Научная статья на тему 'Связи с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования системы местного самоуправления Республики Башкортостан'

Связи с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования системы местного самоуправления Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1366
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Газизов М. А., Дорожкин Ю. Н.

В статье обосновываются необходимость и актуальность связей с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования системы местного самоуправления, обобщается опыт деятельности информационно-аналитических структур, занимающихся связями с общественностью и СМИ в местных органах власти Республики Башкортостан на примере городского округа город Уфа, раскрываются проблемы и выявляются тенденции в информационнокоммуникативном пространстве муниципального уровня власти в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования системы местного самоуправления Республики Башкортостан»

УДК 31б.3

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

© М. А. Г азизов*, Ю. Н. Дорожкин

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.

Тел./факс: +7 (347) 279 05 27.

E-mail: gazizov@ufacity. info

В статье обосновываются необходимость и актуальность связей с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования системы местного самоуправления, обобщается опыт деятельности информационно-аналитических структур, занимающихся связями с общественностью и СМИ в местных органах власти Республики Башкортостан на примере городского округа город Уфа, раскрываются проблемы и выявляются тенденции в информационнокоммуникативном пространстве муниципального уровня власти в современной России.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, коммуникация, связи с общественностью, информационно-аналитическая деятельность.

Реформирование всей системы российской власти, включая местную, должно состоять не только в том, чтобы укрепить самостоятельность и ответственность всех ее уровней и институтов, но и в том, чтобы власть строилась и действовала как демократическая структура, тесно связанная с гражданами и опирающаяся на их волю и мнение, выраженные средствами представительной и прямой демократии, соответствующими механизмами и технологиями связей с общественностью.

В идеале и по своей сути местное самоуправление (МСУ) - это широкое, заинтересованное, активное участие самих граждан в решении проблем, их непосредственно касающихся [1, с. 121]. Орган местного самоуправления - это орган власти, который максимально приближен к гражданам и вместе с тем несет ответственность за предоставление большинства публичных услуг, являясь, таким образом, инстанцией, в которую обычно обращаются граждане по различным вопросам [2, с. 56].

Конечно, на сегодняшний день в России существуют лишь некоторые предпосылки для формирования местных сообществ в таком понимании, где основой власти должны стать сами жители, проживающие в муниципальных образованиях. Признавая актуальность укрепления позиций МСУ, население в своем большинстве не готово к личному активному участию в отстаивании своих интересов в территориальном сообществе. Наибольшая готовность наблюдается лишь на выборах и при коллективном благоустройстве окружающих территорий.

Так, социологические исследования общественного мнения, регулярно проводимые в столице Республики Башкортостан г. Уфе, показывают, что лишь 40.4% респондентов под термином «местное самоуправление» понимают «форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения», как это и записано в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Почти

столько же - 37.9% - напротив, полагают, что МСУ -это «представительство государства на местах, предназначенное для исполнения распоряжений государственной власти» [3]. Уфимцы недостаточно знают предусмотренные законодательством формы МСУ. Ответы показали, что население наиболее хорошо знает о муниципальных выборах - 44.3%, опросах граждан - 42.4, местном референдуме - 32.6, обращении граждан в органы МСУ - 31.2%. От 45 до 60% незнакомы с правотворческой инициативой граждан, сходом граждан, конференцией, публичными слушаниями. При этом большинство жителей (81.2%) готовы лично участвовать в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью города [4].

Важно иметь в виду, что роль муниципальных связей с общественностью в ситуации российских реформ возрастает, и их цель должна состоять в том, чтобы добиться успеха реформы путем ее поддержки населением и его активного участия в процессе реформирования. Участвуя в различных гражданских инициативах, жители муниципального образования способствуют развитию МСУ, а также приобретают опыт, новые знания, совершенствуют свои способности и личностные качества [5]. Неслучайно английский исследователь в области связей с общественностью Сэм Блэк, много сделавший для понимания природы паблик рилейшнз, подчеркивал, что цели связей с общественностью в системе местной власти выражаются не только в просвещении общественности о практике работы муниципальных органов, но и предоставлении возможности высказывать свое мнение о новых важных проектах и планах до принятия решений, информировании людей об их правах и обязанностях, развитии чувства гражданской гордости, инициативы и ответственности [6, с. 175-176].

В современных условиях многократно возрастает значимость коммуникативного аспекта в деятельности местной власти [7, с. 12]. Согласно коммуникативному подходу, «власть» генерируется в том случае, если люди общаются друг с другом и

* автор, ответственный за переписку

взаимодействуют в тех или иных общих делах. Согласно теориям коммуницирующей власти [8], общением, в том числе коллективным, создаются и поддерживаются человеческие сообщества. В современной политической теории представлены системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. [9]. По

Н. Луману, власть, в качестве коммуникативного средства, обладает «функцией наведения мостов», она ориентирована на разрешение определенных проблемных ситуаций, способствует достижению известных результатов, подчиняясь определенным условиям [9, с. 10-30].

С Н. Луманом согласен российский исследователь политических механизмов В. В. Крамник, который заявляет, что развитие цивилизации ведет к ограничению принуждения, особенно силы и насилия, в пользу расширения фактора убеждения, обмена мнениями в сфере отношений власти и общества [10, с. 259]. Рассмотренные концепции трактуют власть как средство всеобщей информационной связи при осуществлении целедостижения как некоего символического посредника, обеспечивающего выполнение взаимных обязательств [11].

Г. Лассуэлл убежден, что политическая коммуникация - это основной механизм управления обществом [12]. Р. Мюнх, Р. Шварценберг, Т. Ши-бутани, П. Уилби, С. Блэк, Л. Пай полагают, что в процессе политической коммуникации достигается согласие между властью и обществом. Согласно работам Д. Грэбера, Р. Дентона, Дж. Вудварта, Р. Барта, Е. В. Егоровой, М. Эделмана, в сегодняшней политической жизни коммуникация является самым мощным и надежным средством воздействия органов власти на общество [13].

В нашем представлении связи с общественностью муниципальной власти есть не что иное, как управление со стороны местной власти той частью социальных коммуникаций (социального общения) на своей территории, от которых зависит успех муниципальной политики. Это управление с целью гармонизации общественных отношений, а также сотрудничества муниципальной власти и населения, основанных на честной, достоверной и полной информации.

Современная практика информационнокоммуникационного взаимодействия местной власти и общества в Республике Башкортостан позволяет выделить в этой сфере ряд тенденций.

Одной из основных тенденций развития связей с общественностью муниципальной власти Республики Башкортостан является их институционализация, включающая нормативно-правовое и организационное оформление.

В Башкортостане нормативно-правовой основой деятельности по связям с общественностью местных органов власти является система законодательных и иных правовых актов, на которых функционирует МСУ. Это: конституции Россий-

ской Федерации и Республики Башкортостан, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные федеральные правовые акты, а также законы и иные правовые акты органов государственной власти Республики Башкортостан, Устав городского округа город Уфа, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц Совета и Администрации городского округа город Уфа. Деятельность по связям с общественностью муниципалитетов опирается также на отраслевые правовые акты, касающиеся информационных отношений и работы со средствами массовой информации.

На сегодняшний день функции связей с общественностью в органах МСУ республики выполняют информационно-аналитические структуры, что прописано в указе Президента РБ от 28 сентября 2000 г. «О создании информационно-аналитических отделов в администрациях районов и городов Республики Башкортостан». После выхода данного Указа стали активно создаваться информационно-аналитические службы или управления (ИАУ), осуществляющие информационно-аналитическую и разъяснительновоспитательную работу, согласно «Типовому положению об информационно-аналитическом отделе администрации района (города)». Так, система информационно-аналитической работы в администрации Уфы развивалась по трем основным направлениям: формирование инфраструктуры самой системы, теоретическая и организационная проработка информационно-аналитической деятельности и собственно информационно-пропагандистская работа. Были выделены организационные и материальные ресурсы, а в 2001 г. постановлением главы администрации города в Концепции информационно-аналитической системы администрации г. Уфы были заложены идея и методология информационно-аналитической деятельности, определены перспективные цели, пути и методы их достижения [14]. В том же году было принято постановление главы администрации города Уфы «Об организации и проведении информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах города Уфы», а также распоряжение главы администрации об организации работы «горячего пейджера». Данные нормативные акты послужили основой информационноаналитической деятельности администрации Уфы.

Начатый в 2001 г. процесс создания в органах власти местного уровня информационно-аналитических структур требует доработки в период реформирования местного самоуправления. Необходимо сформулировать современные цели и задачи, определить структуру, которая бы включала в себя специалистов, занимающихся связями со средствами массовой информации и общественностью во всех структурных подразделениях и муниципальных предприятиях, расширить полномочия руководите-

лей таких структур, использовать современные технологии и дополнительные ресурсы для проведения широкомасштабных РЯ-акций и т.п.

Анализируя актуальный процесс институционализации и оптимизации организационных структур, необходимо выделить ряд проблем, решение которых могло бы придать новый импульс развитию связей с общественностью в условиях реформирования системы МСУ:

1. Сегодня службы по связям с общественностью существуют в органах МСУ под разными названиями, в них входит разное количество специалистов, их функции не определены, не отражены в названии и не используются в должной мере в управленческом процессе. Сами службы еще далеко не всегда воспринимаются субъектами муниципальной власти как непременный атрибут управления, соответственно деятельность специалистов не имеет четко поставленных целей и не может считаться эффективной, с точки зрения реализации выделенных функций.

2. На федеральном и региональном уровнях отсутствуют нормативные акты, регулирующие и определяющие структуры и деятельность по связям с общественностью в органах местной власти, закрепляющие их статус и роль в управлении местным сообществом.

3. Актуальный вопрос - недостаточное научно-методическое обеспечение деятельности служб по связям с общественностью, информационноаналитических служб; организационно-кадровые проблемы (подбор, обучение, повышение квалификации сотрудников информационно-аналитических отделов администраций городов и районов исходя из конкретных функций отделов по связям с общественностью), недостаточность финансовых ресурсов для организации и проведения полноценных и долгосрочных информационных и аналитических РЯ-проектов.

4. Недостаточное развитие институтов гражданского общества, готовых к взаимодействию с местной властью и «подталкивающих» ее в направлении открытости и расширения деятельности по связям с общественностью. Вовлечение местного сообщества в процесс осуществления самоуправления вызывает острую необходимость в разработке инновационных методов поддержки, принятия и реализации управленческих решений, а также неадминистративных методов воздействия и различных форм работы с общественным сознанием [15, с. 3].

Вторая тенденция в развитии связей с общественностью местной власти Республики Башкортостан - расширение информационно-коммуникационного ресурса связей с общественностью на основе современных технических средств и социальных технологий.

Соцопрос, проведенный в г. Уфе, показал, что основными источниками получения населением информации о деятельности городской власти яв-

ляются: городское телевидение (58.7%), республиканское ТВ (50.2), публикации городской и районной печати (40.3), публикации республиканской печати (39.6), друзья, знакомые, сослуживцы (39.1), интервью руководителей города в СМИ (24.4), радио (24.1), слухи (20), световые экраны и информационные стенды (13.5), материалы по итогам пресс-конференций (7.8), Интернет-сайты (8.2), «прямые провода» (7.1), встречи руководителей города с населением по месту работы и жительства (5%) [3].

Ранее каналами и средствами информационнокоммуникационного взаимодействия в администрации Уфы являлись выступления руководителей в СМИ, «прямой провод», обращения граждан, информационные группы, разовые опросы общественного мнения, ежегодные пресс-конференции главы администрации. Были разработаны и запущены в работу информационные бюллетени, информационные стенды, постоянная линия связи -«горячий пейджер». Позже наряду с подготовкой и рассылкой всем СМИ анонсов основных мероприятий был налажен выпуск ежедневных пресс-релизов. Сегодня список газет, представительств центральных изданий, радиостанций, телеканалов, информагентств, подписавшихся на пресс-релизы администрации, вырос от 19 до 70 адресатов. Для журналистов практически всех основных СМИ с 2005 г. каждый вторник проводятся пресс-конференции руководителей администрации города. Кроме того, в редакциях ведущих газет регулярно организуются «прямые линии» с главой администрации Уфы.

Популярность информационных бюллетеней показывает необходимость выпуска и для населения муниципального округа г. Уфа регулярных бюллетеней, информационных листков (1 раз в квартал доставляемых в каждую квартиру, частный дом), районных (городских) информационносправочных буклетов с адресами и телефонами районных (городских), экстренных служб, жилищно-коммунальных служб, «Справочников жителя», плакатов, полиграфической продукции, в том числе презентационного характера (по памятным датам в жизни города, района и т.д.).

В системе информирования населения активно используется создание «информационных зон» в местах массового пребывания жителей. Сегодня это несколько десятков специально оборудованных информационных стендов, плакаты в салонах автобусов, баннеры на улицах Уфы, около 100 телемониторов в супермаркетах, медиакомплексы в салонах городских маршрутных автобусов и большие современные широкоформатные видеомониторы, установленные на наиболее оживленных улицах города.

Выставки, конференции, «круглые столы», семинары, фестивали, социальные, спортивные и культурные мероприятия, конкурсы и т.д. являются эффективным средством общения, когда население привязано к определенной среде обитания, и привлекают все больше горожан к участию в жизни мест-

ного сообщества [16]. Тематика таких мероприятий в Уфе самая разнообразная: от конкурса Интернет-проектов до городской акции «Самый благоустроенный двор», рассчитанная на все слои населения: детей, молодежь, пенсионеров, представителей профессиональных групп.

Осуществляя информационно-коммуникационное взаимодействие необходимо учитывать общественное мнение. Наиболее эффективными, по мнению уфимцев, формами общения руководителей органов власти с населением являются встречи с гражданами по месту жительства (78%), прием граждан у себя в кабинете (70), выступление по телевидению (64.9), встречи с гражданами в трудовых коллективах (62.4), проведение опросов (62.3), проведение «прямых телефонных линий» (62%) [3]. Учитывая эти данные, ежегодно проводятся более 50 встреч представителей местной власти (информационные группы) с жителями города на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях.

Практика показывает, что на уровне местной власти проведение системной многоканальной информационно-разъяснительной работы с населением очень эффективно и способствует установлению связи представителей органов МСУ с жителями. Проблемой в данном случае является не только пассивность населения и недостаток ресурсов у служб по связям с общественностью, но и низкий уровень жизни населения, который влечет за собой, пока, недостаточную обеспеченность каналами информирования, средствами массовых коммуникаций (компьютеры, Интернет и т.д.), которые могли бы облегчить и разнообразить взаимодействие органов власти и населения, особенно в малых городах и районах.

Интересный опыт накоплен на сегодняшний день в г. Октябрьском Республики Башкортостан, где отлажены подсистемы «СМИ», «Информационные группы», «Общественно-политические и религиозные объединения, партии и движения» с электронными архивами. Создается «Мониторинг населения». Организована телепередача «Круглый стол», где зрители участвуют в обсуждении и голосовании. Создана голосовая справочная, «горячая линия» [17]. В небольшом Нефтекамске существует более десятка местных газет и журналов. В Стерли-тамаке для работы с населением функционируют «телефон доверия», «прямой телефон», диспетчерская служба «05». В информационном поле Стер-литамака работают более 20 местных СМИ. В Интернете довольно популярен официальный городской сайт (http://www.sterlitamak.ru), проводятся пресс-конференции руководителей города, ежегодно проводятся до четырех соцопросов. Осуществляется ежедневный мониторинг прессы, учет предложений и критических замечаний жителей города [18].

Сегодня, учитывая новые реалии и возможности, необходимо стремиться к всеобъемлющему характеру и в то же время избирательности, точеч-ности и конкретности муниципальных связей с об-

щественностью: чем дальше, тем чаще власть нуждается в конкретных РЯ-проектах по болевым сферам жизни местного сообщества (благоустройство, безопасность, ЖКХ, экология, нацпроекты и т.д.). Кроме того, связи с общественностью должны быть сегментированы и дифференцированы - это коммуникации с вполне определенными РЯ-действиями и РЯ-аудиториями (молодежь, пенсионеры, бизнес-сообщество, общественные организации и т.д.).

Третьей важной тенденцией в развитии связей с общественностью можно считать становление информационно-аналитического обеспечения связей с общественностью, которое является основой информационно-аналитической деятельности муниципальных органов власти.

Суть информационно-аналитической деятельности - это анализ потенциально актуальной для социума информации [19, с. 305]. Под информационно-аналитическим обеспечением связей муниципальной власти с общественностью мы понимаем процесс сбора и обработки сведений о состоянии общества, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений с целью достижения гармонизации отношений, базирующихся на организационных, кадровых, финансовых, правовых, информационных, программных, технических и технологических ресурсах. Основной целью информационного обеспечения в органах местной власти является оперативное предоставление конечному пользователю необходимого объема достоверной информации для принятия наиболее оптимальных решений. Для этого применяются различные методы сбора аналитически ценной информации.

В деятельности по связям с общественностью местных органов власти Уфы сегодня достаточно активно используются такие методы, как: анализ документов, опрос, мониторинг, метод экспертных оценок.

Ежедневно специалистами информационноаналитического отдела администрации Уфы отслеживаются все критические материалы в адрес городских служб, публикуемые в СМИ, которые берутся на контроль и направляются структурным подразделениям для проработки вопроса и ответа авторам статей. Углубленный анализ материалов доводится до руководства.

Развивая аналитическое направление деятельности по связям с общественностью, в администрации Уфы осуществляется ежедневный мониторинг информации в сети Интернет, печатных СМИ, на телевидении. Обязательным является контент-анализ газет, регулярно анализируются обращения и звонки граждан в ходе «прямого провода», сообщения на круглосуточный «горячий пейджер» мэрии, получаемые сообщения по электронной почте главы, руководителей администрации города.

Значительный объем аналитической информации предоставляет программа социологического мониторинга общественного мнения (12 опросов в

год), которая отражает оценку населением работы администрации, муниципальных предприятий, показывает настроения и ожидания горожан. Так, 51.4% жителей г. Уфы считают, что каждое решение по вопросам муниципального управления должно опираться на мнение граждан. 32.8% жителей полагают, что такое должно происходить только по самым важным вопросам, касающимся всех жителей, лишь 9.5% - все решения и ответственность по ним возлагают на органы власти [4].

Что касается современных технологий, используемых в деятельности муниципальной власти, то сегодня это, в основном, информационносправочные и телекоммуникационные системы, базы данных, средства автоматизации документооборота и оформления документов [20, с. 15]. В крупных городах, в Уфе в частности, активно начинают использоваться веб-технологии, включающие постоянное размещение наиболее полной официальной информации на веб-серверах в открытом доступе, имеется возможность отправить в администрацию свой вопрос или сообщение по электронной почте. Однако широкое повсеместное распространение технологий интерактивного общения ограничено низким уровнем технико-технологического обеспечения значительной части населения региона.

Вследствие ограниченности круга специалистов, владеющих навыками использования методологии анализа и прогнозирования в области муниципального управления, а также недостатка ресурсного и финансового обеспечения, аналитическая деятельность связей с общественностью местных органов власти находится на довольно низком уровне.

Труднодостижимыми для муниципальной власти остаются и наиболее специфические для информационно-аналитической деятельности технологии: управление взаимоотношениями с населением (CRM, Customer Relationship Management); географические информационные технологии, WWW(World Wide Web)-информационные технологии, технологии аналитической обработки информации, совместной работы, построения и эксплуатации хранилищ информации, ситуационных центров.

Наряду с их использованием в практике муниципального управления необходимо активное внедрение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», введение технологий государственного маркетинга, избирательных технологий, работы с целевыми аудиториями и т.п. [21, с. 40].

Также для эффективной информационноаналитической работы в органах муниципальной власти целесообразно специалистов различных подразделений, занимающихся информационно-аналитической деятельностью, объединить в функциональные рабочие группы, обучив и определив задачи анализа и информационного обеспечения по принципам отраслевого разделения; эти группы должны состоять из координаторов, аналитиков,

«информационщиков», технологов; для данной деятельности следует привлекать сотрудников, обладающих профессиональными знаниями в управлении, аналитической работе, психологии, социологии, политологии, журналистике, информационных технологиях [19, с. 213-217].

Анализ опыта работы информационно-

аналитических структур муниципальных органов власти Республики Башкортостан, а также обсуждение актуальных проблем связей с общественностью местной власти в период реформирования на научно-практических конференциях практиков и ученых, регулярно проводимых в Администрации Уфы, показывает необходимость разработки совместно с научным сообществом долгосрочной Программы развития связей с общественностью органов местного самоуправления Республики Башкортостан. Такой проект целесообразно было бы осуществить в крупных муниципальных образованиях на срок 3-5 лет. Это должна быть своего рода стратегия развития связей с общественностью местной власти, в которой определены проблемы, приоритеты, цели и основные задачи долговременной коммуникации, этапы, целевые группы и план работы с каждой из них, финансирование, организационные формы работы, коммуникативные направления, функциональные обязанности и кадровый состав служб по связям с общественностью местного органа власти. В Программе целесообразно сделать приоритетными:

• согласованное взаимодействие служб по связям с общественностью и СМИ, выстроить единую систему информирования населения;

• использование современных информационных, аналитических и коммуникационных технологий и методов деятельности по связям с общественностью;

• оптимизацию работы самих органов местного самоуправления;

• системную подготовку и подбор кадров в сфере информационно-аналитической деятельности и связей с общественностью;

• обогащение научно-методической базы (сегодня деятельность по связям с общественностью в органах МСУ изучена недостаточно, а научные исследования только разворачиваются);

• создание положительного образа города и его системы МСУ в сознании общественности, развитие у жителей муниципалитета чувства гражданской ответственности.

Становление служб по связям с общественностью местных органов власти находится на начальном этапе. Сегодня очевидны трудности и проблемы в развитии этих служб, во многом связанные с системными изменениями в России. Именно местной администрации будет принадлежать активная роль в инициировании и поддержании того диалога, который позволит учесть самые разные точки зрения и создать все условия для создания симмет-

ричной модели связей с общественностью муници- 12.

пальной власти. 13.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов А. Н. // Социология власти: информационно- 14.

аналитический бюллетень. М.: изд-во РАГС, 2000. №1. -157 с.

2. Корсби П. // Институциональный, правовой и экономиче- 15

ский федерализм в Российской Федерации: ежеквартальный бюллетень. 2006. №3. С. 55-60.

3. Исследование проведено сектором социально-правовых 16

исследований ИСЭИ УНЦ РАН по заказу Администрации городского округа г. Уфа РБ в июне 2007 г. в Уфе. Выбор- 17

ка составила 1081 чел.

4. Исследование проведено сектором социально-правовых

исследований ИСЭИ УНЦ РАН по заказу Администрации городского округа г. Уфа РБ в марте 2008 г. в Уфе. Выборка составила 1074 чел. 18.

5. Алтынбаев Р. З. // Местное самоуправление в России: сборник статей М.: Ось-89, 2003. -400 с.

6. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Пер. с англ.

Лондон: Модино пресс; М.: СП АСЭС, 1990. -239 с.

7. Миронова Н. И. Местное самоуправление как социальный

институт: генезис, становление, основные тенденции развития: автореф. дисс. ... канд. социол. наук:

22.00.04/РАГС. М., 2000. -28 с. 19.

8. Пилипенко В. А., Стризое А. Л. // Социс. 1999. №6. С. 25-34.

9. Осипова Е. В. // Власть: очерки современной политической 20.

философии Запада. М., 1989. С. 65-94.

10. Крамник В. В. Социально-психологический механизм 21.

политической власти//Психология и психоанализ власти. В

2-х т. Самара: БАХРАХ, 1999. -608 с.

11. Ильин М. В., Мельвиль А. Ю. // Полис. 1997. №6. С. 46-163.

Lasswell H., Kaplan A. Power and Society: a Framework for Political Inquiry. New Haven, 1950. P.75.

Разворотнева С. В. Язык власти, власть языка (анализ исследований политической коммуникации в Америке). США: ЭПИ, 1993. №3.

Концепция информационно-аналитической системы Администрации города Уфы. Уфа: Слово, 2002. -32 с. Андреева С. А. Принятие решений в муниципальном управлении: информационно-аналитический аспект. Уфа: Гилем, 2006. -96 с.

Василенко И. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №4 С. 39-43.

Ямалов М. Б. Муниципальная власть все активнее работает с населением. // Связи с общественностью муниципальной власти в период реформирования системы местного самоуправления: мат-лы научно-практической конференции. Уфа: Восточный университет, 2007. С. 5-8.

Никитина Т. А. Актуальные цели, задачи и пути их реализации в деятельности информационно-аналитического отдела Администрации г. Стерлитамака. // Актуальные проблемы связей с общественностью муниципальной власти в период реформирования системы местного самоуправления: сборник материалов Всероссийской научно-

практической конференции (28 марта 2008 г.). Уфа, 2008. С. 20-24.

Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: изд-во РАГС, 2003. -463 с.

Районов А. Н. // Информационные технологии в структурах государственной службы. М., 1997. Вып.2. С.15.

Дюк А. В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований. // Серия «Эффективная

коммуникация». Библиотека муниципалитета. Обнинск, 2003. -68 с.

Поступила в редакцию 14.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.