Научная статья на тему 'Гражданские инициативы как фактор социально-политической стабильности в Болгарии'

Гражданские инициативы как фактор социально-политической стабильности в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / БОЛГАРИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / CIVIL INITIATIVES / CIVIL SOCIETY / CIVIL ACTIVISM / BULGARIA / EUROPEAN UNION / SOCIAL POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трифонов Николай Тихомиров

Предметом работы являются особенности многоуровневой реализации гражданских инициатив в современной Болгарии. Целью работы является анализ причин, источников выработки и продвижения гражданских инициатив при решении социальных проблем и их способность влияния на социально-политическую стабильность в государстве. В теоретико-методологическом плане рассмотрены исследования в отношении понимания содержания и функций гражданских инициатив, деятельности и взаимодействия участников в их трансляции. Результаты исследования востребованы при принятии политических решений в рамках развития гражданского общества, поддержания демократических принципов, с целью снижения социальной напряженности в обществе. В практическом смысле на основе анализируемых мероприятий по формированию гражданской активности болгарского населения и инициативной деятельности государственных органов в решении социальных проблем на местном, национальном и наднациональном уровнях работа позволяет понять, применить на практике продвижение и реализацию гражданских инициатив. Для мобилизации гражданской активности населения значимым является трансляция гражданских инициатив в органы власти через негосударственные структуры гражданского общества на местном, национальном и европейском уровнях, а также роль институций Европейского союза в поддержке активного гражданского участия. Необходимо усиление, поддержка партнерских отношений общества и структур власти для реализации гражданских инициатив на всех уровнях в целях обеспечения социально-политической стабильности в Болгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL INITIATIVES AS A FACTOR OF SOCIAL AND POLITICAL STABILITY IN BULGARIA

The subject of the article is multilevel implementation of civil initiatives in modern Bulgaria. The purpose of the work is to analyze of the causes, sources of development and promotion to civil initiatives in solving social problems and their ability to influence the socio-political stability in the State. In theoretical and methodological terms studies are considered in relation to understanding the content of the functions of civil initiatives, activities and interaction of participants in their broadcast. Research results of are in demand when making political decisions in the development of civil society, maintaining democratic principles in order to reduce social tensions in society. In practical sense, basis of ongoing measures to form civil activism of the Bulgarian population and the initiative of state bodies in solving social problems at the local, national and supranational levels the work allows to understand, put into practice the promotion and implementation civil initiatives. To mobilize of the civil activism of the population, their transmission to the authorities through non-state civil society structures in significant in the local, national and supranational levels as well as the role of the institutions of the European Union in supporting active citizen participation. Need effort, support partnerships society and power structured to implement of civil initiatives as all levels in order to ensure social political stability in Bulgaria.

Текст научной работы на тему «Гражданские инициативы как фактор социально-политической стабильности в Болгарии»

49. Tajfel H. The achievement of group differentiation // Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.

50. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. 2nd ed. Chicago: Nelson-Hall, 1985.

51. Zherebkin M.S. Post-marxist discourse theory (Ernesto Laclau and Chantal Mouffe):a new perspective on the political processes in the countries of the former USSR? В^ник Ки'вського нацюнального уыверситету iM. Тараса Шевченка. Фiлософiя. Полтолопя. 2009. №91-93.

References

1. Azarov A.A., Brodovskaya E.V., Dmitrieva O.V., Dombrovskaya A.Yu., Fil'chenkov A.A. Strategii formirovaniya ustanovok protestnogo povedeniya v seti Internet: opyt primeneniya kibermetricheskogo analiza (na primere Evromaidana, noyabr' 2013 g.). Ch. I. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2014. №2.

2. Asonov N. Gde iskat' istoki Evromaidana? Vlast'. 2014. №4.

3. Bagdasaryan V.E. Istoricheskoe soznanie i politicheskie voploshcheniya: ukrainskii stsenarii. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2015. №4.

4. Baranov A.V. Sovremennyi konflikt identichnostei na Ukraine: vliyanie na dezintegratsiyu obshchestva. Natsional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. 2015. №4(12).

5. Bartosh A. Stupen' eskalatsii: tsvetnaya revolyutsiya, gibridnaya voina... Chto dal'she? URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2015-02-27/1_eskalatsia.html (data obrashcheniya 20.11.2017).

6. Belov S.I. Sovetskii politicheskii mif: prichiny gibeli, soderzhatel'noe i simvolicheskoe nasledie. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2017. Vyp. 65.

7. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Ponomarev N.A., Shapovalov V.L. Tekhnologiya organizatsii «Elektrik Erevana»-2015: rezul'taty analiza Internet-kontenta. Lokus. Lyudi. Obshchestvo. Kul'tury. Smysly. 2016. №1.

8. Verdikhanova Z.M. Strukturnye i protsessual'nye kharakteristiki fenomena «tsvetnykh revolyutsii». Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki. 2014. №2.

9. Gel'man V.Ya. Ukraina: fragmentirovannoe prostranstvo. SSSR posle raspada. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 2007.

10. Gel'man V.Ya. Uroki ukrainskogo. Polis. 2005. №1.

11. Grigor'ev M.S. Evromaidan. Moskva: Kuchkovo pole, 2014.

12. Darenskii V.Yu. Massovyi natsionalizm v sovremennoi Ukraine: neobkhodimost' osmysleniya. Rossiya i sovremennyi mir. 2016. №3(92).

13. Dement'eva I.N. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k izucheniyu sotsial'nogo protesta v zarubezhnoi i otechestvennoi nauke. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonom. i sots. peremeny. 2013. №4(116).

14. Evgen'eva T.V. Obrazno-simvolicheskie reprezentatsii sovetskogo proshlogo v sovremennoi politike. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2015. T. 11. №3.

15. Evgen'eva T.V., Titov V.V. Obrazy proshlogo v rossiiskom massovom politicheskom soznanii: mifologicheskoe izmerenie. Politicheskaya nauka. 2017. №1.

16. Egorova-Gantman E. V. V tumane voiny. Nastupatel'nye voennye kommunikativnye tekhnologii. Samara: OOO «Ofort». Moskva: Gruppa kompanii «Nikkolo M», 2010.

17. Zelenev E.I. Smuta, anarkhiya, revolyutsiya: arabskaya politicheskaya kul'tura na puti v budushchee. Aziya i Afrika segodnya. 2012. №1.

18. Kara-Murza S.G. «Oranzhevye» politicheskie tekhnologii. Problemy upravleniya. 2011. №1.

19. Karpovich O. G. «Revolyutsiya zontikov» v Gonkonge: priznaki tsvetnoi revolyutsii. Politika i Obshchestvo. 2015. №4.

20. Korovin V.M. Tret'ya mirovaya setevaya voina. SPb.: Piter, 2014.

21. Korotaev A.V., Zin'kina Yu.V., Khodunov A.S. Sistemnyi monitoring global'nykh i regional'nykh riskov: Arabskaya vesna 2011 g. M.: Izdatel'stvo LKI, 2012.

22. Koshkin A., Lipatova E. Vozmozhnye stsenarii razvitiya sobytii v Ukraine. Vlast'. 2014. №4.

23. Kristensen M. «Arabskaya vesna kak meta-sobytie i kommunikativnoe prostranstvo». Stokgol'm, «Televidenie i novye media». 2013. T. 14. Vyp. 4.

24. Lapshin V.F. Ekonomicheskie prichiny «tsvetnykh revolyutsii». Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2014. №3.

25. Lyuttvak E. Gosudarstvennyi perevorot. M.: Universitet Dmitriya Pozharskogo, 2015.

26. Manoilo A. Rol' tsvetnykh revolyutsii v demontazhe sovremennykh politicheskikh rezhimov. Natsional'naya bezopasnost'. 2014. №3.

27. Manoilo A. Ukrainskii krizis i «upravlyaemyi khaos»: sled «tsvetnykh revolyutsii» arabskoi vesny. Vlast'. 2014. №4.

28. Merkulov P.A. Molodezh' kak osnovnoi resurs «tsvetnykh revolyutsii» i bor'ba za nee. Vlast'. 2015. №6.

29. Nai Dzh. Budushchee vlasti. Moskva: AST, 2014.

30. Naumov A.O. «Tsvetnye revolyutsii» na postsovetskom prostranstve: vzglyad desyat' let spustya. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2014. № 45.

31. Nemenskii O.B. Evolyutsiya russkoi i ukrainskoi identichnosti na Ukraine posle Evromaidana. Voprosy natsionalizma. 2015. №4(24).

32. Ponomareva E.G. Sekrety tsvetnykh revolyutsii: Sovremennye tekhnologii smeny politicheskikh rezhimov. Svobodnaya mysl': Mezhdunarodnyi obshchestvennyi zhurnal. 2012. №1-2.

33. Solovei V.D. Tsvetnye revolyutsii i Rossiya. Sravnitel'naya politika. 2011.

№1.

34. Solov'ev A. Mir - dvortsam, voina - nesoglasnym. URL: http://www.rapn.ru/in.php?d=5156&gr=1607 (data obrashcheniya 20.11.2017).

35. Solovei T. Belarus' i Ukraina: obretaya novuyu identichnost'. Rodina. 2011.

№11.

36. Syukiyainen L.R. «Arabskaya vesna» i islamskaya pravovaya mysl'. Pravo. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki. 2013. №1.

37. Titov V.V. Tekhnologii «tsvetnykh revolyutsii» v sovremennom mire: «bor'ba za smysly» i krizis natsional'no-gosudarstvennoi identichnosti. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. №3.

38. Fituni L.L. «Arabskaya vesna»: transformatsiya politicheskikh paradigm v kontekste mezhdunarodnykh otnoshenii. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. №1.

39. Fituni L.L. Ekonomicheskie prichiny i posledstviya «arabskoi vesny». Problemy sovremennoi ekonomiki. 2012. №1.

40. Chukhin S.G. Tsvetnye revolyutsii kak sledstvie deformatsii grazhdanskoi identichnosti. Rossiya v period revolyutsionnykh transformatsii (100-letiyu revolyutsii v Rossii posvyashchaetsya). Materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Omsk: Omskaya yuridicheskaya akademiya. 2017.

41. Sharp D. Ot diktatury k demokratii: Strategiya i taktika osvobozhdeniya. M.: Novoe izdatel'stvo, 2012.

42. Boucheut N. Russia's militarization of colour revolution. URL: http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:49430/eth-49430-01.pdf (data obrashcheniya 20.11.2017).

43. Gershman C. A Fight for Democracy: Why Ukraine Matters. World affairs. 2015. URL: http://www.worldaffairsjournal.org/article/fight-democracy-why-ukraine-matters (data obrashcheniya 20.11.2017).

44. Grechaniy K.S. National identity in Ukraine: political aspect. Visnik Odes'kogo natsional'nogo universitetu. Sotsiologiya i politichni nauki. 2008. T. 13. №5.

45. Haas M.L., Lesch D.W. The Arab Spring: Change and Resistance in the Middle East. USA: Westview Press, 2013.

46. Hale H. E. Democracy or autocracy on the march? The colored revolutions as normal dynamics of patronal presidentialism. Communist and Post-Communist Studies. 2006. Vol. 39. №3.

47. McCarthy J.D., Zald M.N. The enduring vitality of the resource mobilization theory of social movements. Handbook of Sociological Theory. New York : Kluwer Academic, 2002.

48. Polese A., Beachain D.O. The color revolution virus and authoritarian antidotes: political protest and regime counterattacks in post-communist spaces. Demokratizatsiya. 2011. Vol. 19. №2.

49. Tajfel H. The achievement of group differentiation. Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.

50. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. 2nd ed. Chicago: Nelson-Hall, 1985.

51. Zherebkin M.S. Post-marxist discourse theory (Ernesto Laclau and Chantal Mouffe):a new perspective on the political processes in the countries of the former USSR? Visnik Kiivs'kogo natsional'nogo universitetu im. Tarasa Shevchenka. Filosofiya. Politologiya. 2009. №91-93.

СТАТЬИ

Н.Т. Трифонов

ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В БОЛГАРИИ

Аннотация

Предметом работы являются особенности многоуровневой реализации гражданских инициатив в современной Болгарии. Целью работы является анализ причин, источников выработки и продвижения гражданских инициатив при решении социальных проблем и их способность влияния на социально-политическую стабильность в государстве. В теоретико-методологическом плане рассмотрены исследования в отношении понимания содержания и функций гражданских инициатив, деятельности и взаимодействия участников в их трансляции.

Результаты исследования востребованы при принятии политических решений в рамках развития гражданского общества, поддержания демократических принципов, с целью снижения социальной напряженности в обществе. В практическом смысле на основе анализируемых мероприятий по формированию гражданской активности болгарского населения и инициативной деятельности государственных органов в решении социальных проблем на местном, национальном и наднациональном уровнях работа позволяет понять, применить на практике продвижение и реализацию гражданских инициатив. Для мобилизации гражданской активности населения значимым является трансляция гражданских инициатив в органы власти через негосударственные структуры гражданского общества на

N. Trifonov

CIVIL INITIATIVES AS A FACTOR OF SOCIAL AND POLITICAL STABILITY IN BULGARIA

Abstract

The subject of the article is multilevel implementation of civil initiatives in modern Bulgaria. The purpose of the work is to analyze of the causes, sources of development and promotion to civil initiatives in solving social problems and their ability to influence the socio-political stability in the State.

In theoretical and methodological terms studies are considered in relation to understanding the content of the functions of civil initiatives, activities and interaction of participants in their broadcast. Research results of are in demand when making political decisions in the development of civil society, maintaining democratic principles in order to reduce social tensions in society. In practical sense, basis of ongoing measures to form civil activism of the Bulgarian population and the initiative of state bodies in solving social problems at the local, national and supranational levels the work allows to understand, put into practice the promotion and implementation civil initiatives. To mobilize of the civil activism of the population, their transmission to the authorities through non-state civil society structures in significant in the local, national and supranational levels as well as the role of the institutions of the European Union in supporting active citizen participation. Need effort, support partnerships society and power structured to implement of civil initiatives as all levels in order to ensure social political stability

местном, национальном и европейском in Bulgaria. уровнях, а также роль институций Европейского союза в поддержке активного гражданского участия. Необходимо усиление, поддержка партнерских отношений общества и структур власти для реализации гражданских инициатив на всех уровнях в целях обеспечения социально-политической стабильности в Болгарии.

Ключевые слова:

гражданские инициативы, гражданское общество, гражданская активность, Болгария, Европейский Союз, социально-политическая стабильность.

Key words:

civil initiatives, civil society, civil activism, Bulgaria, European Union, social political stability.

Социально-политическая стабильность в современных условиях обусловлена уровнем протестного поведения населения, социальной напряженностью в обществе, умением властных структур балансировать в рамках политических решений, способностью СМИ манипулировать массовым сознанием в целях сдерживания политических настроений на этапе пассивной неудовлетворенности. Кроме того, «относительно высокий уровень политического отчуждения не позволяет политической системе улучшать свои положительные свойства. Невыполнение заявленных политических программ не соответствует ожиданиям групп общества, появляется разочарование, формируется ощущение отсутствия представителей их интересов и возникает спрос на новые программы и цели» [2].

В этом ключе гражданское общество является значимым политическим институтом в регулировании, обеспечении ответов на запросы населения и реализации направлений государственной политики при решении проблем в социальной сфере, что позволяет говорить об ее роли в стабилизации политической системы.

С точки зрения, А.В. Авдаляна функционирование структур гражданского общества «заполняет вакуум в тех сферах, где государство не выполняет или не может в полной мере выполнить свои обязательства перед своими гражданами» [1]. Таким образом, «индикатором о наличии гражданского общества является его способность оказывать давление на государство для достижения определенных целей и удовлетворения соответствующих интересов социальных общностей» [20].

Именно таким инструментом гражданского общества являются гражданские инициативы, что создает баланс политической системы, защищая

активно законные интересы граждан и оказывая давление на властные институции, чтобы они соблюдали законно установленные правила поведения. В этом плане следует отметить гражданские инициативы как показатель эволюции общества, так как «социальная активность и саморазвитие людей являются мотивирующим стимулам для передвижения с одной общности в другую, с одной организации в другую. В какой степени будут достигнуты желаемые перемены, зависит от того, в какой степени развития находятся объективные и субъективные предпосылки для соответствующих качественных перемен» [15].

По мнению Л.И. Никовской, «естественным путем все больше укореняется государственно-общественное партнерство в решении повседневных задач, которое постепенно осознается государством, но уже хорошо понятно и принято обществом» [4]. Поэтому с учетом того, что гражданские инициативы как форма «социального участия приобретают устойчивость и распространенность» [28], то успешный диалог между обществом и политической властью, регулирующий социальную стабильность и снижающий напряженность, вполне возможен. Однако гражданские инициативы могут иметь единовременную цель, и тогда «спонтанное проявление социальных групп создает «ситуативные общности», которые возникают при конкретной однократной потребности. После удовлетворения потребности они распадаются» [16].

В рамках действий социальных движений гражданские инициативы усиливают их активизацию и такие характеристики, как «коллективную идентичность, способность мобилизовать людей для проведении действий (протесты, забастовки и другие необычные проявления), стремление достигнуть социальных и политических целей» [29].

Болгарский исследователь М. Белов рассматривает гражданские инициативы как форму гражданского участия, «разновидность коллективного права подписок или петиций, направленные к начинанию дебатов по данному вопросу и к информированию органов публичной власти» [5]. Также он выделяет особенности гражданских инициатив такие, как политическое право граждан, публичность, сближение к организационно неоформленным лобби и группам давления, представительность и достоверность требования, при этом целью является повышение убеждающей силы публичного мнения по отношению к органам власти. Однако, с другой стороны, автор делает вывод, что гражданская инициатива в государственной власти не ведут к

расширению практических возможностей для народного политического действия, потому что не всегда ее объект интересен гражданам, СМИ и политическим партиям. Гражданская инициатива может только по исключению вынудить данную институцию публичной власти принять решение граждан. Предпосылками для этого являются большое число участвующих граждан, исключительное медийное влияние, давление со стороны сильных политических партий или лобби международных акторов. Поэтому автор считает инициативу институтом партиципаторной, а не прямой демократии.

Институт гражданских инициатив прописан в Законе Республики Болгарии о «Прямом участии граждан в государственной власти и местном самоуправлении», где указано в ст. 3, п. 2, что прямое участие граждан осуществляется через референдум, гражданскую инициативу, европейскую гражданскую инициативу по смыслу ст. 2, п. 1 Регламента 211/2011года Европейского союза, общее собрание населения [10].

Однако с позиции Н. Киселовой для активного гражданского участия недостаточно только определить абстрактные принципы конституционного права. «Исключительно важно гарантировать конкретные права гражданского и политического участия, как и законодательные, институциональные и организационные механизмы, которые будут действовать для реализации этих прав» [12].

Следовательно, гражданские инициативы в контексте обеспечения социально-политической стабильности Болгарии являются балансом политической системы, показывают качественный уровень развития общества, представляют собой все более распространенную и устойчивую форму защиты прав населения и воздействия на власть, что подтверждает их закрепление на нормативно-правовом уровне.

В статье использованы следующие основные категории политической науки: гражданские инициативы, социально-политическая стабильность, политическая ситуация, политический процесс, демократия. В работе отражены общелогические методы, методы теоретического познания. Изучены литература, научные статьи по гражданскому обществу, гражданским инициативам, общественным организациям Болгарии, влиянии ЕС на принятие политических решений в социальной сфере Болгарии.

Эмпирическую базу работы составили нормативно-правовые документы, государственные стратегии, программы и проекты Болгарии по исследуемой проблематике, анализ СМИ, интернет-сайтов.

В соответствии с действующим болгарским законодательством [10] одной из форм партиципаторной демократии являются местная, национальная и европейская гражданские инициативы. Соответственно можно выделить уровни проявления и трансляции гражданских инициатив на местный, национальный (государственный) и наднациональный (европейский).

Указанные уровни различаются, прежде всего, содержанием и целевой группой гражданских инициатив. На местном уровне значимы реализуемые гражданские инициативы в отношении внешней миграции в конкретном регионе Болгарии, а именно, где сконцентрированы лагеря для беженцев и отсюда наибольшая вероятность столкновения местного населения с мигрантами. На национальном (государственном) уровне инициативы охватывают проблемы социально-незащищенных групп населения.

Основным отличием между национальной и местной инициативами отмечается адресат. Так у национальной гражданской инициативы адресатом является Народное собрание Болгарии, а у местной - мэр, муниципальный совет, региональные органы исполнительной власти. Предметом национальной инициативы может быть проблема, затрагивающая правомочия суда, прокуратуры, расследующих органов, президента, Конституционного суда, Счетной палаты, Омбудсмена, местной - вопрос из компетенции местных органов. Другое отличие - право участия в местной инициативе по месту постоянного адреса на территории данного муниципалитета, района или населенного пункта, общее - это как в национальной, так и местной инициативе может участвовать каждый совершеннолетний (имеет 18 лет) гражданин Болгарии, который имеет право голосовать [10]. Таким образом, через гражданские инициативы органы государственной власти, неправительственные организации, граждане Болгарии и другие объединения гражданского общества участвуют в социальной политике страны и обеспечивают социальную стабильность общества.

На европейском уровне гражданские инициативы касаются экологических, демографических, миграционных проблем. Однако их реализация связана в первую очередь с обеспечением политической стабильности в Европейском союзе, и только после - в Болгарии, так как «не всегда учитываются национальные интересы государства, что в свою очередь оказывает влияние на форму межгосударственного сознания»[18]. При этом в разъяснительной статье ООН указывается, что «исследование гражданского участия развертывается в сравнительном контексте общества Центральной и

Восточной Европы, в которых устанавливаются принципы и требования, определенные как принципы хорошего управления. Среди них публичность и прозрачность институтов и процессов, гражданское участие, отчетность и ответственность, эффективность наряду с классическими конституционными принципами верховенства права, разделение властей и защита прав человека» [30]. Следовательно, между заявленными принципами ООН и их реализацией относительно Болгарии явно выражено противоречие, что доказывает превалирующий интерес ЕС относительно общеевропейской стабильности, а не национальной.

В «Стратегии для инновации и хорошего управления на местном уровне» Совета Европы определена ее основная цель: «мобилизовать и стимулировать действия со стороны заинтересованных стран на национальном и местном уровнях, чтобы все граждане ЕС могли пользоваться хорошим местным управлением через улучшение местных публичных услуг, участие местного населения в общественной жизни и осуществлении политики, соответствующей обоснованных ожиданий людей» [26].

Так реализация гражданских инициатив на местном уровне в отношении беженцев и их семей имела достаточный эффект в снижении социальной напряженности в декабре 2018 года, когда представители фонда «Молодежных и гражданских инициатив» [17] в Розовой долине вместе с «Болгарским фондом женщин» по проекту «Обними меня» посетили Центр для беженцев в городе Харманли с целью информирования женщин-беженцев об их правах пребывания в Болгарии, проведения бесед на темы сохранения здоровья, соблюдения гигиенических норм. В связи с международным днем толерантности показали детям, что другие дети в разных странах выглядят по-разному, но все они дети, любят играть и должны получать любовь. Для женщин-беженцев, живущих на свободном режиме, с целью адаптации необходимо получать информацию об организациях, работающих с беженцами в Болгарии, транспортной, образовательной системах, сайтах покупок. Во время таких встреч женщины отметили, что им нравится Болгария, все дети ходят в школу в городе Харманли и дополнительную афганскую школу в Центре для беженцев. Некоторые из беженцев уже хорошо говорят на болгарском языке. Инициативы по отношению к мигрантам показывают заинтересованность болгарских граждан снизить негативные настроения, как мигрантов, так и в обществе государства-приема против приезжих из-за их

культуры, ценностей, языка, религии и таким образом оказывать влияние на миграционную политику государства.

Другая инициатива этой организации называется «Выключите агрессию и язык ненависти и включите толерантность и взаимное понимание». В связи с этим в семи школах в общинах Карлово и Сопот организована кампания против вымогательства и агрессии в школах. Проведено интерактивное обучение для школьников в курортном городе Хисар, где каждая школа имела своих представителей из учеников и школьных психологов. Во время мероприятия обсуждались причины агрессии в школах, влияние СМИ, стереотипов и предрассудков ведущих к ксенофобии, гомофобии и трансфобии, пострадавшие поделились собственным опытом. Предстоят кампании в городах Карлово, Сопот и Клисура. В XXI веке проблема агрессии является основной среди подрастающего поколения не только в Болгарии, но и по всем мире. Активное участие в решении этих вопросов способствует формированию и поддержанию социальной толерантности в болгарском обществе.

Таким образом, на местном уровне гражданские инициативы имеют более превентивный характер, решают региональные вопросы, хотя их содержание отражает национальные проблемы в целом.

Значимость гражданского участия в местной и общественной жизни отражены в рекомендации №19 Комитета Министров ЕС от декабря 2001 года, в которой сформулированы 12 основных принципов гражданского участия на местном уровне. На первом месте гражданам должен быть гарантирован доступ к четкой и полной информации по вопросам, затрагивающим местные проблемы, как и право участия в основных решениях о будущем общности. В рамках основных принципов признается и утверждается «роль гражданских ассоциаций как ключевых партнеров в развитии культуры участия, и их вклад в демократические практики» [21].

На национальном уровне инициативы исходят не только от граждан, но от государственных структур. Например, в конце 2018 года Министерство труда и социальной политики Республики Болгария определяет программу по молодежной занятости как одну из самых удачных своих инициатив. Благодаря этой инициативе более 16 000 молодых людей в возрасте до 29 лет посредством обучения и стажировки трудоустроились. Министр Русинова на специальной пресс-конференции заявила, что за последние годы около 40 000 молодёжи поступили на работу. По ее словам, «самой большой проблемой не только для Болгарии, но и для всего континента остаются молодые

люди, которые не учатся и не работают» [25]. Следовательно, государственные инициативы отражают социальные проблемы общества, однако без помощи самих заинтересованных граждан сложнее реализовать направления социальной политики.

С другой стороны, существуют политические ситуации, когда гражданская активность определила и повлияла на решения вопросов социально-незащищенных групп населения. Так Министерство труда и социальной политики активизировалось по вопросам новых инициатив для будущих матерей, матерей детей-инвалидов, которые протестовали против социальной политики вице-премьера Болгарии Валерия Симеонова в 2018 году, после чего премьер-министр Борисов отправил его в отставку. Министр Труда и социальной политики Зорница Русинова объявила, что будет выделены средства для создания детских площадок и мест для работы с детьми на рабочих местах, чтобы была лучшая совместимость между личной и профессиональной жизнью. Стоимость проекта между 20 и 70 тыс. левов. В этих местах будет работать квалифицированный персонал. Социальное министерство обязалось финансировать детские лагеря для детей, оставшихся без родителей, и для этой инициативы предусмотрены 100 000 левов. Министерство запланировало стимулировать работающих молодых матерей, у которых ребенок меньше одного года [14]. Активность матерей детей-инвалидов в связи с протестами против Вице-премьера Симеонова показывает, что граждане могут повлиять на реализацию социальных программ, и диалог с ними, поддержка их обеспечивает социальную стабильность общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На государственном уровне разработан и принят проект актуализации «Национальной стратегии о молодёжи 2014-2020 гг.», в которой стимулируется гражданская активность среди молодого населения страны. Актуализация стратегии согласована с нормативными актами Европейского союза на основе Амстердамского договора ст. 136 и 137 [22], ориентированных на развитие молодых людей в Европе. В Стратегии прописано, что участие молодых людей в демократической жизни и в процессе принятия решений по проблемам и вопросам важным для их будущего измеряется в их избирательной активности, членстве в молодежных организациях, подключении к инициативным кампаниям и консультативным органам на местном, региональном и национальном уровнях управления.

На уровне НПО в Болгарии существует «Фонд развития гражданских инициатив». Этот фонд вместе с Советом министров Болгарии обеспечивает

на конкурсном принципе более быстрое, доступное, прозрачное переоформление неправительственных организаций в Агентстве по реестрам Болгарии. Это были основные предложения для перемен в Законе об юридических лицах с некоммерческой деятельностью.

«Фонд развития гражданских инициатив» работает уже 15 лет и поддерживает разные социальные общности на основе местных ресурсов без иностранного капитала, в результате чего создаются условия для эффективного социального развития. Фонд поддерживает сотрудничество между неправительственными организациями, местной властью и бизнес организациями, поскольку верит в достижение социальных перемен как лучшего средства для гражданской ответственности и создания общественного благосостояния. Развитие филантропии тоже важно, так как гражданское общество и его организации не могут существовать без активной поддержки социально ответственных людей, корпораций и институций. Основные ценности для работы фонда - это участие, собственный ресурс для общностей, открытость к диалогу, понимание и толерантность к различиям, ответственное отношение к вложенным средствам, прозрачность и отчетность. Фонд является примером, обеспечивающим площадку развития краудфандинга в Болгарии.

За 15 лет работа «Фонд развития гражданских инициатив» «поддержал 1186 проектов гражданских групп и организаций в области местного развития при инвестициях более 8 миллионов левов в развитие Болгарии и 2.5 миллиона левов, дополнительно инвестированных в местное развитие в результате активной деятельности фонда. Повышена профессиональная квалификация у 10 000 человек, представителей 1 576 организаций всей Болгарии. Фонд был активным в медийном пространстве: более 20 000 публикаций в местных и национальных СМИ и 1000 репортажей в электронных СМИ демонстрировали проекты фонда как гражданские инициативы» [27]. Все финансирование дополнялось средствами из местных общностей, что позволило ограничить зависимость от внешней, иностранной финансовой помощи. Фонд для развития гражданских инициатив является показателем развития болгарского гражданского общества независимо от финансирования и влияния Европейского союза, США и других стран, рассчитывая на местные ресурсы и кадры.

Болгарская Православная церковь тоже участвует и поддерживает гражданские инициативы. Инициатива болгарских граждан, возмущенных от предстоящего гей-парада в Софии в 2015 году, поддерживаемая Болгарской

Православной церковью, является основой будущего отрицательного отношения болгарского населения к Стамбульской конвенции, содержание которой направлено на поддержание гомосексуальных отношений, вследствие чего Болгарский Конституционный суд определил ее как противоречие с Конституцией Болгарии. Петиция называлась «Против София прайд 2015, остановите гей-парад в Софии». Все началось с литургии в столичном храме «Святого Воскресения» в Софии. В петиции написано, что «оказывается агрессивное давление со стороны чужих интересов на болгарское образование, на Болгарскую Православную церковь, на подрастающее поколение граждан и угрожает национальному достоинству и будущему болгарской нации, потому что не соблюдаются семейно-нравственные, психологические и физические устои общества» [6].

В конце 2016 года появилась инициатива для популяризации социальной деятельности Болгарской православной церкви в интернет-пространстве. Интернет-страница поддерживается фондом «Покров Богородичной» и называется «Дякония. БГ». Цель этой инициативы поддерживать открытие катехизаторско-информационных отделов к митрополиям, кухни для бедных и нуждающихся, приютов для детей без родителей, возобновление воскресных школ, осуществлять финансовую поддержку для больных, оказывать помощь для Болгарской православной церкви и все это развивать на едином национальном уровне, а не через отдельные инициативы по местам. На сайте можно поддержать или предложить инициативу, участвовать как волонтер в уже действующих. Среди самых новых инициатив в 2019 году следует выделить волонтерство на кухне для бедных в храме «Св.Св. Кирилла и Мефодия» в Софии, где 500 человек каждый день получают горячий обед, сбор средств для издательства православных книг, который уже один раз успешно реализовался в 2015 году, предложение Святого Синода, чтобы дети обязательно изучали религию в школах, издательство бесплатной книжки «Притчи для детей» Варненской и Великопреславской митрополии, призыв Святого Синода за целостную редакцию Национальной стратегии для детей 2019-30 гг. с целью улучшения их будущего и настоящего, сохранения невинности и повышения морального уровня, добродетели, трудолюбия, сохранения семейного института для заботы и воспитания детей. Если государство не обратит внимание на это в будущей стратегии, то это может превратиться в инструмент для противостояния государства с семьей, что имеет прямое отношение к национальной безопасности Болгарии и государствен-

ному процветанию [6]. Таким образом, Болгарская православная церковь, как структурный элемент гражданского общества, активно участвует в гражданских инициативах и поддерживает их, тем самым выполняя свои долг перед обществом, консолидируя его, защищая общественные законные интересы и внося свой вклад в социальную стабильность, снижение напряженности, через свою активную социальную деятельность улучшает развитие прямой демократии и развитие гражданской активности.

На европейском уровне гражданские инициативы представляют предложения граждан в Европейские органы. После 2007 года с вступлением Болгарии в ЕС все нормативные акты болгарского права интегрированы к нормативной рамке Европейского союза. Этот весьма важный закон был принят в болгарском законодательстве очень поздно - в 2009 году. Двадцатилетний переход к демократии является очередным доказательством того, что болгарское гражданское общество развивается по внешним моделям, а не возникло из-за внутренних демократических процессов.

В этом случае показателен Проект об актуализации национальной стратегии о молодежи 2014-2020 гг., который ориентируется в первую очередь на европейское измерение, а после на национальное. В Проекте одной из стратегических целей является повышение гражданской активности молодежи посредством ее «активного участия в решении молодежных проблем» [22], что предполагает о включении в содержание этой задачи развитие и гражданских инициатив молодого поколения.

На наднациональном уровне болгарское Министерство труда и социальной политики участвует в дискуссиях с представителями других стран Восточной Европы с молодежными проблемами. Например, одна из них состоялась в Софии с 13 по 17 ноября 2018 года на встрече «Транснациональной демографической сети стран участников в Процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ)». Во время форума был представлен аналитический доклад Болгарской Академии Наук о современных демографических переменах и вызовах перед странами участниками. Освещался «вопрос проектного финансирования модульной программы обучения, которая будет повышать квалификацию администрации, работающую по проблемам демографии» [14]. В нем могут участвовать эксперты из исследовательских организаций, неправительственного сектора, представителей социальных партнеров, работающих на рынке труда и развитии рабочей силы. В проектное финансирование кроме стран участников подключились сотрудники из Фон-

да ООН по населению, Регионального совета сотрудничества и Международного центра обучения к Международной организации труда. Это пример, как четко сформулированные цели определенных инициатив поддерживаются международными фондами как участниками в глобальном гражданском обществе. На молодежную социальную политику обращают внимание во всех странах Европейского союза как основную перспективу будущего развития объединения. Болгария стремится не отставать и заботиться о своих молодых кадрах на фоне беспрецедентной эмиграции и все большего дефицита рабочей силы, квалифицированных специалистов.

При этом «Европейская Комиссия консультируется с представителями активного гражданского общества в Болгарии, которых считает настоящим партнером, оказывающим давление изнутри для осуществления необходимых политических реформ» [7].

Актуальным является формирование и развитие активной гражданкой позиции в отношении миграции. В 90-х гг. ХХ века после распада Советского Союза и создании демократических систем в странах Восточной Европы началась массовая миграция в основном в направлении стран Западной Европы, Турции и США. Согласно докладу Института «Открытое общество» и «Европейской политической инициативы» в 2017 году общее количество людей, рожденных в Болгарии и живущих за границей, около 1 миллиона, из которых 600-700 тысяч эмигрировали по экономическим причинам. За последние четыре года в Болгарию вернулись около 35000 болгар, но больше уехали из страны [11]. Миграционные процессы являются предпосылкой социальных проблем из-за нехватки рабочей силы и квалифицированных специалистов во многих областях. В связи с этим с 2016 года начинает функционировать новая неправительственная организация «Милениум клуб», в которой участвуют молодые болгары, рожденные после 1981 года, живущие и профессионально реализовавшиеся за границей. Во время первого собрания во дворце «Враня» была поднята тема «Путь из Европы» о возвращении на родину молодых болгар. Основная направленность ассоциации - это быть патриотами без границ. Цель - создать возможность для болгар, живущих за пределами родины, участвовать в развитии Болгарии, и таким образом создать мост между ними и болгарским государством, администрацией, бизнесом, СМИ. Сеть этого клуба охватывает комитеты в Софии, Лондоне, Париже, Милане, Вене, Франкфурте, Нью-Йорке. В 2018 году ассоциация объявила свою инициативу как «конец перехода». Целью этой инициативы является

стимулирование перенаправления взгляда болгарской общественности от периода 1944-89 гг. к настоящим и будущим стратегическим проблемам Болгарии, привлечение на международном уровне политологов, историков, социологов, экономистов для помощи в формировании нейтрального понимания современной истории Болгарии посредством участия в научных форумах в рамках кампании. А также «открытие основных стратегических ценностей, которые поколение участников должно реализовать в следующие 25 лет» [13]. Создание «Милениум клуба» показывает, каким образом привлекаются инакомыслящие молодые люди при решении социальных проблем, и это является примером проявления и развития краудсорсинга в контексте болгарских гражданских инициатив.

На уровне Европейского союза гражданские инициативы являются важным фактором, обеспечивающим политическую стабильность в объединенной Европе и том числе в Болгарии. В Лиссабонском договоре ст. 11, п. 4 [23] урегулировано понятие европейской гражданской инициативы. Это инструмент демократии участия, которой дает возможность гражданам предлагать конкретные законодательные перемены в каждой области, в которой Европейская комиссия имеет правомочия предлагать изменения законов, например, в области окружающей среды, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, торговли. Через определенную инициативу граждане из разных стран ЕС могут объединить усилия по вопросу, по которому они хотят оказать влияние на политику Европейского союза. Для организации инициативы нужны семь граждан из семи разных стран Европейского союза, имеющих право голосовать. Если инициатива наберет поддержку от одного миллиона подписей, Европейская комиссия решает предпринимать действия в поддержку этой инициативы или нет. При необходимой поддержке представители Европейской Комиссии встречаются с организаторами, которыми не могут быть организации, чтобы выяснить подробно все вопросы, связанные с инициативой. У организаторов тоже есть возможность представить публично свою инициативу на публичном заседании Европейского парламента. Комиссия предоставляет официальный ответ, в котором указывает конкретно принятые действия или причины своего решения. В опросе 2012 года общественного мнения в Европейском союзе 62% болгарского населения хотят получать больше информации об Европейских правах, так как 47% из болгар считают себя гражданами ЕС [18].

На сайте Европейской гражданской инициативы представлены Европейской Комиссией открытые инициативы для поддержки и внесения корректив населением, и закрытые по истечению срока. Это такие, как «Обязательно наклеивать этикетки для пищи, где обозначено подходящие ли они для вегетарианцев и нет», «Положить конец злоупотреблениям с фондами Европейского союза, посредством лучшего контроля, решений, выполнения и санкций», «Постоянное гражданство Европейского союза», «Остановить голодание 8% населения Европейского союза».

Несмотря на то, что Европейский парламент урегулировал возможность организовать и поддержать гражданскую инициативу, на практике мало таких успешных инициатив, и еще меньше влияющих на политику Европейского союза. Большим законодательным минусом является невозможность граждан участвовать во внешней политики Европейского союза, которая свидетельствует об отсутствии активного участия граждан в прямой демократии. Примером об успешной Европейской инициативе является предложение об уменьшении использования пестицидов, запрете пестицидов «глифозат» на территории ЕС, которое приняли Европейская комиссия и Парламент. Другие принятые инициативы - это «приложение европейской законодательной рамки, направленной на устранение экспериментов с животными», юридическая защита достоинства и права интеграции каждого человеческого существа от зачатия в областях компетенции Европейской комиссии или предоставление воды и общественных услуг для всех» [9].

На всех уровнях проводятся мероприятия по формированию гражданской активности населения, которые обеспечивают социально-политическую стабильность на региональном (местными гражданскими организациями), государственном (государственными органами и национальными гражданскими организациями, и инициативами), надгосударственном уровнях со стороны Европейских институций. Заметным примером является деятельность Европейской комиссии по введению Европейской гражданской инициативы через единый интернет- портал, давая возможность европейским, в том числе и болгарским, гражданам поддержать или реализовать конкретную инициативу.

Площадками для организации гражданской активности служат центры местных и национальных неправительственных организаций, гражданских комитетов, интернет пространство и другие, предварительно выбранные места организаторами.

В итоге гражданские инициативы более глубоко и эффективно влияют на государственные решения на местным и государственном уровнях, решая, таким образом и глобальные проблемы, как, например, миграция, обеспечивают удовлетворительное настроение в обществе и приводят к социально-политической стабильности. Однако гражданские инициативы реализуются неравномерно на местном, национальном и наднациональном уровнях, отсюда социально-политическая стабильность более обусловлена местном и национальном уровнях. На наднациональном уровне гражданские инициативы исходят из общеевропейских ценностей и зависят от общеевропейской активности, проблем, что усложняет их реализацию в связи с тем, что они должны быть представлены и приняты не только болгарским, но и другим обществам. Следовательно, гражданские инициативы наднационального уровня не являются решающим фактором социально-политической стабильности в Болгарии.

От начала 90-х гг. ХХ века до сегодняшнего дня институт гражданского общества в Болгарии формировался, развивался и добился определенных результатов под влиянием внешних факторов, политической системы и активности граждан в некоторых направлениях. «Политическое участие превращается в легитимную форму, через которую гражданин воздействует на созданную конституционную модель в 1991 году политической действительности Болгарии» [19].

Таким образом, граждане сумели стать субъектом болгарской политики, прежде всего, в отношении защиты своих законных интересов. Поддерживаемые в последние годы инициативы большим количеством людей, неправительственными организациями, другими объединениями гражданского общества, европейскими организациями внесли свой вклад в социальную стабильность, несмотря на законодательные, административные и финансовые проблемы. Эти инициативы должны продолжать развиваться в Европейском ракурсе и в интересах общества с целью достижение социальной стабильности, прочной конституционной, прямой демократии и политической системы в Болгарии, так как «процесс установления конституционной демократии и верховенства права остается незаконченным из-за дефицита работающих механизмов активного и прямого гражданского участия» [24].

Поэтому все платформы и площадки для реализации и выработки гражданских инициатив, аккумулирования общественного мнения, их транслирования в органы власти и выстраивание диалога с надгосударственной,

государственной и местной администрацией должны позволять обществу не противопоставлять себя власти, а создавать партнерские отношения с ней, что способствует политической стабильности в Болгарии.

Литература

1. Авдалян А.В. Гражданские инициативы в современной России // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. №57. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/grazhdanskie-initsiativy-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 13.01.2019).

2. Гришин О.Е. Политическая стабильность: понятие, факторы, инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №6-1(56).

3. Нестерчук О.А. Мораль политики и политика морали в системе международных отношений // Безопасность Евразии. 2012. №1(43).

4. Никовская Л.И. Гражданский активизм и публичная политика в России // Сотрудничество в публичном управлении и политике / под ред. Л. В. Сморгунова. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

5. Белов М. Гражданско участие в политическия процесс. София, 2010.

6. Българска православна църква. URL: http://www.bg patriarshia.bg/news.php?id177593 (дата обращения 11.01.2019).

7. Доклад на Европейската Комисия до европейския парламент и Съвета относно напредъка на България по механизма за сътрудничество и проверка. Брюксел. 2017.

8. Дякония Б.Г. URL: http://www.diakonia.bg (дата обращения 13.01.2019).

9. Европейска гражданска инициатива, официален регистър. URL: https://ec.europa.eu/citizens initiative/public/initiatives/successful. (дата обращения 13.01.2019).

10. Закон за прякото участие на гражданите в държавната власт и мест-ното самоуправление, обнародван в Държавен вестник, брой 44 от 12.06.2009г. URL: https://www.parliament.bg/referendum/?page=act&lng=. (дата обращения 13.01.2019).

11. Институт Отворено общество. Европейская политическая инициатива, 10 години в ЕС, тенденции в българската миграция. София, 2017.

12. Киселова Н. Политически права на българските граждани. София,

2017.

13. Милениум Клуб. България. URL: https://www/mileniumclub.org/bg/publications/nachalo-na-kampaniya-krayat na-prehoda. (дата обращения 13.01.2019).

14. Министерство на труда и социалната политика на Република България. URL: http:www.mlsp.government.bg/index.php?section PRESS2&prid1053. (дата обращения 13.01.2019).

15. Мирчев М. Социологическая система и социальная активность. София, 2007.

16. Михайлов С. Социологическая система. София, 2010.

17. Младежки и граждански инициативи в Розовата долина. URL: mgird.youthbg.net//node/1086. (дата обращения 13.01.2019).

18. Обществено мнение в Европейския съюз 2012. Национален доклад България. София, 2012.

19. Попиванов Б. Българският гражданин в прехода от модерност към глобалност, диссертация. София, 2010.

20. Проданов Хр., цит. Съч. София 2012.

21. Препоръка № 19 на Комитета на Министрите на ЕС от декември 2001 за гражданското участие в местния и обществен живот. 2001.

22. Проект за актуализиране на националната стратегия за младежта 2014-2020. URL: http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=641. (дата обращения 13.01.2019).

23. Регламент ЕС № 211/16.02.2011 г. на Европейския парламент и на Съвета относно гражданската инициатива. URL: https://www.cpdp.bg/?p=element&aid=429. (дата обращения 13.01.2019).

24. Славов А. Гражданско участие в конституционната демокрация, София 2017.

25. Социалното министерство определя програмата младежка заетост като една от най-успешните си инициативи. URL: https://social.flamar.bg. (дата обращения 13.01.2019).

26. Стратегия за иновации и добро управление на местно ниво, Съвет на Европа, Октомври. 2007. URL: mrrb.bg>bg/evropejska-strategiya...dobro-upravlenie. (дата обращения 13.01.2019).

27. Фондация за развитие на граждански инициативи. URL:https://frgi.bg/bg/misiya-i-tsennosti. (дата обращения 13.01.2019).

28. Newton K., Giebler H. Patterns of Participation: Political and Social Participation in 22 Nations. Discussion Paper SP IV 2008-201. Berlin. 2008. URL: https://bibliothek.wzb.eu/pdf/2008/iv08-201.pdf. (дата обращения 13.01.2019).

29. Van De Donk. Cyberprotest. London. Routledge. 2004.

30. What is Good Governance? United Nations. Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. URL: //http://www.unescap.org/sites/default/ files/good-government (дата обращения 13.01.2019).

References

1. Avdalyan A.V. Grazhdanskie initsiativy v sovremennoi Rossii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2016. №57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskie-initsiativy-v-sovremennoy-rossii (data obrashcheniya 13.01.2019).

2. Grishin O.E. Politicheskaya stabil'nost': ponyatie, faktory, innovatsii. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. №6-1(56).

3. Nesterchuk O.A. Moral' politiki i politika morali v sisteme mezhdunarodnykh otnoshenii. Bezopasnost' Evrazii. 2012. №1(43).

4. Nikovskaya L.I. Grazhdanskii aktivizm i publichnaya politika v Ros-sii. Sotrudnichestvo v publichnom upravlenii i politike. pod red. L.V. Smorgunova. SPb: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. 2018.

5. Belov M. Grazhdansko uchastie v politicheskiya protsess. Sofiya, 2010.

6. B"lgarska pravoslavna ts"rkva. URL: http://www.bg patriarshia.bg/news.php?id177593 (data obrashcheniya 11.01.2019).

7. Doklad na Evropeiskata Komisiya do evropeiskiya parlament i S"veta otnosno napred"ka na B"lgariya po mekhanizma za s"trudnichestvo i proverka. Bryuksel. 2017.

8. Dyakoniya BG. URL: http://www.diakonia.bg. (data obrashcheniya 13.01.2019).

9. Evropeiska grazhdanska initsiativa, ofitsialen regist"r. URL: https://ec.europa.eu/citizens initiative/public/initiatives/successful. (data obrashcheniya 13.01.2019).

10. Zakon za pryakoto uchastie na grazhdanite v d"rzhavnata vlast i mestnoto samoupravlenie, obnarodvan v D"rzhaven vestnik, broi 44 ot 12.06.2009g. URL: https://www.parliament.bg/referendum/?page=act&lng=. (data obrashcheniya 13.01.2019).

11. Institut Otvoreno obshchestvo. Evropeiskaya politicheskaya initsiativa, 10 godini v ES, tendentsii v b"lgarskata migratsiya. Sofiya 2017.

12. Kiselova N. Politicheski prava na b"lgarskite grazhdani. Sofiya. 2017.

13. Milenium Klub. B"lgariya. URL: https://www/mileniumclub.org/bg/publications/nachalo-na-kampaniya-krayat na-prehoda. (data obrashcheniya 13.01.2019).

14. Ministerstvo na truda i sotsialnata politika na Republika B"lgariya. URL: http:www.mlsp.government.bg/index.php?section PRESS2&prid1053. (data obrashcheniya 13.01.2019).

15. Mirchev M. Sotsiologicheskaya sistema i sotsial'naya aktivnost'. Sofiya, 2007.

16. Mikhailov S. Sotsiologicheskaya sistema. Sofiya, 2010.

17. Mladezhki i grazhdanski initsiativi v Rozovata dolina. URL: mgird.youthbg.net//node/1086. (data obrashcheniya 13.01.2019).

18. Obshchestveno mnenie v Evropeiskiya s"yuz 2012. Natsionalen doklad B"lgariya. Sofiya, 2012.

19. Popivanov B., B"lgarskiyat grazhdanin v prekhoda ot modernost k"m globalnost, dissertatsiya.Sofiya 2010.

20. Prodanov Khr., tsit. S"ch.Sofiya 2012. S. 143

21. Prepor"ka № 19 na Komiteta na Ministrite na ES ot dekemvri 2001 za grazhdanskoto uchastie v mestniya i obshchestven zhivot. 2001.

22. Proekt za aktualizirane na natsionalnata strategiya za mladezhta 2014-2020. URL: http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=641. (data obrashcheniya 13.01.2019).

23. Reglament ES № 211/16.02.2011g. na Evropeiskiya parlament i na S"veta otnosno grazhdanskata initsiativa. URL: https://www.cpdp.bg/?p=element&aid=429. (data obrashcheniya 13.01.2019).

24. Slavov A., Grazhdansko uchastie v konstitutsionnata demokratsiya, Sofiya 2017.

25. Sotsialnoto ministerstvo opredelya programata mladezhka zaetost kato edna ot nai-uspeshnite si initsiativi. URL: https://social.flamar.bg. (data obrashcheniya 13.01.2019).

26. Strategiya za inovatsii i dobro upravlenie na mestno nivo, S"vet na Evropa, Oktomvri. 2007. URL: mrrb.bg>bg/evropejska-strategiya...dobro-upravlenie. (data obrashcheniya 13.01.2019).

27. Fondatsiya za razvitie na grazhdanski initsiativi. URL:https://frgi.bg/bg/misiya-i-tsennosti. (data obrashcheniya 13.01.2019).

28. Newton K., Giebler H. Patterns of Participation: Political and Social Participation in 22 Nations. Discussion Paper SP IV 2008-201. Berlin. 2008. URL: https://bibliothek.wzb.eu/pdf/2008/iv08-201.pdf. (data obrashcheniya 13.01.2019).

29. Van De Donk.Cyberprotest. London. Routledge. 2004.

30. What is Good Governance? United Nations. Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/good-government. (data obrashcheniya 13.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.