АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ACTUAL PROBLEMS OF DUAL CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN
FEDERATION
УДК 342.95
В.Н. САМСОНОВ,
доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
VALERY N. SAMSONOV,
Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Н.В. МУЛЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
NADEZHDA V. MULENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: на современном этапе в отечественном праве получил признание институт двойного гражданства, однако ни в одном нормативном правовом акте не получило закрепления понятие двойного гражданства, что приводит к дискуссионности его трактовки. Сам институт двойного гражданства для граждан несет как положительные аспекты, так и влечет ряд ограничений. Есть множество преимуществ и недостатков двойного гражданства. В настоящее время вопросы двойного гражданства регулируются Конституцией Российской Федерации и законом «О гражданстве Российской Федерации». Если Российская Федерация признает двойное гражданство и наделяет граждан России и иностранных граждан таким правом, то для решения этих проблем Российская Федерация обязана обеспечить урегулированное законотворчество для исполнения гражданами данного права. Ведь на данном этапе представляется, что Российская Федерация хоть и закрепила в законе принцип двойного гражданства, на практике этот принцип противоречит нормам, касающимся приобретения российского гражданства иностранцами, которые обязаны предоставить заявление о выходе из прежнего гражданства, а также нормам о гражданах Российской Федерации, которые при наличии иностранного гражданства признаются Россией исключительно как граждане Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, второе гражданство, иное гражданство, правовой статус, граждане Российской Федерации, иностранные граждане.
Для цитирования: Самсонов В.Н., Муленко Н.В. Актуальные проблемы двойного гражданства в Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 1. - С. 11-16.
Abstract: at the present stage, the institution of dual citizenship has been recognized in domestic law, however, the concept of dual citizenship has not been consolidated in any normative legal act, which leads to the discussion of its interpretation. The very institution of dual citizenship for citizens carries both positive aspects and entails a number of restrictions. There are many advantages and disadvantages of dual citizenship. Currently, issues of dual citizenship are regulated by the Constitution of the Russian Federation and the Federal Law «On Citizenship of the Russian Federation». If the Russian Federation recognizes dual citizenship and grants Russian citizens and foreign citizens such a right, then in order to solve these problems, the Russian Federation is obliged to provide regulated legislation for citizens to exercise this right. After all, at this stage it seems that although the Russian Federation has enshrined the principle of dual citizenship in law, in practice this principle contradicts the norms concerning the acquisition of Russian citizenship by foreigners who are required to submit an application for renunciation of their former citizenship, as well as the norms on citizens of the Russian Federation who, if they have foreign citizenship, are recognized by Russia exclusively as citizens of the Russian Federation.
Keywords: citizenship, dual citizenship, second citizenship, other citizenship, legal status, citizens of the Russian Federation, foreign citizens.
2023'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
For citation: Samsonov V.N., Mulenko N.V. Actual problems of dual citizenship in the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 1. - P. 11-16.
Гражданство является одним из главных
элементов правового статуса лица, а также это устойчивая связь лица с государством, которая выражается во взаимных правах, обязанностях и ответственности. Для гражданина, находящегося за рубежом, также сохраняются права и обязанности, состояние гражданства распространяется на всех лиц как на территории государства, так и за ее пределами. Помимо суверенной государственной власти, именно на государство возлагается обязанность защищать и помогать своим гражданам [1, с. 136].
Рассматривая законодательное определение гражданства, стоит указать, что согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство является устойчивой правовой связью лица с Российской Федерацией (далее - РФ), которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Основными чертами правового статуса граждан являются их политические полномочия, то есть право избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти.
Также, как правило, только гражданин может находиться на государственной службе и работать в правоохранительных органах страны, гражданином которой он является.
В противном случае правовой статус гражданина РФ ничем не отличается от статуса иностранца или лица без гражданства. Это может зависеть только от специфики законодательства конкретной страны [2, с. 25].
Права и обязанности лиц с двойным гражданством определяются на основании международных договоров. Получение двойного гражданства гражданином РФ возможно лишь при наличии определенных условий:
- наличия со страной, гражданство которой намеревается приобрести данный гражданин, договора о двойном гражданстве;
- обращения гражданина с ходатайством в полномочные органы РФ о предоставлении ему двойного гражданства;
- разрешения указанных органов о предоставлении данному гражданину права приобрести двойное гражданство.
В этом случае недостатки наличия второго паспорта исключаются: лицо не подлежит двойному налогообложению, может самостоятельно выбрать страну для прохождения военной службы и т. д. [3, с. 63].
Гражданин имеет наибольшее количество прав, в то время как иностранные граждане и лица без гражданства, расположенные на территории РФ, имеют гораздо меньший набор прав. Одним из прав, которые принадлежат только гражданам этого государства, является право участвовать в политической жизни страны, определять ее правовую структуру.
Если подробно рассмотреть ст. 62 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и ст. 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», можно обнаружить нечто общее, что логично, так как Конституция представляет из себя Основной закон страны, и иные законы и правовые акты не должны ей противоречить [4, с. 114]. Часть первая ст. 62 данного закона гласит, что для граждан РФ допускается иметь гражданство иностранного государства, в соответствии с международным договором РФ и её федеральным законом, что поднимает вопрос о высокой мере политкорректности отечественного законодательства [5, с. 31]. Часть вторая сообщает нам о том, что наличие у гражданина РФ иностранного гражданства ни в коем случае не умаляет его прав и свобод и уж тем более не освобождает его от обязанностей, которые вытекают из российского гражданства, но оговорено, что вышеизложенное следует только в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом государства. Последняя (на данный момент времени) часть в ст. 62 Основного закона РФ отображает ситуацию, актуальную до сих пор, а именно вопрос о людях, не имеющих российского гражданства, но в то же время проживающих на территории России. Эта часть гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в РФ, несут свои обязанности и пользуются правами наравне с теми людьми, которые обладают гражданством РФ. Также оговорено, что вышеизложенное лишь тогда верно, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом. Важно заметить, что в каждой части ст. 62 Конституции РФ мы имеем дело с тем, что написанное верно только в том случае, если не противоречит международному договору и федеральному закону [6, с. 282].
Следует сказать, что статья данного Федерального закона по своему объёму кратно превосходит объём статьи, предложенной в Конституции. Например, часть 1 гласит о том, что гражданин РФ, который помимо гражданства России имеет гражданство другой страны, рассматривается РФ исключительно как гражданин РФ, за исключением
случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Это говорит о том, что наличие у гражданина РФ, проживающего в России, гражданства иной страны, не освобождает его от соблюдения законов РФ. Также здесь необходимо отметить и то, что совершенное им правонарушение повлечет ответственность, предусмотренную нормативно-правовыми актами РФ. Отмечать данный аспект необходимо, ведь эта часть в статье Федерального закона устанавливает равенство человека, имеющего одно гражданство, и бипатрида.
Во второй части Федерального закона также есть ответ на данный «общественный вопрос». Такая формулировка уместна в связи с тем, что проблема двойного гражданства действительно является актуальной. Часто люди задаются вопросом о том, изменит ли получение гражданства другого государства их статус как гражданина РФ, т.е. смогут ли они иметь гражданство другого государства, не отказываясь при этом от гражданства России. Этот аспект отражен во второй части Федерального закона, которая устанавливает то, что приобретение гражданином РФ гражданства другой страны не влечёт за собой прекращение гражданства РФ [7, с. 114].
Следует выделить регламентацию части восьмой ст. 6 Федерального закона, заключающуюся в том, что перечисляется функционал федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, касающийся вопроса двойного гражданства. Конкретизируя, необходимо выделить, что данному органу дано право устанавливать порядок подачи уведомлений, речь о которых идёт выше, а также формы этих уведомлений.
Как было обозначено выше, если вопрос о двойном гражданстве расписан так подробно, значит он имел под собой и, возможно, имеет, ряд нерешённых вопросов. Так как если бы всё было понятно по этому вопросу, на нём бы не акцентировали внимание, а поправки в Конституцию 2020 года непосредственно затрагивают вопрос о двойном гражданстве. Это подтверждает актуальность темы нашей статьи. Теперь нам предстоит разобраться с поправками.
В начале мы остановимся на ст. 71 Конституции РФ, изменения в которой были одобрены в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. В ней указывается то, что в ведении РФ находится установление ограничений, которые связаны с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. В ст. 77 Конституции РФ в части третьей мы можем наблюдать, что существуют ограничения для высшего должностного лица субъекта РФ. Нас
интересует вопрос двойного гражданства. Сказано, что гражданин должен постоянно проживать на территории России, и ему не разрешается иметь гражданство иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Факт совершенствования и дополнения законодательства в области регулирования вопросов института двойного гражданства свидетельствует о том, что данная проблема действительна актуальна. Отмечаем (учитывая изменения в Конституции в 2020 году), что отдельным субъектом данной проблемы является государственный служащий. Для него предусмотрены ограничения в области приобретения двойного гражданства. На наш взгляд, данные ограничения обусловлены тем, что приоритетом государственного служащего является именно его страна, а основной целью - охранять безопасность своего государства. Он должен думать, в первую очередь, о своём государстве, а не о других странах, и не о том, как бы получить гражданство в государстве с более благоприятным климатом, именно тогда процесс развития нашей страны пойдёт более быстрыми темпами [8, с. 112]. Ограничения при наличии двойного гражданства касаются не только замещения поста государственного служащего, но также и некоторых иных аспектов:
- быть избранным в органы власти всех уровней;
- ограничения по государственной службе (не могут быть, например, членами Счетной палаты, судьями, прокурорами);
- не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач, которых охватывает половину и далее половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации;
- не могут осуществлять частную охранную и детективную деятельность (только на основании международного договора).
Учитывая синтез гражданства и двойного гражданства при их рассмотрении в качестве элемента конституционного строя, а также принимая во внимание то, что гражданство позволяет лицу стать полноправным участником конституционно-правовых отношений, на данном этапе исследования рационально обратиться к проблематике конституционного строя.
Наличие конституционного строя создает гарантии обеспечения прав и свобод личности, закрепляемые на уровне Основного закона. В главе 1 «Основы конституционного строя»
Конституции РФ вопросам гражданства посвящена статья 6. В указанной статье отсутствуют какие-либо ограничения прав и свобод лиц в связи с наличием двойного (множественного) гражданства. Поэтому в систему, составляющую основы конституционного строя, входят единые принципы регулирования вопросов гражданства и двойного (множественного) гражданства.
Таким образом, можем отметить, что в связи с упразднением условия о необходимости оформления выхода из гражданства иностранного государства при натурализации в настоящее время политика России в сфере регулирования вопросов гражданства придерживается либерального направления несмотря на то, что согласно положениям части 1 статьи 6 действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом». О возможности иметь более одного гражданства также свидетельствуют гарантии, закрепленные в статье 62 Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что институт двойного гражданства получил признание в отечественном праве, его понятие не получило закрепления в нормативно-правовых актах, что создает поле для дискуссий правоведов в сфере трактовки понятия и содержания двойного гражданства [9, с. 961].
На современном этапе в России заключен только один международный договор, регулирующий вопросы двойного гражданства - с Таджикистаном. В свое время Туркменистан в одностороннем порядке отказался от продления международного договора, заключенного между Россией и Туркменистаном в 1993 году1.
Уход от института двойного гражданства во многом обусловлен тем, что он воспринимается как угроза государственному суверенитету [10, с. 18].
Однако в России проживает большое количество лиц, для которых важен правовой статус двойного гражданства. К их числу можно отнести:
- граждан бывших советских республик;
- граждан РФ в силу их семейного положения, работы;
- потомков иммигрантов;
- представителей межнациональных семей [11, с. 43].
1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства: [ратифицирован Федеральным законом РФ от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс».
Чреда экономических кризисов привела к тому, что жители отдельных государств вынуждены искать работу в России, во многих случаях эти заработки носят постоянный характер, многие из иностранных граждан находят постоянную работу, однако их семьи находятся в другом государстве.
Рассматривая институт двойного гражданства, необходимо отметить ряд проблем и ограничений, которое оно несет. Как уже указывалось выше, получение двойного гражданства влечет не только получение двойных прав, но и обязанностей, на практике это может означать, что лицо, подлежащее призыву в вооруженные силы, должно выполнить эту обязанность и в одном, и в другом государстве.
Нельзя не отметить и тот факт, что гражданин, имеющий двойное гражданство, несет двойные налоговые обязанности.
В России лица, имеющие двойное гражданство, не имеют права занимать должности на гражданской службе, быть избранными на службу на выборные должности государственной власти [12, с. 88]. Граждане России, получившие второе гражданство, обязаны уведомить об этом миграционную службу. Несообщение о получении двойного гражданства по истечении 60 дней с момента его получения влечет наступление административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.
В качестве одного из перспективных направлений развития института двойного гражданства в России сегодня рассматривается возможность введения двойного или единого гражданства в рамках Евразийского экономического союза. Перспективным представляется заключение такого договора с Белоруссией, так как фундамент таких взаимоотношений был заложен созданием Союзного государства [13, с. 209].
Если обратимся к статье 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ, то в ней содержится положение, касающееся возможности наличия у лица двойного гражданства. Термины «двойное гражданство» и «второе гражданство» не тождественны друг другу. В юридической науке выделяют несколько подходов к определению понятия «второе гражданство». Второе гражданство - это когда лицо наделяется гражданством нескольких государств при отсутствии между государствами заключенного договора. Из этого определения вытекает необходимость закрепления понятия отдельного самостоятельного правового статуса в ФЗ «О гражданстве РФ». Необходимо разграничить правовые режимы между двумя понятиями, определить права и обязанности лиц - обладателей двойного гражданства или второго.
Следующим спорным моментом является частое употребление в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» понятия
«иное гражданство», под которым в соответствии со статьей 3 данного закона понимается гражданство иного государства [14, с. 36].
В законе отсутствуют какие-либо положения, определяющие статус гражданина с иным гражданством, не закреплены его права и обязанности. Это порождает неопределенность в правовом статусе лица, обладающего иным гражданством. При двойном гражданстве международный договор между странами четко прописывает детали особого правового режима. Например, страны четко прописывают, куда уплачиваются налоги, где человек отбывает воинскую повинность и другие. Если речь идет о втором гражданстве, то каждое государство исходит из того, что лицо является именно гражданином этого государства [15, с. 62].
Вышеуказанные положения отражают пробелы законодательства в регулировании института двойного гражданства, ввиду этого видится необходимым:
1. Определить и закрепить в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» понятия «двойное гражданство», «второе гражданство» и «иное гражданство». Как пример, дать следующие виды определений понятиям: под двойным гражданством понимается наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства, с которым заключен международный договор; второе гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства, с которым у РФ не заключен международный договор о двойном гражданстве.
2. Разграничить правовой статус лиц - граждан РФ, имеющих двойное или второе гражданство.
3. Привести в соответствие статьи, регулирующие двойное гражданство, исключить все неопределенности в правовом регулировании института двойного гражданства, вынести в отдельную статью регулирование статуса лиц, обладающих вторым гражданством.
Что касается лиц, обладающих двойным гражданством, то их правовое положение осложнено
наличием правовой связи не только с государством РФ, но и иностранным государством, что в свою очередь порождает двойные обязанности. Если обратимся к работам ученых, то из их положений можно сделать вывод, что в РФ наиболее актуальной проблемой института двойного гражданства является сложное правовое положение лица, обладающего гражданством двух или более государств, так как у гражданина возникают как двойные права, так и двойные обязанности [17, с. 17]. Лица, обладающие двойным гражданством, находятся в более сложном правовом статусе, так как при использовании законодательства по ряду вопросов могут образовываться пробелы в регулировании имеющихся прав гражданина и в исполнении обязанностей, стоящих перед лицом, как гражданина России, так и по отношению к иностранному государству.
Становление и развитие института двойного гражданства в российском праве представляет собой важный этап в развитии института прав и свобод гражданина и является большим достижением современной демократии. Несмотря на нормативно-правовое регулирование института двойного гражданства Федеральным законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ в правовой системе остается ряд нерешенных вопросов и ряд неурегулированных положений.
Таким образом, можно отметить, что на современном этапе в отечественном праве получил признание институт двойного гражданства, однако ни в одном нормативном правовом акте не получило закрепления понятие двойного гражданства, что приводит к дискуссионности его трактовки. Сам институт двойного гражданства для граждан несет как положительные аспекты, так и влечет ряд ограничений. Так, получение двойного гражданства приводит не только к расширению спектра прав, но и обязанностей, и их исполнение в одном государстве не освобождает от исполнения в другом.
Литература
1. Антоненко Т.А., Милявская Ю.В., Смоленский М.Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. - Москва: Феникс, 2018. - 240 с.
2. ЛосяковА.В. Конституционно-правовые проблемы отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2021. - № 1 (60). - С. 24-27.
3. Гришина В.К. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-3 (45). - С. 62-65.
4. Солодова П.А., Балашова Е.С. История и актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации / Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований. - Нижний Новгород, 2019. С. 113-115.
5. Балашова Е.С., Мальцева С.М., Бурков А.Д. Политкорректность в современном мире: социокультурный аспект // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - Т. 1. - № 7 (33). - С. 29-33.
6. Кузнецов А.А., Бережная Е.О. О некоторых проблемах двойного гражданства в Российской Федерации // Евразийское Научное Объединение. - 2021. - № 5-4 (75). - С. 281-283.
7. Бабкова А.Ю. Краткий обзор решения проблем двойного гражданства в законодательстве Российской Федерации // NovaInfo.Ru. - 2020. - № 120. - С. 113-115.
2023'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
8. ГнетоваЛ.В., Сундеева М.О. Приоритет прав человека как принцип конституционного строя России / Юридическая наука и практика на рубеже эпох: уроки прошлого, взгляд в будущее (к 135-летию со дня рождения профессора Юрия Петровича Новицкого): Всероссийская научно-практическая конференция. - Кострома, 2018. С. 109-114.
9. Костина К.А. Правовая природа института двойного гражданства в российской федерации // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. -№ 5 (21). - С. 959-962.
10. Овчаров С.А. Проблема реализации гражданами РФ права на двойное гражданство / Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития: материалы регионального научно-практического круглого стола 14 декабря 2017 г. - Симферополь, 2017. С. 17-19.
11. Каменева А.Н., Письменов В.Н., Савилов Р.А. Особенности и проблемы реализации правового статуса беженцев на территории Российской Федерации / Восьмая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей. - Курск, 2019. С. 41-45.
12. Письменов В.Н., Письменов Ю.В. К вопросу о выборах и избирательной системе в Российской Федерации / Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сборник научных статей Регионального научного круглого стола. - Курск, 2020. С. 86-90.
13. Сафонова К.Р. Проблемы двойного гражданства в РФ // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. - 2020. - С. 208-211.
14. Багдасарян С.Д. Институт двойного гражданства в российском законодательстве: проблемы и перспективы // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. - № 1. - С. 34-38.
15. Паулов П.А. Проблемы правового регулирования двойного гражданства в Российской Федерации // Дневник науки. -2020. - № 12 (48). - С. 62.
16. Офицерова М.И. Пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве Российской Федерации // Юридическая наука. - 2019. - № 6. - С. 15-20.
References
1. Antonenko T.A., Miljavskaja Yu. V., SmolenskijM.B. Konstitucionnoe pravo Rossii v shemah i tablicah. - Moskva: Feniks. 2018. - 240 s.
2. LosjakovA.V. Konstitucionno-pravovye problemy otmeny reshenija o prieme v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2021. - № 1 (60). - S. 24-27.
3. Grishina V.K. Priobretenie i prekrashhenie grazhdanstva Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2020. - № 6-3 (45). - S. 62-65.
4. Solodova P.A., Balashova E.S. Istorija i aktual'nye problemy konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii // Vita memoriae: Teorija i praktiki istoricheskih issledovanij. - Nizhny Novgorod, 2019. S. 113-115.
5. Balashova E.S., Mal'ceva S.M., Burkov A.D. Politkorrektnost' v sovremennom mire: sociokul'turnyj aspekt // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. - 2018. - T. 1. - № 7 (33). - S. 29-33.
6. KuznecovA.A., Berezhnaja E.O. O nekotoryh problemah dvojnogo grazhdanstva v Rossijskoj Federacii // Evrazijskoe Nauchnoe Ob#edinenie. - 2021. - № 5-4 (75). - S. 281-283.
7. Babkova A.Yu. Kratkij obzor reshenija problem dvojnogo grazhdanstva v zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii // NovaInfo.Ru. 2020. № 120. S. 113-115.
8. Gnetova L.V., Sundeeva M.O. Prioritet prav cheloveka kak princip konstitucionnogo stroja Rossii / Juridicheskaja nauka i praktika na rubezhe jepoh: uroki proshlogo, vzgljad v budushhee (k 135-letiju so dnja rozhdenija professora Jurija Petrovicha Novickogo): Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. - Kostroma, 2018. S. 109-114.
9. Kostina K.A. Pravovaja priroda instituta dvojnogo grazhdanstva v rossijskoj federacii // Alleja nauki. - 2018. - T. 5. - № 5 (21). - S. 959-962.
10. Ovcharov S.A. Problema realizacii grazhdanami Rossijskoj Federacii prava na dvojnoe grazhdanstvo / Rol' gosudarstva v obespechenii prav i svobod cheloveka: jevoljucija i perspektivy razvitija: materialy regional'nogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola 14 dekabrja 2017 g. - Simferopol', 2017. S. 17-19.
11. Kameneva A.N., Pis'menov V.N., Savilov R.A. Osobennosti i problemy realizacii pravovogo statusa bezhencev na territorii Rossijskoj Federacii / Vos'maja Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija: sbornik nauchnyh statej. - Kursk, 2019. S. 41-45.
12. Pis'menov V.N., Pis'menov Yu.V. K voprosu o vyborah i izbiratel'noj sisteme v Rossijskoj Federacii // Sbornik: Aktual'nye problemy konstitucionnogo, municipal'nogo i mezhdunarodnogo prava / Sbornik nauchnyh statej Regional'nogo nauchnogo kruglogo stola. - Kursk, 2020. S. 86-90.
13. Safonova K.R. Problemy dvojnogo grazhdanstva v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvo i pravo: problemy i perspektivy sovershenstvovanija. - 2020. - S. 208-211.
14. Bagdasarjan S.D. Institut dvojnogo grazhdanstva v rossijskom zakonodatel'stve: problemy i perspektivy // Severo-Kavkazskij juridicheskij vestnik. - 2019. - № 1. - S. 34-38.
15. PaulovP.A. Problemy pravovogo regulirovanija dvojnogo grazhdanstva v RF // Dnevnik nauki. - 2020. - № 12 (48). - S. 62.
16. Oficerova M.I. Puti usovershenstvovanija zakonodatel'stva o dvojnom grazhdanstve Rossijskoj Federacii // Juridicheskaja nauka. -2019. - № 6. - S. 15-20.
(статья сдана в редакцию 24.05.2022)