Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич, Овчинников Анатолий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы изучения гражданско-патриотических ценностей как категории отечественной педагогической науки. Охарактеризованы цели, приоритетные задачи и ведущие тенденции развития гражданского и патриотического воспитания. Обоснована важность гражданско-патриотических ориентиров в рамках деятельности по преодолению антиисторических стереотипов. Определено, что патриотическое воспитание способствует усвоению духовно-нравственных ценностей, приобретению гражданских, профессиональных и культурных компетенций. Раскрыто историко-культурное значение и идейное содержание гражданско-патриотических ценностей. Рассмотрен вопрос о роли и месте гражданско-патриотических ценностей в деле укрепления межпоколенческих связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич, Овчинников Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC VALUES AS A CATEGORY OF THE RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE

The article studies civic-patriotic values as a category of the Russian pedagogical science. The goals, priority tasks and leading trends in the development of civic and patriotic upbringing are characterized. The importance of civic-patriotic guidelines in the framework of activities to overcome anti-historical stereotypes is substantiated. It is determined that the patriotic upbringing contributes to assimilating spiritual and moral values, to acquiring civil, professional and cultural competencies. The historical and cultural significance and ideological content of civil and patriotic values are revealed. The question of the role and place of civic-patriotic values in strengthening intergenerational ties is considered.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

► ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-84-93

ББК 74.04(2)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ1

CIVIL AND PATRIOTIC VALUES AS A CATEGORY OF THE RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE

Милованов Константин Юрьевич

Старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук E-mail: milkonst82@mail.ru

Milovanov Konstantin Yu.

Senior Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, PhD in History E-mail: milkonst82@mail.ru

Овчинников Анатолий Владимирович

Ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук E-mail: anatovch2014@yandex.ru

Ovchinnikov Anatoly V.

Leading Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education E-mail: anatovch2014@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения гражданско-патриотических ценностей как категории отечественной педагогической науки. Охарактеризованы цели, приоритетные задачи и ведущие тенденции развития

Absract. The article studies civic-patriotic values as a category of the Russian pedagogical science. The goals, priority tasks and leading trends in the development of civic and patriotic upbringing are

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-08 от 26 июля на 2022 г. по теме «Научно-методическое обеспечение формирования гражданско-патриотических ценностей с учетом возрастных и психологических возможностей учащихся общеобразовательных школ».

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Милованов К. Ю., Овчинников А. В., 2022

гражданского и патриотического воспитания. Обоснована важность гражданско-патриотических ориентиров в рамках деятельности по преодолению антиисторических стереотипов. Определено, что патриотическое воспитание способствует усвоению духовно-нравственных ценностей, приобретению гражданских, профессиональных и культурных компетенций. Раскрыто историко-культурное значение и идейное содержание гражданско-патриотических ценностей. Рассмотрен вопрос о роли и месте гражданско-патриотических ценностей в деле укрепления межпоколенческих связей.

characterized. The importance of civic-patriotic guidelines in the framework of activities to overcome anti-historical stereotypes is substantiated. It is determined that the patriotic upbringing contributes to assimilating spiritual and moral values, to acquiring civil, professional and cultural competencies. The historical and cultural significance and ideological content of civil and patriotic values are revealed. The question of the role and place of civic-patriotic values in strengthening intergenerational ties is considered.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотические ценности, национальная система образования, педагогическая наука.

Keywords: upbringing, patriotism, civic consciousness, civic-patriotic values, the national education system, a pedagogical

science.

Для цитирования: Милованов К. Ю., Овчинников А. В. Гражданско-патриотические ценности как категория отечественной педагогической науки // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 84-93. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-84-93.

Cite as: Milovanov K. Yu., Ovchinnikov A. V. Civil and patriotic values as a category of the russian pedagogical science. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 84-93. DOI: 10.31862/2218-8711-20225-84-93.

На эпохальных развилках в историческом развитии государств, примером которой стал распад СССР, сложнейших геополитических трансформаций, в период формирования новой российской государственности и идентичности, в изменяющемся обществе интенсивно происходит осмысление традиционных и зарождение новых для него ценностей. Такие изменения могут носить по отношению к прошлому меняющегося общества как позитивный, так и негативный оттенок.

Однако в обоих случаях рождаются новые понятия. Именно в такое сложное и неоднозначное во многих смыслах время 1990-х гг. понятие «гражданско-патриотические ценности» вошло в научно-педагогический лексикон. Сегодня проблемы, связанные с гражданско-патриотическими ценностями, вновь приобретают актуальное звучание, поскольку в общественном сознании происходит некоторый поворот к приоритету патриотических настроений, что стало ответом на действия российской власти на протяжении последних двух десятилетий.

С начала нового века в нашей стране было реализовано четыре программы патриотического воспитания. Основой стратегии современного этапа патриотического

воспитания стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, согласно которому «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках масштабного обновления воспитательного процесса с учетом перспективных достижений педагогической науки было заявлено о создании «условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества» [2]. Одна из задач, закрепленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, сформулирована как «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» [3].

В настоящее время очевиден факт, что на протяжении многих веков гражданственность и патриотизм были одной из главных духовно-нравственных ценностей у большинства населения нашей страны. Приоритетной задачей воспитания является формирование «у юных россиян потребность осуществлять осознанный самостоятельный выбор социально ценностных гражданско-патриотических ориентиров» [4, с. 14].

Вместе с тем за долгие годы развития отечественной культуры в российском научном и общественно-политическом сознании прочно закрепилось понятие гражданственности, обозначающее интегрированную совокупность личностных чувств, возникающих в связи с восприятием себя как гражданина определенного государства, реализацией гражданских прав и исполнением гражданских обязанностей.

Однако в последние десятилетия в российском обществе более распространилось узконормативистское и формальное, вытекающее из традиций западной правовой культуры, понимание гражданства как устойчивой правовой связи человека и государства, которая выражается во взаимосвязанности их прав и обязанностей. Таким образом, с правовой точки зрения можно допустить мысль о сложности выявления гражданско-патриотических ценностей как точной сферы социальной действительности, особенно в России - стране с достаточно пестрым в политическом и национальном отношениях обществе. Более того, важно помнить о том, что в условиях демократии конкретный гражданин имеет право, но не обязан быть патриотом. Поэтому наличие устойчивых гражданско-правовых ценностей - это, скорее всего, идеальная модель будущего состояния российского общества.

Очевидно, что и патриотизм, и гражданственность - это не только элементы гра-жданско-патриотических ценностей, но, прежде всего, чувства конкретной личности, ее эмоциональные переживания по поводу своего места и роли в социуме. Поэтому их формирование у граждан России является важной государственно-общественной педагогической задачей, которая исполнялась институтами образования и воспитания на

всем протяжении отечественной истории. Это путь к общественному согласию, обеспечивающий поступательное экономическое, социальное и духовное развитие граждан. Проблема формирования гражданско-патриотических ценностей стала предметом детального рассмотрения специалистов различных областей гуманитарного знания. В настоящее время обращение к гражданско-патриотическим ценностям приобретает особое значение. Проводимая специальная военная операция на территории Украины активизировала в общественном сознании большинства граждан России совокупность личных чувств, которые можно назвать патриотическими, следуя одному из устоявшихся в русском языке определений патриотизма: «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [5].

Исключительную значимость представляет собой формирование российской общегражданской идентичности на основе осмысленного принятия учащимися гражданско-патриотических ценностей, полноценного развития личности в поликультурном обществе, воспитания устойчивых убеждений, усвоения ведущих социальных ролей, норм и правил. Проблема развития различных аспектов «гражданской идентичности и ценностно-смысловых установок обучающихся является приоритетной целью образовательной деятельности» [6, с. 43]. Воспитание является той ключевой сферой, от которой зависит главное - формирование человека. То есть индивида, способного самостоятельно и сознательно выстраивать свою собственную жизнь, воспитывать детей в духе нравственных ценностей с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, менталитета и обычаев, непреходящих понятий социальной ответственности, патриотизма, гражданственности, осознания личной и общественной значимости, высокой профессиональной компетентности и добросовестности в труде.

Современный этап развития воспитания связан с «формированием гражданско-патриотических установок, представлений о гражданском патриотизме как о социальной ценности» [7, с. 61]. С самого своего рождения человек становится частицей нашего общества, страны, народа, семьи и формируется на ценностях, принятых в них. Общаясь с людьми, постигая социокультурную традицию, ребенок усваивает непреходящие ценности, общежитийные нормы и начинает реализовывать свою социально-ролевую траекторию. Он наделяется правами и одновременно обязанностями, чувствует ответственность, долг перед родительским домом, друзьями, классом, народом, страной. Как же сделать так, чтобы со школьной скамьи школьник осознавал себя частью своей страны и был ответственен за ее судьбу. Растущий человек вовлекается в многофакторный процесс формирования чувства любви к большой и малой родине, знаний о ее истории, культуре, героике, народах и их духовном богатстве, развития навыков социальной и межличностной коммуникации. Патриотизм как ведущая идейная категория определяет наличие у школьника общественно значимых духовно-нравственных ценностей, гражданских и культурных навыков, а также социальных компетенций.

Формирование определенных норм патриотического поведения дает возможность сохранить и воспроизвести такие патриотические ценности, как восстановление связи

времен, объективное отношение к великому прошлому нашей страны; наполнение патриотического воспитания подлинно национально-государственным содержанием; утверждение в патриотическом воспитании традиционных религиозных и культурных ценностей, исторически оправдавших себя на протяжении многих веков существования российской государственности. Не менее значимы: практическая реализация в системе общего образования объединительной патриотической идеи; укрепление веры в устоявшиеся идеалы и воспитание на позитивных примерах и фактах из отечественной истории; обеспечение преемственности и единства патриотического воспитания, формирование на этой основе чувств и убеждений; создание условий для роста национального самосознания молодежи; обогащение системы патриотического воспитания из перспективного опыта дружественных стран; актуализация деятельности по разоблачению антипатриотических измышлений.

Гражданственность и патриотизм снова стали «одной из базовых ценностей и выполняют функцию защиты граждан от деструктивного идеологического и психологического воздействия в ходе развернувшейся в мире информационной войны» [8, с. 108]. В сложившейся ситуации нужна не перманентное противостояние власти и общества - «война всех против всех» (по известной формуле Т. Гоббса), не конфликты между различными кланами правящей элиты, глубинного государства и политическими партиями, а плодотворная, совместная работа всей властной вертикали и представителей гражданского общества. Нужна политическая стабильность как условие укрепления государственного строя, продолжения устойчивого экономического развития и решения острых социальных проблем.

Этим целям должны соответствовать адекватные меры, необходима реальная основа для консолидации большей части населения нашей страны, важность решения насущных проблем и преодоление многочисленных трудностей, стоящих перед обществом. Государственная идеология может стать нормативной базой формирования и укрепления духовного потенциала общества, позволит консолидировать на единой платформе сильной государственности, патриотизма и нравственных ценностей широкий спектр социальных групп, общественных организаций и традиционных конфессий. Компетентностно занять активную гражданскую позицию может лишь тот человек, который хорошо знает исторический контекст формирования отечественной государственности, через осознание и осмысление истории нашей Отчизны.

Не менее важны и зримые, сложившиеся веками и овеянные славой национальные символы России, которые имеют непреходящее воспитательное значение. Герб, флаг и гимн олицетворяют неразрывное единство всех населяющих нашу страну народов, являются предметом особой гордости и видимым выражением проявления патриотических чувств. Важно сфокусировать внимание обучающихся на понимании того, что символы отечественной государственности, как бы они не отличались в различные исторические эпохи, всегда выполняли функцию гражданско-патриотического воспитания, играли важную роль в формировании системы безопасности и обороноспособности Отечества. Символы государства - это не простые атрибуты, а визуальные образы, которые играют не последнюю роль в деле сплочения российских граждан,

способствуя формированию у них духовных и гражданско-патриотических ценностей, высокой правовой и нравственной культуры. Символы государства образуют незримую цепь межпоколенческой преемственности. Целесообразно сделать вывод о том, что государственные символы - важный элемент формирования патриотизма, основанного на сохранении исторической памяти, объединяющей многоликое современное общество, консолидируя тем самым российскую нацию.

Востребованность гражданско-патриотической проблематики диктует современная политическая ситуация, когда после достаточно большого перерыва вновь на первых позициях в официальной повестке стоят вопросы формирования национальной идеологии, направленной на активизацию патриотических чувств всех российских граждан. Объединяющей национально-государственной идеологией «становится патриотизм, и политика патриотического воспитания провозглашается приоритетным направлением в образовании» [9, с. 8]. Участие в деле возрождения подлинного и неформального патриотизма воспринимается как гражданский долг каждого жителя России.

Очевидно, что необходимо рассмотреть проблему об определении места граждан-ско-патриотических ценностей в отечественном педагогическом знании. Ценностный подход в социально-гуманитарных дисциплинах стал завоевывать научное пространство лишь с 1990-х гг. Однако социально-политический климат тех лет, увы, не способствовал возвеличению идей патриотизма и гражданственности, ассоциировавшихся во многом с прошлой, «коммунистической Россией».

Авторы диссертационных работ, посвященных этой проблематике, трактовали гра-жданско-патриотические ценности через нравственные, патриотические и иные ценности, четко не выделяя специфику каждой из них, а тем более не давая сущностных характеристик собственно гражданско-патриотических ценностей. Так, А. В. Подгор-нов в своем диссертационном исследовании относил гражданско-патриотические ценности к разряду нравственных [10, с. 66]. Несмотря на многие вопросы, которые могут возникнуть при чтении данной диссертации в наши дни, к позитивным сторонам работы следует отнести изучение автором педагогических и психологических аспектов ориентированности обучающихся на освоение гражданско-патриотических ценностей в рамках учебно-воспитательного процесса. Вместе с этим в работе были выделены основные гражданско-патриотические ценности и на этой основе представлена диагно-стико-критериальная матрица для их содержательной характеристики.

В исследованиях, проведенных в первое десятилетие XXI в., речь шла в основном о необходимости формирования гражданско-патриотических ценностей, особенно в конкретных видах воспитательной и образовательной работы, частично, в основном для решения практических задач. Гражданско-патриотические ценности определялись через понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». В работах того времени более активно стало использоваться понятие «гражданственность», предпринимались попытки соединения понятий гражданственности и патриотизма, с опорой преимущественно на их лексико-семантическую, нежели социально-педагогическую трактовку. Например, в исследовании Е. А. Патрушевой гражданско-патриотические ценности были определены, в частности, как «чувства гражданина-патриота, отражающие

отношения подростка к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в участии в социально значимой и социокультурной деятельности, обуславливающие гражданско-патриотическую позицию подростков» [11, с. 41].

Определенное внимание ученых-педагогов к гражданско-патриотическим проблемам обучения и воспитания молодежи провялилось и в первое десятилетие XXI в. Так, А. К. Быков провел интересное исследование гражданско-патриотического сознания как основы социального здоровья молодежи. В статье, подводящей итог проделанной работе, автор выделил показатели гражданско-патриотического сознания к которым отнес: 1) осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны; 2) ценностное отношение детей и молодежи к современной окружающей социальной и природной среде; 3) уровень социальной активности, личностных усилий в деятельности по укреплению могущества страны, готовности к защите Родины [12].

В 2012 г. вышла монография [13], а в 2014 г. защищается кандидатская диссертация [14], в которых более определенно была представлена структура гражданско-патрио-тических ценностей, а также подчеркивалось их важное значение для патриотического воспитания педагогов и школьников. На основе детального анализа репрезентативного круга источников и литературы авторы монографического исследования, следуя взглядам М. Рокича, полагают, что «гражданско-патриотические ценности личности, являясь сложной системой, рассматриваются как критерии, руководящие повседневной деятельностью человека, как обобщенные принципы, которые используются для преодоления ценностных конфликтов и принятия решений» [13, с. 17-18].

Идеи о патриотизме и гражданственности, высказанные известными философами, мыслителями и педагогами России, несут отпечаток определенного исторического времени и личности автора. В своей же совокупности эти идеи формируют в сознании людей те образы, которые в процессе их осмысления превращаются в ценности внутреннего мира Человека, воплощающие прошлое, настоящее и будущее в едином моменте духовного бытия субъекта.

Таким образом, усиленная ценностным началом современная патриотическая идея призвана служить сохранению внутреннего гражданского мира, собиранию постсоветского пространства и сосредоточению государственной заботы о каждом гражданине, укреплению и стремительному наращиванию научного, оборонного, культурного и образовательного потенциала страны. На основе этого и будет определяться цивили-зационное значение, международный авторитет и геополитическая роль Российской Федерации в глобализированном мировом пространстве [15].

Для того чтобы современный отечественный социум обладал высокой способностью решения обостряющихся внешних и внутренних проблем, он должен конструктивно развивать свой духовный и интеллектуальный потенциал. Это возможно лишь в условиях высокой социальной мобильности, ответственности и гражданской сознательности. Необходим реально функционирующий механизм консолидации и мировоззренческого единения различных слоев российского общества, основанный на исторически сложившихся гражданско-патриотических ценностях.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102388353 (дата обращения: 08.08.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р. URL: https://fcprc.ru/wp-rantent/uploads/2019/06/2.-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-29.05.2015-N-996-r.pdf (дата обращения: 08.08.2022).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 08.08.2022).

4. Голованов В. П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 1. С. 12-22.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: https://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=20061 (дата обращения: 08.08.2022).

6. Зайко Я. В., Луканина Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания истории и обществознания // Magistra Vitae. 2022. № 1. С. 41-48.

7. Маленков В. В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, Вып. 1. С. 60-65.

8. Возжеников А. В., Кузнецов А. Н. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы // Коммуникология. 2022. Т. 10, № 1. C. 107-118.

9. Бугайчук Т. В. Политологический аспект становления гражданской идентичности и особенности социокультурной трансформации в современной России // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 1 (11). С. 5-22.

10. Подгорнов А. В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности (на материалах дополнительного образования): дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 175 с.

11. Патрушева Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 215 с.

12. Быков А. К. Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 3. С. 62-68.

13. Асташова Н. А., Макарова Е. А. Педагогический потенциал формирования граж-данско-патриотических ценностей у будущих учителей. Брянск: Изд-во БГУ, 2012. 150 с.

14. Макарова Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов средствами проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2014. 231 с.

15. Богуславский М. В., Куликова С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

References

1. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 20.12.2015 No. 1493 "O gosudarstvennoy programme 'Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody'". Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102388353 (accessed: 08.08.2022).

2. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" ot 29.05.2015 No. 996-r. Available at: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/06/2.-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-29.05.2015-N-996-r.pdf (accessed: 08.08.2022).

3. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 02.07.2021 No. 400. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed: 08.08.2022).

4. Golovanov V. P. Grazhdansko-patrioticheskie aspekty sovremennogo dopolnitelnogo obrazovaniya detey. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2022, Vol. 5, No. 1, pp. 12-22.

5. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. Available at: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=20061 (accessed: 08.08.2022).

6. Zayko Ya. V., Lukanina E. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v protsesse prepodavaniya istorii i obshchestvoznaniya. Magistra Vitae. 2022, No. 1, pp. 41-48.

7. Malenkov V. V. Obraz patriotizma i grazhdansko-patrioticheskie orientatsii molodezhi. Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser.: Sotsiologiya. Politologiya. 2022, Vol. 22, Iss. 1, pp. 60-65.

8. Vozzhenikov A. V., Kuznetsov A. N. SMI kak subyekt formirovaniya patriotizma i grazhdanstvennosti: istoricheskiy opyt i perspektivy. Kommunikologiya. 2022, Vol. 10, No. 1, pp. 107-118.

9. Bugaychuk T. V. Politologicheskiy aspekt stanovleniya grazhdanskoy identichnosti i osobennosti sotsiokulturnoy transformatsii v sovremennoy Rossii. Mir russkogovoryashchikh stran. 2022, No. 1 (11), pp. 5-22.

10. Podgornov A. V. Orientatsiya uchashcheysya molodezhi na grazhdansko-patrioticheskie tsennosti (na materialakh dopolnitelnogo obrazovaniya). PhD dissertation (Education). Chelyabinsk, 1999. 175 p.

11. Patrusheva E. A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskikh tsennostey u podrostkov v istoriko-kraevedcheskoy deyatelnosti shkoly. PhD dissertation (Education). Chelyabinsk, 2009. 215 p.

12. Bykov A. K. Grazhdansko-patrioticheskoe soznanie kak pokazatel sotsialnogo zdorovya podrastayushchego pokoleniya. Obrazovatelnye resursy i tekhnologii. 2014, No. 3, pp. 62-68.

13. Astashova N. A., Makarova E. A. Pedagogicheskiy potentsial formirovaniya grazhdansko-patrioticheskikh tsennostey u budushchikh uchiteley. Bryansk: Izd-vo BGU, 2012. 150 p.

14. Makarova E. A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskikh tsennostey u budushchikh pedagogov sredstvami proektnoy deyatelnosti. PhD dissertation (Education). Bryansk, 2014. 231 p.

15. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 21.08.2022 The article was received on 21.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.