Научная статья на тему 'Публичная политика и формирование ценностей патриотизма'

Публичная политика и формирование ценностей патриотизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафиулин Д.В.

Статья посвящена анализу взаимодействия публичной политики и понятия патриотизма. Исследование феномена патриотизма сегодня играет исключительную роль при становлении новых ценностей и культуры общества. Автор отмечает, что истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, реализуется в ее деятельности на благо Отечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публичная политика и формирование ценностей патриотизма»

УДК 321 Сафиулин Д.В.

ЮРИУ РАНХИГС Науч. рук.: к.п.н., доц. Ароян А.С.

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

ПАТРИОТИЗМА

Аннотация: Статья посвящена анализу взаимодействия публичной политики и понятия патриотизма. Исследование феномена патриотизма сегодня играет исключительную роль при становлении новых ценностей и культуры общества. Автор отмечает, что истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, реализуется в ее деятельности на благо Отечества.

Ключевые слова: публичная политика, патриотизм, ценности.

На сегодняшний день важной проблемой для исследования является формирование ценностей патриотизма в публичной политике. Роль и значение патриотизма возрастают в наши дни. Патриотизм для всех людей является своего рода нравственным и духовным принципом общества, выступает не просто ориентиром, он подсказывает решения в интересах государства, страны. При формировании патриотизма можно выделить 3 ценности: любовь к Родине, преданность Родине (по социологическому опросу, произведённому среди учащихся Москвы, Санкт-Петербурга и других городов показали, что готовы быть преданы Родине - только 9-11%) и последняя ценность - это Защита Родины. По данным ученых, готовы защищать Родину только 7-12%51.

51 Петров С.И. Публичная политике и формирование ценностей патриотизма / Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: Изд-во «АспектПресс», 2015. - С.291.

Для начала рассмотрим вопрос, касающийся патриотического воспитания. Под понятием патриотического воспитания, мы понимаем, прежде всего, взаимодействие детей и взрослых в рамках совместной деятельности и общения, целью которых является развитие и формирование у ребенка общечеловеческих нравственных и моральных качеств личности, приобщение ребенка к основам национальной региональной культуры, обычаям и природе родного края, воспитание у него чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Вызовы современного мира диктуют необходимость России совершенствовать теорию и практику государственного управления в процессе формирования публичных ценностей. Для этого, с цель повышения управляемости и конкурентоспособности государства особое значение играет гражданская ответственность и патриотизм. Нельзя не отметить проблему деструктивного влияния на молодежь СМИ. Каналы публичного освещения являются примером для подражания для молодежи, а ведь европейская деятельность по информационному воздействию зачастую направлена на подрыв публичных ценностей российской молодежи. Также на формирование ценностей патриотизма оказывают влияние современные политические, экономические и социальные факторы, которые действуют в обществе52.

Современная теоретико-методологическая база патриотического воспитания опирается на основополагающие документы: Конституция Российской Федерации, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования. Необходимые теоретические элементы о значении патриотического воспитания включены в Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

52 Попова Е.А. Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 4. -С. 31-35.

Данная программа обладает государственным статусом и финансируется из федерального бюджета. На данный момент действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». В отличие от Национальной доктрины, которая определяет стратегические цели образования до 2025 года (долгосрочные задачи), Концепция модернизации образования нацелена на решение тактических задач. Задачами Программы являются: развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан.

Среди принципов патриотического воспитания можно обозначить: активность и наступательность, целостный и комплексный подход к ним;

53

системно организованный подход; адресный подход . Для формирования патриотизма выделяют следующие объекты патриотического воспитания: молодежные общественные объединения, военнослужащие, работники системы правоохранительных органов, творческая интеллигенция и СМИ54.

В настоящее время, среди проблем патриотического воспитания выделяют группу проблем научно-педагогического характера. Среди них: проблемы формирования и развития систем патриотического воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования, создание непрерывного образования, развитие инфраструктуры патриотического воспитания, учет возрастных категорий детей и молодежи при формировании и организации воспитательного процесса.

53 Воронцов С.А., Понеделков А.В. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 3. -С.73.

54 Асатрян Б.А. Влияние национального менталитета на организацию политического управления по ценностям в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 1. - С. 260.

Совершенствование данного процесса должно охватывать все уровни профессионального образования: техникумы, колледжи и иные учреждения начального и среднего профессионального образования, а также учреждения высшего образования (вуз, институт, академия и т.д.)55.

Апелляция к патриотизму как недостаточно активированному ресурсу социально-экономической и политической стабилизации России находит своих сторонников в среде самых различных категорий населения. Вроде бы все за патриотизм. Однако далеко не все понимают сущность патриотизма и смысл его воспитания. И у этих «далеко не все » есть свои доводы. Эти доводы не вина их идейной «запущенности », это беда России начала третьего тысячелетия: отсутствие национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов. Вот это и привело к идейным и ценностным деформациям в сознании и поведении людей, которые проявились в превалировании национализма у одних, космополитизма у других, различных идеологом (классовых, политических, религиозных) у третьих.

Таким образом, патриотизм предполагает баланс внешних и внутренних условий для развития индивида, коллектива, общества и государства. Таким образом, видна необходимость создания благоприятных условий для развития личности, обучающего профессионально-личностных качеств будущих специалистов, оказание помощи в самовоспитании. Патриотическое воспитание является важнейшей частью воспитательного процесса и представляет собой деятельность, отличающуюся принципами системности и целенаправленности.

Необходимо отметить роль семьи, т.к. семья средство реализации духовных связей между поколениями, формируются нравственные устои.

55 Ароян А.С., Клюшников С.С. Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г. Ростова-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 3. - С. 392-396.

Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян отождествляют себя с семьей, и в этом есть своя закономерность.

Немаловажной проблемой является формирование патриотической символики. Как бы ни были дороги ветеранам, свидетелям войны, их символы, у молодежи уже иные символы, в которых выражается наша современность, ее формы переживания молодежью. А поэтому очень важно понять переход одной символики в другую, их внутреннее единство. С другой стороны, актуальной является и проблема анализа современного формирования патриотической символики: какие события в этом контексте включаются в состав символизации, на каких основах, что именно отбирается в качестве содержания и т. д. С решением этой проблемы нельзя медлить, так как это прямо связано с уровнем освоения ресурса патриотизма и возможностями решения таких задач для развития нашего общества, с которыми можно справиться лишь на основе патриотической активизации населения.

Актуальным становится вопрос о политической социализации детей и молодежи. Государственные образовательные учреждения способствуют первичной и вторичной политической социализации детей и молодежи.

Но, несмотря на целый комплекс мероприятий, и государственной политики, в стране сохраняется средний уровень преданности Родине, слабый показатель у людей, готовых защищать Родину. Понятие патриотизм размыто у людей, они зачастую отторгаются коллективом, теряют интерес к политике и государству, не вмешиваются в сферу управления.

При всем этом, патриотизм не исключает активную гражданскую позицию в публичной политике, а наоборот проявляется в новом виде активной гражданской позиции человека. Этот новый вид получил в последнее время название «ситуативная гражданская активность» молодежи, но которая, к сожалению, пока проявляется только при катастрофах,

бедствиях, пожарах, военных действий. Однако, от того, насколько грамотно ее применит государство и будет способствовать ее продвижению, зависит и стабильность российского государства, а также становление полноценного гражданского общества.

В итоге хочется сказать, что проблемы существуют и их нужно решать. Для этого нужны единые комплексы мер. Во-первых, со стороны государства, прежде всего, оно должно обращать внимание на проблему патриотизма, разрабатывать и реализовывать в дальнейшем комплексную систему по воспитанию патриотических ценностей. Во-вторых, следует укреплять институт семьи, которая является главным фактором при формировании ценностей патриотизма.

Список использованной литературы

1. Асатрян Б.А. Влияние национального менталитета на организацию политического управления по ценностям в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. -№ 1. -С. 259-263.

2. Петров С.И. Публичная политике и формирование ценностей патриотизма / Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: Изд-во «АспектПресс», 2015. - С.291-300.

3. Попова Е.А. Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2013. - № 4. - С. 31-35.

4. Ароян А.С., Клюшников С.С. Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере

армянской общины г.Ростова-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 3. С. 392-396.

5. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. -№ 3. -С.70-74.

6. Ветренко И.А., Воронцов С.А., Понеделков А.В. О современном состоянии российской политической элиты и направлениях ее переформатирования // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 174180.

7. Радачинский Ю.Н. О структуре и методологии исследования юридической деятельности //Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 1. С. 11-24.

8. Склярова Е.А. Политическая элита в эпоху старого порядка //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 101-107.

УДК 323

Лесик К.С. студент ЮРИУ РАНХиГС

Науч. рук.: к.п.н., доц. Ароян А.С.

ГРАЖДАНСКИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и особенности современного диалога власти и народа. Отмечается, что положительный уровень диалога государства и общественных организаций, способствует повышению авторитета государства и взаимосвязи его с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.