Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / воспитание / социализация / воспитательная деятельность / патриотизм / гражданственность / патриотическое сознание / воспитание патриотизма / образовательные технологии / образовательный стандарт. / education / upbringing / socialization / educational activity / patriotism / citizenship / patriotic consciousness / education of patriotism / educational technologies / educational standard.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Илларионова А.Ю.

В статье анализируются проблемы воспитания патриотизма детей в условиях трансформационных процессов в российском обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что патриотическое воспитание представителей подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей выступает в настоящее время в качестве одного из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Автор подчеркивает, что целью воспитательной деятельности в данной сфере является формирование у детей патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых ценностных ориентиров, а также гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке. Отмечается, что процесс патриотического воспитания детей сопровождается рядом трудностей, обусловленных факторами объективного характера. К числу основных проблем в системе воспитания патриотизма детей отнесены отсутствие единой управленческой вертикали в организации патриотического воспитания, недостаточный уровень координации соответствующей деятельности, формализованный характер значительной части воспитательных патриотических мероприятий, дефицит кадров для различных патриотических центров и объединений, отсутствие единой, системной и современной методической базы для патриотического воспитания детей, нехватка материально-технических и финансовых ресурсов и т.д. В соответствии с итоговым выводом, сделанным автором, система воспитания патриотизма детей в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF EDUCATING CHILDREN'S PATRIOTISM IN A TRANSFORMING RUSSIAN SOCIETY

The article analyzes the problems of educating children's patriotism in the context of transformational processes in Russian society. The relevance of this topic is due to the fact that the patriotic education of representatives of the younger generation on the basis of traditional Russian spiritual and moral values currently acts as one of the national priorities of the state policy of the Russian Federation. The author emphasizes that the purpose of educational activities in this area is to form children's patriotic consciousness, civic responsibility, love and respect for the Motherland based on common values, as well as pride in their own country, its history and culture, achievements in economics, science. It is noted that the process of patriotic education of children is accompanied by a number of difficulties caused by objective factors. The main problems in the system of education of patriotism of children include the lack of a unified management vertical in the organization of patriotic education, insufficient coordination of relevant activities, the formalized nature of a significant part of educational patriotic events, a shortage of personnel for various patriotic centers and associations, the lack of a unified, systematic and modern methodological base for patriotic education of children, lack of logistical and technical resources. financial resources, etc. In accordance with the final conclusion made by the author, the system of education of patriotism of children in the conditions of a transforming Russian society is a multicomponent and dynamically developing sphere, the effective functioning of which requires coordinated work of all subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.16.40.001 УДК 37

© ®

Attribution

сс by

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье анализируются проблемы воспитания патриотизма детей в условиях трансформационных процессов в российском обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что патриотическое воспитание представителей подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей выступает в настоящее время в качестве одного из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Автор подчеркивает, что целью воспитательной деятельности в данной сфере является формирование у детей патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых ценностных ориентиров, а также гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке. Отмечается, что процесс патриотического воспитания детей сопровождается рядом трудностей, обусловленных факторами объективного характера. К числу основных проблем в системе воспитания патриотизма детей отнесены отсутствие единой управленческой вертикали в организации патриотического воспитания, недостаточный уровень координации соответствующей деятельности, формализованный характер значительной части воспитательных патриотических мероприятий, дефицит кадров для различных патриотических центров и объединений, отсутствие единой, системной и современной методической базы для патриотического воспитания детей, нехватка материально-технических и финансовых ресурсов и т.д. В соответствии с итоговым выводом, сделанным автором, система воспитания патриотизма детей в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.

Ключевые слова: образование, воспитание, социализация, воспитательная деятельность, патриотизм, гражданственность, патриотическое сознание, воспитание патриотизма, образовательные технологии, образовательный стандарт.

Abstract. The article analyzes the problems of educating children's patriotism in the context of transformational processes in Russian society. The relevance of this topic is due to the fact that the patriotic education of representatives of the younger generation on the basis of traditional Russian spiritual and moral values currently acts as one of the national priorities of the state policy of the Russian Federation. The author emphasizes that the purpose of educational activities in this area is to form children's patriotic consciousness, civic responsibility, love and respect for the Motherland based on common values, as well as pride in their own country, its history and culture, achievements in economics, science. It is noted that the process of patriotic education of children is accompanied by a number of difficulties caused by objective factors. The main problems in the system of education of patriotism of children include the lack of a unified management vertical in the organization of patriotic education, insufficient coordination of relevant activities, the formalized nature of a significant part of educational patriotic events, a shortage of personnel for various patriotic centers and associations, the lack of a unified, systematic and modern methodological base for patriotic education of children, lack of logistical and technical resources. financial resources, etc. In accordance with the final conclusion made by the author, the system of education of patriotism of children in the conditions of a transforming Russian society is a multicomponent and dynamically developing sphere, the effective functioning of which requires coordinated work of all subjects of the educational process.

Илларионова А.Ю.

Донской государственный технический университет

THE PROBLEMS OF EDUCATING CHILDREN'S PATRIOTISM IN A TRANSFORMING RUSSIAN SOCIETY

Alla Yu. Illarionova

Don State Technical University

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Keywords: education, upbringing, socialization, educational activity, patriotism, citizenship, patriotic consciousness, education of patriotism, educational technologies, educational standard.

Введение. На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи: проблемы, связанные с формированием патриотических ценностей и установок, в настоящее время находятся в центре внимания представителей органов властей различных уровней, а также общественных организаций, движений, научно-педагогического сообщества. Интерес государства и общества к вопросам формирования патриотизма детей и развития патриотической культуры подрастающего поколения нашел отражение в содержании ряда принятых нормативно-правовых актов, государственных программ, направленных на воспитание патриотизма и гражданственности. Так, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит статью 12.1 «Общие требования к организации воспитания обучающихся», которая устанавливает обязательства образовательной организации по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, в которые включаются, в том числе мероприятия по формированию патриотизма. В тексте рассматриваемого закона воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и т.д.» [1].

Другим значимым документом в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы патриотического воспитания является Указ Президента РФ «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года», в рамках которого проблематика, связанная с воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций определена в качестве национального приоритета в развитии государства [2]. Необходимо отметить, что в целях исполнения рассматриваемого указа был разработан профильный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», вошедший в национальный проект «Образование» и ставший важной вехой в процессе развития сферы патриотического воспитания. Наряду с отмеченными нормативно-правовыми актами ключевым документом в нормативном обеспечении системы патриотического воспитания является Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором в качестве одного из приоритетов названа защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [3].

Обсуждение. Результаты. Воспитание патриотизма и его отдельные аспекты нашли отраже-

ние в текстах ряда различных государственных стратегий и других программных документов, к числу которых относится утвержденная Распоряжением Правительства Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с данной Стратегией, патриотическое воспитание или воспитание патриотизма предусматривает формирование соответствующих ценностей в сознании детей, включающих в первую очередь чувство гордости за свою Родину, готовность к защите интересов страны, ответственность за ее будущее. Формирование данных ценностей, как отмечается в Стратегии развития воспитания, будет осуществляться на основе ряда воспитательных программ (речь идет прежде всего о военно-патриотическом воспитании и т.д.). Большое внимание в рассматриваемом документе уделено педагогическим аспектам патриотического воспитания детей: так, предусматривается, в частности, создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогических работников и других специалистов, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию патриотических установок. Стратегия развития воспитания в РФ также предусматривает повышение качества преподавания учебных дисциплин гуманитарного профиля, в рамках которых осуществляется воспитание патриотизма у обучающихся детей, происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей. Система воспитания патриотизма также включает в себя в качестве неотъемлемого компонента развитие у детей и подростков уважения к государственной символике Российской Федерации (герб, флаг и гимн страны), различным историческим символам и памятникам [4].

В целом, как следует из содержания различных официальных документов, отражающих сущность и содержание государственной политики в области патриотического воспитания детей, целью воспитательной деятельности в данной сфере является формирование у представителей данных возрастных групп патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых ценностных ориентиров, а также гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и т.д.

Патриотическое воспитание может быть определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи, направленная на формирование у людей любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание.

В.С. Горбунов рассматривает патриотическое воспитание как «педагогику патриотизма»,

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

предусматривающую специально организованные педагогические ситуации, реализуемые в различных видах деятельности [5, с. 10]. В рамках последней, осуществляется становление и развитие так называемой гражданско-патриотической направленности личности, включающей соответствующие патриотические ценности и видение мира, формируемые на основе овладение личностью установками нравственной, политической и правовой культуры российского общества. В качестве ведущей нравственной ценности, на базе которой формируются основополагающие цели, принципы, формы и методы рассматриваемого воспитательно-образовательного процесса, выступает ценность патриотизма.

В современной России патриотическое воспитание или воспитание патриотизма выступает в качестве основной доминанты образовательного процесса. Так, в портрете выпускника школы, представленном в ФГОС среднего (полного) общего образования, на первом месте стоят позиции, связанные с любовью к своему краю и своей Родине, уважением к своему народу, его культуре и духовным традициям; осознанием и принятием традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа; осознанием своей сопричастности к судьбе Отечества, а также социальной активностью и ответственностью перед семьей, обществом, государством, человечеством. Как отмечается в специальных исследованиях, у школьников можно достаточно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями, принципах взаимодействия людей в обществе, ценностях своей страны и т.д. Данные представления способствуют осознанию учащимся себя как неотъемлемой части общества и государства в комплексе с готовностью к осуществлению «патриотически-целесообразной активности» [6, с. 297].

В целом, подчеркивает С.Ю. Мартынова, воспитание патриотизма, как неотъемлемая составляющая процесса нравственного формирования личности, представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, стимулирования их гражданской активности [7, с. 12].

В реальной действительности, процесс патриотического воспитания сопровождается рядом трудностей, обусловленных факторами объективного характера. Справедливости ради необходимо отметить, что, начиная с 2000-х годов, в нашей стране наблюдается рост внимания общества и государства к вопросам формирования патриотических ценностей, воспитания патриотизма детей и подростков, от которых по сути зависит будущее России. Как уже отмечалось выше, в РФ приняты и реализуются различные проекты на федеральном, региональном и местном уровнях, направленные на патриотическое воспитание. В течение последних лет в стране были организованы патриотические образова-

тельные форумы, в том числе, Всероссийский патриотический форум, в рамках которых определяются приоритетные направления деятельности по воспитанию патриотизма в стране.

В Российской Федерации реализуется большое количество грантовых конкурсов, позволяющих различным организациям получить государственную поддержку на реализацию своих патриотических воспитательных инициатив. Принятыми законами и другими нормативно-правовыми актами образовательным организациям различных уровней, в том числе, детским садам, школам, возвращены задачи, связанные с воспитанием обучающихся, а в помощь педагогам разработаны соответствующие воспитательные программы.

В штатное расписание общеобразовательных организаций введена должность педагогического работника с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Как отмечается в письме Министерства просвещения РФ, в обязанности советников директоров по воспитанию входит организация воспитательной работы, как в образовательной организации, так и за ее пределами, обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений с различными социальными институтами (советами профилактики, методическими объединениями классных руководителей, детскими и молодежными общественными объединениями, родительскими комитетами), осуществление индивидуальной работы с обучающимися и родителями [8].

Наряду с этим, в Российской Федерации образован ряд организаций, осуществляющих системную деятельность в области патриотического воспитания: к их числу относятся «Большая перемена», «Российское движение школьников», движение «ЮНАРМИЯ» и т.д.

В 2022 г. было создано Движение детей и молодежи, к числу основных задач которого входит воспитание патриотизма среди представителей данных возрастных групп, а также формирование мировоззрения детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, любви и уважения к Отечеству, правовой культуры, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.

В Российской Федерации также сформированы организационно-правовые основы деятельности, направленные на патриотическое воспитание детей: речь идет, в том числе, о «Российском центре гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», в структуру которого входит экспертный совет, профильных координационных советах по воспитанию патриотизма в регионах и на уровне муниципалитетов. Помимо этого, в стране сложились и продолжают развиваться традиционные патриотические проекты, к числу которых относятся «Диалоги с Геро-

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ями», военно-спортивная игра «Победа», Армейские международные игры, акция «Георгиевская ленточка» и др.

Необходимо отметить, что в России регулярно проводятся исследования патриотических настроений граждан и отдельных социально-демографических групп, включающих детей и молодежь, данные которых ложатся в основу программных и стратегических документов. Рассматриваемые исследования позволяют выделить и некоторые сложности, возникающие в рамках реализации политики, направленной на воспитание патриотизма детей в условиях российского трансформирующегося общества.

В соответствии с результатами социологических опросов, проведенных специалистами, представляющими Всероссийский центр исследований общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян, представляющих возрастные группы, декларируют, что они являются патриотами своей страны (92 %); при этом безусловными патриотами себя считают 54 % граждан, что стало максимальным значением с 2000 года. Проведенное исследование также зафиксировало рост так называемого деятельностного патриотизма: за двадцатилетний период, в частности, выросла с 35 % до 50 % доля тех, кто считает, что быть патриотом - это работать и действовать во благо страны. При этом характер патриотических ориентаций лиц, представляющих детскую и молодежную аудитории, несколько отличается от соответствующих ориентаций россиян из старших возрастных когорт. Так, согласно исследованиям ВЦИОМ, доля патриотов среди молодых граждан составляет 77 %, что значительно ниже средних данных, отражающих уровень патриотизма среди всего населения в целом (при этом среди детей и молодежи безусловными патриотами себя считают лишь 27 %, а 13 % себя к патриотам не относят). Интересно, что около трети представителей молодого поколения россиян (30 %) в рамках проведенного опроса указывали, на то, что они не склонны к открытому проявлению патриотических чувств (так, данные респонденты, в частности, не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство в спорах и дискуссиях и т.д.). При этом среди детей и молодежи довольно высокой является группа лиц, которые предпочли бы, при наличии соответствующей возможности, покинуть Россию и переехать в какое-нибудь зарубежное государство: число таких лиц составляет 27 %, а среди молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет их оказалось 35 % [9]. В целом, несмотря на имеющиеся позитивные тенденции в области патриотического воспитания детей, соответствующая воспитательная политика продолжает сохранять свою актуальность, а воспитание патриотизма детей, формирование гражданственности и патриотической культуры подрастающего поколения, остается важнейшей стратегической целью государственной политики, приоритетным направлением деятельности

общества и государства, направленной на обеспечение национальной безопасности страны.

В специальных исследованиях выделяются недостатки в организации воспитательной работы в области формирования патриотических ценностей детей и молодежи [10]. Так, несмотря на то, что в России патриотическое воспитание и его различные направления входят в число полномочий ряда государственных и муниципальных органов, а формирование патриотической культуры является неотъемлемым компонентом деятельности различных государственных и общественных институтов, в стране отсутствует единый государственный орган, в компетенцию которого входила бы разработка и практическая реализация политики в области воспитания патриотизма. Следствием отсутствия единой управленческой вертикали в организации деятельности, направленной на патриотическое воспитание детей и молодежи, является недостаточная координация рассматриваемой деятельности, реализуемой различными субъектами патриотической работы; на практике нередко имеет место пересечение сроков либо фактическое дублирование отдельных патриотических мероприятий. Конкретные специалисты в области воспитания патриотизма, участники соответствующего воспитательного и образовательного процессов, нередко вынуждены принимать участие в патриотических проектах однотипного характера (данные проекты, как правило, осуществляются с целью решения отдельных ситуационных задач). В рамках работы по патриотическому воспитанию зачастую реализуются одинаковые мероприятия (речь идет о забегах, митингах, флешмобах и т.д.), что снижает степень эффективности данной работы, не способствует росту интереса к указанным воспитательным мероприятиям среди представителей российских детей и молодежи.

Другой проблемой, затрагивающей систему патриотического воспитания детей в современной России, является недостаток специалистов в комплексе с высокой текучестью кадров, характерный для деятельности значительной части различных детских патриотических центров, клубов и объединений. Данная отрасль также характеризуется низким уровнем заработной платы задействованных в ней работников, что наряду с высоким объемом работы и интенсивностью труда в данных учреждениях, отсутствием эффективной системы стимулирования высокоэффективного труда, ясных перспектив развития и недостатком материальных ресурсов, имеет следствием отсутствие системной плановой деятельности в области воспитания патриотизма (имеющимся успехам в области патриотического воспитания отрасль обязана в первую очередь отдельным энтузиастам, готовым вкладывать свои ресурсы в воспитание патриотизма среди детей). Среди специалистов, работающих в патриотических центрах и клубах, преобладают либо молодые кадры, характеризующиеся отсутствием профессионального и жизненного опыта,

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

необходимого для эффективной реализации воспитательной работы, либо возрастные работники, испытывающие сложности с адаптацией к современным методам работам, информационно-коммуникационным технологиям, необходимым для выстраивания оптимальных каналов взаимодействия с представителями нового поколения. В России также имеются сложности с организацией действенной системы подготовки кадров для воспитательной работы: несмотря на то, что в стране реализуются программы подготовки специалистов в области патриотического воспитания, образовательная деятельность, направленная на подготовку кадров для сферы патриотического воспитания, характеризуется недостаточной целостностью и эффективностью.

Заключение. Сфера патриотического воспитания детей в современной России характеризуется отсутствием единой, системной и современной методической базы: так, в настоящее время нет надежного проверенного ресурса, содержащего апробированные и одобренные методические материалы в области воспитания патриотизма. Существующие методические продукты отличаются разрозненностью и бессистемностью, некоторые из них являются устаревшими и не отвечающими новым требованиям, не учитывают в должной мере особенности мировоззрения подрастающего поколения россиян, условия быстро меняющейся информационно-коммуникационной среды. Следствием отсутствия качественных воспитательных технологий становится широкое использование малоэффективных форм работы с детьми и молодежью: последние нередко отличаются формализован-ностью, навязчивостью или излишней прямолинейностью, либо так называемой событийностью

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

(в последнем случае воспитательные мероприятия просто проводятся исходя из текущих праздничных дат, отличаясь при этом бессистемностью).

Наряду с недостаточным методическим обеспечением, патриотические организации регионального и муниципального уровня также испытывают дефицит материально-технических и финансовых ресурсов. Деятельность ряда патриотических центров осуществляется с применением устаревшей материальной базы, что не позволяет реализовать на практике многие современные методики воспитания патриотизма. Финансирование многих мероприятий воспитательной направленности в отдельных регионах и муниципалитетах осуществляется по остаточному принципу, что отражается на выборе приоритетных форматов патриотического воспитания. Кроме этого, на данный момент в системе воспитательной работы с детьми и молодежью преобладает именно воспитательная деятельность военно-патриотической направленности. Несмотря на высокую степень значимости военно-патриотического воспитания, работа по воспитанию патриотизма не может ограничиваться исключительно военной тематикой. Важное значение имеет развитие духовно-нравственного воспитания детей, основанного на традиционных ценностях, сформировавшихся в процессе исторического и культурного развития России. В целом, система воспитания патриотизма детей в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL : http://kremlin.ru>acts/bank/36698 (дата обращения 15.03.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL : rg.ru>documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения 15.03.2024).

3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : http://kremlin.ru>acts/bank/47046 (дата обращения 16.03.2024).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL : rg.ru>documents/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения 17.03.2024).

5). Огоновская И.С. Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания в современной России и пути их решения / И.С. Огоновская // Подвиг Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Екатеринбург, 2015. С. 296-301.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

6. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Кемерово. 2007.

7. Мартынова С.Ю. Реализация потенциала социально-культурной среды в воспитании патриотизма у детей-сирот : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2006.

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2023 г. № АБ-355/06 «О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию». URL : rulaws.ru>acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-... (дата обращения 18.03.2024).

9. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать. Аналитический обзор ВЦИОМ. URL : wciom.ru> Аналитические обзорьь.../patriotizm-segodnja... (дата обращения 19.03.2024).

10. Кашуркина С.С. Проблемы формирования патриотизма молодежи в контексте трансформационных процессов российского общества / С.С. Кашуркина, Т.А. Лукишина // Дискуссия. 2017. № 3(77). С. 90-98.

References:

1. Federal Law № 273-FZ dated December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation». URL : http://kremlin.ruacts/bank/36698 (date of the application 03/15/2024).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 № 474 «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030». URL : rg.rudocuments/2020/07/22/ukaz-dok.html (date of the application 03/15/2024).

3. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 07/02/2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL : http://kremlin.ruacts/bank/47046 (date of the application 03/16/2024).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 № 996-r «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». URL : rg.rudocuments/2015/ 06/08/vospitanie-dok.html (date of the application 03/17/2024).

5. Ogonovskaya I.S. Actual problems of civic and patriotic education in modern Russia and ways to solve them // The feat of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941-1945: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. Yekaterinburg, 2015. P. 296-301.

6. Gorbunov V.S. Patriotic education of schoolchildren in the conditions of the urban education system: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences, Kemerovo. 2007.

7. Martynova S.Y. Realization of the potential of the socio-cultural environment in the education of patriotism in orphaned children: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences, Tambov, 2006.

8. Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation dated January 31, 2023 № AB-355/06 «On sending clarifications on the introduction of the position of adviser to the Director of education». URL : rulaws.ruacts/Pismo-Minprosveschenia-Rossii-ot-... (date of the application 03/18/2024).

9. Patriotism today: to love, care and protect. The analytical review of VTSIOM. URL : wciom.ru «Analytical re-views.../patriotizm-segodnja... (date of the application 03/19/2024).

10. Kashurkina S.S. Problems of youth patriotism formation in the context of transformational processes of Russian society / S.S. Kashurkina, T.A. Lukishina // Discussion. 2017. № 3(77). P. 90-98.

Информация об авторе

Илларионова Алла Юрьевна

ассистент кафедры оциальных и спортивных педагогических технологий, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону Alla_illarionova70@mail.ru

Alla Yu. Illarionova

Assistant of the Department of Social and Sport Pedagogical Technologies, Don State Technical University, Rostov-on-Don Alla_illarionova70@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.