъ, память о которомъ, какъ недавно скончавшемся, была еще жива среди современниковъ, и разумѣется въ уставѣ ІІакуріана, одного изъ его почитателей и свидѣтелей выдающихся иноческихъ трудовъ.
Устроивъ свой монастырь по образцу столичной обители Всесвятого, Пакуріанъ надѣется, что его обитатели-грузины, испытанные въ военныхъ походахъ и нѣкогда проводивщіе самую суровую жизнь, въ точности станутъ исполнять данный уставъ, такъ какъ и внѣшнія условія вполнѣ этому благо-оріятствуютъ: монастырь находится въ уединенной мѣстности, вдали отъ города, пользуется прекрасною водою, различными произведеніями земли и огородными овощами, а съ другой
31) Ibid., 3 3—8.
33) Съ топографической гипотезой издателя устава о. Petit (Introduction, р. XIY — XY) согласиться нельзя въ виду того, что, во-первыхъ, нѣтъ основаній отождествлять монастырь Всѳсвятого, о которомъ рѣчь въ уставѣ Пакуріана, съ роѵі] тоВ ІІачауіои, упоминаемомъ въ житіи св. Матроны (подъ 9 ноября; Н. Delehaye, Synaxarium ecclesiae Constaiitino-politanae, p. 204, 54. Bruxelles. 1902), и во-вторыхъ, текстъ нашего памятника (2 —аз) не соотвѣтствуетъ коммевтарію издателя (р. XV).
33) loannis Seylitzes Curopalata, Historia, p. 738, Bonnae. 1839.
стороны, уставъ опредѣленно регламентируетъ всю жизнь монаховъ въ обители и ясно указываетъ ихъ обязанности 31).
4 Въ частности, монастырь ІІетрицонитиссы объявленъ Па-куріаномъ свободнымъ отъ всякой посторонней власти. Онъ долженъ быть независимымъ, самовластнымъ, себѣ лишь у своя-ющимъ всякое надъ собой господство, причемъ ни царь, ни патріархъ, ни одинъ митрополитъ или епископъ, никто изъ остальныхъ церковныхъ или патріаршихъ властей и митрополитъ сосѣдняго Филиппополя не имѣютъ права проявлялъ какую-либо свою власть въ отношеніи къ монастырю. За богослуженіемъ въ монастырскихъ храмахъ не должно было и возносить имя филиипопольскаго митрополита, а вмѣсто этого дѣлался возгласъ «О всѣмъ епископствѣ православныхъ, право правящихъ слово Твоея истины». Равнымъ образомъ, никто изъ свѣтскихъ начальниковъ и чиновниковъ, большихъ и малыхъ, не долженъ простирать свою власть на монастырь. Свободными и независимыми отъ нихъ объявлены были—церкви, келліи монаховъ и монастырскія постройки, всѣ имущества монастыря, движимыя и недвижимыя * 3S).
Пакуріанъ объявилъ свой монастырь свободнымъ отъ всякаго вмѣшательства со стороны и частныхъ лицъ—родственниковъ и чужихъ, монастырскихъ епитроповъ, игуменовъ и всей вообще братіи. Въ частности, если кто либо изъ родственниковъ ктитора по забвенію устава или по какой либо другой причинѣ воспользуется чѣмъ либо изъ монастырскаго достоянія, то епитропы монастыря обязаны были напомнить ему о неприкосновенности монастырской собственности и побудить къ возвращенію отчужденнаго предмета или владѣнія. Вѣдь монастырь и храмы являются единственными собственниками пожертвованныхъ ктиторомъ владѣній, а все это онъ принесъ въ даръ Богу за свою многогрѣшную душу. Посему живущіе въ обители монахи не должны никому подчиняться— ни родственнику ктитора, ни постороннему и не въ правѣ предоставлять въ ихъ распоряженіе ни одну монастырскую вещь. Только игуменъ и монахи должны пользоваться и распоряжаться всѣмъ имуществомъ монастыря, жить по его уставу, молиться за державныхъ царей и христолюбивое воинство, а равно о спасеніи ктитора. Такою свободой и независимостью
31) TdIUKÖV, 2 26--36.
35) Ibid., 14—15.
обитель, монахи и владѣнія должны пользоваться всегда, какъ -это точно и опредѣляется въ уставѣ. Вѣдь монастырь Паку-ріаца не относится къ числу тѣхъ богоугодныхъ учрежденій, которыя, какъ это нерѣдко бывало въ Византіи, передавались ктиторами по наслѣдству своимъ родственникамъ, дабы они владѣли ими и распоряжались по своему усмотрѣнію. Въ про-противоложность такому обычаю, Пакуріанъ совершенно устранилъ родственниковъ отъ всякаго- участія въ наслѣдованіи его монастыря, посвященнаго Богу. Опытъ свидѣтельствуетъ, что нерѣдко изъ-за монастырей между наслѣдниками возникали несогласія и споры, приводившіе -ихъ къ суду, на которомъ собственниками обителей объявлялись люди недостойные, содѣйствовавшіе потомъ разоренію -и упадку священныхъ учрежденій. Дабы съ монастыремъ Пакуріана- не произошло ничего подобнаго, ктиторъ и объявилъ, что онъ долженъ принадлежать Богу, Которому и посвященъ, а родственники или кто либо другой не должны пользоваться харистикарными надъ ними правами 36). Если же кто либо изъ родственниковъ, слугъ ктитора и постороннихъ лицъ обнаружитъ стремленіе завладѣть какою либо собственностью монастыря, тому ктиторъ грозитъ Божественнымъ наказаніемъ, а монастырю усвояетъ право возвратить себѣ похищенное. Божественная кара постигнетъ и того изъ игуменовъ и монаховъ обители, кто нарушитъ уставъ и хитростью, при содѣйствіи родственниковъ кти-' тора или постороннихъ, пріобрѣтетъ въ свою пользу какое либо изъ владѣній, посвященныхъ Пакуріаномъ Богу.1 Впрочемъ, Пакуріанъ не допускаетъ, чтобы кто-либо изъ его родственниковъ осмѣлился нарушить его волю и предъявить свои права на ту или другую собственность монастыря: всѣхъ ихъ Пакуріанъ облагодетельствовалъ, воспиталъ и устроилъ, дѣлая это не по внѣшнему какому либо понужденію и не въ силу личныхъ преимуществъ того или другого изъ нихъ, а исключительно по чувству родства и во исполненіе божественной заповѣди. Онъ щедро одарилъ и всѣхъ близкихъ ему сподвижниковъ и слугъ, опять не въ силу случайныхъ обязательствъ, а по внутреннему расположенію. Значитъ, онъ имѣетъ основаніе разсчитывать, что его воля будетъ свято всѣми исполняться и его монастырь до конца своего существованія будетъ
зв) об ßouXojxai тбѵ тф Ösa> асріершѲеѵта тоттоѵ тоГ; іроГс аоууеѵеоі,ѵ ’а г: о X а-ріоааѲаі ётгрф тіѵі. Тояіхоѵ, 37 зз—34.
свобрдно пользоваться данными ему владѣніями, какъ это и утверждено хрисовуломъ императора Алексѣя I Комнина 31).
Въ монастырѣ былъ введенъ общежительный уставъ, съ обязательствомъ для его игумена и монаховъ устроить всѣ внутреннія дѣла по взаимному соглашенію, дѣйствовать совмѣстно и единодушно во всѣхъ случаяхъ монастырской практики, касающейся интересовъ братства и всего монастыря, жить въ мирѣ и единомысліи. Уставъ предписалъ, чтобы монастырская трапеза была для всѣхъ общая. Никоимъ образомъ нельзя было допускать, чтобы приготовлялись два вида хлѣба и кушаній и приносилось вино разнаго качества для питья: живущіе совмѣстно не должны ѣсть или пить одинъ лучше другого, даже самъ игуменъ, которому, напротивъ, вмѣняется въ преимущественную обязанность имѣть особое смиреніе и благоприличіе, дабы онъ всѣхъ превосходилъ точностью въ исполненіи устава. Затѣмъ, никто изъ братьевъ обители не долженъ по собственному желанію и рѣшенію и для своего занятія пріобрѣтать какихъ либо животныхъ и тайно держать въ келліи своей съѣстные припасы, дабы тайно ѣсть и пить, безстыдно нарушая обѣщанія и забывая, что мы все дѣлаемъ предъ лицомъ Бога и ангеловъ и обязаны во всемъ отдать отчетъ. Никто также не долженъ имѣть сосудъ для кипяченія воды и приготовлять вареную пищу частнымъ образомъ, дабы ѣсть ее отдѣльно или предлагать другимъ и этимъ вызывать соблазнъ среди братства, устрояя вмѣсто священной горницы и апостольской трапезы какое-то запрещенное торжище. Если же кто-нибудь, вслѣдствіе болѣзни тѣла или весьма глубокой старости, дѣйствительно, будетъ нуждаться въ особо приготовленной пищѣ, то необходимо это обсудить и сдѣлать соотвѣтствующее распоряженіе, особенно въ томъ случаѣ, когда нуждающійся въ этомъ братъ принадлежалъ нѣкогда къ высшему классу общества и проводилъ полную удобствъ жизнь; такимъ, а равно исполняющимъ тѣ или иныя монастырскія должности необходимо сдѣлать нѣкоторое снисхожденіе и соотвѣтствующей помощью уврачевать немощную природу: отъ этого не можетъ возникнуть какой либо существенный непорядокъ или замѣна господствующаго общежительнаго устава другимъ, временнымъ, а равно не можетъ быть величайшаго вреда или новшества въ дѣлахъ духовныхъ и даже внѣшнихъ, дисципли- 37
37) Т о л і ч 6 ч, 36—39.
нарныхъ. А если кто-нибудь, вслѣдствіе лѣности и безпечно* сти станетъ стремиться къ нарушенію отмѣченнаго предписанія, тотъ, конечно, не найдетъ въ уставѣ оправданія для себя, хотя бы и принадлежалъ къ числу монастырскихъ должностныхъ лицъ, дабы, вмѣсто пользы и помощи, не произошелъ отъ этого весьма большой вредъ, а любители безпорядка не воспользовались этимъ, какъ предлогомъ для нарушенія повиновенія; напротивъ, всякое должностное лицо въ монастырѣ должно разумно и благочестиво руководить остальныхъ и побуждать собственнымъ примѣромъ къ осмотрительности. Имъ запрещается держать въ келліяхъ съѣстные припасы и напитки и пользоваться ими тайно или явно. Вообще, нн одинъ братъ не долженъ тайно владѣть какою либо вещью, большою или малою, ни одинъ не долженъ ничего тайно ни получать, ни давать другимъ, хотя бы и бѣднѣйшимъ, но всякій обязанъ знать, что за такія дѣла ему не будетъ похвалы, такъ какъ это есть нѣчто демонское, внѣ закона, нарушеніе послушанія и канона. Коль скоро кто либо не въ состояніи быть госпо--диномъ надъ самймъ собою, какъ онъ можетъ радѣть о дѣлѣ кого либо другого, какъ о своемъ собственномъ? А съ другой стороны, подчиняясь всему личному, какъ онъ будетъ заботиться о не собственномъ? Кто однажды отрекся отъ себя и своей воли и подпалъ рабству справедливости, а потомъ совершаетъ что либо по собственному желанію, тотъ дѣ* лаеТъ не иное что, какъ освобождается отъ правды и порабощается грѣху. И какая будетъ польза для дѣла Хри-стова отъ того инока, который на первомъ планѣ ставитъ свою правду и не подчиняется правдѣ Божіей? Какое оправ-даніе милостыни или страннолюбія будетъ для того, кто не можетъ переносить и малѣйшаго лишенія и вмѣсто вещи, ко* торую отдастъ бѣдному, станетъ просить у настоятеля другую, вмѣсто старой, отданной нищему, будетъ требовать новую, на* мѣренно замѣняя негодную вещь болѣе нужной, и т. п. И ока* жется, что онъ сдѣлалъ доброе дѣло не вслѣдствіе странно*-любія или нищелюбія, но для собственной выгоды и корысти. Вообще, всѣ иноки обители Петрицонитиссы должны слѣдовать руководству игумена, исполнять законъ, заповѣдь и Боже* ственное повелѣніе, не стремиться къ недостойной похвалѣ и всѣ обязаны знать, что оказанное гостепріимство есть дѣло-общее и совершается сообща и ради всѣхъ. Всякій же инокъ, который не будетъ этому повиноваться, станетъ дѣлать что-
либо вопреки уставу и господствовать надъ водвореннымъ въ обители небеснымъ послушаніемъ,—долженъ почитаться чуждымъ для братства и, если не исправится, долженъ быть изгнанъ изъ Божественнаго убѣжища 38).
Относительно игумена монастыря въ уставѣ содержатся такія предписанія. Григорій Пакуріанъ сохранилъ за собою пожизненное право назначать игумена обители по личпому желанію: кого онъ, пока живъ, поставитъ во главѣ монастыря, тотъ и будетъ исполнять обязанности игумена до конца своей жизни, если останется вѣренъ монастырскому уставу. На слѣдующее же время Пакуріанъ предписалъ, что игуменъ, когда почувствуетъ близость смерти, долженъ самъ позаботиться о назначеніи преемника себѣ, дабы онъ и управлялъ братствомъ, но обязанъ указать его не по мотивамъ родства или личнаго расположенія, но по выбору и свидѣтельству всего братства. Въ этомъ случаѣ та и другая сторона должны быть на высотѣ призванія: помышляющій о смертномъ часѣ игуменъ долженъ обнаружить полное безпристрастіе и совершенную разсудительность въ дѣлѣ избранія новаго руководителя монастырской жизни, а монахи, въ свою очередь, не должны производить избраніе вопреки мнѣнію и доброму настроенію отходящаго изъ этой жизни своего руководителя. Разумѣется, намѣченный для игуменства кандидатъ вступаетъ въ должность лишь тогда, когда его предшественниковъ скончается, причемъ опять требуется совмѣстное со всѣмъ братствомъ обсужденіе и рѣшеніе обстоятельствъ этого вступленія. Если же игуменъ скончается внезапно и не успѣетъ сдѣлать нужныхъ распоряженій относительно своего преемника по управленію обителью, тогда новый кандидатъ на должность игумена рекомендуется лучшими, добродѣтельными и болѣе выдающимися членами монастырскаго братства, по общему ихъ обсужденію и одобренію. При нормальномъ же способѣ назначенія новаго игумена—по волѣ его предшественника и по желанію всего братства, онъ вмѣстѣ со всѣми иноками обязанъ предстать предъ лицо умирающаго и выслушать отъ него предсмертную его волю—жить согласно монастырскому уставу и не допускать никакого личнаго произвола въ управленіи монастыремъ и въ завѣдываніи общими дѣлами. Когда же прежній игуменъ скончается и будетъ погребенъ, необходимо совершить, по предписанію устава,
38) Тоіиоѵ, 15—17.
слѣдующее: новый игуменъ долженъ отслужить панихиду ро своемъ предшественникѣ, а на слѣдующій день—божественную литургію, по окончаніи которой игуменъ становится предъ святымъ алтаремъ, а все братство, преклонивъ передъ нимъ, въ порядкѣ старшинства, колѣна, привѣтствуетъ его, послѣ чего всѣ въ духовной радости и вѣ чувствѣ преданности Господу выходятъ изъ храма; въ этотъ день всѣмъ предлагается обильная трапеза. Послѣ этого обряда вступленія- въ должность, игуменъ становится во главѣ братіи и долженъ разумно пасти данное ему стадо, относиться къ братству съ самой совершенной правдой о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, испытующемъ сердца и утробы и воздающемъ каждому по дѣламъ его (Апок. II, 23). Игуменъ не долженъ дѣлать ничего недостойнаго и дурного въ отношеніи къ ввѣренному ему братству, такъ какъ Самъ Господь взираетъ на всѣ его дѣла. Коль скоро онъ будетъ разумно исполнять все, относящееся къ управленію, то и остальные иноки будутъ воздерживаться отъ нововведеній и справедливо достигнутъ соотвѣтствующихъ благъ. Всему братству надлежитъ помнить, что- оно наслѣдуетъ то, что создано трудами и усиліями другихъ, заботившихся о всемъ съ величайшей попечительностью. Посему всѣ должны достойно возблагодарить Господа и непрестанно вспоминать о ктиторѣ, какъ ближайшемъ виновникѣ унаслѣдованныхъ благъ,— всѣ обязаны прославлять Бога, такъ какъ имъ не пришлось самимъ достигать благополучія, странствуя съ мѣста на мѣсто въ отысканіи подходящаго иноческаго убѣжища, но такой исихастирій устроенъ ктиторомъ со всѣми удобствами и въ соотвѣтствующемъ мѣстѣ. Монастырь, пишетъ Пакуріанъ, прекрасенъ по внѣшнему своему виду, богатъ всѣмъ необходимымъ для жизни, его храмъ представляетъ удивительное зрѣлище по внутреннему устройству и украшенію и доставляетъ' истинное наслажденіе участникамъ величественныхъ въ немъ псалмопѣній и душеполезныхъ чтеній, которыя руководятъ людей къ жизни вѣчной. Монастырь даетъ истинное успокоеній для измученныхъ физически и морально, является подобнымъ раю, въ которомъ Адамъ проводилъ жизнь полную духовной радости, свободную отъ всякихъ заботъ. Коль же скоро иноки монастыря Петрицонитйссы пользуются всѣми благами безъ всякихъ личныхъ усилій, то естественно для нихъ будетъ устроить свою жизнь въ полномъ подчиненіи уставу и въ благопріятномъ для подлинныхъ задачъ иночества направленіи.
Самое же важное требованіе ктитора состоитъ въ томъ, чтобы настоятель или игуменъ монастыря былъ истиннымъ примѣромъ для братіи въ жизни прекрасной и добродѣтельной и ни одною вещью не пользовался отдѣльно отъ другихъ и обособленно. потому что все въ монастырѣ есть общая для всего братства собственность; онъ всегда долженъ присутствовать за богослуженіемъ и во время поученій братіи, наблюдать за всѣми, большими и малыми, съ одинаковымъ вниманіемъ и терпѣніемъ, какъ любвеобильный отецъ, приводя къ любви Христовой малодушныхъ, безпечныхъ и сѣтующихъ, дабы они были болѣе устойчивы въ моральномъ. отношеніи и сдѣлались подражателями Христа. Пакуріанъ также предписалъ, чтобы игуменъ его обители не собиралъ здѣсь своихъ многочислѳй-ныхъ родственниковъ, а въ числѣ должностныхъ лицъ монастыря и его метоховъ и вовсе не должны быть его родственники зэ). Игуменъ строго долженъ исполнять постановленіе устава и относительно неприкосновенности монастырскихъ имуществъ. Никому изъ иноковъ монастыря и его метоховъ на востокѣ и западѣ онъ не долженъ давать ни землю для поселенія. париковъ (тгароіхотбтоѵ), ни садъ, ни виноградникъ, ни какое либо другое владѣніе, приносящее пользу монастырю, дабы не нарушилось прекраснѣйшее единомысліе и согласіе братства; тѣмъ болѣе игуменъ не долженъ продавать монастырскія владѣнія постороннимъ лицамъ или вообще допускать какое либо ихъ отчужденіе: объ этомъ даже и думать не'слѣдуетъ... Только парикамъ, служащимъ монастырю, можно давать свободу 40).
Первымъ игуменомъ монастыря былъ назначенъ Григорій Ваниносъ, вѣрный слуга Пакуріана и богомолецъ, сотрудникъ по устройству монастыря, пользовавшійся большою любовью и расположеніемъ ктитора. Въ уставѣ предписывается совершать, послѣ кончины его, поминовеніе въ день Григорія Богослова, если этотъ игуменъ въ точности будетъ исполнять типикъ и сохранитъ монастырь безъ всякаго—малаго или большого—ущерба, въ противномъ же случаѣ, пишетъ Пакуріанъ, и его постигнетъ божественное наказаніе и онъ окажется чуждымъ для монастыря и братства 41).
39) Tu г: іх О ч, 17—20.
*°) Т о тс с у. д ѵ, ‘А. Xfi', о. 51. 41) Т у z t у. о ѵ, у.. X', 49—50.
ее*
О монахахъ обители Петрицонитиссы въ уставѣ содержатся такія предписанія. Общее ихъ число должно простираться до 50-ти, ни болѣе йи менѣе, а съ игуменомъ братство должно состоять изъ 51 человѣка. «Я не желаю, пишетъ Пакуріанъ, чтобы монаховъ было меньше указаннаго числа, но и сверхъ его долженъ быть только одинъ игуменъ. Заклинаю всѣхъ игуменовъ, чтобы они не отступали отъ намѣченнаго коли-чиства, но если вслѣдствіе смерти или по какой-либо другой благословной причинѣ произойдетъ уменьшеніе, тотчасъ слѣдуетъ выполнить установленное число, чтобы не оскудѣвало славословіе Бога и молитва къ Нему всегда была самой усердной». Монахи должны быть украшены всѣми добродѣтелями, носить на себѣ признаки благодати Божіей, обязаны со всею заботливостью и вниманіемъ совершать богослуженія, строго слѣдовать церковному уставу и проникаться чувствомъ страха Божія *2).
По національности иноки обители Петрицонитиссы должны быть исключительно изъ грузинъ із). Въ частности, Пакуріанъ ведетъ особую рѣчь о своихъ родственникахъ, желавшихъ вступить въ братство его монастыря. Если они уже состоятъ въ иноческомъ званіи и отличаются опытностью въ монашеской жизни, разумностью- и могутъ, какъ лица вліятельныя, быть полезны монастырю, то ихъ, по предписанію Лакуріана, слѣдуетъ предпочитать кандидатамъ постороннимъ, даже при замѣщеніи монастырскихъ должностей. Если же они не имѣютъ личныхъ достоинствъ и не носятъ священнаго сана, малодѣятельны и не могутъ принести обители существенной пользы, то имъ не слѣдуетъ предоставлять никакихъ должностныхъ полномочій, дабы избавить монастырь отъ всякихъ властолюбивыхъ притязаній. Иноки же рядовые изъ родственниковъ и рабовъ ктитора, а равно и вообще изъ грузинъ должны приниматься въ монастырь предпочтительно предъ другими претендентами., если въ братствѣ имѣются свободныя вакансіи, но они обязательно должны подчиняться всѣмъ предписаніямъ устава и волѣ игумена * 44). Далѣе, въ уставѣ содержатся такія характерныя указанія относительно византійцевъ. «Совѣтую
4'Jj Ibid., х. а. 21.
43) Пяѵтшѵ тшѵ tyjv ißrjpcxTjv гтстсфіѵшѵ ха! ütdXextov,
<зиѵаѲрсда9еѵтшѵ ха( еі£ tyjv jaovvjv... —Tuttixgv, 1, is—17. Ср. 2,27,
3* 18, 7 17.
44) Титихбѵ, х. хе','о. 45.
всѣмъ, живущимъ въ монастырѣ, пишетъ Пакуріанъ, и настаиваю самымъ рѣшительнымъ образомъ, чтобы во святой мой монастырь никогда не принимался ни одинъ пресвитеръ или монахъ изъ ромеевъ (грековъ), кромѣ одного нотарія (писца), знающаго письмо, дабы чрезъ него сообщать мѣстнымъ архонтамъ (свѣтскимъ чиновникамъ) рѣшенія игумена и дабы онъ, отправляясь, по его порученію, къ нимъ, исполнялъ все необходимое для монастыря». Такимъ образомъ, въ монастырѣ Пакуріана только писецъ былъ изъ грековъ, съ обязательствомъ служить посредникомъ между монастыремъ и свѣтской властью и ходатайствовать, по уполномочію игумена, въ защиту монастырскихъ интересовъ, такъ какъ среди монаховъ-грузинъ многіе и не знали греческаго языка 4ä) и не могли съ успѣхомъ исполнять обязанности монастырскаго дѣлопроизводителя. Па-куріанъ указываетъ и причину такого распоряженія. Ему много разъ приходилось наблюдать, какъ хитрые, склонные къ насилію и любостяжанію греки, пользуясь простотой и снисходительностью иноковъ другихъ національностей, въ частности грузинскихъ, старались захватить власть надъ чужимъ мона-' стыремъ, присвоить себѣ игуменство и вообще, подъ какимъ-либо другимъ благовиднымъ предлогомъ, объявить монастырь своею собственностью. За всѣмъ тѣмъ, мы, говоритъ Пикуріанъ,' слѣдуемъ имъ въ вѣрѣ, какъ своимъ учителямъ, и повинуемся ихъ догматамъ» 4в).
Братствомъ грузинской обители, въ числѣ 50 человѣкъ, управляетъ игуменъ, исполненный всякаго знанія, мудрости, добродѣтели, страха Божія и любви 41). У него имѣются по- 45 * 47
45) Ibid., 56 20------21.
*e) Тоито!) svsxsv xvjv тоіайг<]ѵ кярхууеііач тюі&йилі e£aa'{;xAc!id|J.svü;, Тѵя rrojg ßiatot ovxsj (pftifialoi) xai TisplXofoi xal kAsovextixi, 6azsprjjiä ts xal ßAciß^v ТЯ u.cwrj jtpoSjevoöstv, rj ävTtTaaoö,u.Evdv xtva хм- TÖitio xafhardSat, ansdSoixa too ts tivo; xaxaxuptsdstv i) xijv •ijYO’Jp.sveiav Ttpög eaoxov eruaraaaaÖctt, 9j aWry/ xtva хата äreeo-xxaTav xpdtpaoiv iStoTOi^aaaÖai ty]v (j.ovr,v, olaxsp тгоААахц; oupßexrjxdxa etdopev ’sv xt) Tjpsxspa cpuAij ’s£ аяА0тг)то; xai Yvwpvj; ’stxteixoSj st Ssp -i] тойто fp, ^psii; xoüxots xij rooxst (b; dtSaaxaXotc 4jtdpie9a xot xolc sxetieiv xsi9d|j,siia Sdypaatv (Tomxdv, 44 27 — 32, 45 1—3). Не имѣя основанія отрицать подлинность этого характернаго мѣста въ уставѣ Пакуріана, которое безъ всякихъ оговорокъ признается и его издателемъ (Introduction, р. IV), мы, однако, не можемъ не указать на скрытый въ этихъ строкахъ филетизмъ, выдвинутый на поле исторіи православнаго востока лишь новѣйшимъ націоналистическимъ обособленіемъ мѣстныхъ племенъ и народовъ.
47) Т О И t X 6 V, 2 1 23------25.
модники, раздѣляющіе съ нимъ трудъ управленія. Прежде всего, въ числѣ указанныхъ 50 человѣкъ состоятъ два епи-тропа, одинъ изъ коихъ долженъ быть въ предѣлахъ Филиппо-поля, а другой въ предѣлахъ Мосинополя и окрестностей. Епитропы имѣли своею обязанностью наблюдать за недвижимыми имѣніями монастыря, находившимися въ названныхъ городахъ 48). Пакуріанъ увѣщевалъ братство обители, чтобы оно никогда не оставляло монастырь безъ епитроповъ, въ виду весьма важнаго ихъ значенія. Въ случаѣ смерти одного изъ нихъ, игуменъ и мопахи немедленно должны назначить ему преемника, избирая на эту должность людей болѣе почтенныхъ и имѣющихъ страхъ Божій, будутъ ли они изъ простыхъ иноковъ, или изъ носящихъ священный санъ. Епитропы, принявъ на себя обязанности по завѣдыванію монастырскими имуществами, должны исполнять ихъ съ любовью къ Богу, помышляя о спасеніи своемъ и братства. Но безъ епитроповъ монастырю нельзя оставаться, какъ и безъ игумена, потому что, кромѣ духовныхъ потребностей, необходимо заботиться и объ устраненіи матеріальныхъ нуждъ, препятствующихъ духовному совершенству 48).
Экономическими дѣлами монастыря завѣдуетъ главный экономъ (6 jieyac оіхоѵо[іо;), у котораго имѣются помощники (оі 7tapotxovop.oi) *°). Далѣе, въ монастырѣ долженъ быть одинъ экклисіархъ, исполненный знанія и имѣющій совершенный опытъ въ церковныхъ и божественныхъ службахъ, нисколько не отступающій отъ издревле положеннаго устава. Для совершенія богослуженія назначаются шесть священниковъ, два діакона, имъ обычно сослужащіе, и два иподіакона, исполняющіе обязанности чтецовъ при богослуженіи и канонар-ховъ 5‘). Относительно'выбора священно-служителей въ уставѣ предложены особыя предписанія. Настоятель монастыря и братство должны съ большою заботливостью и весьма тщательно производитъ выборъ кандидатовъ священства, намѣчая для этого служенія иноковъ святой и добродѣтельной жизни, всецѣло проникнутыхъ чувствомъ страха Божія, дабы чрезъ посредство этихъ строителей тайнъ Божіихъ Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ даровалъ всѣмъ спасеніе. Если же кто либо изъ священнослужителей окажется дерзкимъ и грубымъ и ста- * 51
4В) ІЬІ(1„ 21 25—27.
5°) Ibid.,' 45 32----34.
“) Тѵжехоч, х. ц', о. 35.
51) Тияіхоѵ, 2 1 30- 32.
нетъ безстыдно нарушать лежащій на немъ долгъ, того слѣдуетъ отстранять отъ священства и на его мѣсто избирать другого, болѣе достойнаго, а виновнаго нужно потомъ и совсѣмъ удалить изъ монастыря; когда же онъ обнаружитъ раскаяніе, то изъ состраданія и милости его можно опять принять въ монастырь, но съ тѣмъ, чтобы онъ состоялъ лишь въ братствѣ и не участвовалъ въ священнослуженіи. Пакуріанъ именемъ Божіимъ заклинаетъ иноковъ своего монастыря, чтобы въ числѣ его священнослужителей никогда не оказывался человѣкъ недостойный, о чемъ всѣ преимущественно и должны заботиться. Затѣмъ, всѣ отцы и братія должны тщательно наблюдать, чтобы кто-либо изъ священнослужителей не былъ оклеветанъ по зависти, ненависти и другому какому-либо страстному чувству и, вслѣдствіе этого, не подвергся несправедливому подозрѣнію и безчестію. Когда же возникнетъ обвиненіе противъ кого-либо изъ священниковъ и діаконовъ, то слѣдуетъ произвести самое тщательное разслѣдованіе жалобы, и тотъ, кто будетъ обвиненъ въ доказанномъ преступленіи, долженъ быть удаленъ отъ священства и изъ монастыря. Вообще, будетъ вполнѣ справедливо, чтобы священникъ, получающій отъ церкви все необходимое для жизни и питающійся отъ нея, добросовѣстно исполнялъ свои обязанности и возносилъ молитву за ктитора и его родственниковъ. Послѣднее вмѣняется монастырскому духовенству въ особую обязанность, и Пакуріанъ въ своемъ уставѣ далъ точныя указанія о времени совершенія заупокойныхъ богослуженій 52).
Затѣмъ, одинъ изъ братства обители назначается скевофи-лаксомъ и вмѣстѣ дохіаромъ, на обязанности котораго лежитъ заботиться о всѣхъ священныхъ драгоцѣнностяхъ монастырскаго храма и хранить ихъ, а кромѣ того, — принимать въ общую казну отовсюду поступающіе доходы и производить всѣ расходы на нужды, монастыря; свое дѣло дохіаръ-скево-филаксъ долженъ исполнять вполнѣ добросовѣстно и съ тѣмъ сознаніемъ, что онъ долженъ будетъ отдать во всемъ отчетъ не только игумену монастыря, но и Господу нашему Іисусу Христу.
Въ монастырѣ долженъ быть и возжигатель свѣтильниковъ (Xu^vdnrrYj?), подчиненный экклисіарху, — на обязанности котораго лежитъ и хранить ѳиміанъ, масло, свѣчи, вино и муку,
52) Ibid., X. с, О. 23- 24.
изъ которой приготовляются просфоры, и со страхомъ Божіимъ и своевременно все это расходовать. Въ большіе и торжественные господскіе праздники, когда въ святыхъ церквахъ служба умножается, а обязанности лихнапта увеличиваются, игуменъ обязанъ назначить ему помощника изъ среды братіи для раздѣленія труда. На одного изъ иноковъ возлагаются обязанности келаря, который у грузинъ именуется танупіэръ 52а). Онъ долженъ, согласно монастырскому уставу, безъ всякой хитрости и соблазна, держать у себя хлѣбъ и всѣ съѣстные припасы, а также вино, медъ и т. п. и все это рас ходовать заботливо, своевременно и со страхомъ Божіимъ. Затѣмъ, въ монастырѣ состоятъ—виночерпій, обязанный также со страхомъ Божіимъ и благоразумно .нести свое служеніе, трапезничій, по обычаю исполняющій свое назначеніе,—гостин-никъ (SevoSo/o;), завѣдующій богадѣльней для стариковъ (ут(ро--росро;) и больницей (vooo'/ö'jwc); и эти прекрасно и разумно заботятся о своемъ дѣлѣ. Далѣе, епитиритъ, избранный за добродѣтель и страхъ Божій, обязанъ обходить келіи братьевъ и уклонившихся отъ богослуженія и не явившихся къ началу утрени и даже къ шестопсалмію долженъ приводить къ игумену и старшимъ членамъ братской общины, чтобы каждый изъ нихъ по обычаю и правилу возложилъ на нихъ должную епитемію. Наконецъ, хлѣбникъ, поваръ и привратникъ (гамгшѵаріос) монастыря также доллшы благоразумно, заботливо и съ благочестивой настроенностью исполнять свое дѣло. Всѣ же остальные 'члены монастырскаго братства должны заботливо, радостно и съ полнымъ усердіемъ проводить время въ вечернихъ и ежедневныхъ псалмопѣніяхъ святой церкви. Всѣ они должны быть единомысленны и единодушны, согласны въ мнѣніяхъ и рѣшеніяхъ, постоянно проникнуты страхомъ Божіимъ, украшены взаимною любовью и послушаніемъ своему предстоятелю, для благосостоянія и на пользу священнѣйшаго монастыря. И никто пусть не дерзаетъ какимъ-либо способомъ противостоять или противорѣчить своему игумену, когда онъ, какъ учитель, увѣщеваетъ и христояодражательно тайноводствуетъ для пользы 52
52а) хеЛХарітг)?... rap* тоГ{ ’Iffypa! т а ѵ.о о т s р Yj.{ 6чьііі'€~т. (—22 15). Хотя въ уставѣ Пакуріана танутэръ и считается терминомъ грузинскимъ, но, несомнѣнно, это cj}obo армянское, буквально значитъ—„господинъ дома“ и но своему смыслу соотвѣтствуетъ грузинскому термину мама-сахлиси, означающему „отецъ дома“ (проф. Н. Марръ, Аркаунъ и пр., стр. 22—23).
святой церкви, къ благополучію монастыря и для строительства душъ священной монастырской братіи 53).
Въ монастырѣ былъ установленъ систематическій контроль дѣятельности должностныхъ лицъ. Такъ, главный монастырскій экономъ обязанъ былъ ревизовать своихъ помощниковъ два раза въ теченіе года—въ сентябрѣ и ни пасху, производя это дѣло со страхомъ Божіимъ; если оЦъ замѣчалъ какую-либо небрежность съ ихъ стороны, то долженъ сдѣлать соотвѣтствующее наставленіе. Самъ экономъ подвергался ревизіи со стороны монастырскаго игумена и получалъ отъ него соотвѣтствующее удостовѣреніе относительно того или иного исполненія своихъ обязанностей. Игуменъ, въ свою очередь, долженъ со страхомъ Божіимъ и съ вѣдома всѣхъ иноковъ производить расходы на нужды церкви и монастыря и все то, что осталось но истраченнымъ для пользы и интересовъ монастыря, обязанъ передать дохіару и получить отъ него удостовѣреніе. Ежегодно на пасху игуменъ отдавалъ отчетъ предъ экономами, дохіаромъ и всѣмъ братствомъ. Равнымъ образомъ, и дохіаръ дважды въ годъ контролировался игуменомъ и братствомъ. Если кто-нибѵдь изъ должностныхъ'лицъ будетъ замѣченъ въ корыстолюбіи или несвоевременно и безъ нужды израсходуетъ церковныя деньги, то недостающее и истраченное необходимо восполнить и добавить, а виновнаго слѣдуетъ устранить отъ исполненія его должности. Если доходы отъ церкви превысятъ установленные расходы и другія необходимыя издержки, то весь излишекъ долженъ обращаться на нужды церкви, по мѣрѣ его увеличенія и накопленія. Равнымъ образомъ и излишекъ отъ монастырскаго бюджета, когда они достигнутъ десяти литръ, должны идти на пріобрѣтеніе необходимыхъ для монастыря имуществъ и владѣній 54). '
1 По поводу нарушенія представителями (оі мона-
стыря предписаній устава, Пакуріанъ даетъ особыя руковод-ственныя указанія. Если лица, стоящія во главѣ обители, не. окажутся на высотѣ призванія и, вмѣсто пользы, принесутъ братству вредъ, то уставъ предписываетъ геронтамъ монастыря, другимъ должностнымъ лицамъ и наиболѣе уважаемымъ за добродѣтель и разумъ инокамъ устроить общее собраніе для самаго тщательнаго разсмотрѣнія нарушеній устава и для устраненія замѣченныхъ недостатковъ, дабы, по винѣ немно-
53) Т и и и 6 ѵ, х. г', о. 21—23.
5J) Т и jt і х о ѵ, х. хс', о. 43—46.
гихъ, не упразднилось и не уничтожилось жилище прекраснѣйшихъ мужей. Ктиторъ напоминаетъ, что всякое послабленіе и злоупотребленіе ■ въ области монастырской жизни и труда будетъ наказано по молитвамъ Богородицы предъ Сыномъ и Спасителемъ нашимъ Богомъ. Если же кто-либо изъ монастырскихъ должностныхъ лицъ будетъ отчуждать имѣнія, хитро нарушать свой долгъ въ отношеніи къ монастырю и показы-выть неискреннее раскаяніе въ замѣченныхъ злоупотребленіяхъ, являясь волкомъ вмѣсто пастыря для стада, то его сначала слѣдуетъ со страхомъ Божіимъ и кротостью увѣщевать, а потомъ и совсѣмъ изгнать изъ монастыря, вмѣсто же его необходимо включить въ составъ братства болѣе достойнаго кандидата 55).
Установивъ общежитіе въ монастырѣ, ІІакуріанъ далъ въ составленномъ имъ уставѣ указанія относительно отдѣльныхъ сторонъ монастырской киновіи. Такъ, по предписанію устава, братія обязаны ежедневно исповѣдывать предъ игуменомъ свои помыслы и сообщать ему о своихъ рѣчахъ и дѣйствіяхъ. Игуменъ и самъ долженъ въ точности исполнять это требованіе устава и тщательно слѣдить за всѣми иноками, коихъ безпокоятъ и удручаютъ помыслы; если возможно, онъ долженъ наблюдать за ними въ теченіе цѣлаго дня, исправлять ихъ погрѣшности и очищать отъ всякой скверны плоти и духа. Вь свою очередь, и братія должніі съ вѣрою и сокрушеннымъ сердцемъ, въ простотѣ души сообщать игумену обо всемъ, что съ ними случилось, а не должны, какъ неискреннія и не родныя дѣти обращаться къ кому-либо другому и предъ нимъ исповѣдать свои помыслы безъ надлежащаго настроенія. Вообще, игуменъ долженъ знать мысли и чувства всѣхъ иноковъ, а равно и дѣйствія, посему братія только предъ нимъ и должны открывать свою душу. Съ другой стороны, иноки ничего'не должны дѣлать безъ вѣдома и одобренія игумена и руководиться лишь собственнымъ желаніемъ, не должны брать на себя по личному усмотрѣнію исполненіе тѣхъ иди другихъ монастырскихъ обязанностей, подавать другимъ примѣръ неповиновенія и служить причиною собственной гибели, такъ какъ каждый безъ предварительнаго руководства игумена окажется безсильнымъ въ борьбѣ съ препятствіями для подлинной монашеской жизни, не можетъ правильно избрать необходи-
мыя средства защиты отъ гибельныхъ помысловъ. И какъ можно будетъ назвать вѣрными сынами игумена тѣхъ иконовъ, которые станутъ уклоняться отъ послушанія ему. будутъ избѣгать руководства отца и лишать себя наслѣдства, имъ уготованнаго? Посему слѣдуетъ удалять изъ своей среды всякаго нарушителя обѣта послушанія, дабы онъ не сдѣлался дурнымъ примѣромъ для другихъ иноковъ и учителемъ гибельнаго неповиновенія 5в).
Затѣмъ, иноки не должны выходить изъ монастыря безъ разрѣшенія игумена. Тѣхъ изъ братства, которые, не соблюдаютъ мира и спокойствія и пытаются ходить по монастырю, куда и когда желаютъ, слѣдуетъ призывать къ повиновенію и заставлять подчиняться монастырскимъ правиламъ.- Руководители монастыря должны прилагать всѣ заботы къ тому, чтобы не преступать установленныхъ опредѣленій, посему они съ ревностью должны пасти свое разумное стадо, призывать къ покаянію нарушившихъ эти опредѣленія и отъ всего сердца заботиться о нихъ, сострадая какъ членамъ единой организаціи. Врякое опредѣленіе игумена есть законъ, и всѣ, подчиняющіеся ему, должны относиться къ его рѣчамъ, какъ къ божественнымъ велѣніямъ, и не допускать никакого отъ нихъ уклоненія, не возражать и не противорѣчить и вообще никакимъ образомъ не противодѣйствовать, ибо все это есть доказательство непослушанія и своеволія, а также безпорядка, которое есть упраздненіе повиновенія и благоустройства и влечетъ для виновныхъ справедливое осужденіе. Вообще, игуменъ только долженъ управлять всѣми, и въ монастырѣ долженъ господствовать законъ повиновенія. Посему монахъ долженъ говорить предъ настоятелемъ только слѣдующее: «согрѣшилъ, отецъ, прости», и тогда въ обители водворятся послушаніе, миръ и милость. Если же кто либо изъ иноковъ будетъ обличенъ въ нежеланіи жить по правиламъ устава, бу-дететъ противодѣйствовать ему и не обращать вниманія на наставленій настоятеля, станетъ считать безполезнымъ и ненужнымъ возложенное на него духовное врачеваніе и бороться съ пастыремъ и врачемъ, будетъ, словомъ, одержимъ демонскою страстью, которая служитъ причиной разрыва и отдѣленія отъ церкви; то онъ, коль скоро не исправится, особенно послѣ перваго, второго и третьяго увѣщанія и наказанія,
долженъ отсѣкаться какъ негодный членъ и удаляться отъ божественной паствы. Кромѣ того, строителю душъ, т. е. настоятелю, необходимо заботиться о всѣхъ съ терпѣніемъ и снисходительностью, избирать лучшія средства для вліянія на иноковъ, воздерживаться отъ всякаго дурного дѣла и никого не оставлять безъ вниманія даже въ случаѣ малаго уклоненія отъ устава, ибо малая закваска все смѣшеніе кваситъ (1 Кор. У, 6). Съ другой стороны, если кто либо будетъ обнаруживать большое властолюбіе, тотъ самовольно пренебрегаетъ и преступаетъ положенный святыми отцами предѣлъ, который они, согласно съ божественными преданіями; избрали послѣ предварительнаго испытанія, какъ истинный, свободный отъ заблужденія и средній путь, т. е. отсѣченіе своей воли. Ибо тотъ, кто поступаетъ самовольно, всегда ошибается, такъ какъ бываетъ неопытенъ и нетвердъ въ своихъ дѣйствіяхъ. А кто испытанъ въ дѣлѣ послушанія, тотъ обнаруживаетъ постоянство и твердость въ своей жизни и не впадаетъ въ гибельный порокъ лицемѣрія. Вообще, игуменъ долженъ одинаково относиться ко всѣмъ, давать совѣты и наставленія, руководить къ добру и отвлекать умы отъ земныхъ заблужденій, дабы все совершалось но его оцѣнкѣ и побужденію и путемъ приближенія руководимыхъ къ Богу; въ противномъ же случаѣ цѣль не будетъ осуществлена. Необходимо также хранить умъ выше всякихъ лукавыхъ помысловъ, яотому что въ зависимости отъ нихъ-намѣчается путь или къ пороку, или къ добру, которое есть любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость и прочее. Иноки должны отличаться и смиреніемъ, которое преимущественно учитъ изслѣдовать свои недостатки, смотрѣть только на себя и себя осуждать, дабы этимъ путемъ и возвыситься. Вѣдь и это есть отеческій для насъ законъ и причина достиженія царства небеснаго 57).
Трапеза въ монастырѣ должна быть общая для всѣхъ иноковъ и проходить въ совершенной тишинѣ и порядкѣ. Прислуживающіе во время трапезы должны ступать какъ можно тише, а возлежащіе вкушаютъ пищу въ тишинѣ, дабы все было приправлено доброю солью и совершалось во славу Божію. Игуменъ обители долженъ тщательно наблюдать, чтобы не было безпорядка, изслѣдить, чтобы во время трапезы со-, вершалось чтеніе, при совершенной тишинѣ, какъ это должно
и всегда быть въ монашеской жизни—въ келліяхъ и внѣ ихъ. Хлѣбъ, вино и обычныя ежедневныя кушанья не должны мѣняться, по мотивамъ бережливости, должностныхъ монастырскихъ лицъ или подъ предлогомъ тѣхъ или другихъ послабленій для монашествующихъ, но въ точности должны соблюдаться всю предписанія устава относительно пищи. Въ частности', въ теченіе четырехъ дней недѣли (кромѣ постовъ) долженъ даваться и сыръ, а также одна красовуля вина на каждаго брата и вареная пища въ трехъ видахъ, въ зависимости отъ запасовъ./ Въ великую же Пасху трапеза бываетъ болѣе обильная, -такъ какъ братія утомились вслѣдствіе бдѣній въ. св. Четыредесятницу и лишеній въ пищѣ. Затѣмъ, отъ Пасхи и до Пятидесятницы, а равно отъ праздника Рождества Христова и до Крещенія за трапезой инокамъ предлагаются четыре кушанья, а также сыръ и двѣ красовули вина на каж ■ даг,о брата. Если же будутъ высказываться требованія объ увеличеніи или перемѣнахъ въ трапезѣ, то игуменъ долженъ отклонять ихъ, дабы у нѣкоторыхъ не развилось чревоугодіе. Если въ монастырь кѣмъ либо изъ христіанъ сосѣднихъ городовъ и селъ будутъ принесены съѣстные припасы, какъ пожертвованіе ради упокоенія близкихъ, то они принимаются келаремъ, кому бы ни были принесены—игумену, или члену братства, причемъ келарь при удобномъ случаѣ предлагаетъ пожертвованіе на общую трапезу. Если въ монастырь придетъ къ игумену или къ кому либо изъ братства посѣтитель, подъ предлогомъ дружбы или родства, то его никакъ нельзя оставлять безъ угощенія, и если гость придетъ во время трапезы, то его долженъ вести къ столу тотъ брагъ, который его при-т нялъ. Если же пора трапезы уже миновала или гость спѣшитъ удалиться изъ обители, то и въ этомъ случаѣ келарь долженъ, позаботить о томъ, чтобы онъ не ушелъ изъ обители голоднымъ. Но ни одинъ братъ не можетъ угощать своего друга въ собственной келліи и этимъ доказывать свою любовь къ нему,— всякое угощеніе должно происходить въ общей трапезѣ. Если къ иноку пришелъ другъ, то онъ можетъ оставаться въ обители три дня и лишь на четвертый день удаляется изъ монастыря. Если съ нимъ случится болѣзнь, то онъ остается въ монастырѣ до совершеннаго выздоровленія, при чемъ о немъ заботятся, какъ о близкомъ и дорогомъ человѣкѣ. Въ томъ случаѣ, если
онъ умретъ, его и погребаютъ въ монастырѣ, все совершая по чину 58).
. Уставъ ІІакуріана назначаетъ инокамъ опредѣленную денежную ругѵ на пріобрѣтеніе одежды и обуви. Все братство раздѣляется на три разряда, каждый изъ коихъ ежегодно и получалъ изъ монастырской казны ту или иную сумму. Игуменъ стоялъ внѣ отнхъ разрядовъ и получалъ 36 номисмъ. Священнослужители, два епитропа, екклисіархъ, скевофилаксъ и наиболѣе почтенные и уважаемые изъ братства, всего пятнадцать человѣкъ, составляли первый разрядъ и получали каждый по 20 монетъ. Во второй разрядъ входили также пятнадцать человѣкъ и каждый получалъ по 15 номпсмъ. Въ третьемъ разрядѣ было двадцать иноковъ и каждый получалъ 10 монетъ. Это распредѣленіе должно соблюдаться въ точности. Руга выдавалась инокамъ на Пасху. Дабы они, подъ предлогомъ покупки одежды и обуви, не ходили далеко изъ монастыря и не вступали въ общеніе съ міромъ, ко вреду для прямыхъ ихъ обязанностей—молитвы, псалмоп'ѣнія и исполненія монастырскихъ порученій, Пакуріанъ предписалъ, чтобы во время Пасхи, когда инокамъ и выдавалась руга, около стѣнъ монастыря устраивалось торжище, на которомъ монахи и должны пріобрѣтать все для нихъ необходимое. Такой способъ снабженія монаховъ одеждой и обувью устранялъ поводы къ .жалобамъ и нареканіямъ, будто одному даны лучшія вещи, а другому худшія 59).
Братія должны проводить время въ трудахъ и занятіяхъ разнаго рода. Уставъ предписываетъ, чтобы иноки, занимающіеся физическимъ трудомъ, а равно рукодѣліями, должны въ то же время пѣть псалмы, ибо это есть, по слову Василія Великаго, таинственный Богу ѳиміамъ. Такъ какъ различные люди разными способами ѵсовершаются въ одной и той же добродѣтели, въ зависимости отъ личныхъ своихъ качествъ (вѣдъ и въ домахъ богатыхъ имѣется много сосудовъ, изъ коихъ одни золотые, а другіе—глиняные), то на обязанности мудраго настоятеля лежитъ указать имъ соотвѣтствующій путь справедливости, ведущій къ царству небесному. Одинъ изъ иноковъ долженъ заниматься однимъ дѣломъ, другой другимъ, а игуменъ обязанъ наблюдать за всѣми и принимать необходи- 53
53) Т и г: і 7. о ѵ, ■/.. r0 2-А—25. *!)) Типг/.оѵ, х. !)', а. 26—27.
мыя мѣры для духовнаго врачеванія. На однихъ онъ налагаетъ епнтимію, другихъ увѣщеваетъ, у иныхъ отсѣкаетъ язву острымъ мечемъ обличенія. Но все это слѣдуетъ дѣлать умѣренно и своевременно. Иноковъ неустойчивыхъ въ моральномъ отношеніи и медленно приходящихъ въ раскаяніе онъ привлекаетъ къ физическому труду и путемъ усилій приближаетъ ихъ, волей-неволей, къ Богу: вѣдь душа, любящая трудъ, близка къ Богу и найдетъ потребное ей врачеваніе 60) * *).
И. Соколовъ.
60 Ibid., х. iS’, о. 31.
*) Окончаніе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки