Научная статья на тему 'GR-менеджмент как технология взаимодействия с органами власти: возможности и ограничения'

GR-менеджмент как технология взаимодействия с органами власти: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5610
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR-МЕНЕДЖМЕНТ / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЛОББИЗМ / LOBBYING / GR-СПЕЦИАЛИСТ / БИЗНЕС / BUSINESS / GOVERNMENT RELATIONS MANAGEMENT / GOVERNMENT RELATIONS EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мащенко И.С., Чернышева Н.В.

В статье рассматривается освещаются вопросы становления нового направления научных исследований GR-менеджмента, исследующего проблемы организации взаимодействия бизнес сообщества и общественного сектора с органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GR MANAGEMENT AS A TECHNOLOGY OF INTERACTION WITH PUBLIC AUTHORITIES: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS

The article discusses highlights the issues of formation of a new direction of scientific research GR-management, explores the problem of how the interaction between the business community and public sector authorities.

Текст научной работы на тему «GR-менеджмент как технология взаимодействия с органами власти: возможности и ограничения»

УДК 334.02

GR-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И

ОГРАНИЧЕНИЯ GR MANAGEMENT AS A TECHNOLOGY OF INTERACTION WITH PUBLIC AUTHORITIES: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS

Мащенко И.С., Чернышева Н.В.

Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Mashchenko I.S., Chernysheva N.V.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье рассматривается освещаются вопросы становления нового направления научных исследований - GR-менеджмента, исследующего проблемы организации взаимодействия бизнес - сообщества и общественного сектора с органами власти.

Ключевые слова: GR-менеджмент, государство, лоббизм, GR-специалист, бизнес.

Annotation: The article discusses highlights the issues of formation of a new direction of scientific research - GR-management, explores the problem of how the interaction between the business community and public sector authorities.

Key words: Government relations management, state, lobbying, government relations expert, business.

Динамичное изменение экономической действительности, нарастание процессов глобализации и информатизации приводят к трансформации взаимоотношений бизнеса и общественного сектора с государством. Модифицируются не только границы между обществом и государством, но и система управления их взаимодействием. Усложнение общественных и экономических отношений ведет к поиску и созданию бизнес-структурами и некоммерческими организациями новых механизмов и технологий управления взаимодействием с органами власти, которые в настоящее время недостаточно изучены научным сообществом [1].

Именно государство является наиболее заинтересованным в деятельности организации. Каждая организация вступает во взаимодействие с органами власти в рамках правового поля, устанавливаемого государством, и испытывает его управленческое воздействие [2]. Кроме этого, органы власти зачастую являются экономическими контрагентами организаций, а коммерческие компании поставляют государственным учреждениям свои товары и оказывают различные услуги. Из выше сказанного следует, что успешность деятельности организации зависит от эффективности управления процессом взаимодействия с государством.

Необходимость изучения проблем управления взаимодействия коммерческих и некоммерческих организаций с государством вызвало возникновение нового явления в теории и практике менеджмента - ОЯ-менеджмента.

Что же такое ОЯ-менеджмент?

ОЯ-менеджмент - это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в частности с правительством, региональными и местными органами власти [3].

Существует множество проблем, связанных с понятием и использованием ОЯ-менеджмента, к ним относится:

- идентификация понятий «ОЯ-менеджмент» и «лоббирование». Однако, лоббирование - это инструмент для достижения определенной цели, в то время как, ОЯ-менеджмент - это одно из направлений стратегического и тактического менеджмента компании [4];

- ОЯ до сих пор не получил широкого распространения, так как официально специальности ОЯ-менеджера, в образовательных стандартах нет. Равно как нет принятого закона о правомерности ОЯ-деятельности.

- Окончательно не очерчены границы научного поля дисциплины;

- Нет конкретной типологии видов ОЯ-менеджмента, терминологии, методов и инструментов ОЯ-менеджмента.

ОЯ-менеджмент является междисциплинарным направлением научных исследований, основывающихся на положениях экономической теории и теории менеджмента, а также включает в себя отдельные элементы политологии, социологии, права и РЯ.

Необходимость создания ОЯ-подразделения появляется, когда деятельность компании начинает зависеть от решений, принимаемых в органах власти. Понять насколько компании необходимо ОЯ-подразделение, можно, ответив на следующие вопросы:

- Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для существования и развития бизнеса?

- Насколько успех деятельности компании зависит от позиции представителей власти?

- Возникает ли у компании проблемы с органами власти?

- Как формируется отношение государственных чиновников к Вашей компании?

- Как часто и насколько эффективно компания контактирует с органами власти?

- Если у Вашей компании ОЯ-потребности? (Например, для успешной деятельности необходимо позитивное отношение властей к

плану развития компании - выход на новый рынок, создание нового продукта).

Если по итогам ответов на данные вопросы руководитель осознает необходимость создания ОЯ-подразделения, то появляется новая проблема, кто будет осуществлять работу в данном подразделении?

- Специалист по связям с представителями власти должен обладать определенным набором компетенций: знания устройства системы власти, возможности и ограничения, отдельных органов власти, процедуры принятия решений;

- Навыки общения с представителями власти, которые могут быть приобретены во время участия в общественных комитетах, рабочих группах государственных проектах;

- Наличие персональных связей с государственными чиновниками;

- Знание технологий РЯ;

- Знание документооборота органов власти;

- Политическая и коммуникативная компетентность.

Начальные позиции в ОЯ- менеджменте открыли выпускникам экономических и юридических факультетов вузов, а также соискателям, получившим образование по специальности «Государственное управление». Нередко в вакансиях указываются и личные качества, которыми необходимо обладать кандидатам: стратегическое мышление и навыки эффективного межличностного общения. Конкурентным преимуществом при трудоустройстве обладают претенденты имеющие опыт работы в сфере РЯ. Стартовый оклад ОЯ-менеджеров в Москве - от 60 000 до 70 000 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге от 48 000 до 56 000 [5].

Нами были рассмотрены и изучены три основных направления работы ОЯ- специалиста:

- Мониторинг. Он позволяет компании выделить и систематизировать всех чиновников, которые, так или иначе, принимают

решения важные для компании. Можно составить карту/схему всех влиятельных чиновников, начиная с Администрации Президента и заканчивая региональной и муниципальной властью. Таких чиновников наберется не более 80. Задача ОЯ-менеджера - наладить хорошие взаимоотношения с этими людьми, что позволит компании отслеживать потенциальные угрозы деятельности государственных органов с возможностью в дальнейшем корректировать нежелательные решения.

- Донесение информации о позиции компании относительно разрабатываемого в Правительстве проекта. Как ни странно, чиновники заинтересованы в том, чтобы получить мнение представителей заинтересованных компаний, так как это экспертное мнение, хоть и субъективное. Кстати, мнение компаний при принятии решений в Правительстве используется при подготовки ведомственных заключений. Если готовящееся решение выгодно для компании, например, сулит снижение налогообложения, уменьшение ставок налоговых пошлин, его принятие надо ускорить, подготовив и предоставив своим сторонникам в органах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта. Если готовящееся решение не выгодно для компании, например, ведет к дополнительным административным издержкам, ужесточение отраслевых нормативных требований, менеджер ОЯ-подразделения должен воспрепятствовать его принятию, для чего нужно также снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международной практики. В своей экспертной оценке необходимо ссылаться на факты, доказывающие, что решение нанесет вред всей отрасли или ведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения.

- Влияние и корректировка решений государственных чиновников. Пожалуй, это направление требует наибольших усилий от специалиста по связям с органами власти. Тем не менее, процесс принятия решений

занимает длительный период, именно поэтому, у ОЯ-специалиста есть время вклиниться в этот процесс и спровоцировать определенные разногласия между наиболее влиятельными чиновниками, что может, в конечном счете, сказаться на принятом решении.

Методов воздействия на органы власти достаточно много. Рассмотрим самые распространенные [6]:

- Письменные обращения;

- Выступления в СМИ - привлечение к проблеме общественность, формирование общественного мнения;

- Финансовая поддержка общественных, деловых и политических организаций;

- Вступление в состав общественных комиссий и комитетов органов власти;

- Составление и продвижение законопроектов;

- Проведение социологических опросов;

- Продвижение на государственные должности лояльных лиц.

Эффективность и адекватность применение того или иного метода

зависит от профессионализма ОЯ-специалиста.

ОЯ-менеджмент в настоящее время уже используется на практике, рассмотрим деятельность ОЯ-отдела на примере «ОАО КубаньЭнерго». «ОАО КубаньЭнерго» один из крупных субъектов общественно-политической и социально-экономической жизни Краснодарского края, при этом эффективная деятельность компании, рассчитанная на получение прибыли, невозможно без пересмотра тарифов оплаты на электроэнергию, которые устанавливаются Региональной энергетической комиссией, согласуется с Администрацией Краснодарского края и утверждаются Законодательным собранием. Существующее положение обуславливает постоянные контакты с региональной властью и развитие ОЯ-подразделения в «ОАО КубаньЭнерго». Работа соответствующего отдела

опирается на детально разработанную стратегию, включающую: установление партнерских отношений с органами местного самоуправления, обеспечение участия муниципалитетов в совместном составлении и выполнении программ по развитию энергосистем; обеспечение поддержки муниципальных органов власти по улучшению платежной дисциплины потребителей электроэнергии. Существующая стратегия направлена на формирование в органах местного самоуправления собственной группы сторонников через поддержку кандидатов в главы по губернаторскому списку, а также через выборы депутатов представительных органов. Для полного представительства своих интересов в органах власти «ОАО КубаньЭнерго» выделил шесть групп регионального политического влияния: команда губернатора, депутаты ЗСК, главы местного самоуправления, Региональная энергетическая комиссия, депутаты-представители основных конкурентов-компании по энергоснабжению, Управление государственного технического надзора по краю. Данная практика есть не что иное, как стремление региональных корпораций оградить себя от неожиданных потрясений и наладить постоянный процесс коммуникаций с властью.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ОЯ-менеджмент является необходимым и связующим звеном между государством и бизнесом. Несмотря на недостатки у ОЯ есть свои неоспоримые преимущества. Активному развитию в России отрасли по связям с органами государственной власти способствовали следующие факторы: повышение роли государства и государственных акторов отечественной экономике, формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях, приход в Россию лоббистских фирм, образование в ведущих российских ассоциаций специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Данные тенденции способствуют не только развитию, но и

профессионализации рынка ОЯ-услуг. Использование механизма ОЯ-менеджмента позволит повысить эффективность деятельности организации, ликвидировать барьеры на пути развития бизнеса, способствовать укреплению рыночных институтов и институтов гражданского общества [7].

Список литературы:

1. Шетов А.А. ОЯ-менеджмент в системе взаимодействия бизнес-сообщества и общественного сектора с государственными и муниципальными органами власти. Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015 С. 3.

2. Нужнова С. Л. Становление системы управления государственной службой в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3. С. 49.

3. Ачкасова В.А., Минтусов И.Е., Филатова О.Г. ОЯ и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавров и магистратуры. Москва Юарт, 2015. С.28.

4. Стоякин. В.В. Роль ОЯ-менеджмента в формировании цивилизованного корпоративного лоббизма в российских регионах // Человек. Сообщество. Управление 2009. №2. С. 75.

5. Котиев Д.Б. ОЯ-технологии как фактор развития взаимоотношений бизнес-структур и государства в современной России (политологический анализ). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2013. С. 15.

6. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуальные проблемы системы государственного управления и направления их решения //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 35.

7. Шетов А. А. Теоретические основы ОЯ-менеджмента как фактора повышения эффективности взаимодействия государства и общества //

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.