ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 340.1;342.71
Гражданство как правовое состояние
В.К. Самигуллин
Уфимский юридический институт МВД России,
Уфа, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье отстаивается идея, что к пониманию гражданства как правового состояния предрасположен не очень широкий круг ученых-юристов, однако она имеет право на существование. Если исходить из этой точки зрения, то гражданство - правовое состояние, выражающееся в правовой связанности человека и государства; совокупность их взаимных прав и обязанностей и в равной степени ответственное отношение сторон к их установлению и осуществлению. На взгляд автора статьи, в современных социальных условиях гражданство в таком качестве выступает как важнейший легитимный критерий классификации населения. Состояние в гражданстве - это свобода в праве, что открывает широкое поле для самореализации человека, проявления его сознательной активности, конструктивной, созидательной деятельности во всем спектре видов и форм социальной действительности, где равно важны и право, и политика, и мораль.
Ключевые слова: гражданство, состояние, права и обязанности, активность, сознательность, ответственность, мораль, политика.
Для цитирования: Самигуллин В.К. Гражданство как правовое состояние // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 8-12.
Citizenship as a legal state
V.K. Samigullin
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Ufa, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article advocates the idea that not a very wide range of legal scholars is committed to understanding citizenship as a legal state, but it has the right to exist. If we proceed from this point of view, then citizenship is a legal state expressed in the legal connection between a person and a state; the totality of their mutual rights and obligations and the equally responsible attitude of the parties to the establishment and exercise of them. According to the author of the article, in modern social conditions, citizenship in this capacity acts as the most important legitimate criterion for classifying the population. The state in citizenship is freedom in law, which opens a wide field for the self-realization of a person, the manifestation of his conscious activity, constructive, creative activity in the entire range of types and forms of social reality, where law, politics, and morality are equally important.
Keywords: citizenship, state, rights and obligations, activity, consciousness, responsibility, morality, politics.
For citation: Samigullin V.K. Citizenship as a legal state // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 8-12.
Гражданство - предмет исследования видных российских ученых-юристов: советских, постсоветских и современных. Проблемы и вопросы, рассматриваемые ими, разнообразны и чрезвычайно интересны. В их число включается и вопрос о гражданстве, который некоторыми авторами понимается как правовое состояние или политико-правовое состояние.
Так, Николай Игнатьевич Матузов (19281918) пишет, что для большинства населения, находящегося под юрисдикцией государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека [1, с. 72]. По взглядам Александра Николаевича Кокотова, «подданство, как и гражданство, есть состояние
принадлежности человека к государству. Однако между ними имеются и существенные отличия. Отличие - в степени и характере принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит к государству, но и государство принадлежит гражданам» [2, с. 84].
Нина Львовна Гранат (1935-2001) убеждена, что правовое состояние относится к одной из важнейших характеристик гражданства и выражается, с одной стороны, в общем правовом нормировании, а с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека [3, с. 132-133].
К схожей оценке гражданства склоняются С.А. Авакьян [4, с. 5], В.Я. Бойцов [5, с. 21], М.В. Варлен [6, с. 33], Е.И. Колюшин [7, с. 104], В.С. Шевцов [8, с. 15]. Заметим, что в свое время Алексей Ильич Лепешкин (1913-1977), говоря о советском гражданстве, писал: «советское гражданство - правовое состояние лица, обусловливающее распространение на него демократических прав и свобод, и защита от возможного их нарушения, как в пределах советского государства, так и в тех случаях, когда советские граждане пребывают за границей» [9, с. 457].
Хотя круг авторов, понимающих гражданство как правовое состояние, не очень широк, он включает в свой состав крупных ученых-юристов, известных своими многочисленными трудами по дисциплинам, относящимся к публичному праву, в особенности к конституционному. Тем не менее при теоретическом взгляде возникает вопрос: в какой степени понимание гражданства как правового состояния соответствует его природе (гражданства)? Попытаемся в порядке первого приближения ответить на этот вопрос.
Еще мыслители, философы, ученые древности интересовались понятием «состояние». И по мере развития представлений о картине мира взгляды на него изменялись. Интерес к нему особенно повысился в XVII-XVIII вв. Практически все
исследователи солидарны в том, что состояние - философская категория, активно используемая в естественных и технических, социальных и гуманитарных науках, в частности, физике, биологии, психофизиологии и др. В юриспруденции дефиниция «состояние» используется тоже: в «чистом» виде и в преобразованном - в качестве понятия «правовое состояние».
Таким образом, правовое состояние -мерное явление. И в этом качестве оно приемлемо для характеристики многих сторон права и его проявлений в связке с регулируемыми им общественными отношениями, взятыми в статике и динамике, во взаимосвязи количественных и качественных показателей и критериев оценки. В сфере действия права главными средствами измерения правового состояния выступают правовые категории «субъективное право» и «юридическая обязанность».
По объему прав и обязанностей, их соотношению, изменению в зависимости от той или иной правовой ситуации можно составить представление о правовом состоянии того или иного правового феномена, в том числе и гражданства.
Конкретный человек либо состоит в гражданстве, либо нет. Если человек не состоит в гражданстве, если он есть негражданин, то, безусловно, в полном объеме правами и обязанностями, характерными гражданству, он не обладает. Совершенно иное положение имеет место тогда, когда человек состоит в гражданстве. Тогда он становится обладателем определенных прав и обязанностей в полном объеме. Отсюда - привлекательность идеи «гражданство - правовое состояние».
Но стать обладателем этих прав и обязанностей, то есть гражданином, человек может лишь тогда, когда они признаны и даны в законодательстве. Прописанные в законодательстве права и обязанности гражданина образуют правовой институт гражданства. Следовательно, состояние в гражданстве - показатель степени приобщенности конкретного человека к данному правовому институту.
В современных условиях состоять в гражданстве - значит находиться в правовой
связанности с определенным государством; с Россией - как с демократическим федеративным правовым социальным светским государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7, 14 Конституции Российской Федерации1). Блюсти государственность - значит проявлять заботу о потребностях и интересах, правах и свободах тех, кто состоит в гражданстве, т. е. в правовой связанности с соответствующим государством.
Итак, гражданство - правовое состояние, которое показывает степень правовой связанности человека и государства, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Объем, виды этих прав и обязанностей различаются в зависимости от того, что это за государство. Но в тех из них, которые привержены гуманистическим и демократическим ценностям, ориентируются на международные правовые стандарты гражданства, а Российская Федерация - в их числе, и права и обязанности, характеризующие гражданство как правовое состояние, во многом схожи, но вместе с тем имеют и определенные различия.
Гражданство - особое правовое состояние в том смысле, что оно характеризует правовую связанность человека и государства на конституционно-правовом уровне: в конституциях суверенных государств или в иных правовых актах конституционной правовой значимости. В специально-юридическом плане взаимоотношения человека и государства в гражданстве требуют правового оформления, то есть установления правовой связи между ними. И в этой связи гражданство может рассматриваться и анализироваться в рамках правоотношений одного из важнейших элементов механизма правового регулирования общественных отношений, способствующих переводу правовых норм, представляющих единство абстрактного и конкретного, в плоскость реальных общественных отношений, и наоборот.
Желательно, чтобы состояние гражданства было устойчивым. Оно зависит от нескольких факторов:
- от социально-психологической устой-
чивости граждан - людей, состоящих в гражданстве с тем или иным государством, их сплоченности, верности тем идеям, ценностям, принципам и нормам, которые разделяются большинством населения и их представителями, функционерами, занимающими ответственные должности в структурах публичной власти - не только в органах государственной власти, но и в органах местного самоуправления;
- от устойчивого развития государства, его силы, искусности руководства, в меру властного управления общественными процессами, включая вопросы гражданственности;
- от состояния и развития законодательства, оформляющего принципы и нормы гражданства в сложное структурно-функциональное и динамичное правовое образование в системе права - правовой институт гражданства;
- от стабильности правовых отношений - а это, как правило, конституционные правовые отношения, которые оформляют отношения гражданства: на уровне нормативного правового регулирования путем правового моделирования, принятия конкретных законов и иных правовых актов, а на уровне индивидуального правового регулирования - путем их документации -выдачи акта (свидетельства) о рождении, паспорта и др.
Гражданство предполагает ответственное отношение сторон - человека и государства - к установлению прав и обязанностей при законодательной деятельности, а также при осуществлении их в правореализационной деятельности. Наталия Владимировна Бутусова пишет: «В соответствии со ст. ст. 2, 3 Конституции Российской Федерации государство находится в правовом состоянии ответственности по отношению к народу, а также человеку и гражданину, которые должны располагать арсеналом правовых средств воздействия на государство в лице его высших органов власти и должностных лиц для корректировки, в случае необходимости, политики государства в интересах развития общества и каждого человека.
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
Ответственное состояние государства также предполагает создание механизма согласованных действий гражданского общества и органов государственной власти по созданию условий для достойной жизни каждого человека и обеспечения общественного прогресса» [10, с. 84].
Генетически гражданство как правовое состояние - «чисто» правовая категория. Но запредельно формализованный подход, чрезмерная юридизация, граничащая с бездушностью, черствостью, бесчеловечностью в понимании природы и назначения гражданства - крайность. Все же гражданство связано с моралью и политикой. В определенном смысле оно как правовое состояние образует единство с моралью. Возможно рассматривать гражданство как правовое состояние и в единстве с политикой.
Словом, представляется, что понимание гражданства как правового состояния имеет право на существование. Более того, из всех характеристик, используемых при исследовании гражданства, правовое состояние является наиболее точно отвечающим его природе. Если принять эту точку зрения, то можно сказать: гражданство - правовое состояние, выражающееся в правовой связанности человека и государства; совокупность их взаимных прав и обязанностей и в равной степени ответственное отношение сторон к их установлению и осуществлению.
Аристотель (384-322 до н. э.) говорил: «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов и животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает ради заключения союза в це-
лях предотвращения возможности обид с чьей-либо стороны, также не ради возможного торгового обмена и услуг: иначе этруски и карфагеняне и вообще все народы, объединенные заключенными между ними торговыми договорами, должны были бы считаться гражданами одного государства. ... Государство же есть общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни» [11, с. 323]. Подобные друг другу люди - это граждане. Без граждан нет современного государства, а без государства нет граждан. В этой связи проблема гражданства приобретает социальное, общетеоретическое значение, а не только специально-юридическое, конституционно-правовое.
Достоинство и ценность гражданства как правового состояния заключается, по меньшей мере, в следующем. Позволяя уйти от того, что разобщает людей по разным основаниям, в частности, по этническим, религиозным критериям, оно способствует их единению, объединению в одну гражданскую нацию на основе того, что есть общее благо, общая польза, общий интерес для всех и каждого. Быть гражданином конкретного суверенного государства - значит быть полноценным субъектом права, стороной и участником всех значимых для него, общества и государства правоотношений.
Гражданство как правовое состояние в современных социальных условиях выступает важнейшим легитимным критерием классификации населения. Состояние в гражданстве - это свобода в праве, что открывает широкое поле для самореализации человека, проявления его сознательной активности, конструктивной, созидательной деятельности во всем спектре видов и форм социальной действительности, где равно важны и право, и мораль, и политика, но, к сожалению, принципы и нормы их на практике часто нарушаются.
Список литературы
1. Матузов Н.И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972. 292 с.
2. Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций : учебное пособие. 2-е изд. М.: Проспект. 2011. 296 с.
3. Конституционное право. М., 1999. 464 с.
4. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994. 126 с.
5. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. 160 с.
6. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ : учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010. 328 с.
7. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999. 381 с.
8. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969. 167 с.
9. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961. 559 с.
10. Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России. В 12 т. Т. VI. Конституционное право России / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.А. Бобровой; д-ра юрид. наук, проф. Р.Л. Хачатурова. М.: Юрлитинформ, 2021. 560 с.
11. Политика / Аристотель; пер. с древнегреческого С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. М.: АСТ: Астрель, 2012. 393 с.
References
1. Matuzov N.I. Lichnost', prava, demokratiya. Saratov, 1972. 292 s.
2. Kokotov A.N. Konstitucionnoe pravo Rossii. Kurs lekcij : uchebnoe posobie. 2-e izd. M.: Prospekt. 2011. 296 s.
3. Konstitucionnoe pravo. M., 1999. 464 s.
4. Avak'yan S.A. Grazhdanstvo Rossijskoj Federadi. M., 1994. 126 s.
5. Bojcov V.Ya. Sistema sub"ektov sovetskogo gosudarstvennogo prava. Ufa, 1972. 160 s.
6. Varlen M.V. Grazhdanstvo: Rossiya i SNG : uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Prospekt, 2010. 328 s.
7. Kolyushin E.I. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossii. M., 1999. 381 s.
8. Shevcov V.S. Grazhdanstvo v sovetskom soyuznom gosudarstve. M., 1969. 167 s.
9. Lepeshkin A.I. Kurs sovetskogo gosudarstvennogo prava. T. 1. M., 1961. 559 s.
10. Formirovanie i razvitie otraslej prava v istoricheskoj i sovremennoj pravovoj real'nosti Rossii. V 12 t. T. VI. Konstitucionnoe pravo Rossii / pod red. d-ra yurid. nauk, prof. N.A. Bobrovoj; d-ra yurid. nauk, prof.
R.L. Hachaturova. M.: Yurlitinform, 2021. 560 s.
11. Politika / Aristotel'; per. s drevnegrecheskogo S.A. Zhebeleva, M.L. Gasparova. M.: AST: Astrel', 2012. 393 s.
Информация об авторе (авторах): Самигуллин Венир Калимуллович, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2), доктор юридических наук, профессор.
Information about the author(s): Samigullin Venir Kalimullovich, professor at the Department of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103, Russia, Ufa, Muksinova, str. 2), Doctor of Law, Professor.
Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024; принята к публикации 08.05.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 12.02.2024; approved after 21.02.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.