Научная статья на тему 'Взаимодействие гражданского общества и органов государственной службы как фактор развития демократии в российской Федерации'

Взаимодействие гражданского общества и органов государственной службы как фактор развития демократии в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2378
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MODELS OF INTERACTION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ВЛАСТЬ / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фндкян Д.А., Кумова А.А.

В данной статье рассматриваются особенности механизма взаимодействия органов государственной службы и гражданского общества. Выявляются особенности, рассматриваются теории взаимодействия. Авторами проведен опрос студентов Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы с целью найти проблемы и обозначить пути совершенствования взаимодействия гражданского общества и государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF CIVIL SOCIETY AND PUBLIC SERVICE AS A FACTOR OF DEMOCRATIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deal with the interaction of public service and civil society. The features of interaction are identified. Theories of interaction and there relevance are considered. Students of South Russian Institute the Russian academy of national economy and public administration were interviewed by authors for the propose to find problems and ways of improving interaction of public service and civil society

Текст научной работы на тему «Взаимодействие гражданского общества и органов государственной службы как фактор развития демократии в российской Федерации»

УДК 342.51

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ INTERACTION OF CIVIL SOCIETY AND PUBLIC SERVICE AS A FACTOR OF DEMOCRATIZATION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Фндкян Д. А., Кумова А. А.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Fndkyan D.A., Kumova.A.A.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности механизма взаимодействия органов государственной службы и гражданского общества. Выявляются особенности, рассматриваются теории взаимодействия. Авторами проведен опрос студентов ЮжноРоссийского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы с целью найти проблемы и обозначить пути совершенствования взаимодействия гражданского общества и государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, гражданское общество, модели взаимодействия, демократия, власть.

Annotation: The article deal with the interaction of public service and civil society. The features of interaction are identified. Theories of interaction and there relevance are considered. Students of South Russian Institute the Russian academy of national economy and public administration were interviewed by authors for the propose to find problems and ways of improving interaction of public service and civil society

Key words: public service, civil society, the models of interaction, democracy, authority.

Конституция Российской Федерации провозгласила нашу страну демократической державой и определила как «социальное государство». С момента ее принятия прошло более 20 лет, но вопрос построения социального государства до сих пор остается открытым. Рассмотрев многочисленные труды отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод о том, что фундаментальной основой социального государства является постоянный диалог между обществом и государственной властью. Гармоничное сотрудничество между данными институтами возможно обеспечить лишь при постоянной консолидации и совершенствовании взаимодействия общества и государства. [1. С.147]

Чтобы попытаться найти решение данной проблемы необходимо соотнести нынешнее состояние взаимодействия органов власти и гражданского общества с интегрированной моделью, сочетающей в себе совершенные критерии оценки.

В современных условиях органы государственного управления все больше приходят к осознанию того, что эффективность их деятельности прямо пропорциональна ожиданиям, потребностям и мнениям граждан. В зависимости от модели воздействия, выбранной государством, взаимовлияние органов государственной власти и общества происходит на

разных уровнях, разными способами и с различными результатами. [2. С.497]

На практике существует три модели взаимодействия органов государственной власти и общества. Первая модель характеризуется односторонней информированностью общественности о деятельности государственных органов. Она предполагает создание в органах управления пресс-служб, отделов по связям с общественностью и распространение «объективной» информации об их деятельности в СМИ. Иначе называется «асимметричной», так как она направлена только на удовлетворение потребностей государственных органов и создание положительного имиджа любыми путями. Ее целью не является удовлетворение потребностей гражданского общества. Вторая модель подразумевает использование как пропагандистских приемов и методов распространения информации о деятельности государственных органов, так и технологии РЯ, направленные на убеждение важных кругов общественности в необходимости принимаемых решений. Данная модель называется «двухсторонней асимметричной» исходя из того, что реакция общественности учитывается, потому что это может быть выгодно или не выгодно для органов государственной власти. Такая система приобретает все большее распространение в России и усиливается во время предвыборных кампаний или при принятии непопулярных решений. [3. С. 528]

Третья модель является синтезом методов эффективного взаимодействия государства и гражданского общества и более всего отвечает интересам демократического государства, поскольку предполагает косвенное участие граждан в управленческом процессе. Модель носит название «двусторонняя симметричная» и предполагает постоянную координацию деятельности государственных органов, исходя из интересов общественности, изучения их потребностей и ожиданий.

Также двусторонняя симметричная модель предполагает регулярное информирование со стороны органов управления о своей деятельности граждан, что улучшает взаимопонимание между данными субъектами и предотвращает возможные конфликтные ситуации.

Для двусторонне симметричной модели определен круг задач, включающий в себя:

- систематическое информирование общественности

- объяснение действий органов государственной власти

- организация обратной связи

- стимулирование развития общественной активности

- работа с общественностью (общественными организациями, политическими партиями и т.д.)

- привлечение коммерческих структур к участию в социально значимых процессах

- создание положительной репутации государственных органов и каждого чиновника в отдельности. [4. С.179]

Проводя исследование в рамках заданной тематики, мы пришли к выводу, что данная модель в российской действительности реализуется не в полной мере, и задачами, поставленными двусторонней симметричной моделью, на практике часто пренебрегают.

Анализируя данные, полученные путем проведения пилотного опроса среди ста студентов ЮРИУ РАНХиГС, занимающих активную гражданскую позицию, мы пришли к ряду выводов.

Больше половины граждан считают, что общественность информирована в недостаточной степени о деятельности органов государственной службы. Более того, десятая часть опрошенных считает, информированности и вовсе нет.

Что касается обоснованности и понятности принимаемых решений, исследование показало, что половине респондентов необходимы дополнительные комментарии. Также важно заметить, что третья часть опрошенных не интересуется подобной информацией.

Система обратной связи между институтами государства и гражданского общества, как считают граждане, развита крайне слабо и требует значительных доработок.

Скептически относятся респонденты и к влиянию общественных организаций и гражданского общества в целом на принятие государственных решений. Больше половины граждан заявляют, что данный вид взаимоотношений существует только в виде формальности.

Также важно отметить, что, несмотря на активную гражданскую позицию, половина респондентов не участвует в социально значимых проектах. Треть участников не осведомлена о подобных мероприятиях.

Граждане, принявшие участи в опросе, приписывают органам государственной власти практически только негативные качества, такие как коррумпированность, бюрократизм, отсутствие ротации, безрезультативность. Среди положительных качеств можно выделить только компетентность.

Также респонденты предложили свои пути совершенствования взаимодействия органов государственной службы и гражданского общества. Основной идеей, прослеживающейся во всех вариантах, было повышение открытости и прозрачности деятельности органов государственной службы. Для этого предлагалось ввести альтернативные формы общения (интернет, телекоммуникации), внедрение промежуточных звеньев в данную систему, проведение различных круглых столов, конференций, совершенствование нормативно-правовой базы в данной области, повышение правовой просвещенности граждан, рост взаимной ответственности данных субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения взаимодействия органов государственного управления и гражданского общества необходимо: повышать прозрачность деятельности государственных органов, создавать и улучшать методы и процедуры процесса обратной связи, проводить фактическую работу с опорными группами, выработать положительный образ современного чиновника и органов государственной власти. Также немаловажно изменение позиции и самого гражданского общества. Необходимо воспитывать социально активных граждан, начиная с себя, чтобы каждый член общества делал свой вклад в развитие и совершенствование социального демократического государства.

Список литературы:

1. Атоян, Ш. М. К вопросу об эффективности государственного управления в контексте властной миссии государства / Атоян Ш. М. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. -2013. - № 4. - С. 172

2. Васильева М.М. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. М.: Юрайт, 2015. С. 497

3. Игнатов В.Г. Госудаственная гражданская служба. Изд. 2-е. «МарТ» - Ростов н/Д, 2008. С. 528.

4. Ковалев, В. В. Гражданская культура как базовый конструкт гражданского общества / Ковалев В. В. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2014. - № 1. - С. 179

5. Некрасов, В. Н. Методы разрешения противоречий управления как фактор развития системы государственных услуг / Некрасов В. Н., Бучина О. В. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 56

6. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии. М.: Юрайт, 2015. С. 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.