Научная статья на тему 'Гражданское воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот в условиях Дома юношества'

Гражданское воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот в условиях Дома юношества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / DIDACTIVE GAMES / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / LEARNERS INDIVIDUALITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH ACTIVITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ТАНЫМ БЕЛСЕНДіЛіГі / ШЫГАРМАШЫЛЫқ қАБіЛЕТТЕРі / ДИДАКТИКАЛЫқ ОЙЫНДАР / БіЛіМ АЛУШЫНЫң ДА-РАЛЫГЫ / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / іЗДЕНіС қЫЗМЕТі / ЫНТЫМАқТАСТЫқ / әЛЕУМЕТТіК БЕЙіМДЕЛУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахманов С.Ж.

На основе опыта гражданского воспитания в условиях Рудненского Дома юношества раскрыты его назначение и особенности, направленность на формирование личности, которая приобретет в процессе развития способность самостоятельно выстраивать свою жизнь, стать достойным гражданином общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахманов С.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот в условиях Дома юношества»

■

Абдрахманов С.Ж.,

ГУ «Рудненский дом юношества»

Нег1зг1 свздер: таным белсендтт, шыгармашылыц цабыеттер1, дидактикалыц ойындар, бшм алушыныц да-ралыгы, ацпараттыц техно-логиялар, гзденгс цызметг, ын-тымацтастыц, элеуметтт бешмделу.

Ключевые слова: познавательная активность, творческие способности, дидактические игры, индивидуальность обучающегося, информационные технологии, поисковая деятельность, сотрудничество, социальная адаптация.

Keywords: Educational activity, creative abilities, didactive games, learners individuality, informational technology, search activity, collaboration, social adaptation.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДОМА ЮНОШЕСТВА

Ацдатпа

Рудный Жасeсmрiмдер y^h^ жагдайларында аза-матты; тэрбиелеу тэж1рибенщ непзшде оньщ белгiлiнуi жэне ерекшелiктерi ашылган, когамныц лайыкты азамат болу, тулганыц калыптасуына беталысы, ез емршщ нуска-сын ез колымен К¥Ру кабiлетi дамыту процесiнде табады.

Аннотация

На основе опыта гражданского воспитания в условиях Рудненского Дома юношества раскрыты его назначение и особенности, направленность на формирование личности, которая приобретет в процессе развития способность самостоятельно выстраивать свою жизнь, стать достойным гражданином общества.

Annotation

Based on the experience of civil education in the conditions, Rudnensk the House of youth opened his appointment and features, the movement towards the formation of personality, S which will acquire in the process of development of the ability w to independently build its own variant of life, become a worthy g citizen of the company. О

н

Одной из серьезных проблем нашего общества является проблема гражданской и личностной социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родите- << лей. Решить эту проблему призваны Дома юношества, ко- Й торые созданы в нашей стране. С

«Дома юношества - призваны стать той временной к обителью, которая поможет повзрослевшим ребятам осмотреться, перевести дыхание перед решающим шагом - К вступлением в большую, самостоятельную жизнь, адапти- о роваться к труду и учебе, имея уже крышу над головой» га [1]. Дома юношества призваны стать центрами адаптации ^ и социализации выпускников детских домов, детских деревень семейного типа. Перед Домами юношества поставле- о ны конкретные задачи: Ё

- создать условия для адаптации и социализации вы- § пускников Детских домов, детских деревень;

- дать им возможность получить профессию, стать полноправным членом общества;

- оправдать средства, вложенные в них, своим трудом на благо общества;

X

н <с

ПШ

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

- вступить в во взрослую жизнь подготовленными к трудностям самостоятельной жизни, не потеряться в ней. [1].

Одна из приоритетных задач Домов юношества состоит в том, чтобы воспитанники, выходя в самостоятельную жизнь, стали полноправными гражданами страны. Основным назначением воспитательной работы в условиях Рудненского Дома юношества является формирование личности, которая приобретет в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным гражданином общества. Поэтому во главу воспитательной работы педагогами Рудненского Дома юношества поставлено гражданское воспитание.

Гражданское воспитание - процесс формирования уважения к закону и соблюдения норм права, развития гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, этической толерантности, чувства гражданского долга и готовности защищать своё Отечество, отстаивать свои убеждения. Гражданское воспитание необходимо рассматривать в единстве всех компонентов.

Содержание гражданского воспитания в условиях Дома юношества составляет работа по патриотическому воспитанию, по формированию уважения к народам, проживающим на территории страны, правовой культуры, воспитания в духе этической толерантности.

Гражданское воспитание осуществляется в процессе включения воспитанников в активный созидательный труд, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям, к языку, любви к малой Родине, к своим родным местам, воспитания готовности защищать Родину, изучения обычаев и культуры разных этносов, проживающих на территории Казахстана.

Актуальными проблемами гражданского воспитания в условиях Дома юношества являются:

1. Несформированность осознанного отношения к Родине, Конституции, Закону;

2. Искаженность представлений об обязанностях, правах, ответственности, поскольку в условиях школ - интернатов, детских домов, детских деревень семейного типа взрослые чаще всего решают за ребенка всё;

3. Отношение к обществу как к источнику потребления. Общество навязывает воспитаннику «сиротского» учреждения позицию, которую Г. Салливан описал как «выученную беспомощность». Это приводит детей к инфантильности во взрослой жизни, безответственности;

4. Детский мир в условиях детского дома, школ - интернатов, детских деревнях жестко регламентирован. Контроль и опека, под которой живет ребенок, не дают ему возможность взрослеть и становиться компетентным и ответственным членом общества;

5. Искаженность понятий «совесть», «ложь» и др., так как дети не видели положительного примера родителей;

6. Безразличие к происходящим в стране и в мире событиям;

7. Пробелы и искажения в нравственно-волевой сфере, в понимании пределов дозволенного;

8. Несформированность волевых качеств личности (управления собой, самовоспитания);

9. Незнание своих способностей и возможностей, их взаимосвязи и слабая вера в свои социальные успехи;

10. Несформированность умения делать выбор и нести за него ответственность, принимать противоположное мнение;

11. Неадаптированность к различным социальным ценностям в ситуации существования множества культур;

12. Отсутствием потребности проявления общественной активности и стремления к участию в деятельности общественного самоуправления.

Поэтому особенностью гражданского воспитания в условиях Дома юношества является работа с внутренним миром воспитанника с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, отношениями.

Гражданское воспитание как развитие направленности личности, высшего ее уровня, определяет формы и указывает направления воспитания в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру. В основе классификации форм направленности личности лежат два атрибута психики: сознательность и активность, поэтому одной из важнейших сторон воспитания является

а

воспитание гражданина. Гражданское воспитание при этом разделяется на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма, что объясняется выделением отношений человека-гражданина к обществу, государству. Человек-гражданин это активный участник общественно-политической жизни страны, у него развиты и сформированы стремления: к улучшению и защите страны; к соблюдению установленных государством норм поведения [2,с.7].

Гражданское воспитание не сводится к сумме знаний о государстве, праве, обществе, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни. Оно предполагает воспитание думающих, обладающих определенной информацией, критическим мышлением граждан, воспитание мировоззрения личности, ценностей, идеалов, ценностных ориентаций, жизненной позиции и жизненных принципов личности, высшей формы направленности личности - убеждений.

Целью гражданского воспитания воспитанников является формирования гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннею свободу, любовь к Родине, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, толерантность и нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, стремление к миру и согласию в Казахстане.

Цель гражданского воспитания имеет двоякий характер и отражает:

- личностный вектор, нацеленный на формирование гражданских качеств личности;

- общественный вектор, направленность которого определяется созданием условий для становления и развития в стране гражданского общества [3,с.53].

Задачи гражданского воспитания также можно условно поделить на две группы:

1. Педагогические, отражающие содержательные направления гражданского воспитания;

2. Организационные, предполагающие создание организационно-педагогических условий для становления и развития гражданского общества:

- формирование активной гражданской позиции у воспитанников Дома юношества, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрироваться в современное общество;

- повышение интереса к решению актуальных проблем казахстанского общества;

- формирование политической культуры, гражданской зрелости, осмысления политических ценностей;

- вовлечение в демократический процесс преобразования жизни, осознание своей причастности к этим изменениям;

- формирование правосознания и обеспечения на этой основе правомерного поведения;

- развитие чувства патриотизма;

- развитие чувства ответственности за жизнь и развитие малой родины, окружающих людей и судьбу Отечества;

- осуществление социального выбора общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ориентации;

- обеспечение саморегуляции и мотивации поведения и деятельности;

- приобщение к отечественной культуре, ценностям мировой культуры;

- формирование толерантности и гражданского согласия на основе духовно-нравственных ценностей;

- ориентация на гуманистические и жизнеутверждающие ценности общества, определение своего места в нем и целей жизнедеятельности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- формирование национального самосознания, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;

- формирование общих и специфических способностей, творческого потенциала и способности к самореализации.

Задачи гражданского воспитания дифференцируются на образовательные, воспитательные и развивающие:

1. Образовательные заключаются в том, чтобы раскрыть воспитанникам общечеловеческие, общегражданские ценности обновляющегося общества, вооружить умением вести диалог.

ш §

О С о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

ш

i О С о

I—

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

о с

X

2S

о о m

из О

Ё

ш

X

н <с

2. Воспитательные реализуются в деятельности, так как в ней происходит формирование патриотизма, толерантности, ответственности, дисциплинированности.

3. Коррекционно - развивающие позволяют выделить самостоятельно определенный факт из потока информации цепи событий, осмыслить, дать оценку, иметь собственное мнение.

Определяя цели и задачи гражданского воспитания в условиях Дома юношества, мы опирались на общие концепции воспитания (В.И. Андреев, А.В. Донцов, В.А. Караков-ский), учитывали проблемные явления в среде выпускников детских домов и интернатов.

При формировании у воспитанников патриотизма и гражданской ответственности мы ориентируемся на традиционные принципы учебно-воспитательного процесса, а именно:

- принцип развития, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей;

- принцип самостоятельности, опирающийся на деятельностный подход, когда воспитанник становится субъектом, соучастником воспитательного процесса;

- принцип самоорганизации.

Однако, специфические условия воспитания в Домах юношества актуализируют использование новых принципов:

- принцип субъективной интеграции, т.е. деятельностное развитие воспитанников, позволяющее им путем выполнения разных социальных ролей стать активными субъектами социальной реальности и принять участие в целеполагании, формировании, корректировке политической, правовой, духовно-нравственной культуры, патриотизма;

- принцип событийности, подразумевающий включение субъектов учебно-воспитательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющее на их самоопределение и самосовершенствование; [3]

- принцип развития (целостное развитие личности воспитанника: физическое, интеллектуальное, духовное);

- принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов, создание атмосферы, при которой

воспитанник будет раскрепощен, создание атмосферы успешности, ощущение продвижения вперед в достижении поставленной цели).

Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, изучение научной, методической литературы позволяют утверждать, что формирование воспитательного пространства гражданского воспитания в Домах юношества помогает разрешить противоречие между традиционными методами и формами воспитания и потребностями воспитанников.

В педагогической науке воспитательное пространство рассматривают как организацию высокогуманной, личностно значимой атмосферы взаимоотношений субъектов воздействия, оптимизацию и широкую вариативность коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы, обеспечение социально-психологической поддержки воспитанников.

По мнению Л.М. Федоряк, к педагогически значимым элементам такого пространства относятся социальная среда воспитания, жизни и общения в образовательном учреждении и за его стенами, это система проживания в условиях воспитательного пространства, это система внутренних и внешних условий, способствующих развитию на основе его адаптации к требованиям воспитательного процесса, индивидуализации и дифференциации форм и методов воспитательной работы с целью развития активности каждой личности, ее способности к самоуправлению, самореализации не только в учебной деятельности, но и в общении в окружающей действительности [4,с.173-174].

Анализ и обобщение накопленного опыта работы по социализации наших воспитанников позволил разработать комплексную программу «Воспитание гражданина».

Программа ориентирована, прежде всего, на усиление социально-правового и патриотического компонента гражданского воспитания. Она направлена на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, их успешную социальную адаптацию.

Исходя из поставленной цели, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность и гармоничность социального

¡Щ

развития подростков и воспитанников юношеского возраста, развитие их способности к самоконтролю, формирование адекватных связей с окружающими.

Программа «Воспитание гражданина» включает четыре больших направления: семейное воспитание, трудовое воспитание, продуктивные социальные контакты, краеведческое воспитание. Все направления программы являются взаимосвязанными.

Семейное воспитание направлено на формирование у воспитанников основ нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении, положительного образа семьи, потребности в создании собственной благополучной семьи и т.д. Предусматривается значительный объем работы по формированию у воспитанников адекватных моделей поведения с противоположным полом.

Трудовое воспитание подростков и воспитанников юношеского возраста направлено на воспитание трудолюбия, ответственного отношения к порученному делу, расширение знаний о видах домашнего труда, формирование знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства, элементарных экономических знаний и умений. Особое внимание обращается на формирование профессиональной направленности с учетом личных психофизических особенностей воспитанника, стремление к трудовому образу жизни, ознакомление с профессиями, вовлечение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе.

В рамках работы по направлению «Продуктивные социальные контакты» ребята овладевают навыками общения со старшими, сверстниками, младшими, людьми противоположного пола. Они учатся осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе - трудовом, содержательно организовывать свободное время, выстраивать свои отношения в зависимости от различных задач, учатся вести себя в экстремальных и криминогенных ситуациях и т.д.

Краеведческое воспитание направлено на формирование у воспитанников знаний о своей стране, крае, городе, жизни и деятельности человека в обществе, приобретение

опыта гражданских действии и демократического поведения. Этот раздел знакомит воспитанников с правами человека и гражданина, с гражданской ответственностью за свое поведение и поступки. У детей воспитывается уважение к традициям и культуре своего народа и толерантное отношение к традициям и культуре других народов.

Главным средством подготовки воспитанников к взаимодействию в гражданском обществе является разнообразная по содержанию, формам, способам организации деятельность ребят юношеского возраста в группах. Основу деятельности составляют ситуации, когда юноша имеет возможность выбирать, учится обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, адаптироваться в новых условиях, реагировать на воздействия окружающей среды, осваивать различные социальные роли.

Особое внимание педагоги Дома юношества обращают на выбор форм и методов работы по гражданскому образованию. При всем многообразии методов работы, ведущая роль отводится тем, которые имеют практическую направленность и позволяют переносить полученные знания в повседневную жизнь, учат приобретать бесценный для выпускников детских домов и интернатов жизненный опыт. Среди них: упражнения, поручения, примеры, советы, моделирование, ролевая игра, дискуссия, индивидуальные и групповые проекты, воспитывающие ситуации и др. Эти методы воспитания и обучения обеспечивают более глубокое усвоение содержания программы: «Воспитание гражданина».

ЛИТЕРАТУРА:

1.НазарбаеваС.А. Этика жизни. Алматы

2.Новиков А.М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся?//Специалист.-2010.-№7.-с.2-7

3.Мудрик А.В., Бодаев А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Под ред. А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1999.- с.368

4.Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная деятельность: монография.-СПб.: Академия, 2004.-с. 173-176

ш §

О С о

I—

н

1 о с

о о

m

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.