армянской общины г.Ростова-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 3. С. 392-396.
5. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 3. -С.70-74.
6. Ветренко И.А., Воронцов С.А., Понеделков А.В. О современном состоянии российской политической элиты и направлениях ее переформатирования // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 174180.
7. Радачинский Ю.Н. О структуре и методологии исследования юридической деятельности //Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 1. С. 11-24.
8. Склярова Е.А. Политическая элита в эпоху старого порядка //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 101-107.
УДК 323
Лесик К.С. студент ЮРИУ РАНХиГС
Науч. рук.: к.п.н., доц. Ароян А.С.
ГРАЖДАНСКИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и особенности современного диалога власти и народа. Отмечается, что положительный уровень диалога государства и общественных организаций, способствует повышению авторитета государства и взаимосвязи его с
гражданами. Сделаны выводы о необходимости применения общественного контроля в различных сферах общества.
Ключевые слова: публичная политика, гражданское общество, гражданский диалог, демократия, общественный контроль.
Роль гражданского диалога в публичной политике, безусловно, очень значимо для современного общества. Взаимосвязь государства и народа является одним из самых важных аспектов интеграции всего мира. Государство чувствует себя устойчивым и уверенным когда власть поддерживает народ. На наш взгляд, в наши дни не совсем убедительно проявляется совершенство функционирующей системы взаимосвязи органов власти и некоммерческих организаций. Ответственность органов власти перед гражданским обществом должна быть значима и высока.
Без демократического государства, гражданское общество не сможет положительно функционировать, в нем могут начаться дезинтеграционные процессы распада и противостояние разных социальных групп, общественных организаций.
Диалог в настоящее время представляет собой обмен мыслями, вопрос и ответ двух и более собеседников. Если трактовать в философском и научном смысле, то под понятием «диалог» понимается специфическая форма и организация общения, т.е. коммуникация и нахождение общих интересов. Диалогичность в публичной политики является свойством принимать субъектами взаимодействие, согласовывать свои интересы, обмениваться ценностями своей культуры, своего видения ситуации и конструктивного решения всеобщих проблем56. При возникновении сложностей с согласованием интересов, диалог помогает урегулировать взаимоотношения между участниками и добиться определенного
56 Мелихова Б.С. Концептуальная модель системы публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 1. - С. 193.
компромисса. У групп и индивидов, придерживающихся различным верованиям, возникает инициатив - вступать в демократическую дискуссию, поскольку в результате этого происходит некоторое сближение позиций на уровне материальных интересов и общих жизненных стилей. Диалог всегда разнообразен: он является обменом информации, знания передаваемые от одного к другому. Умение анализировать и высказываться оценочными мнениями или суждениями наиболее важно. Должно присутствовать желание, стремление, целеполагание и прагматическое соображение.
В публичной политике через диалогичность выявляются интересы и ориентации субъектов общественных отношений. Одна из важных функций
5V
публичного диалога - открытое декларирование политических позиций .
Важность взаимосвязи государства и народа в последнее время становится еще более очевидной, в силу растущего культурного разнообразия мира и активизации под воздействием глобальных процессов, межкультурных напряжений и конфликтов. Как говорил немецкий политический деятель Оскар Лафонтен: «Мы остро нуждаемся в политической культуре дискуссий, которая соответствовала бы духу
58
античных городов - полисов, явившихся колыбелью демократии» .
Сейчас в наше время новые технические средства набирают огромные обороты и обеспечивают нам быструю и оперативную коммуникацию между гражданином, группой граждан и государственной властью59. Сегодня большими темпами развивается электронная демократия.
Как происходит сегодня взаимосвязь государства и народа в Российской Федерации? Президент неоднократно говорил, что наше гражданское общество стало действительно более зрелым, активным и ответственным.
57 Ароян А.С., Клюшников С.С. Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г.Ростова-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 3. - С. 395.
58 Глухова А.В. Гражданский диалог как механизм формирования публичной политики: современные тенденции и проблемы России / Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: Изд-во «АспектПресс», 2015. - С. 271.
59 Нужнова С.Л. Развитие гражданского общества посредством становления и функционирования института общественных советов при государственных органах. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - N° 1. - С. 116.
Демократия заключается сегодня, как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений». Мысль о политических дискуссиях как механизме формирования общественного согласия утвердительно звучит не только в трудах ученых, но и в политических программах партий.
На наш взгляд, в России имеются данные механизмы. Например, Общественная палата РФ как институт гражданского общества, который обеспечивает взаимосвязь граждан, общественных организаций, профессиональных союзов и других некоммерческих организаций. Стоит отметить, что общественные палаты, на сегодняшний день существуют во всех регионах страны.
Сегодня в России существует разветвленная сеть различных организаций гражданского общества. На 19 апреля 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 226 тыс. 503 некоммерческих организаций, в том числе в Москве - 33,6 тыс., в Московской обл. - 14,9 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс. Среди зарегистрированных НКО - 25,2 тыс. профсоюзов, 29,2 тыс. религиозных организаций, 18 тыс. некоммерческих и 4,1 тыс. общественных фондов и др.60
Также существует территориальное общественное самоуправление, которое является известной и достаточной позитивной формой объединения активных граждан. Территориальное общественное самоуправление - одна из форм осуществления местного самоуправления, исключительно гибкая и максимально направленная к населению.
Важной формой взаимодействия государства и гражданского общества является гражданский или общественный контроль61. Например, контроль формирования тарифов в сфере ЖКХ. Сравнительно недавно были
60 Карпов С. Некоммерческие организации в России. [Электронный ресурс] Сайт информационного агентства ТАСС. — Режим доступа: http://tass.ru/info/671635 - [Дата обращения - 02.05.2016]
61 Попова Е.А. Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 4. - С. 31-35
сформированы общественные наблюдательные комиссии, призванные осуществлять контроль за местами принудительного содержания граждан. Данный орган был образован в соответствии с ФЗ от 10 июня 2008 года №76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»62.
Несмотря на большой прогресс развития гражданского диалога и большое развитие различных общественных объединений, у гражданской экспертизы остается «большой багаж» потенциала, который необходимо улучшать всем структурам гражданского общества. Необходима общественная экспертиза, контрольный и сплоченный фактор в становлении демократического и равноправного государства.
Положительным моментом является то, что государство осознанно-добровольно вводит представительные институты гражданского общество и государственных органов. Взаимосвязь активных граждан и власти — важнейшая функция сильного государства. Народ ждет от власти положительных результатов, они, считаю, что у них должно быть взаимное, равноправное партнерство. Их взаимоотношения должны выйти на новый уровень, предполагающий взаимоответственность в решении важнейших проблем развитии России.
Демократия будет реальной, если правящая элита готова не на словах, а на деле разделить власть со своим народом. Взаимное доверие, взаимный рациональный положительный диалог являются залогом позитивного развития страны. Современная публичная сфера рассматривается как сцепление многообразных форм ассоциаций и организаций, через взаимодействие которых и происходит анонимное публичное собеседование. Главными задачами в области трансформации политической системы становятся перезапуск механизмов политической конкуренции и создание
62 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2015 . - С 38-39.
институциональных механизмов диалога в процессе принятия решений и разрешения конфликтов.
Список использованной литературы
• Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2015.-с.238.
• Ароян А.С., Клюшников С.С. Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г.Ростова-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - N 3. - С. 392396
• Глухова А.В. Гражданский диалог как механизм формирования публичной политики: современные тенденции и проблемы России / Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: Изд-во «АспектПресс», 2015. - С. 271.
• Карпов С. Некоммерческие организации в России. [Электронный ресурс] Сайт информационного агентства ТАСС. - Режим доступа: http://tass.ru/info/671635 - [Дата обращения - 02.05.2016].
• Нужнова С.Л. Развитие гражданского общества посредством становления и функционирования института общественных советов при государственных органах. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 1. - С. 115-119.
• Попова Е.А. Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 4. - С. 31-35.
• Мелихова Б.С. Концептуальная модель системы публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 1. -С. 192-196.
• Зинченко Г.П., Точиев И.Б. Муниципальное управление как институт гражданского общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 29-35.
• Сологуб В.А., Хашева И.А. Роль гражданского общества в реализации государственной политики противодействия коррупции // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 68-75.
• Иванова А.А. Социальный ресурс местного самоуправления в сельских поселениях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. С. 165-170.
• Радачинский Ю.Н. Место и значение юридической ответственности в правовой системе общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 3. С. 15-20.
• Рогов И.И. Совершенствование мотивации государственных служащих в современной России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 83.
• Штепа М.А. Социокультурные аспекты взаимодействия гражданского общества и государства в противодействии коррупции // Социология. 2013. № 2. С. 96-102.
УДК 316.158 Галицына
А.М.
студентка ЮРИУ РАНХиГС