Н.Т. Трифонов
БОЛГАРСКИЙ ОПЫТ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИОННОГО
КРИЗИСА С УЧАСТИЕМ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается болгарский опыт по урегулированию самого большого миграционного кризиса в современной истории государства как части Европейского союза в 2014-2016 гг. Отмечается, что в начале этого кризиса болгарские государственные и европейские институты не смогли осуществить контроль на нужном уровне, улучшить интеграцию беженцев. Впоследствии благодаря объединённым усилиям всех правительств стран ЕС, болгарского правительства и неправительственных организаций миграционное давление значительно снизилось. Сделан ретроспективный анализ миграционных кризисов после освобождения Болгарии от Османского владычества, их предпосылки и сопоставление с последним кризисом. Выделены основные внешне и внутриполитические причины болгарского миграционного кризиса. Рассматривается роль болгарского гражданского общества в решении национальных миграционных проблемах и его сотрудничество с представителями официальной власти страны. Перечислены основные меры, принятые болгарским правительством для урегулирования миграционного кризиса с участием гражданского общества. Выделены рекомендации в отношении улучшения этого сотрудничества с целью более эффективного решения социальных проблем, связанных с миграцией. Выявлены актуальные причины, которые способствовали снижению миграционных потоков к болгарским границам после 2016 года. Основным выводом является то, что сотрудничество между официальной властью Болгарии, болгарскими и иностранными неправительственными организациями, и наднациональными
N. Trifonov
BULGARIAN EXPERIENCE OF THE REGULATION OF THE MIGRATION CRISIS WITH THE PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY
Abstract
In this article discusses the Bulgarian experience in resolving the biggest migration crisis in the modern history of Bulgaria, like part of the European Union. This crisis started in 2014 and finished in 2016. At its beginning the Bulgarian government and European institutions could not control at the right level and improve the integration of refugees. Subsequently due to joint efforts of all the EU countries, the Bulgarian government and NGO migration pressure decreased significantly and started integration of refugees in Bulgaria. Made a retrospective analysis all of crises after liberation of Bulgaria from Ottoman slavery, their promises and comparison with last crisis. Researched data as the Bulgarian border police in Bulgarian-Turkish border, as the main body to counter the migration pressure in account of the detained refugees, their nationalities and main routes. Highlighted the main domestic and foreign police reasons of the Bulgarian migration crises. Considers the roll of the Bulgarian civil society in solving national migration problems and its cooperation with representatives of the official authorities of the country. Listed the main measures taken by the Bulgarian government to regulate the migration crisis and how civil society participated in them. Highlighted recommendations for improving this collaboration in order to better address the social problems associated with migration. Identified topical causes that contributed to reduction of the migration crises in 2016. The main conclusion is that the cooperation between the official authorities of Bul-
структурами Европейского союза способствует решению не только национальных, но и глобальных проблем.
Ключевые слова:
Болгария, миграционный кризис, миграционное давление, мигранты, интеграция, гражданское общество, Европейский союз.
garia and NGOs and supranational structures of the EU contribute to solving not only national but and global problems.
Key words:
Bulgaria, migration crisis, migration pressure, migrants, integration, civil society, European Union.
Современные вызовы перед человечеством создают новые политические, социальные риски и кризисы, сущность и содержание которых необходимо рассматривать во взаимосвязи между ними и их урегулированием. Перед Болгарией как полноправным членом Европейского союза и страной с развивающимся гражданским обществом в современных условиях возникают серьезные проблемы, с которыми она столкнулась в своей новейшей истории. Основная проблема наряду с информационной безопасностью, экономическим неравенством между странами ЕС и провозглашением мультикуль-турализма является внешняя миграция населения из стран Ближнего Востока и Азии. Пик европейского миграционного кризиса, в том числе и болгарского, приходится на начало 2015 года, когда по оценкам Международной организации по миграции между 1 млн. и 1,8 млн. беженцев и нелегальных мигрантов прибыли в ЕС [17]. В 2014 году их число было 280 000 [17]. Термин кризис (имеется в виду поток беженцев в Европу), во-первых, начал использоваться в апреле 2015 года в связи с серией морских инцидентов в Средиземном море. В течение несколько дней на пути в Европу утонули около 1200 мигрантов из Африки. В целом в 2015 году в Средиземном море погибли около 2600 мигрантов. С 2000 года число погибших составляет около 20 000 человек [17]. Беспрецедентные иммигрантские потоки отмечались особенно в 2014, 2015 и 2016 гг. Еврокомиссар по миграции и внутренней безопасности Европейского союза Димитрис Аврамопулос назвал их рекордными. В этих условиях для небольшой и слабой в военном отношении Болгарии эти миграционные потоки имеют деструктивное значение.
Исторически Болгария пережила несколько миграционных кризисов после освобождения от османского правления. В конце XIX и начале XX вв. проблема беженцев превратилась в национальный социально-политический вопрос. Он возник в результате массового возвращения на родину болгар из Македонии, Восточной и Западной Тракии, Добруджы, Западных Окрестностей. Эти соотечественники остались вне предела свободного болгарского государства после пересмотра Сан-Стефанского мирного договора с 1878 года между Русской и Османской империями, Западноевропейскими Великими державами и появления Нейского договора 1919 года. В новейшей бол-
гарской истории произошли пять больших миграционных кризисов, когда болгары оставались вне территории родины:
- первая многотысячная волна беженцев приходит в город Стара Заго-ра в 1877 году из района Димотики в результате Русско-турецкой войны. Эти люди были вынуждены жить в окрестности города из-за его сожжения со стороны турок после битвы около деревни Джуранлии, сегодня Калитиново;
- второй поток беженцев (около 15000 человек) пришел в страну после отхода русских войск из южных болгарских земель и подавления Крес-ненско-Разложского восстания 1878-1879 гг.;
- третья беженская волна появилась в 1903 году после осуществления акта Воссоединения Восточной Румелии с Княжеством Болгарией в 1885 году. Тогда произошла резкая перемена в отношении османского правительства к болгарам, живущим в Восточной Фракии, они подвергались жесткому террору. В ответ на это Внутренняя - Македоноодринская революционная организация начала активно заниматься сплочением болгарского общества, что еще улучшило ситуацию и привело к организации Кресненско-Разложского восстания в 1903 году. Оно было подавлено, и таким образом около 120000 человек вынужденно возвратились в Болгарию;
- четвертая миграционная волна происходит в период 1913-1923 гг. в результате Первой и Второй балканских войн и Первой мировой войны. После подписания Нейиского договора в 1919 году. Греция под покровительством Западных государств вынуждает Болгарию подписать конвенцию для якобы добровольного выселения населения между двумя странами. После Греко-турецкой войны в 1922 году, законченную с поражением для греков, правительство Греции не соблюдает эту конвенцию и насильственно выгоняет болгарское население из Западной Фракии;
- последняя волна болгарских беженцев приходит в Болгарию в 1940 году. После возвращения Южней Добруджы в пределах Болгарии по силе Краевского договора в этом же году Румынское правительство вынужденно выселяет 70 000 болгар из Северной Добруджы [6, с.29].
Все эти миграционные кризисы касались переселения болгарского населения, и таким образом отсутствовала необходимость интегрировать его на территории страны. Общие язык, культура, религия, историческое наследие, традиции способствовали интеграции с местным населением без всяких социальных конфликтов. Во время миграционного кризиса в XXI веке мигранты перемещаются из другого общества, с другого континента. У них другие язык, религия, традиции и нежелание принимать порядки принимающей страны. Это сразу привело к различным социальным конфликтам с болгарским населением. Государственные затраты на интеграцию были велики, но
результат остался крайне неудовлетворительным даже при финансовой и правовой поддержке со стороны правительств стран ЕС и неправительственных организаций болгарского и иностранного происхождения.
Начало болгарского миграционного кризиса было в 2014 году, когда вследствие военных конфликтов на Ближнем востоке тысячи нелегальных мигрантов начали пересекать болгарские границы, при этом в основном на 90% нагрузка пришлась на границу с Турцией [1].
Миграционная угроза для Болгарии началась как следствие от начала конфликта в Сирии. С августа 2012г. кризис начинает эскалировать, с августа 2013 года страна находится в перманентном миграционном кризисе. Во второй половине 2013 года возникает проблема с потоками беженцев прежде всего из Сирии. Неспособность государства эффективно решить эту проблему приводит к социальному напряжению среди болгарских граждан, хотя Болгария не является конечной целью достижения для беженцев, а лишь транзитная страна на пути к Европе.
Для периода с 1 января по 31 декабря 2015 года в зоне ответственности пограничной полиции по городу Елхово констатированы 1039 случаев незаконного пересечения болгарской государственной границы и задержаны 9246 иностранных граждан. По сравнению с предыдущим периодом 2014 года зарегистрированы 1083 случаев и 6072 задержанных иностранных граждан [12]. Увеличение в 2015 году составляет 52%.
В том же периоде турецкие пограничные власти задержали 5104 лиц, а 75495 добровольно отказались пересекать болгаро-турецкую границу и вернулись на территорию Турции [12].
В 2015 году 89856 лиц пытались незаконно попасть в Болгарию, а в 2014 году 38376 [12], что создает миграционное давление в стране.
По данном МВД группы беженцев, которые въезжают в Болгарию составляют от 15 до 55 лиц, а в некоторых моментах и больше 100. В большинстве задержанные лица являются гражданами Сирии и Ирака. В последние месяцы 2015г. часто регистрируются попытки въезда со стороны граждан Афганистана в Болгарию [12].
Топ - 5 государств, граждане которых нелегально находились и задержаны на территории Болгарии в 2015 году: Сирия - 4166; Ирак - 2820; Афганистан - 1800; Пакистан - 231; Турция - 63 [12].
В целом подтверждается тенденция, что миграционный поток в Болгарию формируется в основном гражданами Сирии, Афганистана и Ирака. Как видно из статистики, зарегистрировано намного больше задержанных из Ирака, чем из Афганистана, так как основной причиной являются военные действия на территории западного Ирака в этом периоде.
Все это заставило болгарское правительство вместе с неправительственными организациями искать срочное и эффективное урегулирование этого вопроса.
Можно перечислить следующие причины болгарского миграционного кризиса:
- обострение гражданской войны в Сирии и отсутствие перспектив для ее разрешения;
- военные конфликты в Афганистане и Ираке, которые вынуждают людей уходить из временных лагерей и направляться к европейским странам с надеждой лучше будущее;
- ухудшение финансирования лагерей для беженцев на территории Турции, Ливана, Иордании и введение оплаты за коммунальные услуги, которыми пользуются беженцы. Отсутствие возможности для детей посещения школ [7, с.38];
- отсутствие экономических перспектив для развития в родных для мигрантов странах. Многие из них хотят попасть в Германию и Швецию, где уже живут их родственники. Один из ближайших маршрутов из Турции до Западной Европы - это через Болгарию;
- решение правительства Македонии в июне 2015 года выдавать трехдневные визы мигрантам. Это позволяет им без регистрации пересекать страну в направлении западных стран и игнорировать соглашения Дублинского регламента ЕС, что стимулирует миграцию через территорию Болгарии;
- отсутствие финансирования для разрешения миграционной проблемы со стороны Европейских стран в начале миграционного кризиса. Их бюджеты формировались, не учитывая расходы на беженцев;
- отсутствие единой концепции для приема и распределения беженцев на территории Европейского союза;
- отсутствие свободных жилых домов для беженцев в Болгарии;
- нехватка квалифицированного персонала в болгарских государственных и неправительственных органах, отвечающих за миграционные вопросы, в том числе и переводчиков;
- отсутствие инженерно-технических сооружений, препятствующих миграции на болгарско-турецкой границе;
- отсутствие национальной стратегии по интеграции мигрантов на болгарской территории.
Можно обобщить, что основными причинами для самого большого болгарского миграционного кризиса в современной истории являются внешнеполитическая ситуация в странах Ближнего Востока, либеральная европей-
ская политика по отношению ко всем мигрантам, недальновидность правительств европейских стран, неготовность Болгарии эффективно защищать свои границы в условиях миграционного давления, отсутствие национальной концепции по интеграции мигрантов в болгарском обществе.
Какие меры приняла Болгария как государство-транзита для урегулирования миграционного кризиса в начале нового тысячелетия?
1. Создание специализированных домов для временного проживания мигрантов закрытого типа в Софии, Любимец, Елхово, Пыстрогор - Департаментом по миграции и открытый тип в Харманли - Государственным агентством по беженцам [32]. При приеме мигрантов основная проблема была связана с недостаточным количеством переводчиков, и таким образом процедура значительно замедлялась. В этом отношении большую роль сыграли НПО «Болгарский хельсинкский комитет» и «Ассоциация для интеграции беженцев и мигрантов». НПО тоже выступили за улучшение условий проживания беженцев в Болгарии.
Болгарское общество не довольно плохой интеграцией беженцев и не раз выражало протесты из-за увеличения преступности и инфекционных заболеваний в районах Болгарии, где живут беженцы. В городе Харманли во время миграционного кризиса был построен самой большой центр для проживания беженцев. По данным экспертов в центре созданы условия для проживания больше 8000 человек [3], при этом в конце 2015 и начале 2016 г. население города Харманли составляло около 20 000 человек [2]. Таким образом каждый второй житель являлся мигрантом. По данным полиции в это время преступность увеличилась в 3 раза [2], а по сводкам служб здравоохранения появились инфекционные болезни, которые уже давно не регистрировались на болгарской территории.
Самый большой конфликт между мигрантами из Сирии и Афганистана произошел 24 октября 2018 года в приемном центре в Харманли. Мигранты требовали улучшения условий проживания: начали ломать свои дома и окна центра. Надо уточнить, что для проживания одного беженца за месяц болгарское правительство оплачивает 1000 левов, около 500 евро, пока средняя зарплата рабочего в регионе 800 левов, около 400 евро. Гражданское население из всей страны поехало в Харманли, чтобы выступить против недовольных мигрантов. В результате этого конфликта пострадали сотрудники болгарской полиции и жандармерии, около 400 мигрантов были депортированы, против 21 афганца возбуждено уголовное дело по ст.321 Уголовного кодекса Болгарии - хулиганство [9].
После этого скандала и под давлением гражданских организаций власти переоформили статус центра для беженцев в Харманли из открытого ти-
па в закрытый с пропускным режимом для сдерживания эскалации межнационального конфликта между мигрантами и местным населением.
В результате явно проявилось активное участие болгарского гражданского общества в миграционной политике Болгарии и давление, которое оно оказывает на власть для решения социальных проблем и снижения напряжённости между болгарским коренным населением и мигрантами
2. Строительство инженерно-технического сооружения на границе.
В результате работы этого сооружения (в сентябре 2014 года длина 30 км [1]) обозначилась практическая возможность борьбы с миграционным давлением на «зеленых» границах, а именно участках государственной границы, где отсутствует ГКПП.
После этого правительство приняло решение для продолжения строительства забора еще на 132, 6 км по всей длине болгаро-турецкой границы [1]. Таким образом более эффективно происходит охрана государственной границы в труднодоступных районах.
После начала этих действий со стороны болгарского правительства НПО сразу выразили свою отрицательную позицию. На семинаре «Роль НПО для поддержки беженцев и мигрантов», проведенный 15 мая.2015 года в Софии, выступила адвокат Илияна Савова, которая является руководителем программы по правовой защите беженцев и мигрантов в Болгарском Хель-синском комитете. Савова не согласна с мерами, которые были приняты болгарским правительством по строительству пограничной стены между Болгарией и Турцией для борьбы с мигрантами. По ее словам, это стена не уменьшит миграционный поток в страну и привела конкретный пример о том, что миграционный поток к Болгарии резко увеличился в 2014 и 2015 гг. В 2012 году убежище искали 1387 мигрантов, в 2013 году - 7144, а в 2015 -11081 человек. По численности на первом месте находятся мигранты из Сирии, Афганистана и Ирака. Около 93% от всех беженцев попадают в Болгарию через границу с Турцией. Решение болгарского правительства построить стену на границе с Турцией не привело к желанным результатам. До момента конференции потрачены правительством 10 млн левов, около 5 млн евро и запланировано еще 90 миллионов левов (около 45 млн евро) для продолжения строительства стены на государственной границе и мобилизации 1350 рядовых полицейских сотрудников для охраны границы с Турцией и борьбы с нелегальной миграцией. Несмотря на это миграционный поток упал на 3% - с 11581 до 11234 человек [15].
Семинар был организован в рамках третьей годовой встречи между НПО Болгарии и странами - донорами (Норвегия, Лихтенштейн и Исландия). Семинар совпал с моментом переосмысления ЕС своей политики в отноше-
нии мигрантов и беженцев. По словам тогдашнего заместителя премьер-министра Болгарии Меглена Кунева, «не важно сколько беженцев останутся жить в Болгарии, и каким образом мы будем обеспечивать их интеграцию, мы не готовы принять мигрантов в любом количестве» [15].
Алексей Пампоров из фонда «Открытое общество» предложил конкретный подход для достижения эффективных результатов в интеграции. Во избежание образования трущоб надо заселять в населенные пункты небольшие группы мигрантов, чтобы не пугать местное население и не создавать предпосылок для социальной напряжённости [5].
Можно сделать вывод, что мнения представителей гражданских организаций и государственных структур совпадает по отношению к невозможности Болгарии успешно справиться с интеграцией беженцев. Это привело к активной координации между государственными органами и неправительственными организациями и вырабатыванию единой государственной стратегии, соответствующей национальным интересам Болгарии в рамках национального и европейского законодательства.
3. Строительство интегрированной системы наблюдения (ИСН).
Включает участки государственной границы между ГКПП Лесово и рекой Резовска. ИСН включает 117 км сигнально-охранительной системы и девять мобильных постов технического наблюдения, пять локальных координационных центров и один региональный координационный центр. В систему включены и три вертолета [1].
Это решение одной из проблем миграционного кризиса в Болгарии будет способствовать в будущем для эффективной защиты государственных границ Болгарии в соответствии с европейскими требованиями.
4. Было утверждено соглашение о создании совместного, контактного центра для полицейского и таможенного сотрудничества между Болгарией, Грецией и Турцией на болгарской территории - ГКПП Капитан Андреево. Таким образом, наблюдается улучшение взаимодействия между тремя странами.
Это способствует координации балканских стран для обеспечения безопасности в регионе и борьбы с незаконной миграцией
5. Агентство ЕС для европейской граничной и береговой охраны (наследник FRONTEX).
Создание этого агентства было объявлено председателем Европейской комиссии Жан Клод Юнкером в 2015 году и является частью меры согласно Европейской программы по миграции для повышения безопасности внешних границ.
Агентство создано 14 сентября 2016 года Европейским парламентом с исполнительным директором Фабрис Леджери с офисом в Варшаве [14].
Начало работы ознаменовало мероприятие в ГКПП Капитан Андреево на болгаро-турецкой границе. На месте было представлено оборудование и экипировка нового агентства, и приняли участие комиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, государственный секретарь МВД Словакии Дениса Сакова, исполнительный директор Агентства Фабрис Леджери, министры внутренних дел государств-членов ЕС [11].
Согласно новому мандату Агентства его деятельность значительно расширилась. Число постоянных сотрудников увеличилось в два раза. Агентство приобрело собственное оборудование, которое может использоваться максимально быстро на внешних границах ЕС. Введен резерв не менее 1500 пограничных сотрудников. Сразу после создания нового агентства треть его состава работало на территории Болгарии.
Во время миграционного кризиса бывшее агентство для охраны внешних государственных границ ЕС ФРОНТЕКС обвинило НПО, действующие на территории Средиземного моря, в совместной преступной деятельности с контрабандистами, которые перевозят нелегальных мигрантов из Азии и Африки в Европу на морских судах, находящихся в собственности неправительственных организаций. В Болгарии, наоборот, такие обвинения отсутствовали. Гражданское общество активно помогало государству, даже в некоторых случаях, превышая свои права. Ярким примером в этом отношении является молодой человек Динко из города Ямбол, который сумел один задержать 11 мигрантов, нелегально пересекавших турецко-болгарскую границу. Против него было возбуждено уголовное дело в связи с превышением гражданских прав, потому что по закону МВД аресты в граничном районе Болгарии могут произвести только органы болгарской граничной полиции [4]. Независимо от угрозы уголовного преследования болгарские граждане продолжили арестовывать беженцев самостоятельно. Так болгарский мужчина из деревни Сло-вотин в Северо-западной Болгарии Д. Младенчов арестовал еще 5 беженцев и забрал их документы.
Этот случай очередное доказательство того, что болгарская общественность выступает против незаконного пересечения государственной границы. Таким образом, не имея полицейских правомочий население проявляет свою гражданскую позицию.
6. Национальный оперативный штаб для урегулирования миграционного кризиса.
Создан по приказу Премьер-министра Болгарии Б. Борисова 02.07.2015 года. Обобщает и анализирует информацию в связи с миграционным кризисом и предоставляет эту информацию компетентным органам.
Осуществляет координацию действий органов министерств, ведомств, областных администраций для преодоления чрезвычайной ситуации вследствие миграционного кризиса. Этот совет координировал свои действия с неправительственными организациями для более эффективного регулирования миграционного кризиса.
7. Реакция болгарского гражданского общества против Регламента №604 2013 года Европейского парламента, Совета Европы от 26.06.2013 года в связи с установлением критериев и механизмов для выяснения: кто из государств, членов Европейского Союза, является компетентным при рассмотрении просьб о предоставлении международной защиты, которая подана в другом государстве гражданином третьего государства или лицом без гражданства. Этот Регламент широко популярен в практике как «Регламент Дублин III». Так как определение компетентного государства может с трудом выясниться, в Преамбуле уточняется, что для облегчения этого определения следует провести индивидуальное интервью с кандидатом. Основополагающим принципом Регламента «Дублин» является ответственность при рассмотрении просьб для предоставления убежища того государства, которое сыграло наиболее большую роль при вхождении и пребывании кандидата на территории ЕС.
Таким образом, Болгария как внешняя граница Европейского союза должна принимать обратно всех мигрантов, которые входили в ЕС через ее территорию, что не совпадает с национальными интересами болгарского общества [16]. В этой связи на правительственном уровне поступали со стороны представителей болгарских неправительственных организаций множество предложений о пересмотре этого обязательного для всех стран ЕС документа. Неправительственные организации исходят не только из культурного, традиционного, языкового и других различий между болгарским и ближневосточными обществами, но и из интереса мигрантов, которые сами не хотят оставаться в Болгарии, предъявляя претензии к экономическому состоянию страны и условиям проживания. Поэтому многие вернувшиеся в Болгарию, согласно Дублинского регламента, обращаются для финансовой поддержки к НПО.
В связи увеличением количества лиц, которые остаются в Болгарии временно или постоянно, была разработана национальная стратегия в отношении миграции, убежища и интеграции 2015-2020 гг. Целью стратегии является формирование эффективной и единой национальной политики при
управлении миграционных процессов, синхронизированные с миграционной политикой ЕС. В стратегии указывается, что в Болгарии не существует единой системы (базы данных), в которой собрана вся информация для иностранцев в том числе и мигрантов в Болгарии, и это приводит к дублированию работы МВД и Государственного агентства по беженцам. Создание регистра будет способствовать облегчению работы болгарских органов и увеличивать возможность для осуществления административного контроля над мигрантами [8]. Среди национальных приоритетов в стратегии присутствует интеграция лиц, получивших международную защиту в Болгарии и сотрудничество с неправительственными организациями в том числе и использование экспертного опыта неправительственного сектора. Государственные органы содействуют для осуществления гражданского мониторинга в области миграции, убежища и интеграции.
Можно сделать вывод: спустя три года после вступления национальной стратегии в силу миграционное давление в Болгарии намного уменьшилось. Хорошим примером в этом отношении является, что в самом большом центре для временного проживания беженцев на данный момент находятся около 400 человек [2].
В отношении интеграции в 2017 году болгарские неправительственные организации с финансовой помощью ЕС начали амбициозный проект «Повышение информированности болгарского общества для иммигрантских общностей в Болгарии», в котором фонд «Убежище, миграция и интеграция» выступает как источник финансирования, а «Международной организация по миграции в Болгарии» как бенефициант. Проект рассчитан до 2021 года с общей стоимостью 839 млн левов (около 420 млн евро), с финансированием на 75% Европейским Союзом [13]. Вся деятельность по проекту будет стимулировать улучшение общественной солидарности и толерантности болгарского общества в качестве принимающей страны к мигрантам, ищущим международную защиту и получившим такую в Болгарии. Цель проекта информировать болгарскую общественность о положительном вкладе мигрантов в развитие страны, что будет способствовать повышению уровня толерантности как необходимого элемента успешной интеграции граждан третьих стран в Болгарии. В рамках проекта разработаны информационные брошюры и интернет-сайты на болгарском и английским языках.
В итоге можно обобщить, что пока отмечается отсутствие заметных результатов в изменении отношения болгар к мигрантам. Оно остается по-прежнему отрицательным, несмотря на попытки государственных, неправительственных и наднациональных органов изменить это через программы, проекты и стратегии. Значимым остается вопрос применения традиционных
и инновационных политических технологий [10, с.101] в целях формирования политической культуры болгарского населения в отношении мигрантов.
Можно констатировать, что существуют следующие актуальные причины, способствующие уменьшению миграционного давления на болгарские, в том числе и европейские границы в 2016 и 2017 гг.
20 марта 2016 года вступило в силу соглашение между ЕС и Турцией, согласно которому Турция обязывается возвращать назад всех мигрантов, нелегально переместившихся на территорию ЕС. В обмен на это Турция получит облегчение визового режима и финансовые средства.
После попытки переворота в Турции в 2016 году турецкие службы безопасности начали проверять всех турецких граждан, которые участвуют в каналах для перевозки мигрантов. После проверок оказалось, что большая часть из этих лиц сопричастны к попытке смены режима в стране и были арестованы. Поэтому большая часть турецких граждан отказываются провозить мигрантов через турецкую границу.
Болгария завершила свое инженерно-технологическое сооружение (забор), и интегрирована система для наблюдения (ИСН) на болгаро-турецкой границе. Таким образом, дополнительно ограничивается незаконное перемещение мигрантских групп на болгарскую территорию, и принуждает их искать альтернативные возможности и новые маршруты, которые дополнительно увеличивают риск для жизни мигрантов и их безопасности.
Другая основная причина - это усиление контроля на границах Сербии с участием сербской армии. Созданы смешанные группы, включающие сотрудников полиции и армии для противодействия незаконной миграции и уменьшения миграционного натиска в Республику Сербия и Западную Европу. Все это дополнительно мешает беженцам проходить и проезжать с болгарской территории в Западную Европу.
После создания Агентства Европейского союза для европейской пограничной и береговой охраны на месте бывшего ФРОНТЕКС повысилась эффективность защиты внешних границ ЕС из-за увеличения числа сотрудников Агентства и приобретения собственной техники, оборудования. Сразу после его создания на территории Болгарии работали 160 сотрудников, что составляет около 30% от постоянного состава. В 2017 году в Болгарии работали 106 сотрудников из-за уменьшения риска от нелегальной миграции.
Все это позволило правительству Болгарии в сотрудничестве с гражданским обществом осуществить эффективный контроль на своих государственных границах, и обеспечить свою безопасность согласно европейским требованиям и стандартам. Необходимо повысить усилия правительства Болгарии, отечественных, и иностранных неправительственных организаций в
помощи интеграции беженцев и сделать нужные выводы для дальнейшего успеха в этой области. Уменьшение количество мигрантов и миграционного давления после 2016 года на территории Болгарии является очередным доказательством того, что объединённые усилия правительства при поддержке ЕС, болгарских, и европейских неправительственных организаций сумели урегулировать самый большой миграционный кризис в новейшей истории страны.
Литература
1. Анализ на Национална Служба Гранична полиция към Министерство на Вътрешните работи на Република България за 2014 г. URL: https://www.mvr.bg/docs/librariesprovider45/документи-от пресцентър/отчет-на-гд-гранична-полиция-за-2013-г-и-анализ-на-риска.pdf?sfVrsn=d35dfccf_0 (дата обращения 24.08.2018).
2. Анализ на Центъра за временно настаняване на чужденци в град Харманли за 2017 г. URL: https://www.aref.government.bg/index.php/bg/ planirane-i-otchetnost/otcheti-i-analizi (дата обращения 24.08.2018).
3. Върховен комисариат по бежанците. URL: https://www.unhcr.org/bg/103-bgkakvo-pravim-niemonitoring-na-usloviyata-za-priempriematelni-centrove-html.html (дата обращения 24.11.2018).
4. Динко, който натръшка 11 бежанци на земята: Скочиха ми и се защи-тих! // Blitz.bg. 09.03.2016. URL: https://www.blitz.bg/goreshtite-novini/dinko-koyto-natrshka-11-bezhantsi-na-zemyata-skochikha-mi-i-se-zashchitikh_news397917.html (дата обращения 26.08.18).
5. Институт за европейски политики. URL: http://eupolicy.eu/wp-content/uploads/2017/04/doklad_bejanci_final.pdf. (дата обращения 24.08.2018.).
6. Маринов В. Управление на миграционни кризи. София 2014, дис. доктор в професионално направление «Обществени комуникации и информаци-онни науки».
7. Moiseev A., Shumilova O. Educational space and formation of civil identity of the russian youth (historical aspects) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №3.
8. Национална стратегия в областта на миграцията, убежището и инте-грацията 2015-2020 гг. URL: https://www.mvr.bg/docs/librariesprovider57/документи-от-дирекцията/8008aac6-national_strategy_migration_integration_20152020pdf.pdf (дата обращения 24.08.2018).
9. Не тръгна делото за бежанския бунт, 11 от подсъдимите ги няма, 24.04.2018 г. URL: https://www.dariknews.bg/regioni/haskovo/ne-trygna-deloto-za-bezhanskiia-bunt-11-ot-podsydimite-gi-niama-2092893 (дата обращения 24.08.2018).
10. Нестерчук О.А. Традиционные и инновационные политические технологии в информационно-психологическом противоборстве // PolitBook. 2015. №2.
11. Новата агенция за гранична и брегова охрана на ЕС започна работа на ГКПП Капитан Андреево. URL: https://www.mediapool.bg/novata-agentsiya-
za-granichna-i-bregova-ohrana-na-es-zapochva-rabota-na-gkpp-kapitan-andreevo-news254858.html (дата обращения 06.08.2018).
12. Отчет и анализ на Главна Дирекция Гранична полиция и отчет за дейността на Министерството на Вътрешните работи на Република България за 2015 г. URL: https://www.mvr.bg/docs/default-source/planiraneotchetnost/отчет-за дейността-на-министерство-на-вътрешните-работи-за-2015-пpdf?sfvrsn=47500ef_2 (дата обращения 15.08.2018).
13. Проект за повишаване на информираността на българското общество и мигрантските общности в България. URL:https:2020.eufunds.bg/bg/0/0/Project/ De-tails?contractId=fjrftZXYI%2FU%3D (дата обращения 15.08.2018).
14. Регламент №1624 на Европейския съюз. URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/BG/TXT/PDF/?uri=CELEX:02016R0399-20170407&from=EN (дата обращения 07.08.2018).
15. Семинар за ролята на НПО за подкрепа на бежанци мигранти. София, България. URL: https://osis.bg/?p=1977 (дата обращения 15.08.2018).
16. Boundaries Revistied. Cenceptual Turn in Broder Practices / T. Branka, J. Janczak (Hrsg.). Berlin: Logos Verlag. 2015.
17. International Organization for Migration // The EU Migration Agency in Bulgaria. URL: httsp://www.iom.bg (дата обращения 26.08.2018).
References
1. Analiz na Nacionalna Sluzhba Granichna policiya k"m Ministerstvo na V"treshnite raboti na Republika B"lgariya za 2014 g. URL: https://www.mvr.bg/docs/librariesprovider45/dokumenti-ot prescent"r/otchet-na-gd-granichna-policiya-za-2013-g-i-analiz-na-riska.pdf?sfvrsn=d35dfccf_0 (data obrashcheniya 24.08.2018).
2. Analiz na Cent"ra za vremenno nastanyavane na chuzhdenci v grad Harmanli za 2017 g. URL: https://www.aref.government.bg/index.php/bg/ planirane-i-otchetnost/otcheti-i-analizi (data obrashcheniya 24.08.2018).
3. V"rhoven komisariat po bezhancite. URL: https://www.unhcr.org/bg/103-bgkakvo-pravim-niemonitoring-na-usloviyata-za-priempriematelni-centrove-html.html (data obrashcheniya 24.11.2018).
4. Dinko, kojto natr"shka 11 bezhanci na zemyata: Skochiha mi i se zashchitih! // Blitz.bg. 09.03.2016. URL: https://www.blitz.bg/goreshtite-novini/dinko-koyto-natrshka-11-bezhantsi-na-zemyata-skochikha-mi-i-se-zashchitikh_news397917.html (data obrashcheniya 26.08.18).
5. Institut za evropejski politiki. URL: http://eupolicy.eu/wp-content/uploads/2017/04/doklad_bejanci_final.pdf. (data obrashcheniya 24.08.2018.).
6. Marinov V. Upravlenie na migracionni krizi. Sofiya 2014, dis. doktor v profesionalno napravlenie «Obshchestveni komunikacii i informacionni nauki».
7. Natov N. Krizata s bezhancite - v"znikvane, pravni aspekti, problemi i razresheniya. Vliyanieto j v"rhu mezhdunarodnite biznes otnosheniya.
Konferenciya «Mezhdunarodni biznes otnosheniya i krizata s bezhancite». (Sofiya, 22.12.2015).
8. Nacionalna strategiya v oblastta na migraciyata, ubezhishcheto i integraciyata 2015-2020 gg. URL: https://www.mvr.bg/docs/librariesprovider57/dokumenti-ot-direkciyata/8008aac6-national_strategy_migration_integration_20152020pdf.pdf (data obrashcheniya 24.08.2018).
9. Ne tr"gna deloto za bezhanskiya bunt, 11 ot pods"dimite gi nyama, 24.04.2018 g. URL: https://www.dariknews.bg/regioni/haskovo/ne-trygna-deloto-za-bezhanskiia-bunt-11-ot-podsydimite-gi-niama-2092893 (data obrashcheniya 24.08.2018).
10. Nesterchuk O.A. Tradicionnye i innovacionnye politicheskie tekhnologii v informacionno-psihologicheskom protivoborstve // PolitBook. 2015. №2.
11. Novata agenciya za granichna i bregova ohrana na ES zapochna rabota na GKPP Kapitan Andreevo. URL: https://www.mediapool.bg/novata-agentsiya-za-granichna-i-bregova-ohrana-na-es-zapochva-rabota-na-gkpp-kapitan-andreevo-news254858.html (data obrashcheniya 06.08.2018).
12. Otchet i analiz na Glavna Direkciya Granichna policiya i otchet za dejnostta na Ministerstvoto na V"treshnite raboti na Republika B"lgariya za 2015 g. URL: https://www.mvr.bg/docs/default-source/planiraneotchetnost/otchet-za dejnostta-na-ministerstvo-na-v"treshnite-raboti-za-2015-g.pdf?sfvrsn=47500ef_2 (data obrashcheniya 15.08.2018).
13. Proekt za povishavane na informiranostta na b"lgarskoto obshchestvo i migrantskite obshchnosti v B"lgariya. URL:https:2020.eufunds.bg/bg/0/0/Project/ De-tails?contractId=fjrftZXYI%2FU%3D (data obrashcheniya 15.08.2018).
14. Reglament №1624 na Evropejskiya s"yuz. URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/BG/TXT/PDF/?uri=CELEX:02016R0399-20170407&from=EN (data obrashcheniya 07.08.2018).
15. Seminar za rolyata na NPO za podkrepa na bezhanci migranti. So-fiya, B"lgariya. URL: https://osis.bg/?p=1977 (data obrashcheniya 15.08.2018).
16. Boundaries Revistied. Cenceptual Turn in Broder Practices / T. Branka, J. Janczak (Hrsg.). Berlin: Logos Verlag. 2015.
17. International Organization for Migration // The EU Migration Agency in Bulgaria. URL: httsp://www.iom.bg (data obrashcheniya 26.08.2018).