Научная статья на тему 'Пранк как метод интервьюирования в журналистике'

Пранк как метод интервьюирования в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1659
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМК / ЖУРНАЛИСТИКА / ПРАНК / ЭТИКА / ЖАНР / YOUTUBE / «VOVAN222PRANK» / PRANK / PRANK JOURNALISM / MEDIA / "VOVAN222PRANK" / ETHICS / GENRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева К.В., Низовкина Е.Н.

Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка. Цель работы выявление особенностей феномена пранка как метода интервьюирования в журналистике. Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в статье: 1) проследить становление пранка как метода интервьюирования; 2) проанализировать образ адресата и адресанта в пранке; 3) рассмотреть правовой и социокультурный аспект пранка в журналистике. При создании статьи нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, сравнительно-сопоставительного, аналитического, лингвокультурологического и семантико-стилистического методов работы с материалом исследования, а также метод компонентного анализа, которые позволили выявить специфику организации феномена пранка. Эмпирическую базу работы составили аудиои видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» более 100 телефонных разговоров. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решаются актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prank as a new phenomenon in modern russian journalism

The relevance of the study is explained by the existing acute need and the importance of a detailed review of the functioning of the prank phenomenon. The purpose of the work is to identify the features of the phenomenon of prank journalism as a separate type of communication. The purpose of the study is implemented in the system of problems solved in the article, among which are: 1) to trace the emergence of prank as a method of interviewing; 2) to analyze the image of the addressee and the addressee in prank journalism; 3) consider the legal and sociocultural aspect of prank journalism. When writing the article, we used an integrated approach, which involves the use of descriptive, analytical, typological, comparative, semantic, stylistic, functional, semantic and linguistic and culturological methods of working with theoretical and factual research materials, as well as the method of component analysis of prank phenomenon. The empirical base of the work was made up of audio and video recordings placed in the Russian and English segments of the Internet. The total number of analyzed material of the genreprank” more than 100 telephone conversations. During the study, we came to the following conclusions. Russian intellectual prank is aimed at creating an informational occasion, during which the actual tasks of civil society will be solved. In the modern media system, prank becomes an interviewing method with clear rules of behavior. At the same time, prankers comply with ethical norms accepted in society.

Текст научной работы на тему «Пранк как метод интервьюирования в журналистике»

УДК 070

DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(1). 101-122

ISSN 2413-6182 elSSN 2658-4867

ПРАНК КАК МЕТОД ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

К.В. Дементьева, Е.Н. Низовкина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Россия)

Аннотация: Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка. Цель работы - выявление особенностей феномена пранка как метода интервьюирования в журналистике. Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в статье: 1) проследить становление пранка как метода интервьюирования; 2) проанализировать образ адресата и адресанта в пранке; 3) рассмотреть правовой и социокультурный аспект пранка в журналистике. При создании статьи нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, сравнительно-сопоставительного, аналитического, лингвокультурологического и семантико-стили-стического методов работы с материалом исследования, а также метод компонентного анализа, которые позволили выявить специфику организации феномена пранка. Эмпирическую базу работы составили аудио- и видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» - более 100 телефонных разговоров. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решаются актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.

Ключевые слова: СМК, журналистика, пранк, этика, жанр, YouTube, «Vovan222prank».

Для цитирования:

Дементьева К.В., Низовкина Е.Н. Пранк как метод интервьюирования в журналистике // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 1. С. 101-122. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).101-122.

Сведения об авторах:

1 Дементьева Ксения Владимировна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

© К.В. Дементьева, Е.Н. Низовкина, 2019

2 Низовкина Екатерина Николаевна, внештатный корреспондент АУ «Известия Мордовии»

Контактная информация:

12 Почтовый адрес: 430005, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68/1

1 E-mail: dementievakv@gmail.com

2 E-mail: nizowkina.katerina@yandex.ru

Дата поступления статьи: 31.07.2019 Дата рецензирования: 14.08.2019 Дата принятия в печать: 30.01.2020

Введение

Средства массовой информации ведут поиск нестандартных методов подачи материала. Цель изменения канонов очевидна: привлечение внимания аудитории и погоня за высоким рейтингом.

Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка как нового метода интервьюирования в журналистике. С точки зрения практической значимости в коммуникативистике пранк отражает явление теории координированного управления смыслами. Метод может применяться в работе широкого круга СМК, поэтому требует детального изучения.

Объект исследования - пранк как метод интервьюирования в современных медиа.

Предметом исследования стал видеоконтент русского интеллектуального пранка на YouTube.

Настоящее исследование имеет целью выявить особенности феномена пранка как метода интервьюирования в журналистике.

Эмпирическую базу работы составили аудио- и видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет преимущественно на сайтах http://prank.ru, http://prank.videoshagi.ru, https:// www.prankdial.com,http://www.radioprank.com и http://www.prank-machine.com., а также видеоконтент «Vovan222prank» на YouTube. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» - более 100 телефонных разговоров.

Основными принципами отбора материала для работы являются категории целеполагания и оценки выразительности речи. К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения:

а] их тематики и содержания;

б] связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания;

в] жанровых форм;

г] стилевых доминант и обусловленных ими языковых средств их выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных языковых приемов оказания заданного воздействия на читателя (массовую читательскую аудиторию].

Изучение пранка мы начали с практического подхода в теории ком-муникативистики: интерактивная наука предполагает практический анализ феномена.

При написании статьи нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, сравнительно-сопоставительного, аналитического, лингвокультурологического и семантико-сти-листического методов работы с материалом исследования, а также метод компонентного анализа, которые позволили выявить специфику организации феномена пранка (на примере видеоконтента «Vovan222prank» на YouTube].

Система задач реализуется в следующих тезисах:

1] проследить становление пранка как метода интервьюирования;

2] проанализировать образ адресата и адресанта в пранке;

3] рассмотреть правовой и социокультурный аспект пранка в журналистике.

В связи с необходимостью детально изучить дефиницию термина «пранк», а также определить функциональную значимость в изучении интердисциплин, мы рассмотрели понятие с точки зрения его разносторонней направленности: природа упомянутой терминологии отражает аспекты исследования.

С точки зрения понятий теории координированного управления смыслами, пранк включает в себя следующий понятийный инструментарий: когерентность, координацию и тайну. Базисные элементы доказывают сопоставимость пранка как отдельного вида коммуникации и как метода интервьюирования в журналистике.

Степень изученности проблемы мала, так как пранк ранее в основном рассматривался как жанр развлекательного дискурса. Оценка понятия пранка дана представителями профессионального журналистского и научного сообществ [Изчобан 2015; Кобыльник, Крубанов 2018; Суходолов, Кудлик 2018; Алексеевский 2009; Шмелёва, Ферулева 2018, Western Folklore... 2019]. Особое внимание следует уделить научной статье С.В. Черновой "Пранк" как речевой жанр развлекательного дискурса и его культурологический аспект» [Чернова 2016], где формулируются выводы относительно места данного явления в медиапространстве и приводятся его основные отличительные черты. Пранк в журналистике относится к числу новых явлений в обществе в целом и в российском - в особенности. Интерпретацией пранка в контексте журналистского творчества занимаются создатели метода интервьюирования. В книге «По ком звонит

телефон» авторы рассматривают эволюцию пранка от телефонного розыгрыша до метода манипулирования лидерами мнений [Кузнецов, Столяров 2018].

Научная новизна состоит в расширении имеющегося теоретического материала о функционировании пранка в системе журналистики, в формировании авторской классификации заголовков пранкеров на форумах, характеризующих отношение адресанта к адресату в данных коммуникативных отношениях, в анализе правового и социокультурного аспекта пранка в журналистике, в изучении интересов аудитории канана «Vovan222prank» при сравнительном анализе с их конкурентом - каналом Евгения Вольнова.

Становление пранка как метода интервьюирования

Происхождение слова prank берет свое начало из этимологии английского языка. Его появление датируется 1525 годом.

По мнению С.В. Черновой, термин «пранк» - это фонетическая калька от английского слова prank, что в переводе означает «проказа, выходка, шутка».

Если сравнить английское и русское понятия, следует внести уточнение. В русском языке изначально пранками называли то, что в английском языке традиционно именуется как phone pranks, prank calls или crank calls. Лексическое значение «пранк» в России изначально - вид телефонного троллинга. В английском языке синонимом данного неологизма выступает словосочетание practical joke. Это практическая шутка, в отличие от юмора practical joke.

На наш взгляд, с точки зрения лексикологии пранк не имеет точного, характеризующего его смысловую нагрузку, синонима. Применение понятий «жанр», «субкультура», «дискурс» отражает весь терминологический аппарат в комплексном изучении.

Пол Коллинз утверждает, что первый задокументированный телефонный пранк был осуществлен в 1884 году. Шутники заказывали аксессуары для похорон «мертвым» людям, и кульминация происходила тогда, когда живой человек слышал о наступлении своей собственной смерти (https://www.lightreading.com/services/a-briefhistory-of-the-prank-phone-call/a/d-id/710180). По словам Клода Фишера, профессора социологии Калифорнийского университета, к 1920 году большинство семей среднего класса имели домашние телефоны. Таким образом, не только молодые люди, но и дети получили возможность анонимно разыгрывать по телефону, ведя абсурдный диалог и ставя в глупое положение взрослых (https:// www.jstor.org/stable/1499863]. Телефон также был единственным средством связи молодежи со случайными людьми и развлечением в доцифро-вую эру (http://www.multiplemayhemmamma.com/2012/08/is-your].

Поздняя массовая компьютеризация привела к тому, что первый выложенный в интернете пранк (в данном случае термин «пранк» означает оцифрованную и общедоступную запись розыгрыша жертвы] произвел эффект «разорвавшейся бомбы». В 2003 г. Алексей Столяров "Lexus" создает первый официальный сайт российских пранкеров "prаnk.ru", который стал прибежищем субкультуры. Тандем Вована и Лексуса сформировался значительно позже. Популярность им принесли телефонные розыгрыши Джона Маккейна, Элтона Джона, Михаила Саакашвили, Александра Лукашенко, Валерии Новодворской, Владимира Мединского, Владимира Чурова, Виталия Мутко, Виталия Кличко, Анастасии Волочковой, Натальи Поклонской, Геннадия Онищенко, Алексея Панина, Александра Бубнова, а также десятков других знаменитостей из мира шоу-бизнеса, спорта и политики.

Эволюция пранка, как метода интервьюирования, началась с постепенного отказа разыгрывать звезд шоу-бизнеса. Изменение стратегии в сторону политической направленности обусловлено попыткой занять новую нишу и смоделировать поведение политической элиты, в частности украинской. Владимир Кузнецов и Алексей Столяров заимствовали концепцию телефонного розыгрыша, основанную на внезапности, а не на пародийности личности персонажа. Изучая общедоступную информацию, а именно новостную сводку, биографию жертвы, интервью с его участием, пранкеры разрабатывают концепцию речевого поведения индивидуально для каждой ситуации, истребляя попытку провала еще на отработке.

Таким образом, трансформация пранка в метод интервьюирования происходит с изменением понимания концепции социального заказа телефонного разговора с респондентом.

Образ адресата и адресанта в пранке

«Пранкер» - это адресант, организатор импровизированного телефонного розыгрыша. Он может работать как один, так и в авторском коллективе. Как отмечает М.Д. Алексеевский, «пранк-команда» состоит из режиссера, звонящего и летописца, в обязанности которого входит конспектирование «пранк-розыгрышей» [Алексеевский 2009]. Важно отметить, что при совместной работе в авторском коллективе помощников адресанта (режиссера и летописца] можно назвать «пранкерами», так как они осуществляют техническую и творческую поддержку «пранк-розыгры-ша», однако их нельзя назвать адресантами, так как они непосредственно не участвуют в коммуникативной ситуации. Пранкер преследует определенную цель - провокацию на коммуникативный конфликт.

Адресант может быть сформирован пранкерами искусственно, тогда пранкеры переходят в разряд наблюдателей за речевой ситуацией. Искусственно адресант формируется в технопранке: адресату прокручи-

вается запись фраз (нарезка] известных жертв. Подвидом технопранка является «зеркальный пранк» - адресанту прокручиваются его собственные фразы.

В процессе коммуникации адресант может неожиданно поменяться: для этого пранкеры соединяют нескольких адресатов в конференц-звон-ке. Такая тактика вызывает столкновение объектов с различным речевым поведением на одной стадии коммуникативного конфликта.

Виртуальный образ пранкера формируют его адресаты. Он может быть выражен в подписи на форумах, представляющей собой выданную адресатом характеристику или любую фразу жертвы, соответствующую образу. Виртуальный образ может создаваться благодаря записанным и выложенным пранкам, активности в интернете на форумах.

Адресант, как первый компонент коммуникативной системы, не имеет четко выраженных социальных характеристик. Он создает свой собственный образ в виртуальном пространстве во многом за счет адресата.

Адресат играет ведущую роль в структуре коммуникативной ситуации. Пранкеры называют своих адресатов «жертвами».

Образ адресата «пранка» - это, как правило, взрослый человек холерического типа темперамента с низким уровнем эмоционального интеллекта. В целом, психо-индивидуальные качества адресанта в «пранке» гораздо важнее, чем его социально-материальный статус. Организаторы пранк-розыгрышей одинаково ценят как «рядовых» жертв (простых людей], так и «звездных» (известных актеров, эстрадных певцов, политических деятелей и т. д.]. Адресат может быть как заранее известен организатору розыгрыша (пример адресного розыгрыша], так и совершенно незнаком «пранкеру» (случайные телефонные звонки по ошибке].

Отношение адресанта к адресату в данных коммуникативных отношениях можно назвать потребительским. На форумах, создаваемых пран-керами, обязательно есть раздел «обсуждаем жертвы». Авторы делят заголовки к таким комментариям на несколько групп:

1. Заголовки-передачи. Главная цель комментариев - привлечь к жертве других пранкеров. Являются самыми распространенными. Могут носить откровенно потребительский или коллекционный характер: Отдам жертву хорошему пранкеру, Очень перспективная жертва, Отдам жертву в хорошие руки, Отдам неприрученную жертву, Господа! Презентую новую жертву!

2. Заголовки-индикаторы нового. Главная цель - обратить внимание на жертву с принципиально новыми характеристиками. Встречаются редко. Пример: Жертва. Внимание! Армянский мат!

3. Заголовки-информаторы. Главная цель - проинформировать пран-керов о некотором событии из жизни жертвы, сообщить о потере связи с ней. Например: Блатхата: контакт утерян, У Дриньковой ремонт в квартире! Читать всем!

4. Заголовки-индикаторы содержат точную и лаконичную характеристику жертвы. Например: Новая жертва от меня. Веселый хач Абдул, Школьничек-матершинник - звонить всем, Очаровательная бухгалтер из Воркуты. Знает всё об искусственных родах, Эльвира - поэтесса, она же очень эротичная женщина.

5. Заголовки-загадки не содержат ничего, кроме условного названия жертвы, цель - заинтриговать. Пример: Ушан из Москвы, Леньчик и бабушка.

6. Заголовок-призыв имеет ярко выраженную императивную окраску, поднимает боевой дух. Пример: Новая жертва из Казани! Растерзайте ее!, Не тормозите! Новые жертвы идут!

Детали помогают качественно построить розыгрыш, поэтому любая информация из сообщений второго и третьего типа высоко ценится у пранкеров. Сообщение о потенциальном адресате вызывает интерес в пранкерском сообществе.

Жертвой пранкера никогда не станет хладнокровный, слишком апатичный или с хорошим чувством юмора человек. Особо популярные жертвы пранка входят в историю: каждый уважающий себя пранкер хотя бы раз звонил «легенде».

Сравнивая значимость адресата и адресанта для жанра телефонного хулиганства в двух лингвокультурах, можно сделать вывод о том, что для российского «пранка» роль «жертвы» является центральной.

Как было отмечено Т.В. Шмелёвой, «образ будущего предполагает дальнейшее развитие речевых событий, воплощающееся в появлении других речевых жанров». Традиционный «пранк» порождает новые типы розыгрышей - «технопранки» и «пранк-миксы». «Технопранк» представляет собой подборку специально нарезанных записей фраз известных жертв, которую дают послушать другим адресатам пранка или той же самой жертве (зеркальный «технопранк»]. «Пранк-миксы» - это наложение вырезанных фраз из пранков на музыку. Дальнейшая коммуникация после прослушивания «пранка» и его разновидностей сводится к обсуждениям, высказыванию мнений и написанию комментариев в сети. Содержательная часть телефонного «пранк-розыгрыша» характеризуется чередованием вопросов и ответов в зависимости от цели «пранкера» [Шмелева 1997: 92].

Мы считаем, что жанр «пранк» характеризуется тематической неза-данностью; у «пранкера» большая коммуникативная свобода выбора темы розыгрыша. Рассматривая языковое воплощение в рамках модели жанра Т.В. Шмелёвой, обнаруживаем, что на первый план в «пранк-розыгрышах» выходят индивидуальность и свобода языкового выражения.

«Пранк» можно отнести к сфере «провокативного дискурса», который В.Н. Степанов определяет как «способ функционирования прагматической информации с целью продемонстрировать определенное психоло-

гическое состояние адресанта и вызвать аналогичное состояние у адресата общения» (Реальное время. 08.07.2018].

Анализируя дефиницию «пранк» и её историю развития в отечественной и зарубежной культуре, можно сделать вывод о наличии отличительных черт русского пранка. Значение лингвистической кальки неразрывно связано с феноменом массовой телефонизации как с одним из признаков глобализации в мире.

Рассматривая процессы создания образов адресанта и адресата в пранк-культуре, а также их роль в данном процессе, можно сделать вывод о неразрывной связи феномена «пранк» с этическим и юридическим аспектами их деятельности.

Правовой и социокультурный аспекты пранка в журналистике

Отметим главную коммуникативную особенность пранков - их ма-нипулятивный характер: на человека, вопреки его интересам, осуществляется скрытое воздействие, чтобы заставить выполнить нечто, нужное инициатору контакта. Для журналистов работа в этом формате означает приверженность к управленческой пропагандисткой модели (другие модели - информирующая и диалогическая], где аудитория - объект, а не субъект.

В книге «По ком звонит телефон» раскрывается взаимосвязь манипуляции и пропаганды в деятельности пранкеров: «Самый известный в мире пранкер Джоуи Скэггс более сорока лет разыгрывал американские средства массовой информации; его целью было - показать, что нельзя верить СМИ и особенно телевидению, для которого сенсационность важнее рассуждений о чем-то действительно важном. С другой стороны, пранк -это вроде бы невинное телефонное хулиганство, в котором осознанно применяется метод провокации (нередко с использованием оскорблений, ненормативной лексики] с целью вызвать неадекватную реакцию. При этом пранк-эксперимент проводится в прямом эфире для развлечения аудитории. И в первом и втором варианте пранк - это элемент не только манипуляции, но и пропаганды» [Кузнецов, Столяров 2018: 217].

Свое мнение о целеполагании телефонных розыгрышей пранкеров выразил Владимир Кузнецов в интервью для «Известий»: «Как бы ни громко звучало, но мы действуем в интересах своей страны... Мы не занимаемся пропагандой, мол, это хороший человек, а это - плохой. Люди сами слушают запись и делают соответствующие выводы. Всё без прикрас и мон-тажей» (Известия. 27.04.2018].

С точки зрения Декларации независимости киберпространства Д. Барлоу и сетевой модели коммуникаций, пранк - всего лишь один из элементов глобального медиатекста, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать который - право каждого [Барлоу 1996]. Однако на платформе YouTube было запрещено размещать шутки, которые могут нанес-

ти вред участникам или аудитории, быть опасными или эмоционально раздражающими (Dailyhunt. 16.01.2019].

У пранкеров есть свои этические нормы. Например, не беспокоить больных людей и не вторгаться в личную жизнь. Для них важнее знать, что политик думает о своем народе. Когда Жанне Фриске стало плохо, мне позвонила какая-то женщина. Сказала: «Я представляю одно из СМИ, не хочу называть какое. У нас есть такое желание, чтобы вы за деньги позвонили родственникам Фриске и разговорили их по поводу состояния ее здоровья». Я отказался, потому что это неэтично, - делится в интервью с «КП» Владимир Столяров. Даже в одном из определений пранка заложено отсутствие отрицательного воздействия: подшутить над кем-то, кто должен быть забавным, но не причинять вреда (https://dictionary.cam-bridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1 %8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D 0%BA%D0%B8%D0%B9/prank 2019].

Стрим пранкера Вольнова - один из примеров пропагандистского воздействия, когда формат пранка применяется для достижения собственных целей манипулятора. Впоследствии Вольнов попытался публично объяснить свою позицию (например, в диалоге с М. Ганапольским в выпуске «Эха Москвы»], используя, сам того не зная, риторику Джоуи Скэгг-са, «глушителей» и даже «разгребателей грязи». Если отрешиться от этических вопросов, Вольнов с помощью пранка «тестировал» гражданское самосознание людей и проверял, являются ли они «людьми массы» (Х. Ор-тега-и-Гассет], способны ли к самостоятельным решениям. Причем рассуждения Вольнова сопровождались украинскими патриотическими тезисами, а сам он был убежден, что цель оправдывает средства, коль скоро Россия противостоит Украине на Донбассе. Один из самых популярных комментариев под видео Ганапольского, дискутирующего с Вольновым, следующий: Вскрыли, пусть и таким шокирующим способом, проблему откатов и коррупции в России. Однако общее соотношение лайков и дизлай-ков под пранками Вольнова явно в пользу вторых: общество не приемлет подобные шоковые методы.

На наш взгляд, данное действие нельзя назвать пранком. Не следует сравнивать розыгрыш с понятием «телефонный терроризм». Цели и мотивы телефонного терроризма отличаются от розыгрыша тем, что он заведомо нарушает общественную безопасность, срывает социально значимые мероприятия, влияет на решения органов власти, получает материальную выгоду. Телефонный терроризм дестабилизирует ситуацию в социуме. Пранк используется ради веселого времяпровождения.

Рассмотрим данный случай более подробно. 25 марта 2018 г. в городе Кемерово произошел пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Данные о количестве жертв трагедии постоянно менялись, и в итоге была обнародована информация о 64 погибших. Эта цифра поя-

вилась в федеральных СМИ и в заявлениях представителей государственной власти. Однако сразу после пожара в Сети возникла и стала стремительно распространяться информация о том, что погибло на самом деле гораздо больше людей, счет которых идет на сотни. В частности, многие пользователи социальных сетей публиковали аудиозаписи, в которых неизвестные мужчины и женщины сообщали о том, что являются работниками здравоохранительных учреждений/моргов/органов внутренних дел, и утверждали, что представители власти обманывают людей, сокращая количество жертв минимум в два раза.

Среди пользователей социальной сети Instagram быстро разлетались сообщения анонимной женщины в мобильном мессенджере WhatsApp, которая говорила, что является работником городского морга Кемерово, куда вечером 25 марта был совершен телефонный звонок. Человек на другом конце провода представился сотрудником МЧС и уточнил наличие 300 мест для погибших при пожаре в торговом центре. И таких сообщений были десятки.

Как выяснилось, человек, звонивший в медицинские учреждения и государственные органы, представляясь сотрудником МЧС, на самом деле - телефонный хулиган из Украины, скрывающийся под псевдонимом Евгений Вольнов.

Следственный комитет РФ подтвердил, что мужчина действительно связывался со здравоохранительными учреждениями города и распространял заведомо ложную информацию, тем самым вводя в заблуждение и родственников жертв трагедии, и рядовых горожан (Взгляд. 27.03.2018]. Так называемое «сарафанное радио» в данной ситуации сработало безукоризненно.

В своих высказываниях пранкер открыто насмехается над Россией и свою вину не признает. Я затроллил целую Россию, чем РФ может меня напугать, - именно так Вольнов заявил украинскому «Обозревателю» (Комсомольская правда. 28.03.2018].

Отметим, что спустя несколько дней после трагедии Вольнов был заочно арестован московским судом по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства»] и объявлен в международный розыск (Комсомольская правда. 28.03.2018].

Российские пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров (Во-ван и Лексус] не остались без внимания к данной проблеме. Они уверены, что за фейки в интернете, которые приводят к тяжелым последствиям, нужно ввести уголовную ответственность: «Трагедия в Кемерово стала темой для хайпа не только для недобросовестных российских блогеров, похоже, готовых продать родную мать за просмотры и лайки, но и поводом для омерзительной информационной диверсии украинских националистов. Уверены, что за распространение заведомо ложной информации во время чрезвычайных ситуаций, повлекшее панику среди населе-

ния и помехи в работе госорганов необходимо наказывать» [Кузнецов, Столяров 2018: 245].

И.И. Волкова в работе «Пранкеры: эффект бумеранга» сделала вывод о данном инциденте: «Кемеровский пранк Вольнова - это очередной эффект бумеранга, когда пропагандистские технологии используются противоборствующими сторонами в условиях информационной войны» [Волкова 2018].

К сожалению, такие выходки телефонных хулиганов не самое страшное, что может произойти в подобной ситуации. Известно, что сразу после трагедии в Сети активизировался целый ряд мошенников, сообщавших лживую информацию о состоянии пострадавших, выманивая тем самым финансовые средства у неравнодушных граждан. Мошенники создают фейковые аккаунты жертв трагедии, оказывая психологическое воздействие на семьи погибших и на обычных пользователей интернета, публикуют в различных медиа псевдоинформацию - фальшивые банковские счета, реквизиты для перевода денежных средств на помощь пострадавшим и прочее.

Создание псевдособытий направлено на оказание влияния на наши чувства через привлечение внимания, сопереживание, а зачастую провокации и разжигание любого вида розни. Поддавшись эмоциям в момент чрезвычайных ситуаций, люди, в силу своего восприятия, бывают неспособны адекватно и критически оценивать поступающую информацию. Именно этот фактор является определяющим при создании псевдособытий.

Еще одной их негативной стороной является высокая вероятность упустить что-то действительно важное в информационном потоке лживых фактов и подстроенных ситуаций из-за частого упоминания в средствах массовой информации недостоверных сведений о других событиях и снижения степени доверия аудитории к ним. Получается, псевдособытия своим появлением фактически «убивают» информацию, являющуюся более значимой для рядовых граждан.

Рассматривая правовой аспект пранкерства, необходимо сказать, что правоохранительные органы уделяют ему достаточно внимания и прикладывают немало усилий по пресечению хулиганских действий пран-керов, в том числе используя современные технологии. Современное оборудование позволяет определить местонахождение, а зачастую и личность пранкера в интервале от нескольких минут до нескольких часов. В зависимости от степени важности или опасности звонка пранкер может предстать перед законом, но ввиду сложностей с формированием доказательной базы таких прецедентов в России не было. Возможно, это также связано с тем, что медийные жертвы пранков воспринимают пранк как средство пиара и повышения своих «медийных активов», что может быть отнесено к проявлению так называемой PR-аддикции, подробно описанной в статье А.П. Суходолова и М.П. Рачкова «PR как "наркотик", или

еще раз о PR-журналистике и ее праве на существование» [Суходулов, Рачков 2016].

Пранк в системе отношений «журналист - аудитория»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для исследования пранка в системе отношений «журналист-аудитория» мы проанализировали интересы аудитории канана «Vovan222prank» по следующим параметрам: количество посещений канала по дням недели, большее количество просмотров в течение дня, а также составили диаграммы по просмотрам, лайкам и комментариям за всё время существования канала.

Подбор плагинов и сервисов для сбора статистики сторонних You-Tube-каналов строился на показателях для конкурентного анализа блогов.

Для реализации успешного блога важно проводить анализ статистики YouTube-каналов:

1] изучать динамику подписчиков и просмотров;

2] следить за частотой обновления контента;

3] отмечать реакции целевой аудитории на отдельные видео, определенные виды рекламы;

4] отслеживать, что и как снимают конкуренты, какие новые форматы видео добавили, что изменили в видеопроизводстве;

5] обращать внимание на теги и ключевые слова;

6] понимать, сколько можно заработать и на какую сумму ориентироваться при оценке рекламы на канале.

YouTube Analytics, даже с подключением счетчика Google, не предоставляет возможности отслеживать статистику чужих видеоблогов. Однако для этих целей есть ряд сторонних решений.

Мы выбрали специализированное расширение «VidlQ» и онлайн-сервис «Popsters», которые являются удачными инструментами для работы с интересами аудитории.

VidlQ предоставляет следующие параметры для анализа:

1] продолжительность и вовлеченность (число лайков, дизлайков, комментариев];

2] SEO-показатели: количество подсказок и заставок, число видео, предложенных автором, и др.;

3] общие метрики по каналу: число подписчиков, просмотров и т. д.;

4] теги видео и канала.

По показателям «VidlQ» среднее количество просмотров канала в день составляет 17 800 человек (https://app.vidiq.com/welcome]. За май 2019 г. количество просмотров составило 534 тысячи человек. Среднее количество подписчиков в день - примерно 42 человека. При этом на канал подписаны 91 тысяча пользователей.

Канал «Vovan222prank» зарегистрирован в России 11 января 2013 г. Общее количество просмотров за всё время 41 696 868 человек.

«Vovan222prank» делает репосты в Twitter (аудитория аккаунта -26 600 человек] и Instagram (1 500 человек).

Оценка SEO (поисковой интенсификации] - 65 %. Общее количество слов в написании варьируется от 14 до 91 (анализ последних 10 видео]. При этом средняя скорость говорения равна 67 словам в минуту. Количество ссылок в описании неизменно: 4-5 упоминаний.

Средняя продолжительность видеоряда - от 211 до 1392 секунд. В описании видео дается краткий анонс и ссылка на расшифрованный материал, что облегчает работу журналистам, следящим за деятельностью пранкеров. Ключевые слова к видеороликам меняются в зависимости от тематики. Например, в видео Prank with Governor of California Jerry Brown (by Lexus & Vovan) представлены следующие ключевые слова: Jerry Brown, California, Governor of California, Governor Jerry Brown, prank, pranksters, russian pranksters, pranksters from Russia, pranksters Vovan u0026 Lexus, Vovan u0026 Lexus, pranksters Vovan and Lexus, prank with governor, US election, пранк с губернатором Калифорнии, Джерри Браун, Калифорния, пранк, пранкеры, розыгрыш, Вован и Лексус, пранкеры Вован и Лексус, пранкер Вован, пранкер Лексус, jokes, trump.

«Popsters» - это онлайн-сервис для аналитики контента и интересов аудитории в конкретных сообществах социальных сетей (https://pop-sters.ru/app/dashboard]. При этом один аккаунт в сервисе относится к одной социальной сети. С помощью этого инструмента можно анализировать данные по собственным страницам и страницам конкурентов, черпать информацию об активности, наиболее выгодных временных диапазонах публикаций, вовлеченности и оценке контента. При этом сервис умеет сортировать посты по лайкам и репостам. Popsters поддерживает ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, Twitter, YouTube, Google+, Coub, Flickr и Pinterest.

При помощи данного инструмента были созданы диаграммы: количество посещений канала по дням недели, количество просмотров в течение дня, а также составлены диаграммы по просмотрам, лайкам и комментариям за всё время существования канала.

Таким образом, мы заметили ряд особенностей просмотров видеоконтента.

1. Лучшие дни недели для публикации видео - четверг и пятница. Это связано с психологическим аспектом запроса аудитории, так как вторая половина недели, как правило, проходит в ожидании выходных: человек склоняется к развлекательному контенту гораздо чаще (рис. 1].

2. Лучшее время для публикации видеоконтента - 5 часов утра по московскому времени. Возможно, парадокс в данных связан с часовыми поясами страны (рис. 2].

Дни недели ?

25

JS chart by amCharts

Ъ

Пн Вт Ср Чт ГТГ С6 ВС

Я \Л**ап222ргапк УГ

Рис. 1. График статистики количества посещений канала «Уоуап222ргапк» по дням недели

Время суток ? X

JS chart by amCharts

.1.1

llllaail».!.««.»

МО 4:00 ВЮО 12:00 1Й:00 ЖОО

■ Vova<i222 prank YT

Рис. 2. График статистики количества просмотров канала «Vovan222prank» в течение дня

3. Большее количество просмотров видео отмечалось в 2015 и 2017 годах, так как в тот период новости о деятельности пранкеров создавали наибольший общественный интерес: в данный период они записали пранк с Кличко (715 тыс. просмотров], видеоцикл с Коломойским, Максин Уо-терс (781 тыс. просмотров] (рис. 3].

Просмотры ?

G

2016

soie

2014

■ \tovaii222erarikYT

Рис. 3. График статистики количества просмотров канала «Уоуап222ргапк»

4. Большее количество лайков наблюдается в 2013 и 2017 годах. Возможно, в первом случае количество связано с накруткой (динамика просмотров и лайков на канале нестабильна] (рис. 4].

Лайки ? х

JJ

ь

JS chart by amCharts

ui^iMlWkvji---~~

■ \bvan222pnnkVT

Рис. 4. График статистики количества лайков на канале «Уоуап222ргапк»

5. Наибольшее количество дизлайков прослеживается в 2017 году (рис. 5].

Дизлайки f

3.500 3.000 2.500 2.000 1,500 1,000

ED

JS chart by amCharts

В Vovan£22 prank YT

Рис. 5. График статистики количества дизлайков на канале «Vovan222prank»

6. Наибольшее количество комментариев - 2013 и 2017 годы (рис. 6]. Комментарии ? X

CL

Q Show ill i)

■ ■Луап222рмпкУТ

Рис. 6. График статистики количества комментариев на канале «Уоуап222ргапк»

Далее мы провели сравнительный анализ с конкурентом данного канала - каналом Евгения Вольнова.

Канал Евгения Вольнова лидирует по всем показателям выборки: количеству просмотров канала, количеству подписчиков и среднему количеству просмотров видео.

Это связано с тем, что Евгений Вольнов - украинский блогер, охватывающий большую аудиторию. Канал Евгения Вольнова смотрит большее количество в связи с контентом: русофобские видео на русском, наличие обсценнойлексики, эпатажный образ пранкера притягивают любителей черного. В интервью для «Реального времени» Алексей Столяров выразил свое отношение к конкуренции с Евгением Вольновым: «Как бы это странно ни прозвучало, если бы не было нас, то не было бы и Вольнова. Если бы мы не развивали эту "хулиганскую" ветвь, то не появилось бы и ее последователей» (Реальное время. 08.07.2018].

Очевидно: русский интеллектуальный пранк эволюционировал в качестве контента. Но статистика удручающая: разница в количестве просмотров равна 119,64 млн (рис. 7]. В количестве подписчиков и в среднем количестве просмотров - 289 тысяч.

Просмотры

Подписчики Видео

Ср. кол-во проси./ день

Ср. кал во подпис./ день

Ср. кол-во видео? день

■ efcaierina nizovkinal ¡Sgmail com ■ Евгений Вольное ■ Vovan222prank

Рис. 7. График, показывающий разницу в количестве просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank»

По мнению А.П. Суходолова, в российском медиапространстве у Алексея Столярова и Владимира Кузнецова последователей пока не появилось, что объясняется сложностью этого вида деятельности, а также особой ролью личного фактора пранка в журналистике [Суходолов 2018].

Таким образом, пранк как метод интервьюирования требует большего исследования, так как противоречия во взглядах исследователей в соотношении журналистики и блогосферы достаточно разрозненно. Правовой и этический аспекты пранка в журналистике не имеют четких регламентированных границ: условия принимают сами пранкеры. В системе отношений «журналист - аудитория» русский интеллектуальный пранк проигрывает в интересе аудитории конкурентам. Это связано с выходом на новый, качественный уровень контента.

130 вом

161 им

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Феномен пранка, как одно из направлений массовой культуры, имеет отличительные особенности в России. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решаются актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.

Русский «пранк» относится к сфере «конфликтного дискурса» и деструктивен по своей природе. Проект Вована и Лексуса стал ярким явлением российского медиапространства, получив признание представителей профессионального сообщества, находящихся на идеологических полюсах.

Стоит отметить тот факт, что в российском медиапространстве у Алексея Столярова и Владимира Кузнецова последователей пока не появилось, это объясняется сложностью данного вида деятельности, а также особой ролью личного фактора в пранке. Тем не менее можно отметить, что сегодня в отечественном информационном пространстве утверждается новый вид интервьюирования - пранк, представляющий собой микс классического журналистского расследования и новых способов получения информации в виде тщательно продуманных телефонных розыгрышей.

Список литературы

Алексеевский М.Д. Возьми трубку и зажги мир... (молодежное сообщество пранке-ров в России) // Молодежные субкультуры Москвы. 2009. № 14. С. 401-439. Алексеевский М.Д. Телефонные розыгрыши как жанр детского фольклора. URL: http://folk.pomorsu.ru/opensource/alekseevsky.pdf (дата обращения: 11.03.2019). Барлоу Джон Перри. Декларация Независимости Киберпространства. URL: http://

www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html (дата обращения: 14.04.2019). Волкова И.И. Пранкеры: эффект бумеранга. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35

545845 (дата обращения: 18.04.2019). Изчобан И. Пранкерство - розыгрыш или преступление? // Эхо: обществ.-полит.

газ. 2015. № 3. С. 14-16. Кобыльник И.С., Крубанов А.И. Происхождение пранк-культуры в США // Аллея

науки. 2018. Т. 5, № 10. С. 26-33. Кузнецов В., Столяров А. Вован и Лексус. По ком звонит телефон. СПб.: Питер, 2018. 384 с.

Пранкер Лексус. Как только Путин закончит свой президентский срок, мы ему позвоним. URL: https://realnoevremya.ru/articles/103341-intervyu-s-prankerom-leksusom-o-fsb-kemerovo-i-etike-pranka (дата обращения: 02.03.2019). Суходолов А.П., Кудлик Е.С. Пранк-журналистика как новый жанр в российском информационном пространстве. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36313278 (дата обращения: 02.03.2019). DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).361-370.

Суходолов А.П., Рачков М.П. PR как «наркотик», или еще раз о PR-журналистике и ее праве на существование // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 2. С. 179-187. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).179-187.

Черненко Е. Пранкер Евгений Вольнов, запустивший фейк о сотнях погибших при пожаре в «Зимней вишне», заочно арестован и объявлен в международный розыск. URL: https://www.kp.ru/online/news/3065795/ (дата обращения: 02.03.2019).

Чернова С.В. «Пранк» как речевой жанр развлекательного дискурса и его культурологический аспект. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27433807_72 991158.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

Шмелёва М.Ю., Ферулева К. С. Феномен пранкеров как новый вид субкультуры в России. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37102686 (дата обращения: 10.03.2019).

Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Light Reading A Brief History of the Prank Phone Call. URL: https://www.lightrea-ding.com/services/a-briefhistory-of-the-prank-phone-call/a/d-id/710180 (дата обращения: 01.03.2019).

Multiplemayhemmamma «Is Your Refrigerator Running?». URL: http://www.multiple-mayhemmamma.com/2012/08/is-your (дата обращения: 11.03.2019).

Prank // Cambridge Academic Content Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge. org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/% D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D00/«BA %D0%B8%D0%B9/prank (дата обращения: 11.03.2019).

Western Folklore A Social-Interactional Analysis of Phone Pranks. URL: https://www. jstor.org/stable/1499863 (дата обращения: 11.03.2019). DOI: 10.2307/1499863.

Источники

Онлайн-сервис для просмотра статистики на YouTube «Popsters». URL: https://pop-sters.ru/app/dashboard (дата обращения: 28.02.2019).

Пранкер Лексус. Как только Путин закончит свой президентский срок, мы ему позвоним. URL: https://realnoevremya.ru/articles/103341-intervyu-s-prankerom-leksusom-o-fsb-kemerovo-i-etike-pranka (дата обращения: 02.03.2019).

Пранкеры Вован и Лексус назвали свои розыгрыши «гражданской разведкой». URL: https://iz.ru/737204/2018-04-27/prankery-vovan-i-leksus-nazvali-svoi-ro-zygryshi-grazhdanskoi-razvedkoi (дата обращения: 28.04.2019).

Расширение для просмотра статистики на YouTube «Vidiq». URL: https://app. vidiq.com/welcome (дата обращения: 23.04.2019).

Следственный комитет занялся украинцем, из-за которого в Кемерово началась паника. URL: https://vz.ru/news/2018/3/27/914644.html (дата обращения: 02.03.2019).

Google owned video sharing site YouTube bans dangerous pranks // DailyHunt. URL: https://m.dailyhuntin/news/india/english/live+uttarpradesh+english-epaper-liveupen/google+owned+video+sharing+site+youtube+bans+dangerous+pranks-newsid-106448892 (дата обращения: 11.03.2019).

References

Alekseevskii, M.D. (2009), Voz'mi trubku i zazhgi mir... (molodezhnoe soobshchestvo prankerov v Rossii) [Pick up the phone and light the world ... (youth community of prankers in Russia)]. Molodezhnye subkul'tury Moskvy [Youth subcultures of Moscow], no. 14, pp. 401-439. (in Russian) Alekseevskii, M.D. (2003), Telefonnye rozygryshi kak zhanr detskogo fol'klora [Telephone Prank as a genre of children's folklore], available at: https://docplayer.ru/ 35371506-Telefonnyerozygryshi-kak-zhanr-detskogo-folklora.html (accessed date: March 11, 2019). (in Russian) (1996), Barlou Dzhon Perri Deklaraciya Nezavisimosti Kiberprostranstva [Declaration of Independence Cyberspace], available at: http://www.telecomlaw.ru/artic-les/declaration.html (accessed date: April 14, 2019). Chernenko, E. (2018), Pranker Evgenii Vol'nov, zapustivshii feik o sotnyakh pogib-shikh pri pozhare v «Zimnei vishne», zaochno arestovan i obyavlen v mezhdu-narodnyi rozysk [Pranker Yevgenii Volnov, who launched a fake about hundreds who died during the fire in Winter Cherry, was arrested in absentia and put on the international wanted list], available at: https://www.kp.ru/online/news/3065 795/ (accessed date: March 02, 2019). (in Russian) Chernova, S.V. (2016), «Prank» kak rechevoi zhanr razvlekatel'nogo diskursa i ego kul'turologicheskii aspekt ["Prank" as a speech genre of entertainment discourse and its cultural aspect], available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27433807 (accessed date: March 10, 2019). (in Russian) (2019), Google owned video sharing site YouTube bans dangerous pranks // DailyHunt, available at: https://m.dailyhunt.in/news/india/english/live+uttarpradesh+english-epaper-liveupen/google+owned+video+sharing+site+youtube+bans+dange-rous +pranks-newsid-106448892 (accessed date: March 11, 2019). Izchoban, I. Prankerstvo - rozygrysh ili prestupleniye? [Prankerstvo - a rally or a crime?].

Echo, no. 3, pp. 14-16. (in Russian) Kobyl'nik, I.S., Krubanov, A.I. (2018), Proiskhozhdeniye prank-kul'tury v SSHA [Origin

of Prank Culture in the USA]. Alleya nauki, vol. 5, no. 10, pp. 26-33. (in Russian) Kuznecov, V., Stolyarov, A. (2018), Po kom zvonit telefon [For whom the phone is

ringing], St. Petersburg, 384 p. (in Russian) (2014), Light Reading A Brief History of the Prank Phone Call, available at: https:// www.lightreading.com/services/a-briefhistory-of-the-prank-phone-call/a/d-id/71 0180 (accessed date: March 01, 2019). (2012), Multiplemayhemmamma «Is Your Refrigerator Running?», available at: http:// www.multiplemayhemmamma.com/2012/08/is-your (accessed date: March 11, 2019).

(2019), Prank. Cambridge Academic Content Dictionary, available at: https://dictiona-ry.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80 %D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%8 1%D0%BA%D0%B8%D0%B9/prank (accessed date: March 11, 2019). Suhodolov, A.P., Kudlik, E.S. (2018), Prank-zhurnalistika kak novyj zhanr v rossijskom informacionnom prostranstve [Prank journalism as a new genre in the Russian information space], available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=3631 3278 (accessed date: March 02, 2019). DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).361-370. (in Russian)

Suhodolov, A.P., Rachkov, M.P. (2016), PR kak «narkotik», ili eshche raz o PR-zhurna-listike i eye prave na sushchestvovaniye [PR as a "drug", or again about PR journalism and its right to exist]. Questions of the theory and practice of journalism, vol. 5, no. 2. pp. 179-187. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).179-187. (in Russian)

Shmeleva, M.Yu., Feruleva K.S. (2018), Fenomen prankerov kak novyj vid subkul'tury v Rossii [The pranker phenomenon as a new kind of subculture in Russia], available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_27433807_72991158.pdf (accessed date: March 10, 2019). (in Russian)

Shmeleva, T.V. (1997), Model' rechevogo zhanra [Speech genre model]. ZHanry rechi [Speech genres], no. 1, pp. 88-98. (in Russian)

Volkova, I.I. (2018), Prankery: effekt bumeranga [Pranker: boomerang effect], available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35545845 (accessed date: April 18, 2019). (in Russian)

(1984), Western Folklore A Social-Interactional Analysis of Phone Pranks. available at: https://www.jstor.org/stable/1499863 (accessed date: 11.03.2019). DOI: 10.2307/1499863.

Sources

Onlain-servis dlya prosmotra statistiki na YouTube «Popsters» [Online service for viewing statistics on YouTube "Popsters"], available at: https://popsters.ru/app/ dashboard (accessed date: February 28, 2019).

(2018), Pranker Leksus: Kak tol'ko Putin zakonchit svoi prezidentskii srok, my yemu pozvonim [Pranker Lexus As soon as Putin finishes his term, we will call him], available at: https://realnoevremya.ru/articles/103341-intervyu-s-prankerom-leksusom-o-fsb-kemerovo-i-etike-pranka (accessed date: March 02, 2019).

(2018), Prankery Vovan i Leksus nazvali svoi rozygryshi «grazhdanskoi razvedkoi» [Pranker Vovan and Lexus called their pranks "civilian intelligence"], available at: https://iz.ru/737204/2018-04-27/prankery-vovan-i-leksus-nazvali-svoi-rozyg-ryshi-grazhdanskoi-razvedkoi (accessed date: April 28, 2019).

(2019), Rasshireniye dlya prosmotra statistiki na YouTube «Vidiq» [Extension for viewing statistics on YouTube "Vidiq"], available at: https://app.vidiq.com/wel-come (accessed date: April 23, 2019).

(2018), Sledstvennyi komitet zanyalsya ukraintsem, iz-za kotorogo v Kemerovo nacha-las' panika [Investigative Committee took up Ukrainian, because of which in Kemerovo, panic began], available at: https://vz.ru/news/2018/3/27/914644.html (accessed date: March 02, 2019).

PRANK AS A NEW PHENOMENON IN MODERN RUSSIAN JOURNALISM

K.V. Dementieva, E.N. Nizovkina

National Research Mordovia State University (Saransk, Russia)

Abstract: The relevance of the study is explained by the existing acute need and the importance of a detailed review of the functioning of the prank phenomenon. The purpose of the work is to identify the features of the phenomenon of prank

journalism as a separate type of communication. The purpose of the study is implemented in the system of problems solved in the article, among which are: 1) to trace the emergence of prank as a method of interviewing; 2) to analyze the image of the addressee and the addressee in prank journalism; 3) consider the legal and sociocultural aspect of prank journalism. When writing the article, we used an integrated approach, which involves the use of descriptive, analytical, typological, comparative, semantic, stylistic, functional, semantic and linguistic and culturological methods of working with theoretical and factual research materials, as well as the method of component analysis of prank phenomenon. The empirical base of the work was made up of audio and video recordings placed in the Russian and English segments of the Internet. The total number of analyzed material of the genre "prank" - more than 100 telephone conversations. During the study, we came to the following conclusions. Russian intellectual prank is aimed at creating an informational occasion, during which the actual tasks of civil society will be solved. In the modern media system, prank becomes an interviewing method with clear rules of behavior. At the same time, prankers comply with ethical norms accepted in society.

Key words: prank, prank journalism, media, YouTube, "Vovan222prank", ethics, genre.

For citation:

Dementieva, K.V., Nizovkina, E.N. (2020), Prank as a new phenomenon in modern Russian journalism. Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 1, pp. 101122. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).101-122. (in Russian)

About the authors:

1 Dementieva, Ksenia Vladimirovna, Dr., Associate Professor

2 Nizovkina, Ekaterina Nikolayevna, freelance correspondent of the Autonomous Institution "Izvestia of Mordovia"

Corresponding authors:

12 Postal address: 68/1, Bolshevistskaya ul., Saransk, 430005, Russia

1 E-mail: dementievakv@gmail.com

2 E-mail: nizowkina.katerina@yandex.ru

Received: July 31, 2019 Revised: August 14, 2019 Accepted: January 30, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.