Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание младших школьников и его особенности во внеурочной деятельности'

Поликультурное воспитание младших школьников и его особенности во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Поликультурное воспитание / младший школьный возраст / внеурочная деятельность / воспитательный потенциал / педагогическая деятельность / социально-значимая деятельность. / Multicultural education / primary school age / extracurricular activities / educational potential / pedagogical activity / socially significant activity.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Марченко Алла Александровна, Ширкова Наталия Николаевна

Данная статья посвящена проблеме поликультурного воспитания детей младшего школьного возраста и особенностей данного процесса во внеурочной деятельности. Поликультурное воспитание является процессом обучения и воспитания, который направлен на развитие терпимости, уважения и понимания различных культур, ценностей, обычаев и национальных традиций. В статье рассмотрено значение поликультурного воспитания и его влияние на развитие ребенка как социального объекта. Через систему поликультурного воспитания дети приобретают навыки межкультурного общения, развивают умение сотрудничать и уважать других людей, учатся принимать существующие различия между людьми. В статье актуализируется важность поликультурного воспитания во внеурочной деятельности. Данная деятельность позволяет создавать толерантное и дружественное социальное окружение, способствующее развитию позитивных межличностных отношений и укреплению межэтнических связей. Авторы статьи также рассматривают направления деятельности, которые могут быть использованы для успешного внедрения поликультурного подхода во внеурочную деятельность младшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Марченко Алла Александровна, Ширкова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND THE PECULIARITIES OF THIS PROCESS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

This article is dedicated to the exploration of the importance of fostering multicultural education in children of primary school age. Multicultural education is a process of teaching and nurturing aimed at developing tolerance, respect, and understanding of different cultures, customs, and traditions. The article will discuss the significance of multicultural education and its influence on the child’s development as a social being. Through multicultural education, children acquire skills in intercultural communication, develop the ability to cooperate and respect other individuals by learning to embrace their differences. This approach allows for the creation of a tolerant and friendly social environment that promotes positive interpersonal relationships and enhances social cohesion. The authors of the article consider practical methods and strategies that can be implemented successfully to incorporate a multicultural approach into primary school educational programs.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание младших школьников и его особенности во внеурочной деятельности»

№1 2024 [СГЗ]

Поликультурное воспитание младших школьников и его особенности во внеурочной деятельности

Иванова Галина Павловна,

д.п.н., профессор ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»

E-mail: ivgp@mail.ru

Марченко Алла Александровна,

к.п.н., доцент ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»

E-mail: geoalla@bk.ru

Ширкова Наталия Николаевна,

к.п.н., старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

E-mail: nshirkova@hse.ru

Данная статья посвящена проблеме поликультурного воспитания детей младшего школьного возраста и особенностей данного процесса во внеурочной деятельности. Поликультурное воспитание является процессом обучения и воспитания, который направлен на развитие терпимости, уважения и понимания различных культур, ценностей, обычаев и национальных традиций. В статье рассмотрено значение поликультурного воспитания и его влияние на развитие ребенка как социального объекта. Через систему поликультурного воспитания дети приобретают навыки межкультурного общения, развивают умение сотрудничать и уважать других людей, учатся принимать существующие различия между людьми. В статье актуализируется важность поликультурного воспитания во внеурочной деятельности. Данная деятельность позволяет создавать толерантное и дружественное социальное окружение, способствующее развитию позитивных межличностных отношений и укреплению межэтнических связей. Авторы статьи также рассматривают направления деятельности, которые могут быть использованы для успешного внедрения поликультурного подхода во внеурочную деятельность младшей школы.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, младший школьный возраст, внеурочная деятельность, воспитательный потенциал, педагогическая деятельность, социально-значимая деятельность.

Актуальность поликультурного воспитания школьников возросла в современных условиях жизнедеятельности, особенно ввиду происходящих процессов глобализации и интеграции мировых процессов, трансформации различных этнических, социальных, политических процессов. Как отмечается исследователями, решение задач поликультурного образования приводит к согласованию и урегулированию отношений между представителями различных культур и национальностей [7]. Воспитание толерантного и терпимого отношения к другим нациям является фактором благополучного развития современного общества и мира. Кроме того, обеспечение сотрудничества между представителями различных национальностей, реализация межкультурных социальных и научных проектов способствует прогрессивному развитию, как отдельных стран, так и всего мирового пространства.

Важность формирования поликультурного общества отражена в совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования. Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2021) декларирует важность воспитания и развития личности, которая способна стать полноценной частью толерантного общества, в котором активно поддерживается диалог культур, уважение к другим народам [23]. В свою очередь, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязательное включение в образовательный процесс способы формирования толерантной личности, национального самосознания подрастающего поколения, успешную интеграцию личности в мировую и отечественную культуру [24]. Таким образом, целью поликультурного воспитания является формирование и развитие личности, которая подготовлена к эффективной жизни в многонациональной среде.

В научной литературе представлено множество определений процесса «поликультурное воспитание». Рассмотрим некоторые из них [20; 26].

• Поликультурное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование толерантного и открытого отношения к разным культурам, национальностям и религиям через искусство, литературу, народный фольклор, музыку и игры.

• Поликультурное воспитание личности - это развитие способности к взаимодействию с представителями разных культур и умению работать в мультикультурной среде.

• Поликультурное воспитание - это образовательная практика, направленная на развитие ряда интеллектуальных и социально-эмоциональных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в мультикультурной среде.

• Поликультурное воспитание - это процесс, ориентированный на формирование уважения к чужой культуре и способности к диалогу с представителями разных этических, социальных и национальных групп.

На основании данных определений, можно отметить, что в самом общем виде поликультурное воспитание отражает процесс формирования и развития у личности культурной компетенции, основанной на принципах уважения, бережного и диалогичного общества с различными этносами, признания разнообразия культурных традиций и ценностей. В научной литературе отмечается, что содержательными характеристиками данного процесса являются следующие: осознание индивида, что он является поликультурным субъектом; расширение понятий о собственной национальной принадлежности; осознание собственного места, роли, значимости и ответственности в решении различных вопросов; желание принимать участие в борьбе против межнационального неравенства, ненависти и культурного вандализма.

В.В. Еремин охарактеризовал основные этапы поликультурного становления личности [10]:

1) когнитивный этап, который предусматривает изучение культуры собственного народа и других наций, культурного опыта человечества в целом;

2) ценностный этап, направленный на формирование толерантного и терпимого отношения к межнациональному общению, наличие интереса к ознакомлению с культурой других народов;

3) оценочный этап (этап рефлексии), который отражает способность четко и ясно сформулировать свое мнение по отношению к межнациональным событиям, явлениям, а также умение бережно и терпеливо отстаивать свою точку зрения;

4) деятельностный (поведенческий) этап, который связан с активным взаимодействием с людьми другой нации или этнической группы.

Как отмечается рядом исследователей, занимающихся данной проблематикой, наиболее эффективно начинать процесс поликультурного воспитания именно с младшего школьного возраста, что обусловлено ключевыми характеристиками данного возраста. Рассмотрим особенности данного процесса применительно к младшему школьному возрасту. Е.Н. Землянская отмечает, что младший школьный возраст является «переходным» рубежом между окончанием игровой деятельности и развитием учебной. В этот период у детей наблюдается перестройка логики, развитие в психологическом плане, обретение нового социального статуса -«школьник» [11]. Кроме того, в младшем школьном возрасте детский мозг находится в состоянии высокой пластичности, что делает его более податливым к усвоению новой информации и формированию новых социальных навыков. Это возраст, когда у ребёнка формируются основы культурного образования, а поликультурное воспитание может стать естественной частью этого процесса. Восприятие какой-либо информации младших школьников находится в непосредственной связи с осуществляемой деятельностью. Соответственно, дети максимально полно усваивают информацию при условии, что выполняют какую-либо деятельность, связанную с ней.

Одним из главных аспектов поликультурного воспитания является развитие социальных навыков, необходимых для взаимодействия с представителями различных культур. В младшем школьном возрасте дети активно учатся общаться, сотрудничать, воспринимать и понимать других людей [16]. Поэтому можно отметить, что возраст 7-11 лет является идеальным периодом для формирования у них уважения к разнообразию и различиям между разными культурами. Кроме того, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием восприятия и познания окружающего мира [17]. Дети в этом возрасте начинают интересоваться разными странами, культурами, традициями и языками, именно

поэтому поликультурное воспитание помогает им расширить свои знания о различных культурах и позволяет им увидеть ценности, разделяемые представителями различных этносов. Также начальная школа является средой, где дети начинают осознавать свою принадлежность к определенной культуре, одновременно сталкиваясь с представителями других культур [18]. Таким образом, поликультурное воспитание помогает формированию толерантного отношения и открытости к разнообразию, уча детей уважать и принимать других.

Поликультурное воспитание младших школьников, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, можно проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предметы, согласно ФГОС НОО, которые оказывают положительное влияние на поликультурное воспитание следующие: родной язык, иностранный язык, уроки литературного чтения, изобразительное искусство, музыка, обществознание и прочие предметы гуманитарного цикла (например, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология) [22]. На каждом из предметов педагогами должны использоваться всевозможные средства для формирования национальной идентичности, интереса и терпимого отношения к другим культурам, укрепления патриотизма и любви к Родине, нравственное совершенствование личности, готовой противостоять негативному влиянию и отстаивать свои принципы.

Внеурочная деятельность является же наиболее оптимальным способом организации поликультурного воспитания. Внеурочная деятельность - это важнейшая часть образовательного процесса, которая способствует процессу формирования у школьников общекультурных, патриотических, социально-ориентированных знаний, ценностей и норм поведения.

Целевой потенциал внеурочной деятельности, ориентированный на развитие системы поликультурных ценностей учащихся, базируется на следующих направлениях деятельности и ключевых аспектах [36]: формирование гражданской идентичности, чувства ответственности и гордости за свою Родину, чувство собственной национальной принадлежности, формирование целостного взгляда на окружающий мир, терпимость к культурному и национальному разнообразию, бережного отношения к своим и чужим духовным и этнокультурным ценностям; развитие уважительного отношения к другому мнению, позиции; развитие навыков адаптации в постоянно меняющемся социуме; принятие собственной социальной роли в обществе [5].

Внеурочная деятельность является фактором удовлетворения нескольких потребностей учащегося, она является добровольной и, следовательно, предполагает наличие самостоятельности в плане посещения и выполнения какой-либо деятельности. Воспитательный потенциал в данном случае реализуется с помощью познавательного аспекта внеурочной деятельности [19]. Дополнительно к этому прибавляется коллективная деятельность, которая благоприятно воздействует на учащихся и их коммуникативные способности. Поэтому одной из наиболее важных потребностей школьника, которую удовлетворяет внеурочная деятельность, является потребность в общении и успешной социализации среди представителей различных этнических групп. Умение слушать своего собеседника и принимать его точку зрения, даже если она отличается от собственной, является важным навыком, который может пригодиться в будущем и сформировать личность школьника [13]. Кроме того, внеурочная деятельность, направленная на поликультурное воспитание младших школьников, позволяет

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

более тонко и четко учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и реализовывается в виде внеурочных занятий, таких как: школьные (факультативные) кружки, экскурсии, мероприятия, соревнования, научные исследования и т.д.

И.Б. Грезина отмечает, что потенциал внеурочной деятельности не ограничивается познавательной направленностью, ведь кроме набора теоретических и фундаментальных знаний, участники деятельности (в данном случае дети) получают большой опыт социализации. Социализация является процессом усвоения норм и ценностей социума. Для поликультурного воспитания это может играть решающую роль. Во-первых, личность, которая видит толерантность в социуме, также усвоит нормы и принципы толерантности. Во-вторых, личность сможет увидеть в социуме разнообразие культур, что также является ключевым моментом поликультурного воспитания [6].

В свою очередь М.П. Андреева сформулировала основные задачи внеурочной деятельности: развитие высокой нравственной культуры; патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции; развитие положительных личностных качеств; формирование навыков взаимодействия в коллективе в различных ситуациях; формирование стремления к познавательной деятельности [1].

В процессе поликультурного воспитания, как утверждает В.А. Комаров, необходимо организовать внеурочную деятельность учащихся по трем основным направлениям: развитие умений и навыков поликультурного взаимодействия, получение знаний, касающихся поликультурности и ее особенностей, обучению навыков формирования рефлексивного отношения к себе и другим. Разработка данных видов перечисленных аспектов в начальной школе можно проводить с помощью заданий на написание сочинения, проведение анкетирования или яркой, интересной викторины, организация дискуссии на круглом столе [14].

Развитие представлений о многонациональном обществе во внеучебной деятельности можно формировать при использовании следующих направлений социально-значимой деятельности [21; 25; 26]:

1) изучение исторических материалов, которые являются доказательством плодотворного и позитивного взаимоотношения различных народов, национальностей друг с другом;

2) анализ исторических проблем с точки зрения различных культур и народов [15];

3) непосредственное общение с представителями разных национальностей, проживающих на территории россии;

4) изучение литературы и устного народного творчества [2];

5) изучение национальной музыки и живописи как собственного народа, так и других;

6) изучение предметов декоративно-прикладного искусства, традиций, обрядов как собственного народа, так и других [22];

7) посещение национальных и краеведческих музеев. Как отмечает А.Н. Джуринский, в качестве методов

поликультурного воспитания младших школьников также могут использоваться такие формы деятельности, как [8]:

1) проведение и организация театрализованных представлений по мотивам российских сказок и легенд, народного фольклора;

2) организация конкурсов, напрямую связанных с культурными и национальными особенностями. Например, конкурс лучшего национального костюма или блюда;

3) выпуск самодельной школьной газеты, в которой бы затрагивались темы о том, как важно поддерживать единство национальностей и народов;

4) тематические встречи с представителями разных народов и этносов;

5) моделирование различных ролевых ситуаций или тренингов, мастер-классов с представителями разных народностей, вероисповеданий и т.д.

Данные направления деятельности являются отличным способом вовлечения ребенка в учебновоспитательную и социально-значимую деятельность. Во многом потому, что большинство из них предусматривают возможность использования игровой организации деятельности. Кроме того, они направлены на активное взаимодействие педагога и учеников, социума, следовательно, и общения, которое необходимо для личностного развития учащихся [15].

Особенности этапов поликультурного воспитания во внеурочной деятельности непосредственно для младших школьников можно представить следующим образом.

Как было отмечено выше, существует несколько этапов поликультурного воспитания личности. А.А. Шабля отмечает, что на первом, когнитивном, этапе детям важно ознакомиться с особенностями культуры собственного народа, приобрести основы национальной идентичности. В работе с младшими школьниками на данном этапе важно применять мультфильмы, народный фольклор, песни, посещать музеи. Детям важно в процессе изучения опираться на наглядные предметы. Далее необходимо ознакомиться с культурами других народов с использованием все тех же наглядных методов [25].

На втором, ценностном, этапе воспитание младших школьников происходит посредством общения с представителями различных народов. Формирование толерантного отношения к представителям другой культуры формируется посредством осознания детьми, что представители других культур являются точно такими же людьми и отличаются от них только особенностями культуры. Младшие школьники, зачастую, очень открыты к общению, и вместе с поликультурным воспитанием могут формировать навыки социального общения [12].

Оценочный этап подразумевает, что дети должны научиться формулировать свои мысли четко и грамотно, уметь отстаивать свою точку зрения в бережной форме, отличать правдивые суждения других. Именно поэтому данный этап проходит преимущественно через беседы и мозговые штурмы, в которых учащимся будет отведена главная роль - говорящего.

На четвертом, деятельностном этапе учащийся должен демонстрировать толерантное поведение в социуме. На данном этапе также подразумевается проведение встреч с представителями различных культур. Учащийся должен показывать свою готовность к продуктивному и толерантному взаимодействию с окружающими людьми.

Согласно работе Е.И. Величко, эффективность и успешность итогов проведения внеурочной деятельности обеспечивается соответствием процесса некоторым принципам организации, которые включают: системность, взаимосвязь внеурочной деятельности и реальной жизни, актуализация воспитательных воздействий всех участников процесса, постепенное повышение сложности содержания выполняемой деятельности, учет возрастных особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса [4, 9].

В работе А.А. Селиной, Е.Ю. Ефричевой рассмотрены основные результаты поликультурного воспитания младших школьников, соотнесенные с ранее обозначенными этапами деятельности [5].

Так, первый уровень результатов характеризуется наличием сформированных базовых понятий у школьников, к которым относятся социальные знания об общественных нормах морали, устройство и взаимоотношения внутри общества, поликультурное взаимодействие, ценности различных этнических групп, правила поведения в многонациональном мире. Достижение результатов первого уровня происходит за счет активного взаимодействия учеников и педагогов, психологов, родителей.

Второй уровень результатов характеризуется завершением формирование у школьника позитивного отношения к жизненным, общечеловеческим ценностям, которые разделяются людьми вне зависимости от их этнического происхождения. В данном случае формируется, например, любовь к родному Отечеству, его многонациональности. У ребенка появляется положительное отношение как к собственному труду, так и к чужому. Также выстраивается ценностное и толерантное отношение к окружающему миру и людям, которые его окружают, вне зависимости от национальности. На данном этапе важным является факт взаимодействия одноклассников друг с другом, особенно с детьми различных этнических групп.

Третий уровень результатов характеризуется получением опыта социального взаимодействия. В данном случае основным способом является взаимодействие школьника с различными социальными субъектами вне образовательного учреждения. Только в условиях реального социального взаимодействия, когда ребенок самостоятельно принимает решения и оценивает происходящее, он сможет сформировать свою гражданскую позицию. Осознанная позиция ребенка в социуме не даст ему быть подверженным влиянию негативных тенденций со стороны. В данном случае под негативными тенденциями могут пониматься расистские идеологии, идеи о доминирующем положении наций, подчинении одних народов другим и так далее [3].

Таким образом, поликультурное воспитание младших школьников базируется на формировании достаточной полноты и обширности знаний, касающихся политических и социальных отношений. Поликультурное воспитание способствует развитию личности, которая совершенствуется с помощью ценностного обмена между различными культурами. Ценности различных культур вносят свой вклад в развитие личности учащегося, а процесс поликультурного воспитания во внеурочной деятельности делает ученика непосредственным участником процесса обмена информацией, культурного разностороннего просвещения и обогащения личности путем изучения культурной самобытности различных народов.

Резюмируя, можно отметить, что внеурочная деятельность является наиболее оптимальным способом для поликультурного воспитания младших школьников. Во-первых, во внеурочной деятельности можно использовать различные интерактивные формы работы, такие как игры и театральные постановки, чтобы познакомить детей с культурами разных народов. Программа внеурочных занятий должна включать разнообразные мероприятия, посвященные культурному наследию разных стран и народов. Во-вторых, в процесс внеурочных занятий могут быть привлечены не только дети, но и психологи, родители, выдающиеся личности отдельных стран и т.д. В-третьих, максимальная интерактивность и включенность детей в обсуждение и анализ материалов о разных культурах позволяет им сформировать свое собственное отношение к ним и развивает собственную идентичность. В-четвертых, потенциал внеурочной деятельности

позволяет использовать практические задания, которые

помогут детям приобрести практические навыки взаимодействия с представителями разных культур.

Литература

1. Андреева М.П. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - 241 с.

2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.

3. Бекбулатова А.М. Поликультурная компетентность педагога в образовательной среде // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https:// scienceforum.ru/2017/article/2017033267

4. Величко Е.И. Педагогические условия интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Молодой ученый. - 2021. -№ 23 (365). - С. 305-307.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина, О.Ю. Ефричева, Е.Ю. Богданова, Ю.А. Абрамова // Вестник научных конференций. -2020 - № 1-3 (53). - С. 139-141.

6. Грезина И.Б., Карпеченко А.С., Шестерни-на Е.А. Внеурочная деятельность младших школьников в контексте интегративного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2022. - № 5. - С. 29-33.

7. Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2018. - № 2. - 9 с.

8. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития /Педагогика. -№ 12. - 2002. - С. 93-96.

9. Дьяков И.А. Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях // Современное педагогическое образование. -2021. - № 5. - 271-274 с.

10. Еремин В.В. К вопросу об основных подходах поликультурного образования // Вестник КемГУ. - 2008. -№ 4. - 6 с.

11. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 406 c.

12. Ильинская И.П. Современный младший школьник в поликультурной среде: вариативность образовательных парадигм и воспитание личности // БЕРЕ-ГИНЯ.777.СОВА. - 2017. - № 4(35). - 83-93 с.

13. Киселёва Т.И. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 5(45). - 33-50 с.

14. Комаров В. Культура межнационального общения: О постановке воспитательной работы в школе // Народное образование, 1993, № 5-48 с.

15. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. -1999. - № 6. - С. 3-11.

16. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект: Трикста, 2011. - 432 с.

17. Николаева Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы. - Тольятти: ТГУ, 2020. - 92 с.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, МГППУ, 2013. - 464 с.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

19. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Коло-кольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019-144 с.

20. Протанская Е.С. Поликультурное образование в системе ценностей современного мира // Вестник СПбГИК. - 2022. - № 2(51). - 136-144 с.

21. Ткачук А.А., Томилина Л.Л., Ушнурцева Н.Н. Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы // Мир науки. Педагогика и психология. -2019. - № 4. - 1-8 с.

22. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурная компетентность учителя в условиях многокультурного общества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 21. - 6 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 286. - URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) № 273-ФЗ. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

25. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020 - № 2 (22). -С. 108-112. -URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=43984738

26. Шаяхметов Б.Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы // Молодой ученый. - 2020. - № 16 (306). - С. 333-335.

MULTICULTURAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND THE PECULIARITIES OF THIS PROCESS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Ivanova G.P., Marchenko A.A., Shirkova N.N.

Federal State University of Education, HSE University

This article is dedicated to the exploration of the importance of fostering multicultural education in children of primary school age. Multicultural education is a process of teaching and nurturing aimed at developing tolerance, respect, and understanding of different cultures, customs, and traditions. The article will discuss the significance of multicultural education and its influence on the child's development as a social being. Through multicultural education, children acquire skills in intercultural communication, develop the ability to cooperate and respect other individuals by learning to embrace their differences. This approach allows for the creation of a tolerant and friendly social environment that promotes positive interpersonal relationships and enhances social cohesion. The authors of the article consider practical methods and strategies that can be implemented successfully to incorporate a multicultural approach into primary school educational programs.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: multicultural education, primary school age, extracurricular activities, educational potential, pedagogical activity, socially significant activity.

References

1. Andreeva M.P. Educational potential of extracurricular activities in a modern school in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard // International student scientific Bulletin. - 2016. - Vol. 5. - No. 2. - 241 p.

2. Bayborodova L.V. Extracurricular activities of schoolchildren in age groups. - Moscow: Prosveshchenie. 2014. - 176 p.

3. Bekbulatova A.M. Multicultural competence of a teacher in an educational environment // Materials of the IX International stu-

dent scientific conference “Student Scientific Forum”. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033267

4. Velichko E. I. Pedagogical conditions of intercultural education of younger schoolchildren in extracurricular activities / Young scientist. - 2021. - № 23 (365). - Pp. 305-307.

5. Extracurricular activities in primary school / A.A. Selina,

0. Yu. Efricheva, E. Yu. Bogdanova, Yu.A. Abramova // Bulletin of scientific conferences. - 2020 - № 1-3 (53). - Pp. 139-141.

6. Grezina I.B., Karpechenko A.S., Shesternina E.A. Extracurricular activities of younger schoolchildren in the context of an integrative approach // International Journal of Experimental Education. - 2022. - No. 5. - Pp. 29-33.

7. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Multicultural education and modern challenges // Bulletin of the Moscow University. Pedagogical education. - 2018. - No.2. - 9 p.

8. Dzhurinsky A.N. Multicultural education: the essence and prospects of development of Pedagogy. - 2002. - pp. 93-96.

9. Dyakov I.A. The content of the category “educational potential” in modern research // Modern pedagogical education. - 2021. -No.5. - 271-274 p.

10. Eremin V.V. On the issue of the main approaches of multicultural education // Bulletin of KemSU. - 2008. - No.4. - 6 p.

11. Zemlyanskaya E.N. Theory and methodology of education of younger schoolchildren: textbook and workshop for universities / E.N. Zemlyanskaya. - Moscow: Yurait. 2020. - 406 p.

12. Ilyinskaya I.P. Modern junior schoolboy in a multicultural environment: variability of educational paradigms and personality education // BEREGINYA.777.THE OWL. - 2017. - № 4. - Vol. 35. - 83-93 p

13. Kiseleva T.I. Extracurricular activities as a means of developing cognitive interests of younger schoolchildren // Education management: theory and practice. - 2021. - № 5. - Vol. 45. 33-50 p

14. Komarov V. Culture of interethnic communication: On the formulation of educational work at school // Nar.obr. - 1993. -№ 5-48 p.

15. Kuzmin M.N. Education in the conditions of polyethnic and multicultural Russia // Pedagogy. - 1999. - No. 6. - pp. 3-11.

16. Kulagina I.Y. Developmental psychology and age psychology /

1. Y. Kulagina, V.N. Kolutsky. - M.: Academic project: Triksta, 2011. - 432 p.

17. Nikolaeva E.F. Age psychology. Execution of course work. -Tolyatti: TSU, 2020. - 92 p.

18. Obukhova L.F. Age psychology. - M.: Yurayt, MGPPU, 2013. -464 p.

19. Organization of extracurricular activities in primary school: studies. manual / T.A. Kolesnikova, Z.U. Kolokolnikova, O.B. Lobanova, T.V. Gazizova, I.A. Vlasova. - Krasnoyarsk: Sib. feder. Univ., 2019-144 p.

20. Protanskaya E.S. Multicultural education in the value system of the modern world // VestnikSPbGIK. - 2022. - Vol. 51. - No. 2. -136-144 p.

21. Tkachuk A.A., Tomilina L.L., Ushnurtseva N.N. Multicultural education of younger schoolchildren in the conditions of modern primary school // The world of science. Pedagogy and psychology. - 2019. - No.4. - 1-8 p.

22. Fakhrutdinova G.J. Multicultural competence of a teacher in a multicultural society // Priority scientific directions: from theory to practice. - 2016. - No.21. - 6 p.

23. Federal State Educational Standard of Primary General Education (approved by Order No. 286 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 31, 2021. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400807193/#1000

24. Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 12/29/2012 No. 273-FZ (last edition) on December 29, 2012 (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2023) N 273-FZ. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/

25. Shablya A.A. Identification of effective forms of organization of extracurricular activities in primary school / A.A. Shablya // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. - 2020 - № 2 (22). - Pp. 108-112. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=43984738

26. Shayakhmetov B.R. Multicultural education in the educational environment of a modern school // Young scientist. - 2020. -№ 16 (306). - Pp. 333-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.