Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЕДИАПОЛЯ'

ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЕДИАПОЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2657
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / БЛОГЕРСТВО / НОВЫЕ МЕДИА / ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИЗМ / МЕДИАСИСТЕМА РОССИИ / JOURNALISM / CIVIC JOURNALISM / CITIZEN JOURNALISM / BLOGGING / UGC / NEW MEDIA / MEDIA SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трофимова Ирина Александровна

Гражданская журналистика в России - это, с одной стороны, создающие публичный контент пользователи, а с другой - общественные активисты, которые используют интернет как общедоступное медиа. Явление гражданской журналистики противопоставляется журналистике профессиональной, деятельности редакций. Российская повестка СМИ заставляет заявлять о себе гражданскую журналистику как компенсатор. В статье рассмотрены в развитии и с примерами исторические изменения в российской журналистике 2005-2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN CIVIC AND CITIZEN JOURNALISM AND ITS PLACE IN MEDIA

Non-professional journalism in Russia is perceived in two ways. On the one hand, there is a certain community of Internet users who generate content and publish it by free technical means - they are called citizen journalists. On the other hand, there are concerned social activists who use the Internet as an open media for mass coverage of events and discussions on problems - they are civic journalists, researchers. The phenomenon of civic journalism is opposed to professional journalism and the activities of media editors. The Russian agenda is subject to rules that, until imposed by the law, do not apply to blogs. The tendency to silence, ignore acute social issues by professional journalists makes civil journalism step out. The article considers historical changes in Russian journalism of 2005-2020 in its evolution with examples. Now professionals and amateurs with intersecting audiences and topics are equal players within a common media system.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЕДИАПОЛЯ»

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10419

И. А. Трофимова

Преподаватель-исследователь кафедры журналистики и литературы факультета журналистики Воронежского государственного университета,

Воронеж

ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЕДИАПОЛЯ

Гражданская журналистика в России - это, с одной стороны, создающие публичный контент пользователи, а с другой - общественные активисты, которые используют интернет как общедоступное медиа. Явление гражданской журналистики противопоставляется журналистике профессиональной, деятельности редакций. Российская повестка СМИ заставляет заявлять о себе гражданскую журналистику как компенсатор. В статье рассмотрены в развитии и с примерами исторические изменения в российской журналистике 2005-2020.

Ключевые слова: журналистика, гражданская журналистика, блогерство, новые медиа, гражданский активизм, медиасистема России.

Введение

В России и других странах период становления журналистики как профессии - это эпоха персонального журнализма [2. C. 5]. Один человек часто был и учредителем газеты, и ее редактором, и автором. Л. Свитич [5. C. 54] раскрывает термин «персональный журнализм» XIX века как литературно-публицистическую работу в периодических изданиях: «Если слово "журналистика" соотносится с термином "средства массовой информации", то слово "журнализм" - со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере». Г. Тимофеева [8] обозначает три этапа персонального журнализма: 1) явление эпохи Просвещения, когда авторы издавали журналы своими силами; 2) явление индустриальной эпохи, когда медиамагнат подчиняет СМИ собственным интересам; 3) сетевой персональный журнализм эпохи веб 2.0.

С начала XXI века мы можем наблюдать новое социальное явление, когда автором может быть любой интернет-пользователь. Насколько уместно называть это журналистикой? Безусловно, среди постеров есть и обычные графоманы, но публичное пространство превращает процесс в массовую коммуникацию (Портников В. Гражданская журналистика: конкурент или помощник профессионалов / Дискуссия на «Радио Свобода». 2007, 13 июня, https://www.svoboda. org/a/397549.html, дата обращения 10.10.2020).

В западной классификации независимая авторская журналистика представлена в двух терминах: как журналистика «свободы слова» (civic journalism) и как журналистика очевидцев (citizen journalism) [10]. Гражданская citizen-журналистика России протекает в едином русле с глобальным научно-техническим прогрессом и возможностями тиражирования пользовательского контента. Российская гражданская civic-журналистика, наоборот, имеет национальные особенности, связанные с состоянием гражданского общества в стране [4. C. 37], выделяет два субъекта создания гражданского общества: 1) заинтересованная в свободе информации журналистская корпорация (не СМИ, они лишь средство) и 2) активисты гражданских структур - и ставит задачу их соединить.

Два полюса российской медиасистемы новейшего времени

Медиасистема современной России является двуполярной. С одной стороны -управляемые массмедиа, лицензированные Роскомнадзором и подчиняющиеся закону о СМИ, с другой - блогеры-активисты и пользователи соцсетей, обитающие в свободном информационном пространстве [9. С. 147]. Средством их объединения может быть свободный и многоканальный интернет. Но проблема в том, что российские СМИ не обладают достаточной свободой, чтобы объединяться с кем-либо. Вместо слияния сил и возможностей для решения

общественных задач ведется борьба за внимание зрителя - теперь уже не только между телевизором и интернетом, а внутри интернета тоже. По сообщению ВЦИОМ, в 2017 году доля интернет-пользователей в России составила 75 % (среди самой активной аудитории 18-24 лет доля свыше 90 %), в качестве источника новостей интернет используют 60 % (ВЦИОМ, аналитический обзор № 3346 от 7 апреля 2017, https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148, дата обращения 10.10.2020). В 2018 доля выросла до 81 % (ВЦИОМ, аналитический обзор № 3767 от 20 сентября 2018, https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322, дата обращения 10.10.2020), в 2019 - 84 % (ВЦИОМ, аналитический обзор от 6 мая 2019, https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681 (дата обращения 10.10.2020). Социальные медиа на своем полюсе формируют повестку, отличную от традиционных СМИ.

В 2015 году была утверждена госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"», http://pravo.gov.ru/, дата обращения 10.10.2020). На стадии проекта программы Минобрнауки объявляли конкурс на разработку стратегии ведения страниц в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, Livejournal и Telegram. По условиям конкурса «целесообразно использовать современные интернет-технологии, популярные в молодежной среде - соцсети» (Белокопытова В. Патриотизм воспитают в социальных сетях // Известия. 29 марта 2017, https://iz.ru/news/674413, дата обращения 10.10.2020). С 2017 года программа запущена в соцсетях, координатором объявлено Федеральное агентство по делам молодежи.

Принадлежащие иностранным собственникам Facebook и входящий в него Instagram, Twitter и Telegram особенно беспокоят органы власти. В 2018 году Роскомнадзор потребовал у Facebook предоставить информацию по размещению баз данных российских пользователей на территории России, а в 2019 году начал административное производство против Facebook и Twitter за нарушение закона о персональных данных. Мессенджеры, к которым относится Telegram, вызывают еще большую трудность для внешнего управления. Во-первых, из-за того, что в мессенджерах, в отличие от соцсетей, отсутствует профиль пользователя, они предполагают большую закрытость и приватность. Во-вторых, большинство мессенджеров использует собственные протоколы шифрования сообщений, что не позволяет получать к ним доступ извне. Telegram на безопасности делает акцент, предлагая особую функцию секретного чата, где не сохраняется история сообщений - это уход от какого-либо контроля и привлечение широких масс в ряды пользователей [9. C. 149].

Обратимся к открытой статистике Telegram и попробуем сравнительно оценить его влияние через размеры аудиторий топовых каналов. В топ-10 на тему «Политика» за 2019 год на первом месте канал «Сталингулаг» (366,9 тыс. подписчиков), на втором «Незыгарь» (342,9 тыс.) (Российские Telegram-каналы на тему «Политика», https://tgstat.ru/politics, дата обращения 10.10.2020). Для сравнения, аудитория каждого из них в 2,5-3 раза больше, чем тираж ежедневной «Российской газеты» (132 тыс. экз.). Или расположенные рядом, на 6-7 месте в политическом рейтинге телеграм-каналы Владимира Соловьева (175,9 тыс.) и Алексея Навального (172,9). Аудитория телевидения, где вещает пропагандист Соловьев, измеряется миллионами, но оппозиционную повестку там не увидишь. Зато Telegram их уравнивает в возможностях. А если заглянуть в их эфиры на YouTube, то канал «Навальный LIVE» с 1,83 млн подписчиков (YouTube-канал «Навальный LIVE», https://www.youtube.com/channel/UCgxTPTFbIbCWfTR9I2-5SeQ, дата обращения 10.10.2020) по аудитории сопоставим с телеканалом и опережает «Вечер с Владимиром Соловьевым» (1,03 млн) (YouTube-канал «Вечер с Владимиром Соловьевым», https://www.youtube. com/user/PoedinokTV, дата обращения 10.10.2020) и «Соловьёв LIVE» (231 тыс.) (YouTube-канал «Соловьев LIVE», https://www.youtube.com/channel/UCQ4YOFsXjG9eXWZ6uLi2t2A, дата обращения 10.10.2020), даже если их сложить.

Анонимные информаторы публикуют в Telegram новости, содержание которых иногда опережает официальную повестку, а иногда и противоречит ей. Главный информатор среди телеграм-каналов по индексу цитирования - российский новостной интернет-проект Mash, источник в том числе для других СМИ. Основатели Mash - выходцы из инфопортала Life. Проверить авторов и владельцев популярных каналов не всегда возможно из-за закрытого

устройства Telegram, серверы которого расположены в Европе и США, поэтому они отлично подходят для ведения информационных войн между разными политическими группировками, совершения вбросов и провокаций. Для государства это угроза информационной безопасности страны и неконтролируемый источник. Для граждан - потенциальный ресурс, где у СМИ и не-СМИ равные права и возможности.

В апреле 2018 года Роскомнадзор объявил Telegram войну и запустил процедуру блокировки. В результате безуспешной борьбы на апрель 2020, по данным статистики Telegram, число пользователей платформы достигло 400 млн человек, треть из них приросли за последний год.

1 ноября 2019 года вступил в силу закон об изоляции российского сегмента интернета (также известный как Закон «О суверенном интернете», «О надежном Рунете», «Об устойчивости Рунета» и др. - Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» // Российская газета. 2019. № 97 (7855), https://rg.ru/2019/05/07/fz90-dok.html, дата обращения 10.10.2020). По нему 1 мая 2019 года были внесены изменения в ФЗ «О связи» и ФЗ «Об информации». Его идея: централизованное управление интернетом на территории России через государственное оборудование. Точки обмена трафиком вносятся в реестр, порядок включения определяется правительством РФ. Также создается национальная система доменных имен.

В марте 2019 журналист ИД «Коммерсант» Мария Карпенко была уволена за свой телеграм-канал «Ротонда». По мнению руководства ИД, контент канала противоречит редакционной политике издания. «Ироничной эту ситуацию делает то, что за неделю до увольнения жюри журналистской премии «Золотое перо» включило меня в шорт-лист сразу в двух номинациях. В номинации «Политика» - за публикации в «Коммерсанте», а в номинации «Новые медиа» -нас с Ксюшей Клочковой за «Ротонду», авторский телеграм-канал о петербургской политике. Объясняя, чем именно написанное в «Ротонде» вредит издательскому дому, Владимир Желонкин произнёс слова "активизм, несовместимый с журналистским статусом"», - написала Мария Карпенко на своей странице в Facebook (Мария Карпенко. Запись в Facebook: 19 марта 2019, 10:54, https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=2265907850356025&id=100008104963184, дата обращения 10.10.2020). Любопытно здесь наглядное смешение понятий профессиональный журналист и гражданский журналист, в том числе признание равенства их ролей журналистским сообществом.

Власть применяет попытки тотального контроля и подавления разными способами: частным образом это происходит через увольнения отдельных журналистов, иногда следом целые коллективы покидают редакции сами (примеры: добровольный уход журналистов из ИД «Коммерсант» в 2019 году после вмешательства собственника А. Усманова по поводу публикации о возможной отставке спикера Совфеда В. Матвиенко; уход редколлектива газеты «Ведомости» в 2020 году после смены собственника), массово это происходит через выпуск ужесточающих законов об информационной политике. По итогам анализа взаимосвязи между развитием коммуникационных технологий и гражданской активностью населения Р. Абдуллаев [1. С. 339343] приходит к выводам, что больший доступ к информации не ведет напрямую ни к увеличению политической активности, ни к большей гражданской вовлеченности, то есть онлайн-участие не заменяет традиционные формы участия. Однако интернет способствует большей политической активности тех, кто уже включен в гражданский активизм.

В 2020 безуспешные попытки блокировок Telegram были официально прекращены, годом ранее проходили сделки по перепродаже каналов, в некоторых случаях с переименованием и новым позиционированием. Отсутствие четкой редполитики делает гражданские СМИ менее доверительными, но уникальный контент по-прежнему притягивает новых пользователей.

Независимые журналистские расследования

Часть исследователей (А. А. Тертычный) считает, что вся журналистская деятельность делится на два главных направления - журналистика исследования и журналистика расследования. Исследователь работает с открытыми, доступными источниками информации, а расследователь ищет и изучает информацию закрытую или труднодоступную. Жанр журналистского расследования зародился в XIX веке в США. Разоблачителей из СМИ называли макрейкерами («разгребатели грязи»). В России первые признаки расследования появляются еще

в литературе (А. С. Пушкин «История Пугачева», А. П. Чехов «Остров Сахалин», В. Г. Короленко «Дело Бейлиса»), но встречались и в журналистике (В. А. Гиляровский). В журналистике расследование - аналитический жанр, предполагающий сбор информации ее тщательную обработку (проверку фактов, работу с документами и ряд теоретических методов: анализ, синтез, сопоставление и др.).

В информирующей советской журналистике жанр расследования был редкостью. Первые материалы о злоупотреблениях властью появились только в 1970-х годах в «Литературной газете» [11. С. 237-239]. В 1990-х годах жанр расследования начал применяться широко («Совершенно секретно», «Новая газета»), сегодня лишь отдельные СМИ занимаются расследовательской журналистикой по причине высокого риска последующих проблем разного рода - от закрытия СМИ до лишения журналиста свободы или жизни.

Сообщить неизвестное - главная задача журналистики вообще. Проблема российских СМИ в том, что власть отказывает в полноценном информировании, в итоге - массовая журналистика в основном или отражает то, что известно и так, или ограничивается направлениями повествовательного сообщения о происходящем и развлечения аудитории пропагандистскими ток-шоу. За происходящим во власти должна следить контролирующая журналистика. Не имея влияния, СМИ не могут называться «четвертой властью».

В классификации А. А. Тертычного [7] по темам расследования делятся на: политические, экономические, о коррупции, в сфере экологии, расследование исторических тайн, социально-бытовые. Журналистские расследования могут быть внутриредакционными или проведенными сторонними организациями и отдельными лицами. Также расследования бывают самостоятельные и заказные. Зависимость СМИ от состава акционеров, среди которых может быть государство или близкие к нему бизнес-структуры, обостряет вопрос независимости этих расследований. В сегодняшнем массмедийном поле независимыми можно назвать расследования журналистов «Новой газеты» и «Медузы». Остальные СМИ если и применяют расследовательский жанр, то чаще в социально-бытовых вопросах («КП», «МК»).

Сегодня сторонники социального контроля не обязательно представляют редакции, они могут быть и среди обычных граждан, расследуя самостоятельно преступления различного уровня. Пользуясь возможностями доступа в интернет и его многоканальности, общественные правозащитники поднимают важные темы, собирают трафик с нескольких площадок и заставляют власть реагировать.

Яркий пример независимых журналистских расследований демонстрирует российский оппозиционный политик, юрист и общественный деятель Алексей Навальный. Автор популярного канала на YouTube (3,9 млн подписчиков на август 2020), ранее топ кириллического «Живого журнала», на 7-м месте среди политических телеграм-каналов России (Российские Те^гат-каналы на тему «Политика», https://tgstat.ru/politics, дата обращения 10.10.2020). Темы его расследований: коррупция среди чиновников, незаконное обогащение, госзакупки, дискредитирующие связи между властью и бизнесом. Деятельность ведет через созданный им Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Шк.тйэ посредством сотрудников и волонтеров. Автор ряда гражданских интернет-проектов «РосПил» (схемы хищений из госбюджета), «РосЯма» (борьба с ямами на дорогах), «РосВыборы» (фальсификации при проведении выборных процедур), «РосЖКХ», Фонд поддержки демократических инициатив и др. «За десять лет из блогера «Живого журнала» Алексей Навальный превратился в хозяина собственной медиаимперии» (Юрченко В. Человек из интернета // Новая газета. 2018, № 17, 16 февраля, https://novayagazeta. ги/аг11С^/2018/02Л5/75520-Ле1оуек^^П;ег^а, дата обращения 10.10.2020). Журналистские расследования Навального принесли ему мировую известность, наиболее резонансными стали расследования о хищениях в ВТБ и Транснефти, документальные фильмы о генпрокуроре, председателе Правительства РФ и людях, близких к президентскому кругу. Автор мема «Партия жуликов и воров». Журналистика для Навального - средство достижения политических целей. Но у нее выраженный гражданский характер, она профессиональна по реализации (поиск и предоставление документов, интервьюирование свидетелей, железная система аргументации, тщательный фактчекинг) и диаметрально противоположна повестке СМИ российского реестра.

Расследовательская деятельность такого масштаба финансово затратна. Фонд Навального существует на средства от краудфандинга, у него много сторонников. Для организаций,

ориентированных на социальную проблематику, такой подход - частая практика. На гражданские пожертвования живет и расследовательская журналистика «Новой газеты».

Менее глобально, но достаточно резонансно выступает автор блога varlamov.ru журналист Илья Варламов (аудитория только YouTube-канала «varlamov» 1,66 млн, https://www.youtube.eom/c/ ivarlamov, дата обращения 10.10.2020). В поездках по городам России он оценивает инфраструктуру целиком или отдельных объектов, добывает информацию об объемах финансирования этих объектов, оценивает реализацию лично и сопоставляет увиденное с данными. В его отчетах о поездках просматриваются черты независимого журналистского расследования. Городские власти неоднократно были вынуждены отвечать на критику Варламова, а иногда и превентивно препятствовали его деятельности.

Гражданская журналистика и авторский YouTube-канал «вДудь» ставят на второе место в топе видоблогеров Юрия Дудя (РИАБ, рейтинг видеоблогеров http://riabloggers.ru/bloggers#vlogger, дата обращения 10.10.2020). Ранее журналист sports.ru, он получил известность благодаря своему авторскому видеоблогу и теперь с его помощью затрагивает резонансные общественно значимые темы, снимает фильмы, высказывается в разных соцсетях. Нет, он не меняет роли журналиста и блогера, а скорее совмещает их в зависимости от цели материала, но во всех форматах он полноценно конкурирует с большими СМИ и другими авторами. Это может быть большой фильм про Беслан или Колыму (20 млн просмотров), а может быть короткий пост в Instagram (4,1 млн подписчиков).

Сравнительно новый жанр в российском медиаполе - пранк-журналистика (от англ. prank -«розыгрыш, шутка, выходка») [6. С. 361-370]. Она не является аналитической, но с журналистским расследованием сближает использование метода включенного наблюдения, когда расследователь скрывает свою личность. Особенность жанра - получение информации, которую невозможно достать традиционными способами. Лица, практикующие пранк, называются пранкерами. Самые известные пранкеры в России - Владимир Кузнецов и Алексей Столяров, более знакомые под никами Вован и Лексус. Они разыгрывают знаменитостей, обычно политиков и звезд шоу-бизнеса, делая им прямые звонки и представляясь другими известными персонами. Играя роли, телефонные хулиганы иногда получают любопытные ответы на общественно значимые вопросы. Они разыгрывали президента Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Крейга Риди и главу Американского антидопингового агентства (ЮСАДА) Трэвиса Тайгарта, обсудив с ними антидопинговую кампанию против России. Беседовали с министром иностранных дел Великобритании Борисом Джонсоном, задавая ему вопросы про санкции, использование химического оружия в Солсбери и в Сирии, за что подверглись критике британского МИДа. Звонили президенту Франции Эммануэлю Макрону от имени президента Украины Владимира Зеленского. Общались с лидером венесуэльской оппозиции Хуаном Гуаидо (спецпредставитель США по Венесуэле) от имени президента Швейцарии Ули Маурера. В звонке американскому журналисту газеты Washington Examiner Тому Рогану, предлагавшему взорвать Крымский мост, пранкер представился министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. Впоследствии материалы пранкеров про блокаду Крыма украинской стороной были приобщены к уголовному делу в отношении инициаторов блокады (Темендарова Э. Внешняя политика розыгрышей // Аргументы недели - Крым. 09.10.2017, https://an-crimea.ru/page/news/160771, дата обращения 10.10.2020). Владимир Кузнецов считает себя основателем пранк-журналистики.

Некоторые пранкеры ставят социальные эксперименты, разыгрывая сцены на улицах (например, потерялся ребенок или некто потерял кошелек). В Москве орудуют пранкеры Артём Французов, Никита Рождественский, Филипп Чекунов и Евгений Андреев (канал ChebuRussiaTV). Своеобразные социологические исследования на камеру проводят пранкеры из Санкт-Петербурга Николай Соболев и Гурам Нармания (проект «Ракамакафо», Николай Соболев входит в топ видеоблогеров Рунета по данным РИАБ, рейтинг видеоблогеров http:// riabloggers.ru/bloggers#vlogger, дата обращения 10.10.2020). В Перми известны пранкеры из группы «Угор». По содержанию сцен это тест граждан на бдительность, большинство пранков все же юмористические. Хотя личности Вована и Лексуса заинтересовали СМИ настолько, что в итоге они стали вести на НТВ передачу «Звонок». В 2016 году в издании «Собеседник» вышло расследование журналистки Елены Мильчановской, которая разыграла самих Вована и Лексуса, выяснив, что они готовы выполнять пранки по госзаказу (Мильчановска Е. Лексус и

Вован на службе у Кремля. Как «Собеседник» обманул пранкеров // Собеседник. 11 апреля 2016, https://sobesednik.ru/rassledovanie/20160411-leksus-i-vovan-na-sluzhbe-u-kremlya-kak-sobesednik-obmanul, дата обращения 10.10.2020). Это обстоятельство переводит журналистское пранк-расследование из независимого в зависимые и превращает из гражданского в политический инструмент.

Среди мировых организаций, объединяющих СМИ и отдельных репортеров, известны Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), Проект по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP - Organized Crime and Corruption Reporting Project), Глобальная сеть журналистов-расследователей (GIJN). Команды OCCRP и «Новой газеты» объединялись для расследования, связанного с питерской «фабрикой троллей» - так было названо интернет-агентство по производству прокремлевского контента в интернете. Случай является примером, когда профессиональная журналистика расследует недобросовестную гражданскую citizen-журналистику.

User-generated content - объект внимания расследователей XXI века. Видеозаписи и рассказы бывших заложников Театрального центра на Дубровке впоследствии легли в основу британского документального фильма «Норд-Ост», запрещенного к показу в России (Рублев С. Гражданская журналистика на службе интересов общества // Lenta.ru. 18 мая 2005, https://lenta.ru/ articles/2005/05/17/blogs/, дата обращения 10.10.2020).

Для объединения потенциала профессиональной и гражданской журналистики создано Содружество журналистов-расследователей Fond 19/29 (foundation19-29.com). Директор Содружества Григорий Пасько в 2009 году выступил одним из организаторов первой в России школы блогеров (совместный проект Фонда защиты гласности и Центра журналистского образования (США). Его соучредитель Галина Сидорова также колумнист и автор расследований для «Радио Свобода».

Независимые общественные медиа и гражданские платформы

В новейшей истории российских массмедиа развилось такое явление, как независимые общественные СМИ (по факту официальным статусом СМИ не всегда обладающие). Они функционируют или на средства читателей, или на средства от рекламы с небольшого, но целевого трафика. Например, медиаартель «Мамихлапинатана» artel.media - это независимый издательский дом на базе объединенной команды журналистов и медиаменеджеров с собственными коллективными проектами. В артель входит самиздат «Батенька, да вы трансформер», интернет-радио «Глаголев FM», новостной портал Breaking Mad, издательство и литературный журнал «Носорог», арт-пространство «Рихтер» и даже компьютерная игра. Выпуская собственные СМИ (а еще книги и документальное кино), проект предлагает маркетинговые услуги по созданию медиа любого формата для коммерческих целей. В рыночную экономику это достаточно стабильный источник дохода. СМИ о культуре и обществе Colta.ru (до 2012 года - общественно-политический портал OpenSpace.ru) - общественное, было запущено на средства сотрудников, затем финансировалось по модели краудфандинга, а сегодня существует за счет трех источников: помощи читателей, Попечительского совета и партнерских проектов. Ни государственного, ни единого частного владельца у «Кольты» нет, что и делает ее свободной.

Краудфандинговые схемы работают. За счет гражданских взносов живет проект «Журналистика без посредников» Аркадия Бабченко (при том, что сам он находится не в России и придерживается антироссийских взглядов), по этой же схеме работает оппозиционный Саша Сотник (проекты Politvestnik, Sotnik-TV), постоянно сбор ведется на сайтах проектов Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Помимо авторских ресурсов гражданского общества существуют различные фонды, школы и коллективные издания.

Объединившись вокруг идеи модернизации страны и укрепления демократических институтов, экспертным сообществом был создан Комитет гражданских инициатив (КГИ) komitetgi.ru. При участии КГИ основан фонд «Медиастандарт», одним из проектов которого стала «Школа гражданской журналистики». Для участия в проекте журналистский опыт не обязателен. Слушателей Школы обучают технологиям работы с информацией и профессиональным этическим стандартам. КГИ также поддерживается Фондом развития гражданских инициатив «Диалог» (ранее назывался «Фонд Кудрина по развитию гражданских инициатив») - некоммерческая организация на средства пожертвований от коммерческих компаний.

После вступления в силу Федерального закона от 28.07.2012 № 139-Ф3 и создания единого реестра доменных имен и запрещенных сайтов появился общественный проект «Роскомсвобода» roskomsvoboda.org для информирования общества о госполитике в области интернета и противодействию цензуре в Сети. Проект пропагандирует идеи свободы информации и оказывает помощь неправомерно заблокированным ресурсам.

Сайт гражданского общества Civitas.ru выпускает вестник гражданского общества vestnikcivitas.ru. На Дальнем Востоке в 2014 году появилось первое региональное социальное СМИ «Гражданские медиа» civilmedia.ru для информационной поддержки некоммерческих организаций, которым не хватает инфоподдержки от СМИ. Деятельность «Гражданских медиа» развивается в трех направлениях работы: со студентами факультета журналистики, с профессиональными журналистами и с некоммерческими организациями (Иванушкин Г. «Гражданские медиа»: как объединить студентов, журналистов и НКО // Агентство Социальной Информации. 30.04.2019, https://www.asi.org.ru/artide/2019/04/30/nko-informatsionnaya-podderzhka/, дата обращения 10.10.2020).

Издательская онлайн-платформа medium.com (разработана в 2012 году соучредителем «Твиттера», принадлежит Medium Corporation, США) может служить примером эволюционирующей социальной журналистики - в ней сочетаются блоги популярных авторов, ленты профессионалов и любительские публикации. Слоган сайта: «Добро пожаловать в Medium, где слова имеют значение». Блог-платформа предназначена для лонгридов, как и «ЖЖ».

Международный проект Global Voices (в России ru.globalvoices.org) - глобальное сообщество блогеров, журналистов, переводчиков, ученых и правозащитников, пишущих на разных языках. У сообщества есть отдельный проект Advox по защите свободы слова в интернете и людей, которые его используют в общественных интересах. Существует за счет волонтеров среди участников.

Подобных сообществ в сети становится все больше. Все эти гражданские инициативы являются частью медиасистемы и дополняют несовершенные традиционные частно-государственные СМИ (см. Рисунок 1).

Гражданские активисты, аналитики, расследователи

(civic) i

Независимые общественные СМИ (Colta.ru, Ridus.ru)

Независимые гражданские организации: фонды, общества, школы, политические блогеры (Алексей Навальный, Борис Рожин, пранкеры)

Любительская журналистика

Некоторые СМИ, обычно с оппозиционным характером (оНовая Газета», «Медуза»)

Некоторые теле грам-каналы Отдельные рубрики в массовых (конспирологм) СМИ («РБК», «КП», «МКи, «АиФ»)

Илья Варламов (varlamov.ru)

ЮрийДудь (канал «вДудь»)

П рофес с ио н ал ь ная журналистика (СМИ)

Блогеры разной тематики; рядовые пользователи соцсетей (UGC)

Некоторые тепеграм-каналы (инсайдеры)

Большинство СМИ (посСМИ — все)

Информаторы, наблюдатели, очевидцы в текущем режиме (citizen)

Рис. 1. Распределение источников информации по характеру информационной активности и

принадлежности к профессии

Теперь гражданский вектор направлен не от любителей к профессионалам, а внутри разных полюсов новой журналистики. Гражданское направление в развитии массмедиа в большей степени отвечает истинному предназначению журналистики как профессии. Президент

российского Фонда защиты гласности Алексей Симонов на встрече с саратовскими студентами однажды сказал: «Вся журналистика должна быть гражданской» [3]. Принципы гражданской журналистики должны лежать в основе деятельности любого СМИ.

Выводы

Персональный журнализм новейшего времени наблюдается уже не только в редакциях СМИ, а в личных блогах и каналах. На общественное мнение начинают влиять отдельные люди, лидеры мнений, представители любых профессий и интересов.

Если делить всю профессиональную журналистику на информирующую и исследующую, то мы наблюдаем, как из официальной российской повестки вытесняется расследовательский жанр.

Внутри гражданской журналистики авторов также возможно классифицировать на информаторов (ближе к citizen journalism) и расследователей (civic journalism).

В расследовательском жанре СМИ на стороне свободы и гласности сближаются с гражданскими журналистами. Их объединяют общие цели и понятия - всестороннее освещение событий, социальная ответственность, стремление к демократической основе общественного устройства.

Таким образом, происходит компенсаторное замещение ролей в медиасистеме: функции исследовательской журналистики берут на себя независимые авторы, блогеры, а информаторская деятельность в какой-то степени уравнивает профессиональных журналистов и гражданских, технически становясь возможностью для каждого. Новые общественные медиа, созданные на базе коллективного или частного меценатства, конкурируют с платформами гражданской журналистики за читательский трафик.

Размытие границ между профессионалами и любителями закрепляет место и роль гражданской журналистики в российском медиаполе. Строгое соблюдение стандартов и солидарность с этическими журналистскими принципами выводит гражданскую журналистику на качественно новый, профессиональный уровень.

Список литературы

1. Абдуллаев, Р. А. Интернет, гражданское общество и политическое участие граждан / Р. А. Абдуллаев. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2. - Ч. 1. - С. 339-343.

2. Бобков, А. К. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. - Иркутск : Иркутский университет, 2005. - 96 с. - Текст : непосредственный.

3. Болкунов, А. Н. Гражданская журналистика в учебной газете: Учебно-методическое пособие / Под. ред. проф. В.В. Прозорова / А. Н. Болкунов. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - 52 с. - Текст : непосредственный.

4. Дзялошинский, И. Без решения проблем с доступом к информации гражданское общество построить невозможно / И. Дзялошинский. - Текст : непосредственный // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний. Институт гуманитарных коммуникаций / Отв. за вып. М. Дзялошинская. - Москва : Ин-т гуманитарных коммуникаций, 2000. - 37 с.

5. Свитич, Л. Г. Профессия журналист / Л. Г. Свитич. - Москва : Аспект-Пресс, 2003. -256 с. - Текст : непосредственный.

6. Суходолов, А. П. Пранк-журналистика как новый жанр в российском информационном пространстве / А. П. Суходолов, Е. С. Кудлик, А. Б. Антонова. - Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 361-370.

7. Тертычный, А. А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 352 с. - Текст : непосредственный.

8. Тимофеева, Г. Л. Сетевая публицистика как явление персонального журнализма / Г. Л. Тимофеева. - Текст : электронный // RELGA. - 2012. - № 2 (240). - 1 февраля. - URL: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3121&level1=main&level2=articl es (дата обращения: 10.10.2020).

9. Трофимова, И. А. Влияние социальных медиа на информационную повестку / И. А. Трофимова. - Текст : непосредственный // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации» 11-13 мая 2017 г. - Воронеж: Ф-т журн. ВГУ, 2017. - Ч. 1 / Под общ.

ред. проф. В. В. Тулупова. - С. 147-150. - URL: http://www.science.vsu.ru/files/conf_747_0.pdf (дата обращения: 10.10.2020)

10. Хлебникова, Н. В. Гражданская журналистика: к истории становления термина / Н. В. Хлебникова. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2011. - № 3. - URL: http://www. mediascope.ru/node/896 (дата обращения: 10.10.2020).

11. Шиблева, Н. А. Жанр журналистского расследования и его функционирование в российских газетах / Н. А. Шиблева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2011. -№ 2. - Т. 1. - С. 237-239.

MODERN RUSSIAN CIVIC AND CITIZEN JOURNALISM AND ITS PLACE IN MEDIA

Trofimova I. A., Voronezh State University, Voronezh, [email protected]

Non-professional journalism in Russia is perceived in two ways. On the one hand, there is a certain community of Internet users who generate content and publish it by free technical means - they are called citizen journalists. On the other hand, there are concerned social activists who use the Internet as an open media for mass coverage of events and discussions on problems - they are civic journalists, researchers. The phenomenon ofcivic journalism is opposed to professional journalism and the activities of media editors. The Russian agenda is subject to rules that, until imposed by the law, do not apply to blogs. The tendency to silence, ignore acute social issues by professional journalists makes civil journalism step out. The article considers historical changes in Russian journalism of2005-2020 in its evolution with examples. Now professionals and amateurs with intersecting audiences and topics are equal players within a common media system.

Keywords: journalism, civic journalism, citizen journalism, blogging, UGC, new media, media system.

References

1. Abdullayev, R. A. (2014). Internet, grazhdanskoe obshchestvo i politicheskoe uchastie grazhdan [Internet, civil society and political participation of citizens]. Bulletin of Nizhny NovgorodLobachevsky University [Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo], 2, part 1, pp. 339-343. (In Russ.)

2. Bobkov, A. K. (2005). Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista: ucheb. posobie [Fundamentals of the journalist's creative activity: textbook]. Irkutsk, Irkutsk University. 96 p. (In Russ).

3. Bolkunov, A. N. (2000). In V. V. Prozorov (ed.) Grazhdanskaya zhurnalistika v uchebnoj gazete: Uchebno-metodicheskoe posobie [Civil journalism in the educational newspaper: Educational and methodological manual]. Saratov, Publishing House of Saratov University, 52 p. (In Russ.).

4. Dzialoshinsky, I. (2000). Bez resheniya problem s dostupom k informacii grazhdanskoe obshchestvo postroit' nevozmozhno [Without solving problems with access to information, civil society cannot be built]. Rol'pressy v formirovanii v Rossii grazhdanskogo obshchestva. Den'segodnyashnij [The role of the press in the formation of civil society in Russia. Today]. Moscow, Institute for Humanitarian Communications, 37 p. (In Russ.).

5. Svitich, L. G. (2003). Professiya zhurnalist [Profession journalist]. Moscow: Aspect-Press. 256 p. (In Russ.).

6. Sukhodolov, A. P., Kudlik, E. S. & Antonova, A. B. (2018). Prank-zhurnalistika kak novyj zhanr v rossijskom informacionnom prostranstve [Prank-journalism as a new genre in the Russian information space]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], Vol. 7, № 3. Pp. 361-370. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tertychny, A. A. (2002). Rassledovatel'skaya zhurnalistika: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Investigative journalism: A textbook for universities]. Moscow: Aspect Press. 352 p. (In Russ.).

8. Timofeeva, G. L. (2012). Setevaya publicistika kak yavlenie personal'nogo zhurnalizma [Network journalism as a phenomenon of personal journalism]. RELGA magazine [RELGA], 2 (240), February 1. Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=3121&level1=main&level2=articles (accessed: 10.10.2020). (In Russ.).

9. Trofimova, I. A. (2017). In V. V. Tulupov (ed.) Vliyanie social'nyh media na informacionnuyu povestku [Influence of social media on the information agenda]. Conf. "Problems of mass communication", 11-13 May. Voronezh: F-ty of journ. Voronezh St. Univ. Vol. 1. Pp. 147-150. (In Russian). Available at: http://www.science.vsu.ru/files/conf_747_0.pdf (accessed: 10.10.2020)

10. Khlebnikova, N. V. (2011). Grazhdanskaya zhurnalistika: k istorii stanovleniya termina [Civil journalism: to the history of the formation of the term].Mediascop [Mediascope], 3. Available at: http:// www.mediascope.ru/node/896 (accessed: 10.10.2020). (In Russ).

11. Shibleva, N. A. (2011). Zhanr zhurnalistskogo rassledovaniya i ego funkcionirovanie v rossijskih gazetah [Genre of journalistic investigation and its functioning in Russian newspapers]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2, Vol. 1. Pp. 237-239. (In Russ.).

Трофимова Ирина Александровна, исследователь, преподаватель-исследователь, преподаватель кафедры журналистики и литературы факультета журналистики Воронежского государственного университета.

[email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Трофимова И. А. Гражданская журналистика России новейшего времени и ее место в структуре медиаполя // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 170-179. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10419.

Trofimova I. A. Modern Russian civic and citizen journalism and its place in media // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 170-179. DOI: 10.24411/2070-0695-202010419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.