Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы изучения трансляции гражданско-патриотических ценностей в истории отечественного просвещения. Обоснована важность формирования единой системы трансляции гражданско-патриотических ценностей в контексте деятельности по борьбе с антипатриотическими измышлениями, преодолению псевдоисторических стереотипов и негативных по отношению к Российской Федерации социокультурных штампов. Исследована проблема национально-культурных пластов и содержательных конструктов исторической памяти. Проанализированы основополагающие научные понятия в сфере гражданско-патриотического воспитания: гражданственность как ведущая характеристика личности человека, которая олицетворяет его гражданско-патриотическую позицию; патриотизм - одну из наиболее значимых и непреходящих ценностей; патриот как человек, любящий свою страну, преданный своему народу и готовый на подвиги во имя интересов своей Отчизны. Рассмотрена проблема становления личности гражданина в процессе формирования российской гражданской идентичности на основе принятия обучающимися традиционных ценностей. Охарактеризована система гражданско-патриотического воспитания как ведущая структура по формированию у россиян гражданско-патриотических ценностей, сознательности, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов России. Представлен процесс социализации личности как планомерное формирование обществом, государством и школой полноценных условий для воспитания индивида. Определено, что диссеминация ценностей гражданско-патриотического воспитания способствует усвоению традиционных духовно-нравственных конструктов, приобретению компетенций конструктивно-критического мышления, креативности, коммуникативности, консолидации и солидаризации, субъектности, самоактуализации, культурного самоопределения. Выявлены цели, перспективные задачи и основные тенденции развития политико-управленческих механизмов воспитания гражданственности и патриотизма в системе общего образования. Определены место и функционал системы гражданско-патриотических ценностей в деле по укреплению межпоколенческих связей в современном российском обществе. Рельефно обоснована историко-культурная роль, ценностное содержание, идейная направленность и особенности организации трансляции ценностей гражданско-патриотического воспитания в системе отечественного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRANSLATION OF CIVIL AND PATRIOTIC VALUES IN THE HISTORY OF RUSSIAN ENLIGHTENMENT

The article deals with the issues of studying the translation of civic-patriotic values in the history of national education. The importance of the formation of a unified system for the transmission of civil-patriotic values in the context of activities to combat anti-patriotic fabrications, overcome pseudo-historical stereotypes and socio-cultural clichés negative in relation to the Russian Federation is substantiated. The problem of national-cultural layers and meaningful constructs of historical memory is investigated. The fundamental scientific concepts in the field of civil and patriotic education are analyzed: citizenship as a leading characteristic of a person's personality, which embodies his civil and patriotic position; patriotism is one of the most significant and enduring values; a patriot as a person who loves his country, devoted to his people and ready for exploits in the name of the interests of his Fatherland. The problem of the formation of a citizen's personality in the process of forming a Russian civic identity based on the acceptance of traditional values by students is considered. The system of civic-patriotic education is characterized as the leading structure for the formation of civic-patriotic values among Russians, consciousness, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to perform civil and military duty, and constitutional duties to protect the interests of Russia. The process of socialization of the individual is presented as a systematic formation by society, the state and the school of full-fledged conditions for the upbringing of the individual. It has been determined that the dissemination of the values of civic-patriotic education contributes to the assimilation of traditional spiritual and moral constructs, the acquisition of the competencies of constructive-critical thinking, creativity, communication, consolidation and solidarity, subjectivity, self-actualization, cultural self-determination. The goals, long-term tasks and main trends in the development of political and administrative mechanisms for the education of citizenship and patriotism in the system of general education are identified. The place and functionality of the system of civic-patriotic values in the matter of strengthening intergenerational ties in modern Russian society are determined. The historical and cultural role, value content, ideological orientation and features of the organization of the translation of the values of civil-patriotic education in the system of national education are substantiated in relief.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

УДК 37.035.6

М. Ю. Милованов

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-0005822-08 от 26 июля на 2022 год по теме «Научно-методическое обеспечение формирования гражданско-патриотических ценностей с учетом возрастных и психологических возможностей учащихся общеобразовательных школ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения трансляции гражданско-патриотических ценностей в истории отечественного просвещения. Обоснована важность формирования единой системы трансляции гражданско -патриотических ценностей в контексте деятельности по борьбе с антипатриотическими измышлениями, преодолению псевдоисторических стереотипов и негативных по отношению к Российской Федерации социокультурных штампов. Исследована проблема национально -культурных пластов и содержательных конструктов исторической памяти. Проанализированы основополагающие научные понятия в сфере гражданско -патриотического воспитания: гражданственность как ведущая характеристика личности человека, которая олицетворяет его гражданско-патриотическую позицию; патриотизм - одну из наиболее значимых и непреходящих ценностей; патриот как человек, любящий свою страну, преданный своему народу и готовый на подвиги во имя интересов своей Отчизны. Рассмотрена проблема становления личности гражданина в процессе формирования российской гражданской идентичности на основе принятия обучающимися традиционных ценностей. Охарактеризована система гражданско -патриотического воспитания как ведущая структура по формированию у россиян гражданско-патриотических ценностей, сознательности, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов России. Представлен процесс социализации личности как планомерное формирование обществом, государством и школой полноценных условий для воспитания индивида. Определено, что диссеминация ценностей гражданско -патриотического воспитания способствует усвоению традиционных духовно -нравственных конструктов, приобретению компетенций конструктивно-критического мышления, креативности, коммуникативности, консолидации и солидаризации, субъектности, самоактуализации, культурного самоопределения. Выявлены цели, перспективные задачи и основные тенденции развития политико-управленческих механизмов воспитания гражданственности и патриотизма в системе общего образования. Определены место и функционал системы гражданско-патриотических ценностей в деле по укреплению межпоко-ленческих связей в современном российском обществе. Рельефно обоснована ис-

торико-культурная роль, ценностное содержание, идейная направленность и особенности организации трансляции ценностей гражданско -патриотического воспитания в системе отечественного просвещения.

Ключевые слова: аксиология образования, воспитание, патриотизм, гражданственность, гражданско -патриотические ценности, национальная система образования, история педагогики, история образования.

K. Yu. Milovanov

PROBLEMS OF TRANSLATION OF CIVIL AND PATRIOTIC VALUES IN THE HISTORY OF RUSSIAN ENLIGHTENMENT

Abstract. The article deals with the issues of studying the translation of civic -patriotic values in the history of national education. The importance of the formation of a unified system for the transmission of civil-patriotic values in the context of activities to combat anti-patriotic fabrications, overcome pseudo-historical stereotypes and socio-cultural clichés negative in relation to the Russian Federation is substantiated. The problem of national-cultural layers and meaningful constructs of historical memory is investigated. The fundamental scientific concepts in the field of civil and patriotic education are analyzed: citizenship as a leading characteristic of a person's personality, which embodies his civil and patriotic position; patriotism is one of the most significant and enduring values; a patriot as a person who loves his country, devoted to his people and ready for exploits in the name of the interests of his Fatherland. The problem of the formation of a citizen's personality in the process of forming a Russian civic identity based on the acceptance of traditional values by students is considered. The system of civic-patriotic education is characterized as the leading structure for the formation of civic-patriotic values among Russians, consciousness, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to perform civil and military duty, and constitutional duties to protect the interests of Russia. The process of socialization of the individual is presented as a systematic formation by society, the state and the school of full-fledged conditions for the upbringing of the individual. It has been determined that the dissemination of the values of civic-patriotic education contributes to the assimilation of traditional spiritual and moral constructs, the acquisition of the competencies of constructive-critical thinking, creativity, communication, consolidation and solidarity, subjectivity, self-actualization, cultural self-determination. The goals, long-term tasks and main trends in the development of political and administrative mechanisms for the education of citizenship and patriotism in the system of general education are identified. The place and functionality of the system of civic-patriotic values in the matter of strengthening intergenerational ties in modern Russian society are determined. The historical and cultural role, value content, ideological orientation and features of the organization of the translation of the values of civil-patriotic education in the system of national education are substantiated in relief.

Keywords: axiology of education, upbringing, patriotism, citizenship, civic-patriotic values, national education system, history of pedagogy, history of education.

Введение. Исторический процесс сопровождается событиями, явлениями и фактами, обретающими во временных и пространственных интервалах различные по своим масштабам и значимости оценки социально-политического, социокультурного и морально-этического смысла. Протяженность во времени дает основания сопоставить и осмыслить их исконные следствия, выраженные в потерях и достижениях, в величии ратных и трудовых подвигов, остающихся непреходящим ценностным ориентиром в исторической памяти целого ряда поколений российских граждан. Встать на путь отказа от прошлого означает разорвать «дней связующую нить», пренебречь опытом предшествующих поколений. В настоящее время проблема историко-педагогической разработки различных аспектов функционирования трансляционной структуры комплекса ценностей гражданско -патриотического воспитания «является приоритетной целью образовательной деятельности» [Зайко, 2022, с. 43].

Роль исторической памяти чрезвычайно актуальна при формировании патриотического отношения россиян к своему Отечеству и укреплению межпоколенческих связей. В настоящее время в российском обществе происходит трансформация социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, активно преобразуются отношения между гражданским обществом и государством. В этой связи анализ состояния и форм проявления исторической памяти представляет несомненный

научно-методический и практический интерес. В настоящее время идеологией, солидаризирующей общество, по праву становится патриотизм, а перспективное стратегирова-ние и комплексная реализация мероприятий «патриотического воспитания провозглашается приоритетным направлением в образовании» [Бу-гайчук, 2022, с. 8].

В исторической памяти аккумулируются различные представления о героических событиях отечественной истории, о выдающихся деятелях и ярких достижениях страны. Эти представления играют роль ценностно-целевых ориентиров, способствуют укреплению национального самосознания, патриотизма и гражданственности. Историческая память, отражая события минувших веков, обращена вместе с этим к опыту текущей жизни и будущему народа и государства. Поэтому в совокупности представлений, оценок и настроений, связанных с восприятием российской и мировой истории, наблюдается такое многообразие оценок и суждений. Это выражается, в частности, в различиях понимания исторического прошлого представителями различных социальных слоев и укрупненных стратифицированных групп населения.

Материалы и методы. Материалами представленного исследования послужили публикации исто-рико-педагогической, научно -методической и информационно-аналитической направленности, избранные работы по военной и гражданской патриотике. Ведущими методами ис-

следования являются: историко -генетический, сравнительно-исторический и историко-логический методы, а также аксиологический и культурологический подходы в раскрытии ценностного содержания характеризуемой исторической фактографии, культурных феноменов и социальных явлений.

Результаты исследования. Характеризуя состояние патриотического потенциала российского общества на современном этапе его развития, следует, прежде всего, иметь в виду, в каком состоянии находятся ценностные ориентиры и мировоззрение людей, и в какой степени духовный мир индивида согласован с задачами, направленностью и эффективностью функционирования государственного механизма. Признание необходимости воспитания гражданина и важность существования духовных и патриотических ценностей является характерной чертой государственной образовательной политики нашего времени. Как никогда актуально «обращение к проблеме идеологического воспитания» [Ни-кандров, 2011, с. 4].

Историческая реальность объективно сложна, многообразна и не подлежит расчленению, дроблению или искажению. Недавняя внутренняя конфликтность в системе базовых отечественных ценностей породила духовный разрыв с прошлым нашего государства. В труднейшую эпоху социальной трансформации и политического эволюционирования государственных и общественных форматов следует не судить и не отрекаться от истории своей страны, а понимать и извлекать из нее уроки,

для того чтобы избежать ошибок прошлого. Исторический процесс представляет собой нечто цельное и в то же время состоит из совокупности различных компонентов общественной жизни. В условиях глобального кризиса изучение многовековой истории нашего государства становится гражданско-патриотическим императивом. Вновь проявляется одно из острейших противоречий автономного российского сегмента всемирного исторического процесса: «проблема взаимоотношения власти и общества» [Овчинников, 2019, с. 7].

История учит нас, что поиск новой общенациональной идеи предполагает преемственность, устремленность вперед, опору на собственные силы, учет достижений отечественной научной мысли и перспективных тенденций общемирового социокультурного развития, тщательное изучение опыта передовых и динамично развивающихся стран. Осмысление национальной и духовной традиции, патриотических ценностей, развитие патриотического и гражданского воспитания предполагают, прежде всего, знание своей страны, понимание ее особого самобытного пути. Без патриотического воспитания и восприятия традиционных ценностей современная молодежь не будет понимать, что такое любовь к Отечеству. В настоящее время особенно значимым становится гражданское воспитание личности школьника, основанное на глубоком понимании исторического процесса и ответственном отношении к непосредственному участию в общественной и государственной

жизни. По мнению М. В. Богуславского: «система целенаправленной социализации подрастающих поколений - воспитание гражданина-патриота - готовит основной ресурс поступательного движения страны» [Богуславский, 2022, с. 42]. Таким образом, необходимо сознательно сосредоточиться на целевом формировании образа патриота-гражданина, ориентированного на традиционные российские ценности и деятельность во благо государства.

Актуализируется проблематика, связанная с устойчивым интересом к различным аспектам национальной обороны страны, государственной безопасности, истории российской армии имперского, советского и постсоветского периодов, военной патриотике [Половецкий, 1995, с. 5]. Проводятся трансдисциплинарные изыскания по вопросам формирования эффективных трансляторов гражданско -патриотических ценностей в системе школьного образования. Исключительную значимость приобретает «совершенствование системы военно-патриотического воспитания, формирование морально-психологической готовности граждан, особенно молодого поколения, к защите Отечества» [Половецкий, 2018, с. 67].

Формирование нормативных форм и практических моделей патриотического поведения дает возможность сохранить и воспроизвести следующие патриотические ценности:

- восстановление связи времен, объективное отношение к великому прошлому нашей страны;

- утверждение в патриотиче-

ском воспитании традиционных религиозных и культурных ценностей, исторически оправдавших себя на протяжении многих веков существования российской государственности;

- обогащение системы гражданского воспитания из аналогичного опыта других стран;

- актуализация деятельности по разоблачению антипатриотических и антиисторических измышлений.

Патриотизм на современном этапе развития российского общества должен носить рельефно представленный и идеологически обусловленный общегражданский характер. Компетентностно занять активную гражданскую позицию может лишь человек, знающий пространственно-временной, исторический и геополитический аспекты формирования многовековой российской государственности, через осознание и осмысление истории нашего Отечества.

Современная государственно-патриотическая идея призвана служить сохранению гражданского мира в обществе, единству нации, историческому собиранию геополитического российского пространства и сосредоточению государственной заботы о каждом гражданине, для того чтобы современный социум обладал высокой способностью решения обостряющихся внешних и внутренних проблем, высокой степенью патриотизма и гражданским иммунитетом к нарастающим вызовам и глобальным рискам. Это возможно лишь в условиях высокой социальной мо-

бильности, сплоченности, восприятия и усвоения патриотических ценностей, правовой культуры и определенного уровня гражданского самосознания.

Достояние и величие исторической памяти о судьбоносных переменах в жизни народов, населяющих Россию, о героических буднях военных лет, открытиях, меняющих облик нашей страны, выдающихся деятелях, их роли в ретроспективе знаковых событий традиционно находит свое отражение в различных формах гуманитарной деятельности. Прежде всего, это мемуарная и историко-до-кументальная литература, тиражи и общая номенклатура которой в последние годы значительно возросли. Кинематограф, театральное искусство, живопись, отражающие, нередко с определенными издержками, ретроспективу событий и факты новейшей истории России. В то же время необходимо признать, что историческая память растущих поколений заражается вирусом искажения советского прошлого, в том числе судьбоносных событий и подвигов нашего народа.

В СССР делу по формированию патриотизма и гражданственности была подчинена мощная и хорошо отлаженная система народного просвещения, культуры, книгоиздательства и киноиндустрии. В современной России при снижении общего уровня духовного производства и утрате нормативно -регулятивного контроля над его содержанием оказалась ослабленной традиционная для нашего общества просветительская роль прессы, литературы и искусства. Однако историческая правда

все же доходит до молодого поколения. Она - в воспоминаниях ветеранов фронта и тыла, в книгах и статьях писателей, историков и журналистов, безупречно выполняющих свой гражданский долг по укоренению и увековечению исторической памяти о судьбах нашего Отечества, что способствует единению исторического сознания, мировоззрения и консолидации всех поколений современного российского общества.

Принимая во внимание различные меры на государственном уровне по развитию национальной системы гражданского и патриотического воспитания, вполне правомерно считать, что идеи и аксиологический смысл патриотизма, единение гражданского общества остаются в качестве ведущего стимула духовно-нравственного развития, важнейшим компонентом в структуре общенациональных ценностей. Немаловажно значение исторической памяти как одного из основных факторов развития содержания исторического образования в России. Школа в нашей стране всегда была государственнической и патриотической, и сегодня уже ничто не говорит в пользу разрыва с этой укоренившейся традицией отечественного просвещения. Историческая реальность сложна, многообразна, противоречива, но она не должна преднамеренно искажаться. Истинная свобода состоит в том, чтобы жить в согласии с исторической памятью и самосознанием собственного народа, зафиксированным в традициях духовно -нравственного и материального развития, а не в том, чтобы навязывать нормы и ценности

несвойственные отечественной исторической традиции.

Открытость государственных границ, высокая степень человеческой мобильности, многомиллионная миграция в условиях глобализированного мирового пространства, обоюдоострые инновации, социальные и культурные лжепанацеи таят в себе немало опасностей. Негативное влияние цифрогенных факторов в связи с форсированным распространением так называемых «умных технологий», фантасмагорический спор о «правах роботов», дискурсивная полемика о всевозможных «меньшинствах», явное навязывание извне системы «искусственного интеллекта», принудительное социальное рейтин-гование, погружение в виртуальную среду, агрессивное неприятие традиционного образа жизни, верований, брачно-семейных и родственных отношений провоцируют системную деградацию человеческой популяции. Представленные тенденции стимулируют растущую динамику социального и культурного отчуждения детей и учащейся молодежи от фактической реальности, подталкивая молодое поколение к отрыву от «аналоговой действительности» и обычных человеческих взаимоотношений. Парадоксально, что несмотря на столь бурное развитие цифровых технологий в нашей стране, в период «триумфального шествия» по планете «новомодной болезни» - пандемии СОУГО-19 (2020-2022 гг.), не только российские школьники, но и педагоги оказались дезориентированными и неготовыми к участию в процессе обучения. На данном этапе

развития национальной системы образования важнейшей проблемой «стала подготовленность самих преподавателей к новому формату» [Цифровые технологии и кибербез-опасность в контексте распространения СОУГО-19, 2020, с. 27]. Таким образом, необходимо не только форсировать реализацию пунктов глобального цифрового «темника», но еще и укреплять человековедческие стратегические модели, сформировавшиеся на традиционной общественно-исторической основе и богатейшем культурном опыте.

Особое значение приобретает проблема идейно-мировоззренческого значения отдельных учебных предметов в системе общего образования. Одним из ведущих приоритетов воспитания гражданина и патриота своей страны является формирование системных представлений и усвоение общеобразовательных знаний о России. Формирование знаний об истории и географии нашей страны, отечественной культуре, российском менталитете, народном характере, народонаселение России, ее экономике и политике, российских ученых и их вкладе в развитие мировой цивилизации; традиционных религиях России, о промышленности и природных богатствах, об образовании и культурных ценностях России, о российском законодательстве и государственных символах. Исключительно важным в современных условиях представляется формирование знаний об армии и флоте, патриотах в военной и гражданской сферах, о ярких страницах боевой и трудовой славы, повседнев-

ности полной подвигов и самопожертвования. В настоящее время именно гражданско-патриотические ценности активно пропагандируются и «рассматриваются как критерии, руководящие повседневной деятельностью человека» [Асташова, 2012, с. 17].

Учебная деятельность на уроках истории, географии, общество-знания, литературы, МХК, затрагивающая ключевые вопросы всемирной и отечественной истории, политических систем, государственности, межнациональных и межконфессиональных отношений, светской и духовной культуры, природного и территориального разнообразия, помогает школьникам правильно оценить социально-политическую и экономическую обстановку в стране и мире, выбрать нужные ценностно -целевые приоритеты. У обучающихся через изучение отечественной истории формируются такие ценности как патриотизм, уважение к культурному и историческому наследию, гражданская идентичность и самоопределение. Во многом именно история и география - это те учебные предметы, которые формируют мировоззрение человека, помогает ему определить свое положение в обществе, развивает пространственное мышление, воспитывает патриотизм, дает знания о родном крае и во многом определяет отношение к нему. Россия, с ее разнообразием ландшафтов, территориями и акваториями, с современными социально-экономическими, демографическими, геополитическими и иными вызовами, является уникальной географически детерминированной страной.

Личностные качества, взгляды и усвоенные учебные знания школьников должны занимать особое место в усиленном внимании учителей-предметников к формированию гражданского самосознания в рамках преподаваемых общеобразовательных дисциплин. Безусловно, что правильно сформированные ценностные предпочтения учащихся будут направлены на общее развитие целостной системы гражданско -патриотического воспитания. Педагогам учебных предметов социально -гуманитарного цикла следует обратить особое внимание на значимость усвоения обучающимися непреходящих ценностей отечественного исторического опыта; развитие чувства патриотизма среди молодого поколения граждан России; персональную историю лиц, принесших Отечеству мировую славу и признанный международный авторитет; изучение культурного потенциала нашей страны.

Современный учитель должен осознавать значимость:

- новой геополитической реальности, включая изменение международной обстановки, роли и статуса России в современном мире, понимание внешнеполитического курса государства;

- новых подходов к осмыслению данных процессов в структуре школьных гуманитарных и историко-обществоведческих дисциплин;

- требований, которые российское государство и общество сегодня предъявляют к системе общего образования по усилению внимания к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции учащейся

молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики.

Педагогу необходимо обратить особое внимание на воспитание учащихся общеобразовательных школ в духе исторически сложившихся отечественных духовных традиций, которые усиливают школьные модели гражданско-патриотического воспитания, содержание которых направлено на комплексное духовное развитие, освоение гражданско -патриотических ценностей, дисциплинирова-ние внешней и внутренней жизни растущего человека. В связи с этим актуализируется проблема формирования у обучающихся в системе общего образования насущной потребности сделать «самостоятельный выбор социально ценностных гражданско-патриотических ориентиров» [Голованов, 2022, с. 14].

Воспитание патриотов и граждан России является приоритетным направлением государственной образовательной политики и развития системы общего образования. Особое место занимает поиск эффективных педагогических решений и инновационных средств обучения, направленных на реализацию воспитательного потенциала урока, а именно на воспитание гражданственности и патриотизма учащейся молодежи, ее позитивную социализацию. Крайне неоднозначное развитие мондиалист-ских трансгуманистических трендов и ставших обыденностью цифровых технологий приводит к тому, что дети и молодежь «оказываются все более зависимыми от смартфонов и гаджетов» [Четверикова, 2020, с. 43].

Вызывает небеспочвенные и

закономерные опасения так называемая «глобальная повестка»: новая нормальность, новая социальность, культура отмены, «зеленая» идеология, а также агрессивная социоген-дерная проблематика, подаваемая и реализуемая в ультрадогматизиро-ванном перверсивном варианте. Незыблемые ценности, исторически и культурно апробированные многовековым процессом духовно-нравственного развития человеческой популяции, подвергаются ревизии со стороны представителей токсичной маргинальной идеологии - апологетов «дивного нового мира». Таким образом, система традиционных ценностей выполняет «функцию защиты граждан от деструктивного идеологического и психологического воздействия» [Возжеников, 2022, с. 108].

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой важнейший инструмент трансляции тысячелетних отечественных ценностей и позитивной социализации личности в современном обновляемом социуме. Активная диссеминация гражданско-патриотических ценностей укрепляет преемственность поколений и иммунизирует духовное здоровье российской нации. Современный этап деятельностной разработки проблем идейно -политического воспитания связан с «формированием гражданско -патриотических установок, представлений о гражданском патриотизме как о социальной ценности» [Маленков, 2022, с. 61].

В настоящее время как никогда при формировании гражданско-патриотических ценностей важна роль государственной символики

Российской Федерации. Особое значение в деле трансляции гражданско-патриотических ценностей приобретает контекстно -визуальная пропаганда государственных символов Российской Федерации. Герб, флаг и гимн олицетворяют неразрывное единство всех населяющих нашу страну народов, являются предметом особой гордости и видимым выражением проявления гражданственности и патриотических чувств.

В связи с этим, в контексте процесса формирования гражданско-патриотических ценностей необходимо:

- понимать значение российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- стимулировать интерес к отечественной государственной символике;

- воспитывать уважение к государственному гербу и иным общенациональным символам Российской Федерации;

- на основе имеющихся знаний, полученных учащимися при освоении соответствующих учебных дисциплин и предметных областей, расширять представления об истории государственного герба Российской Федерации как официальном символе страны, отражающим ее суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, объединяющего начала государства для всех его граждан.

Государственный герб - это особая эмблема и главный символ России, который объединяет ее народ и символически выражает историческую преемственность поколений.

Герб формирует представления граждан об истории и культуре России, вызывает чувство деятельного патриотизма за одну из сильнейших держав современного мира, оказывающую мощное воздействие на пути развития всей человеческой цивилизации. Государственный герб РФ -это один из тех сложившихся веками зримых символов, который сплачивает всех граждан страны с властью через систему государственных органов. Главными задачами государственной власти является защита суверенитета страны и ее граждан от посягательств извне.

Герб является подлинным символом государственного суверенитета нашей Родины, то есть верховенства закона и независимости в деятельности органов власти на своей территории и по отношению к другим странам. Еще один символ, государственный гимн - торжественное музыкальное произведение с текстом, выражающее связь народа с государством, чувство патриотизма, соединение прошлого, настоящего и будущего. Гимн исполняется в особо торжественных случаях, например, при поднятии государственного флага.

Целесообразно акцентировать внимание школьников на том, что символы государства - это не простые атрибуты, а исторически сложившиеся зримые образы, которые играют ведущую роль в сплочении граждан Российского государства, способствуют формированию у них высоких нравственных и граждан-ско-патриотических ценностей, правовой культуры. Символы государ-

ства развивают чувство преемственности многих поколений российских граждан, образуя незримую цепь межпоколенческой преемственности. Итак, государственные символы - это важный элемент формирования патриотизма, основанного на сохранении исторической памяти, объединяющей многоликое современное общество, консолидируя тем самым российскую политическую нацию.

Развитие систем внеучебной деятельности и дополнительного (внешкольного) образования приобретает исключительное значение в контексте трансляции гражданско-патриотических ценностей. Граждан-ско-патриотические ценности выступают как основа проектирования социокультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, музеев, библиотек, патриотически ориентированных клубов и объединений. Так, например, музей является важнейшим элементом поддержания и воспроизводства духовной культуры с точки зрения воспитания патриотизма, гражданственности и исторической преемственности. Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с гражданско-патриотиче-ским воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя артефакты музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии и традиционные нематериальные ценности граждан-ско-патриотического, исторического и культурного характера. Все это делает жизнь школьника более насы-

щенной и интересной, развивает интеллект, ключевые гражданские, культурные социальные навыки XXI в., дает ему новый инструмент для познания окружающего мира.

Задачи музейной образовательно-воспитательной деятельности направлены на формирование у учащихся гражданско -патриотического сознания, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Необходимо совершенствование деятельности по созданию единой сети организаций дополнительного образования, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием. На повестке дня стоит вопрос о привлечении к работе ведущих специалистов из вузов, академических институтов и профильных научных центров, музеев, библиотек, ветеранских организаций, военных комиссариатов и других учреждений различного уровня (от муниципального до федерального) для деятель-ностного обновления и совершенствования форм, приемов и методов гражданско-патриотического воспитания.

Комплекс внеучебных мероприятий эффективен для решения воспитательных задач и способствует воспитанию патриота и гражданина, гармоничному развитию личности, поскольку для его реализации задействован весь школьный коллектив, каждый из участников в рамках одного самостоятельно выбранного им мероприятия способен самореализоваться и достичь успеха;

участие может быть индивидуальным, групповым и коллективным, в результате возникает соревновательный элемент и внутри коллектива, и внутри школы. Перспективные задачи для подобного рода мероприятий следующие: формирование граж-данско-патриотического сознания, развитие, воспитание чувства гордости за Россию, свой родной город, свою школу; воспитание нравственной личности, способной к выполнению гражданских обязанностей в мирное и военное время.

В настоящее время достаточно востребована внеучебная деятельность, которая организуется с целью создания комплекса условий, способствующих формированию патриотических чувств и сознания обучающихся.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- создание действенных механизмов, обеспечивающих становление и эффективное функционирование системы гражданско -патриотического воспитания;

- пропаганда патриотических, духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции;

- воспитание личности школьника-гражданина, патриота своей Родины.

Обсуждение результатов. Как показывает ретроспективный опыт и современная школьная практика, большое воздействие на учащихся оказывают встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда, с действующими военнослужащими, участниками бое-

вых действий в локальных и региональных конфликтах. Необходимы не только подобного рода мероприятия, но и массовое внедрение проблемно-тематических циклов внеучебных занятий соответствующей направленности, которые требуют активного личного неформального участия обучающихся. Данные внеучебные мероприятия являются эффективным средством формирования у школьников гражданско -патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу.

В реалиях первой четверти XXI столетия образование человека позиционируется, тематически наполняется и содержательно конструируется как непрерывный процесс «приобретения новых знаний и навыков, формирования новых компетенций» [Шматко, 2017, с. 100]. В связи с этим существенно возрастает значение потенциала социально -гуманитарного образования как фактора патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, содержательно усиливается работа в следующих сегментированных элементах структуры формирования гражданской патриотики: ценности - мотивация - целеполага-ние - стратегии. Безусловно, что важную роль здесь играет мотива-ционно-ценностный аспект понимания новейшего процесса государственно-политической трансформации, позволяющий различным участникам образовательного процесса осознать особенности реализующейся стратегии позитивной социализации и деятельностного воспитания детей и молодежи. Исключительную значимость приобретают

мотивы, факторы и условия, которые влияют на структуру и ход трансляции гражданско-патриотических ценностей, а также методы, принципы и средства воспитания гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ, адекватные вызовам и рискам актуального этапа развития российской государственности, социальной действительности и обновляемого общества.

Заключение. Таким образом, необходимо сущностное осмысление учительским корпусом нового внутреннего и внешнего политического курса российской власти. Особое внимание следует обратить на политические инициативы Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведение специальной военной операции на территории Украины, развертывание различного рода мобилизационных стратегий, формирование устойчивых моделей консолидации и солидаризации отечественного социума, рефлексию идейно-теоретических и практических альтернатив развития России в современном глобализированном мире. Достаточно остро стоит вопрос о стимулировании процесса создания различных моделей и технологий масштабного политико-педагогического воздействия - формирования единой идейной платформы гражданско -патриотического воспитания, направленной на последовательное и осознанное развитие у школьников любви и уважения к своей Родине, чувства причастности к ее истории, судьбе, гордости за прошлое, а также готовности и способности к осу-

ществлению общественно ответственного выбора и деятельностного проявления патриотизма во всех сферах общественной жизни.

Список литературы

1. Асташова, Н. А. Педагогический потенциал формирования граж-данско-патриотических ценностей у будущих учителей / Н. А. Асташова, Е. А. Макарова. - Брянск: БГУ, 2012. - 150 с. - Текст : непосредственный.

2. Богуславский, М. В. Динамика либеральных и патриотических ценностей идеологии российской образовательной политики в 1991-2022 годы: инновационные циклы и ретро-инновационные волны / М. В. Богуславский. - Текст : непосредственный // Историко-педагогический журнал. - 2022. - № 3. - С. 31-44.

3. Бугайчук, Т. В. Политологический аспект становления гражданской идентичности и особенности социокультурной трансформации в современной России / Т. В. Бугайчук -Текст : непосредственный // Мир русскоговорящих стран. - 2022. - № 1 (11). - С. 5-22.

4. Возжеников, А. В. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы / А. В. Возжени-ков, А. Н. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Коммуникология. -2022. - Т. 10. - № 1. - C. 107-118.

5. Голованов, В. П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей / В. П. Голованов. - Текст : непосредственный // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Т. 5. -№ 1. - С. 12-22.

6. Зайко, Я. В. Гражданско-пат-риотическое воспитание в процессе преподавания истории и общество-знания / Я. В. Зайко, Е. В. Луканина.

- Текст : непосредственный // Magistra Vitae. - 2022. - №№ 1. - С. 4148.

7. Маленков, В. В. Образ патриотизма и гражданско -патриотические ориентации молодежи / В.

B. Маленков. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2022. -Т. 22. - Вып. 1. - С. 60-65.

8. Никандров, Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука / Н. Д. Никандров. - Текст : непосредственный

- 2011. - № 2. - С. 3-15.

9. Овчинников, А. В. Власть и общество в развитии общего образования в России (XIX - конец XX века) / А. В. Овчинников, Г. Н. Козлова, И. В. Петухова. - Москва : ООО «Научно-издательский центр ИН-ФРА-М», 2019. - 230 с. - Текст : непосредственный.

10. Половецкий, С. Д. Армия и советское общество 1918-1991 гг. Историографическое исследование /

C. Д. Половецкий. - Москва : ГА ВС, 1995. - 147 с. - Текст : непосредственный.

11. Половецкий, С. Д. Педагогическое наследие А. С. Макаренко и

военно-патриотическое воспитание молодого поколения / С. Д. Половецкий. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - №№ 3. - С. 66-75.

12. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения СОУШ-19: дайджест. - Москва: Счетная палата Российской Федерации, 2020. - 39 с. - Текст : непосредственный.

13. Четверикова, О. Н. Интеллектуальный регресс как оборотная сторона «цифровой школы» / О. Н. Четверикова. - Текст : непосредственный // Народное образование. -2020. - № 1. - С. 31-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Шматко, Н. А. Возможности использования стратегии развития компетенций ОЭСР в целях обеспечения общего евразийского экономического пространства квалифицированными кадрами и создания условий для их мобильности / Н. А. Шматко. - Текст : непосредственный // Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС: сборник публикаций. -Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2017. - С. 100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.