Научная статья на тему 'Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики'

Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3707
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / JOURNALISM / THE PROFESSION / THE CIVIL JOURNALISM STICK / INTEGRATION AND CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красноярова Ольга Валентиновна

В статье рассматривается феномен гражданской журналистики, ее влияние на профессиональную журналистику, описываются преимущества гражданской журналистики и угрозы, которые она несет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citizen journalism as an impetus of development of professional journalism

This article discusses the phenomenon of civic journalism sticks, its impact on professional journalism, describes the advantages of citizen journalism and the threat it brings.

Текст научной работы на тему «Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики»

УДК 070 ББК 76.00

Красноярова Ольга Валентиновна

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра журналистики и экономики СМИ, факультет журналистики,

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: ov_kras@isea.ru

Krasnoyarova Olga V.

PhD in Art, Assotiate Professor, Chair of Journalism and Mass Media Economics, Department of Journalism,

Baikal State University of Economics and Law,

664003, Irkutsk, Lenin st., 11, e-mail: ov_kras@isea.ru

ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье рассматривается феномен гражданской журналистики, ее влияние на профессиональную журналистику, описываются преимущества гражданской журналистики и угрозы, которые она несет.

Ключевые слова: журналистика, профессия, гражданская журналистика, интеграция, конвергенция.

CITIZEN JOURNALISM AS AN IMPETUS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL JOURNALISM

This article discusses the phenomenon of civic journalism sticks, its impact on professional journalism, describes the advantages of citizen journalism and the threat it brings.

Keywords: journalism, the profession, the civil journalism stick, integration and convergence.

Гражданская журналистика как феномен участия непрофессиональных журналистов-любителей в создании контента для профессиональных СМИ получил широкое распространение и известность в 2008 г. благодаря телекомпании CNN, освещавшей стихийные бедствия с помощью материалов своих зрителей. Во время наводнения в Новом Орлеане телевизионщики в условиях дефицита информации и невозможности оперативного присутствия на месте события были вынуждены использовать публикации М. Барнетта в сети LiveJournal, в котором он на своей страничке скрупулезно описывал

все, что он видел, переживал, находясь в затопленном городе. Эти публикации представляли собой текстовые сообщения, подкрепленные фотографиями и видеоматериалом. Хотя надо сказать, сам факт появления гражданской журналистики в институализированном новостном потоке состоялся раньше, еще в 2001 г. 11 сентября, когда весь мир облетели кадры самолета, врезающегося в одно из зданий Всемирного торгового центра, и эти кадры были сняты прохожими-очевидцами, не журналистами. Но именно в 2008 г. в мире начался настоящий бум гражданской журналистики.

Далее нашествие гражданской журналистики было уже не остановить, огромную массу материалов стали присылать самые обычные зрители, и CNN пришлось даже создать специальный сайт в интернете, на котором стали публиковаться материалы добровольных журналистов-любителей. В месяц в среднем на CNN поступает от 1000 до 1500 различных сюжетов. Безусловно, что в такой огромной массе контента доминирует «информационный шум», а профессионалы в новых условиях двусторонней коммуникации (коммуникации обратной связи) столкнулись с проблемой разработки принципов дифференциации контента, поставляемого непрофессиональными гражданскими журналистами, а главное — регулирования, режиссирования деятельности непрофессиональных журналистов, проблем взаимодействия, работы с ними. Так, CNN в конце концов разработало специальную систему проверки каждого материала перед тем как пустить его в телеэфир, но отметим, что сюжеты, которые размещаются на вебсайте, не проходят такую проверку на подлинность — о чем предупреждает телекомпания, сообщая, что не несет ответственности за достоверность всех материалов сайта, и что материалы подготовлены обычными пользователями интернета, а не профессиональными журналистами.

Немало случаев было и есть, когда пользователи в погоне за известностью брали фотографии из Интернета, обрабатывали их «фотошопом» и выдавали за свои, было много случаев искажения реальности, подтасовки фактов. Это неизбежное следствие того, что в отличие от профессиональных, у гражданских журналистов, как правило, не сформирована система ценностей профессиональной журналистской

этики и принципов журналистики, не сформированы профессиональные навыки журналистского отбора и обработки фактов. Поэтому материалы непрофессионалов несомненно содержат фактор рисков: это угрозы нарушения принципов журналистики — недостоверность, необъективность, введение в заблуждение и пр., угрозы нарушения журналистской этики — плагиат, диффамация, предвзятость, подделка, скрытое лоббирование чьих-либо интересов (политических, коммерческих) и др.

И в то же время, несмотря на факторы риска, которые несет с собой наплыв непрофессиональных материалов гражданских журналистов, с их приходом открываются новые возможности для институциональной журналистики. Прежде всего, это возможности повышения оперативности информирования. Как показывают наблюдения, о чрезвычайных происшествиях первыми сообщают пользователи Твиттера — свидетели, очевидцы (в сети такие сообщения появляются примерно через пять-десять минут от начала события), затем — информационные агентства (в среднем через пятнадцать минут), а далее следуют сообщения по радио (в течение получаса).

Кроме оперативности, гражданская журналистика дает представителям СМИ возможность получения информации, являющейся альтернативной сообщениям из официальных источников и существенно ее дополняющей (например, если официальные источники так или иначе «фильтровали» информацию о том, что происходит в затопленном Новом Орлеане, то сообщения Барнетта рассказывали то, что власти пытались скрыть). Очевидно и то, что гражданские журналисты расширяют «географию источников информации», помогая журналистам пре-

одолевать географические барьеры доступа к той или иной информации, к месту события. Словом, гражданские журналисты стали ценным информационным ресурсом для традиционных СМИ.

Важно и то, что гражданская журналистика открывает новые ресурсы профессиональной журналистской деятельности. Главным образом это раскрывается через работу профессиональных журналистов с социальными сетями (которые являются для журналистов и источником информации, и каналом передачи контента, и средством коммуникации с аудиторией), что ведет к развитию таких традиционных видов журналистской деятельности, как авторская, редакторская, организационная работа. Выделим некоторые важные моменты.

Во-первых, журналисты-профессионалы благодаря социальным сетям осваивают новый формат организационно-мобилизационной работы в различных социальных сферах, например, в сфере продвижения социальных проектов, полезных обществу, что в свою очередь ведет к расширению, обогащению функций профессиональной журналистики как посредника в коммуникации «власть—общество» (такие примеры можно привести из практики «Новой газеты», один из последних — организация через соцсеть сбора 100 тыс. подписей под петицией против принятия так называемого «закона Димы Яковлева»).

Во-вторых, работа с соцсетями создает новые условия коммуникации журналиста с читательской аудиторией, например, журналист может вступать в диалог с читателем не только на сайте электронной версии СМИ в рамках обсуждения публикации, но и через личный блог в соцсети.

В-третьих, гражданская журналистика открывает новые возможности авторской деятельности и подталкивает профессиональную к дальнейшему развитию авторской журналистики. Феномен популярности блогинга во многом строится на том, что это прежде всего публичное выражение авторской, персональной позиции, точки зрения, соответственно востребованными оказываются жанры авторской колонки, комментария, реплики.

В-четвертых, журналисты по-новому выстраивают свою работу с внештатными корреспондентами. Например, РИА-новости создали проект «Ты — репортер», в котором профессионалы не только публикуют материалы, присланные внештатниками, но и проводят «виртуальные планерки», на которых обсуждаются материалы, предлагаются новые темы. Также гражданские журналисты могут задавать профессионалам вопросы (это отражено на веб-сайте агентства, на котором любой желающий может прочитать, посмотреть такую планерку и поучаствовать в ней).

В-пятых, приход гражданской журналистики способствовал «конвергенции профессионализма» (мы использовали понятие, данное исследователем А. Калмыковым) [1]. Речь идет о том, что журналист не может больше оставаться только «пишущим» или «снимающим», он должен обладать универсальным набором навыков. Безусловно, причиной такой конвергенции в большей степени послужило возникновение коммуникационных условий для интерактивной реализации информационных потоков с помощью конвергентной техники, но, на наш взгляд, и гражданская журналистика, реализующаяся в социальных сетях, послужила стимулом такой

конвергенции видов деятельности, потому что изначально осуществлялась в конвергентных формах (вышеупомянутые сообщения в блоге Барнетта — пример такой изначальной конвергенции разных видов журналистской специализации).

Таким образом, гражданская журналистика, интегрируясь в профессиональную, несомненно дает последней стимулы для развития, обновления. Существующие домыслы о том, что гражданская журналистика затмит и уничтожит профессиональную, нам кажутся беспочвенными, поскольку гражданская журналистика как блогинг ориентирована в большей мере на коммуникативную функцию, нежели чем на информационную, а кроме того блогосфера разнородна, и в большей массе она развлекательна, процент социально значимой тематики невысок (отметим, что сейчас идет процесс своеобразной дифференциации блогинга на качественный и некачественный, что можно сравнить с качественной и популярной прессой).

Надо сказать, что гражданская журналистика сегодня существует в двух ипостасях:

- гражданская журналистика, интегрированная в традиционные СМИ (выше мы как раз говорили о влиянии и значении такой интеграции);

- гражданская журналистика, реализующаяся в социальных сетях, блогосфере.

Пример с привлечением материалов блога Барнетта журналистами CNN как раз отражает первый процесс. Что касается гражданской журналистики в соцсетях, то она реализуется либо на сайте одного какого-либо блогера, либо в коллективном блогинге. Примером такого коллективного блогинга служит сайт «Хабрахабр.ру». Одним из первых

таких проектов коллективного бло-гинга стал сайт OhmyNews.com, основанный в 2002 г. в Южной Корее. Основатель сайта начал вести свой сайт с тремя сотрудниками, а уже через несколько лет на сайте стали публиковаться 40 тыс. авторов, большинство из которых — гражданские журналисты, работающие добровольно и без вознаграждения [2].

Безусловно, у гражданской журналистики, реализующейся в социальных сетях, есть свои преимущества перед профессиональными СМИ. Выделим два главных, это:

- масштабность, массовость корреспондентской сети (традиционные СМИ не могут иметь такую корреспондентскую сеть журнали-стов-профессионалов, но они могут интегрировать гражданских журналистов, как, например, сделало РИА-новости);

- независимость и свобода (бло-гер не работает на работодателя, как журналист работает на то или иное издание, сотрудником которого он является, соответственно интересы и потребности в той или иной информационно-коммуникативной деятельности блогера не предопределяются коммерческими, идеологическими нуждами издания, а диктуются потребностями самого блогера, который не испытывает давления владельца СМИ и не имеет обязательств проводить его информационную политику).

Эти преимущества очевидны. Также определенным преимуществом гражданской журналистики в социальных сетях является и то, что читатели блогов «идут» в блогосфе-ру не за информацией, как это обычно бывает, когда читатель, зритель обращается к традиционным СМИ (например, включает теленовости, открывает газету), а, скорее, за коммуникативным контентом, что

способствует и повышению активности аудитории, и ее расширению. Считается, что от четверти и до половины аудитории популярных блогов являются активной аудиторией, тогда как доля активных читателей традиционных СМИ намного меньше. В блогосфере читатель становится автором, собеседником, коммуникатором. Развивается коллективный блогинг.

Однако не будем забывать, что у гражданской журналистики есть не только преимущества. У нее нет такого правового статуса, который есть у профессиональной, соответственно гражданский журналист не может воспользоваться определенными правами (например, не может отправить запрос информации

в государственную организацию) и не может рассчитывать на законодательную защиту.

И хотя гражданская журналистика свободна и независима, масштабна и массово доступна, но стихийность непрофессиональных действий, отсутствие планируемой информационной политики и профессионально-журналистской самоорганизации заставляют гражданскую журналистику оставаться пока в статусе дополнительного источника информации, за компетентной экспертной информацией аудитория по-прежнему обращается к профессиональной журналистике. Тем не менее гражданская журналистика является хорошим ресурсом для профессиональной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калмыков А.А. Конвергенция — возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/04/28/2198/

2. Тимофеева Г.Л. Блоги: журналистика будущего. URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2811&level1=main&level2=artides.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.