YAK 316.3(571.54) ББК 60.561.32(2Рос.Бур)
Н.С. БУДНИКОВА
N.S. BUDNIKOVA
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВААСТИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
CIVIL SOCIETY AND EXECUTIVE AUTHORITIES: WAYS OF INTERACTION IMPROVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
Необходимость политической интеграции и модернизации политической системы России сделали актуальной идею становления и развития гражданского общества. Теоретико-методологические подходы к решению проблем построения гражданского общества необходимо подтверждать практикой социального управления, что и является целью данной статьи, в которой проанализирована эффективность взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общество при помощи служб по связям с общественностью.
The need for political integration and modernization of Russia's political system made the idea of civil society formation and development urgent. Theoretical and methodological approaches to solving problems of building civil society need to be confirmed by social management practice that is the goal of this article. The paper analyzes the effectiveness of interaction between executive authorities and civil society institutions with the help of public relations services.
Ключевые слова: гражданское общество, связи с общественностью, пресс-служба, средства массовой информации.
Key words: civil society, public relations, press service, mass media.
На сегодняшний день в Бурятии наблюдается процесс становления гражданского общества, однако современное состояние институтов гражданского общества не свободно от ряда недостатков. Выявление имеющихся проблем, безусловно, необходимо для оценки уровня развития гражданского общества и дает информацию для размышления, поэтому будет способствовать поиску механизмов по устранению обозначенных недочетов и, соответственно, повышению общественного консенсуса. Не последнюю роль в этом процессе играют службы по связям с общественностью органов исполнительной власти. Возможности PR должны быть использованы в целях повышения открытости органов исполнительной власти и приближения к интересам граждан. Закрытость органов исполнительной власти, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
В Положениях о службах по связям с общественностью органов исполнительной власти Республики Бурятия почти повсеместно присутствует только одна целевая функция - обеспечение связей с гражданами и их объединениями. В силу многозначности формулировки ее можно трактовать и как доведение до граждан лишь той части информации и в таком виде, которые считают для себя приемлемыми органы исполнительной власти. Связь не обязательно подразумевает диалог и партнерские отношения. Следовательно, такая формулировка не может служить четким ориентиром для организации практической работы PR-службы, ее стремления сделать работу органа власти прозрачной, открытой для граждан и их объединений, обеспечить сотрудничество с ними, т.е. формулировка не ориентирует на наиболее прогрессивные принципы двусторонней сбалансированной связи.
В целях оценки процессов взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества с помощью служб по связям с
общественностью и прогноза их дальнейшего развития было проведено социологическое исследование с использованием методов массового и экспертного опросов. В качестве респондентов массового опроса выступили члены общественных организаций, территориальных общественных самоуправлений и региональных отделений тех политических партий, которые получили наибольшее количество голосов на выборах («Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия»). Всего в опросе приняли участие 342 чел. По данным массового опроса, жители Республики Бурятия внимательно следят за тем, как развиваются события в политической, экономической жизни нашей страны (более 60% респондентов). Примечательно, что большей частью респондентов, кто выбрал этот вариант ответа, являются представители политических партий. Члены общественных организаций тоже следят за развитием событий, но не проявляют особого интереса. Что касается возрастного критерия, то внимательно следят за развитием политических и экономических событий люди в возрасте 26-55 лет. Молодые люди (18-25 лет) следят за развитием событий, но им это не очень интересно.
При оценке положения дел в стране, происходящих в ней перемен больше половины респондентов (51%) склонились к ответу: «Скорее отрицательно, чем положительно». Среди них преобладают по гендерному признаку мужчины, по возрастным категориям - люди в возрасте 26-55 лет. Стоит отметить, что большинство опрошенных жителей сельских поселений выбрали именно этот вариант ответа.
Для того чтобы выявить, какая сфера жизни страны пользуется наибольшей популярностью, мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале различные сферы жизни общества, где 1 - не имеет никакого значения; 2 - почти не важно; 3 - важно, но не очень; 4 - очень важно; 5 - самое важное. Так, по данным исследования, самой важной для наших респондентов является экономическая сфера, очень важными - социальная и сфера образования, важно, но не очень - сфера международных отношений; почти не важно - культурная сфера и совсем не интересуются религиозной сферой.
Наиболее важным для исследования является вопрос оценки общего уровня развития гражданского общества в Республике Бурятия. Так, 45% респондентов дают оценку скорее отрицательную, чем положительную. При этом такого мнения придерживаются и мужчины, и женщины, а также большинство респондентов, проживающих в сельской местности.
При оценке степени доверия населения Республики Бурятии к институтам гражданского общества были получены ответы, аналогичные ответам предыдущего вопроса. Так, 49% респондентов считают, что население скорее не доверяет, чем доверяет институтам гражданского общества; 19% -скорее доверяют, чем нет; 16% - не доверяют; 8% - доверяют и 8% опрошенных затруднились ответить.
Вопрос об оценке степени информированности населения Республики Бурятия о деятельности политических партий и общественных объединений является одним из ключевых в анкете. На него были получены следующие ответы. Среди опрошенных членов общественных организаций и политических партий 43% оценивают степень информированности о своих организациях скорее отрицательно, чем положительно. Необходимо отметить, что к этому ответу склонились респонденты в возрасте 26-55 лет, в то время как молодые люди (18-25 лет) в большинстве своем оценивают степень информированности населения нашей республики о деятельности различных институтов гражданского общества положительно.
Согласно закону граждане и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ФЗ № 8 от 9.02.2009 г.) [1]. В связи с этим респондентам был задан вопрос о том, обращались ли они в службы по связям с общественностью органов исполнительной власти для получения информа-
ции о сферах их деятельности. Исходя из результатов, более 40% опрошенных никогда не обращались в органы исполнительной власти за соответствующей информацией, так как не знали, что имеют на это право. Как правило, это люди 26-55 лет. При этом большинство молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет не обращались по причине отсутствия потребности в этом.
При ответе на вопрос о формах участия народовластия граждан (электронные обращения в орган власти, обсуждение законопроектов на официальных сайтах, комментарии в блогах чиновников, опросы граждан на официальных сайтах органов власти) более 50% респондентов не принимали участия в подобных мероприятиях. Более 30% опрошенных направляли электронные обращения в орган власти, 13% принимали участие в опросах органов власти. Комментарии в блогах, обсуждение законопроектов и интернет-конференции с чиновниками не пользуются популярностью среди респондентов.
Касаясь вопроса о степени открытости органов исполнительной власти для населения, стоит отметить, что больше половины опрошенных (57%) считают, что органы власти закрыты, в то время как 42% респондентов считают их полностью открытыми.
Продолжением темы стал вопрос об источниках, с помощью которых респонденты получают информацию о деятельности органов исполнительной власти. Так, 39% опрошенных находят информацию об органах власти посредством интернета (как правило, молодые люди), 31% используют для этой цели телевидение, 18% респондентов предпочитают пользоваться печатными изданиями (респонденты в возрасте 56 лет и старше), радио слушают 6% и чуть больше 5% узнают новости о деятельности органов исполнительной власти от друзей, родственников, коллег и знакомых. Стоит отметить, что интернету отдают предпочтение преимущественно городские жители, в то время как респонденты из сельской местности предпочитают получать новости о деятельности органов исполнительной власти через телевидение и печатные издания.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день интернет является самым популярным средством распространения информации. Соответственно, по результатам опроса, подавляющее большинство опрошенных регулярно используют этот ресурс для получения информации о деятельности органов исполнительной власти. По итогам ответа на вопрос о частоте использования интернета, более 70% респондентов ежедневно пользуются глобальной информационной сетью.
Развитие интернет-коммуникаций способствовало появлению такого понятия, как «электронное правительство». Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [3]. Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства.
Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
Согласно результатам регулярного мониторинга качества перевода услуг в электронную форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг Республика Бурятия занимает 11 место среди 35 субъектов РФ [2].
В связи с этим нами была поставлена задача выяснить, знают ли местные жители о работе электронного правительства. Так, 50% респондентов не знают о существовании этой системы. Еще 25% опрошенных затруднились ответить, четверть анкетируемых ответили утвердительно. Стоит отметить,
что мужчины знакомы с системой электронного правительства лучше, нежели женщины. По возрастному параметру имеют представление о данной структуре люди в возрасте от 26 лет и старше, подрастающее поколение никогда об этом не слышало.
У каждой государственной структуры есть свой официальный сайт -полноценное представительство в сети. Сайт государственного органа является важным инструментом по распространению необходимой и значимой информации, так как именно здесь располагаются большие объемы данных, касающиеся различных сфер жизнедеятельности общества, доступ к которым должен быть свободным и беспрепятственным.
По мнению наших респондентов, официальные сайты органов исполнительной власти нужны для того, чтобы предоставлять сведения о том, как и где можно получить государственные услуги и что необходимо для их получения (47%); информировать население о деятельности органов власти (37%), оказывать государственные услуги (33%) и для общения с населением, выявления потребностей населения (23%).
Основным показателем эффективности работы официального сайта органа исполнительной власти является частота его посещения. Как показывают данные опроса, более 40% опрошенных граждан не пользуются электронными ресурсами органов исполнительной власти. Около 30% посещают официальные сайты 1 раз и менее в месяц, 16% - 1 раз и менее в год, 12% - 1 раз и менее в неделю, и только 1% респондентов ежедневно пользуются услугами электронных ресурсов органов власти. Наиболее активны в этом вопросе представители политических партий, как правило, это люди в возрасте 2655 лет. Наибольшей популярностью официальные сайты органов власти пользуются у городских жителей.
Из тех, кто посещает сайты органов власти, большая часть частично или полностью не удовлетворены качеством размещенной информации (35%).
Ответы на вопрос о том, какая информация наиболее востребована на сайтах органов власти, показали, что местные жители в большей степени интересуются сведениями о бюджетных средствах (20%), результатами проверок, контроля, проведенных органом власти и проверок, проведенных в органе власти (19%), статистической информацией (18%), участием органа власти в социально-экономических программах (17%).
Наиболее популярными сервисами среди посетителей сайтов органов власти, по итогам опроса, являются такие, как «задать вопрос в орган власти по электронной почте» (23%), «электронная приемная» (19%), «обсуждение законопроектов на сайте (возможность оставить комментарий)» (18%).
Таким образом, по результатам массового опроса видно, что работа служб по связям с общественностью органов исполнительной власти носит непостоянный, эпизодический характер. Отсутствует последовательность в действиях, многие органы исполнительной власти не имеют в своей структуре соответствующего подразделения, который функционировал бы самостоятельно и занимался взаимодействием с институтами гражданского общества, в частности с общественными организациями, политическими партиями и СМИ.
Это подтверждается данными экспертного опроса. По мнению экспертов, в роли которых выступили представители региональных СМИ в количестве 7 чел., благодаря эффективной работе PR- и пресс-служб органов исполнительной власти можно достичь таких целей, как обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе и создание благоприятного имиджа органа исполнительной власти. Однако, как считают эксперты, PR- и пресс-службы не в полной мере освещают деятельность органов исполнительной власти. По их мнению, наиболее эффективными формами распространения информации являются публикации в СМИ, а также проведение пресс-конференций и брифингов для прессы.
Следует отметить, что все респонденты считают главным инициатором информационных кампаний пресс-службы органов власти, так как именно они несут ответственность за предоставление информации о деятельности органов власти и за ее достоверность.
Однако при оценке освещения деятельности органов власти местными СМИ эксперты отмечают, что зачастую большинство статей и сюжетов проплачены, а значит, необъективны. Кроме этого, по мнению экспертов, в республике Бурятия существует дефицит квалифицированных журналистов. К тому же, по мнению респондентов, информация, предоставляемая органами власти для публикации в СМИ, зачастую бывает непрозрачной и однобокой. Причиной этому служит слабая работа пресс-служб.
Говоря о перспективах развития служб по связям с общественностью органов исполнительной власти, почти все эксперты склоняются к тому, что все зависит от руководителя ведомства: если он нацелен на открытость и прозрачность, то, несомненно, найдет грамотных сотрудников пресс-службы, которые, в свою очередь, легко будут взаимодействовать со СМИ. В противном случае качественного роста деятельности пресс-служб в Республики Бурятия не произойдет.
На вопрос: «Что мешает развитию служб по связям с общественностью у нас в республике?» - большинство экспертов отметили невнимание органов исполнительной власти к такой специализации и неразвитость самих служб. Однако, говоря о востребованности специалистов по работе с общественностью в государственных учреждениях, эксперты уверенно ответили, что такая специализация всегда востребована.
При рассмотрении вопроса о развитии гражданского общества необходимо уделять внимание взаимодействию органов исполнительной власти с общественными организациями. Так, на вопрос: «Эффективна ли работа власти с общественными организациями и политическими партиями?» - эксперты ответили, что эта работа скорее неэффективна.
Самыми эффективными формами взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями являются социальные заказы на проведение определенных видов работ и разработка социальных проектов и программ.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день PR-технологии прочно вошли в нашу жизнь. Как правило, специалисты этой области широко востребованы в коммерческой сфере, в то время как государственный сектор привык обходиться без них. Однако для того чтобы создать и поддержать доброжелательные отношения, достигнуть гармонии и взаимопонимания между государством и гражданским обществом, органы исполнительной власти должны взять на вооружение службы по связям с общественностью.
Поскольку органы исполнительной власти предоставляют информацию для населения через масс-медиа, то журналисты, в свою очередь, должны донести эту информацию до общества оперативно и достоверно. Это представляет собой одну из ступеней диалога, которая реализуется с помощью PR- и пресс-служб, призванных воздействовать на деятельность органов исполнительной власти и средств массовой информации для того, чтобы диалог способствовал более эффективному решению социальных задач.
Литература
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ « (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.gaгant. ru/194874/#ixzz4wc8RvrNx (дата обращения: 10.10.2017).
2. Официальный сайт органов государственной власти Республики Бурятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/index. php?id=6370 (дата обращения: 17.10.2017).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [Электронный ресурс] // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4591 (0). - 16 февраля 2008 г. - Режим доступа: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 01.11.2017).
References
1. Federal law of February 9, 2009 N 8-FZ (with changes and additions) "Ob obe-spechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i or-ganov mestnogo samoupravleniya" [About ensuring access to information on activity of state bodies and local governments : the]. Available at: http://base. garant.ru/194874/#ixzz4wc8RvrNx (date of access: 10.10.2017).
2. Oficial'nyj sajt organov gosudarstvennoj vlasti Respubliki Buryatiya [Official website of the state authorities of the Republic of Buryatia]. Available at: http:// egov-buryatia.ru/index.php?id=6370 (date of access: 17.10.2017).
3. Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii ot 7 fevralya 2008 g. N Pr-212, Rossijskaya gazeta [Russian Newspaper], № 4591 (0), 16 February, 2008 [Strategy of development of information society in the Russian Federation]. Available at: https://rg.ru/2008/02/16/infor-macia-strategia-dok.html (date of access: 01.11.2017).