А.В. Соколов, А.А. Фролов
УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ: СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
Аннотация
В статье рассматриваются условия гражданской активности в современной России. На данный момент в стране меняется качество участия граждан. Активизация деятельности НКО, рост гражданских инициатив и движений, развитие Интернет-технологий и работа государства направленная на третий сектор дает свои результаты. Как следствие усиливается значимость гражданского общества, увеличивается количество человек задействованных в деятельности НКО и гражданских движениях. В работе приводятся результаты исследования: глубинных интервью, проведённых с экспертами Ярославской области в вопросах развития гражданской активности в муниципальных образованиях региона. В ходе исследования выявлены условия развития гражданской активности в муниципальных образованиях Ярославской области. Исследование позволило выявить значительное влияние федерального и регионального контекстов на гражданскую активность на муниципальном уровне. Именно вышестоящие органы власти задают вектор, которому следуют на муниципальном уровне. Важной выявленной особенностью гражданской активности на муниципальном уровне является ее значительная пер-сонализация. Ее результативность во многом зависит не от институтов, а от конкретных лидеров акций, проектов, мероприятий, от отношения к ним местного сообщества.
Значительное влияние на развитие гражданской активности на муниципальном
A. Sokolov, A.Frolov
CONDITIONS OF CIVIL ACTIVITY IN YAROSLAVL REGION:FEATURES OF MUNICIPAL LEVEL
Abstract
The article deals with the conditions of civil activity in modern Russia. At the moment, the quality of citizens ' participation is changing in the country. The intensification of the activities of NGOs, the growth of civil initiatives and movements, the development of Internet technologies and the work of the state aimed at the third sector is yielding results. As a result, the importance of civil society increases, the number of people involved in the activities of NGOs and civil movements. The paper presents the results of the study: in-depth interviews conducted with experts of the Yaroslavl region in the development of civic activity in the municipalities of the region. The study revealed the conditions of the development of civil society. The study revealed a significant impact of the federal and regional contexts on civil activity at the municipal level. It is the higher authorities that set the vector to be followed at the municipal level. An important feature of civic activism at the municipal level is its considerable personalization. Its effectiveness largely depends not on institutions, but on specific leaders of actions, projects, events, on the attitude of the local community towards them.
A significant impact on the development of civic activity at the municipal level is the spread of the Internet and various applications, instant messengers. They simplify the communication of activists, create a new environment of activity, expression of opinion. The significance of the global network is also connected
уровне является распространение сети Интернет и различных приложений, мессенджеров. Они упрощают коммуникацию активистов, создают новую среду проявления активности, выражения мнения. Значение глобальной сети связано также и с тем, что на данный момент институционализация гражданской активности на муниципальном уровне не высока, поэтому важны неформальные связи и коммуникации.
Ключевые слова:
гражданская активность, гражданское общество, Россия, Ярославская область, муниципалитет.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №16-03-00394а «Управление гражданской активностью на региональном уровне: инструменты и результаты (на примере Ярославской области)».
За последние годы в России отмечается рост гражданской активности. Она становится заметна практически во всех сферах жизни современного общества. В связи с тем, что проблемы и интересы индивидов достаточно разнообразны, она не представляет четко структурированной конструкции. При этом становление гражданской активности может проходить в разных формах - как на институциональном уровне, так и независимо и стихийно от него. Инициативы по реконструкции институтов гражданского общества исходят как от государства, так и непосредственно от общества.
О том, что в России формируется тенденция активного участия граждан, местных сообществ организованных как самостоятельно, так и политическими институтами пишут ряд исследователей: И.В. Мерсиянова [21, с. 43-47], И.Г. Гавриленко [12, с 11-20], Головин Ю.А. [13, с. 255-262] и др. Л.И. Левкина отмечает, что формирование пространства полноценного взаимодействия индивида и государства невозможно, если активность «самоорганизующихся снизу» сообществ «выключена» из жизни общества [20, с.119]. Как отмечает Х.-А. Хейден, наблюдается трансформация отношений на низовом уровне взаимоотношений индивидуумов и трансформации структур их самоорганизации в процессе достижения своих общественно значимых целей [3, с. 1112].
Гражданская активность может приобретать различные формы и содержание. В этом аспекте достаточно интересной представляется классификация, предложенная Е.Цукерманом [7, с. 152]. Он вводит две оси:
with the fact that at the moment the institutionalization of civic activism at the municipal level is not high, therefore informal communications and communications are important.
Key words:
civil activity, Yaroslavl region, Russia, civil society.
1. степень вовлеченности - значительная (активные действия по вовлечению новых сторонников, планирование коллективных действий) и не значительная (подписание петиций, изменение фотографии в профиле в социальной сети);
2. форма активности: демонстративная (действия, ориентированные на демонстрацию позиции) и инструментальная (действия, ориентированные на изменение среды, институтов).
Общественная и гражданская активность индивидов и групп в современной России становится важнейшим ресурсом преобразований. В российском общественно-политическом пространстве ячейки гражданской активности постепенно переходят от решения жизненно важной для этой группы проблемы (инициативные группы, автомобилисты, забастовщики и другие) к консолидации и формулированию политических требований с положительными результатами. Их существование - необходимое условие для становления четких институциональных политических конструкций, для институцио-нализации политического диалога власти и общества [19, с. 234].
В общественном пространстве на федеральном уровне и в регионах страны заметны успешные практики взаимодействия государства с активными гражданами и некоммерческими объединениями. Государство стремиться проводить структурированную и системную работу по вовлечению населения в практики гражданского участия: через некоммерческие организации, волонтерские отряды, группы интересов и др. Учитывая актуальность данного направления - 2018 год в России объявлен годом гражданской активности и волонтерства.
В регионах страны развиваются структуры диалоговых площадок для общения граждан и органов власти. В субъектах Российской Федерации созданы общественные палаты регионов. Граждане активно включаются в работу общественных советов при органах власти, структуры общественного контроля и независимой оценки. Со стороны государства ведутся преобразования в области законодательства о некоммерческих организациях, которое расширяет их возможности в рамках получения средств и замещении функций государственных и муниципальных структур и учреждений. Так с января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 442 ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [25], который предоставляет социально ориентированным НКО возможность конкурировать с бюджетными учреждениями и коммерческими
организациями за право оказания социальных услуг гражданам. Согласно закону, поставщиками социальных услуг могут выступать не только государственные, но и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации. На настоящий момент таких, вошедших в региональные реестры, организаций немного, но рост их числа приведет к разгосударствлению социальных услуг, росту конкуренции, а значит повышению качества и увеличению возможности выбора для получателей помощи.
Еще одной законодательной инициативой стал закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [24], в соответствии с которым с 1 января 2014 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд СО НКО предоставляются преимущества наравне с субъектами малого предпринимательства. В частности, государственные и муниципальные заказчики должны будут отдать не менее 15% от объема закупок СО НКО и малым предпринимателям. Участие в государственных закупках, создает новые условия для НКО в дополнительном финансировании на развитие своей деятельности. При этом, по словам председателя Правления Фонда развития гражданского общества Константина Костина, перечень организационно-правовых форм НКО требует дальнейшего регулирования и доработки. Это связано, в том числе, с наличием среди НКО организаций, активно работающих на рынке, но не ставящих своей целью извлечение прибыли [18].
Однако далеко не все НКО способны оказывать качественные услуги населению, заменять в процессе их предоставления государственные и муниципальные учреждения [14, с. 64]. Предстоит пройти значительный путь чтобы сформировать некоммерческий сектор, успешно работающий по предоставлению социальных услуг населению.
Можно говорить и об активизации деятельности НКО в целом по стране. Так, проведенный в 2017 году Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики мониторинг состояния гражданского общества показал, что с 2014 года выросла информированность людей об НКО и общественных объединениях, а также уровень доверия к ним. В 2017 году 86% опрошенных знают о существовании хотя бы одной НКО, 66% доверяют им, а 28% участвуют в их деятельности [17]. Исследование показало, что растет и влечение граждан участвовать в общественных делах. Так, половина опрошенных согласна стать доброволь-
цами, а 47% — жертвовать деньги. В 2014 году к этому были готовы 29% и 33% опрошенных соответственно.
Наличие неправительственных организаций и других групп гражданского общества предоставляют возможность гражданам участвовать в коллективных действиях в защиту своих интересов [2, с. 765]. Данные группы для достижения поставленных целей привлекают средства, мобилизуют активистов, организуют коммуникации, могут формировать коалиции для противостояния официальным властям.
Еще одним условием развития гражданской активности, является увеличение успешных практик по отстаиванию своих интересов по разным проблемам. В регионах страны развиваются практики создания общественных движений по защите своих прав. Примерами могут служить акции против мусорного полигона «Ядрово» в Волоколамске, кампания против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви в Санкт-Петербурге, протесты дальнобойщиков «Антиплатон» и многие другие. Интересными примерами становятся и недовольства населения по поводу уменьшения их участия в жизни города или региона. Примером выступает социальный марш «За права москвичей!», причиной которого было снижение степени участия москвичей в общественной жизни города. Активизируются и направление по защите свободы Интернета, так в апреле 2018 года был организован митинг против блокировки мессенджера «Telegram».
В связи с этим О.А. Мирясова отмечает, что за локальными политическими инициативами и социальными движениями «одного требования» стоят определенные представления об общем благе, что создает предпосылки для реальной политической борьбы с требованиями универсализации действующих норм и создания условий для участия граждан и их объединений в принятии решений [22, с. 232-233]. При этом сами гражданские инициативы Являются также показателем развития местного сообщества, его социальной и политической активности, готовности включаться в работу по формированию социального пространства [9, с. 47].
Само же гражданское общество не может выстроить систему эффективного контроля над органами власти - в российских муниципальных образованиях отсутствуют реальные условия для реализации гражданского контроля, в связи с чем гражданский контроль скорее всего превратится в очередную систему имитаций [10, с. 33].
В тоже время, в современной политике наблюдается тенденция снижения вовлеченности граждан в формальные организации (партии, НКО), и активизация использования тех форм активности, которые могут быть реализованы самостоятельно (подписание петиция, активности в социальных сетях и т.д.) [1, с 22]. В данном случае индивиды может принимать участие в коллективных действиях для достижения значимых целей без вовлечения в саму группу, без идентификации себя с ней.
Еще одним условием, способствующим развитию гражданской активности является развитие Интернет-технологий и увеличение их доступности для населения. Мгновенное распространение информации и быстрая коммуникация среди субъектов гражданского общества становится наиболее эффективной в быстром решении поступающих проблем. Любой пользователь может включиться в гражданские инициативы и формы активности, как онлайн, так и оффлайн.
Сегодня самыми популярными инструментами коммуникаций в Интернете становятся социальные сети и мессенджеры, которые предоставляют значительные возможности коммуникации, передачи информации, поиска ресурсов. Благодаря программным сервисам у членов сетевых сообществ появилась возможность использовать инструменты оперативного поиска нужных контактов и быстрого установления связей между людьми для совместных гражданских акций и общественной деятельности, тем самым сетевые сообщества реализуют функцию самоорганизации [23, с. 143]. Следует отметить то, что последствия развития Интернет-технологий и их широкое внедрение в сферу политики открывает новые формы активности, но не всегда увеличивает саму политическую и гражданскую активность населения [11, с. 30].
К. Ширки утверждает, что Интернет изменил гражданскую активность посредством существенного облегчения поиска и мобилизации сторонников [4]. Однако, активистам все также сложно организоваться и действовать в направлении формулирования и реализации политики.
К. Уэлльс указывал на три факта использования Интернет-технологий в гражданской активности:
1. они значительно помогают участникам в формировании и координации коллективных действий;
2. они представляют собой элемент организационной структуры субъекта коллективного действия;
3. существуют пределы неиерархической и не институциональной мобилизации [6, с. 210].
З. Тафочи указывает, что механизмы коммуникации оказывают существенное влияние на организационные структуры, поэтому Интернет-инструменты становятся неотъемлемым элементом организационной структуры современных коллективных действий [5].
Специфика гражданского общества определяет интерес к ней в исследовательской среде, вектор деятельности которой, за последние годы сместился от теоретических, фундаментальных исследований к исследовательски-практическим. Так, для изучения специфики и условий гражданской активности в регионах страны, было проведено исследование на примере муниципальных образований Ярославской области. В рамках работы были проведены 16 глубинных интервью представителей экспертного сообщества Ярославской области, имеющих четкие представления о тенденциях развития гражданской активности на муниципальном уровне, а также о механизмах её регулирования органами власти на местах и в регионе в целом. Все респонденты ввиду своей профессиональной или общественной деятельности, жизненного опыта так или иначе связаны с третьим сектором региона и вовлечены в процессы гражданского активизма, работают непосредственно с этой категорией. Среди опрошенных - представители администраций муниципальных районов Ярославской области, профильных органов власти, муниципальных и областной Общественных палат, некоммерческих организаций. Мнения экспертов по вопросам исследования напрямую зависят от личного опыта каждого, от уровня причастности к третьему сектору или к органам власти, а также от принадлежности опрашиваемого к конкретной территории.
Целью исследования являлось выявление особенностей условий гражданской активности в Ярославской области на муниципальном уровне. В рамках исследования были опрошены 16 представителей экспертного сообщества Ярославской области, имеющих четкие представления о тенденциях развития гражданской активности на муниципальном уровне, а также о механизмах её регулирования органами власти на местах и в регионе в целом.
Исследование проводилось методом глубинного интервьюирования в июне-июле 2017 года. Главными объектами исследования стали тенденции и специфика развития гражданской активности на муниципальном уровне; основные и наиболее часто используемые активистами формы отстаивания
гражданской позиции; влиянии федерального и регионального общественно-политического и правового контекста на гражданскую активность в муниципальных районах (МР); наличие возможностей влияния гражданскими активистами на решения органов власти на региональном и муниципальном уровнях; степень и способы регулирования гражданской активности органами власти; эффективные меры управления и регулирования гражданской активности на муниципальном уровне; результаты и последствия регулирования органами власти (региональными и муниципальными) гражданской активности.
Все респонденты ввиду своей профессиональной или общественной деятельности, жизненного опыта так или иначе связаны с третьим сектором региона и вовлечены в процессы гражданского активизма, работают непосредственно с этой категорией. Среди опрошенных - представители администраций муниципальных районов Ярославской области, профильных органов власти, муниципальных и областной Общественных палат, некоммерческих организаций. Мнения экспертов по вопросам исследования напрямую зависят от личного опыта каждого, от уровня причастности к третьему сектору или к органам власти, а также от принадлежности опрашиваемого к конкретной территории. Наличие широкого спектра противоположных позиций представителей разных муниципальных районов указывает на отсутствие единого мнения и согласия экспертов по вопросам исследования, а также является основанием полагать, что развитие гражданской активности в разных муниципальных районах области происходит неравномерно; неоднородны и фрагментарны взаимоотношения представителей органов власти с гражданскими активистами. Разные точки зрения респондентов позволили рассмотреть вопросы исследования всесторонне и дать объективную оценку текущей ситуации.
Респондентам был задан ряд вопросов, направленных на выявление особенностей условий развития гражданской активности в Ярославской области на муниципальном уровне:
1. Выделите, пожалуйста, тенденции развития гражданской активности на муниципальном уровне? В какой степени население вовлекается в общественную жизнь муниципального района?
2. Какие формы отстаивания гражданской позиции активисты выбирают? Какие формы гражданской активности наиболее часто используются активистами?
3. Как вы считаете, каково влияние федерального и регионального общественно-политического и правового контекста на гражданскую активность в муниципальных районах?
4. Выделите, пожалуйста, тенденции влияния федерального и регионального общественно-политического и правового контекста на гражданскую активность в муниципальных районах?
5. Определите, пожалуйста, в чем выражается муниципальная специфика гражданской активности?
Таким образом, были собраны экспертные мнения, характеризующие условия осуществления гражданской активности в Ярославской области, представленные в данной статье.
Результаты исследования
Наиболее часто встречаемыми формами гражданского участия в муниципальных районах и сельских территориях сегодня являются письменные обращения и личные встречи с депутатами, представителями органов власти, общественных палат, уполномоченными, реже - публичные слушания. Главные вопросы обращений чаще всего связаны с локальными проблемами (ЖКХ, здравоохранение, социальная защита, дороги, тарифы, образование). Решаются эти проблемы также хаотично и «очагово», как и проявляется само гражданское участие. В сельских территориях гражданская позиция отстаивается нечасто или не отстаивается вообще. В более развитых муниципальных районах добиться результата жителям помогают местные общественные деятели.
Активные жители малых территорий, выражают свою гражданскую позицию, главным образом, обращениями, обходя муниципальный уровень и направляя их через ступень, на региональный и федеральный уровни. Напрямую с местной властью не взаимодействуют, разве что могут высказать свою позицию, а пишут непосредственно о конкретных проблемах сразу на областной уровень депутатам, Общественным палатам, Правительству области, а также Президенту России.
Эксперты отмечали, что взаимодействие местных активистов с муниципальными органами власти масштабно не распространено и присутствует, зачастую, точечно. Образования, где власть первая идет навстречу, вовлекает население и где сами жители пробуют вовлекаться в общественную жизнь, немногочисленны. Успешными примерами могут быть Данилов, Углич, где развиты ТОСы и общественное управление. Также точечно используются
преимущества малого города или поселения, где, помимо официального приема активиста главой города или района, можно обратиться к чиновнику лично просто на улице. В некоторых муниципальных районах, несмотря на такую возможность, активисты прибегают к мерам судебных разбирательств и Прокуратуре, что объясняется недостаточным уровнем компетенции сторон конфликтов, чтобы решить вопрос в досудебном порядке.
В целом по области озвучивается тема участия граждан в законотворчестве посредством публичных слушаний, а также влияние на принятие решений через общественные советы, советы домов, ТСЖ. Однако, это относится к крупным городам, центрам муниципальных образований. На сельских территориях такие формы участия не используются гражданами.
Интернет для выражения своей позиции и обсуждения местных проблем является одним из наиболее часто используемых форм гражданской активности как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Главные каналы выражения гражданской позиции и привлечение внимания - газеты и социальные сети. При этом, специфика использования средств массовой коммуникации на муниципальном уровне заключается в том, что они направлены в первую очередь на обсуждение и выявление проблем, которые существуют, необходимость в улучшении чего-либо. До реального решения дел доводятся далеко не все запросы. Установление неформального контакта в социальных сетях позволяет активисту получить поддержку от единомышленников и наладить связь с представителями власти. Однако, открытый и прямой диалог не всегда реализуется на практике.
Всё чаще используются телевидение в Интернете, мобильные приложения и мессенджеры. Использование социальных сетей для информирования населения и властей продолжает развиваться на муниципальном уровне, в то время как на региональном стало уже неотъемлемой частью общественной жизни.
Еще одной особенностью муниципальной гражданской активности является её персонализация. Если действия активиста принимаются за неадекватные и его относят к числу городских сумасшедших, то такую позицию занимает весь муниципальный район. Таким образом, в маленьком районе существует единое отношение к данному активисту, способное заблокировать его дальнейшие действия. В связи с этим формы гражданской активности здесь чаще всего используются позитивные. Такими можно назвать мероприятия различной направленности: праздники, субботники, собрания,
митинги памяти и так далее. На данном этапе можно наблюдать рост благотворительной деятельности в форме акций, благотворительных концертов. Активисты имеют большой опыт проведения городских и сельских праздников, подготовленных самими гражданами.
Сегодня активисты выбирают конкретные деятельностные мероприятия (сюда же относятся проекты и инициативы), не направленные просто на выражение несогласия, а скорее наоборот - на выработку чего-то нового. Например, на продумывание альтернативной площадки или организация мониторинга ситуации. Конечно, реализация большинства инициатив зависит от наличия ресурсов. Однако, ориентация на качество все-таки присутствует. Особенно это относится к молодежным инициативам. Активисты более старшего поколения ввиду прежних установок всё же предпочитают «устаревшие» формы гражданской активности, когда общественная организация не вовлекает непосредственно в действие, а предоставляет что-либо целевой аудитории (досуг, чаепитие, концерт).
Протестные выступления, митинги, шествия, пикеты - не для маленьких муниципальных образований, где большую роль играют личные связи. В городах в последние годы они также наблюдаются все реже.
Уровень гражданской активности и участия, которые осуществляются через неформальные общественные инициативы и деятельность некоммерческих организаций, реализуются не в полной мере. Её оценивают, как 50% от возможной: есть объединения, которые всеми способами ищут варианты для реализации своих идей, и есть те, которые в случае отказа финансирования от государства не предпринимают других попыток.
Влияние федерального и регионального общественно-политического и правового контекста достаточно заметно на муниципальном уровне. При этом оказываемое воздействие и посылаемые импульсы имеют серьезные намерения и силу, поскольку именно с федерального и регионального уровня идет тенденция по созданию диалоговых площадок и вовлечению граждан, а также призыв услышать гражданского активиста. В связи с этим можно согласиться с ЕА. Исаевой, которая указывает, что СО НКО выполняют роль посредника между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением области, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, оказанию социальных услуг населению, защиты гражданских прав и свобод населения.
Но при восприятии влияния присутствует определяющий фактор -инертность и аполитичность населения. Поэтому на действия федерации и регионов откликаются немногочисленные группы «постоянно активных», объединенных той или иной целью. В связи с этим актуален мониторинг изменения. Такую деятельность в муниципальных образованиях ведут скорее представители активных общественных организаций, общественных палат, органов власти. Эффективность влияния федерации и региона на данный момент во многом зависит от конкретных людей, которые занимают конкретные должности. Включенности простых граждан в эти процессы практически не происходит.
С федерального и регионального уровней снисходит общий вектор развития и движения мысли для активного населения. Однако, эти установки не являются единственными двигателями населения на местах. Сегодня жители муниципальных образований стремятся к размышлениям и самостоятельной оценке происходящего, стараясь различать политику в чистом виде и гражданскую активность, и делая выбор о причастности к тому или иному мероприятию.
На муниципальном уровне заметно сильное влияние информационного поля, каналов телевидения и Интернета. Зачастую, примеры гражданской активности других регионов способны «зарядить» жителей образований на действия и инициирование позитивных изменений. Однако, отсутствие форм взаимодействия между активистами и непонимание эффективных механизмов приводит к разрозненности и не систематизированным действиям.
В связи с этим актуальным представляется предложение, высказанное Е.А. Авдеевой о том, что органы управления могут стимулировать общество для проявления гражданских инициатив, создавая специальные платформы, где индивид имеет возможность высказать свое мнение по определенной тематике, которая задается органами власти [8, с. 162].
Задавая вектор развития, федерация стремится к его реализации на всех уровнях. Однако, происходит некоторое несоответствие - муниципальные образования не успевают подстроиться, так как не имеют достаточно ресурсов, подготовки, в том числе кадровой, методической и т.д. В данном случае существуют риски ориентации районов на выполнение «формальной» работы только для того, чтобы отчитаться перед руководящими органами.
Оценивая влияние федерации и региона на некоммерческий сектор муниципальных районов, следует отметить возросшую вовлеченность НКО в участие в конкурсах на разных уровнях, во всероссийских акциях и мероприятиях позитивного характера. Кроме того, заметна тенденция на вовлечение простых граждан в общественную деятельность с помощью конкурсов проектов для физических лиц в рамках региональной программы «Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области» на 2016 -2020 годы. В Ярославской области нормативно закреплена финансовая, имущественная, информационная, методическая, консультационная, транспортная поддержка некоммерческих организаций [16, с. 57].
Наибольшему воздействию на муниципальном уровне подвержены молодежь и люди подросткового возраста, которым свойственны стремление к переменам, к открытиям чего-то нового. Поэтому те формы, которые предлагает для них федерация и которые связаны со здоровым образом жизни, во-лонтерством, патриотическим воспитанием являются востребованными. И даже в условиях, когда инфраструктура не позволяет, молодые люди охотно вовлекаются в подобные инициативы. У молодежи появляется возможность выбора. Например, в Гаврилов-Ямском муниципальном районе несколько лет назад не было такого количества патриотических объединений, как сегодня - сегодня они существуют на базе каждой школы и привлекают большое количество людей.
Люди среднего и старшего возраста не столь активны на местах в целом и менее заинтересованы в развитии гражданской активности. Однако, сегодня заметна тенденция по увеличению знаний о своих правах и получении дополнительных возможностей как среди людей среднего возраста, так и среди молодежи. Однако, движение в обратную сторону, например, что-то предложить или в чем-то поучаствовать, поспособствовать развитию территорий - зависит только от конкретных людей, лидеров общественного мнения.
Стоит отметить заметное влияние регионального ресурсного центра для некоммерческих организаций. Отделения центра в муниципальных районах являются связующим звеном местных некоммерческих организаций с областным центром, что означает наличие возможности активистам на местах быть проинформированными о важных событиях, мероприятиях (в том числе обучающих), конкурсах, которые происходят в своем большинстве в Ярославле.
В муниципальных образованиях достаточно заметна реализация губернаторской программы «Решаем вместе», которая реализуется с целью повышения уровня комфортности проживания жителей Ярославской области, их вовлечения в решение первоочередных проблем местного значения. В рамках проекта муниципальным образованиям на конкурсной основе предоставляется финансовая помощь из федерального и областного бюджетов на выполнение проектов, поддержанных населением. Однако в ходе исследования были выявлены противоречивые ее оценки. Часть экспертов склоняются к тому, что этот федеральный тренд не только необходим сегодня для развития гражданской активности на муниципальном уровне и способен на это, но и действительно результативен. Другие утверждают, что в некоторых муниципальных образованиях его реализация носит отчасти формальный характер и не позволяет в полной мере гражданам повлиять на решения органов местного самоуправления. Однако это экспертное мнение говорит еще и о том, что данная программа эффективнее выполняется в крупных городах, на региональном уровне ввиду большей компетентности общественных активистов и органов местного самоуправления.
Изучение гражданской активности становится наиболее актуальным и востребованным в местных сообществах. Такой подход позволяет всесторонне подойти к процессу изучения условий и локальных изменений гражданского общества, которые в последующем можно было бы изучать на региональном и общероссийском уровне.
Исследование позволило выявить значительное влияние федерального и регионального контекстов на гражданскую активность на муниципальном уровне. Именно вышестоящие органы власти задают вектор, которому следуют на муниципальном уровне.
Важной выявленной особенностью гражданской активности на муниципальном уровне является ее значительная персонализация. Ее результативность во многом зависит не от институтов, а от конкретных лидеров акций, проектов, мероприятий, от отношения к ним местного сообщества.
Значительное влияние на развитие гражданской активности на муниципальном уровне является распространение сети Интернет и различных приложений, мессенджеров. Они упрощают коммуникацию активистов, создают новую среду проявления активности, выражения мнения. Значение глобальной сети связано также и с тем, что на данный момент институцио-
нализация гражданской активности на муниципальном уровне не высока, поэтому важны неформальные связи и коммуникации.
Протестность гражданской активности на муниципальном уровне не высока. Подавляющее большинство акций и мероприятий направлено на решение локальных проблем и самореализацию граждан.
Литература
1. Авдеева Е.В. Управление и самоорганизация - формы гражданской инициативы // Вестник удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2. Вып. 2.
2. Аносов С.С. Региональные условия социальной активности гражданских инициатив // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23.
3. Бабинцев В.П., Давтян Д.В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления: социокультурный аспект // Власть. 2016. №2.
4. Балашов А.Н., Бочаров М.А. Интернет-технологии как фактор развития политической активности граждан: тренды и противоречия // PolitBook. 2017. №2.
5. Гавриленко И.Г. Развитие деловой активности населения через формирование института самоуправления в жилищной сфере // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: Сб. научных трудов. Ульяновск: УлГТУ. 2012.
6. Головин Ю. А., Дан-Чин-Ю Е. Ю. Социологические исследования деятельности общественных организаций по развитию гражданской активности граждан в Ярославской области // Социальные и гуманитарные знания. 2017. Том 3. №3.
7. Исаева Е. А. Готовность некоммерческих организаций Ярославской области к получению статуса исполнителей общественно полезных услуг // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2017. №2(40).
8. Исаева Е.А. Инновационные формы государственной поддержки некоммерческих организаций как фактор, способствующий формированию некоммерческого сектора социальных услуг в регионах России // Вестник Яр-ГУ. Серия Гуманитарные науки. 2016. №3(37).
9. Исаева Е.А. Развитие законодательства Ярославской области о поддержке некоммерческих организаций в 2017 году: влияние федеральных тенденций // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2018. №2(44).
10. Исследование: уровень доверия россиян к деятельности НКО и гражданских объединений вырос до 66%. URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/04/07/ issledovanie-doverie-k-nko/ (дата обращения 26.06.2018).
11. Костин К.Н. Лекция «Гражданское общество в России. Текущее состояние и пути развития». URL: http://civilfund.ru/mat/84 (дата обращения 16.07.2018 г.).
12. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. №3. 2014.
13. Левкина Л.И Потенциал влияния «самоорганизующихся снизу» сообществ на становление гражданского общества в РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №2(42).
14. Мерсиянова И.В. Мониторинг состояния гражданского общества в России: возможности реализации и перспективы развития // Эмпирические исследования гражданского общества. 2011. №1.
15. Мирясова О.А. Гражданская субъектность как предпосылка формирования политического поля // Политическая наука. 2018. №2.
16. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. №1. 2011.
17. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N44^3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 05.07.2018).
18. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 Ы442-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 05.07.2018).
19. Bennett W.L. The personalization of politics: Political identity, social media, and changing patterns of participation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2012. №644(1).
20. Breuer A., Landman T., Farquhar D. Social media and protest mobilization: evidence from the Tunisian revolution // Democratization. 2015. Vol. 22. No. 4.
21. Heijden H.-A. Environmental networks and social movement theory // Environmental Politics. 2014. №23(6).
22. Shirky C. Here rames everybody: the power of organizing without organizations. New York, NY: Penguin Press. 2008.
23. Tufekci Z. Capabilities of Movements and Affordances of Digital Media: Paradoxes of Empowerment. DML Central. http://dmlcentral.net/blog/zeynep-tufekci/capabilities-move- ments-and-affordances-digital-media-paradoxes-empowerment (дата обращения 05.07.2018).
24. Wells C. Civic Identity and the Question of Organization in Contemporary Civic Engagement // Policy & Internet. 2014. Vol. 6. Iss. 2.
25. Zuckerman E. New Media, New Civics? // Policy & Internet. 2014. Vol. 6. Iss. 2.
References
1. Avdeeva E.V. Upravlenie i samoorganizaciya - formy grazhdanskoj iniciativy // Vestnik udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 2. Vyp. 2.
2. Anosov S.S. Regional'nye usloviya social'noj aktivnosti grazhdanskih iniciativ // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie. 2018. T. 23.
3. Babincev V.P., Davtyan D.V. Grazhdanskij kontrol' v praktike mestnogo samoupravleniya: sociokul'turnyj aspekt // Vlast'. 2016. №2.
4. Balashov A.N., Bocharov M.A. Internet-tekhnologii kak faktor razvitiya politicheskoj aktivnosti grazhdan: trendy i protivorechiya // PolitBook. 2017. №2.
5. Gavrilenko I.G. Razvitie delovoj aktivnosti naseleniya cherez formirovanie instituta samoupravleniya v zhilishchnoj sfere // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: sostoyanie, tendencii, perspektivy: Sb. nauchnyh trudov. Ul'yanovsk: UlGTU. 2012.
6. Golovin YU. A., Dan-CHin-YU E. YU. Sociologicheskie issledovaniya deyatel'nosti obshchestvennyh organizacij po razvitiyu grazhdanskoj aktivnosti grazhdan v YAroslavskoj oblasti // Social'nye i gumanitarnye znaniya. 2017. Tom 3. №3.
7. Isaeva E. A. Gotovnost' nekommercheskih organizacij YAroslavskoj oblasti k polucheniyu statusa ispolnitelej obshchestvenno poleznyh uslug // Vestnik YArGU. Seriya Gumanitarnye nauki. 2017. №2(40).
8. Isaeva E.A. Innovacionnye formy gosudarstvennoj podderzhki nekommercheskih organizacij kak faktor, sposobstvuyushchij formirovaniyu nekommercheskogo sektora social'nyh uslug v regionah Rossii // Vestnik YArGU. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. №3(37).
9. Isaeva E.A. Razvitie zakonodatel'stva YAroslavskoj oblasti o podderzhke nekommercheskih organizacij v 2017 godu: vliyanie federal'nyh tendencij // Vestnik YArGU. Seriya Gumanitarnye nauki. 2018. №2(44).
10. Issledovanie: uroven' doveriya rossiyan k deyatel'nosti NKO i grazhdanskih ob"edinenij vyros do 66%. URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/04/07/ issledovanie-doverie-k-nko/ (data obrashcheniya 26.06.2018).
11. Kostin K.N. Lekciya «Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii. Tekushchee sostoyanie i puti razvitiya». URL: http://civilfund.ru/mat/84 (data obrashcheniya 16.07.2018 g.).
12. Kruglov M.S. Sovremennye formy grazhdanskoj aktivnosti v politicheskom processe Rossijskoj Federacii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. №3. 2014.
13. Levkina L.I Potencial vliyaniya «samoorganizuyushchihsya snizu» soobshchestv na stanovlenie grazhdanskogo obshchestva v RF // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2016. №2(42).
14. Mersiyanova I.V. Monitoring sostoyaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii: vozmozhnosti realizacii i perspektivy razvitiya // EHmpiricheskie issledovaniya grazhdanskogo obshchestva. 2011. №1.
15. Miryasova O.A. Grazhdanskaya sub"ektnost' kak predposylka formirovaniya politicheskogo polya // Politicheskaya nauka. 2018. №2.
16. Morozova E.V., Miroshnichenko I.V. Setevye soobshchestva v usloviyah chrezvychajnyh situacij: novye vozmozhnosti dlya grazhdan i dlya vlasti // Politicheskie issledovaniya. №1. 2011.
17. Federal'nyj zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ot 05.04.2013 N44-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (data obrashcheniya 05.07.2018).
18. Federal'nyj zakon «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 28.12.2013 N442-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (data obrashcheniya 05.07.2018).
19. Bennett W.L. The personalization of politics: Political identity, social media, and changing patterns of participation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2012. №644(1).
20. Breuer A., Landman T., Farquhar D. Social media and protest mobilization: evidence from the Tunisian revolution // Democratization. 2015. Vol. 22. No. 4.
21. Heijden H.-A. Environmental networks and social movement theory // Environmental Politics. 2014. №23(6).
22. Shirky C. Here somes everybody: the power of organizing without organizations. New York, NY: Penguin Press. 2008.
23. Tufekci Z. Capabilities of Movements and Affordances of Digital Media: Paradoxes of Empowerment. DML Central. http://dmlcentral.net/blog/zeynep-tufekci/capabilities-move- ments-and-affordances-digital-media-paradoxes-empowerment (data obrashcheniya 05.07.2018).
24. Wells C. Civic Identity and the Question of Organization in Contemporary Civic Engagement // Policy & Internet. 2014. Vol. 6. Iss. 2.
25. Zuckerman E. New Media, New Civics? // Policy & Internet. 2014. Vol. 6. Iss. 2.