А.А. ГРАБЕЛЬНИКОВ доктор исторических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского униерситета дружбы народов*
В.Д. САВЕНКОВ аспирант кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов
Аудитория как субъект гражданской журналистики
В числе достижений новых компьютерных технологий называют интерактивность - возможность диалога между субъектом и объектом информационного процесса или, другими словами, между редакционным коллективом и аудиторией. Раньше, как известно, этот процесс был однонаправленным - от источника к приемнику информации. Читатели, слушатели, зрители были в основном пассивными потребителями транслируемой информации. Сейчас они имеют возможность вступить в контакт с ее источником, прокомментировать ее, высказать свою точку зрения, возразить, предложить собственное видение ситуации или проблемы. Бывает, что комментарии читателей к статье профессионального журналиста гораздо глубже и интереснее, так как они написаны специалистами в данной сфере. Это новый этап во взаимодействии участников информационного процесса, когда субъектно-объектные отношения переходят в субъектно-субъектные. То есть аудитория уходит от прежнего пассивного потребления информации и становится (через своих наиболее активных и компетентных представителей) субъектом журналистики, производящим общественно значимую информацию, расширяющую познание окружающей действительности.
Интерактивность пришла вовремя. За прошедшие постсоветские десятилетия владельцам традиционных СМИ удалось отучить аудиторию от активного участия в жизни общества через средства массовой информации. Многие
* Грабельников Александр Анатольевич, e-mail: [email protected]
газеты не публикуют писем читателей и вообще не вступают с ними в переписку. Свобода многих СМИ для аудитории сегодня нередко заключается в их полном освобождении от выражения интересов населения, в манипулировании его сознанием в собственных целях. В результате наблюдается падение год от года доверия аудитории к отечественным СМИ, что регулярно показывают социологические опросы.
Вытесненная из СМИ активная часть аудитории переместилась в новую информационную среду и заняла свое место в блогосфере и социальных сетях. Расширение интернет-технологий, увлечение пользователей созданием собственных электронных дневников и страниц, которые рассчитаны на публичную сферу, внешнюю читательскую аудиторию, вызвали на Западе, где это явление возникло раньше, чем в России, целое направление в деятельности массовой информации, получившее название гражданской журналистики.
Концепция гражданской журналистики основана на том, что граждане «играют активную роль в процесс сбора, передачи, анализа и распространения новостей и информации»1. Кортни Радш определял гражданскую журналистику «как альтернативную и активистскую форму сбора и передачи новостей, которая функционирует за пределами основных медиаучреждений, часто в ответ на недостатки в профессиональной журналистской деятельности. [Гражданская журналистика] использует похожие журналистские практики, но определяется разными целями и идеалами и опирается на другие, чем традиционная или общеобразовательная журналистика, источники легитимности»2. Джей Розен предлагал более простое определение, где гражданская журналистика -это процесс, «когда люди, ранее выступавшие в роли аудитории, используют медиаинструменты, которыми они располагают, чтобы информировать друг друга»3.
1 Bowman S. and Willis C. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. // The Media Center at the American Press Institute. URL: http://www.hypergene.net/wemedia/weblog.php (дата обращения: 24.03.2018).
2 Radsch C. The Revolutions will be Blogged: Cyberactivism and the 4th Estate in Egypt. 2013.
3 A Most Useful Definition of Citizen Journalism by Jay Rosen // Press Think URL: http://archive.pressthink.org/2008/07/14/a_most_useful_d.html (дата обращения: 25.04.2018).
Гражданскую журналистику (citizen journalism) не следует путать с публичной журналистикой (civic journalism). Первая обозначает непрофессиональную журналистику, осуществляемую людьми, обычно относящимися к аудитории. Второе понятие связано с журналистикой общественной, существующей ради отражения взглядов и продвижения интересов граждан страны.
Как неоднократно отмечалось в работах российских авторов, отечественные исследователи имеют в виду разные явления при употреблении термина «гражданская журналистика». С одной стороны, речь идет о направлении в журналистике, содействующем развитию общественного участия и гражданской активности. И.Г. Фомичева пишет, что немецкий исследователь Ю. Хабермас вызвал интерес к практике принятия решений по результатам общественных дебатов, и это привлекло внимание в последней трети прошлого века к проблеме СМИ как канала демократии и к представлениям о гражданской журналистике как о деятельности, призванной не только освещать жизнь общества в его интересах, но и втягивать в этот процесс представителей самых разных слоев1. С другой стороны, согласно А.И. Верховской, в центре гражданской журналистики должна быть личность, получающая массовую информацию в целях самоопределения, умеющая соотнести свои интересы с интересами других людей2. А.Г. Качкаева, проводя сравнение современного телевидения и ТВ 1990-х гг., пишет, что телевидение прошлого десятилетия было более гражданским, журналисты не только являлись персонажами тусовки, но и не переставали оставаться членами социума3. В подобном же ключе используют понятие «гражданская журналистика» и О.А. Евтуш, Г.А. Чевозерова, О.П. Чернега4.
1 Фомичева И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011, № 1, с. 31.
2 Верховская А.И. На пути к гражданскому обществу: проблемы трансформации СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества / Под ред. А.И. Верховской. М., 2010, с. 107.
3 Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения: последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010, № 6, с. 46.
4 Евтуш О.А. Гражданская журналистика как тип коммуникативной стратегии региональной прессы // Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство. Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 21 мая 2009 г. / Под ред. О.П. Чернеги. Барнаул, 2009, с. 78-87; Чернега О.П.
Гражданская журналистика - это особая форма как средств массовой информации, так и контента, создаваемого пользователями. Сопоставляя термин «гражданин» с его сопутствующими качествами гражданственности и социальной ответственности, с учетом «журналистики», которая относится к определенной профессии, Кортни Радш утверждает, что этот термин лучше всего описывает конкретную форму онлайн и цифровой журналистики, выполняемой любителями, поскольку он подчеркивает связь между практикой журналистики и ее отношением к политической и общественной сфере1.
Новые медиатехнологии в дополнение к растущей распространенности сотовых телефонов сделали гражданскую журналистику более доступной для людей во всем мире. Граждане часто могут сообщать о новостях быстрее, чем профессиональные репортеры. Известными примерами этому являются землетрясение на Гаити в 2010 г., арабская весна, движение «Захват Уолл-стрит», протесты 2013 г. в Турции, события Евромайдана в Киеве, волнения в Фер-гюсоне в 2014 г. и прочие2.
Критики этого феномена, в том числе профессиональные журналисты и новостные организации, утверждают, что гражданская журналистика недостаточно регулируется, слишком субъективна, самодеятельна и беспорядочна по своему качеству и охвату.
Гражданская журналистика как форма альтернативных СМИ представляет собой «радикальный вызов профессионализированной и институционализированной практике основных средств массовой информации»3. По словам Терри Флю, в подъеме гражданской журналистики ключевыми стали три элемента: открытая публикация, совместное редак-
Гражданская журналистика: характерные черты и методы // Социальная журналистика: профессия и позиция. М., 2005, с. 29-35.
1 Deutsch K.K., Radsch C.C. Adapting Concepts of Media Freedom to a Changing Media Environment: Incorporating New Media and Citizen Journalism into the Freedom of the Press Index // ESSACHESS Journal for Communication Studies. 2012, № 5.
2 Gilardi F. How Digital Democracy is Changing Democracy And Its Study // Digital Democracy. 2016, р. 1-5.
What is 'Alternative' Journalism? by Chris Atton // Sage Journals URL: http://journals.sagepub.eom/doi/abs/10.1177/14648849030043001 (дата обращения: 27.03.2018).
тирование и распределенный контент . Марк Глейзер, независимый журналист, который часто пишет о новых проблемах со СМИ, заявил: «Идея гражданской журналистики заключается в том, что люди без профессиональной журналистской подготовки могут использовать инструменты современных технологий и глобальное распространение интернета для создания, дополнения или проверки фактов, публикуемых средствами массовой информации, самостоятельно или в сотрудничестве с другими. Например, вы можете написать о собрании городского совета в своем блоге или на онлайн-форуме. Или вы можете проверить газетную статью из основных СМИ и указать на фактические ошибки или ее предвзятость в своем блоге. Или вы можете сделать цифровую фотографию новостного события, происходящего в вашем городе, и опубликовать его в интернете. Или вы можете записать на видео подобный случай и опубликовать его на сайте (таком как YouTube)»2.
В работе «Что такое публичная журналистика?» Д. Ласи-ка классифицирует средства массовой информации для гражданской журналистики по следующим типам:
- участие аудитории (например, комментарии пользователей к новостям, личные блоги, фотографии или видеоматериалы, снятые персональными мобильными камерами, или местные новости, написанные местными жителями);
- независимые новости и информационные веб-сайты (Consumer Reports, Drudge Report);
- полноценные сайты совместного участия ( NowPublic, OhmyNews, DigitalJournal.com, GroundReport);
- совместные и вспомогательные медиасайты (Slashdot, Kuro5hin, Newsvine);
- другие виды «тонких медиа» (списки рассылки, электронные бюллетени);
- персональные радиовещательные сайты (такие видеосайты, как KenRadio)3.
1 Flew T. New Media: An Introduction. Oxford University Press, 2008. 304 с.
2 Your Guide to Citizen Journalism by Mark Glaser // Mediashift URL: http://mediashift.org/2006/09/your-guide-to-citizen-joumalism270/ (дата обращения: 25.03.2018).
3 What is Participatory Journalism? by J.D. Lasica // Online Journalism Review URL: http://www.ojr.org/ojr/workplace/1060217106.php (дата обращения: 25.03.2018).
Публикации, относящиеся к гражданской, альтернативной и публичной журналистике, чаще всего возникают в демократическом контексте и теоретически объясняются как реакция на корпоративные средства массовой информации.
Некоторые ученые стремились расширить изучение гражданской журналистики за пределы западных развитых стран, в том числе Сильвия Морецсон1, и Клеменсия Род-ригес . По мнению Кортни Радш, также рассматривавшей гражданскую журналистику за пределами Запада, «в арабском мире гражданские журналисты стали авангардом новых социальных движений, направленных на продвижение прав человека и демократических ценностей»3. Гражданскими журналистами часто называют лиц, не занимающихся журналистикой профессионально и поставляющих новости через свои блоги или веб - сайты 4.
Как видим, гражданская журналистика и гражданские журналисты напрямую связаны и порождены цифровой журналистикой. Абсолютного же консенсуса относительно того, что составляет цифровую журналистику, нет. Му Лин утверждает, что «интернет и мобильные платформы требуют от нас наличия свободного мышления для всеохватывающего производственного подхода - сначала создайте (цифровой) контент, а затем распространите его через соответствующие платформы»5. Для некоторых редакций достаточным считается копирование содержимого печатной издания в онлайн-версии, в то время как другие требуют контент, созданный с помощью уникальных функций цифровой среды, таких как гипертекстовость, мультимедий-ность и интерактивность6.
1 Moretzsohn S. "Citizen journalism" and the myth of redemptive technology // Brazilian Journalism Research. 2006, № 2.
2 Rodrigues C. Fissures in the Mediascape: An International Study of Citizens' Media. Hampton Press, 2001.
3 Radsch C. Arab bloggers as citizen journalists (Transnational) // Downing J., Encyclopedia of social movement media.. SAGE Publications, 2011, с. 62-65.
4 Алексеева А. От веблогов к «народной журналистике»: путь к новым «коллективным» медиа // Меди@льманах. 2006, № 5, с. 12-16.
5 A primer for journalism students: What is digital-first strategy? // MulinBlog: A digital journalism blog URL: http://www.mulinblog.com/what-is-digital-first-media-a-primer-for-journalism-students/ (дата обращения: 27.03.2018).
6 Gascón F, Francesc J. Multimedia, digital press and journalistic genres in Catalonia and in Spain: an empirical analysis // Communication Studies Journal. 2010, № 7, с. 81-95.
Одним из отличий цифровой журналистики от традиционной является измененная роль репортера по отношению к аудитории и новостным организациям1. Ожидания общества в отношении мгновенности доступа к информации были важны для эволюции цифровой журналистики2.
Гражданская журналистика непосредственно связана и с понятием «социальные медиа». Согласно общему определению, «социальные медиа - это совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент. Другими словами, это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети»3.
Специалисты отмечают следующие четыре параметра, характерные для социальных медиа.
Социальные медиа - это интерактивные интернет-приложения Web 2.0.
Пользовательский контент (такой как текстовые сообщения (посты) или комментарии, цифровые фотографии или видеоролики и данные, полученные с помощью всех онлайновых взаимодействий) является жизненной основой социальных сетей.
Пользователи создают профили для конкретного вебсайта или приложения, которые разрабатываются и поддерживаются организацией социальных сетей.
Социальные медиа способствуют развитию онлайн-социальных сетей путем подключения профиля пользователя к профилю других лиц или групп4.
Пользователи обычно получают доступ к службам социальных сетей через веб-технологии на настольных компьютерах и ноутбуках или загружают приложения, предлагающие функциональные возможности социальных сетей, на свои
1 Wall M. Blogs of war: Weblogs as news // Journalism. 2005, № 6, с. 153-172.
2 Kawamoto K. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism. Rowman & Littlefield, 2003.
3 Социальные медиа // Seopult URL: https://seopult.ru/library/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0% BB%D1 %8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0% B8%D0%B0 (дата обращения: 28.03.2018).
4 Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007, № 13, р. 210-230; Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media // Business Horizons. 2010, № 53, р. 61.
мобильные устройства (например, на смартфоны и планшетные компьютеры). При взаимодействии с этими службами пользователи создают интерактивные платформы, через которые отдельные лица, сообщества и организации могут делиться, совместно создавать, обсуждать и изменять собственный контент, или готовый контент, размещенный в интернете. Они вносят существенные и повсеместные изменения в общение между предприятиями, организациями, сообществами и отдельными лицами1.
Социальные медиа меняют способ общения людей и крупных организаций. Эти изменения находятся в центре внимания новых областей исследований медиатехнологов. Социальные медиа отличаются от бумажных (например, журналов и газет) или традиционных электронных средств массовой информации, таких как радио- и телевещание, по многим параметрам (включая качество, доступность, частоту, интерактивность, удобство использования, непосредственность и постоянство).
Социальные медиа работают в диалогической системе передачи (многие источники для многих приемников)2. Это контрастирует с традиционными средствами массовой информации, которые работают в рамках модели монологической передачи (один источник для многих приемников). Некоторые из самых популярных веб-сайтов в социальных сетях - Baidu Tieba, Facebook (и связанный с ним Facebook Messenger), Gab, Google+, Myspace, Instagram, LinkedIn, Pinterest, Snapchat, Tumblr, Twitter, Viber, VK, WeChat, Wei-bo, WhatsApp и Wikia3.
Социальные медиа существуют в различных формах, включая блоги, бизнес-сети, корпоративные социальные сети, форумы, микроблоги, обмен фотографиями, обзор продуктов и услуг, социальные игры, социальные сети, совместное использование видео и виртуальные миры4.
1 Kietzmann J.H., Hermkens K. Social media? Get serious! Understanding the functional building blocks of social media // Business Horizons. 2011, № 54, р. 241-251.
2 Pavlik J.V., McIntosh S. Converging Media: A New Introduction to Mass Communication. 4 изд. Oxford University Press, 2014.
3 Top 15 Most Popular Social Networking Sites and Apps [May 2018] // Dreamgrow URL: https://www.dreamgrow.com/top-15-most-popular-social-networking-sites/ (дата обращения: 30.03.2018).
4 Aichner T, Jacob F. Measuring the Degree of Corporate Social Media Use // International Journal of Market Research. 2015, № 57, с. 257-275.
Как следует из сказанного, гражданская журналистика становится серьезным конкурентом традиционным СМИ. Те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-ресурсов по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит. За эту информацию не надо платить. Правда, те, кто ее распространяют, как правило, и не несут особой ответственности и на это следует делать скидку.
Социальные медиа активно разрушают монополию профессиональных журналистов на трактовку тех или иных событий. Многие читатели предпочитают узнавать новости не из традиционных СМИ, а из блогов или из интернет-форумов, где авторы не зависят от владельцев изданий, требующих проводить определенную политику, высказывать определенную точку зрения.
С помощью новых технологий аудитория получила возможность наравне с профессиональными журналистами оказывать определенное воздействие на общественное сознание, влиять на общественное мнение. Это способствует развитию гражданской активности населения, построению гражданского общества. Разрушая монополизм традиционных СМИ на освещение и трактовку тех или иных явлений, аудитория как субъект журналистики заставляет массмедиа искать новые пути к сохранению и укреплению своих позиций в обществе, повышать конкурентоспособность и качество своей информационной продукции. Можно сказать, что принцип народности получил с помощью инернет-технологий второе дыхание.
В годы советской власти студенты факультетов журналистики в обязательном порядке изучали принципы партийно-советской журналистики, в числе которых наряду с партийностью, идейностью, правдивостью, массовостью, критикой и самокритикой значилась и народность. Под ней
1
подразумевалось широкое участие трудящихся в печати , защита интересов народа, доступность публикаций массам, написанных народным, популярным языком2. Принцип на-
1 Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971, с. 32.
2 Прохоров Е.П. Введение в журналистику: Учебно-метод. пособие. М., 1978, с. 45-46.
родности показывает, писали исследователи, что пресса сплачивает народ и выражает его интересы, используя для этого все свои возможности и жанры; пресса создается для народа и при самом активном его участии1. Этот принцип советские исследователи журналистики тесно связывали с принципом массовости, который проявлялся в широком участии масс в деятельности журналистики - корреспондировании в СМИ, развитии рабселькоровского движения, сотрудничества авторов с редакциями на общественных началах в качестве внештатных корреспондентов .
Однако с приходом либеральных демократов к власти в 1991 г. количество СМИ, через которые население принимало участие в управленческой практике, стало сокращаться. На перераспределенных финансах, технологических мощностях возникли многочисленные частные издания, радио- и телепрограммы, целью которых не ставилось обсуждение с народом общественных проблем. Причем, это касается не информационно-коммерческих изданий, которые создаются для бизнеса на рекламе и легком чтиве, а серьезных, качественных газет и журналов, в чьих интересах необходимо знать мнение населения страны. Тем не менее, они не проявляли большого интереса к письмам и откликам читателей и вообще к отражению мнений, отличных от их точки зрения. Здесь в ходу снова стал давний дореволюционный принцип: наше дело - пописывать, а ваше дело почитывать.
Поэтому блогосфера и социальные сети в интернете стали тем информационным полем, на котором взошли всходы давно посеянных семян участия аудитории в деятельности СМИ. Особенно бурно это развивалось в социальных сетях, диапазон которых заметно расширился. Социальные сети в России пользовались аномальной популярностью по сравнению с большинством других стран мира. По данным «Com-Score» (www.comscore.com/rus) к 2012 г. российские интернет-пользователи проводили в соцсетях в месяц более половины общего времени, проведенного в интернете в целом (12,8 часов из 22,4), что являлось в то время самым высоким показателем в мире. В тройке лидеров держались «Одноклассники» (73% пользователей социальных сетей), «ВКон-
1 Алферов В.Н. Воплощение ленинского принципа народности в партийно-советской печати. М., 1984, с. 6.
2 Прохоров Е.П. Введение в журналистику, с. 48.
такте» (62%) и «Мой мир» (31%). Отмечался рост числа пользователей у их зарубежных конкурентов («Facebook» - с 5% до 18%, «Twitter» - с 2% до 9%) за счет перехода из других, местных соцсетей. Отличительной особенностью российских социальных сетей являлось более глубокое вовлечение пользователя за счет значительного большего (и не всегда легального) контента - музыки, видео, игр1.
Следует сказать, что подавляющая часть контактов в соцсетях - это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. Обсуждение же общественно важных проблем занимает в этом бескрайнем народном информационном море пока столь незначительное место, что его вряд ли можно выразить в долях процента. Да и эта народная журналистика наряду с положительными имеет немало отрицательных сторон, в числе которых, как подчеркивает исследователь интернет-сервисов социальных сетей Л.А. Браславец, низкое качество многих любительских материалов, отсутствие ответственности пользователя-автора за дезинформацию (которая может вызвать даже панические настроения), большой объем информационного шума, спама, нередкий выход дискуссии из надлежащего русла, использование в комментариях ненормативной лексики и др.2. Больше всего же удручает, пожалуй, уровень знания родного русского языка. Особенно, у пользователей новой генерации. Участвовать в дискуссиях с малограмотными в прямом смысле слова и малокомпетентными в обсуждаемых вопросах людьми у серьезных пользователей желания нет.
Видимо, развитие отечественной гражданской журналистики нужно начинать с восстановления культурного уровня народа, обучения его правилам дискуссии и хорошим манерам. За последние десятилетия непрерывных реформ новые поколения выпускников школ заметно уступают в знаниях своим сверстникам советской поры. Общество 1970-80-х гг. было значительно более образованным с точки зрения общего уровня знаний. С началом перестройки оно было готово обсуждать социальные проблемы и кол-
1 Отраслевой доклад «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2013». М., 2013, с. 37-38.
Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: Автореф. канд. дис. Воронеж, 2010, с. 11-12.
лективно искать их решения. Но у него не было для этого достаточных технических условий. В партийно-государственных СМИ печаталась лишь незначительная часть авторов из тех, кому было что сказать.
Сегодня, с широким развитием интернета и социальных медиа, такие условиях появились. Однако «авторский состав» и качество, содержание текстов, который он производит, значительно понизились. Социальные сети наполнены тысячами гигабайт примитивных сообщений, спама, информационного мусора. Вся эта техническая мощь могла бы приносить гораздо больше пользы для общества, будь нынешние молодые авторы сетей воспитаны в духе гражданской активности и социальной ответственности.
Правда, события на Украине показывают, что когда общество сталкивается с реальной опасностью, оно начинает активно использовать для своей защиты социальные медиа. Интерактивность интернета дает возможность противопоставлять официальным версиям происходящего свои собственные. У авторитетных блогеров, которые имеют также свои страницы в социальных сетях, насчитываются десятки тысяч подписчиков. Они активно влияют на аудиторию, профессионально разоблачая официальные СМИ. Одни из них - Анатолий Шарий1, украинец, проживающий в Европе и постоянно вскрывающий фейки в украинских СМИ. Его страница находится, по данным компании Brand Analytics, в первых строках рейтинга авторов сети Ютуб и имеет почти 1,5 млн подписчиков. За май 2018 г. по индексу вовлеченности (ER - сумма комментариев, лайков и ре-постов) цифра составила 2 717 7282. И 2 млрд просмотров (июнь 2018 г.). Кроме этого, по данным конца июня 2018 г., в Фейсбуке у него 274 204 подписчика, в ВКонтакте -129 373, в Инстаграм - 130 тыс., в Твиттере - 305 тыс., в Google+ - 14706 подписчиков.
Фейк - это аналог английского слова «fake», которое, собственно, и переводится, как подделка, фальсификация, подлог, обман. В социальных сетях фейками могут быть интернет-утки под видом реальных новостей, поддельные страницы, которые имитируют страницы реальных пользо-
1 Автор публикаций об организованной преступности на Украине. Основатель интернет-издания «Шарий. net».
2 https://br-analytics.ru/mediatrends/authors/youtube
вателей - содержат идентичные личные данные, фотоальбомы, записи и так далее. В политической борьбе они создаются для компрометации политических деятелей, других фигурантов. А. Шарий разоблачает, в частности, видеоролики и фотографии киевских СМИ, которые пытаются выдать информационные материалы прошлых лет из Чечни, Ирака, Сирии, других горячих точек за «зверства» сепаратистов в Донбассе. Пускаются они в эти информационные преступления не от хорошей жизни: на месте боев работают в основном российские журналисты (за которыми ведется целенаправленная охота, отчего они и гибнут), украинские же черпают свои новости из военных штабов, находящихся вдалеке от боестолкновений.
Чтобы наладить публикацию объективных видеоматериалов из мест боев, журналист телерадиокомпании «Крым» Дмитрий Таран, ведущий с марта 2014 г. рубрику «Информационная война» (ролики этих передач выложены на youtube.com1), предложил делать это самим местным жителям - снимать на мобильные телефоны, видеокамеры, фотоаппараты с видеосъемкой происходящие вокруг них события и выкладывать в социальные сети. Такое массовое горизонтальное стихийное движение разорвет, по его мнению, информационную блокаду, даст возможность жителям остальных областей Украины, других стран увидеть истинное положение дел, а не отредактированные картинки из Киева2. Народ как участник информационной войны своей массой самодеятельных публикаций, по сути, гарантирует объективность отражения результатов нападения противника.
В тех же сетях можно найти инструкции, как обнаружить фейки, например, подложные страницы. «1) Все фотки человека загружены в один день. 2) Все записи на стене загружены в один день. 3) Полное отсутствие подписчиков, маленькое количество друзей. 4) А если друзей много и
1 См., например: Информационная война 30 мая // https://www.youtube.com/watch?v=uIt31ZVL7c0&list=PLDAuNWwvITBEEFoJ5 08д009Х20аУР8зЕН&1г^ех=27; Инфовойна ЭФИР 10 июля 2014 // https://www.youtube.com/watch?v=6ftxXo016zs
2 Обращение к дончанам по информационной войне // https://www.youtube.com/watch?v=FM6onFpHQrY&list=PLDAuNWwvITBEEFo J5osgD09XZ0aVRSsEH&index=4
есть подписчики, смотри на лайки: маленькое количество лайков под авой говорит, что это, скорее всего, фейк»1.
Это, так сказать, повседневные будни отдельных информационных бойцов в сетях - ловить, обличать, компрометировать, выводить на чистую воду и т.д. Они добросовестно выполняют эту, можно сказать, рутинную работу. Кроме этого, в социальных сетях действуют много групп, имеющих свои страницы, которые освещают истинное положение на юго-востоке Украины.
В «Facebook», например, функционирует страница группы, которая называется «Великая Отечественная информационная война». В этой группе, пишут ее организаторы, «вы можете обсудить актуальную новость, выразить своё здравое мнение и распространить нужную, полезную информацию. Здесь мы чтим историю наших предков, относимся с уважением к нашим традиционным конфессиям и семейным ценностям, уважаем старших, имеем правильную ориентацию. Мы прославляем культуру Русской Цивилизации». На июнь 2018 г. группа насчитывала 9370 участников2.
Благодаря социальным сетям ополченцы и жители самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик получили возможность доносить до многочисленной интернет-аудитории правду о том, что на самом деле происходит в Донбассе. Об этом сообщается в «Facebook» на страницах «Вести Донецкой Народной республики»3 (4224 участника), «Новая Восточная Украина» (8055 участников), «Славянский мир против фашизма»5 (24823 участников), «Новороссия - актуальное»6 (5188 участников). В «ВКонтакте» действуют страницы «Народное ополчение Донбасса»7 (113243 участника), «Новости Новороссии»8 (90005 подписчиков).
Все эти участники, составляющие группы в сетях, на собственных страницах также ведут активную информационную работу, борьбу с фейками, сообщениями офи-
1 Как понять ВКонтакте, что это фейк-страничка? // http://otvet.mail.ru/ques-^п/168552517
2 https://www.facebook.com/groups/greatpatrioticwar/members/
3 https://www.facebook.com/groups/DonNR
4 https://www.facebook.com/groups/239467202908605/?fref=ts
5 https://www.facebook.com/groups/olchursin/
6 https://www.facebook.com/groups/novorossia.actual/?fref=ts
7 https://vk.com/polkdonbassa
8 https://vk.com/novnews
циальных украинских и западных СМИ, перепечатывают и распространяю наиболее актуальные и важные посты, сообщения, видеоматериалы.
Новая информационная сила - интерактивная аудитория интернета - существенно влияет на умонастроения пользователей, на формирование общественного мнения о событиях в Новороссии. Думается, что эта тематика требует к себе пристального внимания исследователей современных СМИ и СМК. Ведь на наших глазах информационные войны перемещаются из традиционных СМИ в сетевые. И информационными бойцами становятся уже не столько профессиональные журналисты, сколько обычное население, вернее, его активная часть, благодаря чему люди узнают ту правду о происходящем, которую усиленно замалчивают официальные СМИ. Аудитория как субъект массовой информации и гражданской журналистики становится их реальным конкурентом. И во многих случаях выигрывает эту конкурентную борьбу.
Грабельников А.А., Савенков В.Д. Аудитория как субъект гражданской журналистики. В статье рассматриваются новые медиатехнологии и новые формы информационных процессов, которые позволяют аудитории традиционных СМИ переходить от пассивного объекта информационного воздействия к активному субъекту информационного взаимодействия, от субъектно-объект-ных к субъектно-субъектным взаимоотношениям в информационной сфере и развитию сегмента гражданской журналистики в системах СМИ и СМК.
Ключевые слова: аудитория СМИ, интернет, гражданская журналистика, социальные медиа.
Grabelnikov A.A., Savenkov V.D. Audience as a subject of civil journalism. The article considers new media technologies and new forms of information processes that allow the audience of traditional media to move from a passive object of information impact to an active subject of information interaction, from sub-object to subject-subject relations in the information sphere and the development of the segment of civil journalism in the media and QMS systems.
Key words: media audience, Internet, citizen journalism, social media.