Научная статья на тему 'Председательство Болгарии в Совете ес - новые вызовы европейской интеграции'

Председательство Болгарии в Совете ес - новые вызовы европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР / BULGARIAN / EUROPEAN INTEGRATION / MAIN PRIORITY AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бистрина Мария Георгиева

Статья посвящена Председательству Болгарии в Совете Европейского союза (ЕС) и основным приоритетным областям, которые она выдвинула в повестке дня для ЕС. Страна объединилась вокруг выполнения программы, которая уделяет особое внимание безопасности, укреплению внешних границ ЕС, экономическому росту и повышению конкурентоспособности. Болгария в своем первом Председательстве поставила перед собой решение четырех основных приоритетных проблем экономическое и социальное равенство между странами Союза; более углубленный экономический и валютно-денежный союз; стабильность и безопасность на границах Союза, в том числе эффективное управление миграцией и интеграции стран Западных Балкан в ЕС. Был предложен ряд мер по завершению формирования единого цифрового рынка пакет кибербезопасности; принятие директивы об авторских правах; единое налогообложение; закон о защите личных данных; кодекс электронной коммуникации. Важные нормативные акты и резолюции приняты по поводу единого цифрового рынка ЕС. Эти ключевые решения в разных областях связаны с цифровизацией экономики Союза. Акцентировано внимание на усилиях для обеспечения большей геополитической и экономической поддержки странам Западных Балкан путем улучшения их дорожной, железнодорожной, воздушной, цифровой, образовательной и энергетической связи с ЕС. Лидеры ЕС и стран Западных Балкан успели договориться и подписать Софийскую декларацию. Они также приняли Приоритетную программу в качестве приложения к Декларации, в которой излагаются новые меры для расширения сотрудничества с регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULGARIAN PRESIDENCY OF THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION - NEW CBALLENGES FOR EUROPEAN INTEGRATION

The article is devoted to the Bulgarian Presidency in the EU Council and the main priority areas that brought the state on the EU agenda. The country has unified around the implementation of the program, which pays special attention to security, strengthening the external borders of the EU, economic growth and increasing competitiveness. Bulgaria, in its first Presidency, set itself the solution of four main priority areas economic and social equality between the countries of the Union; more in-depth economic and monetary union; stability and security at the borders of the Union, including the effective management of migration and the integration of the countries of the Western Balkans into the EU. A number of measures were proposed to complete the single digital market a cybersecurity package; adoption of a copyright directive; protection of personal data and electronic communication. Important regulations and resolutions came about the single digital market of the EU. Key decisions in various fields related to the digitalization of the economy of the Union have been adopted. It is necessary to pay special attention to the efforts made to provide greater geopolitical and economic support to the countries of the Western Balkans by improving their road, rail, air, digital, educational and energy links with the EU. EU leaders and leaders of the Western Balkans managed to come to an agreement and signed the Sofia Declaration. They also adopted the priority program as an annex to the Declaration, which sets out new measures to expand cooperation with the region.

Текст научной работы на тему «Председательство Болгарии в Совете ес - новые вызовы европейской интеграции»

М.Г. Бистрина

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО БОЛГАРИИ В СОВЕТЕ ЕС - НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена Председательству Болгарии в Совете Европейского союза (ЕС) и основным приоритетным областям, которые она выдвинула в повестке дня для ЕС. Страна объединилась вокруг выполнения программы, которая уделяет особое внимание безопасности, укреплению внешних границ ЕС, экономическому росту и повышению конкурентоспособности.

Болгария в своем первом Председательстве поставила перед собой решение четырех основных приоритетных проблем - экономическое и социальное равенство между странами Союза; более углубленный экономический и ва-лютно-денежный союз; стабильность и безопасность на границах Союза, в том числе эффективное управление миграцией и интеграции стран Западных Балкан в ЕС.

Был предложен ряд мер по завершению формирования единого цифрового рынка - пакет кибербезопасности; принятие директивы об авторских правах; единое налогообложение; закон о защите личных данных; кодекс электронной коммуникации.

Важные нормативные акты и резолюции приняты по поводу единого цифрового рынка ЕС. Эти ключевые решения в разных областях связаны с цифровиза-цией экономики Союза. Акцентировано внимание на усилиях для обеспечения большей геополитической и экономической поддержки странам Западных Балкан путем улучшения их дорожной, железнодорожной, воздушной, цифровой, образовательной и энергетической связи с ЕС. Лидеры ЕС и стран Западных Балкан успели договориться и подписать Со-

M. Bistrina

BULGARIAN PRESIDENCY OF THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION -NEW CBALLENGES FOR EUROPEAN INTEGRATION

Abstract

The article is devoted to the Bulgarian Presidency in the EU Council and the main priority areas that brought the state on the EU agenda. The country has unified around the implementation of the program, which pays special attention to security, strengthening the external borders of the EU, economic growth and increasing competitiveness. Bulgaria, in its first Presidency, set itself the solution of four main priority areas -economic and social equality between the countries of the Union; more in-depth economic and monetary union; stability and security at the borders of the Union, including the effective management of migration and the integration of the countries of the Western Balkans into the EU. A number of measures were proposed to complete the single digital market - a cybersecurity package; adoption of a copyright directive; protection of personal data and electronic communication. Important regulations and resolutions came about the single digital market of the EU. Key decisions in various fields related to the digitalization of the economy of the Union have been adopted. It is necessary to pay special attention to the efforts made to provide greater geopolitical and economic support to the countries of the Western Balkans by improving their road, rail, air, digital, educational and energy links with the EU. EU leaders and leaders of the Western Balkans managed to come to an agreement and signed the Sofia Declaration. They also adopted the priority program as an annex to the Declaration, which sets out new measures to expand cooperation with the region.

фийскую декларацию. Они также приняли Приоритетную программу в качестве приложения к Декларации, в которой излагаются новые меры для расширения сотрудничества с регионом.

Ключевые слова:

Болгария, Европейская интеграция, региональная безопасность, присоединение, Западные Балканы, идентичность, стратегический выбор.

Key words:

Bulgarian, European integration, main priority areas; single digital market, improved economic efficiency, regional security, accession, Western Balkans, identity.

Двадцать восемь лет интенсивного культурного, экономического и политического взаимодействия с Западом в условиях отсутствия в информационном пространстве правильной трактовки этих отношений, оказали глубокое влияние на политическую культуру Болгарии. Кроме того? не были сформулированы альтернативные стратегии и не проведены глубокие политические анализы. При этом евроатлантический путь остался до сих пор приоритетным.

На сегодняшний день бытуют различные мнения среди болгарских политических акторов о выборе правильного пути Болгарии - пассивно доверять и слушать ЕС или активно защищать свои собственные национальные интересы.

Одиннадцать лет было необходимо Болгарии, чтобы показать себя на политической арене ЕС, и за все это время болгары соблюдали все критерии и рекомендации Союза. С 06 июня 2018 года Болгария стала Председателем в Совете ЕС. Он является одним из основных институтов Сообщества. Он обсуждает и принимает законодательные акты ЕС совместно с Европейским парламентом (ЕП) на основе предложений Европейской комиссии (ЕК). Координирует политику государств-членов, формулирует внешнюю политику и политику безопасности Союза, заключает соглашения от имени ЕС с другими странами или организациями и вместе с ЕП принимает годовой бюджет ЕС. Совет состоит из одного представителя каждого государства-члена на уровне министров - министр, ответственный за конкретную область, представляет свою страну и выражает государственную позицию в Совете. Это так называемые «группы», которые бывают в разных составах в зависимости от обсуждаемых вопросов. В Совете есть десять групп, охватывающие всю политику ЕС: общие вопросы ^АС); внешняя политика ^АС); экономические и финансовые вопросы (ECOFIN); правосудие и внутренние дела ОНА); занятость, социальная политика, здравоохранение и вопросы потребителей

(EPSCO); конкурентоспособность (СОМРЕТ); транспорт, телекоммуникации и энергетика (ТТЕ); сельское хозяйство и рыболовство (AGRIFISH); окружающая среда (ENV); образование, молодежь, культура и спорт (EYCS).

Председательство в Совете ЕС осуществляется посредством принципа ротации каждого из государств-членов на шестимесячный период. Исключение составляет Совет по иностранным делам, возглавляемый Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности в Комиссии Юнкера, Федерикой Могерини.

В целях обеспечения преемственности в работе Совета, осуществляется председательством предварительное определение группы из трех государств-членов, так называемого «трио», в течение 18 месяцев, которые формируют общую программу. Болгария член «трио» Эстонии-Болгарии-Австрии и председательствует с января 2018 года.

Страны объединились вокруг выполнения программы, которая уделяет особое внимание безопасности, укреплению внешних границ ЕС, экономическому росту и повышению конкурентоспособности.

В течении шести месяцев Болгария являлась основной движущей силой в повестке дня Союза, объединив функции честного посредника, политического лидера, представителя и координатора.

Основная цель председательства - реагировать на реальные потребности европейских граждан, превращать вызовы в возможности. Европе сегодня нужно больше безопасности, солидарности и стабильности. Болгария объявила свою повестку дня, где конкретно изложены меры, идеи и предложения в разных направлениях:

- сохранение безопасности Европы, потому что миграционный кризис и террористические акты в последние годы показали, насколько Евросоюз уязвим;

- создание стабильной Европы, потому что граждане хотят знать, что Европейский Союз заботится о собственном процветании;

- поддерживание солидарности Европы, поскольку основные проблемы затрагивают все государства-члены и могут быть решены только путем совместных действий.

Это может быть достигнуто путем консенсуса, конкурентоспособностью и когезионной политикой (Когезионный фонд направляет средства в отдельные регионы для ликвидации разного рода ущербов).

Позиция Болгарии связана с идеей «Завтра Европа будет строится на том, на чем она фундаментируется сегодня». Наступило время создать более сильный, более безопасный и основанный на солидарности Европейский Союз.

Граждане Болгарии и Европейского Союза ожидают, что найдутся решения для конкретных проблем. Председательствование Болгарии действует прозрачным образом, открытым для всех европейских партнеров и, прежде всего, для всех европейских граждан.

В Лиссабонский договор (2009 года) введена должность - постоянный председатель Совета ЕС. В данный момент эту должность занимает Дональд Туск, у которого в обязанности входит помощь в достижении консенсуса между участниками Совета, сотрудничество с Президентом Европейской комиссии, докладывать о работе Совета в Европейском парламенте и представлять ЕС на уровне глав государств и правительств на международной арене.

Основная ценность европейского проекта заключается в удалении разделительной линии и разрозненности континента, в целях объединения народов, живущих на нем - мир, свободу, демократию, процветание и справедливость.

Встречи на высшем уровне ЕС в Братиславе и Риме ясно продемонстрировали, что, несмотря на Брексит, европейская мечта все еще жива, что объединенная Европа является общей судьбой.

ЕС находится на пороге ключевых реформ, направленных на то, чтобы сделать его более сильным, более последовательным и демократичным. Председательство Болгарии поставило перед собой четыре приоритетные области, которые отражают эти реформы [17, р. 1]:

1. Экономическое и социальное единство с акцентированием особого внимания на следующей многолетней финансовой структуре ЕС, будущем Когезионной политики (цель этой политики выражается в уменьшении различий между самыми богатыми и менее развитыми регионами ЕС) и общей сельскохозяйственной политике, а также на более углубленном экономическом и валютно-денежном союзе;

2. Стабильность и безопасность в Европе: совместные решения для большей безопасности на внешних границах ЕС, эффективное управление миграцией, создание Союза обороны, в том числе посредством реализации первого в истории структурированного сотрудничества в ЕС;

3. Перспектива для интеграции стран Западных Балкан в ЕС. С помощью регионального опыта Болгария стала основной движущей силой в этих дипломатических переговорах. Поднять вопрос о присоединении стран Западных Балкан для выдвижения на первый план повестки дня ЕС в целях мира и стабильности в этом регионе. В то же время Председательство приложило усилия для обеспечения большей геополитической и экономической поддержки странам Западных Балкан путем улучшения их дорожной, железнодорожной, воздушной, цифровой, образовательной и энергетической связи с ЕС;

4. Цифровая экономика и навыки будущего: Болгария фокусируется на завершении единого цифрового рынка в ЕС, развитии цифровой экономики. Это включает в себя пакет кибербезопасности, директиву об авторских правах, свободный поток неличных данных, кодекс осуществления электронной коммуникации, электронную защиту и конфиденциальность.

Очень интересной и востребованной на сегодняшний день является четвертая приоритетная область - цифровая экономика.

ЕС успел достичь некоторые успехи в реализации цифровой стратегии: снятие дополнительной платы за роуминг; модернизация защиты данных; обеспечение трансграничной переносимости онлайн-коммуникации; продвижение электронной торговли путем прекращения необоснованного гео-блокирования.

Европейская комиссия готовит крупный новый пакет мер для оказания поддержки в завершении единого цифрового рынка в целях дальнейшего расширения цифровой экономики и устранения регуляторных барьеров между странами ЕС. Такие меры связанны преимущественно с: искусственным интеллектом; электронным здравоохранением; корпоративным правом и возможностями для компаний в Интернете; борьбой с дезинформацией в Интернете; отношением платформ-бизнес, электронными коммуникационными сетями и услугами.

Основные задачи Европейской Комиссии выражаются в продвижении электронной торговли; модернизации авторских прав; развитии аудиовизуальных услуг и новых подходов к платформам; укреплении ЕЫКА; кибербезопасности; улучшении интернета; цифровой компетентности [12, с. 1].

21 марта 2018 года ЕК сделала два законодательных предложения, которые, могут привести к более справедливому налогообложению цифровой деятельности в ЕС: «В этом пакете представлен согласованный подход ЕС к

созданию цифровой системы налогообложения бизнеса для поддержки единого цифрового рынка» [8, с. 5].

Первая инициатива направлена на реформирование корпоративных налоговых правил, чтобы прибыль учитывалась и облагалась налогом, когда предприятия имеют значительное взаимодействие с потребителями через цифровые каналы. Это предпочтительное долгосрочное решение Комиссии.

Второе предложение отвечает призыву нескольких государств-членов о временном налоге на основные цифровые виды деятельности, которые в настоящее время не облагаются налогом в ЕС. В отличие от общей реформы ЕС, этот косвенный налог будет применяться к доходам от определенных цифровых операций, которые вообще не облагаются налогом в соответствии с действующими налоговыми правилами. Эта система будет применяться только как временная мера - вплоть до осуществления всеобъемлющей реформы - и у нее есть механизмы для сокращения возможностей двойного налогообложения.

Налог будет применяться к доходам от деятельности, где основная роль для создания стоимости играет потребители, и которые наиболее трудно обеспечивают соблюдение в соответствии с действующими налоговыми правилами, такими как доход: полученный от продажи интернет-рекламного пространства; производные от цифровой посреднической деятельности, которые позволяют пользователям взаимодействовать с другими пользователями и могут облегчать продажу товаров и услуг между собой; полученный от продажи данных, генерируемых информацией, предоставляемой пользователями. Налоговые поступления будут собираться государством-членом, в котором находятся потребители, и налог будет применяться только к компаниям, общий объем которых во всем мире составляет 750 миллионов евро, а доходы в ЕС составляют 50 миллионов евро. Это поможет обеспечить и облегчить небольшим, новым компаниям не нести дополнительные финансовые нагрузки. Если налог применяется в размере 3%, доход для государств-членов должен составлять 5 млрд. евро в год [18, p. 4].

Единый цифровой рынок «digital single market» является одним из десяти политических приоритетов Европейской Комиссии, направленный на цифровые возможности не только для бизнеса, но и для людей на рынке от более 500 миллионов потребителей в ЕС.

Формирование единого цифрового рынка может составить 415 млрд евро в год в Европейской экономике. В течение 18 месяцев после принятия

Стратегии единого цифрового рынка Европейская Комиссия представила план [18, р. 2].

Цифровые технологии трансформируют наш мир и оказывают важное влияние на системы налогообложения. Они помогают улучшить их управление, предлагая решения для сокращения административной тяжести, содействие сотрудничеству между налоговыми органами и устранение нежелания уплаты налогов. Однако они трансформируют бизнес-модели, а нематериальные активы играют более важную роль, оказывая давление на систему налогообложения в Европе.

Единый европейский рынок нуждается в современной и стабильной налоговой базе для цифровой экономики, которая способна стимулировать инновации, поможет бороться с фрагментацией рынка и позволит всем игрокам выйти на новый рынок динамики в справедливых и сбалансированных условиях. Необходимо обеспечить налоговую определенность для бизнеса инвестиций и для предотвращения появления новых налоговых разрывов на едином рынке.

Совет ЕС и Европарламент должны до конца 2018 года согласовать законопроекты о гео-блокировании и аудиовизуализации СМИ, а к концу будущего года - дать предложения о свободном перемещении неперсональных данных и принятии кодекса о электронных коммуникациях.

Подчеркивается важность включения адекватных правил обмена потоками данных в торговых соглашениях с третьими странами без ущерба для законодательства ЕС. В первоочередном порядке должны быть проведены переговоры между странами ЕС об авторском праве и вокруг директивы о цифровом контенте.

Кооперация между странами ЕС требует создание надлежащей инфраструктуры цифрового рынка, в частности, переход на скоростную систему связи 5G на территории всего Евросоюза к 2020 году.

В постановлении Евросовета говорится также об углублении координации стран ЕС в области кибербезопасности и борьбе против киберпре-ступности и терроризма в Интернете.

На сегодняшний день создание единого цифрового рынка становится целью номер один перед многими государствами. Наблюдается обсуждение данной темы между лидерами не только стран ЕС, а также и Россией, США, Китаем, Великобританией и Японией. Согласно мнению большинства экспертов, Россия в своем обозначившемся стремлении к цифровизации отстает от

стран - лидеров на 5-8 лет. По данным аналитических исследований объем цифровой экономики в России за 2016 год составил порядка 2,2% ВВП - небольшой, но все же рост. Для сравнения в Великобритании - 8,5% ВВП, в США - 6,2%. В среднем по Европе данный показатель составляет чуть выше 6% [1, с. 7]. Многие лидеры в цифровизации экономики - Южная Корея, Дания, Великобритания, Норвегия и Нидерланды начали работу в этом направлении гораздо раньше. Конечно, реализовывать программу цифровой экономики в России нужно было еще в начале 2000-х, когда на рынке наблюдался благоприятный финансовый и инвестиционный климат. Надо констатировать, что большинство российских компаний до сих пор не прошли даже базовый уровень автоматизации, и это, по мнению экспертного сообщества, создает определенные трудности для реализации идей цифровой экономики в целом. Поэтому для некоторых отраслей этот переход будет достаточно болезненным и затратным [1, с. 7]. Важно отметить, что в 2017 году на Петербургском международном экономическом форуме президент Российской Федерации В.В. Путин проводил совещание на тему цифровой экономикой и технологий. «Что касается цифровой экономики, то без нее мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода к новому технологическому укладу в российской экономике, а значит у страны нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить», - отметил президент РФ [15, с. 1].

Это говорит о глобальном едином мнении по поводу цифровой экономики и едином экономическом рынке. И в этом плане Председательство Болгарии успело предложить ряд решений для ЕС. По поводу третьей приоритетной области - присоединение стран Западных Балкан к ЕС, это инициатива, которую подняло Правительство Болгарии в своем первом Председательстве в Совете ЕС. После знаменитой речи председателя ЕК Жан-Клод Юнкера 13 сентября 2017 года в Страсбурге, во время представления годового отчета про состояние ЕС, Председатель ЕК подчеркнул, что после Брексита не ожидаются новые вхождения стран в ЕС [22, р. 3].

Но с января 2018 года после предложения Правительством Болгарии идеи о присоединении государств Западных Балкан в ЕС она сразу же стала приоритетной. Спустя месяц Европейская комиссия на 06 февраля 2018 года представила Стратегию расширения ЕС в страны Западных Балкан [16, с. 1-3].

Первыми двумя государствами, с которыми уже ведутся переговоры о завершении процесса присоединения в ЕС к 2025 году являются Сербия и

Черногория. Но есть определенный путь, через который должны пройти эти государства, чтобы процесс окончательно завершился. От Сербии требуется признание независимости Косово, потому что это один из самых важных критериев - хорошие добрососедские отношения. Большинство людей на Западных Балканах предпочитают решать свои проблемы являясь частью ЕС, так как ЕС является крупнейшим торговым партнером, с 76% от общей торговли в странах Западных Балкан, с годовым объемом в размере 43 млрд евро (за 2016 год) [20, р. 1]. В целом доля в общем объеме составила за 2016 год - 1,3%, однако показатели отдельных стран были очень низкими -Сербия (0,59%), Босния и Герцеговина (0,26%), Северная Македония (0,24%), Албания (0,12%), Черногория (0,03%) и Косово (0,03%) [20, р. 2]. В 2016 году основной импорт ЕС в страны Западных Балкан были машины и транспортные средства (28,9%); разные промышленные изделия (22%); промышленные товары, классифицированные главным образом материалами (18,5%) [20, р. 2]. Экспорт в ЕС представлен в основном - машинами и транспортными средствами (29,5%); промышленными товарами, классифицированные главным образом материалами (25,3%) и химическими веществами (14,4%) [20, р. 3]. В 2018 году ЕС предусматривает предварительную помощь для стран Западных Балкан в размере 1,07 млрд евро в дополнение к почти девяти миллиардам евро за период 2007-2017 гг. [4, с. 1]. Шансы на вступление в ЕС Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии сильно ограничены слабостью их экономического и социального развития, а также наличием латентных этнических конфликтов. Что касается Сербии, то ее присоединение можно было бы считать основным успехом в интеграции Западных Балкан в ЕС ввиду экономической и стратегической значимости страны [11, с. 11]. 17 мая 2018 года в Софии (Болгария) состоялась встреча с главами государств ЕС и главами государств шести стран Западных Балкан - Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, бывшая югославская Республика Македония и Косово [6, с. 1]. Лидеры ЕС и стран Западных Балкан подписали Софийскую декларацию. Они также приняли Приоритетную программу в качестве приложения к Декларации, в которой излагаются новые меры для расширения сотрудничества с регионом [21, р. 1-7]. ЕС подтвердил свою однозначную поддержку европейской интеграции странам Западных Балканах в ходе встречи. Союз намерен активизировать свою политическую, экономическую, транспортную и социальную поддержки в регионе. Более 190 млн евро в виде гранта ЕС предусматривает в качестве под-

держки региона (уже 11 транспортных инфраструктурных проектов договорены). Это приводит к тому, что общие обязательства ЕС по этой инициативе составляют 70% от 1 млрд евро, объявленных в 2014 году, а общие инвестиции - 2,4 млрд евро [25]. В свою очередь страны Западных Балкан подтвердили свое желание о европейской интеграции в качестве своего твердого стратегического выбора. Они также подтвердили свою приверженность европейским ценностям и принципам, а также видение сильной, стабильной и единой Европы.

ЕС подчеркнул, что важными критериями для присоединения являются хорошие добрососедские отношения, региональная стабильность и взаимное сотрудничество. Это включает, в частности, поиск решений двусторонних споров и дальнейшие усилия по примирению. После встречи в Софии Дональд Туск отметил: «Я не вижу другого сценария для стран Западных Балкан, кроме присоединения к ЕС. Альтернативы нет, нет плана Б. Западные Балканы являются неотъемлемой частью Европы, и они принадлежат к нашему сообществу» [2, с. 1]. Другой основной темой встречи в Софии являлась связь ЕС с Западными Балканами и внутри самого региона. Укрепление связей должно способствовать политической стабильности, экономическому процветанию, культурному и социальному развитию в регионе и за его пределами. ЕС привержен к дальнейшему укреплению связей, в том числе -транспортные связи, энергетическая безопасность, цифровая экономика, благоприятный бизнес-климат и больше возможностей для молодежи. В Приоритетной программе, прилагаемой к Декларации, были изложены новые инициативы по стимулированию взаимодействия. Например, финансирование программы Эразмус+ будет удвоено, чтобы больше молодых людей могли учиться в ЕС. Участники встречи также обсудили общие проблемы безопасности. «Работая вместе, мы можем эффективно решать эти проблемы», -сказали лидеры ЕС [5, с. 1]. Они призвали к дальнейшему углублению сотрудничества по пресечению незаконных миграционных потоков. В деятельности спецслужб и полицейских сил, регулирующих миграцию в странах исхода, транзита и приёма должен утвердиться стиль профилактической деятельности, упреждающий кризисные явления в обмене миграционными потоками [3, с. 187]. Кроме того, лидеры Западных Балкан и ЕС договорились активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом, включая финансирование, радикализацию и возвращение иностранных боевиков. Участники согласились с тем, что борьба с коррупцией и организо-

ванной преступностью имеет важное значение для региона в целом, а также для его стабильности и безопасности. Они также согласились более плотно сотрудничать, чтобы ограничить дезинформацию и гибридные угрозы. Следующая встреча будет проведена во время председательства Хорватии в Совете ЕС в 2020 году.

Таким образом, Болгария успела реализовать все предварительно намеченные приоритетные задачи в своем первом Председательстве в Совете ЕС. Важные нормативные акты и резолюции вышли по поводу единого цифрового рынка ЕС. Были приняты ключевые решения в разных областях связанные с цифровизацией экономики Союза. Важно отметить, что успешно прошла встреча в Софии с лидерами ЕС и главами государств стран Западных Балкан. Были приняты совместные проекты и программы, с целью обеспечение экономического роста и стабильности данного региона. Болгария показала себя на политической арене ЕС как заинтересованная страна в интеграции стран Западных Балкан и успела стать катализатором новой европейской интеграции. Успешное Председательство Болгарии в Совете ЕС в рамках шести месяцев выдвнинуло страну в позиции ключевого стратегического партнера Союза. В условиях тяжелой экономической обстановки и политической нестабильности Болгария должна придерживаться умеренной внешней политики, которая подразумевает защиту европейских интересов, и в первую очередь она должна поставить приоритетную цель в защите своих интересов, а также вести политический диалог со всеми странами, включая Россию и других стратегических партнеров.

Литература

1. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Обзор новостей 20.10-27.10.2017. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/14809.pdf (дата обращения 05.05.2018).

2. Бележки на председателя Доналд Туск след срещата на върха ЕС-Западни Балкани. URL: http://www.consilium.europa.eu/bg/press/press-releases/2018/05/17/remarks-by-president-donald-tusk-after-the-eu-western-balkans-summit/ (дата обращения 05.02.2018).

3. Давыдов В.Н., Антонио Н.Г. Миграционная экспансия в ЕС: причины, механизмы, последствия // Вопросы политологии 2016. №1.

4. Данъчно облагане на цифровия сектор: Комисията предлага нови мерки, които да гарантират, че всички дружества плащат справедливи данъци в ЕС. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-2041_bg.htm (дата обращения 05.05.2018).

5. Европейска комисия. Среща на върха ЕС—Западни Балкани: подобряване на свързаността и сигурността в региона. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-3821_bg.htm (дата обращения 05.03.2018).

6. Европейски съвет. Съвет на Европейският съюз. Среща на върха ЕС-Западни Балкани в София. 17.05.2018. URL:

http://www.consilium.europa.eu/bg/meetings/international-summit/2018/05/17/ (дата обращения 05.053.2018).

7. ЕС-Западни Балкани, засилване на свързаността. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/boosting-connectivity_bg.pdf (дата обращения 05.03.2018).

8. ЕС-Западни Балкани, засилване на цифровата свързаност. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/boosting-digital-connectivity_bg.pdf (дата обращения 05.03.2018).

9. ЕС-Западни Балкани, следващи стъпки. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/the-way-forward_bg.pdf (дата обращения 05.03.2018).

10. ЕС-Западни Балкани, шест водещи инициативи. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/six-flagship-initiatives-support-transformation-western-balkans_bg.pdf (дата обращения 05.03.2018).

11. Максакова М.А., Страны Западных Балкан на пути в Европейский Союз: проблемы и перспективы. стр. 11, 2016 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strany-zapadnyh-balkan-na-puti-v-evropeyskiy-soyuz-problemy-i-perspektivy (дата обращения 05.03.2018).

12. Медийно правo. Цифрова икономика и цифрово общество. URL: https://nellyo.wordpress.com/2018/04/26/eu_digital-4/ (дата обращения 05.05.2018).

13. Надеждна перспектива за разширяване и засилен ангажимент на ЕС за За-падните Балкани. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/economic-potential-eu-relations-western-balkans_bg.pdf (дата обращения 05.05.2018).

14. Програма на лиерите, иновации и цифрови технологии. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/34695/bg_leaders-agenda_note-on-innovation-and-digital.pdf (дата обращения 05.03.2018).

15. Путин: без цифровой экономики у страны нет будущего // РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20170615/1496585016.html (дата обращения 05.03.2018).

16. Стратегия для стран Западных Балкан: ЕС представляет новые инициативы и поддержка региона, ориентированного на реформы. URL: europa.eu/rapid/press-release_IP-18-561_bg.pdf (дата обращения 05.05.2018).

17. Bulgarian Presidency of the Council of the European Union. URL: https://eu2018bg.bg/en/home (дата обращения 05.05.2018).

18. Communication from the commission to the European Parlament and The Council. A fair and efficient tax system in the European Union for the digital single market. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/1_en_act_part1_v10_en.pdf (дата обращения 05.05.2018).

19. Connectivity agenda. Co-financing of Investment Projects in the Western Balkans, 2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/connectivity-agenda-2018-sofia-summit.pdf (дата обращения 05.03.2018).

20. European Commission. Western Balkans - Trade. URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/regions/western-balkans/ (дата обращения 05.03.2018).

21. EU-Western Balkans Summit. EU Leader's Agenda, Sofia 2018. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/34777/sofia-declaration_bg.pdf (дата обращения 05.03.2018).

22. Focus-new.net. Годишната реч на Жан-Клод Юнкер за състоянието на ЕС 13.09.2017. URL: http://focus-news.net/hot-topic/2017/09/13/5860/godishnata-rech-na-zhan-klod-yunker-za-sastoyanieto-na-es.html (дата обращения 05.03.2018).

23. Improving security through information sharing: Council agrees negotiating mandate on interoperability. URL: https://eu2018bg.bg/en/news/1266 (дата обращения 05.03.2018).

24. In Dialogue with the Western Balkans: Creating a Region of Growth, Security and Connectivity on the Path to Europe. URL: https://eu2018bg.bg/en/events/1962 (дата обращения 05.03.2018).

25. More than €190 Million EU Grant under the Fourth Connectivity Agenda Package. URL: https://www.wbif.eu/news-and-events/more-than-eur-190-million-eu-grant-under-the-fourth-connectivity-agenda-package- (дата обращения 05.03.2018).

References

1. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. Obzor no-vostej 20.1027.10.2017. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/14809.pdf (data obra-shcheniya 05.05.2018).

2. Belezhki na predsedatelya Donald Tusk sled sreshchata na v"rha ES-Zapadni Bal-kani. URL: http://www.consilium.europa.eu/bg/press/press-releases/2018/05/17/remarks-by-president-donald-tusk-after-the-eu-western-balkans-summit/ (data obrashcheniya 05.02.2018).

3. Davydov V.N., Antonio N.G. Migracionnaya ehkspansiya v ES: prichiny, mekha-nizmy, posledstviya // Voprosy politologii 2016. №1.

4. Dan"chno oblagane na cifroviya sektor: Komisiyata predlaga novi merki, koito da garantirat, che vsichki druzhestva plashchat spravedlivi dan"ci v ES. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-2041_bg.htm (data obrashcheniya 05.05.2018).

5. Evropejska komisiya. Sreshcha na v"rha ES—Zapadni Balkani: podobryavane na sv"rzanostta i sigurnostta v regiona. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-3821_bg.htm (data obrashcheniya 05.03.2018).

6. Evropejski s"vet. S"vet na Evropejskiyat s"yuz. Sreshcha na v"rha ES-Zapadni Balkani v Sofiya. 17.05.2018. URL: http://www.consilium.europa.eu/bg/meetings/international-summit/2018/05/17/ (data obrashcheniya 05.053.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ES-Zapadni Balkani, zasilvane na sv"rzanostta. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/boosting-connectivity_bg.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

8. ES-Zapadni Balkani, zasilvane na cifrovata sv"rzanost. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/boosting-digital-connectivity_bg.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

9. ES-Zapadni Balkani, sledvashchi st"pki. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/the-way-forward_bg.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

10. ES-Zapadni Balkani, shest vodeshchi iniciativi. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/six-flagship-initiatives-support-transformation-western-balkans_bg.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

11. Maksakova M.A., Strany Zapadnyh Balkan na puti v Evropejskij Soyuz: prob-lemy i perspektivy. str. 11, 2016 g. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strany-zapadnyh-balkan-na-puti-v-evropeyskiy-soyuz-problemy-i-perspektivy (data obrashcheniya 05.03.2018).

12. Medijno pravo. Cifrova ikonomika i cifrovo obshchestvo. URL: https://nellyo.wordpress.com/2018/04/26/eu_digital-4/ (data obrashcheniya 05.05.2018).

13. Nadezhdna perspektiva za razshiryavane i zasilen angazhiment na ES za Za-padnite Balkani. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/economic-potential-eu-relations-western-balkans_bg.pdf (data obrashcheniya 05.05.2018).

14. Programa na lierite, inovacii i cifrovi tekhnologii. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/34695/bg_leaders-agenda_note-on-innovation-and-digital.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

15. Putin: bez cifrovoj ehkonomiki u strany net budushchego // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/economy/20170615/1496585016.html (data obrashcheniya 05.03.2018).

16. Strategiya dlya stran Zapadnyh Balkan: ES predstavlyaet novye iniciativy i pod-derzhka regiona, orientirovannogo na reformy. URL: europa.eu/rapid/press-release_IP-18-561_bg.pdf (data obrashcheniya 05.05.2018).

17. Bulgarian Presidency of the Council of the European Union. URL: https://eu2018bg.bg/en/home (data obrashcheniya 05.05.2018).

18. Communication from the commission to the European Parlament and The Council. A fair and efficient tax system in the European Union for the digital single market. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/1_en_act_part1_v10_en.pdf (data obrashcheniya 05.05.2018).

19. Connectivity agenda. Co-financing of Investment Projects in the Western Balkans, 2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/connectivity-agenda-2018-sofia-summit.pdf (data obrashche-niya 05.03.2018).

20. European Commission. Western Balkans - Trade. URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/regions/western-balkans/ (data obrashcheniya 05.03.2018).

21. EU-Western Balkans Summit. EU Leader's Agenda, Sofia 2018. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/34777/sofia-declaration_bg.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).

22. Focus-new.net. Godishnata rech na ZHan-Klod YUnker za s"stoyanieto na ES 13.09.2017. URL: http://focus-news.net/hot-topic/2017/09/13/5860/godishnata-rech-na-zhan-klod-yunker-za-sastoyanieto-na-es.html (data obrashcheniya 05.03.2018).

23. Improving security through information sharing: Council agrees negotiating mandate on interoperability. URL: https://eu2018bg.bg/en/news/1266 (data obrashcheniya 05.03.2018).

24. In Dialogue with the Western Balkans: Creating a Region of Growth, Security and Connectivity on the Path to Europe. URL: https://eu2018bg.bg/en/events/1962 (data obrashcheniya 05.03.2018).

25. More than €190 Million EU Grant under the Fourth Connectivity Agenda Package. URL: https://www.wbif.eu/news-and-events/more-than-eur-190-million-eu-grant-under-the-fourth-connectivity-agenda-package- (data obrashcheniya 05.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.