Научная статья на тему 'Особенности формирования гражданских качеств школьников средствами поликультурного воспитания'

Особенности формирования гражданских качеств школьников средствами поликультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВО КАЧЕСТВ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL EDUCATION / CITIZENSHIP QUALITIES / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерица Э. И.

Представлены основные результаты научно-исследовательской работы, которая делается, чтобы изучить основы гражданских качеств подростков средствами поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CITIZENSHIP QUALITIES FORMATION BY MEANS OF SCHOOL MULTICULTURAL EDUCATION

The article contains the main results of the research work, which has been done to explore the foundation of citizenship qualities of teenagers by means of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования гражданских качеств школьников средствами поликультурного воспитания»

УДК 37.013

Э. И. Печерица

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представлены основные результаты научно-исследовательской работы, которая делается, чтобы изучить основы гражданских качеств подростков средствами поликультурного образования.

Ключевые слова: мультикультурализм, поликультурное образование, гражданство качеств, межкуль-турная коммуникация.

Проблемы межнациональных конфликтов, проявления шовинизма, расизма, этнического эгоизма в поликультурном обществе России и мира в целом ставят перед образованием особые интегративные задачи формирования гражданских качеств личности. Растет необходимость получения ответов на широкий круг научных и методических вопросов, связанных с педагогической деятельностью по воспитанию гражданина своего Отечества и субъекта диалога культур, внедрения новых, более совершенных программ, форм и методов воспитания и обучения с учетом важной роли изучения иностранных языков и культур в данном направлении. Гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского и международного масштаба. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных проблеме поликультурного образования школьников.

Опираясь на мнения Г. Д. Дмитриева, Н. М. Воскресенской, М. Ф. Пафовой, О. В. Лебедевой о признании поликультурности базовым принципом содержания современного образования и необходимости создания условий для интеграции личности в национальную и мировую культуру, мы считаем, что в педагогическом процессе формирования гражданских качеств школьников поликультурность выступает одним из важных дидактических принципов. Поликультурность предполагает формирование культурных взаимоотношений между представителями разных этнических групп и образовательных ценностей разных этносов [1]. На основании позиций зарубежных и отечественных деятелей педагогики поликультурное воспитание рассматривается нами как процесс ценностно-смыслового взаимодействия педагогов и воспитанников в контексте идеи созидательного существования и развития человеческого сообщества в условиях объективных сходств, различий и противоречий.

В положениях целого ряда ученых (А. Н. Джу-ринский, Г. Д. Дмитриев, Н. Д. Никандров, И. С. Бес-

сарабова, С. М. Малиновская) цели поликультурно-го воспитания в основном формулируются следующим образом: формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [2]. Патриотизм, толерантность, социальная активность, социальная ответственность, культура межнационального общения отмечаются известными учеными как основополагающие качества современного гражданина, способного осуществлять эффективную и созидательную жизнедеятельность в поликультурном социуме.

Анализ литературы показал, что наиболее полно описанными и известными в научной литературе методическими принципами поликультурного и языкового культуроведческого образования являются принцип диалога культур, принцип дидактической культуросообразности, принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий, принцип культурной вариативности, принцип культурной рефлексии. Основная направленность принципа культурной вариативности заключается в ознакомлении обучающихся с вариантами видов культур по каждому их конкретному типу. Принцип культурной рефлексии заключается в создании дидактико-методических условий с тем, чтобы каждый обучающийся смог прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторического субъекта диалога культур [3].

Среди педагогических средств поликультурной направленности по формированию гражданских качеств обучающихся многие исследователи (В. Т. Кабуш, Е. Н. Степанов, В. А. Сластёнин, Л. М. Лузина, И. И. Фришман) указывают проведение устных журналов, лекториев, читательских конференций, сократовских бесед по проблемам межнациональных отношений, игр, моделирую-

щих встречу представителей разных культур. Самым главным педагогическим средством авторы называют повседневный тренинг в миролюбивом поведении, полем для которого может и должен стать ученический коллектив. В трудах исследователей языкового образования С. Г. Тер-Минасовой, М. А. Беляковой, Ю. А. Солощенко, Е. И. Пассова говорится о необходимости применения средств иноязычной межкультурной коммуникации и международного партнерства в школьной практике для эффективного воспитания гражданина России.

По мнению исследователя Г. В. Палаткиной, поликультурная среда является основой для взаимодействия личности с элементами других культур и способствует формированию способностей обучающегося к личностному культурному самоопределению. В исследованиях С. С. Артемьевой, Е. В. Бондаревской, А. Н. Басовой, И. Д. Демако-вой, В. А. Ершова, Е. А. Исакович, Л. В. Суховой формулируется тезис о том, что чем шире возможности, предоставляемые воспитательной средой, тем разнообразнее варианты социального взаимодействия школьников, где приобретается опыт культуросообразного поведения и создаются возможности для оказания помощи воспитаннику в культурной самоидентификации и самореализации. Поликультурную воспитательную среду следует понимать как определяющее средство, задающее контекст развития гражданских качеств школьников, органичный для их жизнедеятельности [4].

Учреждения дополнительного образования выступают наиболее перспективными для создания поликультурной воспитательной среды, поскольку приоритетами здесь являются свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации воспитанника, единство обучения, воспитания, развития, практико-деятельност-ная основа образовательного процесса. В учреждении дополнительного образования учебные программы отличаются вариативностью - воспитанник самостоятельно выбирает содержание и способ образования [5]. Мы считаем, что данные характеристики системы дополнительного образования наиболее близки к естественной среде школьного обитания детей, в которой источником активности, инициации действия выступает не учитель, а сам подросток, его жизненный интерес.

В ходе исследования состояния проблемы поликультурного воспитания и формирования гражданских качеств школьников в российской и зарубежной педагогической теории и практике автором статьи была разработана и внедрена в педагогическую практику учреждения дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества «Планета» при

поддержке Департамента образования Администрации г. Томска программа поликультурного воспитания в форме городского межшкольного детско-взро-слого объединения «Ассамблея». С 2003 г. и по настоящее время осуществляется реализация программы автором в качестве организатора, руководителя и координатора объединения «Ассамблея». Суммарный охват участников опытно-экспериментальной работы составил более 5000 подростков 13-16 лет из 20 школ, гимназий, учреждений дополнительного образования г. Томска. Многолетний опыт реализации программы показал, что эффективность поли-культурного воспитания гражданских качеств подростков обеспечивается комплексом следующих организационных, содержательных и методических условий:

- специальная подготовка педагогов-организа-торов городского межшкольного объединения к совместной поликультурной проектно-исследовательской деятельности с учащимися посредством инициирования творческих групп, цикла обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, педагогических проб, международного обмена опытом;

- тематическая разработка годовых циклов содержания программы межшкольного объединения в учреждении дополнительного образования;

- организация межкультурной коммуникации и международного партнерства воспитанников городского межшкольного объединения «Ассамблея» в ежегодном международном летнем лагере и через интернет-проекты;

- моделирование новых организационных форм поликультурного воспитания, среди которых школы национальных культур, языковые пробы, использование иностранных языков (английского, немецкого, французского и др.) как средства коммуникации в межшкольном объединении и международном летнем лагере, исследовательские и волонтерские проекты, сюжетно-ролевые и деловые игры;

- культуроведческая и социально значимая направленность содержания учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование гражданских качеств подростков в поликультурной среде учреждения дополнительного образования.

Рассмотрим содержание деятельности объединения на примере программы «Толерантность: от поколения к поколению», рассчитанной на три учебных года 2004-2007 гг. Тематика каждого годового цикла в соответствии с антропологическим подходом ориентирована на реальные интересы и потребности детей, поэтому выбирается самими участниками методом ранжирования среди предложенных: «Мир дому твоему» (2004-2005 гг.), «Толерантность и конфликты» (2005-2006 гг.), «Во благо человечества» (2006-2007 гг.). Целостность содержания годового тематического цикла обеспечивается

наличием единой сюжетной линии, объединяющей серию ключевых календарных массовых мероприятий и круглогодичных обучающих занятий для ко -манд школьников. Программа предполагает прохождение командами школьников ряда этапов, каждый из которых имеет свою функцию: определение темы (проблемы) года, погружение в проблему, творческое, исследовательское и социально значимое проектирование в контексте проблемы (темы), представ -ление и обсуждение результатов проектирования, анализ и рефлексия.

Как показал формирующий этап эксперимента, культуроведческая и социально развивающая направленность содержания поликультурного воспитания способствует развитию базовых гражданских качеств подростков: патриотизм, толерантность, социальная активность, социальная ответственность, культура межнационального общения. Эти качества во взаимосвязи и взаимообусловленности проявляются в когнитивной, эмоциональноценностной и мотивационно-поведенческой сфере личности [1, с. 84].

Межкультурная коммуникация рассматривается нами как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Реализация межкультурной коммуникации и международного партнерства школьников связана с включением в учебно-воспитательный процесс трех взаимосвязанных направлений: краеведческого, социокультурного и межкультурного.

Социальный, культурный и исторический контексты краеведения определяют отбор тем, сюжетов, воспитательных ситуаций, учебно-ситуативных ролей: на русском и иностранных языках школьники размышляют, сравнивают, предлагают свои решения актуальных социальных проблем и реализуют социально значимые проекты. Тематическое содержание годового курса программы объединения «Ассамблея» включает аспекты изучения родного края: истории, культуры, национальных традиций народов Сибири, Томской области. Нами используются задания, побуждающие к исследовательской и проектной деятельности с установлением международных связей. Посредством интернет-технологий и электронной переписки команды наладили контакты со студентами и школьниками из разных стран - Германии, Франции, Австралии. Укажем в качестве примера реализацию международного интернет-проекта команды школьников из МОУ гимназии № 1 г. Томска совместно со студентами Northside College, г. Брисбен, Австралия, «Сибирь - Австралия. История коренных жителей региона».

Социокультурное направление учебно-воспитательного процесса объединения нацелено на ис-

следование воспитанниками вопросов, связанных с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентациями национальных культур народов региона, России и мира в целом. При этом акцент делается на воспитание у школьников положительного отношения к языку и культуре других народов, происходит постоянное сравнение явлений культуры и быта родной страны и других стран. Процесс воспитания в данном направлении способствует формированию социокультурной осведомленности, позволяющей адекватно вести себя в процессе межличностного и межкультурного общения. Социокультурная направленность программы объединения «Ассамблея» нацеливает школьников на проектно-исследовательскую деятельность, в процессе которой осуществляется выявление, анализ и сопоставление национально-культурных особенностей, мировоззренческих различий участников межкультурного общения, представителей той или иной культуры (в том числе и родной). Школьникам предлагается на выбор тематика проектных исследований: «Национальные традиции: стереотипы и реальность», «Народы Австралии», «Народы России», «Эти загадочные британцы» и т. д.

Межкультурное направление предполагает развитие способности и готовности воспитанников к межкультурной коммуникации. В нашем опыте межкультурная коммуникация становится возможной для подростков за счет специально разработанных и внедренных в практику организационных форм имитационной и реальной межкультур-ной коммуникации:

- имитационные организационные формы меж-культурной коммуникации предполагают создание наряду с русскоязычным отделением отделений английского, немецкого и французского языка как средства общения со своими сверстниками и педагогами. Приоритетными в программе являются исследовательские, диалоговые, активные, интерактивные, дискуссионные методы иноязычного общения. При этом совершенствование навыков владения языком происходит опосредованно, как это может происходить в естественной языковой среде;

— реальная межкультурная коммуникация пре-

дусматривает встречи с носителями иностранного языка и культуры. Например, электронная переписка, совместное пребывание на международных лагерных сменах, культурно-образовательный обмен. За период с 2003-2010 гг. более 100 школьников г. Томска приняли участие в международных молодежных сменах «Содружество» (Россия,

США, Австралия, Канада, Украина), проводимых Министерством образования РФ и Фондом «Добро» в городах России. В двухнедельный период лагерной смены ребята включены в учебно-воспитательный процесс совместных занятий, мастерских

по народным ремеслам и играм, социально значимой деятельности (работа в детских домах по благоустройству игровых площадок, проведению игровых и концертных программ). Специфика летних международных лагерных смен заключается в том, что они являются органичным продолжением годового образовательно-воспитательного цикла и решают комплекс воспитательных задач: формирование организационных и коммуникативных навыков, проявление инициативы и ответственности воспитанников, развитие лидерских и патриотических качеств.

Среди других примеров назовем десятидневный визит по нашему приглашению в 2004 г. профессора истории Мильтона Уиллера из штата Миссисипи с лекциями и занятиями для студентов и школьников по истории США. В 2006 г. с двухнедельной программой прибыл Молодежный театр пантомимы Рассела Дина из Австралии и провел культурнообразовательную программу по мастерству драматических постановок для участников объединения «Ассамблея», а также для педагогов и школьников, воспитанников детских домов, школ-интернатов г. Томска. В 2008 г. в течение трех месяцев Дейв Генри, молодой педагог-волонтер из Австралии (г. Брисбен), участвовал в программе Ассамблеи, для учащихся и студентов ТГУ и ТГПУ давал уроки английского языка, проводил беседы об Австралии, занятия по австралийскому и американскому футболу в 15 образовательных учреждениях г. Томска.

Внедрение указанных организационных форм межкультурной коммуникации и международного партнерства внесло заметный вклад в реализацию воспитательной программы межшкольного объединения «Ассамблея», что отразилось в повышении уровня проявлений толерантности и культуры межнационального общения у подростков (87 %).

Сочетание педагогического управления и самоуправления учащихся в межшкольном детско-взрослом объединении осуществляется через сотрудничество детей и взрослых. Выработка совместного плана действий, координация усилий, взаимное дополнение, компенсация, опора и взаимопомощь - эти формы сотрудничества обеспечивают успешное развитие личности подростка, ее

духовный рост. В нашей программе сотрудничество детей и взрослых является благоприятным условием для формирования гражданских качеств социальной активности, социальной ответственности, толерантности как у воспитанников, так и у воспитателей. На основе расширения социальных и культурных знаний, обогащения опыта взаимодействия с разными партнерами (например по возрасту, национальности, коммуникативной и социальной роли), рефлексии по поводу достигнутых личных и коллективных результатов воспитанники продвигаются к более высокому уровню нравственности и гражданственности, пониманию путей реализации собственного человеческого потенциала. Организованное в программе объединения систематическое обучение педагогов по вопросам поликультурного воспитания проходит в форме педагогических мастерских, семинаров (48 ч. ежегодно).

Анкетирование подростков показало, что проведение педагогами специальных занятий для команд помогло им расширить свои знания о родной стране, осознать себя причастными к судьбе родины, ее будущему. Совместная реализация социально значимых проектов, по мнению 65 % школьников, помогла им проявить социальную активность, почувствовать свою значимость в общественной жизни школы, района, города Томска. 87 % школьников написали, что для них очень важен личный пример добровольческой деятельности педагогов. Это вдохновляет юных граждан инициировать собственные общественно значимые проекты: помощь по благоустройству, забота о ветеранах войны, добровольческие акции для детских домов, больниц и школ-интернатов.

Наш многолетний опыт позволяет утверждать, что межшкольное детско-взрослое объединение «Ассамблея» реально является особой поликультур-ной воспитательной средой, в которой предложенные организационные и содержательные педагогические условия актуализируют внутренний потенциал подростков на саморазвитие основополагающих гражданских качеств патриотизма, толерантности, социальной активности, ответственности, культуры межнационального общения в их совместной с педагогами деятельности.

Список литературы

1. Малиновская С. М. Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. № 7. С. 84-87.

2. Бессчетнова О. В. Социализация личности ребенка в контексте поликультурного образования // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. № 10. С. 86-88.

3. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.

4. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластёнина и И. А. Колесниковой. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

5. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004. 349 с.

Печерица Э. И., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г Томск, Томская область, Россия, 634061.

Е-mail: inostr@edu.tomsk.ru

Материал поступил в редакцию 29.09.2010.

E. I. Pecheritsa

FEATURES OF CITIZENSHIP QUALITIES FORMATION BY MEANS OF SCHOOL MULTICULTURAL EDUCATION

The article contains the main results of the research work, which has been done to explore the foundation of citizenship qualities of teenagers by means of multicultural education.

Key words: multiculturalism, multicultural education, citizenship qualities, intercultural communication.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Е-mail: inostr@edu.tomsk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.