Научная статья на тему 'Групповая форма работы в процессе обучения иностранным языкам: некоторые особенности и методы'

Групповая форма работы в процессе обучения иностранным языкам: некоторые особенности и методы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Татьяна Николаевна, Соловьева Ирина Владимировна

The article considers group forms of teaching foreign languages as an integral part of teaching process. The work in groups increases the learner''s intellectual and creative activity, gives positive emotional experience. Group methods of teaching help students to overcome the so called «language barrier», make them speak not to be afraid of making a mistake. In our opinion, group forms of teaching, different methods are able to solve a number of teaching problems and can help to achieve effective results in teaching students to communicate by means of a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP FORMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES: SOME PECULIARITIES AND METHODS

The article considers group forms of teaching foreign languages as an integral part of teaching process. The work in groups increases the learner''s intellectual and creative activity, gives positive emotional experience. Group methods of teaching help students to overcome the so called «language barrier», make them speak not to be afraid of making a mistake. In our opinion, group forms of teaching, different methods are able to solve a number of teaching problems and can help to achieve effective results in teaching students to communicate by means of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Групповая форма работы в процессе обучения иностранным языкам: некоторые особенности и методы»

УДК 72.3

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ

Т.Н. Григорьева, И. В. Соловьева

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло и в наше общество. Современные преобразования в экономике, политике, в информационных технологиях вовлекают все большее количество людей в общение. Знание иностранного языка становится неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому огромную значимость приобретает обучение иностранному языку именно как средству общения, что, в свою очередь, позволяет приобщиться к культуре других народов и стран.

Каждый, кто собирается изучать иностранный язык, имеет определенную цель. Кому-то требуются лишь базовые знания, чтобы читать и переводить со словарем деловую переписку в офисе, а кто-то мечтает вести переговоры на международном уровне.

Для достижения различных целей используются различные подходы, методики и средства. Во многих ведущих языковых школах мира используется коммуникативный подход, цель которого состоит в том, чтобы научить студентов свободно ориентироваться в иноязычной среде и адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.

Занятия в соответствии с такой методикой обучения английскому языку проводятся в группах из 12-15 студентов. Это количество учащихся считается оптимальным для достижения главной цели обучения -умения свободно излагать свои мысли на иностранном языке. При таком количественном составе класса преподаватель имеет возможность объединять студентов в небольшие подгруппы или пары, давая им коллективные задания. Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого занятия общение осуществляется только посредством изучаемого языка. Таким образом, сочетание этих двух факторов помогает студентам в течение очень небольшого периода времени преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка - языковой барьер.

Возникает вопрос, каким образом лучше построить обучение, чтобы реализовать поставленные цели? Что эффективнее - груп-

повые или индивидуальные занятия? Ответить однозначно на этот вопрос довольно сложно. Все зависит от поставленной цели. Рассмотрим некоторые особенности группового обучения.

Задача преподавателя иностранного языка - обеспечение активной деятельности каждого студента в течение всего занятия, максимальное увеличение времени говорения каждого обучающегося. Реализовать эту задачу, на наш взгляд, позволяет групповая форма работы. Не секрет, что в большинстве случаев у студентов возникают проблемы в общении на иностранном языке, что свидетельствует о недостаточном уровне сформиро-ванности коммуникативных навыков. Использование групповых форм работы в процессе обучения дает им возможность общаться, выстраивать межличностные отношения. Общение всегда предполагает партнера/ партнеров, поэтому решение коммуникативных заданий происходит в контактах студентов друг с другом. Работу можно организовать в парах с постоянными или меняющимися собеседниками, в малых группах и командах. Популярной формой является также работа одного учащегося с группой.

Выполняя различные задания в группах, студентам приходится держать общий темп обучения, а также сравнивать свои достижения с достижениями других членов группы. Уровень подготовленности студентов разный. Кроме того, процесс восприятия учебного материала у всех происходит в разном темпе - одни быстро схватывают объяснения преподавателя, другие - нет. Объединяясь в группы, студенты поддерживают друг друга, помогают, совместно отвечают за результат своей деятельности. Личная ответственность за успешность выполнения поставленной задачи стимулирует всех следить за успехами друг друга, приходить на помощь. Совместными усилиями ликвидируются проблемы. Каждый приносит очки победы команде, в то же время, улучшая собственные результаты. Сравнение идет не только с результатами других, а с результатами собственными. Студенты чувствуют себя полноправными

участниками процесса, стараясь поднять свою «планку». Преподаватель оценивает не только результаты, но и усилия, приложенные на их достижение.

Практика показывает, что вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее. Немаловажным является и то, что «элемент соревнования» способствует лучшему усвоению материала и усиливает мотивацию.

Полезно, изучая новый материал, сразу применять полученные знания в реальной жизненной или смоделированной ситуации. В настоящее время у преподавателя появилась возможность выбирать методы и приемы, которые позволяют добиться максимального результата. На наш взгляд, различные дискуссионные, игровые методы, проблемный метод, разнообразные проективные методики, несомненно, заслуживают внимания и способствуют лучшему усвоению материала.

«Мозговой штурм» - коммуникативное задание, в ходе которого студенты совместно разрабатывают определенную тему. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в процессе обучения иностранному языку позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение студентами языкового материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Достоинством такого вида деятельности является то, что он дает возможность обучающимся с разным уровнем владения языком вносить свой вклад в разработку идеи, активизировать свой словарный запас.

Составление семантических карт -прием, основанный на порождении семантических ассоциаций. Семантическая карта представляет в графически упорядоченном и логически связанном виде основное понятие обсуждаемой проблемы. В центре смыслового комплекса находится ключевое понятие, по ассоциации с которым возникают идеи. Такой прием способствует запоминанию слов и выражений.

Дискуссия является довольно распространенным методом, но сложность заключа-

ется в том, что студенты должны участвовать в обсуждении той или иной проблемы не на родном языке. Поэтому очень важно, чтобы тема дискуссии была сформулирована таким образом, чтобы она представляла интерес и была значимой для студентов. В этом случае участники проявляют активность, инициативность, самостоятельность, не боятся строить высказывания на иностранном языке. В ходе дискуссии студенты учатся слушать и взаимодействовать с другими участниками, задавать вопросы, оценивать реплики. У них развиваются умения с помощью иностранного языка делать выводы, сравнивать различные точки зрения, проводить аналогии.

Следующий прием, который вносит разнообразие в занятия и способствует развитию коммуникативных навыков, это дебаты. Студенты могут выступать в роли защитников той или иной точки зрения, или в роли оппонентов, или судей. Главная цель дебатов -убедить судей в своей правоте. В результате у студентов развиваются умения выступать перед другими, аргументировать свою точку зрения, вырабатываются навыки правильной, экспрессивной речи, формируется культура публичного выступления.

Проективность - это черта современного образовательного процесса и, на наш взгляд, вполне перспективная. Полат Е.С. рассматривает проектную методику как «совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта».

Разнообразные проекты, используемые при обучении иностранному языку, заставляют студентов думать, искать нужную информацию, развивают их творческие способности и позволяют посредством иностранного языка выражать свое собственное мнение. В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. В данном случае групповое взаимодействие является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.

Выделяют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентирован-ные и другие. Роль преподавателя при проектной работе состоит в том, чтобы

создавать условия, наиболее благоприятные для раскрытия творческого потенциала студентов, координировать их работу, помогать преодолевать трудности, если они возникают.

Проблемное обучение сегодня играет определенную роль в образовательном процессе, поскольку позволяет студентам заниматься поисковой, исследовательской деятельностью. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания. Они не просто перерабатывают информацию, а активно включаются в открытие неизвестного для себя знания.

Задания, направленные на решение проблемных ситуаций, способствуют повышению мотивации, требуют умственного напряжения, способствует развитию критического мышления, самоанализа, стимулируют речевую активность в ходе обсуждения проблем. При этом большую роль играет непроизвольное запоминание языкового материала, а также развитие умений работать и сотрудничать со всеми студентами группы.

В данной статье мы остановились лишь на нескольких методах, которые активно используются при групповой форме обучения и, которые, на наш взгляд, эффективны при обучении иностранному языку. Можно с уверенностью сказать, что эти методы в дальнейшем будут активно использоваться и совершенствоваться.

Положительным моментом групповой формы работы, по нашему мнению, является то, что она позволяет организовать многомерную коммуникацию и переходы с позиции «ученика» в позицию «учитель», когда студенты выявляют и корректируют ошибки других, а их собственные ошибки исправляются их партнерами. При этом студенты учатся говорить грамотно и чисто. Интегрированные навыки (speaking, listening, reading, writing) развиваются параллельно при регулярной смене деятельности в языковой среде, где есть возможность учиться на чужих ошибках и добиваться коллективного прогресса, при котором индивидуальный прогресс более ощутим.

И, наконец, нельзя не учитывать «энергию и атмосферу группы». В группах работают студенты с различным языковым опытом и различными взглядами на жизнь. В процессе групповой или парной работы учащиеся

избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную преподавателем задачу, студенты фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни. И сталкиваясь в естественной языковой среде с определенными проблемами, студент оказывается более подготовленным психологически.

Делая вывод, можно сказать, что, работая в группе, каждый студент находится в пределах внимания остальных, он получает возможность свободно выражать свои мысли и чувства. Более того, поощряются противоречивые, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки. Все, что создает дружелюбную и приятную атмосферу на занятиях и способствует включению инициативы и эмоций студента во время урока, самым непосредственным образом влияет на успешность освоения языка.

В процессе групповой работы повышается эмоциональность, преодолевается застенчивость, развивается монологическая и диалогическая речь, организаторские навыки, снижаются психологические барьеры перед стоящими проблемами, создаются условия для сотрудничества. Важным преимуществом является возможность демократического неформального общения внутри группы, что способствует формированию умения сотрудничать, повышается продуктивность учебной работы, происходит усиление мотивации учения студентов и создается больше возможностей для решения задач обучения.

Процесс обучения иностранному языку многогранный и требует творческого подхода. Поэтому умелое сочетание как индивидуальных, так и групповых форм работы, использование разнообразных методов позволит добиться хороших результатов в практическом овладении иностранным языком, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности студента.

T.N. Grigorjeva, I.V. Solovyova. GROUP FORMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES: SOME PECULIARITIES AND METHODS.

The article considers group forms of teaching foreign languages as an integral part of teaching process. The work in groups increases the learner's intellectual and creative activity, gives positive emotional experience. Group methods of teaching help students to overcome the so called «language barrier», make them speak not to be afraid of making a mistake.

In our opinion, group forms of teaching, different methods are able to solve a number of teaching problems and can help to achieve effective results in teaching students to communicate by means of a foreign language.

ГРИГОРЬЕВА Татьяна Николаевна, родилась в 1965 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1987), ассистент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 20 работ.

СОЛОВЬЕВА Ирина Владимировна, родилась в 1972 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1995), ассистент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 10 работ.

УДК 72.3

ПРОИЗВОЛЬНОЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

В.Н. Разумова

Каждый человек способен к усвоению любого языка в любом возрасте, если он не был изолирован от человеческого общества до 7 лет (примером такой изоляции может служить персонаж Маугли в одноименной сказке известного английского писателя и поэта Редьярда Киплинга). Не существует людей, совершенно неспособных к изучению иностранных языков, хотя языковые способ -ности достаточно сильно варьируют. Действительно, одним язык дается быстрее и легче, другим - медленнее и с трудом. Люди, которые считают себя не способными к изучению языков, либо не хотят заниматься всерьез -тут уж ничем помочь нельзя, либо не знают, как правильно организовать свое обучение и привести его в систему.

Одним из важнейших психических процессов в обучении является память. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Пик развития памяти, как считают ученые, приходится на 25 лет.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему

накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.

Различают зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то остальные три типа памяти являются скорее профессиональными типами.

По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную (лабильная, стабильная - фазы памяти).

Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной, одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.