Научная статья на тему 'Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности'

Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / внеурочная деятельность / младшие школьники / программа внеурочной деятельности / патриотическое воспитание / социальные навыки детей / civic identity / extracurricular activities / primary schoolchildren / extracurricular activities program / patriotic education / social skills of children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Марченко Алла Александровна, Ширкова Наталия Николаевна

Происходящие в настоящее время процессы глобализации и технологический прогресс приводят к ускоренным изменениям и разнообразию культурных контекстов. Именно поэтому важно с детского возраста развивать чувство принадлежности к своей стране, понимание и уважение ее ценностей, традиций и истории. Авторами представленной статьи была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Я – гражданин своей страны», направленная на формирование компонентов гражданской идентичности обучающихся в начальной школе. Ее практическая значимость состоит в том, что данная программа помогает детям понять, что такое гражданство и какое значение оно имеет для общества. Дети изучают историю своей страны, ее достижения, узнают о национальных символах и традициях, на этой основе формируется чувство патриотизма, любви к Родине. Программа также способствует развитию социальных навыков у школьников: умение работать в команде, решать конфликты, грамотно и обоснованно выражать свою точку зрения. Для решения поставленных задач авторы используют разнообразные технологии (экскурсии, игры, дискуссии, проектную деятельность). В статье представлены результаты внедрения данной программы в общеобразовательной школе, обоснована эффективность ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Марченко Алла Александровна, Ширкова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic identity of junior schoolchildren: Features of its formation in extracurricular activities

Globalization and technological progress lead to accelerated change and diversification of cultural contexts. That is why it is important to provide children with the opportunity to develop a sense of belonging to their country, understanding and respect for its values, traditions and history. The authors of the article developed and tested a program of extracurricular activities “I am a citizen of my country” aimed at forming components of civic identity of students in primary school. Its practical significance lies in the fact that this program helps children understand what citizenship is and what significance it has for society. Children study the history of their country, achievements, and also learn about national symbols and traditions; on this basis, a feeling of patriotism and love for the Motherland is formed. The program also promotes the development of social skills in children: the ability to work in a team, resolve conflicts, and express their point of view competently and reasonably. To achieve their goals, the authors use a variety of technologies (excursions, games, discussions, project activities). The article presents the results of the implementation of this program in a secondary school, and also substantiates its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности»

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-73-86 УДК 37.032

Г.П. Иванова1, А.А. Марченко1, Н.Н. Ширкова2

1 Государственный университет просвещения,

141014 г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

101000 г. Москва, Российская Федерация

Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности

Происходящие в настоящее время процессы глобализации и технологический прогресс приводят к ускоренным изменениям и разнообразию культурных контекстов. Именно поэтому важно с детского возраста развивать чувство принадлежности к своей стране, понимание и уважение ее ценностей, традиций и истории. Авторами представленной статьи была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Я - гражданин своей страны», направленная на формирование компонентов гражданской идентичности обучающихся в начальной школе. Ее практическая значимость состоит в том, что данная программа помогает детям понять, что такое гражданство и какое значение оно имеет для общества. Дети изучают историю своей страны, ее достижения, узнают о национальных символах и традициях, на этой основе формируется чувство патриотизма, любви к Родине. Программа также способствует развитию социальных навыков у школьников: умение работать в команде, решать конфликты, грамотно

си

и обоснованно выражать свою точку зрения. Для решения поставленных g задач авторы используют разнообразные технологии (экскурсии, игры, дискуссии, проектную деятельность). В статье представлены результаты -г внедрения данной программы в общеобразовательной школе, обоснована эффективность ее применения.

© Иванова Г.П., Марченко А.А., Ширкова Н.Н., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License ё-ШШ The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

к x X Ш О. T О ^ Ш ю F о

Ключевые слова: гражданская идентичность, внеурочная деятельность, младшие школьники, программа внеурочной деятельности, патриотическое воспитание, социальные навыки детей

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Иванова Г.П., Марченко А.А., Ширкова Н.Н. Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 73-86. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-73-86

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-73-86

G.P. Ivanova1, A.A. Marchenko1, N.N. Shirkova2

1 Federal State University of Education,

Mytishi, Moscow Region, 141014, Russian Federation

2 HSE University,

Moscow, 101000, Russian Federation

Civic identity of junior schoolchildren: Features of its formation in extracurricular activities

Globalization and technological progress lead to accelerated change and diversification of cultural contexts. That is why it is important to provide children with the opportunity to develop a sense of belonging to their country, understanding and respect for its values, traditions and history. The authors of the article developed and tested a program of extracurricular activities "I am a citizen of my country" aimed at forming components of civic identity of students in primary school. Its practical significance lies in the fact that this program helps children understand what citizenship is and what significance it has for society. Children study the history of their country, achievements, and also learn about national symbols and traditions; on this basis, a feeling of patriotism and love for the Motherland is formed. The program also promotes the development of social skills in children: the ability to work in a team, resolve conflicts, and express their point of view competently and reasonably. To achieve their goals, the authors use a variety of technologies

CK

X

X

TO

TO 1—

^ X

X с

ct и

о о

1— m

Ol

z X

X о; X

CK X

X Ol

^

О

Ш Ю

F о

(excursions, games, discussions, project activities). The article presents the results of the implementation of this program in a secondary school, and also substantiates its effectiveness.

Key words: civic identity, extracurricular activities, primary schoolchildren, extracurricular activities program, patriotic education, social skills of children

CITATION: Ivanova G.P., Marchenko A.A., Shirkova N.N. Civic identity of junior schoolchildren: Features of its formation in extracurricular activities. Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1. Pp. 73-86. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-73-86

Введение

В условиях трансформации современного общества, связанных с процессами глобализации, интеграции, стремительного технологического процесса - с одной стороны, и происходящих миграционных процессов, обострения межнациональных конфликтов, политической, экономической и социальной неустойчивости - с другой, происходит процесс преобразования гражданской идентичности жителей Российской Федерации. Вышеназванные тенденции оказывают влияние на гражданскую идентичность населения через изменение культурных, социальных и политических условий жизни, что отмечают такие исследователи, как К.С. Гаджиев, А.Я. Данилюк, В.А. Веденяпина и др. [2; 5; 6]. Кроме того, с развитием цифровых технологий и социальных сетей гражданская идентичность человека может меняться под влиянием происходящих хаотичных онлайн-процессов [4].

Формирование гражданской идентичности начинается еще в дошкольном возрасте и первоначальные нормы и ценности усваиваются ребенком на начальном этапе социализации - в семье, однако немаловажную роль играют и образовательные организации, такие как дошкольные общеобразовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря и общеобразовательные школы [2; 4; 8; 10]. Как отмечают исследователи, особенно важен при формировании гражданской идентичности именно младший школьный возраст, это обусловлено социальной ситу- | ацией развития, новообразованиями данного возраста и особенностя-

го

— с Ч и о о

ми изменения жизнедеятельности детей в этот период [10]. Однако, ^ х

* §

К I

как показывает реальная практика, в системе образования уделяется недостаточно внимания формированию гражданской идентичности, ^ §г поскольку программы учебных заведений, в основном, сосредотачи- ^ ю1 ваются на фундаментальных и теоретических знаниях и практически

не затрагивают проблему формирования различных компонентов гражданской идентичности.

Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении данной проблемы и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность и успешность развития у детей младшего школьного возраста компонентов гражданской идентичности.

Методология исследования базируется на системно-деятельностном подходе (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), личностном подходе (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондарев-ская, Г.А. Цукерман, С.Л. Рубинштейн, И.П. Подласый), аксиологическом подходе (И.А. Ильина, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, Г.П. Иванова).

Представленное исследование включало в себя комбинацию теоретических и эмпирических методов для более полного понимания и анализа темы. Теоретические методы исследования - анализ научной литературы по проблеме формирования гражданской идентичности. Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, опрос младших школьников, включенное наблюдение в реальной практике, диагностические беседы.

Экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» № 17 Богородского городского округа, г. Ногинск (Московская область). Выборку составили 50 обучающихся двух четвертых классов. Исследование проводилось в 2022/2023 учебном году (34 учебные недели).

Гражданская идентичность: сущность, специфика, компоненты

В последнее время в научной литературе наравне с культурной, этнической и личностной идентичностью стал подниматься вопрос о выделении еще одного типа идентичности - гражданской. В частности, Т.Е. Водолажская отмечает, что данный вид идентичности определяет сознание личности своего статуса гражданина определенной страны и осознание связанных с этим прав и обязанностей [4]. Т.В. Болотина отмечает, что гражданская идентичность - это чувство принадлежности и принятия определенной нации или государства как своего собственного, включая уважение к его культуре, истории и ценностям [1]. Н.И. Кашина определяет гражданскую идентичность как индивидуальное понимание своей роли в обществе [8]. Современные исследователи также говорят, что гражданская идентичность определяет уровень самоидентификации человека, включающий в себя гордость за принадлежность к определенной стране и уважение к ее законам и социальным,

X

I

го

го н

^ X

X с

ч и

о о

н m

01

Z X

X о; X

о; I

X 01

^

О

Ш ю

F о

политическим институтам [14; 16]. Таким образом, мы можем отметить, что гражданская идентичность представляет сочетание личных убеждений и сопоставление данных ценностей с общими ценностями общества, в котором человек родился и живет в настоящий момент. Кроме того, гражданская идентичность способствует формированию гражданской ответственности и активного участия в жизни общества, и соответственно она является одним из ключевых факторов в поддержании социальной стабильности и согласия в обществе [13]. Данная проблема актуализируется в нормативных документах, касающихся современного начального образования в России: например, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (https://fgos.ш/fgos/fgos-noo/?yscHd=lte2byx vvv42117784).

Как отмечается в научной литературе, возраст с 6 до 11 лет является критическим периодом для формирования гражданской идентичности [10; 15]. В этом возрасте дети начинают осознавать себя членами общества и активно взаимодействуют с внешним миром, а сам процесс формирования гражданской идентичности оказывается взаимосвязанным с рядом факторов, обусловленных возрастными особенностями и воспитанием. Кроме того, данный возраст характеризуется значительным развитием когнитивных способностей [13]. Дети начинают лучше понимать абстрактные понятия, такие как права, обязанности и справедливость, что позволяет им более глубоко осмысливать свою роль в обществе и отношения с окружающими. Они более внимательно наблюдают за окружающим миром и начинают формировать представления о разных социальных группах и культурных аспектах своей страны. Это приводит к развитию у них эмоционального интеллекта, сопереживанию, формированию толерантного поведения, являющихся звеньями гражданской идентичности [4; 7].

На основе теоретического осмысления научной литературы рассмотрим основные концептуальные особенности гражданской идентичности младших школьников.

Обобщение проанализированной научной литературы позволило нам выделить ряд компонентов гражданской идентичности младших школьников. 2 х

X 1=

1. Осознание общности. Младшие школьники начинают осознавать, о

что они часть конкретной группы людей, которая образует общест- ^ х во. Это осознание формируется через наблюдение за другими людьми ^ §

лать, что у них есть общие черты а территории страны, такие как

язык, культура и история, религия [5].

го

и их поведением. Дети начинают понимать, что у них есть общие черты ^ с другими людьми, проживающими на территории страны, такие как ^ ю1

2. Наличие социальных ценностей. У младших школьников начинают формироваться свои собственные ценности и моральные убеждения [3].

3. Участие в общественных процессах. Младшие школьники могут начинать участвовать в различных общественных мероприятиях, реализуемых на базе общеобразовательных учреждений, в волонтерских центрах и фондах. Это могут быть учебные проекты, классные и школьные мероприятия, конкурсы поделок, конкурсы чтецов, различные мероприятия, экскурсионные туры по знаковым местам страны [2].

4. Уважение к многообразию и культурным традициям своей страны.

Следует отметить, что внеурочная деятельность в современных образовательных организациях приобретает все большее значение в формировании личности младших школьников и их гармоничном, всестороннем развитии. Она представляет собой мощный педагогический инструмент, обладающий огромным потенциалом для разностороннего развития детей, как отмечает Г.А. Колодницкий [9]. Так, внеурочная деятельность способствует индивидуальному развитию и самоопределению младших школьников, помогает детям раскрывать свои интересы и таланты, что способствует формированию их индивидуальности [6; 12]. Также внеурочная деятельность способствует развитию социальных и коммуникативных навыков, поскольку участие в групповых мероприятиях и проектах позволяет детям сотрудничать друг с другом, учит их отстаивать свои позиции, выражать мнения, решения конфликты, делегировать обязанности и т.д. Кроме того, она предоставляет возможность расширить знания и навыки в конкретной предметной области, что способствует более активному обучению, которое является более эффективным, нежели пассивное усвоение информации на уроках [11; 13].

Методология исследования

Для определения уровней сформированности уровней гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности нами я было проведено эмпирическое исследование на базе средней общеобра-ани зовательной школы. В исследовании приняли участие 50 обучающихся. | | Экспериментальную группу составили 25 учащихся 4«А» класса, конт-

£ рольную - 25 учащихся 4«Б» класса. ^ х Диагностический инструментарий включал в себя несколько мето-и ия дик, направленных на изучение имеющегося уровня сформированности ^ критериев гражданской идентичности школьников. Уровень сформи-^ ^ рованности когнитивного критерия был основан на двух методиках: ^ «С чего начинается Родина?» (В.М. Хлыстова) и «Незаконченный

тезис» (М.В. Шакурова). Эмоциональный критерий был проанализирован на основе опросного теста «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова). Уровень сформированности аналитического критерия проводился на основании методики «Кто я?» (М. Кун). Ввиду того, что поведенческий критерий гражданской идентичности отражает действия младших школьников в социуме и определяет уровень их взаимоотношений с другими людьми разных национальностей, вероисповедания, уровень данного критерия базировался на методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Обсуждение результатов

На первом этапе проводимого исследования нами был проанализирован исходный уровень сформированности компонентов гражданской идентичности на основе отобранного ранее методического инструментария. Так, результаты в обеих группах (контрольной и экспериментальной) оказалась примерно на одном уровне. Так, высокий уровень смогли продемонстрировать 24% детей экспериментальной группы и 16% -контрольной; средний уровень был характерен для 52% школьников из экспериментальной группы и для 48% - контрольной, а низкий уровень был зафиксирован у 18% детей экспериментальной группы и 24% -контрольной. Также несколько детей продемонстрировали отсутствие сформированности компонентов гражданской идентичности - 6% из экспериментальной и 12% - контрольной.

На втором этапе исследования нами была разработана программа внеурочной деятельности для работы с экспериментальной группой «Я -гражданин своей страны», в ее основу были положены требования ФГОС начального общего образования (https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=lte3 6e2wn6146367195); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (https://base.garant.ru/702913 62/?ysclid=lte37tyh4a164030818); Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007 № 22-ФЗ (https://base. garant.ru/190715/?ysclid=lte35hi8lx276484034); образовательная про- к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грамма и план внеурочной деятельности Муниципального бюджетного ^

образовательное учреждения «Центр образования» № 17 Богородского | | городского округа, г. Ногинск (Московская область). о

I— т

На основе тематического планирования и УМК по таким предме- ^ х там, как «Родной язык и литературное чтение», «Окружающий мир», ^ § «Изобразительное искусство», «Технология», «Основы религиозных ^ культур и светской этики», нами были разработаны планы занятий вне- ^ ^ урочной деятельности. *

Разработанная программа базировалась на четырех аспектах: образовательная, воспитательная, развивающая и рекреационная деятельность. В рамках образовательной деятельности предполагалось изучение основ гражданской истории, знакомство с историческими событиями и личностями, изучение прав и обязанностей граждан России. Развивающая деятельность предполагала комплекс мероприятий, направленных на развитие критического мышления, развитие межкультурной компетенции и навыков толерантного общения с представителями разных стран. Рекреационная деятельность включала в себя мероприятия, ориентированные на организацию спортивных и иных мероприятий, развитие толерантности, сотрудничества и коммуникации. Воспитательная деятельность была ориентирована на воспитание у детей жизненных ценностей (справедливость, уважение, ответственность и толерантность, формирование чувства принадлежности).

Рассматриваемыми темами в рамках внеурочной деятельности по развитию гражданской идентичности стали: «Моя родная страна», «Национальные герои и личности России», «Сообщество и сотрудничество», «Права и обязанности», «Мир и толерантность», «Экология России», «Культурное наследие России», «Семья и общество».

В рамках модуля «Моя родная страна» дети знакомились с символами страны и города, изучали географическое положение России на карте мира, изучали культурное наследие страны, национальные блюда.

В рамках модуля «Национальные герои и известные личности России» детям рассказывали о биографиях и достижениях известных российских личностей; проводились дискуссии и викторины о жизни и вкладе выдающихся людей. Одно из занятий включало в себя посещение исторического парка «Россия - Моя история» (Москва, ВДНХ).

В рамках внеурочной деятельности модуля «Сообщество и сотрудничество» младшие школьники изучали, что такое гражданское общество, какие у него функции и в чем его важность. Также дети узнали о добровольческих организациях и волонтерских проектах, благотворительных к фондах, которые помогают людям.

^ В рамках четвертого модуля занятий по теме «Права и обязаннос-I | ти» дети ознакомились с историями о знаменитых личностях, которые if о боролись за гражданские права и свободы: Махатма Ганди, Мартин

I— m

^ х Лютер Кинг младший, Че Гевара, Малала Юсуфзай, Вацлав Гавел и др.

Также школьники создавали мини-устав класса, в котором сами опре-^ S деляют правила и обязанности учеников и распределяли роли в клас-^ vi? се: ответственный за полив цветов, за уборку в классе, ответственный

к I

по столовой и т.д.

Модуль «Мир и толерантность» был посвящен обсуждению истории детей из разных стран, культур и вероисповеданий. На втором занятии была организована ролевая игра «Путешествие по миру», в рамках которой четвероклассники должны были выбрать любую страну и рассказать о ней, ее культуре и традициях, национальных героях, традициях, искусстве, национальных блюдах.

В рамках модуля «Экология России» школьники посетили Лосиную биостанции с экскурсией по вольерному комплексу, а также экскурсию по живой экспозиции дендрария «Леса России», прослушали лекцию о проблемах экологии, о важности сохранении природного богатства России, а также собирали данные о видовом разнообразии, состоянии почвы, лесов и водных ресурсов территории.

В процессе изучения модуля «Культурное наследие России» обучающиеся посетили краеведческий музей, познакомились с народным фольклором России (сказки, песни, обряды и костюмы); изучали культурное наследие через русскую кухню.

На первом занятии модуля «Семья и общество России» дети знакомились с традициями и обычаями, связанными с семейной жизнью в России через изучение русских народных сказок, в которых отражены ключевые семейные и социальные ценности. Также одно из занятий было посвящено генеалогии.

Более подробно темы занятий в рамках каждого проведенного модуля представлены в табл. 1.

Все мероприятия в рамках модулей были направлены на кооперацию детей друг с другом и вовлечение их в социально-значимую деятельность, на проектную презентацию своих результатов. Сочетание данных видов деятельности и практико-ориентированный подход позволил развить у школьников все критерии гражданской идентичности.

На третьем этапе авторами представленной статьи была проведена экспериментальная работа с одной группой школьников, после чего снова был измерен уровень сформированности гражданской идентичности у детей двух групп.

На рис. 1 представлены данные диагностических срезов уровней сформированности гражданской идентичности обучающихся после реализации программы внеурочной деятельности младших школьников | «Я - гражданин своей страны». о

н т

Проанализировав полученные результаты до и после проведения ^ х исследования, можно сделать следующие выводы. Дети эксперимен- ^ § тальной группы показали высокий уровень сформированности компо- ^ нентов гражданской идентичности. Они стали интересоваться мате- ^ ^

го

го

риалами, касающимися героев и выдающихся людей нашей страны,

Таблица 1

Тематическое планирование занятий в рамках модулей программы «Я - гражданин своей страны»

X

I

го

го н

^ X

X с

ч и

о о

н m

01

Z X

X о; X

о; I

X 01

^

О

Ш ю

о

Тема модуля Тема занятия в рамках модуля

Моя родная страна (6 ч) 1. Вводное занятие. 2. Символы нашей страны и города: флаг, герб, гимн. 3. Географическое положение: Россия на карте мира. 4. Викторина «Россия на карте мира». 5. Народные промыслы России: фарфор, декоративная роспись, гжель, глиняная игрушка, плетение из бересты. 6. Организация выставки

Национальные герои и известные личности России (5 ч) 1. Известные российские личности: писатели, художники, архитекторы, поэты, актеры, пилоты, военные, политики. 2. Викторина «Это наш российский герой!» 3. Создание «классной» книги о героях. 4. Посещение исторического парка «Россия - Моя история». 5. Классный час «Моя Россия - моя гордость!»

Сообщество и сотрудничество (3 ч) 1. Что такое гражданское общество? 2. День народного единства - новый праздник. 3. Добровольческие организации, фонды - польза и смысл для формирования гражданского общества

Права и обязанности (4 ч) 1. Люди, которые боролись за свои права и за мир. 2. Права и обязанности школьника. 3. Ролевая игра «Суд и правонарушитель». 4. Разработка мини-устава класса

Мир и толерантность (5 ч) 1. Мы едины, хотя мы разные! 2. Ролевая игра «Путешествие по миру». 3. Толерантность - что это такое? 4. Культура других этносов и стран - что общего? Что разного? 5. Проект «Стена мира»

Экология России (4 ч) 1. Прогулка в природном заповеднике «Лосиный остров» (2 ч). 2. Природное богатство России. Зачем нужно защищать нашу природу? 3. Видовое разнообразие, состояние почвы, лесов и водных ресурсов нашего города

Культурное наследие России (3 ч) 1. Посещение краеведческого музея. 2. Культурное наследие России - наш фольклор, народный промысел и сказки. 3. Национальные блюда: щи да каша - пища наша!

Семья и общество (4 ч) 1. Традиции и обычаи семейной жизни: от древности до наших дней. 2. Семейные взаимоотношения через призму русских народных сказок. 3. Генеалогия - древо моей семьи! 4. Организация выставки «Моя семья - моя опора!»

расширили свои познания в области традиций, символики и национальных культурных особенностей. Увеличение численности школьников контрольной группы, показавших низкий уровень сформированности критериев гражданской идентичности (47%), может быть обосновано происходящими в мире социально-экономическими и политическими процессами, нестабильностью в обществе.

60

50

40

30

20

10

Контрольная группа Экспериментальная группа

0

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отсутствие сформированного представления

Рис. 1. Доля детей с различным уровнем сформированности гражданской идентичности младших школьников после реализации программы «Я - гражданин своей страны», %

Таким образом, разработанная и внедренная в практику деятельности школы программа «Я - гражданин своей страны» помогает младшим школьникам понять свое место в обществе и осознать свою принадлежность к определенной стране, нации или сообществу, что формирует у них чувство принадлежности и патриотизма. Кроме того, сочетание различных видов активностей и направлений деятельности способствует развитию у младших школьников основных ценностей и норм поведения в обществе для формирования их гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

го

го н

^ X X 1=

Ч и о о

со

к I х ш

О. Т

о ^ ш ^ Р о

3

0

Библиографический список / References

1. Болотина Т.В. Обучение демократической гражданственности (граждан-ско-патриотическое образование): концептуальные основы // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник материалов конференции. Курск, 2015. С. 19-36. [Bolotina T.V. Education for democratic citizenship (civic patriotic education): Conceptual framework. Grazhdanstvennost lichnosti v usloviyakh izmenyayushchegosya mira: ot protestnoy k sozidatelnoy aktivnosti. Kursk, 2015. Рр. 19-36. (In Rus.)]

2. Веденяпина В.А., Горшкова В.В. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям // Начальная школа. 2011. № 2. С. 55-59. [Vedenyapina V.A., Gorshkova V.V. Instilling in younger schoolchildren love for the Motherland, home, family, and parents. Elementary School. 2011. No. 2. Pp. 55-59. (In Rus.)]

3. Виттенбек В.К., Иванова Г.П., Марченко А.А. Педагогический эксперимент в начальной школе: учебно-методическое пособие. М., 2023. [Vittenbek V.K., Ivanova G.P., Marchenko A.A. Pedagogicheskiy eksperiment v nachalnoy shkole [Pedagogical experiment in primary school]. Educational and methodological manual. Moscow, 2023.]

4. Водолажская Т.Е. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. Т. 5-6. № 43-44. С. 140-141. [Vodolazskaya T.E. Civil identity. Educational Policy. 2010. Vol. 5-6. No. 43-44. Pp. 140-141. (In Rus.)]

5. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 38-50. [Gadzhiev K.S. The concept of civil society: Ideological origins and main milestones of formation. Questions of Philosophy. 2010. No. 3. Pp. 38-50. (In Rus.)]

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М., 2014. [Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen]. 4th ed. Moscow, 2009.]

7. Иваненко В.С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 160-168. [Ivanenko V.S. International experience of patriotic education of the younger generation. Administrative Consulting. 2018. No. 10. Pp. 160-

§ 168. (In Rus.)]

ro 8. Кашина Н.И., Пономарева Е.Г., Петровских О.Н. Формирование основ

g ^ гражданской идентичности у младших школьников средствами проект-

ной деятельности // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 123-129. [Kashina N.I., Ponomareva E.G., Petrovskikh O.N. Formation of the foundations of civil identity among junior schoolchildren through к i project activities. Pedagogical Education in Russia. 2020. No. 3. Pp. 123-129.

(In Rus.)]

^ ^g 9. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятель-

1ность учащихся. Волейбол. М., 2012. [Kolodnitsky G.A., Kuznetsov V.S.,

0 н

01 Z

Maslov M.V. Vneurochnaya deyatelnost uchashchikhsya. Voleybol [Extracurricular activities of students. Volleyball]. Moscow, 2012.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кочкина Т.В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Калининградский вестник образования. 2021. № 2 (10). С. 62-71. [Kochkina T.V. Formation of civil identity of junior schoolchildren. Kaliningradskij Vestnik Obrazovaniya. 2021. No. 2 (10). Pp. 62-71. (In Rus.)]

11. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепции, программы, организационно-методические основы. М., 2018. [Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: kontseptsii, programmy, organizatsionno-metodicheskie osnovy [Patriotic education of youth: Concepts, programs, organizational, and methodological foundations]. Moscow, 2018.]

12. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 280-291. [Makarchuk Ya.V. Patriotic education of junior schoolchildren in the system of additional education. Scientific Dialogue. 2017. No. 1. Pp. 280-291. (In Rus.)]

13. Мурзина И.Я. Коммеморативные практики в образовании и конструирование культурной идентичности // Вестник Гуманитарного университета. 2019. № 3 (26). С. 81-86. [Murzina I.Ya. Commemorative practices in education and the construction of cultural identity. Bulletin of the Humanitarian University. 2019. No. 3 (26). Pp. 81-86. (In Rus.)]

14. Николаева Э.Ф., Чекина Л.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы. Тольятти, 2020. [Nikolaeva E.F., Chekina L.F. Vozrastnaya psikhologiya. Vypolnenie kursovoy raboty [Age psychology. Completing coursework]. Tolyatti, 2020.]

15. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум. М., 2015. [Shapovalenko I.V. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology and developmental psychology]. Textbook and workshop. Moscow, 2015.]

16. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях // Человек и образование. 2017. № 2 (51). C. 34-37. [Erlikh O.V. Interaction between family and school in new social and pedagogical conditions. Man and Education. 2017. No. 2 (51). Pp. 34-37. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 12.10.2023, принята к публикации 02.12.2023 The article was received on 12.10.2023, accepted for publication 02.12.2023

Сведения об авторах / About the authors

Иванова Галина Павловна - доктор педагогических наук; профессор кафедры начального образования факультета психологии, Государственный университет просвещения, г. Мытищи, Московская область

Galina P. Ivanova - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Federal State University of Education, Mytishi, Moscow Region E-mail: ivgp@mail.ru

CK

X

X

TO

TO 1—

^ X

X с

ct и

о о

1— m

Ol

z X

X о; X

CK X

X Ol

^

о

Ш Ю

F о

Марченко Алла Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры начального образования факультета психологии, Государственный университет просвещения, г. Мытищи, Московская область

Alla A. Marchenko - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Federal State University of Education, Mytishi, Moscow Region E-mail: geoalla@bk.ru

Ширкова Наталия Николаевна - кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования взрослых Центра развития навыков и профессионального образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Natalia N. Shirkova - PhD in Pedagogy; Senior Researcher at the Laboratory of Continuing Education for Adults of the Center for Skills Development and Vocational Education of the Institute of Education, HSE University, Moscow E-mail: nshirkova@hse.ru

Заявленный вклад авторов

Иванова Г.П. - общее руководство исследованием, разработка идеи представленной работы, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи

Марченко А.А. - участие в проведение исследования и подготовке текста статьи, научный анализ статей по проблеме исследования

Ширкова Н.Н. - разработка программы «Я - гражданин своей страны», анализ эмпирических данных проведенного исследования

0 н

01

Z

Contribution of the authors

G.P. Ivanova - general management of the research, development of the idea of the presented work, research planning, participation in the preparation of the text of the article

A.A. Marchenko - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

N.N. Shirkova - development of the program "I am a citizen of my country", analysis of the empirical data of the study

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

^ a All authors have read and approved the final manuscript

o ^ S vo F o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.