Научная статья на тему 'Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия'

Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
321
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / коммуникационноинформационная деятельность / связи с общественностью / пресс-служба / средства массовой информации / civil society / communication and information activities / public relations / press service / mass media.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будникова Наталья Сергеевна

Необходимость политической интеграции и модернизации политической системы России сделали актуальной идею становления и развития гражданского общества. Основные формы его существования и перспективы развития составляют проблемное поле ряда общественных наук. Теоретико-методологические подходы к решению проблем построения гражданского общества необходимо подтверждать практикой социального управления, что и является целью данной статьи, в которой проанализирована эффективность взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества при помощи служб по связям с общественностью. Информационное и PR-сопровождение в государственных структурах выступает не только определённой гарантией их легитимного существования, но и влияет на эффективность деятельности. Проблемы федерализма, роста полномочий регионов страны за счёт федеральных полномочий делают актуальной работу специалистов по связям с общественностью не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации республик, краёв и на местном уровне. Местные органы управления отличаются в своей работе от федеральных структур, так как они ближе к населению, чем центральные органы государства. В связи с этим было проведено исследование с целью выявления эффективности использования служб по связям с общественностью при взаимодействии органов исполнительной власти с гражданским обществом. В ходе проведённого исследования было установлено, что деятельность, направленная на построение гармоничных отношений с целевыми группами, общественностью и институтами гражданского общества, осуществляется фрагментарно и непоследовательно. В связи с этим органам исполнительной власти предлагается усилить работу в коммуникативно-информационной сфере, уделять достаточное внимание взаимодействию органа власти с институтами гражданского общества во избежание социальной напряжённости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будникова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Society and Authorities in the Republic of Buryatia: Development of Interaction

The need for political integration and modernization of Russia’s political system made the idea of the formation and development of civil society urgent. The basic forms of its existence and prospects for development constitute the problem field of a number of social sciences. Theoretical and methodological approaches to solving problems of building civil society need to be confirmed by the practice of social management, which is the purpose of this article, which analyzes the effectiveness of interaction between executive authorities and civil society institutions with the help of public relations services. Informational and PR support in state structures is not only a certain guarantee of their legitimate existence, but also affects the effectiveness of activities. The problems of federalism, the growth of the powers of the regions of the country at the expense of federal powers make the work of public relations specialists not only at the federal level, but also at the level of the subjects of the federation of the republics, regions and at the local level. Local governments differ in their work from federal structures, since they are closer to the population than the central bodies of the state. In this regard, a study was conducted to determine the effectiveness of using public relations services in the interaction of executive authorities with civil society. In the course of the study, it was found that activities aimed at building harmonious relations with target groups, the public and institutions of civil society are carried out fragmentarily and inconsistently. In connection with this, the executive authorities are invited to strengthen their work in the communication and information sphere, to pay sufficient attention to the interaction of the government with civil society institutions in order to avoid social tensions.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия»

ВЕСТН И Криолог

Трибуна молодого учёного

Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия

Будникова Наталья Сергеевна -

аспирант, ФГБОУ ВО Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, Улан-Удэ

E-mail: budnikova [email protected]

ВЕСТНИ1&гЖи 141

Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия

DOI: 10.1918Vvis.2018.24.L501

Аннотация. Необходимость политической интеграции и модернизации политической системы России сделали актуальной идею становления и развития гражданского общества. Основные формы его существования и перспективы развития составляют проблемное поле ряда общественных наук. Теоретико-методологические подходы к решению проблем построения гражданского общества необходимо подтверждать практикой социального управления, что и является целью данной статьи, в которой проанализирована эффективность взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества при помощи служб по связям с общественностью. Информационное и PR-сопровождение в государственных структурах выступает не только определё нной гарантией их легитимного существования, но и влияет на эффективность деятельности. Проблемы федерализма, роста полномочий регионов страны за счёт федеральных полномочий делают актуальной работу специалистов по связям с общественностью не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации республик, краё в и на местном уровне. Местные органы управления отличаются в своей работе от федеральных структур, так как они ближе к населению, чем центральные органы государства. В связи с этим было проведено исследование с целью выявления эффективности использования служб по связям с общественностью при взаимодействии органов исполнительной власти с гражданским обществом. В ходе проведённого исследования было установлено, что деятельность, направленная на построение гармоничных отношений с целевыми группами, общественностью и институтами гражданского общества, осуществляется фрагментарно и непоследовательно. В связи с этим органам исполнительной власти предлагается усилить работу в коммуникативно-информационной сфере, уделять достаточное внимание взаимодействию органа власти с институтами гражданского общества во избежание социальной напряжённости.

Ключевые слова: гражданское общество, коммуникационно-

информационная деятельность, связи с общественностью, пресс-служба,

00 средства массовой информации

гН О <ч

СП §

о

На сегодняшний день в Бурятии наблюдается процесс становления гражданского общества. Однако современное состояние институтов гражданского общества не свободно от ряда проблем. Их выявление необходимо для оценки уровня развития гражданского общества и даёт информацию для поиска механизмов устранения обозначенных недочётов, и, соответственно, повышения общественного консенсуса. Не последнюю роль в этом процессе играют службы по связям с общественностью (РИ) органов исполнительной власти. Возможности РИ должны быть использованы в целях повышения открытости органов исполнительной власти и приближения их деятельности к интересам граждан. Закрытость органов исполнительной власти, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений [Гостенина, Байрамов, Дорохова 2015: 43]. Специфика отражения в научной литературе рассматриваемой проблематики во многом определяется российской политической историей. Отсутствие в советское время служб по связям с общественностью в структуре органов власти как специфического социально-политического института стало причиной того, что до начала 90-х гг. прошлого века в отечественной общественной мысли практически не разрабатывались вопросы, связанные с функционированием этих служб и проблемами осуществления РИ-деятельности в политическом процессе. В настоящее время научный блок составляют труды таких отечественных исследователей, как И. А. Халий, А. В. Тихонов, В. А. Шилова. В данных работах рассматривается процесс налаживания диалога власти и общества, способы и методы обратной связи. Анализируется деятельность политических партий в периоды между избирательными кампаниями. Специальное внимание уделяется результатам взаимодействия власти с учреждениями образования и культуры [Власть и общество 2015]. Работы А. В. Тихонова посвящены исследованию проблем властно-управленческой деятельности на федеральном и региональном уровнях [Тихонов 2017: 70106]. Особый интерес представляют работы В. А. Шиловой, в которых исследуется гражданское общество России и его коммуникативная структура [Комплексное диагностическое... 2014; Шилова 2013: 762-768], информационные потребности современных НКО, даётся оценка информативности и достоверности коммуникативных каналов [Шилова 2012]. На региональном уровне проблемы взаимодействия органов власти и общества рассматриваются такими учёными, как Э. Д. Дагбаев, Ж. П. Гунзынов [Дагбаев, Гунзынов 2015: 132-136], Н. В. Ухинова [Ухинова 2015: 106-109], А. М. Михайлова [Михайлова 2007], И. В. Мацкевич, А. Ю. Мацкевич [Мацкевич, Мацкевич 2010: 44-48], Н. А. Айдаева [Айдаева

2005]. В данных работах содержатся различные подходы к анализу сущности и содержания деятельности служб по связям с общественностью в органах власти, их функций, приёмов и методов. Однако вопросы взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества посредством связей с общественностью не освещаются.

В Положениях о РИ-службах органов исполнительной власти Республики Бурятия почти повсеместно присутствует только одна целевая функция - обеспечение связей с гражданами и их объединениями. В силу многозначности формулировки её можно трактовать и как доведение до граждан лишь той части информации и в таком виде, которые считают для себя приемлемыми органы исполнительной власти. Связь не обязательно подразумевает диалог и партнёрские отношения. Следовательно, такая формулировка не может служить чётким ориентиром для организации практической работы РИ-службы, её стремления сделать работу органа власти прозрачной, открытой для граждан и их объединений, обеспечить сотрудничество с ними, т. е. формулировка не ориентирует на наиболее прогрессивные принципы двусторонней сбалансированной связи.

В целях оценки состояния процесса взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества с помощью служб по связям с общественностью, прогноза дальнейшего развития данного социального процесса, было проведено социологическое исследование с использованием методов опроса экспертов и анкетного опроса представителей гражданского общества Республики Бурятия. В качестве респондентов опроса выступили члены общественных организаций, территориальных общественных самоуправлений и региональных отделений тех политических партий, которые получили наибольшее количество голосов на выборах (Единая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Справедливая Россия). Всего в опросе приняли участие 342 человека.

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т. е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной, реализуется в ходе организации выборки. Вероятностная случайная выборка может быть использована только при фиксированном членстве, что в условиях данного исследования не представляется возможным. Таким образом, в нашем случае мы использовали квотную ступенчатую выборку методом «снежного кома». Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включённых в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его

людей (или даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера). Так «выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы» [Девятко 2003: 103].

Опрос проводился в районах Республике Бурятия и г. Улан-Удэ при непосредственном контакте с респондентами. Районы республики были сгруппированы по экономико-географическим характеристикам: 8 аграрных районов, 4 района с комбинированным типом экономического развития, 4 пригородных района. Несколько районов в силу своей отдалённости от центра республики и минимальным представительством общественных объединений и политических партий не были включены в исследование.

Более 80% общественных объединений и представителей политических партий осуществляют свою деятельность в г. Улан-Удэ, и только менее 20% приходится на районы республики, что обусловлено рядом факторов: численность населения, организационные возможности, уровень инфраструктуры, концентрация студенческой молодёжи, коммуникативные возможности и образ жизни населения.

Соответственно, в районах республики было опрошено 44 члена региональных отделений политических партий (20 женщин и 24 мужчины) и 25 представителей общественных объединений и территориальных общественных самоуправлений (13 женщин и 12 мужчин). В Улан-Удэ было опрошено 176 членов региональных отделений политических партий (90 мужчин и 86 женщин) и 97 представителей общественных объединений и территориальных общественных самоуправлений (50 женщин и 47 мужчин).

По возрастному критерию в анкетировании приняли участие люди в возрасте от 18 до 25 лет - 32%, от 26 до 40 лет -44%, от 41 до 55 лет - 21% и 56 лет и старше - 3%. В основном респонденты имеют высшее образование (74%), 18% опрошенных имеют незаконченное образование либо среднее специальное, 8% являются кандидатами и докторами наук.

В целях оценки состояния процесса взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества с помощью служб по связям с общественностью, прогноза дальнейшего развития данного социального процесса, а также проверки достоверных данных, полученных в результате опроса членов общественных организаций Республики Бурятия, был использован метод экспертной оценки. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. Если в массовом анкетировании репрезентативность полученной информации зависит от объёма выборочной совокупности, то экспертный опрос благодаря высокой квалификации и компетентности опрашиваемых лиц обеспечивает получение достаточно обоснованных и достоверных данных.

По данным опроса, респонденты внимательно следят за тем, как развиваются события (более 60% респондентов). Примечательно, что большей частью респондентов, выбравших этот вариант ответа, являются представители политических партий.

Группа экспертов формировалась с учётом следующих критериев: рода занятий, стажа работы и уровня квалификации в определённой области деятельности. В состав экспертной группы вошли представители региональных средств массовой информации, а именно: главные редакторы и журналисты региональных печатных и телевизионных изданий «Буряад Унэн», «МК в Бурятии», «Традиция», «Байкал-БаПу», «Информ Полис», «Вести-Бурятия».

Органов власти глазами представителей гражданского общества

Для начала необходимо определить степень заинтересованности респондентов в политической и экономической жизни нашей страны. По данным опроса, респонденты внимательно следят за тем, как развиваются события (более 60% респондентов). Примечательно, что большей частью респондентов, выбравших этот вариант ответа, являются представители политических партий. В свою очередь члены общественных организаций тоже следят за развитием событий, но не проявляют особого интереса (39% опрошенных, из них 50% представители общественных организаций). Наибольший интерес к политическим и экономическим событиям проявляют люди в возрасте 26-55 лет. Молодое поколение (18-25 лет) также следит за развитием событий, но им это не очень интересно (70%).

При оценке общего положения дел в стране, происходящих в ней перемен была выявлена достаточно тревожная картина общественных настроений, так как больше половины респондентов (51%) склонились к ответу «скорее отрицательно, чем положительно». Среди них преобладают: по гендерному признаку - мужчины, по возрастным категориям - люди в возрасте 26-55 лет. Стоит отметить, что большинство опрошенных жителей сельских поселений выбрали именно этот вариант ответа, что свидетельствует о недовольстве сельскими жителями проводимой государством политики.

Чтобы выявить, какая сфера жизни страны пользуется наибольшей популярностью, мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале различные сферы жизни общества, где 1 - не имеет никакого значения; 2 - почти не важно; 3 - важно, но не очень; 4 - очень важно; 5 - самое важное. Так, по данным исследования, самой важной для наших респондентов является экономическая сфера, очень важными - социальная и сфера образования; важно, но не очень - экономическая и сфера международных отношений; почти не важно - культурная сфера и совсем не интересуются религиозной сферой.

Наиболее значимым является вопрос оценки общего уровня развития гражданского общества в Республике Бурятия. Так, 45% респондентов дают оценку скорее отрицательную, чем положительную. При этом такого мнения придерживаются и мужчины, и женщины, а также большинство респондентов, проживающих в сельской местности.

Более 40% опрошенных никогда не обращались в органы исполнительной власти за соответствующей информацией, так как не знали, что имеют на это право. Как правило, это люди 26-55 лет.

Наиболее значимым для исследования является вопрос оценки общего уровня развития гражданского общества в Республике Бурятия. Так, 45% респондентов дают оценку скорее отрицательную, чем положительную. При этом такого мнения придерживаются и мужчины, и женщины, а также большинство респондентов, проживающих в сельской местности.

При оценке степени доверия населения Республики Бурятии к институтам гражданского общества были получены ответы, аналогичные ответам предыдущего вопроса. Так, 49% респондентов считают, что население скорее не доверяет, чем доверяет институтам гражданского общества; 19% скорее доверяют, чем нет; 16% не доверяют; по 8% доверяют или затруднились ответить.

Вопрос об оценке степени информированности населения Республики Бурятия о деятельности политических партий и общественных объединений является одним из ключевых в анкете. На него были получены следующие ответы. Среди опрошенных членов общественных организаций и политических партий 43% оценивают степень информированности о своих организациях скорее отрицательно, чем положительно. Необходимо отметить, что к этому ответу склонились респонденты в возрасте 26-55 лет, в то время как молодые люди (18-25 лет) в большинстве своём оценивают степень информированности по данному вопросу положительно.

Согласно закону, граждане и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ФЗ №8 от 9.02.2009 г.)1. В связи с этим респондентам был задан вопрос о том, обращались ли они в службы по связям с общественностью органов исполнительной власти для получения информации о сферах их деятельности. Исходя из результатов, более 40% опрошенных никогда не обращались в органы исполнительной власти за соответствующей информацией, так как не знали, что имеют на это право. Как правило, это люди 26-55 лет. При этом большинство молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет не обращались по причине отсутствия потребности в этом.

При ответе на вопрос о формах участия граждан в народовластии (электронные обращения в орган власти, обсуждение законопроектов на официальных сайтах, комментарии в блогах чиновников, опросы граждан на официальных сайтах органов власти) более 50% респондентов ответили, что не принимали участия в подобных мероприятиях. Более 30% опрошенных направляли электронные обращения в орган власти, 13% принимали участие в опросах орга-

1 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ. URL: http://base. garant.ru/194874/#ixzz4wc8RvrNx [Дата посещения: 10.10.2017].

нов власти. Комментарии в блогах, обсуждение законопроектов и интернет-конференции с чиновниками не пользуются популярностью среди респондентов.

Касаясь вопроса о степени открытости органов исполнительной власти для населения, больше половины опрошенных (57%) считают, что органы власти закрыты, в то время как 42% респондентов считают их полностью открытыми.

Информационно-коммуникационное взаимодействие власти с институтами гражданского общества

Продолжением темы стал вопрос об источниках, с помощью которых респонденты получают информацию о деятельности органов исполнительной власти. Так, 39% опрошенных черпают информацию об органах власти посредством интернета (как правило, молодые люди), 31% используют для этой цели телевидение, 18% респондентов предпочитают пользоваться печатными изданиями (респонденты в возрасте 56 лет и старше), радио слушают 6% и чуть больше 5-ти процентов узнают новости о деятельности органов исполнительной власти от друзей, родственников, коллег и знакомых. Стоит отметить, что интернету отдают предпочтение преимущественно городские жители, в то время как респонденты из сельской местности предпочитают получать новости о деятельности органов исполнительной власти через телевидение и печатные издания.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день интернет является самым популярным средством распространения информации. Соответственно, по результатам опроса подавляющее большинство опрошенных регулярно используют этот ресурс для получения информации о деятельности органов исполнительной власти. По итогам ответа на вопрос о частоте использования интернета, более 70% респондентов ежедневно пользуются глобальной информационной сетью.

Развитие интернет-коммуникаций способствовало появлению такого понятия, как «электронное правительство». Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации1.

Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управ-

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск № 4591(0). 16 февраля 2008 г. URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html [Дата посещения: 01.11.2017].

Согласно результатам регулярного мониторинга качества перевода услуг в электронную форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Республика Бурятия занимает 11 место среди 35 субъектов РФ.

50% респондентов не знают о существовании электронного правительства. Ещё 25% опрошенных затруднились ответить, четверть анкетируемых ответили утвердительно. Стоит отметить, что мужчины знакомы с системой электронного правительства лучше, нежели женщины.

ления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счёт создания электронного правительства.

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Согласно результатам регулярного мониторинга качества перевода услуг в электронную форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Республика Бурятия занимает 11 место среди 35 субъектов РФ1.

В связи с этим была поставлена задача выяснить, знают ли местные жители о работе электронного правительства. Так, 50% респондентов не знают о существовании этой системы. Ещё 25% опрошенных затруднились ответить, четверть анкетируемых ответили утвердительно. Стоит отметить, что мужчины знакомы с системой электронного правительства лучше, нежели женщины. По возрастному параметру имеют представление о данной структуре люди в возрасте от 26 лет и старше, подрастающее поколение никогда об этом не слышало.

У каждой государственной структуры есть свой официальный сайт - полноценное представительство в сети. Сайт государственного органа является важным инструментом по распространению необходимой и значимой информации, так как именно здесь располагаются большие объёмы данных, касающихся различных сфер жизнедеятельности общества, доступ к которым должен быть свободным и беспрепятственным.

По мнению наших респондентов, официальные сайты органов исполнительной власти нужны для того, чтобы предоставлять сведения о том, как и где можно получить государственные услуги и что необходимо для их получения (47%); информировать население о деятельности органов власти (37%), оказывать государственные услуги (33%) и для общения с населением, выявления потребностей населения (23%).

Основным показателем эффективности работы официального сайта органа исполнительной власти является частота его посещения. Как показывают данные опроса, более 40% опрошенных граждан не пользуются электронными ресурсами органов исполнительной власти. Около 30% посещают официальные сайты один раз и менее в месяц, 16% - с такой же частотой в год, 12% - в неделю, и только 1% респондентов ежедневно пользуются услугами электронных ресурсов органов власти. Наиболее активны в этом вопросе представители политических партий. Как правило, это люди в возрасте 26-55 лет. Наибольшей популярностью официальные сайты органов власти пользуются у городских жителей.

1 Официальный сайт органов государственной власти Республики Бурятия. 2017 // URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=6370 [Дата посещения: 17.10.2017].

Наиболее популярные сервисы: «задать вопрос в орган власти по электронной почте» (23%), «электронная приёмная» (19%), «обсуждение законопроектов на сайте (возможность оставить комментарий)» (18%).

Большинство посещающих сайты органов власти частично или полностью не удовлетворены качеством размещённой информации (35%).

Ответы на вопрос о том, какая информация наиболее востребована на сайтах органов власти, показали, что местные жители в большей степени интересуются сведениями о бюджетных средствах (20%), результатами контроля, проверок, проведённых органом власти, и проверок, проведённых в органе власти (19%), статистической информацией (18%), участием органа власти в социально-экономических программах (17%).

Наиболее популярные сервисы: «задать вопрос в орган власти по электронной почте» (23%), «электронная приёмная» (19%), «обсуждение законопроектов на сайте (возможность оставить комментарий)» (18%).

Таким образом, по результатам опроса видно, что работа служб по связям с общественностью органов исполнительной власти носит непостоянный, эпизодический характер. Отсутствует последовательность в действиях, многие органы исполнительной власти не имеют в своей структуре соответствующего подразделения, который бы функционировал самостоятельно и занимался взаимодействием с институтами гражданского общества, в частности - с общественными организациями, политическими партиями и СМИ.

Это подтверждается данными экспертного опроса.

СМИ о характере взаимодействия власти с институтами гражданского общества

По мнению экспертов, благодаря эффективной работе РИ- и пресс-служб органов исполнительной власти можно достичь таких целей, как обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе и создание благоприятного имиджа органа исполнительной власти. Однако, как считают эксперты, РИ- и пресс-службы не в полной мере освещают деятельность органов исполнительной власти. По их мнению, наиболее эффективными формами распространения информации являются публикации в СМИ, а также проведение пресс-конференций и брифингов для прессы.

Следует отметить, что все респонденты считают главным инициатором информационных кампаний пресс-службы органов власти, так как именно они несут ответственность за предоставление информации о деятельности органов власти и за её достоверность.

Однако при оценке освещения деятельности органов власти местными СМИ эксперты отмечают, что зачастую большинство статей и сюжетов проплачены, а значит необъективны. Кроме этого, по мнению экспертов, в республике Бурятия существует

По мнению экспертов, PR- и пресс-службы не в полной мере освещают деятельность органов исполнительной власти. По их мнению, наиболее эффективными формами распространения информации являются публикации в СМИ, а также проведение пресс-конференций и брифингов для прессы.

Эксперты отмечают, что зачастую большинство статей и сюжетов в СМИ проплачены, а значит необъективны. Кроме этого, по их мнению, в республике Бурятия существует дефицит квалифицированных журналистов.

дефицит квалифицированных журналистов. К тому же, по мнению респондентов, информация, предоставляемая органами власти для публикации в СМИ, зачастую бывает непрозрачной и однобокой. Причиной тому служит слабая работа пресс-служб.

Говоря о перспективах развития служб по связям с общественностью органов исполнительной власти, почти все эксперты склоняются к тому, что всё зависит от руководителя ведомства. Если он нацелен на открытость и прозрачность, то, несомненно, найдёт грамотных сотрудников пресс-службы, которые, в свою очередь, легко будут взаимодействовать со СМИ. В противном случае качественного роста деятельности пресс-служб в Республики Бурятия не произойдёт.

На вопрос, что у нас в Республике мешает развитию служб по связям с общественностью, большинство экспертов отметили невнимание органов исполнительной власти к такой специализации и неразвитость самих служб. Однако, говоря о востребованности специалистов по работе с общественностью в государственных учреждениях, эксперты уверенно ответили, что такая специализация всегда востребована.

При рассмотрении вопроса о развитии гражданского общества необходимо уделять внимание взаимодействию органов исполнительной власти с общественными организациями. Так, на вопрос «Эффективна ли работа власти с общественными организациями и политическими партиями?», по мнению экспертов, эта работа скорее неэффективна.

Самыми эффективными формами взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями являются социальные заказы на проведение определённых видов работ и разработка социальных проектов и программ.

Выводы

Как показало проведённое исследование, органы исполнительной власти Республики Бурятия не уделяют должного внимания построению эффективных коммуникаций с целевой аудиторией, в частности, с институтами гражданского общества. Более 50% членов различных общественных объединений считают местные органы исполнительной власти закрытыми от общества. Это объясняется тем, что в структурах органов исполнительной власти республики в единичных случаях встречаются отдельно функционирующие пресс-службы, которые выполняют работу не только пресс-секретарей, но и РИ-специалистов. Таким образом, между ними нет чёткого разделения функциональных обязанностей, зачастую происходит их дублирование.

Кроме того, органы исполнительной власти недостаточно эффективно выстраивают отношения со средствами массовой информации, взаимодействие с которыми носит эпизодический характер. Поскольку органы исполнительной власти предостав-

Виртуализация органов власти в Бурятии, которая на сегодняшний день становится всё более популярной в условиях прогрессивного развития информационно-коммуникационной среды, носит фрагментарный характер.

ляют информацию для населения через массмедиа, то журналисты, в свою очередь, должны донести эту информацию до общества оперативно и достоверно. Это представляет собой одну из ступеней диалога, которая реализуется с помощью РИ- и пресс-служб, призванных воздействовать на деятельность органов исполнительной власти и средств массовой информации, чтобы диалог способствовал более эффективному решению социальных задач.

Виртуализация органов власти в Бурятии, которая на сегодняшний день становится всё более популярной в условиях прогрессивного развития информационно-коммуникационной среды, носит фрагментарный характер. Только единицы учреждений органов исполнительной власти Республики Бурятия имеют представительство в глобальной сети интернет, в частности, свой сайт и официальные страницы в различных социальных сетях, и эффективно их используют для работы со своими целевыми аудиториями.

На сегодняшний день Р И - т е х н о л о г и и прочно вошли в нашу жизнь. Как правило, специалисты этой области широко востребованы в коммерческой сфере, в то время как государственный сектор привык обходиться без них. Однако для того, чтобы создать и поддержать доброжелательные отношения, достичь гармонии и взаимопонимания между государством и гражданским обществом, органы исполнительной власти должны взять на вооружение службы по связям с общественностью.

Библиографический список

Айдаева Н. А. 2005. Паблик рилейшнз муниципальной власти: Функции и специфика развития.: дис. канд. полит. наук. Спец.: 23.00.02-Политические институты, этнополитиче-ская конфликтология. Улан-Удэ. 156 с.

Власть и общество в регионах России: практики взаимодействия. 2015.: монография / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН. 183 с. URL: http://www.isras.ru/ files/File/publ/Vlast_i_obshestvo_2015_final.pdf [Дата посещения: 20.02.2018].

Гостенина В. И., Байрамов В. Д., Дорохова Ю. В. 2015. Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области) // Среднерусский вестник общественных наук. Т. 10. № 6. С. 43-48.

Дагбаев Э. Д., Гунзынов Ж. П. 2015. Связи с общественностью органов власти Республики Бурятия и государственные СМИ: проблемы взаимодействия // Вестник ВСГУТУ. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. № 3 (54). С. 132-136.

Девятко И. Ф. 2003. Методы социологического исследования. 3-е изд. М.: КДУ. 296 с.

Комплексное диагностическое исследование коммуникативной структуры гражданского общества // Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 560 с.

Мацкевич И. В., Мацкевич А. Ю. 2010. Гражданское общество Республики Бурятия: автономия и структурное сопряжение // Муниципальная власть и гражданское общество: проблемы диалога и перспективы развития: материалы межрегион. научн.-практ. конф. (25 февраля 2010 г.) / Отв. ред. В. Б. Прокопьев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. С. 36-46.

Михайлова А. М. 2007. Политическая Интернет-коммуникация в современном региональном пространстве: на материалах Республики Бурятия: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (23.00.02). Улан-Удэ. 26 с.

Тихонов А. В. 2017. Реформирование работы органов власти и управления как неотложная национальная проблема // Научный результат. Социология и управление. Т. 3. № 4. С. 70-106.

Ухинова Н. В. 2015. Реализация информационной политики исполнительными органами власти Республики Бурятия посредством интернет-сайтов // Вестник БГУ. Вып. 14 А. С. 106-109.

Шилова В. А. 2012. Информационные потребности современных НКО, оценка информативности и достоверности коммуникативных каналов // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС. С. 974-984. URL: http://www.isras.ru/ index.php?page_id=1198&id=4629 [Дата посещения: 10.02.2018].

Шилова В. А. 2013. Исследование гражданского общества России через призму проблемных жизненных ситуаций граждан // Модернизационный потенциал и социальные практики - основа конкурентноспособности и консолидации российских регионов. Тюмень: Тюменская Городская Дума. С. 762-768.

00 tH

U O

!» CM DPI: 10.19181/vis. 2018.24.1.501

jf ctT Civil Society and Authorities in the Republic

§ of Buryatia: Development of Interaction

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ^ Budnikova Notolyo Sergeevno

h Graduate student, FGBUVOBuriat State Agricultural Academy named after V. R. Filippov,

m oi Ulan-Ude, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The need for political integration and modernization of Russia's political system made the idea of the formation and development of civil society urgent. The basic forms of its existence and prospects for development constitute the problem field of a number of social sciences. Theoretical and methodological approaches to solving problems of building civil society need to be confirmed by the practice of social management, which is the purpose of this article, which analyzes the effectiveness of interaction between executive authorities and civil society institutions with the help of public relations services. Informational and PR support in state structures is not only a certain guarantee of their legitimate existence, but also affects the effectiveness of activities. The problems of federalism, the growth of the powers of the regions of the country at the expense of federal powers make the work of public relations specialists not only at the federal level, but also at the level of the subjects of the federation of the republics, regions and at the local level. Local governments differ in their work from federal structures, since they are closer to the population than the central bodies of the state. In this regard, a study was conducted to determine the effectiveness of using public relations services in the interaction of executive authorities with civil society. In the course of the study, it was found that activities aimed at building harmonious relations with target groups, the public and institutions of civil society are carried out fragmentarily and inconsistently. In connection with this, the executive authorities are invited to strengthen their work in the communication and information sphere, to pay sufficient attention to the interaction of the government with civil society institutions in order to avoid social tensions.

Keywords: civil society, communication and information activities, public relations, press service, mass media.

References

Aydaeva N. A. Public relations munitsipal'noy vlasti: Funktsii i spetsifika razvitiya [Public Relations of Municipal Authorities: Functions and Specifics of Development]. Dis. kand. polit. nauk. Ulan-Ude, BurSU, 2005.156 p. (in Russ.).

Complexnoe diagnosticheskoe issledovanie kommunikativnoy struktury grazhdanskogo obschestva. Sotziologiya upravleniya: fundamental'noe i prikladnoe znanie [Comprehensive diagnostic study of the communicative structure of civil society in Russia]. Ed. by A. V. Tikhonov. Moscow, Kanon+, ROOI «Reabilitatsiya», 2014. 560 p. (in Russ.).

Dagbaev E. D., Gunzynov J. P. Sviazi s obschestvennost'yu organov vlasti Respubliki Buryatiya i gosudarstvennye SMI: problemy vzaimodeystviya [Public relations of the authorities of the Republic of Buryatia and state-owned media: problems of interaction]. Vestnik VSGUTU, 2015, no. 3 (54), pp. 132136. (in Russ.).

Deviatko I. F. Metody sotziologicheskogo issledovaniya [Methods of Sociological Survey]. Moscow, KDU, 2003. 296 p. (in Russ.).

Gostenina V. I., Bayramov V. D., Dorokhova J. V. Opyt analiza deyatel'nosti PR-sluzhb regional'nykh organov vlasti (na primere Orlovskoy oblasti) [Experience in analyzing the activities of PR services of regional authorities (on the example of the Orel region)]. Srednerussky vestnik obschestvennykh nauk, 2015, vol. 10, no. 6. pp. 4348. (in Russ.).

Matskevich I. V., Matskevich A. Y. Grazhdanskoe obschestvo Respubliki Buryatiya: avtonomiya i strukturnoe sopriazhenie [Civil society of the Republic of Buryatia: autonomy and structural conjugation]. Munitsipal'naya vlast' i grazhdanskoe obschestvo: problemy dialoga i perspektivy razvitiya. Ed. by V. B. Prokopiev. Ulan-Ude, BurSU publ., 2010, pp. 36-46. (in Russ.).

Mikhaylova A. M. Politicheskaya Internet-kommunikatsiya v sovremennom regional'nom prostranstve: na materialakh Respubliki Buryatiya [Political Internet communication in the modern regional space: on the materials of the Republic of Buryatia]. Avtoref. dis. kand. polit. Nauk. Ulan-Ude, 2007. 26 p. (in Russ.).

Shilova V. A. Informatsionnye potrebnosti sovremennykh NKO, otsenka informativnosti i dostovernosti kommunikativnykh kanalov [Information needs of modern non-profit organizations, assessment of information content and reliability of communication channels]. Sotziologiya i obschestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie. Moscow, RSS publ., 2012, pp. 974-984. (in Russ.).

Shilova V. A. Issledovanie grazhdanskogo obschestva Rossii cherez prizmu problemnykh zhiznennykh situatsiy grazhdan [The study of civil society in Russia through the prism of the problematic life situations of citizens]. Modernizatsionny potentsial i sotsial'nye praktiki — osnova konkurentnosposobnosti i konsolidatsii rossiyskikh regionov. Tiumen', TGD publ., 2013, pp. 762-768. (in Russ.).

Tikhonov A. V. Reformirovanie raboty organov vlasti i upravleniya kak neotlozhnaya natsional'naya problema [Reforming of the work of power and management as an urgent national problem]. Nauchny rezul'tat. Sotziologiya i upravlenie, vol. 3, 2017, no. 4, pp. 70-106. (in Russ.).

Ukhinova N. V. Realizatsiya informatsionnoy politiki ispolnitel'nymi organami vlasti Respubliki Buryatiya posredstvom internet-saytov [Implementation of information policy by the executive bodies of the Republic of Buryatia through websites]. Vestnik BGU, 2015, release 14, pp. 106-109. (in Russ.).

Vlast' i obschestvo v regionakh Rossii: praktiki vzaimodeystviya [Power and Society in the Regions of Russia: Interaction Practices]. Ed. by I. A. Khaliy. Moscow, IS RAS publ., 2015. 183 p. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/ Vlast i obshestvo 2015 final.pdf [date of visit: 20.02.2018]. (in Russ.).

00

go >o

О

(N

СП

Ï"2

ш oi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.