ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Соловьева Ю.И. Email: [email protected]
Соловьева Юлия Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью поиска новых, современных путей решения вопроса привлечения интереса детей к книгам и чтению.
Статья направлена на изучение и анализ опыта организации проектной деятельности на уроках литературного чтения во втором классе (на материале книги Эриха Распе «Барон Мюнхаузен»).
Ведущим методом исследования данной проблемы является наблюдение, анализ и обобщение результатов деятельности учащихся в ходе работы над проектом по литературному произведению.
Материалы статьи могут быть полезными для учителей начальной школы в качестве методических материалов по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения, а также для преподавателей педагогических вузов при изучении новых подходов к литературному образованию и литературному развитию младших школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, урок литературного чтения, проект по книге, интерес к книгам и чтению.
PRACTICE OF ESTABLISHING PROJECT-BASED ACTIVITY WITHIN THE LITERATURE STUDIES IN ELEMENTARY
SCHOOL Solovyeva Yu.I.
Solovyeva Yulia Igorevna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND METHODS OF TEACHING IT IN ELEMENTARY SCHOOL NAMED AFTER M.R. L VOV, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the relevance of the research is determined by the increased demand in new, up-to-date ways of directing children's interest to books and reading. The paper focuses on studying and analyzing the practice of establishing project-based activity within the Literature Studies in elementary school, based on «Baron Munchausen» by Rudolf Erich Raspe. Main research methods for this subject are observation, analysis and consolidation of the results of the students' activities in the course ofproject work based on a fiction book. The materials presented in the paper are intended for elementary school teachers (as teaching aids on setting up project-based activities within the Literature Studies classes), as well as for professors at teacher training schools in regard to studying new approaches to elementary school literature education and reading culture development. Keywords: design activities, a lesson in literary reading, a book project, interest in books and reading.
УДК 372.882 DOI: 10.24411/2312-8089-2019-12411
Можно привести огромное количество объективных причин, почему многие современные дети читают так мало или вовсе не читают. Среди этих причин будет и отсутствие книжного окружения в семье, и падение престижа чтения в обществе в целом, и активное вхождение в жизнь ребенка других источников информации (средства массовой коммуникации, сеть Интернет) [2]. Все это те факторы, на которые довольно сложно оказать педагогическое влияние. Но есть ряд факторов, напрямую зависящих от школы, и, прежде всего, это те методы и приемы работы, которые использует учитель на уроке литературного чтения. К сожалению, порой именно методика преподавания литературного чтения в начальной школе может стать одной из причин, порождающих кризис детского чтения. Чтение по принуждению, боязнь получить плохую отметку, скучные уроки, на которых учителю не интересно мнение ученика (ведь все «правильные» ответы уже написаны в учительском конспекте) - все это может разрушить хрупкий интерес к книгам и чтению, который начал зарождаться в дошкольном возрасте.
В последнее десятилетие активно ведется поиск новых форм и методов работы на уроке литературного чтения в начальной школе, которые бы позволили в полной мере реализовать задачу привлечения интереса детей к книгам и чтению. Все больше учителей отказываются от традиционной вопросно-ответной формы проведения уроков литературного чтения в пользу новых, нестандартных, интерактивных форм, характеризующихся многообразием видов деятельности учеников и базирующихся на активных методах обучения. Во многих научных исследованиях на тему чтения утверждается мысль о том, что усвоение и понимание художественного произведения - не пассивный процесс, он требует от читателя активной творческой деятельности [1]. С нашей точки зрения, методом, который наиболее полно реализует потребности детей в самостоятельной, творческой деятельности, является метод проектов.
Данная статья направлена на изучение и анализ опыта организации проектной деятельности на уроках литературного чтения во втором классе (на материале книги Эриха Распе «Барон Мюнхаузен»). Работа, представленная в статье, велась в логике программы по литературному чтению «Дети-читатели» авторов Т.С. Троицкой и О.Е. Петуховой [3]. В качестве основного методического приема использовался прием создания детских творческих подражаний главам книги «Барон Мюнхаузен» в пересказе Корнея Чуковского. Здесь мы полностью разделяем мнение Т.С.Троицкой, которая считает, что путь к открытию чужого авторства лежит в подражании писателю, в интуитивном встраивании в чужую авторскую позицию [3]. При этом написание детьми собственных глав не являлось самоцелью, а было лишь средством, помогающим организовать пристальное вчитывание в текст, наблюдение формы литературного произведения. Результатом проектной деятельности второклассников стала книга, созданная по материалам детских творческих работ.
Работа над произведением «Приключения барона Мюнхаузена» с использованием тетради «Врун, фантазер, мечтатель?» включала восемь уроков и имела следующие цели: сформировать у детей умения отражать собственные наблюдения над текстом в моделях и схемах; создавать собственные главы, посвященных новым приключениям барона; работать над созданием собственных глав, посвященных новым приключениям Мюнхаузена; сравнивать отдельные главы с аудиоспектаклем и мультфильмами; разыгрывать ситуации рассказывания историй бароном Мюнхаузеном, подражая образу барона.
Первый урок был посвящён знакомству с книгой, писателем, а также с самим бароном Мюнгаузеном. После просмотра фрагмента мультфильма по произведению была проведена выставка разных изданий книги Эриха Распе.
На втором уроке было организовано изучение главы «Конь на крыше». Дети обнаружили несовпадения порядка событий «в жизни» и в книге. В процессе изучения главы ребята рисовали комикс, сравнивая действительность событий с их порядком, который представил автор.
Tретий урок «Как устроены истории о Мюнхаузене?» (глава «Искры из глаз») был основан на разборе структуры главы: вступление, основная часть истории, концовка. Дети анализировали особенность каждой части, определяли хронологическую последовательность описанных в главе событий.
На четвёртом уроке «Без чего не может обойтись ни одна история о Мюнхаузене?» (глава «Удивительная охота») дети сделали открытие, что трудная, безвыходная ситуация/ситуации - ядро сюжетов отдельных глав. Ни одна история в книге Эриха Распе без неё ни обходится. Следовательно, при создании своей истории ребятам также было необходимо продумать сюжет своей трудности. Каждый желающий рассказывал свою придуманную ситуацию, которая могла произойти с бароном.
Главное открытие детей на пятом уроке — похвала Мюнхаузена самому себе. Ребята обсуждали, с какой целью этот прием используется в рассказах и как это открытие можно использовать в своих историях.
На шестом и седьмом уроках ребята пробовали себя в роли Мюнхаузена-рассказчика. Проанализировав особенность театральной постановки, ученики исправляли и корректировали свою манеру рассказывания. Происходила доработка детских историй с учетом комментариев учителя и одноклассников.
Во время итогового занятия дети рисовали иллюстрации к своим историям-подражаниям, сочиненным в ходе проекта, обсуждали варианты названия и оформления книги-сборника новых приключений барона Мюнхаузена, изготавливали книжку-самоделку.
Главным итогом проделанной работы стало явное повышение интереса младших школьников к урокам литературного чтения. В ходе специально организованной проектной деятельности на уроках литературного чтения произошел перенос ведущей роли в процессе обучения с учителя на ученика, что значительно повысило внутреннюю мотивацию школьников. Данный фактор повлиял не только на повышение интереса к изучению произведения Эриха Распе, но и положительно сказался на отношении детей к книгам и чтению в целом. Можно утверждать, что проектная деятельность на уроках литературного чтения в большей степени способствует вовлеченности всех учеников в процесс работы с текстом или книгой, дает возможность каждому творчески раскрыться и реализоваться. Подобный подход - через интересную деятельность, связанную с книгами, к интересу к чтению -представляется эффективным и надежным.
Список литературы /References
1. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику нач. лит. образования / Вадим Александрович Левин. М.: Лайда, 1994. 191 с.
2. Соловьева Ю.И. Формирование читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации: Дис... канд. пед. наук. Моск. пед. гос. ун-т. М., 2006. 240 с.
3. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход: Монография. М.: АПКиПРО, 2004. 248 с.