2. Шнейдер Л.Б, Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются формы работы с детьми младшего школьного возраста по формированию интереса к чтению через проектную деятельность, а также подчёркивается важность развития читательской компетентности для успешного обучения. Особое внимание авторы уделяют внеурочной работе, рассматривают её виды и виды проектной деятельности как пути к литературному творчеству младших школьников.
Ключевые слова
интерес к чтению, проектная деятельность, виды внеурочной деятельности, творческие проекты, проекты по литературному чтению, читательская компетентность
АВТОРЫ
Наталья Александровна Кремнёва
учитель начальных классов высшей категории, Академическая гимназия №56, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
Наталья Евгеньевна Кузьмина-Крутецкая
учитель начальных классов высшей категории, Академическая гимназия №56, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
«Чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли»
В. А. Сухомлинский
Современному человеку недостаточно только усвоить определенные знания, не менее важно уметь успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, т.е. стать социально успешным. В этой связи школа будущего должна быть ориентирована на целостное развитие личности ученика, воспитание культурного и патриотичного человека, формирование у него способности творчески мыслить, находить нестандартные решения. Одна из задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика. Для этого необходимо вовлекать детей в исследовательские проекты, творческие задания, учить понимать друг друга, грамотно выражать мысли и осознавать свои возможности. Решать эту задачу можно не только в процессе урока, но и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [2]
Сегодня одной из основных проблем, существующих в образовательном процессе, является проблема детского чтения. Привить любовь к книге, научить думать, а не только запоминать, воспитать культуру чтения, неутолимую потребность в нём, развить эстетическое восприятие художественной литературы - вот в чём задача. [1] Нам удалось найти один из способов её решения - это внедрение учебного проекта "От уроков литературного чтения к
литературному творчеству младших школьников", который реализуется как на самих уроках литературного чтения, так и в рамках внеурочной деятельности. Он позволяет через совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров двигаться к решению вышеизложенной проблемы, значимой как для отдельно взятого учителя, так и для школы и общества в целом. [3]
Для наших учеников проект - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Этот вид деятельности позволяет ребёнку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, применить свои знания, показать достигнутый результат. А для учителя проект - это инновационное дидактическое средство, которое позволяет развивать такие навыки проектирования, как постановка проблемы, определение цели, планирование деятельности, поиск информации, исследовательская и творческая работа, рефлексия и презентация.
Предлагаемый нами проект направлен на формирование устойчивого интереса к чтению, расширение читательского кругозора, воспитание эстетического вкуса и литературного чутья. Суть проекта заключается в том, что каждый ребенок вовлекается в работу по созданию своего небольшого литературного произведения. Чтобы достичь положительного результата, на уроках литературного и внеклассного чтения мы проводим тщательный анализ изучаемых литературных произведений, дифференцируя их по возрасту и читательскому опыту детей, выявляем жанровые особенности текста, исследуем биографии авторов, уделяем внимание расширению словарного запаса детей, проводим индивидуальные консультации. Однако недостаточно ограничиваться только уроками литературного и внеклассного чтения. Их необходимо дополнять внеурочной деятельностью, которая позволяет найти различные пути для воспитания творческого читателя, развития у него художественного вкуса, литературного чутья, что, в свою очередь, поможет уберечь школьника от «дурного чтива», повысить его интерес к подлинному богатству литературного наследия.
В этой работе одной из форм внеурочной деятельности являются экскурсии в Центральную городскую детскую библиотеку им. А.С. Пушкина (г. Санкт - Петербург). Здесь ребята имеют возможность познакомиться с редкими фолиантами, увидеть миниатюрные книги, прикоснуться к старым изданиям.
Во все времена особую роль играла личная встреча писателя с читателем. И сегодня современные детские писатели Михаил Яснов, Алексей Шевченко, Сергей Махотин и др. всегда с большой охотой откликаются на приглашение провести встречу с учениками петербургских школ. Они приносят свои книги, читают их, рассказывают о том, что вдохновляет их на творчество, отвечают на многочисленные вопросы детей, устраивают викторины и, конечно, дарят на память о встрече свои самые интересные издания.
Немаловажную роль в создании книги играют художники-иллюстраторы. Через сотрудников детских библиотек мы организуем выездные лекции для наших школьников, на которых дети узнают о том, как в тесном сотрудничестве писателя и художника рождаются книжные иллюстрации; заочно знакомятся с писателями, которые сами иллюстрировали свои книги, анализируют технику исполнения рисунка и могут попробовать свои силы в этом виде творчества. После таких занятий ребята с удовольствием принимают участие в различных городских и районных конкурсах рисунков, связанных с литературными произведениями. [3]
Критерием эффективности реализации проекта является повышение интереса детей к чтению, желание создавать собственные литературные произведения.
Проделанная работа помогает нашим детям представлять результаты проектной деятельности в виде публикаций в детских изданиях, участвовать в литературных конкурсах городского и всероссийского значения. Также это могут быть индивидуальные детские проекты и проекты творческих групп.
Вот примеры некоторых проектов, выполненных нашими учениками:
• сборник историй «Моя Вообразилия» с иллюстрациями авторов историй;
• сборник стихотворений «Белый город Рождества», созданный детьми после участия в городском фестивале с одноименным названием. В этом сборнике часть детей представила свои поэтические произведения, другая - рисунки и аппликации;
• создание иллюстраций к прочитанным литературным произведениям для участия в Международном Интернет - конкурсе рисунка «Портрет живого слова»;
• выпуск школьных стенгазет по итогам цикла классных часов на тему «Уроки мужества»;
• выпуск «Классной газеты». В ней ребята публикуют свои отзывы об экскурсиях, встречах, интересных делах класса; в отдельной рубрике делятся впечатлениями о прочитанных книгах и рекомендуют их одноклассникам, здесь же публикуют литературные кроссворды, загадки, ребусы, составленные в группе или самостоятельно;
• издание памятных сборников творческих работ к 75-летию Великой Победы «Мы будем помнить» и «Ваша победа - наша память»;
• участие и публикация творческих работ в Международном детском литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь».
Мы считаем, что представленный нами проект универсален и может быть реализован среди детей с разным читательским опытом и уровнем подготовки, а в дальнейшем иметь преемственность в средней и старшей школе, где ученики будут открывать для себя новые книги, новых авторов и новые творческие возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г., N373.
3. Кремнёва Н.А., Кузьмина-Крутецкая Н.Е. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе как способ развития интереса к чтению // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Н. Бабич, С.А. Грецковой и др. 2013. С. 38-39.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Аннотация
В статье говорится о значимой роли учреждений дополнительного образования и педагогов, работающих в этих учреждениях в развитии творческих способностей подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова
дополнительное образование, учреждения дополнительного образования, творческие способности, подростки с ОВЗ
АВТОР
Светлана Александровна Кузьминых
Магистрант, Педагогический университет, Оренбург, Россия. E-mail: [email protected]
Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин