Научная статья на тему 'Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом'

Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9012
1501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРЕСС-СЛУЖБА / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СМИ / CIVIL SOCIETY / PUBLIC GOOD / PUBLIC RELATIONS / PRESS OFFICE / EXECUTIVE AUTHORITIES / MEDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будникова Наталья Сергеевна

Изучены формы и методы воздействия служб по связям с общественностью органов исполнительной власти на становление и развитие гражданского общества. Установлено, что деятельность по связям с общественностью органов исполнительной власти в условиях гражданского общества заключается прежде всего в поддержании авторитета организации на всех ее уровнях путем информирования об актуальной и полезной для граждан деятельности. На данный момент деятельность органов государственного управления, направленная на установление эффективных коммуникаций между обществом и властью, демонстрирует факт осознания последней необходимости построения диалогического полиаспектного взаимодействия с широкой аудиторией как важного фактора демократизации общественно-политической жизни страны, социокоммуникативной интеграции, становления и эффективного функционирования институтов гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будникова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH CIVIL SOCIETY

The forms and methods of influence of Public relations services of executive bodies on formation and development of civil society have been studied. It was found that the activity of public relations executive authorities in conditions of the civil society is primarily concluded in maintaining the credibility of the organization at all its levels by informing about activities that are relevant and useful for citizens. At the moment, government activities, aimed at establishing effective communication between society and authorities, demonstrate the awareness of the latter the need to build a dialogic poly aspect interaction with a wider audience as an important factor of democratization of social and political life of the country, social and communicative integration, the establishment and effective functioning of the institutions of the civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом»

УДК 659.4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ

© Будникова Наталья Сергеевна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академия им. В. Р. Филиппова. Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. E-mail: budnikova_natasha@mail.ru

Изучены формы и методы воздействия служб по связям с общественностью органов исполнительной власти на становление и развитие гражданского общества. Установлено, что деятельность по связям с общественностью органов исполнительной власти в условиях гражданского общества заключается прежде всего в поддержании авторитета организации на всех ее уровнях путем информирования об актуальной и полезной для граждан деятельности. На данный момент деятельность органов государственного управления, направленная на установление эффективных коммуникаций между обществом и властью, демонстрирует факт осознания последней необходимости построения диалогического полиаспектного взаимодействия с широкой аудиторией как важного фактора демократизации общественно-политической жизни страны, социокоммуникативной интеграции, становления и эффективного функционирования институтов гражданского общества в России.

Ключевые слова: гражданское общество, общественное благо, связи с общественностью, пресс-служба, органы исполнительной власти, СМИ.

INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH CIVIL SOCIETY

Budnikova Natalia S., Research Assistant, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Academy of Agriculture named after V. R. Philippov. 8, Pushkina, Ulan-Ude, 670024, Russia.

The forms and methods of influence of Public relations services of executive bodies on formation and development of civil society have been studied. It was found that the activity of public relations executive authorities in conditions of the civil society is primarily concluded in maintaining the credibility of the organization at all its levels by informing about activities that are relevant and useful for citizens. At the moment, government activities, aimed at establishing effective communication between society and authorities, demonstrate the awareness of the latter the need to build a dialogic poly aspect interaction with a wider audience as an important factor of democratization of social and political life of the country, social and communicative integration, the establishment and effective functioning of the institutions of the civil society in Russia.

Keywords: civil society, public good, public relations, press office, executive authorities, media.

Деятельность, которая реализуется в настоящее время органами исполнительной власти в рамках коммуникации, представляет собой факт осознания властными элитами необходимости построения диалогического полиаспектного взаимодействия с широкой аудиторией, как важного фактора демократизации общественно-политической жизни страны, социокоммуникативной интеграции, становления и эффективного функционирования институтов гражданского общества в России. Связи с общественностью как диалогически ориентированная форма социальной коммуникации становятся одним из основных инструментов построения конструктивных отношений государственных органов с различными целевыми группами общественности.

Информационно-коммуникационное взаимодействие органов государственной власти с общественными и политическими структурами и населением в России реализуется преимущественно в форме связей с общественностью.

Одним из основных носителей представления об общественном благе выступает гражданское общество, а общественное благо - одно из ключевых понятий в деятельности служб по связям с общественностью. Суть деятельности отделов по связям с общественностью заключается в реализации интересов широкой общественности, создании и поддержании доброжелательных отношений, достижении гармонии и взаимопонимания [4].

В целях наиболее эффективного и полного исследования взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом институты гражданского общества представляется возможным классифицировать по специфике и сфере их деятельности на три основных вида:

1) институты гражданского общества, оказывающие юридическую помощь - нотариат, адвокатура, общественные объединения адвокатов;

2) институты гражданского общества, функционирующие в политической сфере - политические партии;

3) институты гражданского общества в культурной и социально-экономической сферах - некоммерческие общественные организации, общественные движения, учреждения, фонды, профессиональные союзы, средства массовой информации, институты образования, собственности, местного самоуправления (сообщества), церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения) [10].

Кроме того, в качестве отдельной категории институтов, которые, с точки зрения правовых аспектов, не относятся к гражданскому обществу, но действуют в рамках этого направления, следует выделить государственные образования, способствующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественная палата Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия.

Важным шагом в установлении PR-диaлoгa между гражданским обществом и органами государственной власти в России стало создание Общественной палаты Российской Федерации (ОПРФ). Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 4 апреля 2005 г. Согласно данному закону, ОПРФ призвана обеспечить конструктивное взаимодействие граждан, общественных объединений и органов государственной власти всех уровней в целях решения наиболее важных вопросов обеспечения национальной безопасности, социально-экономического развития, защиты прав и свобод граждан, соблюдения демократических принципов развития гражданского общества и основ конституционного строя в РФ [7].

Факт учреждения данной Общественной палаты, являющейся совещательным органом, может расцениваться как существенное продвижение властных структур на пути повышения уровня социальной солидарности, социокоммуникативной интеграции, преодоления отчуждения в системе «общество - власть» и развития в России гражданских инициатив. Беря во внимание основные функции, которыми наделена ОПРФ, ее можно назвать неким промежуточным звеном между властью и обществом, своего рода посреднической структурой, выполняющей задачу достижения и расширения общественно-государственного сотрудничества. Таким образом, в социально-дифференцированных обществах создание институтов, подобных Общественной палате, является жизненной необходимостью, что, в свою очередь, способствует активизации гражданского общества.

В работе ОПРФ по реализации основных ее функций широко используются диалогически ориентированные PR-кoммyникaции. Необходимость интеграции связей с общественностью в информационно-коммуникационную деятельность данного института обусловлена, главным образом, самой спецификой этой деятельности [9]. Комиссии, институты и межкомиссионные рабочие группы, формирующие структуру ОПРФ, ежегодно проводят публичные мероприятия. К основным формам организации PR-взaимoдeйcтвия с целевыми аудиториями можно отнести общественные слушания, гражданские форумы, пленарные, выездные заседания, «круглые столы» и др. [8].

Так как представление об «общественном благе» неразрывно связано с представлением о гражданском обществе, цель связей с общественностью - сделать интересы гражданского общества, то есть каждого гражданина, фундаментом общественных отношений.

Специфика PR заключается в том, что они всегда ориентированы на личность и должны быть направлены на благо общества. Это осуществляется при помощи обращений через средства массовой информации, выступлений на собраниях, общения с помощью технических средств, почты или просто личных контактов. При этом представление об общественном благе выступает средством для достижения взаимопонимания. Однако взаимопонимания не всегда удается достичь с первого раза. Еще одна важная специфическая черта связей с общественностью заключается в их долгосрочности.

Важной составляющей динамично развивающегося гражданского общества является свободная пресса, обеспечивающая поддержку борьбы с возможными злоупотреблениями власти и придающая огласке неблаговидные действия государственных чиновников. Службы по связям с общественностью играют в этом процессе немаловажную роль, успешно действуя в государственном и коммерческом секторах общества. Основные направления их деятельности часто локализуются в создании по-

ложительного образа-имиджа организации или лица, агитации (в избирательных кампаниях) и привлечении внимания к важным проблемам, например, к социальным проектам [5].

В современном мире основным выразителем общественного мнения выступают средства массовой информации. Они, в свою очередь, могут ослаблять или усиливать эффективность его воздействия на власть, а также изменять его содержание и векторы влияния. Поэтому органам государственной власти необходимо совершенствовать социальные механизмы и правовые основы функционирования общественного мнения через средства массовой информации. Важными требованиями в данном аспекте выступают оперативность, объективность, правдивость, доступность и широта распространения.

В то же время публичность подразумевает не только информационную открытость и прозрачность действий, но и наличие обратной связи. Формула современного государства гласит, что общество должно контролировать власть и активно участвовать в политической жизни страны. Таким образом, в формуле «власть - общество» подразумевается наличие еще одного звена - пресс-службы.

Пресс-служба предназначена для того, чтобы своевременно обеспечивать максимальный объем публикаций теле- или радиопередач, содержащих информацию PR-xapaктepa об организации, для достижения понимания явлений и процессов, а также представить общественности необходимые знания. Важной особенностью работы пресс-службы в государственной структуре является в высокой степени регламентированность ее деятельности. Если в коммерческих организациях, компаниях сотрудникам дана большая свобода для принятия творческих решений, то в государственной структуре важно четкое исполнение должностных инструкций и в целом распорядка органа власти [1].

Что касается региональных органов исполнительной власти то, зачастую в пресс-службах наблюдается выполнение специалистами смежных функций. Поэтому, как правило, работники пресс-служб региональных органов власти признаются своего рода «универсалами».

Специфика функционирования пресс-службы в органах государственной власти зависит от особенностей функционирования института государственной службы в целом. Участие связей с общественностью в государственном управлении можно определить как помощь государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. Двойственная, противоречивая природа целей и задач пресс-центров, с одной стороны, заключается в том, чтобы проводить информационную политику с учетом интересов ведомства, с другой стороны - предоставлять ту информацию, которая соответствует интересам общества, выраженным через СМИ [3].

На медиарынке средства массовой информации занимают все более активную позицию - кроме информационной, просветительской и развлекательной функций, они часто интерпретируют и редактируют окружающую действительность. Формируя информационную повестку дня, СМИ накладывают свой отпечаток на развитие событий, занимаются так называемой виртуализацией окружающей действительности.

PR-cлyжбa - это не только структурное подразделение какой-либо организации, выполняющее информационную функцию в органах власти. Это непосредственный участник политического процесса, от действий которого зависят не только имидж руководителя, но и органа государственной власти в целом, а также настроение в обществе. Задачи, которые ставят PR-cлyжбe в коммерческой структуре и PR-cлyжбe в государственном учреждении, существенно различаются. Надо учитывать, что главная функция PR-cлyжбы в госучреждении - создание позитивного имиджа учреждения и руководителя в контексте позитивного имиджа власти.

Деятельность и взаимодействие PR-cлyжб играют важную роль в государственной информационной политике. Без такого взаимодействия нельзя рассчитывать на достижение высокого качества жизни как в отдельно взятом регионе, так и в стране в целом.

Доверие и понимание со стороны общества могут быть достигнуты в том случае, если власть будет стремиться предоставить обществу точную и объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и т.д. То есть оказывать соответствующие информационные услуги, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность ее деятельности. Решение этой задачи во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого пресс-службами органов исполнительной власти.

Поскольку органы исполнительной власти обязаны предоставлять информацию населению через средства массовой информации, то журналисты, в свою очередь, должны данную информацию доносить до общественности достоверно. Это и есть одна из ступеней диалога, реализуемая PR-

службами, которые призваны влиять на деятельность власти и средств массовой информации так, чтобы диалог способствовал эффективному решению общих социально значимых задач.

Кроме того, важным направлением коммуникационной деятельности по организации PR-диалога в системе «власть - общество», реализуемой органами исполнительной власти, является организация коммуникативно-диалогического взаимодействия с общественностью в сети Интернет. Важными специфическими характеристиками PR-коммуникаций в сети Интернет, значительно увеличивающими их интегративный потенциал, являются интерактивность, возможность организации связи между субъектами напрямую, минуя посредников.

Отдельного внимания в контексте рассматриваемого вопроса заслуживает опыт использования органами исполнительной власти в работе по построению диалогических отношений с общественностью таких PR-инструментов, как «прямые линии», телемосты, интернет-конференции. Традиционным для россиян становится ежегодное интерактивное общение с руководством страны в рамках так называемых «прямых линий» - уникальной PR-технологии массированного диалогового взаимодействия через систему современных телекоммуникационных средств [9].

Таким образом, взаимодействие служб по связям с общественностью органов исполнительной власти с гражданским обществом происходит путем информирования граждан о деятельности организации через средства массовой информации, проведения PR-мероприятий для продвижения своих проектов и поиска поддержки для их реализации. Также одним из методов взаимодействия PR-служб с институтами гражданского общества является организация коммуникативно-диалогического взаимодействия с общественностью в сети Интернет.

При всей сложности российской социокоммуникативной ситуации, характеризующейся такими понятиями, как «отчуждение», «дезинтеграция» и т.д., в стране отмечается положительная тенденция в построении диалога между обществом и властью. Деятельность органов государственного управления, направленная на построение эффективной двухсторонней коммуникации, говорит о постепенном осознании властью необходимости организации общественно-государственного диалога, в том числе посредством PR-средств и, таким образом, консолидации современного российского социума в целях эффективной модернизационно-преобразовательной деятельности.

Литература

1. Аброчнов А. Организационная структура пресс-службы // Связи с общественностью в государственных структурах. - 2010. - №1. - С. 176-177.

2. Гиренок Л. Ф. Реклама и PR в информационном обществе // Теоретико-социологический анализ. - М., 2000. - С. 57.

3. Горохов В. М. Связи с общественностью в политике и государственном управлении // Власть. - 2001. - №9. - С. 47.

4. Раскин И. PR: «общественное благо» и общественные отношения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.socreklama.ru (дата обращения: 02.11.2014).

5. Чумиков А. Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2006. - С.132.

6. Все о рекламе, маркетинге и PR [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.advschool.ru/articles/ article796.htm (дата обращения: 05.02.2014).

7. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.oprf.ru/about/law/418/ (дата обращения: 05.02.2014).

8. Об общественной палате. Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.oprf.ru/ru/about/ (дата обращения: 05.02.2014).

9. Кошман М. В. Связи с общественностью как фактор социокоммуникативной интеграции современного российского общества: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 189 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.dslib.net/soc-filosofia/svjazi-s-obwestvennostju-kak-faktor-sociokommu nikativnoj-integracii-sovremennogo.html (дата обращения: 01.04.2015).

10. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России [Электронный ресурс]. - URL: http: //pravouch.com/deyatelnost-advokatskaya/advokatura-notariat-drugie-institutyi.html (дата обращения: 20.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.