Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданско-патриотическое воспитание / патриотизм / молодежь / институт образования / курс «Основы российской государственности» / патриотические установки. / civic-patriotic education / patriotism / youth / institute of education / course “Fundamentals of Russian statehood” / patriotic attitudes.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Пичко Н.С., Вакула И.М., Гафиатулина Н.Х.

В статье поднимается проблематика гражданско-патриотического воспитания молодежи в институте образования в качестве одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед российским государством. Авторы подчеркивают актуальность введенного учебного курса «Основы российской государственности» для формирования активной гражданско-патриотической позиции у современной молодежи. Патриотизм рассматривается на макро-, мезои микросоциальном уровнях. В статье приводятся традиционные и инновационные формы гражданско-патриотического воспитания в институте образования. Эмпирическая база исследования базируется на результатах опросов ВЦИОМ. Таким образом, институт образования – важный стратегический ресурс развития общества и в условиях становления в России гражданского общества, главной его целью становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях стремительно изменяющейся реальности; личности, имеющей стойкую гражданскую позицию, основанную на патриотических чувствах и установках, а также готовности встать на защиту интересов своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Пичко Н.С., Вакула И.М., Гафиатулина Н.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AT THE INSTITUTE OF EDUCATION

The article raises the issue of civic-patriotic education of youth at the Institute of Education as one of the most important problems facing the Russian state today. The authors emphasize the relevance of the introduced educational course “Fundamentals of Russian Statehood” for the formation of an active civil-patriotic position among modern youth. Patriotism is considered at the macro-, mesoand microsocial levels. The article presents traditional and innovative forms of civic-patriotic education at the Institute of Education. The empirical basis of the study is based on the results of VTsIOM surveys. Thus, the Institute of education is an important strategic resource for the development of society and in the context of the formation of civil society in Russia, its main goal is to form a personality professionally and socially competent, capable of creativity and self–determination in a rapidly changing reality; a personality with a strong civic position based on patriotic feelings and attitudes, as well as a willingness to stand up to protect the interests of their country.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.99.80.001 УДК 316.477

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Пичко Н.С.1, Вакула И.М.2, Гафиатулина Н.Х.3

1 филиал Ухтинского государственного технического университета (УФУГТУ), г. Усинск, 2Ростовский юридический институт МВД России, 3Южный федеральный университет

Аннотация. В статье поднимается проблематика гражданско-патриотического воспитания молодежи в институте образования в качестве одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед российским государством. Авторы подчеркивают актуальность введенного учебного курса «Основы российской государственности» для формирования активной гражданско-патриотической позиции у современной молодежи. Патриотизм рассматривается на макро-, ме-зо- и микросоциальном уровнях. В статье приводятся традиционные и инновационные формы гражданско-патриотического воспитания в институте образования. Эмпирическая база исследования базируется на результатах опросов ВЦИОМ. Таким образом, институт образования -важный стратегический ресурс развития общества и в условиях становления в России гражданского общества, главной его целью становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях стремительно изменяющейся реальности; личности, имеющей стойкую гражданскую позицию, основанную на патриотических чувствах и установках, а также готовности встать на защиту интересов своей страны.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, молодежь, институт образования, курс «Основы российской государственности», патриотические установки.

CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AT THE INSTITUTE OF EDUCATION

Natalya S. Pichko1, Ivan M. Vakula2, Natalya Kh. Gafiatulina3

1branch of Ukhta State Technical University (UFUGTU), Usinsk, 2Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 3Southern Federal University

Abstract. The article raises the issue of civic-patriotic education of youth at the Institute of Education as one of the most important problems facing the Russian state today. The authors emphasize the relevance of the introduced educational course «Fundamentals of Russian Statehood» for the formation of an active civil-patriotic position among modern youth. Patriotism is considered at the macro-, meso- and microsocial levels. The article presents traditional and innovative forms of civic-patriotic education at the Institute of Education. The empirical basis of the study is based on the results of VTslOM surveys. Thus, the Institute of education is an important strategic resource for the development of society and in the context of the formation of civil society in Russia, its main goal is to form a personality professionally and socially competent, capable of creativity and self-determination in a rapidly changing reality; a personality with a strong civic position based on patriotic feelings and attitudes, as well as a willingness to stand up to protect the interests of their country.

Keywords: civic-patriotic education, patriotism, youth, institute of education, course «Fundamentals of Russian statehood», patriotic attitudes.

Введение. Серьезные социально-политические изменения, происходящие в России, детерминированы целым рядом тенденций, в числе которых:

- противостояние традиций и инноваций, коллективизма и индивидуализма, конкуренция между материальными и духовными ценностями в общественном сознании на фоне общей девальвации духовных ценностей и духовно-нравственной люмпенизации [1];

- постепенная утрата подлинного патриотического сознания, антипатриотические настроения и слабо выраженная гражданская позиция у молодежи постсоветской России;

- события последних двух лет, связанные со специальной военной операцией, обнажили настоятельную необходимость гражданско-патриотического воспитания.

Проблематика гражданско-патриотического воспитания (далее - ГПВ) молодежи - одна из важ-

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

нейших проблем, стоящих перед российским обществом и государством, о чем и сказал Президент РФ В.В. Путин: «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [2].

Актуальность ГПВ молодежи в институте образования подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, в «Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается необходимость ориентации российского образования на граждан-ско-патриотические и нравственные ценности [3]; также 31.07.2020 года был принят Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив, с 01 января 2021 г. в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».

Приоритетность решения гражданско-патриотических воспитательных задач в институте образования обозначена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», где главная миссия института образования определена как двуединый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в рамках которого стоят задачи сохранения, распределения и развития национальной культуры; воспитания бережного отношения к культурным ценностям народов Российской Федерации; воспитания патриотов; формирования у молодежи гражданской и трудовой мотивации; организации учебной дисциплины и многое другое.

Результаты и их обсуждение. С 01.09.2023 г. во всех высших учебных заведениях Указом Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» на 1 курсе обучения по всем абсолютно специальностям и направлениям подготовки был введен учебный курс «Основы российской государственности». Введение данного курса в образовательные программы высшей школы представляется важной формой ГПВ, направленной на формирование у молодежи патриотических установок, гражданского мировоззрения и гражданской ответственности; выработку знаний, компетенций, умений и навыков, ценностей и норм, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу. Предполагается, что курс будет инициировать развитие у молодежи чувства патриотизма и гражданственности, способствовать к формированию активной граждан-ско-патриотической позиции. Как подчеркивает Т.А. Борозова, «учащиеся смогут осознать особенности исторического пути российского государства, уникальность его политической организации, а также научатся связывать свое индивидуальное достоинство и успех с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины» [4, с. 139].

Обратимся к данным, полученным в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ, которые показывают, что одной из причин введения курса «Основы российской государственности» является то, что молодежь должна знать о своей стране, знать ее историю (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы думаете, что курс «Основы российской государственности» нужен в российских вузах?», (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает, что нужен, представлены ответы, набравшие 2 % и более)

По результатам опроса ВЦИОМ, россияне в большинстве своем одобряют запуск нового учебного курса в российских вузах - в ходе опроса две трети сограждан назвали его нужным (68 %) [5]. Молодые люди в возрасте 18-24 лет чаще других поколений считают, что молодежь

должна знать о своей стране (42 % УБ 28-35 % в других возрастных группах), однако о важности изучения истории они, к сожалению, говорят в 4-6 раз реже (18-24 лет - 5% УБ 19-29 % среди 25-летних и старше) [5].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

В рамках данной статьи важно сказать и о концепции государственных образовательных стандартов второго поколения, в которых отмечается пять характеристик молодежи 21 века:

- патриотизм - духовно-нравственное качество молодого человека, базирующееся на ценностях гражданского общества и выражающееся в любви к Родине, сопричастности к судьбе России и готовности к защите национальных интересов;

- креативность - духовно-нравственное качество, мотивирующее к творчеству, познанию, обучению и самообучению; нравственность -органичное свойство креативного индивида;

- рефлексивность - характеристика, указывающая на способность осознавать себя как личность, принимать обдуманные самостоятельные решения и нести за них личную гражданскую ответственность;

- умение сотрудничать с социокультурным окружением с целью получения общественно полезного совместного результата;

- уважительное отношение к ценностям других культур и этнических сообществ, иных мировоззренческих установок, понимание своей гражданской роли в решении социокультурных проблем современного российского общества [6].

Так что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в данное понятие? Ведь патриотизм в России как социальное явление формировался в течение многовековой борьбы с многочисленными внешними врагами, в этом понятии - ярчайший ответ судьбы Отечества. Однако социологический анализ разнообразных коннотаций патриотизма и гражданско-патриотического воспитания показывает, что интерпретации этих категорий носят неоднозначный и поливариантный характер, а также «имеют значение ракурсы рассмотрения в различных измерениях, например, в фокусе трансформации отношений «государство - Родина - гражданин» [7, с. 104].

Глубинная сущность патриотизма, т.е. внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляющаяся в привязанности к родному языку, родным местам, тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях (с точки зрения уровня измерения):

- на макросоциальном уровне - уровне государственных институтов: образования, культуры, средств массовой информации, которые транслируют государственную символику, высшие духовно-нравственные и политические принципы, правовые составляющие патриотизма и гражданственности;

- на мезосоциальном уровне - региональном, на котором активно внедряется в образовательно-воспитательный процесс разработанная на макросоциальном уровне программа граждан-

ско-патриотического воспитания молодежи, которое, по мнению Р.И. Щукиной и И.В. Вяткиной, «может проявляться в ценностно-смысловом ключе через отношение к местным знаковым событиям, памятным датам истории села или городка, к почитанию героев, видных земляков той или иной местности», а также через призму восприятия территории проживания как ценности [7, с. 105];

- на микросоциальном уровне - в рамках ближайшего окружения: семьи, близких и дальних родственников, которые находятся на одном из первых мест в рейтинге факторов формирования патриотизма у молодых людей, поскольку «в семье формируется гражданская позиция, культура национального патриотического чувства» [8, с. 53].

С точки зрения фактора субъективности-объективности в понимании ГПВ, традиционно можно выделить два уровня:

- на субъективном (личностном) уровне - патриотизм выступает как важнейшая устойчивая интегративная характеристика личности, связанная с одной стороны, со знанием истории своей Родины, ее культуры, ценностей, традиций и обычаев своего народа; с другой - это любовь и верность своей Родине, воплощенная в практической готовности встать на ее защиту и гражданской активности в укреплении могущества своего Отечества;

- на объективном уровне - патриотизм представляет собой важную часть общественного сознания различных социально-демографических групп населения (в особенности молодых поколений), проявляющуюся в коллективных оценках и установках, настроениях и чувствах по отношению к историческому прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.

Как показывают результаты опросов, проведенных ВЦИОМ, на фоне недружественной риторики и санкций в адрес России значительно выросла доля тех, кто считает, что быть патриотом -значит, защищать свою страну от любых нападок и обвинений (44 % в 2022 УБ 32 % в 2020). Треть респондентов сообщает, что быть патриотом -это значит стремиться к изменению положения дел в стране для обеспечения ей лучшего будущего (34 %), 29 % - говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была (рис. 2) [9].

Сегодня молодые россияне реже всего осознают себя патриотами по причине того, что считают свою страну лучше, чем другие - такая точка зрения по сравнению с 2014 годом сегодня встречается в два раза реже (12 %, 24 % в 2014), и в связи с мнением, что у своей страны нет недостатков (4 %) [9].

Мировоззренческая установка на гражданственность, патриотизм, исторический опыт поколений, которая зафиксирована в качестве желательной в документах молодежной политики, по

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

результатам опроса, полученным авторским коллективом Уральского федерального университета, стоит у студенческой молодежи на последнем месте, поскольку «материальная сторо-

на жизни волнует молодых россиян больше всего, являясь приоритетом мировоззренческих установок» [10, с. 125].

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «Что, по-Вашему, значит быть патриотом?», (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

В связи со сказанным выше, перед институтом образования стоит серьезная задача, связанная с ГПВ, направленная «на формирование и развитие личности гражданина, обладающего качествами патриота своей Родины и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [10, с. 132].

ГПВ тесно связано с формированием у молодежи национального самосознания, включая патриотические установки, чувства и настроения. Показателями уровня ГПВ российской учащейся молодежи является их желание принимать участие в гражданско-патриотических мероприятиях, знание социокультурных традиций и следование им (ибо патриотическое воспитание зиждется на традициях), уважительное отношение к прошлому своей страны, интенция защищать интересы своей Родины от внешних и внутренних деструктивных воздействий, стремление трудиться во имя процветания своего Отечества.

Какие же формы ГПВ можно выделить?

Возможно говорить о традиционных и инновационных формах гражданско-патриотического воспитания в институте образования:

1) участие в гражданских и патриотических мероприятиях, посвященных государственным праздникам;

2) участие в мероприятиях, посвященных дням памяти великих полководцев, дням воинской славы России;

3) организация и проведение мероприятий, посвященных символам государства, Дню Государственного флага Российской Федерации;

4) оказание шефской/волонтерской помощи ветеранам и инвалидам СВО, а также организация и проведение встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий и военной службы. Например, организация и проведение мероприятий, приуроченных к празднованию Дня защитника Отечества, 9 мая;

5) организация и проведение конференций, круглых столов, презентаций, посвященных ге-роико-патриотической тематике, памятным историческим датам, гражданской проблематике, национальной безопасности Российской Федерации, культуре межнационального общения и др.;

6) организация и проведение учебно-образовательных мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма;

7) проведение тематических кураторских часов в студенческих академических группах, посвященных духовно-нравственному воспитанию обучающихся и проблемам гармонизации межэтнических и межкультурных отношений;

8) электоральная активность обучающихся в избирательных кампаниях разного уровня в качестве избирателей, наблюдателей, активистов предвыборных штабов и др.;

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

9) практическое взаимодействие между представителями различных этносов и национальностей и адаптация обучающихся, в том числе иностранных, в российском многонациональном и поликультурном обществе;

10) организация экскурсий по местам боевой славы, в музеи, на выставки, экспозиции. Например, организация и проведение познавательных экскурсий для обучающихся первого курса в историческом парке «Россия - моя история»;

11) участие во всероссийских общественных движениях и благотворительных акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «Волонтеры победы» и др. [11];

12) организация и проведение военно-спортивных игр;

13) организация работы студенческих общественных организаций и объединений гражданской и патриотической направленности;

14) организация и проведение архивной работы и исследовательской деятельности в рамках образовательных учреждений.

По мнению студенческой молодежи, как указывает Г.Я. Гревцева, наиболее эффективными средствами ГПВ молодежи являются: «государственная символика, традиции, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами войны и труда, виртуальные экскурсии по музеям боевой и трудовой славы, деловые игры, дебаты, дискуссии, конкурсы, викторины, Дни памяти, научно-практические конференции, посвященные воспитанию граждан-патриотов, просмотр фильмов на военную тематику с последующим обсуждением и т.д.» [12, с. 23].

Заключение. Таким образом, институт образования - важный стратегический ресурс развития общества и в условиях становления в России гражданского общества, главной его целью становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях стремительно изменяющейся реальности; личности, имеющей стойкую гражданскую позицию, основанную на патриотических чувствах и установках, а также готовности встать на защиту интересов своей страны.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Шилина Н.А. Социокультурные риски и духовная люмпенизация российского общества / Н.А. Шилина, Н.Ю. Беликова, А.Г. Лугинина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 12-1. С. 110-113.

2. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею. URL : http://www.rbc.ru/politics/ 03/02/2016/56bif8a79a7947060162a5a7 (дата обращения 23.03.2024).

3. Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, Москва. URL : http://static.government.ru/media/files/f 5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHIBitwN4gB.pdf (дата обращения 23.03.2024).

4. Борозова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы Российской государственности» в высшей школе / Т.А. Борозова // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4(101). С.138-142.

5. Опрос ВЦИОМ «Можно ли научить государственности?». URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analit icheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (дата обращения 24.03.2024).

6. Ахметшина Р.Т. Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории. URL : http://infourok.ru/ material.html?mid=164594 (дата обращения 21.03.2024).

7. Щукина Р.И. Региональный патриотизм как фактор развития территории / Р.И. Щукина, Н.В. Вяткина // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3(93). С. 103-109.

8. Гузенина С.В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности / С.В. Гузенина // Вестник Тамбовского университета. Серия: общественные науки. 2015. № 1. С. 53-59.

9. Опрос ВЦИОМ «Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать». URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения 24.03.2024).

10. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации в условиях современных вызовов и неопределенностей : монография / А.И. Андриянова, И.Г. Арцыбашев [и др.]; Под общ. ред. А.В. Пономарева, Н.В. Поповой. Екатеринбург, 2022. 212 с.

11. Пичко Н.С. Волонтерство и благотворительность как формы социального служения / Н.С. Пичко, Я.Г. Зинченко, С.И. Самыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 263-268.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

12. Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс / Г.Я. Гревцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3. С. 18-26.

1. Shilina N.A. Sociocultural risks and spiritual lumpenization of Russian society / N.A. Shilina, N.Yu. Belikova, A.G. Luginina // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. №-1. P. 110-113.

2. Putin named the only national idea possible for Russia. URL : http://www.rbc.ru/politics/02/03/2016/56bi f8a79a7947060162a5a7 (date of the application 03/23/2024).

3. Strategy for development and education in the Russian Federation for the period until 2025: approved by order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 № 996-r, Moscow. URL : http://static.gov ernment.ru/media/files/f 5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHIBitwN4gB.pdf (date of the application 23.03.2024).

4. Borozova T.A. Return to the roots: on approaches to teaching the course «Fundamentals of Russian Statehood» in higher education / T.A. Borozova // World of science, culture, education. 2023. № 4(101). P. 138142.

5. VTslOM survey «Can statehood be taught?» URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analit icheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (date of the application 24.03.2024).

6. Akhmetshina R.T. Moral and spiritual guidelines in history lessons. URL : http://infourok.ru/material.html? mid=164594 (date of the application 03/21/2024).

7. Shchukina R.I. Regional patriotism as a factor in the development of the territory / R.I. Shchukina, N.V. Vyat-kina / R.I. Shchukina // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2022. № 3(93). P. 103-109.

8. Guzenina S.V. The role of the family in the patriotic education of the individual / S.V. Guzenina // Bulletin of Tambov University. Series: social sciences. 2015. № 1. P. 53-59.

9. VTsIOM survey «Patriotism today: love, care and protect». URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti cheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (date of the application 03.24.2024).

10. Implementation of state youth policy in the Russian Federation in the context of modern challenges and uncertainties : monograph / A.I. Andriyanova, I.G. Artsybashev [et al.]; Under general ed. A.V. Ponomareva, N.V. Popova. Ekaterinburg, 2022. 212 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Pichko N.S. Volunteering and charity as forms of social service / N.S. Pichko, Ya.G. Zinchenko, S.I. Samygin // State and municipal management. Scientific notes. 2023. № 2. P. 263-268.

12. Grevtseva G.Ya. Civic-patriotic education of students as a sociocultural process / G.Ya. Grevtseva // Modern higher school: innovative aspect. 2019. Vol. 11. № 3. P. 18-26.

References:

Информация об авторах

Пичко Наталья Сергеевна

доктор философских наук, профессор,

филиал Ухтинского государственного технического университета (УФУГТУ), г. Усинск, Республика Коми natpichko@yandex.ru

branch of Ukhta State Technical University (UFUGTU),

Natalya S. Pichko

Usinsk, Komi Republic natpichko@yandex.ru

Doctor of Philosophy, Professor,

Вакула Иван Михайлович

доктор философских наук, профессор,

Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации imvakula@mail.ru

Ivan M. Vakula

Doctor of Philosophy, Professor,

Rostov Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

imvakula@mail.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

доцент Института социологии и регионоведения; Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону gafiatulina@yandex.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor, Associate Professor at the Institute of Sociology and Regional Studies; South Federal University, Rostov-on-Don gafiatulina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.